Экспрессивность это в психологии: Экспрессивность — Психологос

Экспрессия чувств, расстройство речи, способности, поведение, депрессивный синдром

Часто употребляя слово «экспрессия» мы имеем в виду эмоциональность. Однако этот термин употребляют не только в психологии, но и в искусстве, и в медицине, и в биологии. Мы рассмотрим его с точки зрения психологии и расскажем о том, кто такой экспрессивный человек.

Экспрессия − что это?

Психология дает четкое определение термину экспрессия – это яркое и эмоциональное проявление чувств, эмоций и настроений. Уровень экспрессивности во многом зависит от темперамента человека, его эмоциональности и характера в целом. Человек, проявляя свои эмоции, использует одну из трех форм экспрессии.

  1. Вербальная экспрессия. Эмоциональная окраска речи человека способна передать его чувства. Богатый русский язык помогает нам в этом, ведь различные приставки и суффиксы способны видоизменяться слова так, что они не теряя смысла начинают играть другими красками.
  2. Мимика. По выражению лица мы зачастую можем определить настроение человека. Экспрессия глаз вообще обладает огромной силой, ведь не зря одним из самых эффективных способов воздействовать эмоционально считается зрительный контакт.
  3. Пантомимика. Это язык нашего тела, включающий в себя позы, жесты и телодвижения, которые меняются рефлекторно, независимо от наших желаний, но в зависимости от настроения и психо-эмоционального состояния.

Экспрессия в психологии

Рассматривая экспрессию, справедливо заметить, что это не только яркое проявление чувств, но и посыл скрытых психологических особенностей личности. Эти сигналы сложно различить простому человеку, но такие специалисты как психологи, физиологи и психоаналитики в силу своих знаний могут в экспрессивности человека узреть отклонения и заболевания, имеющие психосоматическую природу. Экспрессивность в психологии – это явление, выходящее далеко за рамки общеупотребляемого смысла.

Экспрессия чувств в психологии

Наши чувства несут две основные функции: регулятивную и сигнальную. Первая выражается в том, что стойкие переживания поддерживают наше поведение и направляют его. Эта функция помогает в преодолении психологических преград, регулируют уровень проявления эмоций, чтобы не доводить его до болезненного. Сигнальная функция дает сигнал возникновению переживаний, их затуханию или нарастанию в зависимости от изменений, происходящих в окружающей среде или в организме человека.

Экспрессия чувств наряду с внутренними переживаниями дополняется вербальными сигналами (что человек говорит, с какой интонацией, тембром, громкостью), выразительными движениями, жестами, и мимикой. Некоторые люди учатся на протяжении жизни искусно контролировать и/или скрывать истинные чувства за маской безразличия. Нередко встречаются случаи, когда эмоции могут не соответствовать форме их выражения (например, нервный смех).

Экспрессивные способности

Это вид педагогической способности, которая должна быть хорошо развита у каждого педагога. Эмоционально-экспрессивная окраска речи помогает преподавателю ярко и понятно для окружающих выражать мысли и подкреплять слова. Такая способность присуща учителям, чьи уроки всегда интересны, их речь живая и понятная, а жесты и телодвижения направлены на усиление эффекта, добавляя образности тому, о чем идет повествование. Экспрессивная речь педагога всегда имеет более сильное воздействие на учеников в силу своей эмоциональности и высокой убедительности.

Экспрессивное поведение

Очень хорошо охарактеризовал экспрессивное поведение князь Сергей Волконский, который в своих трудах писал о том, что выразительное поведение, которому присуща экспрессивность – это проявление и раскрытие внутреннего Я через внешнее. Экспрессивное поведение имеет свои фундаментальные особенности:

  1. Оно составляющая целостного поведения личности.
  2. Относится к биосоциальным системам, потому что его формирование происходит на стыке природных форм выражения эмоций и социокультурных способов их проявления.
  3. Оно неотделимо от личности и носит неповторимый характер и особенности в соответствии с тем, какой является личность.
  4. Это инструмент познания внутреннего мира личности.
  5. Экспрессивное поведение – полифункциональное явление, выполняющее множество функций: коммуникативную, эмоциональную, информационную, регулятивную и когнитивную

