Эмоции базовые изард: Базовые эмоции по Изарду — Блог Викиум

38. Классификация эмоций по к. Э. Изарду

 По модальности (качеству) эмоций выделяют основные виды своеобразных эмоциональных процессов и состояний, выполняющих различную роль в регулировании деятельности и общения человека. Данную классификацию эмоций разработал К. Э. Изард. Он выделил следующие эмоции, являющиеся «фундаментальными»:

радость — положительное эмоциональное состояние, связанное с возможностью полного удовлетворения актуальной потребности;

удивление — эмоциональная реакция, не имеющая определенного положительного или отрицательного знака, на внезапно возникшие обстоятельства;

страдание — отрицательное эмоциональное состояние, связанное с полученной информацией о невозможности удовлетворения важнейших жизненных потребностей;

гнев — отрицательное эмоциональное состояние, вызываемое внезапным возникновением серьезного препятствия на пути удовлетворения исключительно важной потребности;

отвращение — отрицательное эмоциональное состояние, вызванное объектами (предметами, людьми, обстоятельствами и т. д.), соприкосновение с которыми вступает в резкое противоречие с нравственными или эстетическими установками субъекта;

презрение — отрицательное эмоциональное состояние, возникающее в межличностных взаимоотношениях и порождаемое рассогласованием жизненных позиций, взглядов и поведения субъекта с жизненными позициями, взглядами и поведением другого, являющегося объектом данного чувства;

страх — отрицательное эмоциональное состояние, появляющееся при получении субъектом информации о реальной или воображаемой опасности;

стыд — отрицательное эмоциональное состояние, выражающееся в осознании несоответствия собственных помыслов, поступков и внешности не только ожиданиям окружающих, но и собственным представлениям о подобающем поведении и внешнем облике.

39. Понятие «воля». Функции воли

Во́ля—свойствочеловека, заключающееся в его способности сознательноуправлятьсвоей психикойипоступками. Проявляется в достижении сознательно поставленных целей.

 К волевым качествам часто относят мужество, настойчивость, решительность, самостоятельность, терпение, самообладание и другие. Понятие во́ля очень тесно связано с понятием свобода.

Волевая деятельность состоит из определенных действий, в которых содержатся все признаки и качества воли. Они бывают простыми и сложными.

Функции воли:

Стимулирующая функция обеспечивается активностью человека .Активность порождает действие в силу специфики внутренних состояний человека, которые возникают в момент самого действия.

Тормозная функция проявляется в сдерживании нежелательных проявлений активности. Эта функция чаще всего выступает в единстве со стимулирующей. Человек способен тормозить возникновение нежелательных мотивов, выполнение действий, поведения, которые противоречат представлениям о образце, эталоне и осуществление которых может поставить под сомнение или повредить авторитету личности.

40. Структура волевого действия

1.Возникновение потребностей и постановка цели

Любое волевое действие начинается с осознания цели действия и связанного с ней мотива. При ясном осознании цели и мотива, вызывающего ее, стремление к цели принято называтьжеланием.

Если желание осознанно, то влечение всегда смутно, неясно. Поэтому влечение часто рассматривают как переходное состояние. Представленная в нем потребность, как правило, либо угасает, либо осознается и превращается в конкретное желание.

2.Стадия обсуждения и борьбы мотивов – воля всегда явл. Избирательным аспектом (суть воли, главный этап)

Психическое состояние, которое характеризуется столкновением нескольких желаний или нескольких различных побуждений к деятельности, принято называть борьбой мотивов. Борьба мотивов включает оценку человеком тех оснований, которые говорят за и против необходимости действовать в определенном направлении, обдумывании того, как именно действовать. Заключительным моментом борьбы мотивов является принятие решения, заключающегося в выборе цели и способа действия. Принимая решение, человек проявляет решительность; при этом он, как правило, чувствует ответственность за дальнейший ход событий.

