Развитие эмоциональной сферы в онтогенезе. Основные новообразования: Psychology OnLine.Net
Развитие эмоциональной сферы в онтогенезе. Основные новообразования
Добавлено Psychology OnLine.Net
3.02.2013 (Правка 4.02.2013)
Человек проживает жизнь, переживая ее. Каждое событие жизни сопровождается эмоциями (переживаниями). В сознании индивида любое переживание связано с мотивами и целями его жизни и деятельности. Оно является обычно переживанием чего-то, казалось бы, самого незначительного события, которое, однако, как определяющий момент вошло в жизнь человека. Особо важные переживания, связанные с занимаемой ролью того или иного события в жизни человека, становятся событием его личной жизни [3c. 25].
Эмоции появляются у человека еще до его рождения. К. В. Шулейкиной (1971) выявлено, что эмоциональные реакции удовольствия и неудовольствия наблюдаются уже у пяти-шестимесячного человеческого плода. Прослеживая путь развития эмоциональной сферы ребенка, Г. Мюнстерберг в начале XX века писал: «Вначале чувствования вызываются только состояниями собственного тела ребенка. Голод, усталость и физическое раздражение неприятны, легкое возбуждение и принятие пищи — приятны; позднее предметы внешнего мира и люди доставляют удовольствие или неудовольствие, а затем, наконец, достигается та стадия, когда вещи заменяются словами, и объекты мысли становятся источниками удовлетворения и неудовлетворения».
Эмоции и чувства пронизывают всю жизнь человека, выделяя наиболее важные для него события. Одно только это определяет их огромную роль во внутреннем мире каждой личности, да и во всей человеческой культуре [3 c. 1].
Меняются способы произвольного реагирования на те, или иные эмоции. Например, маленький ребенок, переживая страх, скорее всего, бросится к близкому ему человеку (матери, отцу, сестре, брату). Однако уже в дошкольном возрасте базовые (врожденные) эмоции приобретают социальную окраску. Поэтому у подростка бегство от опасности ассоциируется с эмоцией стыда.
Вследствие этого он выбирает другой способ совладения со страхом — старается оценить степень опасности, занять более выгодную позицию или просто игнорирует угрозу, не придает ей значения.Как отмечает К. Изард (2000), с возрастом меняются не только эмоциональные реакции, но и значение активаторов конкретных эмоций. Так, в трехнедельном возрасте звук женского голоса вызывает у ребенка улыбку, но, по мере того как ребенок становится старше, этот же голос может вызвать у него раздражение. Удаляющееся лицо матери не вызовет особой реакции у трехмесячного младенца, в то время как 13-месячный ребенок отреагирует на это сердитым протестом, а 13-летний подросток может даже обрадоваться, так как остается дома один, без родительской опеки.
Ряд психологов, среди которых К. Изард, Ю. А. Макаренко выявили, что в онтогенезе развитие базальных эмоций, а также знаний о них формируется с опережением по сравнению с вторичными эмоциями. Даже дети двух-трех лет не только понимают состояние страха и радости, но могут произвольно воспроизводить их на лице.
К. Бюлер (1930) показал, как с возрастом развиваются положительные эмоции. Момент переживания удовольствия в детских играх сдвигается по мере развития ребенка: так например, у малыша удовольствие возникает в момент получения желаемого результата.
На следующей ступени развития удовольствие доставляет не только результат, но и сам процесс игры. На третьей ступени у детей постарше появляется предвосхищение удовольствия в начале игровой деятельности.В процессе онтогенеза развивается способность использования эмоциональной экспрессии в качестве средства общения.
Я. Дембовский (1959) отмечает, что новорожденный обладает тремя эмоциями: страхом (точнее было бы сказать — испугом), который обнаруживается при сильном звуке; гневом, как реакцией на стеснение движений, и удовольствием, возникающем в ответ на покачивание. Динамика их изменения с возрастом практически одинаковая, а именно, более выраженное их проявление в 12-13 лет, т.е. в период полного полового созревания. Противоположная тенденция в этот же период наблюдается в отношении страха: его выраженность уменьшается. Это совпадает с данными Н. Д. Скрябина, выявившего, что наибольшее число смелых школьников приходится именно на период полового созревания.
