Экстравертированность это в психологии: экстравертированность | это… Что такое экстравертированность?

Содержание

что значит экстравертированность человека, характеристика этих людей, определение психотипа в психологии, который означает экстравертность личности – nenumerolog

Исследования о том, кто такой экстраверт и как это определить в человеке, начались еще в 1921 году. Именно тогда люди (благодаря открытиям Карла Юнга и Ганса Айзенка) начали замечать друг в друге экстравертивные и противоположные им интровертивные признаки. Если первый тип личности характеризуется невероятной энергией и самой активной жизненной позицией, то второй, наоборот, сосредотачивается на собственном внутреннем мире, предпочитая тишину и спокойствие.

К сожалению, даже ярко выраженная экстраверсия не становится панацеей от переживаний и периодической тоски. Поэтому обладателям этого психотипа следует как можно вдумчивее разобраться с собственными ментальными возможностями, получив при этом немалую информационную поддержку в плане отношения к работе, учебе и романтическим подвигам.

Кто такой человек-экстраверт и что означает это слово в психологии

Экстравертность — это синоним к таким понятиям, как общительность, неугомонность, экспрессивность, движение и энергия. Люди с соответствующим базовым психологическим портретом не желают оставаться наедине с собой, потому что:

  • Появляется боязнь собственных мыслей и необходимости с ними правильно разбираться.
  • Формируется чувство тоски, вызывающее снижение настроения.
  • Постепенно образуется депрессия, негативно влияющая на все аспекты жизнедеятельности.
  • Наступает состояние бездействия — нечто максимально странное и слишком неестественное.

Человек с представленным психотипом не может сидеть сложа руки — он демонстрирует зависимость от внешних связей и настроенность на контакт с окружающим миром.

Как появился термин

О том, что все люди делятся на экстравертов и интровертов, первым заговорил швейцарский психиатр Карл Юнг. В 1921 году он разработал соответствующую классификацию, рассказав мировому сообществу о сделанных открытиях. Спустя несколько лет идеи именитого ученого развил Ганс Айзенк — автор трехфакторной теории личности.

Специалисты сумели обосновать факт того, что один человек направляет энергию внутрь себя, а другой — наружу. Впрочем, они же обнаружили систему амбивертности — комплекс поведенческих моделей, заставляющих показывать экстравертные и интровертные черты одновременно.

Типы экстравертов

Экстраверсия не бывает однородной — у всех людей она проявляется по-разному, в зависимости от характера, воспитания, мировосприятия и пережитого опыта.

Логико-сенсорный

Большой труженик, отличающийся высокой работоспособностью, целеустремленностью и напором. Занимается делами в режиме 24/7, целиком отдаваясь профессиональным обязанностям или персональным увлечениям.

Характеризуется максимально нестандартным мышлением — умеет находить нетривиальные выходы из самых трудных ситуаций. Любит экономить, является защитником для семьи и считается отменным другом. Готов помогать не словами, а поступками, вне зависимости от обстоятельств.

Логико-интуитивный

По определению и описанию — это экстраверт, который всегда отстаивает собственные взгляды и убеждения. Он не любит лишних ограничений, строгих правил и запретов, демонстрируя постоянную готовность к победе в любом конфликте. На любые посторонние приказы реагирует максимально бурно, показывая склонность к протестному поведению.

Диалоги ведет громко и эмоционально, с активной жестикуляцией и постоянными касаниями собеседника. Ценит демократизм и не принимает ненужных по его мнению церемоний. Характеризуется отзывчивостью и готовностью оказать поддержку.

Сенсорно-этический

Общительный, открытый, легкий на подъем и очень эмоциональный энтузиаст, привыкший выражать свои чувства буквально с детской непосредственностью. Страдает от резкой смены настроений — в течение дня он успевает поменять резкость, вспыльчивость и агрессию на доброжелательность и миролюбивость несколько раз.

Открыто демонстрирует неприязнь к тем, кто ему не нравится. Для друзей становится самым близким товарищем и максимально радушным хозяином, с радостью принимающим гостей. Обожает делать приятные вещи и оказывать услуги, без какой-либо корысти.

Этико-интуитивный

Артистичная и развитая в духовном плане личность, справляющаяся с любыми лицедействами и импровизациями. С легкостью выходит из любых трудных жизненных ситуаций из-за собственной коммуникабельности, отзывчивости и готовности пойти на компромисс.

Не приветствует систематическое и долгосрочное планирование — в повседневных делах отталкивается от текущих потребностей и желаний. Любит подмечать достоинства других и раздавать искренние, максимально честные и эмоциональные комплименты. В плане глубоких чувств демонстрирует постоянство и консерватизм. Как правило, имеет узкий круг близких людей, к мнению которых он прислушивается с полной отдачей.

Социальный

Человек, пребывающий в состоянии перманентного взаимодействия с обществом и окружающим миром. Нуждается в постоянном потоке новых знакомств и расширении круга общения. Отличается невероятной исполнительностью и продуктивностью. Характеризуется целеустремленностью — способностью добиться решения поставленной задачи практически любой ценой. Оставаясь наедине с собой, постепенно входит в депрессию.

Понимание персонального психопортрета — это ключ к разнообразным успехам, касающимся как личной быта, так и профессиональных обязанностей или романтических отношений. Проанализировать особенности личности смогут эксперты школы неНумерологии. Вы получите разбор ваших эмоционально-психологических качеств, на основе которых можно составить стратегию глобального жизненного успеха.

