Базовые эмоции — Психологос
01 октября 2022 г., 21:24
Автор: Н.И. Козлов, д-р психологии, профессор
Ректор Университета практической психологии
Фильм «ГлобоСфера»
Базовые эмоции – эмоции, которые присущи всем здоровым людям и которые одинаково проявляются у представителей самых разных культур, проживающих на разных континентах. Эмоции – общие для всех.
Критерий – наличие физиологической базы (мозговых структур, отвечающих именно за эту эмоцию) и сходство внешних выразительных движений.
Попытки определить набор «фундаментальных» или «базовых» эмоций имеют на Западе давнюю традицию. Этим занимались многие психологи. Во всех случаях предлагалось и разное число эмоций, и самые различные критерии их классификации. Авторы классификаций: М. Арнольд, П. Экман, Н. Фрижда, Дж. Грей, К. Изард, У. Джеймс, У. Макдауэлл, О. Морер, К. Отли, П. Джонсон-Лэрд, Дж. Панксепп, Р. Плучик, С. Томкинс, Дж. Уатсон, Б. Уэйнер.
Противоположность базовым – вариативные эмоции, внешнее проявление которых культурно и личностно обусловлено и нередко носит конвенциональный (договорной) или сугубо индивидуальный характер.
Многие психологи-практики базовыми эмоциями называют элементарные, далее неразложимые эмоции, из которых «собираются» эмоции составные, но в этом случае возникает путаница. Смотри Элементарные эмоции
Врожденные и базовые эмоции
Базовые эмоции обеспечиваются врожденными нейронными программами, и большинство базовых эмоций является врожденными. Однако не очевидно, что все базовые эмоции являются врожденными, и не очевидно, что все врожденные эмоции являются базовыми. См.→
Список базовых эмоций
Согласно Полу Экману, базовых эмоций семь:
- радость (довольство)
- удивление
- печаль (грусть)
- гнев (злость)
- отвращение
- презрение
- страх
Список от Изарда несколько иной:
- Удовольствие – радость
- Интерес – возбуждение
- Удивление – испуг
- Горе – страдание
- Гнев – ярость
- Страх – ужас
- Отвращение – омерзение
- Стыд – унижение
Подробнее смотри главу из: Изард, Психология эмоций
По мнению гештальт-терапевтов, основных чувств немного: гнев, страх, печаль, волнение, счастье, любовь.
Изменяемость базовых эмоций
Даже если базовые эмоции врождены, то в индивидуальной биографии они могут меняться. Практически любой человек, взрослея, научается управлять врожденной эмоциональностью, в той или иной степени трансформировать ее. См.→
Полезные ссылки:
- Взгляды западных теоретиков
- Базовые эмоции
- Автор Н.И. Козлов
- Видео
Комментарии (7):
Гость, 17 мая 2016 г., 19:50
Было бы здорово, если бы Вы давали ссылки на работы, из которых берете информацию. Библиография бы не помешала
1
ответ
Н.И. Козлов, 17 мая 2016 г., 22:59
Всегда приходится выбирать: или оформлять библиографию, или писать новые, нужные людям статьи. Пока выбираю писать статьи.
Гость, 19 апреля 2017 г., 21:41
https://www.b17.ru/article/basic_affects/ — здесь можно прочитать о базовых эмоциях с точки зрения системно-эволюционной теории
Гость, 27 января 2019 г., 02:04
А как с такой эмоцией как ненависть? это ведь особая эмоция, а не синтез нескольких
3
ответа
Гость, 04 апреля 2019 г., 14:21
Это сильная злость, связанное с желанием уничтожить источник своего недовольства. Называют чувством, т.к. сложнее простой эмоц. реакции.
Гость, 07 мая 2019 г., 19:42
Ненависть — это чувство, которое складывается из эмоций, грубо говоря. Мы ведь не сразу ненавидим, правильно?
Гость, 27 сентября 2020 г., 19:21
Базовой эмоцией ненависти является гнев. В различных комбинациях с другими эмоциями возникают различные чувства. Ненависть, скорее всего, даже комбинация гнева с отвращением.
Материалы по теме:
31 дек. 2009 г.
Базисные эмоции, сложные эмоции, Макиавеллистские эмоции (П.Э. Гриффитс)
Одна из самых неотложных проблем философии эмоций и заключается в понимании отношений между базисными эмоциями и подобного рода сложными эмоциональными эпизодами. В данной работе, я расширяю список существующих, при этом не обязательно противоречащих друг другу, идей, объясняющих отношения между базисными эмоциями и подобного рода сложными эмоциональными эпизодами.
0Подробнее
01 янв. 2012 г.
Что такое эмоции?
Слово «эмоции» имеет несколько основных значений. В первом значении, эмоции — это быстрые и короткие элементы чувств, их ситуативное проявление. Злость, обвинения и страдания, как вспыхивающие эмоции при глубоком чувстве обиды. Во втором значении, эмоции — это чувства, выражаемые для предъявления окружающим. Переживания для себя — скорее чувства. Выплеск чувств на другого, демонстрация чувств, выразительные движения для… — это уже скорее эмоции. В третьем значении, эмоции — это название всех проявлений аффективной сферы, в этом случае под эмоциями понимаются и чувства, и аффекты, и настроения, и даже желания.
7Подробнее
01 окт. 2022 г.
Элементарные эмоции
Элементарные эмоции/чувства — это максимально простые, далее неразложимые на еще более простые, эмоции-атомы. Природу и проявление элементарных эмоций/чувств нельзя изменить так же, как нельзя (обычным образом) изменить атом.
2Подробнее
01 окт. 2022 г.
Изменяемость базовых эмоций
Даже если базовые эмоции врождены, то в индивидуальной биографии они могут меняться. Практически любой человек, взрослея, научается управлять врожденной эмоциональностью, в той или иной степени трансформировать ее.
0Подробнее
01 окт. 2022 г.
Классификация эмоций, виды эмоций и чувств
Классификация эмоций ставит задачу навести хоть какой-то порядок в сфере эмоций и чувств, дать возможность исследователям и практикам более точно говорить, о каких эмоциях и чувствах они говорят в том или ином контексте.
0Подробнее
01 окт. 2022 г.
Вариативные эмоции
Вариативные эмоции — эмоции, внешнее проявление которых культурно и личностно обусловлено и нередко носит конвенциональных (договорной) или сугубо индивидуальный характер.
0Подробнее
01 окт. 2022 г.
Врожденные и базовые эмоции
Большинство базовых эмоций является врожденными. Все ли? — Пока трудно сказать. Страх, по крайней мере, у некоторых младенцев с рождения отсутствует и появляется несколько месяцев спустя. Только ли базовые эмоции являются врожденными? — Тоже надо разбираться. Гнев, похоже, эмоция часто врожденная, но не базовая, а составная (недовольство плюс агрессия). Коллеги, нужна помощь!