Что же касается выражения этих эмоций, то, прежде всего у новорожденного возникает плач. Но у него бывает выражение, похожее на улыбку. Постепенно улыбка становится более определенной, ребенок улыбается в ответ на самые разнообразные стимулы. Примерно в два с половиной месяца у младенца появляется социальная улыбка, которая обращена к другому человеческому лицу.
В 3-месячном возрасте младенцы уже «настроены» воспринимать родительские эмоции, и их поведение показывает, что они ожидают увидеть выражение эмоций на лице матери или отца.
Если первые эмоции связаны с биологическими потребностями младенца (в самосохранении, в свободе и удовольствии), то дальнейшее обогащение поводов к проявлению эмоциональных реакций связано с интеллектуальным развитием ребенка.
В 2-3 года появляются социальные формы гнева — ревность и зависть. Дети сердятся и плачут, если их мать у них на глазах ласкает чужого ребенка. В результате социальных контактов появляется радость как выражение базовой эмоции удовольствия. В три-пять лет стыд, соединяясь с эмоцией страха, приобретает новое качество, превращаясь в страх осуждения.
Практически каждый человек в процессе своей деятельности оказывался в ситуации, когда он испытывал эмоции. Типичная ситуация, с которой сталкивается каждый школьник или студент — контрольная работа.
Эмоции проявляются, если при ее выполнении возникают трудности, либо для решения поставленных задач не хватает времени [3c. 51].
Эмоции подростков в значительной мере связаны с общением. Поэтому личностно значимые отношения к другим людям определяют как содержание, так и характер эмоциональных реакций. При этом, как отмечает В. Н. Куницына (1973), недостаток опыта переживания эмоций в новой ведущей деятельности и опыта общения приводят к тому, что подросток в основание своего эмоционального эталона кладет не общее, повторяющееся в разных людях, а индивидуальные особенности конкретного подразумеваемого человека.
Основной содержательной характеристикой эмоций и чувств в юношеском возрасте является будущее. Доминируют эмоции, связанные с ожиданием будущего, «которое должно принести счастье» (Якобсон, 1966).
П. А. Ковалев изучил возрастную динамику эмоциональных свойств личности, изучил изменение с возрастом (с 5-го по 11-й класс) самооценку трех эмоциональных свойств личности: вспыльчивости (эмоциональной возбудимости), обидчивости и мстительности. Почти во всех возрастных группах выше всего школьники оценили у себя вспыльчивость, затем обидчивость и ниже всего — мстительность.
Самооценка вспыльчивости выше всего была у школьников 13 лет, обидчивости — у школьников 12 лет, а мстительности — у школьников 14-15 лет.
Подводя итог возрастных изменений эмоциональной сферы, можно отметить следующие моменты:
1) увеличение количества эмоциогенных объектов, особенно имеющих социальный характер;
2) возрастание дифференцированности эмоциональных переживаний;
3) возникновение эмоциональных переживаний не только по поводу настоящего, но и по поводу будущего;
4) появление способности отрывать экспрессивные средства от переживаний;
5) увеличение способности понимания эмоций других людей.
6) переход эмоциогенных реакций от импульсивности к произвольности [2c. 401].
Т. А. Немчин общие изменения в эмоциональной сфере пожилого человека характеризуетследующими признаками: изменение динамичности эмоциональных состояний, выражающееся либо в инертности, либо в лабильности эмоций; возрастание роли и места, занимаемого отрицательными эмоциями; высокая устойчивость высших эмоций.
Многие особенности эмоциональной сферы лиц пожилого возраста обусловлены изменением их социальной роли в обществе в связи с уходом на пенсию, с необходимостью адаптации к новым условиям жизни.
Знак эмоциональных переживаний в значительной мере определяется выбираемой пенсионером стратегии своего приспособления к новой жизни — сохранения себя как личности с социальными связями с обществом или как индивида, замыкающегося в рамках своей семьи и самого себя.
Изменения эмоциональной сферы связаны как с физическим, так и психическим состоянием человека. Неспособность пожилого человека что-либо сделать для других вызывает у него чувство зависти и вины, которое впоследствии прорастает равнодушием к окружающим, безучастным отношением к своему настоящему и будущему (Милентьев и др., 1996), к снижению эмоционального контроля. Безразличие стариков расценивается геронтологами и психиатрами как способ защиты от сильных переживаний (в том числе — и положительных), которые могут сократить годы жизни.