Экстраверт: что это значит в плане личностных характеристик

Обнаружить экстравертного человека достаточно легко — он всегда стремится оказаться в центре внимания, постоянно меняя те или иные части собственной жизни (от внешности и квартирной обстановки до хобби и круга общения). В числе ключевых примет, присущих таким людям:

  • Потребность в коммуникации.
  • Желание быть востребованным и незаменимым.
  • Неусидчивость, слабая концентрация.
  • Поверхностный взгляд на любые события.
  • Инициативность, амбициозность.
  • Решительность и целеустремленность.
  • Преобладание эмоций, экспрессивность.
  • Склонность к импровизациям и лицедейству.
  • Сознательный отказ от планирования.

Заметить экстраверсию очень просто — она сама выставляет себя напоказ, нередко диктуя обладателю психопортрета те или иные поведенческие модели.

Признаки экстраверта

Человек, демонстрирующий выраженную экстравертность, отличается невероятной настойчивостью и упрямством. Во всех сферах жизни он действует приблизительно одинаково:

  • На работе — занимает лидерские позиции или становится отличным командным игроком.
  • Наедине с собой — страдает от депрессии, стремится избавиться от чувства одиночества.
  • В кругу близких — превращается в хорошего товарища и защитника, готового оказать должную поддержку.
  • С посторонними — приковывает внимание к собственной персоне, не уставая от конфликтов в противостоянии за ведущие позиции.

В общем, характерных черт много, и все они достаточно яркие.

Плюсы и минусы экстраверсии

Потенциальные или стабильные экстраверты — это люди, которые обязаны научиться бороться с собственными недостатками и принимать текущие преимущества. В 2012 году американские исследователи провели многочисленные опросы для выявления очевидных достоинств экстравертности:

  • Настойчивость — желание и возможность добиться успеха даже в самых неблагоприятных условиях.
  • Уверенность в своих силах — качество, помогающее заводить дружбу с незнакомцами более высокого статуса.
  • Гибкое мышление — способность отыскать максимально нетривиальный выход из сложной ситуации.
  • Открытость и умение коммуницировать — хороший задел для получения полезных знакомств.

Те же специалисты составили и список недостатков классической экстраверсии. В перечень вошли такие черты, как навязчивость, неусидчивость, эгоистичность, нарциссизм, рассеянность и склонность к быстрой смене интересов.

Экстраверсия и темперамент

Экстраверт практически никогда не демонстрирует качества, присущие традиционным флегматикам и меланхоликам. Люди с соответствующим психологическим портретом наоборот считаются эталонами сангвинических и холерических темпераментов.

Экстраверты-сангвиники

Добродушие, бескорыстность, альтруизм и стремление к получению статуса своеобразного филантропа. Высокая эмпатия — интуитивное желание оказаться рядом с близким другом, романтическим партнером или коллегой в трудную для него минуту. Стопроцентный оптимизм, невероятная любознательность, наивность и доверчивость, а также умение жертвовать и прощать. Впрочем, все безобидные черты характера в момент конфликта исчезают. Наружу выходит человек, готовый дать отпор и отстоять собственные убеждения.

Экстраверты-холерики

Быстрая возбудимость, склонность к агрессии, стремление победить в борьбе буквально любой ценой. Холерическая личность с легкостью устраивает эмоциональные сцены без каких-либо значительных поводов. Однако она может с той же силой демонстрировать радость, открытость и уважение. В числе ключевых характеристик людей с таким психотипом:

  • Ревнивость и упрямство.
  • Невероятная горделивость.
  • Склонность к доминированию.
  • Нетерпимость конкурентов на любых аренах.
  • Готовность помочь родным и близким.

Все представленные черты также самостоятельно вырываются наружу, так что заметить их легко.

Что значит слово экстраверт и какие у экстраверсии есть признаки в детстве

Соответствующий психологический портрет начинает формироваться с ранних лет. На его особенности влияют не только базовые личностные качества, но и способы воспитания.

Организация учебы

Единственный школьный предмет, дающийся таким малышам без особых проблем — это физкультура. В случае с любыми другими дисциплинами обстановка на уроках будет зависеть только от учителя.

Значение дружбы

Ребенок непременно становится центром внимания с широким кругом знакомств. Он не переживает по поводу ссор с товарищами, и легко заменяет их новыми. Отношения с одноклассниками после выпуска поддерживает крайне редко.

Понятие опасности

В психологии экстравертированность и экстравертность — это качество, которому нередко воспеваются всевозможные хвалебные оды. На практике дела обстоят по-другому — люди с таким психотипом нередко страдают от многочисленных проблем, заметных, преимущественно, в детские годы.

Они гиперактивны, азартны и непоседливы — эти свойства со спокойной жизнью не совместимы. Кроме того, малыши сильно зависимы от оценок, исходящих со стороны окружающих лиц. Попав в плохую компанию, они решают на поступки с долгоиграющими, максимально негативными последствиями.

Где лучше работать экстраверту

Подходящим местом приложения профессиональных навыков может стать практически любая частная или государственная компания с четко выраженной и структурированной иерархической лестницей. Такая система позволит экстраверсивному сотруднику сделать отличную карьеру в области рекрутинга, журналистики, педагогики, продаж и ведения мероприятий.

Романтические отношения

Люди с рассматриваемым типом личности страдают из-за одного, действительно интересного парадокса. Они не ценят многочисленные коммуникативные связи, хотя катастрофически сильно в них нуждаются. Благодаря подобному положению дел, соответствующему человеку трудно отыскать постоянного партнера, подходящего на роль любящего мужа или верной супруги.