Существует и другая точка зрения, характерная для тех психологов, которые, не отвергая значимость борьбы мотивов и внутренней работы сознания, видят сущность воли в исполнении принятого решения, поскольку борьба мотивов и следующее за этим принятие решения не идут дальше субъективных состояний. Именно исполнение решения составляет основной момент волевой деятельности человека.

3.Принятие решений

4.Реализация решения (исполнительный этап)

Исполнительный этап волевого действия имеет сложную структуру. Прежде всего исполнение принятого решения связано с тем или иным временем, т. е. с определенным сроком. Если исполнение решения откладывается на длительный срок, то в этом случае принято говорить о намерении исполнить принятое решение.

Намерение по своей сути является внутренней подготовкой отсроченного действия и представляет собой зафиксированную решением направленность на осуществление цели.

5.Оценка действий (удовлетворение или неудовлетворение результата)

Заключительный этап волевого действия может получить двоякое выражение: в одних случаях он проявляется во внешнем действии, в других случаях, наоборот, он заключается в воздержании от какого-либо внешнего действия (такое проявление принято называть внутренним волевым действием).

К. Изард Психология эмоций — Аффективные психические образования

О происхиждении и функциях эмоций

Психология сравнительно недавно обратилась к серьезному исследованию проблемы эмоций. В отношении эмоций существуют самые разные мнения — некоторые ученые утверждают, что эмоции никак не связаны с поведением, но есть и противоположный подход, тот, который воплощен в этой книге.

Мы считаем, что эмоции составляют первичную мотивационную систему человека.

Эмоции появились у человека в процессе эволюции. Можно предположить, что истоки некоторых человеческих эмоций нужно искать в простейших физиологических драйвах, таких как голод, и в первичных адаптационных механизмах, таких как реакция приближения-отстранения. Каждая эмоция исполняла те или иные адаптивные функции в процессе эволюции человека. Тезис Дарвина о том, что способы выражения базовых эмоций врожденны и универсальны, был неоднократно подтвержден кросс-культурными исследованиями и исследованиями в области психологии развития.

Рефлекс — это автоматическая реакция на раздражитель, осуществляемая без когнитивной оценки стимула. Инстинкт является более сложной формой поведения, он, как правило, пробуждается под воздействием гормональных изменений в организме и реализует программу, заложенную в генах животного. Для животных рефлексы и инстинкты имеют гораздо более важное значение, чем для человека, в основе мотивационной системы которого лежат эмоции.

Комплексное определение феномена эмоции должно включать в себя физиологический, экспрессивный и эмпирический компоненты. Эмоция возникает как результат нейрофизиологических процессов, которые в свою очередь могут быть вызваны как внутренними, так и внешними факторами. Когда эмоция возникает в ответ на мысленный образ, символ, представление, то можно говорить о сформированной связи между мыслью и чувством, или об аффективно-когнитивной структуре. Аффективно-когнитивные структуры могут представлять собой комбинацию драйва и когнитивных процессов или комбинацию драйва, эмоции и когнитивных процессов.

Яркие и выразительные эмоциональные состояния издавна привлекали к себе внимание ученых, художников и обывателей, но наука об эмоциях должна изучать не только эти крайне непродолжительные переживания. Существуют устойчивые индивидуальные различия в частоте и интенсивности переживания разными людьми тех или иных эмоций, и эти различия можно изучать и описывать в терминах <эмоциональная черта> и <эмоциональный порог>.

Из соображений удобства мы разделяем эмоции на положительные и отрицательные на основании их сенсорных или эмпирических характеристик. Однако нужно помнить, что всякая эмоция (например, радость, страх) может быть и позитивной, и негативной — в зависимости от того, насколько она помогает или мешает адаптации индивида в конкретной ситуации.