7Подробнее
Эмоции с точки зрения психологии
Эмоции являются, вероятно, самой захватывающей разновидностью из всей умственной деятельности человека и вовлекают в свой процесс две фазы: формирование чувств и проявление реакции. Эти две фазы обязательно являются частью процесса проявления эмоций человеком. Безусловно, в этом процессе могут быть задействованы еще какие-либо процессы, однако, есть всегда реакция и связанное с ней чувство.
Много было написано и изучено в психологической науке об эмоциях, и сейчас есть много теорий относительно данной темы. Согласно самой влиятельной теории Джеймса Лэнга, эмоция — это восприятие физических состояний. Это означает, что первой возникает реакция на телесном уровне, и когда есть восприятие этой реакции, человек испытывает эмоции.
Тело реагирует первым и создает обратную связь, и только тогда мы чувствуем эмоции согласно этой теории, переняв их от реакции нашего тела. Эта теория утверждала, что эмоция — физическая реакция, сопровождаемая восприятием таких реакций.
Существует много исследований физиологических или неврологических аспектов человеческих эмоций, и большинство инициаторов данных исследований предполагают, что в процесс проявления эмоций вовлечено системное включение из гипоталамуса, гипоталамус как участок мозга ответственен за выражение и восприятие эмоций. Существует также множество классификаций эмоций, одно из предположений связано с ассоциированием эмоций как чувства, вызываемого внутренними состояниями тела, такими как боль или голод, и эмоции, вызываемые внешними стимулами, такими как гнев или страх. Эмоции можно классифицировать на положительные и отрицательные, например, положительные эмоции — любовь и счастье, сочувствие, привязанность, любопытство, экстаз и отрицательные эмоции — ревность, ненависть, горе, беспокойство, расстройство и т.д.
Классификация эмоций
Классификация эмоций также может быть проведена следующими способами:
1. Эмоции усвоенные (основанные на внутренних стимулах) или воплощенные (основанные на внешних стимулах).
2. Познавательные эмоции (основанные на познавательной деятельности, такой как суждение), чувственные (основанные на проявлениях чувств или реакций на эмоциональные события) и телесные (основанные как реакции на физические события).
Много споров на тему: эмоции основаны на психологических аспектах чувств или физиологических аспектах физической реакции, вследствие чего встает вопрос, что стоит на первом месте: чувство или реакция? Некоторые исследователи полагают, что эмоции, основанные на внутренних стимулах, могут сначала вовлекать чувства и психологические аспекты, а это в свою очередь вызывает физическую реакцию (то есть первична психология, затем физиология). Депрессия, например, как психологическое явление, может вызвать бессонницу и другие негативные физические реакции (насморк, например, или расстройство желудка).
Эмоции, основанные на внешних стимулах как в случае гнева как проявления на внешний раздражитель, могут сначала вовлечь физическую реакцию, когда есть серьезный стимул для этого (например, человек может ощутить учащение сердцебиения, повышение температуры тела). Эти физические изменения производят за собой психологические аспекты гнева (внутренний дискомфорт, ярость, чувство отвращения). Таким образом, согласно такому взгляду на суть эмоций, в усвоенных эмоциях человеческие реакции вызываются внутренними чувствами (что близко к такому направлению в психологии как психосоматика, рассматривающая в качестве причин болезней человека психологические факторы). А в воплощенных эмоциях, чувства вызываются внешними реакциями.
Чувство здесь — психологический компонент эмоций, а физическая реакция — физический компонент реакции. Эмоции при таком подходе более сложны по своей структуре, чем просто чувства, и имеют два отличных компонента. То есть эмоции вряд ли можно рассматривать как просто чувства человека, они представляют собой сложный процесс, вовлекающий как психику, так и физиологию человека.
Необходимо в психологии ясно различить чувства и эмоции, и больше потребуется исследований, чтобы идентифицировать и отделить простые чувства от сложных эмоций. Эмоции всегда обязательно сопровождаются существенными физическими реакциями.
Различие между чувствами и физическими реакциями, вовлекаемыми в процесс эмоций, могло бы помочь идентифицировать эти два важных составляющих для любой человеческой эмоции. Например, гнев можно рассматривать как сложную эмоцию, состоящую из чувства раздражительности и физической реакции (быстрого сердцебиения, окрашенного в красный цвет лица). У эмоции беспокойства есть чувственный компонент — страх и физическая реакция — потливость или дрожь конечностей и т.д. Психологические исследования обычно пропускали чувственные аспекты восприятия себя человеком как важную составляющую эмоций, а также подчеркивали важность физических реакций вместо того, чтобы идентифицировать чувство как отдельный и существенный аспект эмоции. Недавние исследования сознания человека попытались определить, что есть чувства человека, а также идентифицировать эмоции и связь чувств и реакций как составляющих эмоций.
Как различие чувств и реакций может помочь психологии?
Исследователь в данной области Сабери Рой предполагала, что такое различие чувств и физических реакций позволило бы психологам идентифицировать и решить главную психологическую проблему: предшествовали ли чувства или следовали за физическими реакциями. Усвоенные эмоции будут, при таком подходе, всегда начинаться с чувства, и это чувство следует изучать прежде всего. Конечно, исследователи могли бы продолжить спорить о том, вовлекает ли боль сначала ощущение себя человеком или физическую реакцию. Усвоенные эмоции длительны, потому что причина таких эмоций — чувство, которое может продолжаться в течение долгого времени. Горе или любовь (усвоенные эмоции) обычно длятся дольше, чем гнев или жажда (воплощенные эмоции). Физические реакции, конечно, не долгосрочны, поскольку у нашего тела ограниченные ресурсы, на основании которых строится реакция.
Обычно теории эмоций разделялись на познавательные теории, эмоциональные теории и телесные теории. Современная психотерапия подчеркивает важность познавательных теорий эмоций и выдвигает на первый план центральную роль оценки и суждений. Эмоциональные теории с акцентом на чувство не были широко развиты, поскольку акцент на физические реакции и познавательные компоненты всегда имел большее значение в психологии. Именно с появлением исследований сознания, понятие чувства вновь стало исследоваться и изучаться.
Какую теорию считать верной и существенной – безусловно, рассудит время.
4 приема, как управлять эмоциями, пошаговая инструкция по самоуправлению
Управлять эмоциями нужно уметь, ведь их роль в жизни людей очень велика. Они помогают выстраивать отношения с окружающими, служат своего рода сигналом о том, все ли у человека в порядке. Без преувеличения можно сказать, что эмоции – это индикатор качества жизни.
Эмоции определяют образ бытия, с их помощью мы выражаем различные переживания и чувства, настроение. Однако они неотделимы от психики, поэтому не должны владеть своим «хозяином». Ведь человек – единственное существо, которому дана способность контролировать свои эмоции, управлять ими, то есть поступать разумно.
Так почему бы не применить этот врожденный навык? Личность, осознающая и контролирующая эмоциональную область, умеет мыслить ясно, творить. Но главное – ей подвластно справляться со своими «врагами»: гневом, страхом, тревожностью.