Расстройство экспрессивной речи

Речь среднестатистического человека периодически имеет экспрессивный оттенок. У детей речь менее выразительна (до определенного возраста), однако стоит задуматься, если возрастные нормы предполагают определенный уровень речевого развития, а его нет, хотя усилия были приложены немалые. Мы говорим о выразительной разговорной речи со словарным запасом, соответствующим возрастной норме и отсутствием аграмматизмов.

Причины такого расстройства достоверно неизвестны (не считая педагогической запущенности), но если у ребенка заметны признаки, которые могут указывать на расстройство экспрессивной речи, то следует обратиться к специалисту.

  1. Ребенок к 2-м годам не говорит при помощи слов, а к 3-м при помощи фраз.
  2. Скудный словарный запас, неумение пересказать увиденное и услышанное – первый сигнал нарушения.
  3. Неумение правильно склонять по падежам, употреблять предлоги и местоимения и другие ошибки в речи.

Экспрессивно-депрессивный синдром

Термин «экспрессия» тут означает не выражение чувств, речь идет о гене SHANK3, нарушении в работе которого приводит к различным психическим патологиям, например: СДВГ, маниакально-депрессивный психоз и прочим. Все дело в значительном увеличении экспрессии этого гена (в генетике экспрессивность – это когда наследственная информация преобразуется в белок или РНК). Снизить экспрессию гена способен Вальпроат, который используют для лечения эпилепсий и мигреней.

 

Психолог для педагога. Экспрессивность учителя | План-конспект занятия по психологии на тему:

Конспект выступления педагога-психолога Цыганковой Н.Ю.

на педсовете МОУ «Вечерняя (сменная) средняя общеобразовательная школа г.Пушкино»

на тему: «Экспрессивность учителя»

Ни для кого не секрет, что усвоение учебного материала обучающимися зависит от многих факторов: от системности, смыслоорганизованности воспринимаемого учебного материала, его личностной значимости и того эмоционального отношения, которое этот материал вызывает у обучающегося.

Сегодня хотелось бы поговорить о формировании и развитии именно ЗНАЧИМОГО эмоционального отношения к учебному предмету, который зависит от:

— личной заинтересованности в предмете;

— наглядности;

— доступности;

— экспрессивности преподавателя.

*ЭКСПРЕССИЯ — выразительность; сила проявления чувств, переживаний. Экспрессивные реакции являются внешним проявлением эмоций и чувств человека — в мимике, пантомимике, голосе и жестах. Хотя экспрессия у человека генетически детерминирована, она сильно зависит от процесса научения, направляемого нормами социальными. При этом могут возникнуть определенные формы экспрессии, не имеющие никакой «природной» связи с некоей эмоцией. Формы экспрессии у лиц одной культуры относительно однородны. Существуют и универсальные формы экспрессия, что могут быть понятны людям разных культур, и те, что можно понять лишь в рамках данной культуры. Так, слезы — почти универсальный признак горя и печали, но форму этой реакции — когда, как и сколь долго можно плакать — определяют нормы культуры. Экспрессия сильно влияет на характер отношений межличностных. Избыточная или недостаточная экспрессия, ее неадекватность конкретной ситуации могут стать одним из источников конфликтов.

Некоторые исследователи отмечают, что у разных людей эмоции могут выражаться через различные экспрессивные каналы. Как показали У. Хеллс и др. (Hellsetal., 1988), разные каналы обладают разной возможностью в передаче информации об эмоциях: 45 % информации передается зрительными сигналами и только 17,6% — слуховыми.

Л. М. Аболин (1987) показал, что у спортсменов и высококвалифицированных рабочих доминирующей эмоционально-выразительной характеристикой является двигательный канал (направленность движений, их скорость, темп, амплитуда, слитность). У студентов во время лекций и практических занятий этот канал тоже является ведущим. Однако при волнении во время сдачи экзаменов и зачетов ведущими становятся речевой и мимический каналы.