Влияние эмоций на человека генерализованно, но каждая эмоция воздействует на него по-своему. Переживание эмоции изменяет уровень электрической активности головного мозга, диктует, какие мышцы лица и тела должны быть напряжены или расслаблены, управляет эндокринной, кровеносной и дыхательной системами организма. Эмоции могут омрачить восприятие окружающего мира или расцветить его яркими красками, повернуть ход мыслей к творчеству или меланхолии, сделать движения легкими и плавными или, наоборот, неуклюжими.

В зависимости от индивидуальной высоты эмоционального порога одни дети чаще, а другие реже переживают и проявляют ту или иную эмоцию, и это в значительной степени определяет их взаимоотношения с окружающими людьми. С другой стороны, реакция окружающих на эмоциональные проявления ребенка непосредственно влияет на становление его эмоционального стиля и формирование тех или иных личностных черт.

Человеческое поведение зиждется на эмоциях, они активизируют и организуют восприятие, мышление и устремления человека. Эмоции оказывают непосредственное влияние на перцептивные процессы, фильтруют информацию, которую человек получает при помощи органов чувств, активно вмешиваются в процесс ее последующей обработки.

Базовые эмоции


Вот несколько критериев, на основе которых можно определить, является ли та или иная эмоция базовой:

1. Базовые эмоции имеют отчетливые и специфические нервные субстраты.
2. Базовая эмоция проявляет себя при помощи выразительной и специфической конфигурации мышечных движений лица (мимики).
3. Базовая эмоция влечет за собой отчетливое и специфическое переживание, которое осознается человеком.
4. Базовые эмоции возникли в результате эволюционно-биологических процессов.
5. Базовая эмоция оказывает организующее и мотивирующее влияние на человека, служит его адаптации.

Этим критериям отвечают эмоции:


интерес — положительное эмоциональное состояние, способствующее развитию навыков и умений, приобретению знаний. Интерес-возбуждение — это чувство захваченности, любопытства.

радость — положительная эмоция, связанная с возможностью достаточно полно удовлетворить актуальную потребность, вероятность чего до этого была невелика или неопределенна. Радость сопровождается самоудовлетворенностью и удовлетворенностью окружающим миром. Препятствия к самореализации являются препятствиями и для появления радости.


удивление — не имеющая четко выраженного положительного или отрицательного знака эмоциональная реакция на внезапно возникшие обстоятельства. Удивление тормозит все предыдущие эмоции, направляя внимание на новый объект и может переходить в интерес.

печаль — (с

традание, горе) — наиболее распространенное отрицательное эмоциональное состояние, связанное с получением достоверной (или кажущейся таковой) информации о невозможности удовлетворения важнейших потребностей, достижение которых до этого представлялось более или менее вероятным. Печаль имеет характер астенической эмоции и чаще протекает в форме эмоционального стресса. Наиболее тяжелая форма печали — горе, связанное с безвозвратной утратой.

гнев — 

сильное отрицательное эмоциональное состояние, протекающее чаще в форме аффекта; возникает в ответ на препятствие в достижении страстно желаемых целей. Гнев имеет характер стенической эмоции.

отвращение — 

отрицательное эмоциональное состояние, вызываемое объектами (предметами, людьми, обстоятельствами), соприкосновение с которыми (физическое или коммуникативное) вступает в резкое противоречие с эстетическими, нравственными или идеологическими принципами и установками субъекта. Отвращение, если оно сочетается с гневом, может в межличностных отношениях мотивировать агрессивное поведение. Отвращение, как и гнев, может быть направлено на себя, снижая при этом самооценку и вызывая самоосуждение.

презрение — 

отрицательное эмоциональное состояние, возникающее в межличностных отношениях и порождаемое рассогласованием жизненных позиций, взглядов и поведения субъекта с таковыми объекта чувства. Последние представляются субъекту как низменные, не соответствующие принятым нравственным нормам и этическим критериям. Человек враждебно относится к тому, кого он презирает.

