Эксперименты милгрэма: Эксперимент Милгрэма: как привычка подчиняться может сподвигнуть на ужасные вещи

Эксперимент Милгрэма: как привычка подчиняться может сподвигнуть на ужасные вещи

3 апреля Теории большого мира Ликбез

У любого человека есть шанс вовремя сказать «нет».

Ия Зорина

Автор Лайфхакера, атлет, КМС

С 1933 до 1945 годы миллионы невинных людей были убиты по команде в газовых камерах и лагерях смерти. Идея всего этого ужаса могла зародиться в голове одного человека, но, чтобы она воплотилась в жизнь, нужно было гораздо больше — послушание и повиновение тех, кто это делал.

В начале 60-х годов XX века психолог Йельского университета Стэнли Милгрэм исследовал оправдания обвиняемых нацистов в ходе Нюрнбергского процесса. Их защита часто основывалась на повиновении приказам начальства.

В 1961 году, после суда над офицером СС Адольфом Эйхманом, известным как «архитектор Холокоста», Милгрэм решил проверить, могло ли случиться так, что миллионы нацистов действительно «просто выполняли приказы». И не способны ли остальные люди оказаться на их месте.

В 1963-м Милгрэм провёл экперимент, впоследствии вошедший во многие учебники психологии.

По объявлению в газете он набрал 40 мужчин в возрасте от 20 до 50 лет, заплатил им по 4,5 доллара за участие и пригласил в лабораторию. Для реалистичности людей попросили пройти жеребьёвку, чтобы распределить роли «ученика» и «учителя» в эксперименте.

Первый должен был запоминать слова, второй — следить за выполнением задания и в случае ошибок включать электрический ток.

На самом деле настоящего участника всегда брали в паре с подставным человеком, который становился «учеником». После жеребьёвки его отводили в отдельную комнату, где прикрепляли к рукам электроды.

«Учитель» и исследователь садились в соседнем помещении. Там находился генератор электрического тока, а также ряд выключателей с маркировкой от 15 до 450 вольт и надписями вроде «Лёгкий шок», «Сильный шок», «Опасность: тяжёлый шок». Последние два были обозначены просто как XXX и соответствовали разрядам в 425 и 450 вольт.

Во время эксперимента Милгрэма участник должен был читать «ученику» серии слов для запоминания. После этого подставной человек якобы выбирал правильные ответы из четырёх вариантов, и они высвечивались на экране.

За каждую ошибку «учитель» должен был нажимать на выключатель для подачи тока. Более того, после каждого последующего неправильного ответа интенсивность разряда нужно было увеличивать.

Разумеется, подставной человек часто ошибался, так что участники эксперимента быстро переходили к высокому напряжению. Когда «учитель» доходил до 300 вольт, «ученик» начинал стучать в стену комнаты. С этого момента его ответы больше не появлялись на экране.

Конечно, большинство участников в этот момент спрашивали экспериментатора, что делать дальше. Тот сообщал, что отсутствие ответа можно расценивать как ошибку, за которую полагается наказание.

Далее он давал рекомендацию выждать 5–10 секунд, а затем увеличить напряжение. После 315 вольт снова слышался стук. И вновь тишина и отсутствие ответа.

Если «учитель» отказывался нажимать на рычаг, экспериментатор говорил заранее подготовленные фразы:

1. Пожалуйста, продолжайте.
2. Эксперимент требует, чтобы вы продолжали.
3. Абсолютно необходимо, чтобы вы продолжали.
4. У вас нет выбора, вы должны продолжать.

Эти предложения всегда говорились по порядку: не сработало первое — шло в ход второе. Экспериментатор говорил сухим нейтральным тоном. Твёрдым, но без грубости. Если человек не продолжал и после четвёртой фразы, эксперимент останавливался.

В результате из 40 участников только пятеро остановились, добравшись до отметки «300 вольт», когда «ученик» начал стучать в стену. После неё постепенно отсеялось ещё 16 человек.

При этом «учителям» было совсем не весело. Люди сильно переживали, особенно когда доходили до действительно сильных разрядов. Они потели, дрожали, кусали губы, вонзали ногти в ладони. У 14 из 40 участников напряжение проявлялось в виде нервного смеха, у трёх случились судороги.