С того момента, как учитель вошел в класс, начинается сложное взаимодействие его личности с личностями учащихся, выражающееся в противоречивой связи между экспрессивным поведением и психологическими характеристиками. В процессе взаимодействия каждый из партнеров по общению пытается понять, что кроется за выражением лица и движений другого.

Как отмечает М. И. Педаяс (1979), эмоциональность учителя является важнейшим фактором воздействия и взаимодействия в учебно-воспитательной работе; от нее зависит успех эмоционального воздействия, она мобилизует учащихся, побуждает их к действиям, активизирует их интеллектуальную активность.

Что же относится к экспрессивности учителя? Это выражение эмоций в речи (Бажин и др., 1976,1977; Манеров, 1975,1993; Носенко, 1975-1980; Попов и др., 1965, 1971; Таубкин, 1977; МаЫ, 1963, и др.). К характеристикам, по которым судят об изменении речи, относятся интонационное оформление, четкость дикции, логическое ударение, чистота звучания голоса, лексическое богатство, свободное и точное выражение мыслей и эмоций (Рыданова, 1989). Сырицо Т.Г. называл данные показатели в деятельности педагогов качественной эмоциональностью.

Н. П. Фетискин (1993) выявил признаки неэкспрессивной, монотонной речи. К ним относятся безразличное изложение материала, автономность его изложения («чтение лекции для себя»), редкое использование вопросительной интонации, лирических ударений, ускорения и замедления речи, отсутствие стремления вызвать у учащихся эмоциональный отклик, меньшая громкость речи, теноровый тембр голоса (в отличие от эмоциональных педагогов, у которых чаще встречаются альт и баритон), более высокая частота основного тона.

В лаборатории А.Е.Олыпанниковой изучалась эмоциональность учителей-женщин. Это позволило выявить более четкую динамику изменения эмоциональной сферы учителей с увеличением их педагогического стажа.

Общая экспрессивность поведения с увеличением стажа практически не изменяется, хотя снижение по отдельным каналам экспрессии имеется. У учителей с большим стажем (свыше 20 лет) больше темп речи, ее образность и интонационная выразительность, чем у учителей с малым стажем (до пяти лет).

Самая высокая экспрессивность присуща учителям со средним уровнем профессионального мастерства. Учителям с высоким уровнем педагогического мастерства присуща средняя степень выраженности экспрессивности, в то время как у учителей с низким уровнем мастерства наблюдается слабая выраженность экспрессии при большом количестве лишних движений. Вероятно, учителя со средним уровнем мастерства научились проявлять экспрессию, но не научились ее контролировать. Таким образом, между уровнем мастерства и экспрессивностью имеется инвертированная криволинейная зависимость. Очевидно, что для эффективности педагогической деятельности плоха как слишком высокая, так и слишком низкая экспрессивность учителя.

Р. С. Рахматуллина (1996), например, показала, что чрезмерно выраженная эмоциональная устойчивость (невозбудимость) оказывает отрицательное влияние на психорегуляцию педагогической деятельности. Но, с другой стороны, высокая эмоциональность и экспрессивность учителя также вредят делу.

Вспомним, как городничий в «Ревизоре» Н. В. Гоголя описывал учителя истории: «То же я должен заметить и об учителе по исторической части. Он голова ученая — это видно, и сведений нахватал тьму, но только объясняет с таким жаром, что не помнит себя. Я раз слушал его: ну, покамест говорил об ассириянах и вавилонянах — еще ничего, а как добрался до Александра Македонского, то я не могу вам сказать, что с ним сделалось. Я думал, что пожар, ей-Богу! Сбежал с кафедры и что силы есть хвать стулом об пол. Оно конечно, Александр Македонский герой, но зачем же стулья ломать?…».