страх — 

отрицательное эмоциональное состояние, появляющееся при получении субъектом информации о возможном ущербе для его жизненного благополучия, о реальной или воображаемой опасности. В отличие от страдания, вызываемого прямым блокированием важнейших потребностей, человек, переживая эмоцию страха, располагает лишь вероятностным прогнозом возможного неблагополучия и действует на основе этого прогноза (часто недостаточно достоверного или преувеличенного). Эмоция страха может иметь как стенический, так и астенический характер и протекать либо в виде стрессовых состояний, либо в виде устойчивого настроения подавленности и тревожности, либо в виде аффекта (ужас).

стыд — отрицательное эмоциональное состояние, выражающееся в осознании несоответствия собственных помыслов, поступков и внешности не только ожиданиям окружающих, но и собственным представлениям о подобающем поведении и внешнем облике.

смущение — 

это переживание беззащитности и беспомощности, открытости и уязвимости.

вина — отрицательное эмоциональное состояние, выражающееся в осознании неблаговидности собственного поступка, помысла или чувств и выражающееся в сожалении и раскаянии.

Основные эмоции, естественные виды, схемы эмоций и новая парадигма

. 2007 Сентябрь; 2 (3): 260-80.

doi: 10.1111/j.1745-6916.2007.00044.x.

Кэрролл Э Изард 1

принадлежность

  • 1 Делавэрский университет izard@udel. edu.
  • PMID: 26151969
  • DOI: 10.1111/j.1745-6916.2007.00044.x

Кэрролл Э. Изард. Перспектива Psychol Sci. 2007 Сентябрь

. 2007 Сентябрь; 2 (3): 260-80.

дои: 10.1111/j.1745-6916.2007.00044.х.

Автор

Кэрролл Э Изард 1

принадлежность

  • PMID: 26151969
  • DOI: 10. 1111/j.1745-6916.2007.00044.x

Абстрактный

Исследования эмоций процветают во многих дисциплинах и специальностях, однако специалисты не могут прийти к единому мнению относительно их определения. Теоретики и исследователи используют термин «эмоция» таким образом, что подразумевают различные процессы и значения. Продолжаются споры о природе эмоций, их функциях, их отношении к широким аффективным измерениям, процессах, которые их активируют, и их роли в нашей повседневной деятельности и занятиях. Я рассмотрю эти вопросы здесь, особенно в терминах базовых эмоций как естественных видов, природы эмоциональных схем, развития отношений между эмоциями и познанием, которые приводят к эмоциональным схемам, и дискретных эмоций по отношению к аффективным аспектам. Наконец, я предлагаю новую парадигму, которая предполагает постоянную эмоцию как фактор организации сознания и как влияние на разум и поведение. Рассмотренные данные свидетельствуют о том, что теория, основанная на концепциях как базовых эмоций, так и схем эмоций, обеспечивает жизнеспособный исследовательский инструмент и совместима с более целостными или многомерными подходами.

© 2007 Ассоциация психологических наук.

Похожие статьи

  • Чувства и тело: взгляд Джеймса на вегетативную специфику эмоций.

    Фридман Б.Х. Фридман БХ. Биол Психол. 2010 г., июль; 84 (3): 383–93. doi: 10.1016/j.biopsycho.2009.10.006. Epub 2009 29 октября. Биол Психол. 2010. PMID: 19879320 Обзор.

  • Столетняя война эмоций: эмоции естественные или психологические конструкции? Прокомментируйте Ленч, Флорес и Бенч (2011).

    Линдквист К.А., Сигел Э. Х., Куигли К.С., Барретт Л.Ф. Линдквист К.А. и соавт. Психологический бык. 2013 Январь; 139 (1): 255-263. DOI: 10.1037/a0029038. Психологический бык. 2013. PMID: 23294094 Бесплатная статья ЧВК.

  • Дифференциация негативной эмоции: корреляция ее личности и благополучия и сравнение различных методов оценки.