Экстраверт и интроверт

Два изначально несовместимых темперамента «подружатся» только при наличии максимальной степени взаимного уважения. На старте первый будет стараться раскрепостить своего тихого товарища, а второй начнет сопротивляться любым попыткам к «лишней» коммуникации.

Если на этом периоде не случится разрыва отношений, дальнейшие дела пойдут хорошо. Образуется чрезвычайно крепкая связь, которую с легкостью получится пронести через долгие годы. В нарисованной картине подобных отношений главная роль отводится навыку, позволяющему ценить пространство других.

Как общаться с экстравертом

Человек с экстравертным (экстравертивным) типом личности — это прирожденный лидер, нуждающийся в особом подходе в плане коммуникационного взаимодействия. Чтобы оставаться с ним в хороших отношениях на длительной дистанции, нужно:

  • Видеться как можно чаще.
  • Проводить совместное время максимально активно.
  • Уметь слушать, подбадривать и мотивировать.
  • Исключить борьбу за лидерские позиции.
  • Научиться обсуждать рамки приемлемого поведения.
  • Стараться быть веселым и оптимистичным.

Кроме того, нужно стремиться к искренности — люди с экстраверсией сами по себе являются неплохими лицедеями, и с легкостью замечают указанное качество в своих товарищах, друзьях и знакомых.

Как воспитывать ребенка-экстраверта

Малышу нужно показать способы перенаправления энергии в «правильное» русло. В качестве таковых выступают всевозможные активные кружки и секции. Мальчики отправляются в школы единоборств, а девочки — например, на танцы. Родителям следует быть как можно терпимее к своим чадам, особенно в рамках периода полового созревания.

Ребята проживают за один день разные чувства, что, конечно же, сказывается на их психическом состоянии. Понять своего ребенка помогут специалисты школы неНумерологии — эксперт составит разбор личности по дате рождения, на основе которого можно улучшить воспитательный процесс.

Основная разница между экстраверсией и интроверсией

Говоря простыми словами, экстраверт — это человек, который всегда стремится к активному образу жизни и постоянному действию. Интроверт, наоборот, познает мир через погружение в собственные ментальные переживания.

Со стороны кажется, что люди с настолько разными психотипами к совместному времяпрепровождению не способны. На практике дела обстоят по-другому — если они научатся ценить личное пространство друг друга, образуется максимально тесная связь. Соответствующую дружбу получится пронести через долгие годы, причем со временем она будет только крепчать.

Можно ли изменить свой тип личности

Поменять психологический портрет на все сто процентов нельзя — он формируется в течение первых месяцев жизни, а затем усиливается из-за особенностей воспитания и перенесенного опыта. Однако человек, характеризующийся некоторыми чертами экстраверта, может увеличить или уменьшить влияние этих качеств на свою личность.

В первом случае ему придется отыскать клуб по интересам или хобби с большим сообществом. Таким образом, расширится круг общения. Во втором — нужно практиковать медитации, научившись погружаться в глубины собственного создания. Кроме того, следует познакомиться с методами ведения персонального дневника.

Как стать экстравертной личностью

В отличие от характера, психотип и темперамент — это параметры, закладываемые на физиологическом уровне. Они не подвержены значительным изменениям, по крайней мере, на бытовом и примитивном уровне. Однако специалисты считают, что большая часть населения планеты демонстрирует те или иные признаки амбивертности. У них есть интраверсионные и экстраверсионные качества одновременно — с ними и нужно работать. Грамотную поддержку в процессе развития личностных черт окажет компетентный и опытный психолог.

Заключение

Разобраться с вопросом о том, какого человека можно назвать экстравертом просто, для этого достаточно знать основные характеристики. Намного сложнее понять и принять преимущества и недостатки собственного психологического портрета. Однако люди, справившиеся с обозначенной задачей, буквально обречены на успех. Они с легкостью добиваются внутренней гармонии, помогающей им в профессиональных делах и романтических отношениях.

Системные описания в психологии


База данных защищена авторским правом ©dogmon.org 2023
обратиться к администрации

В. А. Ганзен

СИСТЕМНЫЕ ОПИСАНИЯ В ПСИХОЛОГИИ
(Издание исправленное и дополненное)
Печатается по постановлению Редакционно-издательского совета Ленинградского университета
Ганзен В. А. Системные описания в психологии. — Л.: Изд-во Ленингр. ун-та, 1984. — 176 с.
В монографии излагаются методологические основы построения системных описаний психологических явлений как эффективного средства решения одной из актуальных задач современной психологии — интеграции и систематизации психологических знаний. На их основе формируются целостные представления о сложных психических феноменах, выявляются психологические инварианты. Подробно рассматриваются различные методы и формы системных описаний объектов общей и дифференциальной психологии.
Книга предназначена для психологов, аспирантов и студентов факультета психологии, а также для специалистов смежных областей: физиологов, социологов и др.