Иллюстрация: Оля Ёгидэ / Лайфхакер

И несмотря на всё это, 26 человек дошли до отметки в 450 вольт — той, что идёт после маркировки «Опасность: тяжёлый шок» и даже не имеет названия.

65% участников наказали «ученика» самым сильным разрядом уже после того, как он перестал отвечать.

Люди, набранные для участия в эксперименте Милгрэма, не были садистами и психопатами. Это были обычные рабочие, бизнесмены или клерки, представители интеллектуальной сферы.

Исследователи сделали вывод, что любой человек может совершить какой угодно ужасный поступок, если обстоятельства будут к этому располагать.

Что заставляет хороших людей подчиняться плохим приказам

В то время как выводы эксперимента Милгрэма широко разнеслись в средствах массовой информации, в научном сообществе многие отказывались принимать их за чистую монету.

Говорили и про неправильную выборку — участвовали только мужчины, и про подтасованные результаты, и про несоблюдение традиционных стандартов для качественного исследования.

Австралийский психолог Джина Перри, написавшая книгу про эксперимент Милгрэма, назвала главным изъяном исследования его нереалистичность. Она утверждала, что участники просто догадывались, что «ученик» подставной, и потому не боялись причинить вред и выполняли команды.

В то же время польское исследование, проведённое через 50 лет после первого эксперимента, показало тот же уровень податливости людей. При этом в нём участвовали и мужчины, и женщины.

В процессе исследований учёные обнаружили несколько взаимосвязей между условиями и тем, будут ли участники подчиняться приказам, несмотря на страдания жертвы. Вот они.

Отсутствие ответственности

Повторные эксперименты Милгрэма показали, что готовность продолжать наказание сильно зависела от того, кто брал на себя ответственность за результаты.

Если участники спрашивали, не пострадает ли человек, экспериментатор отвечал, что, хотя разряд и может быть болезненным, необратимых повреждений не будет. И просил продолжать.

По всему выходило, что ответственность «учителя» минимальна.

Ведь именно экспериментатор заверял его, что всё в порядке. И это он просил продолжать, несмотря на стук, отсутствие ответа и, в некоторых случаях, крики боли и жалобы из соседней комнаты.

Когда экспериментатор напрямую говорил, что берёт на себя ответственность за то, что случится, продолжали нажимать на выключатель даже те, кто сначала отказывался это делать.

Более того, если участникам позволяли не трогать кнопку лично, а поручить это дело помощнику, интенсивность тока до максимума довели уже 92,5% испытуемых. Возможность дистанцироваться от действия снимает часть ответственности: «Я получал приказ. Не я нажимал на кнопку».

Если же эксперимент устраивали так, чтобы человек почувствовал больше личной ответственности за происходящее, процент подчинения резко падал.

Например, когда «ученик» отказался участвовать после разряда в 150 вольт, а «учителя» попросили прижать его руку к электроду, подчинились указаниям только 30% участников. Человек мог увидеть, к чему приведёт подчинение, и это отрезвляюще действовало на большинство участников.

Более того, процент повиновения резко упал и тогда, когда людям просто напомнили, что они несут ответственность за свои действия.

Авторитет власти

Милгрэм считал, что для бездумного повиновения важно знать, что отдающий приказы имеет право это делать.

В эксперименте исследователь, командующий участниками, был в сером лабораторном халате. Он вёл себя строго и был уверен в своих действиях.

В этой обстановке он явно имел право указывать людям, что делать и как. И они подчинялись.

В повторном же исследовании приказы отдавал не учёный в халате, а обычный человек в повседневной одежде. И уровень послушания участников упал на 20%.

Примерно такие же показатели получили, когда команды давались дистанционно — по телефону из другой комнаты. В таком случае многие участники обманывали и пропускали удары током или выбирали меньшее напряжение, чем требовал экспериментатор.

Имеет значение и обстановка. Когда эксперимент провели в обычном офисе, а не во впечатляющем Йельском университете, только 47,5% участников довели дело до конца.

Таким образом, легитимность власти и снятие ответственности с человека могут заставить его выполнять жестокие приказы.

В то же время есть факторы, которые заставляли людей противиться приказам, несмотря на власть и отсутствие ответственности.