    Эрбас Ю., Сеулеманс Э., Ли Пе М., Коваль П., Куппенс П. Эрбас Ю. и др. Познание эмоций. 2014;28(7):1196-213. дои: 10.1080/02699931.2013.875890. Epub 2014 10 января. Познание эмоций. 2014. PMID: 24410047

  • Теория эмоций и исследования: основные моменты, вопросы без ответов и возникающие проблемы.

    Изард CE. Изард CE. Анну Рев Психол. 2009;60:1-25. doi: 10.1146/annurev.psych.60.110707. 163539. Анну Рев Психол. 2009. PMID: 18729725 Бесплатная статья ЧВК. Обзор.

  • Роль эмоций в развитии и организации личности.

    Малатеста Чехия. Малатеста Чехия. Небр Симп Мотив. 1988; 36:1-56. Небр Симп Мотив. 1988 год. PMID: 3078934 Обзор.

Посмотреть все похожие статьи

Цитируется

  • Эмоции учителей во время COVID: тематический анализ данных интервью выявляет движущие силы профессиональной деятельности.

    Портер К., Майлз П.Дж., Дональдсон Д.И. Портер К. и др. Фронт Псих. 2022 3 ноября; 13:987690. doi: 10.3389/fpsyg.2022.987690. Электронная коллекция 2022. Фронт Псих. 2022. PMID: 36405201 Бесплатная статья ЧВК.

  • Гендерные предубеждения в методах обучения аффективным вычислениям: модернизация и проверка манекена для самооценки при измерении эмоций с помощью аудиовизуальных клипов.

    Сайнс-де-Баранда Андухар С., Гутьеррес-Мартин Л., Миранда-Калеро ХА, Бланко-Руис М., Лопес-Онхил С. Sainz-de-Baranda Andujar C, et al. Фронт Псих. 2022 20 окт;13:955530. doi: 10.3389/fpsyg.2022.955530. Электронная коллекция 2022. Фронт Псих. 2022. PMID: 36337482 Бесплатная статья ЧВК.

  • Обзор облачных и пограничных датчиков ИИ, методов и приложений для распознавания эмоциональных, аффективных и физиологических состояний.

    Каклаускас А., Абрахам А., Убарте И., Клюкас Р., Лукшайте В., Бинките-Велене А., Ветловене И., Каклаускене Л. Каклаускас А. и др. Датчики (Базель). 2022 14 октября; 22 (20): 7824. дои: 10.3390/s22207824. Датчики (Базель). 2022. PMID: 36298176 Бесплатная статья ЧВК. Обзор.

  • Пандемия COVID-19, ношение масок и распознавание эмоций в позднем детстве.

    Честер М., Плейт Р.С., Пауэлл Т., Родригес Ю., Вагнер Н.Дж., Уоллер Р. Честер М. и др. Соц Дев. 2022, 25 августа: 10.1111/sode.12631. дои: 10.1111/sode.12631. Онлайн перед печатью. Соц Дев. 2022. PMID: 36246541 Бесплатная статья ЧВК.

  • Анализ настроений и распознавание эмоций по речи с использованием универсальных представлений речи.

    Атмаджа БТ, Сасу А. Атмаджа Б.Т. и др. Датчики (Базель). 2022 24 августа; 22 (17): 6369. дои: 10.3390/s22176369. Датчики (Базель). 2022. PMID: 36080828 Бесплатная статья ЧВК.