, занимающихся проблемами человекознания. Библиогр. 136 назв. Ил. 12. Табл. 10. Схем 5.
Рецензенты: д-р психолог. наук Г. С. Никифоров (Ленингр. ун-т), д-р психолог. наук И. П. Волков (Ленингр. ин-т физич. культуры им. П. Ф. Лесгафта).
Ганзен Владимир Александрович — известный ученый, доктор психологических наук, профессор кафедры общей психологии Санкт-Петербургского Государственного университета.
Творческий путь В.А.Ганзен начал 40 лет назад в известной физиологичсекой лаборатории им. А.А.Ухтомского, куда молодой исследователь пришел после окончания физического факультета ЛГУ. К этому периоду его биографии относссятся разработки в области церебральной топоскопии и создание оригинального прибора, позволяющего изучать некоторые важные аспекты динамики высшей нервной деятельности.
Вся посследуюющая работа ученого связана с психологией. С 1959 года В.А.Ганзен трудится над фундаментальными проблемами проблемами психологической науки в Санкт-Петербургском Государственном университете.
Его основные исследования связаны с разработкой общей психологической теории на осногве системного подхода. Итогом этой работы явилось 90 публикаций, в том числе и докторская диссертация «Проблема отображения целостных объектов человеком» и две хорошо известные психологам монографии «Восприятие целостных объектов» и «Системные описания в психологии», последняя из которых и предлагается Вашему вниманию.
Памяти моей жены Ганзен Софьи Васильевны посвящаю
ВВЕДЕНИЕ
Системный подход является одним из важнейших методологических принципов современной науки и практики. Методы системного анализа широко используются для решения многих теоретических и прикладных задач. Достаточно полно изучены исторические предпосылки и философские основания системного подхода в работах Б. Г. Ананьева [5], В. П. Кузьмина [59], Б. Ф. Ломова [66].
В настоящее время интенсивно разрабатываются конкретные методы и технологии их применения (см., например, работы В. Д. Шадрикова [120], А. А. Крылова [58], Г. В. Суходольского [107], Г. С. Никифорова [79], И. П. Волкова [21] и др.). Необходимыми условиями эффективности использования системного подхода являются правильные сочетания формализованных и неформализованных методов и языков описания, формальной и диалектической логики, методов анализа и синтеза, индукции и дедукции, а также учет человеческого фактора. В результате применения системного подхода удается получить системные описания сложных явлений объективной реальности.
Что такое системное описание? Это форма представления человеку (пользователю) информации о системной организации сложного объекта, в которой отражается состав, структура, функции и другие системные характеристики. Такое описание адресовано главным образом зрительной системе человека. Для его построения используются различные виды кодирования и формы представления информации (знаковые, символические и изобразительные).
В психологии системный подход позволяет интегрировать и систематизировать накопленные знания, преодолевать их излишнюю избыточность, находить инварианты психологических описаний, избегать недостатков локального подхода, повышать эффективность системных исследований и процесса обучения, формулировать новые научные гипотезы, создавать системные описания психических явлений.
В настоящей монографии системный подход служит инструментом построения системных описаний психических явлений. Рассматриваются специфика объектов и общие принципы системного описания. Варианты системного анализа и синтеза применяются для конструирования вербальных, геометрических и аналитических описаний.
В психологии используются четыре вида шкал: наименований, порядка, интервалов и отношений. Их последовательность соответствует этапам познания сложного объекта — сначала явлениям присваиваются имена, затем обнаруживается некоторая их упорядоченность и устанавливаются количественные закономерности. Соответственно имеются и средства (языки) описания. Для наименований используется естественный язык, порядок хорошо отображается в геометрических структурах, а количественные отношения описываются формулами. Эти обстоятельства и определили логику построения книги. После главы, посвященной предмету анализа (первой), и методической (второй) следуют главы, в которых рассматриваются вербальные, геометрические, аналитические и комбинированные описания психических явлений, преимущественно на материале общей и дифференциальной психологии.