Что может заставить человека восстать против жестокости, несмотря на приказы

Иллюстрация: Оля Ёгидэ / Лайфхакер

Как отмечает нейробиолог Роберт Сапольски в книге «Биология добра и зла», гораздо легче повиноваться жестоким приказам, когда жертва является абстракцией.

В эксперименте «учитель» не видел «ученика» — они находились в разных комнатах, а ответы показывались на экране. Возможно, участники действительно не верили, что кто-то получает разряд тока, и не имели возможности в этом убедиться.

А вот когда оба участника процесса находились в одной комнате, степень повиновения снижалась до минимума. Особенно если перед началом они пожимали друг другу руки.

Когда жертва получает индивидуальность, становится человеком, а не каким-то незримым учеником, ни авторитет, ни отсутствие ответственности не заставят переступить через собственную гуманность.

Не хуже работает и поддержка других людей. В одном из вариантов эксперимента, помимо участника, в комнате присутствовало ещё двое подставных «учителей». Один из них остановился на отметке в 150 вольт, другой — в 210 вольт.

В этом случае до последнего разряда дошли только 10% участников.

Как не стать жертвой бездумного подчинения

Конечно, эксперимент Милгрэма нельзя считать доказательством того, что любой человек будет творить страшные вещи, если почувствует, что не придётся нести за это ответственность. Но он даёт понять: наше поведение  во многом зависит от обстоятельств, и сумма факторов может склонить к жестоким поступкам даже хороших людей.

Опираясь на результаты экспериментов, можно сказать, что в первую очередь необходимо осознавать свои действия и их последствия. А также уметь увидеть за абстракцией человека и представить себя на его месте.

Последнее поможет избежать предвзятости и понять, что вы собираетесь сделать и как это соотносится с вашими моральными принципами.

Читайте также 👥

  • Как эффект свидетеля объясняет убийство на глазах очевидцев
  • Поведенческая экономика: почему мы тратим деньги неразумно и что с этим делать
  • Теория разбитых окон: могут ли граффити на стенах и мусор провоцировать людей на преступление
  • Мышиный рай: как идеальные условия жизни привели к вымиранию и может ли это случиться с нами

Эксперимент Милгрэма

Эксперимент Милгрэма представляет собой опыт в социальной психологии, проведенный Стэнли Милгрэмом в 1963 г. Этот психолог учился в Йельском университете. Данный эксперимент получил широкую огласку и популярность, как в научных, так и социальных кругах.

Некоторые ученые называли этот опыт одним из самых жестоких в истории психологии. Перед участниками эксперимента ставилась задача пробудить в себе садистические наклонности, сознательно причиняя боль и мучения по отношению к другим людям.

Сегодня вы узнаете детали эксперимента Милгрэма.

Кто такой Стэнли Милгрэм

Стэнли Милгрэм родился в Нью-Йорке 15 августа 1933 г. Начальное образование он получил в школе имени Джеймса Монро, учась в одном классе с еще одним известным в будущем психологом Филиппом Зимбардо.

По окончании данного учебного заведения Милгрэм поступает в Королевский колледж в Нью-Йорке на факультет политологии. Однако вскоре ему становится ясно, что эта научная сфера не вызывает у него особого интереса. И все же ему удается окончить учебу.

Стэнли Милгрэм

Во время обучения Стэнли серьезно интересовала специальность «социальная психология». Он даже хотел поступить в Гарвард, но у него не получилось это сделать по причине недостатка соответствующих знаний.

Тем не менее, это не остановило Милгрэма, и он за одно лето смог пройти 6 курсов по социальной психологии в 3 разных высших учебных заведениях. В результате этого, в 1954 г. он поступил в Гарвард.

В студенческие годы у Стэнли завязались хорошие отношения с лектором по имени Соломон Аш, ставшим популярным психологом, благодаря изучению феномена конформности. Милгрэм даже выступал в качестве ассистента, в ходе его исследований и экспериментов.

Когда Милгрэм закончил учиться, то принял решение возвратиться обратно в США. Там Стэнли начал трудиться в Принстоне, вместе с Соломоном Ашем. Важно отметить то, что между этими учеными не было каких-либо дружеских отношений. Они испытывали интерес друг к другу исключительно в научной сфере. Через год Милгрэм захотел продолжить работу в области психологии, но уже отдельно от Аша.