Просмотреть все статьи «Цитируется по»

SCIRP Открытый доступ

Издательство научных исследований

Журналы от A до Z

Журналы по темам

  • Биомедицинские и биологические науки.
  • Бизнес и экономика
  • Химия и материаловедение.
  • Информатика. и общ.
  • Науки о Земле и окружающей среде.
  • Машиностроение
  • Медицина и здравоохранение
  • Физика и математика
  • Социальные науки. и гуманитарные науки

Журналы по теме  

  • Биомедицина и науки о жизни
  • Бизнес и экономика
  • Химия и материаловедение
  • Информатика и связь
  • Науки о Земле и окружающей среде
  • Машиностроение
  • Медицина и здравоохранение
  • Физика и математика
  • Социальные и гуманитарные науки

Опубликуйте у нас

  • Представление статьи
  • Информация для авторов
  • Ресурсы для экспертной оценки
  • Открытые специальные выпуски
  • Заявление об открытом доступе
  • Часто задаваемые вопросы

Публикуйте у нас  

  • Подача статьи
  • Информация для авторов
  • Ресурсы для экспертной оценки
  • Открытые специальные выпуски
  • Заявление об открытом доступе
  • Часто задаваемые вопросы

Подпишитесь на SCIRP

Свяжитесь с нами

клиент@scirp. org
+86 18163351462 (WhatsApp)
1655362766
Публикация бумаги WeChat
Недавно опубликованные статьи
Недавно опубликованные статьи
  • Социально-экономические последствия первичной открытоугольной глаукомы в сельской местности в Мали()

    Моро Сидибе, Абдулай Напо, Адама Дембеле, Дауда Гойта, Умар Диалло, Джонни Джонас Дембеле, Мамаду Адама Того, Кадиату Ба Койта, Абдулай Нухум Кулибали, Чейк Фантамади Тункара, Нухум Туре, Абдулай Конате, Жаннетт Траоре, Фатумата Ндиайе, Ламин Траоре, Джафет Попану Тера

    Открытый журнал офтальмологии Том 12 №4, 29 ноября 2022 г.

    DOI: 10.4236/ojoph.2022.124040 3 загрузки  39Просмотры

  • Перемещение коренных народов в Канаде в соответствии с Законом об индейцах: совместное видео с участием коренных народов озера Сент-Мартин и Малого Саскачевана о последствиях наводнения ()

    Ширли Томпсон, Каору Судзуки

    Journal of Geoscience and Environment Protection Vol.10 No.11, 29 ноября, 2022

    DOI: 10.4236/gep.2022.1011017 1 загрузок  10 просмотров

  • Рентабельность и приемлемость для фермеров выбранных климатически оптимизированных технологий и методов выращивания кукурузы и бобов в засушливых районах, Уганда()

    Онисимус Семалулу, Патрик Кибайя, Стюарт Киебогола, Эдсон Мворози, Нельсон Севанкамбо, Берхейн Гебру

    Сельскохозяйственные науки Том 13 №11, 29 ноября 2022 г.

    DOI: 10.4236/as.2022.1311077 2 загрузки  20 просмотров

  • Совместное использование ресурсов и дополнительные преимущества — изучение способа совместной подготовки инновационных медицинских аспирантов в колледжах и университетах()

    Zichun Song, Yan Li, Yan’e Zhou, Longjian Huang, Lingling Liang, Xianjiu Liao, Qianli Tang

    Творческое образование Том 13 №11, 29 ноября 2022 г.

    DOI: 10.4236/ce.2022.1311236 2 загрузки  17 просмотров

  • Экстренное дистанционное обучение и вмешательство программы: на пути к педагогике человек-машина на основе интерактивных учебных документов ()

    П. Штифенхофер, Л. Се, К. Уайлдиш-Джонс

    Творческое образование Том 13 №11, 29 ноября 2022 г.

    DOI: 10.4236/ce.2022.1311234 1 загрузок  14 просмотров

  • Влияние образовательных программ на успехи в чтении: преодоление разрыва в уровне бедности()

    Аманда Э. Коулман, Джеймс П. Конкэннон

    Творческое образование Том 13 №11, 29 ноября 2022 г.

    DOI: 10.4236/ce.2022.1311233 2 загрузки  17 просмотров

Подпишитесь на SCIRP

Свяжитесь с нами

клиент@scirp.

About the Author

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Related Posts