Если контроль над эмоциями отсутствует, человек становится заложником собственных чувств. Будучи эмоционально нестабильным, он не в состоянии управлять своей жизнью. Коль скоро человек руководствуется не здравым смыслом, а разрушительными эмоциями, говорить о правильном поведении, здоровых и гармоничных отношениях с окружающими не приходится.
Как научиться владеть собой: памятка по самоконтролю
Существует несколько основных приемов по управлению эмоциональным статусом. Если их изучить и применять по мере необходимости, можно обрести устойчивую привычку сдерживать себя. Таких ментальных приемов как минимум 4.
1– Отстраненность
Злость, гнев, стыд и другие негативные проявления чувств возникают обычно в конфликтных ситуациях. Оппонент пытается безосновательно выместить на окружающих свое плохое настроение или разочарование в чем-то.
Попадают «под горячую руку» повсеместно – дома, на работе, учебе, во время прогулки или в магазине. Важнейшая техника противодействия таким нападкам – не отвечать на хамство или, в крайнем случае, отвечать сдержанно.
Запишитесь на онлайн консультацию, если вас вдруг «накрыло», и вы не знаете как справиться с нахлынувшими эмоциями. Наши психологи помогут овладеть искусством самоконтроля, проведут психоанализ, будут на связи в любое время суток.
2 – Самовнушение
Когда вы в очередной раз окажетесь во власти эмоций, подумайте о том, что любая житейская ситуация – это прежде всего опыт, делающий вас сильнее. С точки зрения психологии, эмоциональные всплески закаляют и укрепляют психику, и относиться к ним следует именно так.
Научиться самовнушению непросто, но реально. Направив свои мысли в нужное русло, вы сможете приобрести отличные навыки управления эмоциональным состоянием. Выбить из колеи вас будет все сложнее, так как начнет формироваться некий внутренний стержень, и вы сможете достичь гораздо большего.
«Мы становимся тем, – учил Будда, – о чем думаем».
3 – Отсрочка
Находясь в возбужденном состоянии, остановитесь, «нажмите на паузу». Это позволит затормозить психику и задержать выход эмоций. Всего пары минут порой достаточно, чтобы мозг обработал информацию и оценил масштабы проблемы.
Как только эмоциональная волна пойдет на спад, включится логика и здравый смысл. В итоге вы примете взвешенное решение, о котором уже вряд ли пожалеете.
Внимание! Умение сдерживать эмоции таким способом поможет не сорваться на детях, не наговорить лишнего сослуживцам, избежать нежелательных действий.
4 – Окружение
Люди, с которыми мы общаемся, оказывают влияние и на наши эмоции. Если окружить себя интровертами или флегматиками, будет спокойно, возможно, даже слишком. Экстраверты и сангвиники редко держат эмоции в себе, и вы неосознанно будете копировать их поведение.
Запишитесь на онлайн консультацию, если вас беспокоит невозможность взять свои эмоции под контроль. Наши психологи проработают убеждения, тревоги, страхи, подберут инструменты для самореализации, будут на связи в любое время суток.
Пошаговая инструкция по самоуправлению
Неспособность владеть собой порой приводит к плачевным последствиям, что подтверждают данные статистики. Больше половины зарегистрированных браков заканчиваются разводом, и чаще всего из-за проблем именно в эмоциональной сфере.
Результаты 10-летних наблюдений показали, что среди людей, постоянно подвергающихся психоэмоциональным перегрузкам, смертность на 40% выше, по сравнению с теми, кто научился грамотно «утилизировать» свое напряжение.
По сведениям МВД, 9 из 10 убийств совершается в состоянии аффекта. Проще говоря, люди убивают под влиянием сиюминутных эмоций, исключающих возможность осознавать свои действия.
Чтобы избежать подобного, возьмите на заметку следующий алгоритм:
- Осознайте, что вы чувствуете.
- Определитесь, чего вы хотите в данных обстоятельствах.
- Оцените, насколько адекватна ваша эмоция желаемой цели.
- Если эмоция не соответствует цели, подумайте, какая будет более уместной.
- Выберите способ, как достичь необходимого эмоционального состояния.
- Примените выбранный способ.
Психогигиена эмоций: 4 типичных ошибки в способах контроля
Ошибки в управлении эмоциями связаны с устоявшимися стереотипами и ошибочными представлениями о том, как надо себя вести. Приведем самые распространенные из них.
ошибка |
описание |
результат |
Блокировать эмоции |
Я зол, но мне это сейчас не нужно. Значит, спрячу злость, скрою ее от остальных |
Регулярное подавление сильных эмоций сопровождается психоэмоциональным напряжением и может привести со временем к депрессии, а иногда и к телесным болезням |
Мыслить псевдопозитивно |
Я так разъярен, что могу взорваться. Но вместо этого буду улыбаться изо всех сил |
Набивший оскомину совет «мысли позитивно» в данном случае не работает. Все равно что закрыть дыру в стене картиной, а не ремонтировать ее. Зачем маскировать проблему, если она все равно останется |
Давать выход эмоциям |
Мне страшно – полезу под кровать, грустно – закрою дверь и никого к себе не пущу |
Психике такая методика вреда особого не нанесет, но может сильно навредить служебным и семейным отношениям |
Оправдывать свое поведение эмоциональным состоянием |
Я не выспался/сильно обиделся/был в ярости/меня довели, вот я и вспылил (убежал, закрылся в кабинете) |
Так ведет себя человек, который не владеет своими чувствами и является их заложником |
Чтобы лучше понимать себя и быстрее научиться контролю над своими чувствами, можно скачать книгу, посещать обучающие тренинги, семинары по этой теме.
Пример из практики:
С переходом на новую работу Денис сильно изменился: стал часто кричать на детей и жену, пару раз сорвался и нагрубил кассиру в магазине. Всегда спокойный и уравновешенный, он вскоре понял, что слишком эмоционально реагирует на бесконечные нововведения и требования начальства. Пришлось даже обратиться к психологу, который настоятельно рекомендовал взять отпуск хотя бы на 2 недели и дал советы по владению собой.
Частые вопросы
Как можно снять накопившееся напряжение, избавиться от отрицательных эмоций?
+
Действенных методов «выпустить пар» достаточно много. Женщине можно рекомендовать заняться рукоделием, танцами или выговориться подруге. Сугубо женским вариантом «сжигания негативной кармы» является плач. Спорт, массаж, дыхательные упражнения, мытье посуды – вот далеко не полный список способов сбросить груз эмоций.
Много пишут о разных дыхательных техниках, какая из них самая простая?
+
Медленный вдох носом – задержка дыхания на 2-5 сек – медленный выдох через рот. Повторить до 10 раз. Управление эмоциями с помощью дыхания очень эффективно, и научить этому легко.
Где искать позитивные моменты, когда все плохо?
+
Вспоминая почти любой прожитый день в мельчайших подробностях, вы наверняка сфокусируетесь на негативе: погода тоскливая, кран на кухне течет, управляющая компания работает плохо, поэтому в подъезде грязно и пр. Лучше коллекционируйте радостные моменты – например, я отлично выспался, наконец-то позвонил старый друг, дети успешно сдали ЕГЭ.