Суть эксперимента Милгрэма

В ходе своего знаменитого эксперимента Стэнли Милгрэм хотел узнать, сколько мучений могут причинить одни люди другим, если это будет входить в их должностные обязанности. В самом начале он думал отправиться в Германию, поскольку предполагал, что немецкий народ более склонен к подчинению.

Это было связано с недавним нацистским режимом, который показал миру все ужасы такого управления государством. Но когда он поставил первые эксперименты в штате Коннектикут, оказалось, что ехать никуда не стоит, и можно спокойно продолжать работу у себя на родине, так как люди везде одинаковые.

В контексте сказанного нельзя не вспомнить про другой известный эксперимент «Третья Волна». Обязательно прочитайте о нем – это очень интересно.

Кратко об эксперименте Милгрэма

Результаты эксперимента Милгрэма наглядно показали, что люди не в состоянии противостоять своему авторитетному руководству в том случае, когда оно приказывает им мучать других, даже ни в чем невиновных людей. Оказалось, что человек готов беспрекословно подчиняться высшему начальству, выполняя любые его приказы, даже если они идут вразрез с его жизненными принципами.

Стэнли Милгрэм со студентами, 1961 год

Кроме США, данный эксперимент поводился также в Германии, Италии, Нидерландах, Испании, Иордании и Австрии. Конечные итоги опыта доказали, что независимо от национальности, участники эксперимента намеренно доставляли боль другим людям, если этого от них требовало начальство.

Описание эксперимента Милгрэма

Эксперимент под названием «Повинуемость» проходил в подвальном помещении Йельского университета. В этом опыте участвовали более 1000 человек разного пола и возраста. Изначально человеку предлагали широкий спектр действий, идущих вразрез с его принципами и моральными нормами.

Главный вопрос или задача эксперимента Милгрэма звучали следующим образом: как далеко может зайти человек, причиняя боль другому, пока подчинение руководителю не станет противоречивым для него?

Подопытным, смысл этого эксперимента объяснялся в совершенно другом свете: им говорилось о том, что целью опыта является исследование влияния телесной боли на функции человеческой памяти. В данном исследовании принимали участие наставник (экспериментатор), испытуемый (ученик) и подставной актер (в роли второго ученика).

Согласно правилам, от ученика требовалось выучить длинный список разных парных слов, а учителю надлежало проверять, насколько хорошо и точно ученик запомнил эти словосочетания.

Если ученик допускал ошибку, учитель должен был ударять его током. При каждой новой оплошности, учитель снова пропускал электрический заряд, который с каждым разом увеличивался.

Как проводился эксперимент Стэнли Милгрэма

Перед тем, как начинать эксперимент Милгрэма, Стэнли устраивал показанную жеребьевку относительно того, кто из двух кандидатов будет учеником, а кто учителем. При этом учителем, конечно же, все время становился испытуемый.

Актер, играющий роль ученика, садился на стул с подведенными к нему «электрическими проводами». Перед началом эксперимента обоих учеников обязательно били током напряжением в 45 Вольт. Это делалось для того, чтобы ничего не подозревающий участник эксперимента мог прочувствовать ту боль, которую будет испытывать ученик.

Подставного ученика подключают к электродам

Далее учитель проходил в соседнее помещение и начинал диктовать слова ученику. Когда тот ошибался, учитель тут же нажимал на кнопку, ударяя несчастного током. По правилам, каждый последующий электрический разряд увеличился на 15 Вольт, а максимальное напряжение достигало целых 450 Вольт.

Как говорилось вначале, ученик был подставным актером, который лишь изображал, будто его по-настоящему бьет электричеством. Система тестирования специально была настроена так, что ученик 1 раз отвечал верно, а после этого 3 раза подряд случались ошибки.

Поэтому, когда учитель дочитывал до конца все пары словосочетаний, написанных на первом листе, электрические удары достигали напряжения в 105 Вольт. Однако, когда испытуемый хотел продолжить читать слова, перейдя к следующему листу, экспериментатор заставлял его начать все заново, снизив электрический удар до 15 Вольт.

Это делалось для того, чтобы подопытный понимал, что опыт не завершится до тех пор, пока все пары слов не будут правильно произнесены учеником.