У учителей начальной школы общая экспрессивность выше, чем у учителей, преподающих в средних и старших классах, что свидетельствует об их большей открытости и непосредственности в выражении своих чувств в общении с младшими школьниками.

Существующий у педагогов эмоциональный фон очевидно во многом зависит от того, с каким контингентом они работают. В исследовании А. X. Пашиной (1995) обнаружена существенная деформация эмоциональной сферы сотрудников детского дома. У большей их части доминируют отрицательные эмоции (печаль и страх).

У 75 % от всей выборки уровень личностной и ситуативной тревожности оказался выше нормы. Отмечен высокий уровень проявления эмоциональности при общении с воспитанниками. Выявлена низкая способность к адекватному опознаванию вида эмоционального переживания человека по его голосу (т. е. слабо развит эмоциональный слух).

На фоне большей «эмоциональной глухоты» сотрудников детского дома у них проявляются и другие особенности в опознавании конкретных эмоций. Они реже по сравнению с учителями школ опознают радость, страх и особенно гнев, а также нейтральный фон.

С увеличением стажа работы в детском доме деформация эмоциональной сферы сотрудников возрастает. Примечательно при этом, что между сотрудниками детского дома и их воспитанниками обнаруживается большее сходство в эмоциональной сфере, чем между сотрудниками детского дома и учителями школы.

Практика:

  1. Подскажите способы профилактики деформации качественной экспрессивности?
  1. Прочитайте детское стихотворение эмоционально и монотонно.              

       Мячик

Наша Таня громко плачет:

Уронила в речку мячик.

— Тише, Танечка, не плачь:

Не утонет в речке мяч.

 Вывод: если учитывать и применять качественную экспрессию в педагогической деятельности, то это позволит создать оптимальные условия для эффективного обучения, так как эмоциональное благополучие обеспечивает непрерывное развитие интеллектуального уровня и систематизацию усваиваемых понятий.

Стать более сдержанным или выразительным

Марти Немко, доктор философии.

Как прожить жизнь

Опубликовано 15 января 2020 г.

Источник: pxhere, общественное достояние

Я вырос в еврейской традиции, в которой поощрялась выразительность. Напротив, в этом году я прочитал три книги, в которых говорится об обратном. В Человек по имени Уве , швед, который так ценил молчание о своих чувствах, что никто и не подозревал, что он планирует покончить жизнь самоубийством.

Книги 1Q84 и Гейша демонстрируют почитание сдержанности в японской культуре.

Некоторая экспрессивность или сдержанность могут быть генетическими и культурными и, таким образом, устойчивыми к драматическим изменениям, но, несомненно, некоторая воля остается. Итак, чтобы решить, стоит ли стать более или менее выразительным, возможно, будет полезно просмотреть список преимуществ сдержанности и экспрессивности, а затем советы о том, как вы можете измениться.

Сдержанность

  • Если люди не знают, что вызывает у вас положительные или отрицательные эмоции, они не смогут использовать эту информацию, чтобы повлиять на вас. Например, если вы страстно выражали свои политические взгляды, люди могут потворствовать этому, тем самым манипулируя вами, чтобы выполнять их приказы. И наоборот, предположим, вы ясно даете понять, что очень заботитесь о своей внешности. Кто-то может использовать это знание, чтобы причинить вам боль, пусть даже незаметно, например: «Ты сегодня хорошо выглядишь».
    («Сегодня» подразумевает, что обычно вы плохо выглядите.)
  • Сдержанность, вероятно, здорова. Правда, некоторые люди считают, что сдерживать чувства нездорово, но выражение гнева, безусловно, может быть опасным.
  • Сдержанность создает тайну. Если вы быстро выражаете то, что думаете и чувствуете, это легко принять как должное — все это существует. Но если вы сдерживаетесь, вы, скорее всего, вызовете такие реакции, как «Интересно, что он/она думает?» и даже: «Мне лучше постараться угодить этому человеку, потому что я не могу понять, что он/она чувствует».