А может, слишком частые срывы происходят из-за проблем со здоровьем?
+
Этого нельзя исключать. Иногда несвойственная человеку гневливость, раздражительность и другие резкие проявления чувств – симптомы различных нарушений в организме. Важно не пропустить другие проявления и вовремя обратиться к специалистам.
Заключение эксперта
Тотальный контроль над эмоциями путем их сдерживания или подавления не поможет улучшить моральное состояние. Излишняя сдержанность нередко ведет к психологическим проблемам и сложностям в общении.
Эмоции делают жизнь ярче и интереснее, они наши союзники, помогающие становиться лучше. Невозможно просто прекратить чувствовать: слишком резкие реакции, как правило, являются сигналом, что надо что-то менять, пересмотреть свои взгляды и отношение к окружающим.
Публикуем только проверенную информацию
Автор статьи
Монахова Альбина Петровна клинический психолог
Стаж 17 лет
Консультаций 1439
Статей 255
Специалист в области клинической психологии. Помощь в поиске инструментов для самореализации, проработка убеждений, страхов и тревог. Работа с самоотношением, внутренними границами, понимание взаимодействия с социумом через осознанные личностные изменения.
- 2007 — 2008 год МУЗ Детская поликлиника №4 — педагог психолог
- 2008 — 2009 ООО Здоровая страна — клинический психолог
- 2009 — 2021 год Республиканский наркологический диспансер — психолог
- 2012 — 2013 год Профессиональная медицина — психолог
- 2013 — 2015 год ООО Возрождение — психолог
- 2019 по настоящее время ООО Теледоктор24 — психолог
22 важные вещи, которые нужно знать об эмоциях
За 18 лет, что я изучал эмоции, я узнал вещи, которые казались настолько важными для здоровья и благополучия, что я был шокирован тем, что меня никогда раньше этому не учили. Я имею в виду давай!
Моя старшая школа научила меня тригонометрии, которой я почти не пользовалась, но информацию об эмоциях, которая влияет на мою повседневную жизнь, меня ничему не научили! Мне посчастливилось изучать биологические науки, неврологию и психологию в лучших школах, и я ни разу не узнал ни одного из следующих важнейших аспектов личности:
- Эмоции есть. Их невозможно остановить. Их нельзя предотвратить. У нас есть выбор только в том, как реагировать на эмоции. И это чрезвычайно важный выбор, который мы все должны делать несколько раз каждый день.
- Эмоции — это физические переживания. Они представляют собой совокупность телесных ощущений и побуждений к действиям, которые мы начинаем распознавать как определенную эмоцию.
- Основные эмоции — это встроенные программы, действующие от рождения до смерти.
- Младенцы не могут эффективно успокоить и успокоить свои эмоции — им нужны спокойные и любящие взрослые, которые сделают это за них. Став взрослыми, мы можем успокаивать и успокаивать себя лучше. (Но взрослые также нуждаются в других людях для успокоения и утешения.)
- Способность ощущать эмоции в теле имеет важные последствия для личностного роста, изменения мозга и трансформации.
- Глубинные эмоции вызывают изменения в теле, которые можно воспринять, если приложить усилия и потренироваться, используя такие ориентиры, как Треугольник изменений.
- Основные эмоции имеют тенденцию к адаптивным действиям, которые мы воспринимаем как импульсы. Часто эти импульсы, когда мы не осознаем их, за кулисами приводят к нежелательному поведению.
- Независимо от того, осознаем мы эмоциональные импульсы или нет, они всегда побуждают к действию. Например, когда мы спровоцированы гневом, мы можем чувствовать импульс обвинить или напасть на человека, который нас разозлил, но при этом не осознавать, что испытываем гнев.
- Подавляющие эмоции, такие как тревога, вина и стыд, являются еще одной категорией эмоций, которые служат для того, чтобы похоронить, раздавить и заблокировать основные эмоции.
- Подавляющие эмоции подавляют основные эмоции, чтобы поддерживать связь с другими. Например, я научился использовать вину и стыд, чтобы скрывать свой гнев, поэтому я не осознавал, что злюсь, и не показывал свой гнев другим, которые, как я думал, будут осуждать и отвергать меня за это.
- Многие люди осуждают и обвиняют других в том, что у них есть эмоции, потому что они не понимают эмоций и не научились конструктивно реагировать на эмоции других людей.
- Эмоции заразительны.
- Более 70 процентов эмоционального общения осуществляется невербально. Мы глубоко реагируем на тон голоса, позу тела и выражение лица друг друга. Например, какие бы слова ни говорила моя мать, если она выглядит сердитой и говорит резким и осуждающим тоном, я сработаю.
- Мы используем средства защиты, чтобы избежать эмоций, и эти средства защиты предназначены для защиты от эмоционального дискомфорта.
- Защиты — это блестящие приспособления, призванные помочь нам пережить болезненные переживания. Не помогает думать о них как о плохих. Скорее важно понять, что обычное использование защит стоит нам нашей жизненной силы и аутентичности.
- Обработка чувств вместо того, чтобы закапывать их или блокировать их с помощью защит и подавляющих эмоций, важна, потому что энергия, создаваемая глубинными эмоциями, нуждается в высвобождении, а не для того, чтобы оставаться застрявшими в нашем теле.
- В идеале эмоциональная энергия тратится на взаимодействие с внешним миром (значимая работа, деятельность и общение с другими людьми), а не на поддержание защит, отталкивающих наши эмоции.
- Нам полезно научиться приветствовать и прислушиваться к своим эмоциям, а не хоронить их, что может вызвать множество эмоциональных и физических симптомов, включая мышечное напряжение, проблемы с кишечником, головные боли и многое другое.
- Депрессия и беспокойство являются симптомами скрытых основных эмоций.
- Замечание эмоций объединяет мозг, разум и тело, что приводит к большему спокойствию, уверенности, умственной гибкости и улучшению здоровья.
- Треугольник перемен — это практический инструмент для работы с эмоциями, без которых никто из нас не должен обойтись. 1
- Исцеление разума возможно при правильных условиях из-за нейропластичности (способности мозга перестраиваться с новым обучением). Работа с эмоциями открывает мощное средство для изменений и трансформации.
Каждому из нас полезно базовое образование в области эмоций – Обучение эмоциям 101. Знания развеивают многие опасные мифы об эмоциях, которым нас учит наше общество. Учить людей тому, что они слабы для своих эмоций или тому, что можно использовать разум над материей, чтобы остановить эмоции, имеет серьезные последствия для нашего психического здоровья. Это ложь, которая наносит ущерб нашему индивидуальному и коллективному благополучию.