I. СИСТЕМНЫЕ ОПИСАНИЯ — ГЛАВНЫЙ РЕЗУЛЬТАТ СИСТЕМНОГО ПОДХОДА В ПСИХОЛОГИИ
I. 1. СИСТЕМНЫЙ ПОДХОД КАК ИНСТРУМЕНТ ДЛЯ ПОСТРОЕНИЯ СИСТЕМНЫХ ОПИСАНИЙ
I. 1. 1. Краткая характеристика системного подхода. В настоящее время системный подход все шире применяется в психологии накапливается опыт построения системных описаний объектов исследования. Необходимость системного подхода обусловлена укрупнением и усложнением изучаемых систем, потребностями управления большими системами и интеграции знаний.
«Система» — слово греческое, буквально означает целое, составленное из частей. В другом значении это порядок, определенный планомерным, правильным расположением частей и их взаимосвязями. Термин «системный подход» охватывает группу методов, с помощью которых реальный объект описывается как совокупность взаимодействующих компонентов. Эти методы развиваются в рамках отдельных научных дисциплин, междисциплинарных синтезов и общенаучных концепций. Применение системного подхода в психологии стимулируется также успехом частных системных теорий в других областях знания, развитием кибернетики и общественных концепций.
Системный подход является своего рода реакцией на бурный и длительный процесс дифференциации в науке. Но это не означает, что системный подход — синоним интеграции. Системный подход — единство интеграции и дифференциации при доминировании тенденции объединения.
Мир, в котором мы живем, един. Единство его состоит в материальности. Все явления и процессы действительности взаимосвязаны и взаимообусловлены. Объективными формами существования материального субстрата являются пространство и время. Важнейшая особенность нашего мира заключается в неравномерности распределения в пространстве и времени вещества, энергии и информации (разнообразия).Эта неравномерность проявляется в том, что компонентны материального субстрата (элементарные частицы, атомы, молекулы и т. д.) группируются, объединяются в относительно обособленные в пространстве и времени совокупности. Процесс объединения имеет диалектический характер, ему противостоит процесс разъединения, дезинтеграции. Но факт существование объединений на всех уровнях организации материи говорит о доминировании интеграции над дезинтеграцией. В неживой природе факторами интеграции являются физические поля, в живых объектах — генетические, морфологические и другие взаимодействия, обществе — производственные, экономические и другие отношения.
Принцип всеобщей взаимообусловленности явлений фиксирует факт объединения отдельных объектов природы в более крупные образования, что обнаруживается на все уровнях ее организации. Поэтому указанный принцип может рассматриваться в качестве одного из методологических оснований системного подхода.
Общими задачами системных исследований являются анализ и синтез систем. В процессе анализа система выделяется из среды, определяется ее состав, структуры, функции, интегральные характеристики (свойства), а также системообразующие факторы и взаимосвязи со средой. В процессе синтеза создается модель реальной системы, повышается уровень абстрактного описания системы, определяется полнота ее состава и структур, базисы описания, закономерности динамики и поведения. Системный подход применяется к множествам объектов, отдельным объектам и их компонентам, а также к свойствам и интегральным характеристикам объектов.
Описания объектов как систем — системные описания — выполняются те же функции, что и другие прочие описания: объяснительную и предсказательную. Но главная их функция состоит в интеграции информации об объекте. «…Задачей системных исследований является прежде всего выработка соответствующей теоретико-познавательной технологии изучения явлений как систем и познания системности самого мира» [59, с. 10].
Системный подход позволяет усмотреть общность психических явлений с другими явлениями объективной действительности. Это дает возможность «переноса» идей и взаимного обогащения, «усиления» наук, Главный объект психологии — человек. Он является целостным объектом восприятия и познания. Сому, психику и личность человека также можно рассматривать как целостные объекты. Объединение и объективация знаний базируются на теории целостных объектов, будь то статистические или динамические системы.
Системный подход не самоцель. В каждом конкретном случае его применение должно давать реальный, вполне ощутимый эффект. Системные описания служат средством решения многих теоретических и прикладных задач, встающих сегодня перед психологами. В теоретическом плане эта интеграция и систематизация психологических знаний, устранение избыточности в накопленной информации и сокращение объема описания, выявление инвариантов психологических знаний, преодоление недостатков локального подхода, уменьшение субъективизма в интерпретации психических явлений. Системный подход позволяет усматривать пробелы в знаниях о данном объекте, обнаруживать их неполноту, определять задачи научных исследований, в отдельных случаях — путем интерполяции и экстраполяции — предсказывать свойства отсутствующих частей описания.
В прикладном плане это задачи психодиагностики, проектирования и управления автоматизированными системами, повышения эффективности процесса обучения, совершенствования психологического образования. Системные методы позволяют представить учебную информацию в более активном для восприятия и запоминания виде, дать более целостное описание предмета науки и перейти впервые в изложении психологии от активного пути к индуктивно-дедуктивному.
I. 1. 2. Разновидности системного подхода. Существует несколько разновидностей системного подхода: комплексный, структурный, целостный. Необходимо определить объем этих понятий. Комплексный подход предлагает наличие совокупности компонентов объекта или применяемых методов исследования. При этом не принимаются во внимание ни отношения между объектами, ни полнота их состава, ни отношения компонентов в целом. Решаются главным образом задачи статики: количественного соотношения компонентов и подобные. Структурный подход предлагает изучение состава (подсистем) и структур объекта. При таком подходе еще нет соотнесения подсистем ( частей) и системы (целого). Декомпозиция систем на подсистемы производится не единым образом. Динамика структур, как правило, не рассматривается. При целостном подходе изучаются отношения не только между частями объекта, но и между частями и целым. Декомпозиция целого на части единственна. Так, например, принято говорить, что «целое — это то, от чего ничего нельзя отнять и к чему ничего нельзя добавить». Целостный подход предлагает изучение состава (подсистем) и структур объекта не только в статике, но и в динамике, т. е. он предлагает изучение поведения и эволюции систем.
Любую систему можно рассматривать как систему большей системы. Это правильное по существу положение оставляет, однако, в тени тот факт, что последовательность систем оказывается неоднородной: различные объекты (системы) обладают различной функциональной и структурной обособленностью и целостностью. Например, и клетка, и орган, и организм могут рассматриваться как системы. Но клетка и организм обладают по сравнению с органом значительной большей способностью к независимому функционированию. Поэтому целостный подход применим не ко всем системам (объектам). а только к таким, которым свойственна высокая степень функциональной независимости.