Выразительность

  • Выразительность более подлинна — вы раскрываете себя настоящего, а не только внешний вид.
  • Обычно это весело. Это освобождает, чтобы позволить ей разорвать. Это может вызвать подобное поведение у других, тем самым стимулируя энергичный обмен.
  • У вас больше шансов получить обратную связь. Говорить то, что вы думаете и чувствуете, даже если это потенциально рискованно, позволяет вам получить реакцию, которая может оказаться полезной или, по крайней мере, более интересной, чем если бы вы ограничили свои высказывания прохладным выражением лица и нейтральным выражением лица.
  • Вы можете сделать большую разницу. Обмен мнениями может дать образование и даже просветить.

Советы, как стать более сдержанным

  • Вспомните хотя бы один случай, когда вы заплатили цену за то, что «позволили ему разорваться». Запишите это/их и, по крайней мере, в течение одного дня, каждый раз, когда вы собираетесь быть выразительным, сначала перефразируйте вслух то, что вы написали.
  • Представьте преимущество сдержанности, которое вас привлекает, возможно, перечисленное выше.
  • Сыграйте вместе с другом сдержанного человека, которого вы знаете лично или которым восхищаетесь в книге, сериале или фильме.
  • Когда вы чувствуете необходимость выболтать, заставьте себя сделать глубокий вдох, а затем, если вы считаете, что должны сдерживать себя, попробуйте сделать это. Это просто эксперимент — вы всегда можете вернуться к своему более выразительному «я».

Советы, как стать более выразительным

  • Вспомните хотя бы один случай, когда вы поплатились за свою сдержанность. Запишите это и, по крайней мере, в течение одного дня, каждый раз, когда вы собираетесь сдерживать себя, сначала перефразируйте вслух то, что вы написали.
  • Представьте привлекательное для вас преимущество выразительности, возможно, перечисленное выше.
  • Сыграйте вместе с другом экспрессивного человека, которого вы знаете лично или которым вы восхищаетесь в книге, телешоу или фильме.
  • Когда вы чувствуете, что вам нужно быть более выразительным, сделайте глубокий вдох и, если вы все еще думаете, что должны это сказать, сделайте это. Это просто эксперимент — вы всегда можете вернуться к своему более сдержанному «я».

Еда на вынос

Итак, не хотите ли вы поэкспериментировать? Более сдержанный? Если да, стоит ли попробовать какой-либо из вышеупомянутых советов?

Я прочитал это вслух на YouTube.

Об авторе

Марти Немко, доктор философии . , карьерный и личный тренер из Окленда, Калифорния, и автор 10 книг.

Онлайн:

Веб-сайт Марти Немко, LinkedIn, Twitter

Еще от Марти Немко, доктор философии.

Страх

Чтение за 2 мин.

Тонкие слова для обозначения «беспокойства»

Выражение того, что вы хотите передать.

Старение

2 минуты чтения

Лучший список желаний?

У психологически настроенных людей могут быть менее традиционные списки желаний.

Депрессия

2 минуты чтения

Тонкие слова для «счастливого» и «грустного»

Передача чувства, которое вы хотите выразить.

Злость

Чтение за 2 мин.

11 Нюансированных слов для «гнева»

Использование языка для передачи чувства, которое вы хотите выразить.

Еще из Psychology Today

Личность

3 минуты чтения

Как распознать личность «Темной триады»

Три подтипа личности Темной триады — нарциссический, макиавеллиевский и психопатический.

Личность

3 минуты прочтения

3 правила, которые помогут вам пережить бурные двадцатые годы

Не просто сражайтесь с ударами, берите на себя ответственность.

Личность

3 Min Read

Сравнение нарциссической и антисоциальной личности

Исследуются общие и уникальные черты двух расстройств личности.

Личность

Чтение за 10 минут

10 расстройств личности

Расстройства личности редко проявляются в своей «хрестоматийной» форме, вместо этого они могут сливаться друг с другом.

Личность

3 минуты чтения

Как распознать темную личность

… и более глубокий взгляд на четвертую темную черту: садизм.