Ссылки
Abbass, A. (2015). Достижение через сопротивление: передовые методы психотерапии. Канзас-Сити: Seven Leaves Press
Фоша, Д. (2000). Трансформирующая сила воздействия: модель ускоренных изменений. Нью-Йорк: Basic Books
Hendel, HJ (2018). Это не всегда депрессия: работайте над треугольником перемен, чтобы прислушиваться к телу, открывать глубинные эмоции и соединяться со своим истинным Я. Нью-Йорк: Random House
1. Треугольник перемен: https://www.hilaryjacobshendel.com/post/why-did-i-do-that
Первичные эмоции: определение, схема и пример
«У меня отвисла челюсть. этаж!» Это распространенное выражение универсально предназначено для обозначения чувства удивления. Хотя мы все ощущаем этот мир совершенно по-разному, мы можем найти точки соприкосновения в том, как мы выражаем и воспринимаем наши основные эмоции.
- Определим первичные эмоции.
- Мы обсудим разницу между первичными и вторичными эмоциями.
- Мы рассмотрим примеры первичных эмоций, а затем приведем таблицу первичных эмоций.
- Мы рассмотрим различные теории и концепции первичных эмоций в психологии.
Основные эмоции Определение
Эмоции — одна из важнейших черт человеческой природы. Наши эмоции помогают нам выживать, мотивируют наше поведение и предоставляют ценную информацию при взаимодействии с другими людьми. Книга Чарльза Дарвина Выражение эмоций у человека и животных заложила основу для широко распространенного мнения о том, что люди обладают универсальными эмоциями. В 1960 году, после серии экспериментов по изучению эмоций и выражений лица, Пол Экман определил шесть первичных или базовых эмоций.
Первичные эмоции (или базовые эмоции) — это основные эмоции, испытываемые людьми, включая гнев, страх, отвращение, печаль, счастье и удивление.
Первичные эмоции общепризнаны, а это означает, что все люди рождаются со способностью распознавать эти эмоции, за исключением тех, кто страдает нарушениями развития, такими как расстройство аутистического спектра. Даже младенцы будут плакать, если кто-то кричит и злится, или улыбаться, когда видят, что кто-то счастлив и улыбается.
Первичные эмоции — это наши автоматические реакции в ситуации, которые обычно связаны с выражениями лица и физиологическими реакциями , похожие у разных людей и культур. Мимика позволяет выражать наши основные эмоции без необходимости словесного общения. Хотя первичные эмоции принципиально универсальны, они могут различаться по интенсивности и не всегда возникают изолированно. Мы можем злиться и бояться, когда кто-то подрезает нас на дороге, или испытывать печаль и отвращение, когда видим в новостях расовую несправедливость.
Первичные и вторичные эмоции
Первичные эмоции, особенно в терминах Дарвина, вряд ли являются пределом эмоционального опыта человека. За многими первичными эмоциями следуют вторичные эмоции или сложные эмоции.
Вторичные (сложные) эмоции — это чувства, которые человек испытывает в ответ на свои чувства.
Другими словами, вторичные эмоции — это наши чувства по поводу чувств. Вторичные эмоции, в отличие от первичных, не возникают естественным образом. Они усваиваются либо через семейные, либо социальные влияния. Например, если человека в детстве ругали каждый раз, когда он грустил и плакал, позже в жизни он может испытывать стыд или страх за то, что ему грустно и хочется плакать.
Когнитивная обработка требуется для вторичных эмоций, тогда как первичные эмоции не требуют повторного мышления. Первичные эмоции проявляются сильно, но длятся недолго, в то время как вторичные эмоции могут длиться долго и даже усиливаться со временем. Они могут состоять из нескольких других эмоций в одну, что делает их менее узнаваемыми. Кроме того, вторичные эмоции, в отличие от первичных, не будут выглядеть одинаково у разных людей и культур. Примеры вторичных эмоций включают в себя вину, разочарование, раскаяние, негодование и замешательство.
Примеры основных эмоций
Давайте рассмотрим несколько примеров шести основных эмоций: гнев, страх, отвращение, печаль, счастье и удивление.
Гнев
Гнев — это эмоциональное состояние, при котором человек чувствует, что с ним плохо обращаются или ему мешают в достижении цели. Гнев может быть одной из самых опасных эмоций в самом крайнем его проявлении и может спровоцировать агрессивное поведение. Несправедливость, предательство, неприятие, обида или вид, что кому-то больно, или даже гнев другого человека могут вызвать у нас гнев. Тот, кто злится, может кричать, потеть, сжимать челюсти или кулаки или выпячивать грудь, чтобы казаться больше.
Выражение лица гнева:
- Плотно сжатые губы
- Жесткий взгляд/широко раскрытые глаза
- Брови опущены и сведены вместе
Страх
Одна из наших самых основных эмоций – это страх. Хотя страх часто имеет негативные коннотации, он является ключом к нашему выживанию как вида; это то, что запускает нашу реакцию «бей или беги». Мы испытываем страх в ответ на эмоциональную, физическую или психологическую угрозу. Эти угрозы могут быть реальными или воображаемыми. Без страха мы можем не распознать, когда нам нужно справиться с потенциальными угрозами. Большая способность справляться снижает интенсивность страха. Постоянный страх может в конечном итоге стать хронической тревогой, что приведет к другим возможным расстройствам.
Испуганное выражение лица:
- Напряженные нижние веки
- Поднятые верхние веки
- Опущенная челюсть/губы вытянуты назад
- Брови приподняты
Fg. 1 Одной из наших самых основных эмоций является страх, Freepik.com
Отвращение
Отвращение часто возникает из-за чувства отвращения или отвращения к чему-либо. Интенсивность этого чувства может варьироваться от легкой неприязни до крайней реакции. Оскорбительные, ядовитые или загрязняющие вещества чаще всего вызывают чувство отвращения. С эволюционной точки зрения отвращение должно удерживать нас от вредных веществ или ситуаций. Некоторые триггеры отвращения, как правило, верны для большинства людей, например запах тела. Однако другие могут быть более индивидуально или культурно подвержены влиянию. Некоторые чувства отвращения не присутствуют сразу при рождении. В возрасте от четырех до восьми лет дети часто испытывают скорее отвращение , чем отвращение.
Отвратительное выражение лица:
- Слегка оттопыренная нижняя губа
- Верхняя губа в форме перевернутой буквы «U»
- Сморщенный нос
- Опущенные брови
Fg. 2 Что вызывает у вас отвращение, Freepik.com
Грусть
Грусть — это эмоция, характеризующаяся безнадежностью, разочарованием или горем, которая может быть вызвана потерей дорогого человека или объекта. Хотя грусть — это универсальная эмоция, которую испытывает каждый, ее причины часто носят личный и культурный характер. Другими словами, то, что делает одного человека грустным, может совершенно не повлиять на другого.
Печаль играет важную роль в освещении моментов, когда мы нуждаемся в утешении или поддержке. Печаль — более длительная эмоция. Однако, если она становится хронической и начинает мешать повседневной жизни, ее точнее охарактеризовать как депрессию.