I. 1. 3. Особенности системного подхода в психологии. Системное исследование предполагает определенный выбор объекта и формулировку задачи в терминах системного подхода. выбор объекта конкретного исследования — дело нелегкое, так как требует выделения в сложной организации человека обособленной подсистемы, обладающей относительной функциональной и структурной самостоятельностью. Это необходимое условие для получения системного описания объекта. примерами могут служить сенсорная организация человека, психомоторная организация, интеллект и т. п. Более крупные образования (сома, психика, личность) трудны для индивидуального экспериментального исследования и могут стать объектом либо комплексного, либо теоретического исследования.
Однако выбор функционально и структурно обособленного объекта — необходимое, но еще недостаточное условие для получения хорошего системного описания. Для выбранного объекта нужно подыскать такой «срез» исследования, для которого нужно указать и экспериментально изучить полный набор характеристик. Если этого не сделать, то описание неизбежно становится локальным.
Постановка задач в терминах системного подхода предполагает получение ответов на вопросы о составе объекта, функции объекта, его структуре. Системой называется совокупность элементов любой природы, между которыми существуют определенные отношения. Множество элементов, из которых образована система, называется ее составом. Множество можно разбивать на подмножества и на элементы, соответственно различают макросостав и микросостав. Структурой системы называется постоянная часть отношений, характерных для компонентов системы. Отношения определяют ограничения на сочетания элементов различных множеств или одного и того же множества. Объектам множества могут быть свойственны отношения различных видов, следовательно, в одной системе может быть несколько структур. Любая систем существует в некоторой среде. Соответствие между средой и системой называется функцией системы. Систем может выполнять одну или несколько функций. Постоянные суммарные характеристики состава и отношений между компонентами системы называются ее свойствами.
Рассмотренные категории применимы к любым системам. Системы отдельных классов дополнительно описываются также и другими понятиями. При комплексном методе исследования в психологии можно выделить следующие этапы: определение области исследования; обоснование необходимости его проведения; подбор методик; организацию последовательно-параллельного их применения; выбор формы представления полученных данных.
От слова «система» можно образовать другие слова: «системный», «систематизировать», «систематический». в узком смысле под системным подходом будем понимать применение системных методов для изучения реальных физических, биологических, социальных и других систем. Системный подход в широком смысле включает, кроме того, применение системных методов для решения задач систематики, планирования и организации комплексного и систематического эксперимента. К системным методам психологии принадлежат: генетический, лонгитюдный, аналитический (расчленение и различение), синтетический (выделение общего и объединение), индуктивный и дедуктивный, композиционный. Они применимы также к процессу исследования и к представлению результатов исследования.
I. 2. ОБЪЕКТЫ СИСТЕМНЫХ ОПИСАНИЙ И ИХ СПЕЦИФИКА
I. 2. 1. Объекты изучения как системы. В качестве систем могут рассматриваться реальные физические, биологические и социальные объекты: молекулы, организмы, сообщества людей. Все их компоненты имеют структурное и функциональное единство, находятся в непосредственном взаимодействии. Другим классом объектов, которые также могут рассматриваться как системы, являются множества элементов. Под элементом понимается единица множества, которая оценивается в качестве неразложимой в данном контексте. Таковы множества элементарных частиц, атомов, химических элементов, молекул, кристаллов, клеток, биологических видов и т. д. Все они реально существуют, являются компонентами реальных систем, но их совокупность физической системой не является. Их систематизация производится на основании их существенных свойств. Третий класс множеств, который мы будем рассматривать как системы, — это множества структур, функций, свойств, состояний и т. д. одного и того же реального объекта изучения (человека, организма, личности). Наконец, сами системные описания в их конечной форме, с которыми работает исследователь, обычно являются знаковыми множествами с различными отношениями между элементами и могут рассматриваться как системы.
I. 2. 2. Специфика объектов психологии. Почти все целостные объекты психологии — это объекты, непосредственно не наблюдаемые (образ, мысль, сознание, личность и др.). Исключение составляют лишь акты деятельности (их внешнее проявление). Другая особенность объектов указанной науки заключается в том, что большинство из них не обладает отчетливыми пространственными признаками и нельзя построить их описание на основе пространственной структуры, как это возможно, например, в случае солнечной системы или сомы человека. Поэтому в психологии мы имеем дело главным образом с концептуальными отображениями целостных реальностей. Такие отображения формируются либо путем интеграции ранее накопленных частных знаний об объекте, либо путем прогрессивной дифференциации ранее не расчлененных представлений с последующим синтезом. Объектами целостного исследования являются как се компоненты психики (психические реакции, процессы, функции, состояния, свойства), так и психика в целом, личность. Как целостные образования изучаются группы и коллективы, системы людей и автоматов и т. д.
В психологической литературе существует большое разнообразие в понимании и использовании целостного, системного подхода. Выделение двух компонентов в целом: низших и высших психических функций, поведенческого и гностического компонентов интеллекта, различных сторон личности, тенденций и потенций, рассмотрение психики как подсистемы системы «человек — среда» — один из вариантов такого подхода. Вторую группу составляют работы, в которых как целое анализируется отдельные подсистемы или характеристики психики. В этих работах число выделяемых компонентов больше двух и предпринимаются попытки установления отношения между ними. Следующую группу составляют работы, в которых с целостных позиций рассматриваются организм, психика, личность или человек. В отдельную группу можно отнести работы прикладного характера, использующие в той или иной степени средства кибернетики и математики.