Подчинение авторитету в эксперименте Милгрэма

Когда ученика «бил» разряд в 105 Вольт, он требовал прекращения издевательства над ним, из-за чего учитель испытывал стресс и угрызения совести. Но после того как экспериментатор успокаивал подопытного (подставного актера), убеждая его, что все находится под контролем, и что он должен продолжать действовать, учитель подчинялся ему.

Таким образом, чем дальше заходил эксперимент Милгрэма, тем сильнее остановился электрический заряд, вследствие чего ученик кричал мученическим голосом, а учитель испытывал сомнения в своих действиях.

Кульминация эксперимента Милгрэма

Во время опыта, экспериментатор уверял подопытного в том, что всю ответственность за жизнь ученика и за конечный ход эксперимента он берет на себя. Что ему следует не останавливаться и продолжать дальше, хотя учителю при этом никто не угрожал и не обещал никакой награды.

С каждым очередным разрядом, актер все ужаснее кричал и умолял своего учителя остановиться. И когда испытуемый начинал сомневаться в правильности своих поступков, экспериментатор вновь заверял его в том, что все идет по плану, и что ему не стоит останавливаться.

Удивительно, но, в конечном счете, каждый эксперимент Милгрэма был доведен до конца. Конечные результаты этого опыта ошеломили абсолютно всех.

Ошеломляющие результаты

В итоге одного из опытов было зарегистрировано, что 26 подопытных из 40, не проявили к ученику никакой жалости и довели пытки до «смертельного» электрического разряда в 450 Вольт.

Лишь после трехкратного удара напряжением в 450 Вольт, экспериментатор объявлял о том, что опыт окончен. Основная часть учителей давала своим ученикам такие электрические разряды, которые бы в реальной жизни привели к летальному исходу.

В 1963 году Стэнли Милгрэм, профессор Йельского университета, шокировал весь мир результатами своего исследования.

Когда общественность узнала о результатах эксперимента Милгрэма, она была просто обескуражена ими. Интересен факт, что сами испытуемые также были шокированы собственными же действиями.

Полная информация об эксперименте

Более подробную информацию об этом эксперименте, вы сможете прочитать в книге Стэнли Милгрэма, которая называется «Подчинение авторитету: экспериментальное исследование». Данная информация будет интересна как психологам, так и простым людям.

Если вам понравилась статья про эксперимент Милгрэма – поделитесь ею в социальных сетях. Если же вам вообще нравятся интересные факты – подписывайтесь на сайт InteresnyeFakty.org. С нами всегда интересно!

Понравился пост? Нажми любую кнопку:

Эксперимент

Милграм | Описание, психология, процедура, выводы, недостатки и факты

Stanley Milgram

См. все СМИ

Связанные темы:
социальная психология власть

Просмотреть весь связанный контент →

Эксперимент Милгрэма , противоречивая серия экспериментов по изучению подчинения авторитету, проведенная социальным психологом Стэнли Милгрэмом. В ходе эксперимента авторитетная фигура, руководитель эксперимента, инструктировала участника-добровольца, именуемого «учителем», применять болезненные, даже опасные удары электрическим током к «ученику», который на самом деле был актером. Хотя удары током были сфальсифицированы, сегодня эксперименты широко считаются неэтичными из-за отсутствия надлежащего раскрытия информации, информированного согласия и последующего разбора полетов, связанных с обманом и травмой, пережитой учителями. Некоторые выводы Милгрэма были поставлены под сомнение. Тем не менее, эксперименты и их результаты широко цитировались за то, что они позволили понять, как обычные люди реагируют на власть.

Милгрэм проводил свои эксперименты в качестве доцента Йельского университета в начале 1960-х годов. В 1961 году он начал набирать мужчин из Нью-Хейвена, штат Коннектикут, для участия в исследовании, которое, как он утверждал, будет сосредоточено на памяти и обучении. Новобранцам платили 4,50 доллара в начале исследования, и они, как правило, были в возрасте от 20 до 50 лет и имели различный опыт работы. Когда они вызвались добровольцами, им сказали, что эксперимент проверит влияние наказания на способность к обучению. По правде говоря, добровольцы были субъектами эксперимента по подчинению авторитету.

Всего в экспериментах участвовало около 780 человек, из них только около 40 женщин, а Милгрэм опубликовал свои результаты в 1963.