Личность

Чтение за 3 минуты

Объяснение мазохизма: самосаботажная личность

Психодинамическая концепция мазохизма объясняет, почему люди вредят себе.

Личность

5 минут чтения

Почему некоторые люди не перестают ворчать

Люди, которые ворчат других, обычно делают это в отношениях, где есть близость.

Личность

5 минут чтения

Мазохистская личность, новый взгляд

Повсеместное саморазрушительное поведение заслуживает диагностического признания.

Другие работы Марти Немко, доктор философии.

Страх

Чтение за 2 мин.

Тонкие слова для обозначения «беспокойства»

Выражение того, что вы хотите передать.

Старение

2 минуты чтения

Лучший список желаний?

У психологически настроенных людей могут быть менее традиционные списки желаний.

Депрессия

2 минуты чтения

Тонкие слова для «счастливого» и «грустного»

Передача чувства, которое вы хотите выразить.

Злость

Чтение за 2 мин.

11 Нюансированных слов для «гнева»

Использование языка для передачи чувства, которое вы хотите выразить.

Еще из Psychology Today

Личность

Чтение за 5 минут

Могут быть 3 типа пограничного расстройства личности

Пограничное расстройство личности (ПРЛ) — относительно распространенная проблема, часто трудно поддающаяся лечению.

Личность

3 минуты чтения

Пограничная и нарциссическая личность: различия и сходства

Эти два расстройства личности имеют много общего и ключевые различия.

Личность

Чтение за 6 минут

10 основных расстройств личности: симптомы и признаки

Когда чье-то поведение кажется неправильным, это может быть больше, чем просто настроение.

Личность

6 минут чтения

Прощай, MBTI, причуда, которая не умрет

Категории, составляющие индикатор типов Майерс-Бриггс (MBTI), не исключают друг друга.

Личность

3 минуты чтения

Как распознать личность «Темной триады»

Три подтипа личности Темной триады — нарциссический, макиавеллиевский и психопатический.

Личность

5 минут чтения

Правда только о детях

Существует давний миф, что только дети становятся избалованными и требовательными, став взрослыми.

Личность

2 минуты чтения

Что можно рассказать о ком-то по тому, как он ест

Пищевые привычки могут выявить ценности, видение и потенциальную жизнеспособность в качестве романтического партнера.

Личность

Чтение за 12 минут

Замужем за человеком, который всегда прав?

Одна черта характера может быть особенно неприятной.

SCIRP Открытый доступ

Издательство научных исследований

Журналы от A до Z

Журналы по темам

  • Биомедицинские и медико-биологические науки.
  • Бизнес и экономика
  • Химия и материаловедение.
  • Информатика. и общ.
  • Науки о Земле и окружающей среде.
  • Машиностроение
  • Медицина и здравоохранение
  • Физика и математика
  • Социальные науки. и гуманитарные науки

Журналы по тематике  

  • Биомедицина и науки о жизни
  • Бизнес и экономика
  • Химия и материаловедение
  • Информатика и связь
  • Науки о Земле и окружающей среде
  • Машиностроение
  • Медицина и здравоохранение
  • Физика и математика
  • Социальные и гуманитарные науки

Публикация у нас

  • Представление статьи
  • Информация для авторов
  • Ресурсы для экспертной оценки
  • Открытые специальные выпуски
  • Заявление об открытом доступе
  • Часто задаваемые вопросы

Публикуйте у нас  

  • Представление статьи
  • Информация для авторов
  • Ресурсы для экспертной оценки
  • Открытые специальные выпуски
  • Заявление об открытом доступе
  • Часто задаваемые вопросы

Подпишитесь на SCIRP

Свяжитесь с нами

клиент@scirp. org
+86 18163351462 (WhatsApp)
1655362766
Публикация бумаги WeChat
Недавно опубликованные статьи
Недавно опубликованные статьи

Подпишитесь на SCIRP

Свяжитесь с нами

клиент@scirp.

About the Author

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Related Posts