Объектами системного подхода в широком смысле выступают множества психических процессов, состояний, свойств, актов, по отношению к которым требуется решать задачи классификации, упорядочивания, систематизации. Объектами систематизации являются множества данных, относящихся к одному человеку или к некоторой выборке людей. Человек — сложный объект, и нас могут интересовать различные его описания: описание общего в человеке на основании данных о всей выборке, описание особенных характеристик людей некоторого подмножества генеральной совокупности, описание индивидуальности конкретного человека. Во всех этих случаях мы имеем дело с разным массивом исходных данных, различными функциями конечных описаний и задачами систематизации. Главная функция таких описаний — обобщение накопленных знаний, на основе которого формируются теоретические концепции и модели психологии. В этом отличие указанной группы задач от задач систематического обследования, имеющих прежде всего прикладную направленность.
Объектами систематического обследования являются конкретные носители психики: животные, здоровые и больные люди, группы людей, обладающие функционально-структурным единством, выборки людей, объединенные по некоторым общим признакам. Систематизации подвергаются полученный сведения. При построении таких системных описаний главными проблемами выступают проблемы стандартизации измерений и системного представления их результатов, согласованных с задачами обследования и возможности восприятия их пользователями.
Связанность, ограниченность и другие основные характеристики целостных объектов являются общими для любых объектов природы, ими обладают и перечисленные выше объекты психологического изучения. Но последние имеют и целый ряд специфических особенностей. Все целостные объекты психологии — динамические системы, непрерывные в континууме пространства и времени.
Как реальные динамические системы описываются системы «человек — среда», сома человека и ее подсистемы, психические процессы и состояния человека, его деятельность, динамические системы в группах и коллективах. Для этого применяются методы описания динамических систем. Кроме того, можно рассматривать переходные и установившиеся процессы. психика обладает определенной устойчивостью, интегрированностью, регулярностью и другими общими свойствами систем.
Психика человека — сложный объект, знания о котором накапливались в течение тысячелетий. Она обладает рядом специфических особенностей, выделяющих ее среди среди явлений реального мира и затрудняющих ее изучение и целостное описание. К таким особенностям можно отнести: 1) полифункциональность и полиструктурность психики, «пересечение» функций и структур, трудность определения структур, реализующих конкретную функцию; 2) большую подвижность, изменчивость «вектора» сознания; 3) распределенность в пространстве и размытость границ психических явлений; 4) недоступность для непосредственного наблюдения внутренних процессов и механизмов психических явлений; 5) высокую адаптивность психики. Наряду с этим недостаточно разработаны и средства описания объектов с такими особенностями.
Субъективное пространство и время чрезвычайно вариабельны. Индивидуальность и вариабельность — общие характерные признаки психических образований. На важную особенность психического целого обращал внимание еще И.М. Сеченов [99], говоря, что предметом психологии являются целостные акты, нераздельно включающие в свою общую структуру наряду с «сознательным элементом» внешнее воздействие (сигнал) и двигательный мышечный компонент.
Для многих психических целостных систем большая связность, однако и эта характеристика может варьировать в очень широких пределах. Эволюция и инвалюция психических образований могут происходить, как путем интеграции, так и путем дифференциации (навык, образ, мысль). Переход от нормы к патологии может осуществляется вследствие нарушения связности частей психики, а также связности человека со средой либо в результате нарушения пропорциональности частей независимо от того, являются ли причины таких изменений внутренними или внешними. чрезмерная связность приводит к потере устойчивости психики, т. Е. к разрывам во времени. По семантике шизофрения означает распад личности. Известно, что при шизофрении резко возрастает разрыв человека со средой (аутизм), нарушаются ассоциации, появляется несвязность речи, алогичность высказываний. Психопатии появляются вследствие нарушения пропорциональности силы и подвижности нервной системы, возбуждения и торможения, сигнальности системы.
I. 2. 3. Использование идеи целостности. Системное, целостное представление об объектах природы является одной из основных целей познания и необходимым условием эффективности применения знаний об объекте для решения практических задач. Такое представление о сложном объекте возникает не сразу, а в результате длительной исследовательской и интегративной деятельности многих ученых. Основными средствами создания системных, целостных представлений о сложном объекте являются анализ и синтез, движение «от целого к частям» и «от частей к целому». Оба эти подхода объединяются в следующем методическом приеме: от целого к частям и от частей к целому, но уже на новом уровне знания.
Использование идеи целостности в психологическим исследовании возможно в различных аспектах. Прежде всего оно определяется познанием того, что объект исследования — целостный и к нему применимы понятия целостности и гармоничности. В основу структурирования психических образований должен быть положен не произвольный набор из множества стимулов-реакций, а структура, организованная посредством естественного квантования пространственно-временного континуума и информационно-энергетических характеристик, имманентная внутренняя структура, а не структура случайной внешней оболочки. Психические явления возникают на определенном уровне организации, в известной степени базируются на других ее уровнях и тесно с ними взаимосвязаны. Поэтому их изучение фактически не возможно в отрыве от биологических, социальных и других явлений и процессов. Использование таких характеристик, как пропорциональность частей, полнота состава, в качестве контрольных критериев позволяет избежать возможных ошибок. Учет высокой вариабельности и большой степени индивидуальности необходим при выборе математического аппарата (первое свойство ограничивает применение регулярных методов, второе — вероятностных).
Исходным пунктом анализа психики как системы (системного анализа) является общепринятое в психологии положение о целостности, единстве психики в норме; в качестве аналитического примера используем «раздвоение единого». Раздвоение этого единства обнаруживается прежде всего при рассмотрении функций психики. Существование, функционирование и развитие человека определяются генетической и социальной программами. Реализация названных программ оказывается возможной благодаря информационному взаимодействию человека со средой и целенаправленному воздействию на нее. Функции отражения (психического отражения) и регулирования (психического регулирования) обеспечивают необходимое взаимодействие. Они взаимосвязаны и взаимообусловлены: отражение регулируется, а регулирование основано на информации, полученной в процессе отражения. Структуры, реализующие отражение и регулирование, «пересекаются» между собой, частично взаимопроникают друг в друга. Тесная взаимосвязь тих функций обеспечивает целостность психики в норме, единство всех психических явлений, интеграцию различных психических процессов.