Добровольцам сказали, что им будет случайным образом назначена роль «учителя» или «ученика», причем каждый учитель будет бить электрическим током ученика в другой комнате, если ученик не сможет правильно ответить на вопросы. На самом деле жеребьевка была организована таким образом, что всем участникам-добровольцам отводилась роль учителя, а актерам — роль ученика. Затем учителей проинструктировали о «наказании» электрошоком, которое они будут применять, с 30 уровнями тока от 15 до 450 вольт. Различные уровни шока были помечены описаниями их эффектов, такими как «Легкий шок», «Сильный шок» и «Опасность: сильный шок», с последним ярлыком — мрачным «XXX». Каждому учителю дали 45-вольтовый разряд, чтобы они лучше поняли наказание, которое, по их мнению, получит ученик. Затем учителям был задан ряд вопросов, на которые ученик должен был ответить, причем каждый неправильный ответ, как правило, вызывал у ученика все более сильный шок.

У актера, изображающего ученика, который сидел вне поля зрения учителя, были заранее записанные реакции на эти удары, которые варьировались от стонов боли до криков и мольб, заявлений о сердечном заболевании и, в конце концов, гробовой тишины. Экспериментатор, действуя как авторитетная фигура, побуждал учителей продолжать наносить удары током, говоря им с помощью заранее подготовленных ответов, что эксперимент должен продолжаться, несмотря на реакцию ученика. Печально известным результатом этих экспериментов было то, что тревожно большое количество учителей было готово перейти к максимальному уровню напряжения, несмотря на просьбы ученика и предполагаемую опасность продолжения.

Интерес Милгрэма к предмету власти и его мрачное отношение к результатам своих экспериментов были глубоко продиктованы его еврейской идентичностью и контекстом Холокоста, который произошел всего несколько лет назад. Он ожидал, что американцы, известные своим индивидуализмом, будут отличаться от немцев своей готовностью подчиняться власти, когда это может привести к причинению вреда другим.

Милгрэм и его ученики предсказывали, что только 1–3% участников применят максимальный уровень электрошока. Однако в его первом официальном исследовании 26 из 40 участников-мужчин (65%) были убеждены сделать это, и почти 80% учителей, которые продолжали применять электрошок после 150 вольт — точки, в которой был слышен крик ученика — продолжали максимум 450 вольт. Учителя демонстрировали ряд негативных эмоциональных реакций на эксперимент, даже когда они продолжали подчиняться, иногда умоляя экспериментаторов прекратить эксперимент, продолжая в нем участвовать. Один учитель считал, что он убил ученика, и был тронут до слез, когда в конце концов узнал, что это не так.

Милгрэм включил несколько вариантов первоначального плана эксперимента. В одном учителям разрешалось выбирать собственные уровни напряжения. В этом случае только около 2,5% участников использовали максимальный уровень шока, что указывает на то, что они не были склонны делать это без подсказки авторитетного лица. В другом было три учителя, двое из которых не были испытуемыми, а вместо этого были проинструктированы протестовать против ударов током.

Существование сверстников, протестовавших против эксперимента, сделало учителей-добровольцев менее склонными подчиняться. Учителя также были менее склонны подчиняться в варианте, когда они могли видеть ученика и были вынуждены взаимодействовать с ним.

Эксперимент Милгрэма вызвал большие споры как в отношении этичности его замысла, так и в отношении надежности его результатов и выводов. Принято считать, что этика эксперимента была бы отвергнута сегодня официальной наукой не только из-за того, что он справился с обманом, но и из-за чрезвычайного стресса, которому подвергались учителя, которые часто эмоционально реагировали на эксперимент и не были допрошены. . Некоторым учителям на самом деле оставалось верить, что они искренне и неоднократно шокировали ученика, прежде чем правда открылась им позже. Более поздние исследователи, изучавшие данные Милгрэма, также обнаружили, что экспериментаторы, проводившие тесты, иногда шли не по сценарию, пытаясь заставить учителей продолжать, и отметили, что некоторые учителя догадывались, что они были субъектами эксперимента. Однако попытки подтвердить выводы Милгрэма более этичными способами часто приводили к аналогичным результатам.

Оформите подписку Britannica Premium и получите доступ к эксклюзивному контенту.