Печальное выражение лица:
- Глаза смотрят вниз/опущенные веки
- Уголки губ опущены вниз
- Брови подняты и сведены вместе
Fg. 3 сигнала грусти о необходимости утешения, Freepik.com
Счастье
Счастье, приятное эмоциональное состояние, характеризующееся чувством наслаждения, удовлетворения и удовлетворенности, является наиболее желанной из шести основных эмоций. Счастье может быть всеобщим или личным и переживается через наши чувства. Когда люди испытывают счастье, они часто описывают это чувство как легкое, энергичное или теплое. Это может сигнализировать о дружелюбии к другим, а также сообщать, что мы не являемся угрозой.
Счастье выражение лица:
- Сужение глаз/морщины вокруг глаз
- Приподнятые щеки
- Улыбка с отведенными назад губами и обнаженными зубами
Удивление
Удивление – это эмоциональное состояние, возникающее после встречи с внезапным или неожиданным раздражителем. Оно краткое, неожиданное и может быть как положительным, так и отрицательным. Эта эмоция предназначена для того, чтобы помочь нам определить, что происходит, и определить, находимся ли мы в опасности. В то время как другие эмоции также могут быть краткими, удивление всегда кратко. В течение нескольких секунд мы получаем представление о том, что происходит, и либо испытываем другую эмоцию, либо вообще не испытываем ее. Удивление не следует путать с испугом, который является скорее физическим рефлексом, чем эмоцией. Например, если мы напуганы, мы можем подпрыгнуть или задохнуться.
Удивленное выражение лица:
- Отвисшая челюсть
- Верхние веки подняты (нижние нейтральные)
- Брови подняты, но не сведены вместе
Первичные эмоции Таблица
Мы описываем свои эмоции, используя несколько разных слов или описаний. Однако обычно эти слова могут сводиться к одной или нескольким из шести основных эмоций. Ниже приведена таблица с некоторыми примерами.
Anger | Irritability |
Frustration | |
Bitterness | |
Humiliation | |
Resentment | |
Sadness | Grief |
Neglect | |
Guilt | |
Regret | |
Loneliness | |
Fear | Тревога |
Паника | |
Нервная | Apprehensive |
Overwhelmed | |
Disgust | Disdain |
Distaste | |
Horrified | |
Revolted | |
Disappointment | |
Счастье | Радость |
Довольство | |
Hopeful | |
Playful | |
Powerful | |
Surprise | Perplexed |
Astonished | |
Shocked | |
Нетерпеливый | |
Изумленный |
Первичные эмоции в психологии
Горстка психологов подвергает сомнению само существование первичных эмоций. Они утверждают, что первичные эмоции — это не эмоции, а строительные блоки более сложных психологических черт. Кроме того, в то время как шесть выявленных основных эмоций принимаются многими психологами, другие определили дополнительные основные эмоции. Например, Кэрролл Изард (1977) определил десять основных эмоций, которые, по его мнению, наиболее часто проявляются в младенчестве. В первую очередь они основывались на выражении лица.
They include:
Anger
Fear
Joy
Disgust
Interest-Excitement
Content
Shame
Surprise
Вина
Радость
Наблюдение за выражением лица может помочь терапевту понять эмоциональные переживания своего клиента. Кроме того, как мы упоминали, первичные эмоции часто сопровождаются отчетливыми физиологическими реакциями. Терапевт может использовать эти знания, чтобы помочь клиентам с низким эмоциональным осознанием определить свои чувства. Напряженная грудь может означать страх или тревогу. Трепещущий живот может означать радость или волнение.
Обработка и определение первичных и вторичных эмоций может быть важным инструментом, помогающим справиться со своими эмоциями. Поняв наши первичные эмоции, мы можем получить представление о том, к чему нам следует двигаться, а от чего следует уходить. Первичные эмоции — это реакции либо на угрозу, либо на возможность. Чтобы обработать первичные эмоции, может быть полезно сначала определить, что вызвало эту эмоцию. Затем, присутствуя и памятуя о текущем моменте, мы можем обнаружить почему была вызвана эта первичная эмоция.
Чтобы справиться с вторичными эмоциями и обработать их, следует использовать другой подход. Во-первых, может быть полезно понять факты ситуации и настроить свои мысли так, чтобы они отражали правду. Часто наши вторичные эмоции укореняются в нас из-за прошлого опыта или даже травмы. Это может привести к неспособности видеть ситуацию объективно. Лучше притормозить и найти способ решить проблему. Определение того, какие первичные эмоции составляют наши вторичные эмоции, может улучшить наше самосознание.
Первичные эмоции — основные выводы
- В 1960 году, после серии экспериментов по изучению эмоций и выражений лица, Пол Экман определил шесть основных или основных эмоций: гнев, страх, отвращение, печаль, счастье и удивление.
- Гнев — это эмоциональное состояние, при котором человек чувствует, что с ним плохо обращаются или ему мешают в достижении цели.
- Одной из наших самых основных эмоций является страх . Хотя страх часто имеет негативные коннотации, он является ключом к нашему выживанию как вида и запускает нашу реакцию «бей или беги».
- Печаль — это эмоция, характеризующаяся безнадежностью, разочарованием или горем, которая может быть вызвана потерей дорогого человека или объекта.
- Отвращение часто возникает из чувства отвращения или отвращения к чему-либо.
- Счастье , приятное эмоциональное состояние, характеризующееся чувством наслаждения, удовлетворения и удовлетворенности, является наиболее желанной из шести основных эмоций.
- Удивление — это эмоциональное состояние, возникающее после встречи с внезапными или неожиданными раздражителями.
- Первичные эмоции — это наши автоматические реакции в ситуации, которые обычно связаны с выражениями лица и физиологическими реакциями , которые сходны у разных людей и культур.
- Вторичные (сложные) эмоции — это чувства, которые человек испытывает в ответ на свои чувства. Когнитивная обработка требуется для вторичных эмоций, тогда как первичные эмоции не требуют повторного мышления.
- Кэрролл Изард (1977) идентифицировал десять первичных эмоций, которые, как он обнаружил, чаще всего проявлялись в младенчестве.
Эмоции и память — Psychologist World
Вопрос о том, как наш мозг запоминает повседневный опыт, десятилетиями интересовал когнитивных психологов и нейробиологов. Среди множества теорий, пытающихся объяснить, как мы кодируем и позже вспоминаем информацию, было замечено любопытное влияние на кодирование памяти: наше эмоциональное состояние во время события может повлиять на нашу способность запоминать его детали.
Более того, считается, что эмоции играют роль в определении того, можем ли мы вспомнить сохраненное воспоминание в то время, когда пытаемся вернуться к нему. Например, было обнаружено, что уговорить себя войти в то же самое настроение, которое мы испытывали, когда были свидетелями какого-либо события, часто оказывалось положительное влияние на наши шансы вспомнить конкретные детали, относящиеся к нему.