Каталог: assets -> files -> Ophion -> psixology
files -> Активизация мыслительной деятельности как средство повышения творческого потенциала студентов
files -> Проблемы активности личности в учебном процессе
psixology -> Деятельность. Сознание. Личность
psixology -> А. Н. Леонтьев Биологическое и социальное в психике человека
psixology -> Доклад, подготовленный к конференции «Научное творчество Л. С. Выготского и современная психология»
psixology -> Становление личности
psixology -> Общая характеристика индивидных свойств человека. Органические предпосылки развития личности
Ophion -> Психосемантическая сфера личности сотрудников исправительных учреждений


Скачать 0. 97 Mb.


Поделитесь с Вашими друзьями:

Экстраверсия | Encyclopedia.com

буря

просмотров обновлено 29 мая 2018 г.

Термин, используемый для характеристики людей, которые обычно общительны, дружелюбны и открыты по отношению к другим.

Экстраверты — это люди, которые часто являются лидерами, хорошо работают в группах и предпочитают быть с другими, чем быть в одиночестве. Другие черты личности , часто связанные с экстраверсией, включают оптимизм, склонность к риску и любовь к азарту и переменам. Экстраверты предпочитают компанию и, как правило, имеют много друзей.

Экстраверсия обычно определяется по сравнению со своей противоположностью, интроверсией , которая используется для описания людей, которые более тихие, более сдержанные и чувствительные, и которым более комфортно заниматься в одиночестве. Эти две тенденции можно рассматривать как противоположные концы континуума, где большинство людей находятся где-то посередине. Тем не менее, у многих людей есть черты, которые явно помещают их ближе к одному концу, чем к другому. Считается, что и экстраверсия, и интроверсия у некоторых людей являются результатом врожденных наклонностей, называемых темперамент — которые формируются факторами окружающей среды. Психолог Ганс Айзенк предположил, что основой темперамента является легкость, с которой возбуждается кора головного мозга. Айзенк отмечает, что у интровертов некоторые части мозга очень чувствительны к возбуждению и легко подвергаются чрезмерной стимуляции, в результате чего они предпочитают тихую обстановку и спокойные ситуации. Экстраверт, с другой стороны, может терпеть более высокий уровень коркового возбуждения и, таким образом, ищет социальное взаимодействие и захватывающие ситуации для стимуляции.

Тенденции к экстраверсии или интроверсии часто заставляют людей развивать и культивировать противоположные сильные стороны, иногда называемые противоположными типами интеллекта . Экстраверты с большей готовностью развивают среди личный интеллект, который связан с тем, что они легко заводят друзей, демонстрируют лидерские способности и эффективно работают с другими в группах. У интровертов более высокоразвитыми чертами, скорее всего, будут те, которые связаны с intra личный интеллект, такой как более глубокое осознание своих чувств и способность наслаждаться длительными периодами одиночества. Все люди обладают обоими типами интеллекта, но у многих людей один сильнее другого, в зависимости от того, является ли человек интровертом или экстравертом.

Айзенк, Ханс Дж. и Майкл Айзенк. Личность и индивидуальные различия. Нью-Йорк: Plenum Press, 1985.

Кэмпбелл, Джозеф, изд. Портативный [Карл] Юнг . New York: Viking, 1971.

Gale Encyclopedia of Psychology

oxford

просмотров обновлено 21 мая 2018

экстраверсия (eks-trŏn- 909006 ver)
1. ( экстраверсия ) устойчивая черта личности, характеризующаяся интересом к внешнему миру, а не к себе. Люди с высоким уровнем экстраверсии ( экстравертов ) общительны и общительны, предпочитают часто менять деятельность и не подвержены постоянному обусловливанию. Сравните интроверсию.

2. выворачивание наружу полого органа, например матки (что иногда происходит после родов).

Словарь медсестер

Оксфорд

просмотра обновлено 23 мая 2018 г.

экстраверсия Тип личности, характеризующийся общительным поведением; противоположность интроверсии. Этот термин популяризировал Карл Юнг, согласно чьей теории личности экстраверты общительны, импульсивны и больше интересуются внешним миром, чем собственными эмоциями.

Всемирная энциклопедия

The Myers & Briggs Foundation

Экстраверсия или интроверсия

Первая пара психологических предпочтений — это экстраверсия и Интроверсия. Куда вы направляете свое внимание и черпаете энергию? Вам нравится проводить время во внешнем мире людей и вещей? (Экстраверсия) или в вашем внутреннем мире идей и образов (Интроверсия)?

Экстраверсия и интроверсия как термины используемые К. Г. Юнгом, объясняют различное отношение людей к управлению их энергия. Эти слова имеют значение в психологии, т. отличается от того, как они используются в повседневном языке.

Каждый человек какое-то время экстравертируется, а какое-то время интровертируется. Не путайте интроверсию с застенчивостью или замкнутостью. Они не связаны.

Найдите минутку и спросите себя, какое из следующих описаний кажется вам более естественным, легким и удобным?

Экстраверсия (E)

Мне нравится получать энергию от активного участия в мероприятиях и наличие большого количества различных занятий. Я взволнован, когда я рядом людям, и мне нравится заряжать энергией других людей. мне нравится переезжать в действие и осуществление вещей. Я обычно чувствую себя как дома в Мир. Я часто лучше понимаю проблему, когда могу выговориться громко об этом и услышать, что другие должны сказать.

Ко мне обычно относятся следующие утверждения:

  • Меня считают «общительным» или «общественным человеком».
  • Мне комфортно в группах и нравится в них работать.
  • У меня много друзей и я знаю многих людей.
  • Иногда я слишком быстро перехожу к делу и не позволяю достаточно времени, чтобы все обдумать.
  • Прежде чем начать проект, я иногда забываю остановиться и понять, что я хочу делать и почему.

Интроверсия (I)

Мне нравится получать энергию от работы с идеями, картинками, воспоминания и реакции, которые находятся в моей голове, в моем внутреннем мире. Я часто предпочитаю делать что-то в одиночку или с одним или двумя людьми. чувствовать себя комфортно с.

About the Author

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Related Posts