Подписаться

Стивен Элдридж

Объяснение экспериментов Милграма: современная терапия

Современная терапия

9000 2 объяснения экспериментов, отношения

Современная терапия

Объяснение экспериментов, связи

Стэнли Милгрэм (1933–1984) — американский социальный психолог. Он был наиболее известен своим неоднозначным экспериментом по послушанию, который был проведен в 1960-х годах. Он является очень важной фигурой в истории социальной психологии.

Эксперименты

Эксперименты Милгрэма начались в 1961 году, чтобы проверить уровень послушания участников с авторитетными фигурами. Участниками самого известного варианта эксперимента стали 40 мужчин, каждому из которых заплатили по 4,50 доллара. Он разработал шоковый генератор, который выглядел очень устрашающе. У него был уровень удара, начинающийся с 30 вольт, который увеличивался с шагом 15 вольт до 450 вольт. Переключатели имели разные метки, начиная с 9.0059 легкий шок увеличивается до опасность: сильный шок . Последние два переключателя были помечены XXX .

Участникам сказали, что они играют роль учителя, который должен наносить удары током ученикам, когда те дают неправильные ответы. Студент на самом деле не был шокирован, они подыгрывали ради эксперимента, но кричали от боли. Участница считала, что они доставляют ученику настоящие удары током.

На протяжении всего эксперимента студентов просили отпустить или даже жаловались на проблемы с сердцем. Студенты били в стену и требовали, чтобы их отпустили, когда напряжение достигало 300 вольт. После 300 вольт студент замолкал и отказывался отвечать на дополнительные вопросы. Затем экспериментатор велел участнику принять молчание за неправильный ответ и нанес ученику еще один удар током.

Многие участники спрашивали экспериментатора, следует ли им продолжать. Они были подсказаны экспериментатором серией команд, чтобы подбодрить участника:

«Продолжайте».

«Эксперимент требует продолжения.»

«Абсолютно необходимо, чтобы вы продолжали.»

«У тебя нет другого выбора, ты должен идти.»

Результаты

Экспериментатор измерил послушание, определив, какой уровень удара участник был готов нанести. 65% (26 из 40) участников исследования нанесли максимальный разряд и только 35% остановились, не достигнув наивысших уровней. Хотя многие участники были крайне взволнованы, растеряны и рассержены на экспериментатора, они продолжали выполнять приказы. Из-за большого беспокойства, которое испытывали многие участники, их опросили в конце эксперимента.

Несмотря на то, что было много критиков исследования, участники были позже опрошены: 84% были рады участию и только 1% сожалели о своем участии.

«Социальная психология этого века раскрывает главный урок: часто не столько человек человек, сколько ситуация, в которой он оказывается, определяет, как он будет действовать».

-Стэнли Милграм

Факторы

Хотя эти эксперименты подняли серьезные этические вопросы об использовании людей в психологических экспериментах, результаты были воспроизведены в дальнейших экспериментах. Этот эксперимент помогает нам понять, почему люди совершают поступки, причиняющие вред другим, по указанию авторитетной фигуры. В рамках этого исследования следует учитывать некоторые ситуационные факторы:

  • Физическое присутствие авторитетной фигуры резко повышает уступчивость.

  • Тот факт, что Йель (надежное и авторитетное академическое учреждение) спонсировал исследование, заставил многих участников поверить в то, что эксперимент должен быть безопасным.

  • Выбор статуса учителя и ученика казался случайным.

  • Участники предположили, что экспериментатор был компетентным экспертом.

  • Удары были болезненными, но не опасными.

Милгрэм провел более поздние эксперименты, которые показали, что присутствие бунтующих сверстников резко снижает уровень послушания. Когда другие люди отказывались выполнять болезненные приказы, менее 10% участников отказывались наносить максимальные удары током.

Эти эксперименты стали классикой в ​​психологии, потому что они демонстрируют опасность послушания. Ситуационные переменные явно играют более важную роль, чем типы личности, при определении послушания.

«Обычные люди, просто выполняя свою работу и не проявляя особой враждебности с их стороны, могут стать проводниками страшного деструктивного процесса. Причем, даже когда деструктивные последствия их работы становятся заведомо очевидными, и их просят нести из-за действий, несовместимых с фундаментальными нормами морали, относительно немногие люди обладают ресурсами, необходимыми для сопротивления власти».

About the Author

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Related Posts