Похоже, что эмоционально заряженные ситуации могут привести к более длительным воспоминаниям о событии. Когда мы испытываем чувство восторга, гнева или других состояний ума, живые воспоминания часто более возможны, чем в повседневных ситуациях, когда мы чувствуем слабую эмоциональную привязанность к событию или вообще не чувствуем ее.
Результаты ряда исследований показали, что эмоции играют роль на различных специфических стадиях запоминания ( кодирования ) информации, консолидации воспоминаний и во время воспоминаний переживаний в более поздний период. Например, когнитивный психолог Дональд Маккей и группа исследователей попросили участников принять участие в эмоциональном тесте Струпа , в котором им предъявлялись разные слова в быстрой последовательности. Каждое слово было напечатано разным цветом, и испытуемых просили назвать цвет. Позже их также попросили вспомнить слова после первоначального теста. Маккей обнаружил, что табуированные слова, призванные вызвать эмоциональную реакцию, вспоминаются чаще, чем слова с менее эмоциональным подтекстом (MacKay et al, 2004). 1
Результаты эксперимента Маккея и других экспериментов с аналогичными результатами позволяют предположить, что эмоциональное состояние в момент, когда мы воспринимаем и обрабатываем наблюдение, может положительно влиять на кодирование информации в кратковременной или даже долговременной памяти.
Хотя эмоциональный тест Струпа демонстрирует эту связь между эмоциями и памятью, роль эмоций давно подозревается.
В 1977 году исследователи из Гарварда опубликовали статью под названием « воспоминаний о вспышках».0006, в котором они отметили, что люди часто могут живо вспомнить, где они были, когда произошло значимое для них событие. Они использовали пример убийства президента США Джона Ф. Кеннеди, но многие люди сохранят столь же подробные воспоминания о том, что они делали, когда узнавали о терактах 11 сентября 2001 года или о смерти такого известного человека, как Элвис. Пресли или Майкла Джексона. В отличие от фотографической памяти, эти «воспоминания-вспышки», как правило, возникают только тогда, когда событие ощущается как имеющее особое значение для человека или когда оно вызывает состояние удивления, подтверждая идею о том, что эмоциональное состояние человека во время событие может влиять на то, кодируется оно как воспоминание или нет (Браун и Кулик, 19). 77). 2
Теперь мысль о том, что мы с большей вероятностью запомним событие исторического значения, чем обыденное наблюдение по дороге на работу, может показаться очевидной. Убийство Джона Кеннеди часто считается одним из самых значительных событий в истории США 20-го века, даже теми, кто родился после этого события и узнал о нем только на уроках истории. Однако другое исследование, в котором участников просили заполнить анкеты, чтобы оценить их воспоминания о покушении на Рональда Рейгана, показало, что значение события, как правило, оказывает меньшее влияние, чем эмоции, испытанные во время кодирования. Пилемер (1984) обнаружили, что сообщаемое эмоциональное состояние людей во время покушения помогало влиять на то, будут ли воспоминания храниться в большей степени, чем то, просто ли они репетировали — обдумывали или обсуждали — воспоминание впоследствии. 3
Почему эмоции влияют на память?
Хотя появляется все больше свидетельств в поддержку роли эмоций в памяти, остается вопрос, почему эмоции, а не суждения, над которыми мы больше контролируем, влияют на наше кодирование событий таким образом. Какой цели служит способность вспомнить печальный случай, который мы предпочли бы забыть, лучше, чем факты, которые нам нужно выучить для экзамена?
Во-первых, давайте вспомним эволюционную цель, которой служат эмоциональные переживания. Одна из теорий предполагает, что наша способность испытывать неприятные эмоции, страх и тревогу является унаследованной чертой, которая исторически давала нашим предкам преимущество в выживании. Оман и Минека (2001) утверждали, что, поскольку эмоции имеют тенденцию действовать вне нашего сознательного контроля, их интуитивная природа дает нам раннее предупреждение о надвигающихся угрозах или опасностях в нашем внешнем окружении (Оман и Минека, 2001). 4 Например, при переходе через сильное течение реки чувство страха предупреждает нас об опасности для нашей жизни и помогает нам обращать внимание на опасности. Негативные эмоции также могут удерживать нас от участия в таких мероприятиях! Точно так же чувство счастья, создаваемое безопасной средой, например, домом, теплым и свободным от угроз, может побудить нас продолжать избегание риска и адаптивное поведение.
Внимание, эмоции и память
В то время как эмоциональное искажение памяти, связанной с кодированием и воспоминанием, кажется контрпродуктивным для поддержания точного представления о внешнем мире, их влияние может быть лучше понято с точки зрения того, как оно влияет на наше внимание и как объект нашего внимания в очередь влияет на то, что кодируют наши воспоминания.
Исследования показывают, что наш мозг чаще фокусируется на эмоциональных стимулах. Это было продемонстрировано в исследовании, в котором участникам показывали контрольный набор эмоционально нейтральных изображений с картинками, например, изображающими различные травмы, вызывающими эмоциональный отклик. Schupp et al (2007) обнаружили, что внимание испытуемых повышается, когда им демонстрируются эмоциональные образы, предполагая, что наше внимание инстинктивно привлекается к эмоциональным предметам. 5
Поскольку мы склонны запоминать, сосредотачиваясь и обрабатывая наблюдение, это может помочь нам понять, почему эмоции влияют на воспоминания.
Хотя эмоции могут привлечь наше внимание к предметам, их влияние на наше сознательное восприятие мира на этом не заканчивается. После переключения нашего внимания с одного предмета на другой может произойти кратковременное явление, известное как моргание внимания , во время которого мы не можем полностью сосредоточиться на вторых стимулах.
В результате мы можем помнить что-то хуже, если непосредственно перед этим сосредоточились на чем-то другом. Исследования показали, что в этом моргании внимания есть эмоциональный компонент.
В одном эксперименте исследователи смогли ограничить способность участников запоминать нейтральную информацию, предоставив им эмоциональные стимулы незадолго до этого (Smith et al, 2006). 6
Эффект конгруэнтности настроения
Фокус внимания человека неизбежно влияет на то, что он помнит во время переживания, но эмоции, по-видимому, более глубоко влияют на кодировку памяти, чем простое привлечение внимания к конкретному эмоциональному предмету, а не к нейтральному.
Ваше эмоциональное состояние во время события может помочь определить, будут ли ваши наблюдения во время него сохранены для последующего использования.
Одно исследование показало, что участники эксперимента были более способны ассоциироваться с историями, содержание которых соответствовало их настроению во время их рассказа им. Счастливый человек, например, может больше ассоциироваться с персонажами, которые позитивны и полны энтузиазма, в то время как грустный человек может идентифицировать себя с персонажем, который является объектом преследования. Гордон Бауэр, проводивший исследование, обнаружил, что это эффект соответствия настроению — ассоциация со стимулами, отражающими наше текущее настроение, — влиял на способность людей запоминать информацию (Bower, 1981). 7 Результатом этого эффекта является то, что вы можете лучше вспомнить, что читали негативный отчет в газете, если вы были в плохом настроении, а не в хорошем настроении во время его чтения.
Роль миндалевидного тела
Средства, с помощью которых эмоции могут помочь определить, какие воспоминания обрабатываются, также являются предметом текущих исследований.
Хотя этот процесс до конца еще не изучен, считается, что гиппокамп и две миндалины области мозга играют ключевую роль в обработке как воспоминаний, так и эмоций, и что взаимодействие между ними может усиливать связь между памятью и эмоции.
В одном исследовании, в котором томография использовалась для наблюдения за миндалевидным телом, была обнаружена повышенная активность при запоминании эмоциональных стимулов, независимо от того, были ли они положительными или отрицательными.
Хаманн и др. (1999) также предположил, что одной из функций миндалевидного тела является «модуляция» активности гиппокампа, который, как полагают, играет роль в формировании новых воспоминаний (Hamann et al, 1999). 8
Репетиция и поиск
Хотя считается, что эмоции влияют на преобразование событий в воспоминания в момент кодирования, наше настроение, когда мы пытаемся вспомнить события в более поздние сроки, может повлиять на нашу способность получить доступ к этим воспоминаниям.
В радостном настроении мы можем лучше вспомнить прошлые события, которые принесли нам радость. Например, находясь на пляже, вы можете вспомнить счастливые воспоминания о памятном семейном собрании по поводу негативного события. Напротив, но следуя тому же принципу, в плохом настроении вы можете легче вспоминать грустные воспоминания. Эта корреляция между нашим настроением в момент припоминания и типом воспоминаний, которые мы можем вспомнить, известна как память, зависящая от состояния настроения.
Джеймс Лэрд из Университета Кларка продемонстрировал этот эффект в серии экспериментов, в которых они смогли искусственно вызвать настроение, соответственно изменив выражения лиц участников.
Когда испытуемых просили изобразить выражение лица, например, вызывающее страх, они сообщали об усилении чувства страха. Лэрд и его коллеги-исследователи обнаружили, что индуцированное настроение затем влияло на воспоминания, к которым участник мог получить доступ — кто-то, испытывающий некоторые эмоции, такие как страх, может лучше помнить другие воспоминания о таких же пугающих событиях, чем когда он находится в более тяжелом состоянии. эмоционально нейтральное состояние (Laird et al, 1989). 9 Это исследование подтверждает идею о том, что воспоминание часто зависит от настроения.
Эмоции и забывание
Если эмоции помогают определить, консолидируется ли воспоминание в долговременную память, в равной степени правдоподобно и то, что эмоции, связанные с воспоминанием, могут влиять на способность человека к нему обращаться.
Психоаналитик Зигмунд Фрейд был одним из первых специалистов в области психологии, исследовавших эмоциональные ассоциации, связанные с воспоминаниями. Фрейд считал, что воспоминания об особенно травмирующих событиях или о тех, которые причинили бы человеку страдания, если бы на них сосредоточивались, могут быть вытеснены.
Родственные
- Зигмунд Фрейд
Такие воспоминания не забываются полностью, но сознательный разум не может вспомнить их, если, согласно Фрейду, они вызывают чувство вины или стыда. Вместо этого они остаются в бессознательном уме и воздействуют на нас так, как мы этого не осознаем. Например, в серии исследований Фрейд определил, что подавленные чувства и воспоминания являются источником различных фобий.
Используя регрессию в состоянии гипноза, наряду с такими методами, как свободные ассоциации, Фрейд считал, что эти воспоминания могут быть возвращены в сознательный разум, чтобы человек мог принять их и решить проблемы, связанные с такими подавленными воспоминаниями.
Розовые очки? Смещение аффекта угасания
Совсем недавно влияние эмоций на воспоминания, которые мы забываем, было идентифицировано в форме смещения аффекта угасания. Это предубеждение приводит к тому, что мы склонны забывать воспоминания отрицательной эмоциональной валентности и сосредотачиваться на воспоминаниях, которые влияют на нас более положительно. Идеализированные воспоминания о детстве, например, могут быть связаны с тем, что наш разум сосредотачивается на положительных, а не на отрицательных событиях, которые произошли во время взросления.
Это смещение аффекта затухания было продемонстрировано в 2009 г.исследование, в котором проверялось воспроизведение памяти у сотен участников, и было обнаружено, что воспоминания положительной валентности, когда они вызываются у других, с большей вероятностью останутся доступными, чем воспоминания отрицательной валентности (Walker et al, 2009). 10
Результаты этих экспериментов подтверждают результаты отдельного исследования, в ходе которого были опрошены сотни монахинь относительно событий их прошлой жизни. Исследователи обнаружили, что чем старше были участники, тем больше у них было воспоминаний о позитивных событиях, чем о негативных (Kennedy, Mather and Cartensen, 2004). 11 Чем старше мы становимся, тем чаще мы можем смотреть на прошлое сквозь «розовые очки».
Эффект подавления эмоций
Могут ли наши сознательные усилия по изменению наших эмоций во время события изменить то, как они влияют на кодировку наших воспоминаний о пережитом?
Исследователи из Стэнфордского университета проверили эту идею с помощью экспериментов, в которых участникам показывали различные стимулы, например видео. В ходе экспериментов некоторых участников просили подавить свои эмоции и не позволять их показывать другим. После этого измерялась их способность вспоминать предъявленные им стимулы. Интересно, что люди, которые пытались подавить свои эмоции, как правило, впоследствии демонстрировали ослабленную способность вспоминать свои переживания по сравнению с теми, кто позволил проявиться своему эмоциональному состоянию (Richards and Gross, 2000). 12 Одно из объяснений результатов этого исследования заключается в том, что сознательная сосредоточенность на своем эмоциональном состоянии и самоосознание могут отвлекать человека от наблюдения за окружающей средой, включая внешние раздражители, такие как видео.
Гендерные различия
То, как мы позволяем проявлять свои эмоции, — не единственный фактор, влияющий на связь между памятью и эмоциональным состоянием. Гендерные различия, по-видимому, тоже влияют на память: мужчины и женщины по-разному обрабатывают эмоциональные воспоминания.
ФМРТ-сканирование, проведенное на людях, выполняющих наши задачи на память, в то время как они находятся в негативном эмоциональном состоянии, выявило различия в том, как мозг обрабатывает информацию при переживании определенного эмоционального состояния. Сканирование показало, что активность может быть сосредоточена в миндалевидном теле, как обсуждалось ранее, у женщин по сравнению с мужчинами (Koch et al, 2007). 13
Также были обнаружены дополнительные гендерные различия между тем, как мужчины и женщины обрабатывают воспоминания в эмоциональном состоянии. Сабрина Кульманн и ее коллеги провели исследование, в ходе которого проверили влияние кортизола, который часто высвобождается во время стрессовых ситуаций, на память. Вызвав состояние стресса и выполнив задание на запоминание, Кульманн обнаружил, что высвобождение кортизола оказывает значительное влияние на память участников-мужчин, чего не происходит в такой степени у женщин (Kuhlmann et al, 2001).