Для лиц пожилого возраста характерна хроническая озабоченность, которая может рассматриваться как слабо выраженная тревога. Старики озабочены своим здоровьем, будущим своих детей и внуков, политическим и экономическим положением страны. С другой стороны, у пожилых возникает чувство одиночества. Понимая, что их поведение часто бывает неадекватным, они отказываются от общения, все больше уходят в себя. Переживание одиночества перерастает со временем в ощущение необъяснимого страха, сильного беспокойства, отчаяния [2 c. 390-407].
Таким образом, онтогенез человека возрастная психология разделяет на сензитивные периоды, каждый из которых способствует появлению у человека определенных психических новообразований. Если новообразования не появилось в соответствующее время, вероятно, что оно может не появиться в целом, поэтому воспитательное воздействие на определенные грани личности должно быть своевременным (иначе он будет неэффективным). Сензитивные периоды объединяются в стадии. Эти стадии существуют объективно, они отделяются друг от друга возрастными кризисами (1-го, 3-го, 7-го годов жизни, подросткового возраста и т.д.), однако о содержании этих стадий у психологов единого мнения нет. Есть большое количество теорий онтогенеза [1 с. 89].
Список литературы:
- Ермолаева М.В. Особенности и средства развития эмоциональной сферы
дошкольников: Учеб.пособие / М.В. Ермолаева, И.Г. Ерофеева. – М.: Изд-во МПСИ, 2008. – С. 11-18; 21-42. - Ильин Е.П. Эмоции и чувства. – СПб: Питер, 2008. — С. 414-418.
- В.Д. Шадриков Введение в психологию: эмоции и чувства. —
М.:Логос, 2002.- 156 с.
Эмоциональная сфера человека и ее развитие в онтогенезе, Учебное пособие
метки:Возраст, Эмоция, Эмоциональный, Ребенок, Реакция, Пожилое, Общение, Связанный
Человек проживает жизнь, переживая ее. Каждое событие жизни сопровождается эмоциями (переживаниями).
В сознании индивида любое переживание связано с мотивами и целями его жизни и деятельности. Оно является обычно переживанием чего-то, казалось бы, самого незначительного события, которое, однако, как определяющий момент вошло в жизнь человека. Особо важные переживания, связанные с занимаемой ролью того или иного события в жизни человека, становятся событием его личной жизни [3c. 25].
Эмоции появляются у человека еще до его рождения. К. В. Шулейкиной (1971) выявлено, что эмоциональные реакции удовольствия и неудовольствия наблюдаются уже у пяти-шестимесячного человеческого плода. Прослеживая путь развития эмоциональной сферы ребенка, Г. Мюнстерберг в начале XX века писал: «Вначале чувствования вызываются только состояниями собственного тела ребенка. Голод, усталость и физическое раздражение неприятны, легкое возбуждение и принятие пищи — приятны; позднее предметы внешнего мира и люди доставляют удовольствие или неудовольствие, а затем, наконец, достигается та стадия, когда вещи заменяются словами, и объекты мысли становятся источниками удовлетворения и неудовлетворения».
Эмоции и чувства пронизывают всю жизнь человека, выделяя наиболее важные для него события. Одно только это определяет их огромную роль во внутреннем мире каждой личности, да и во всей человеческой культуре [3 c. 1].
Меняются способы произвольного реагирования на те, или иные эмоции. Например, маленький ребенок, переживая страх, скорее всего, бросится к близкому ему человеку (матери, отцу, сестре, брату).
Однако уже в дошкольном возрасте базовые (врожденные) эмоции приобретают социальную окраску. Поэтому у подростка бегство от опасности ассоциируется с эмоцией стыда. Вследствие этого он выбирает другой способ совладения со страхом — старается оценить степень опасности, занять более выгодную позицию или просто игнорирует угрозу, не придает ей значения.
Как отмечает К. Изард (2000), с возрастом меняются не только эмоциональные реакции, но и значение активаторов конкретных эмоций. Так, в трехнедельном возрасте звук женского голоса вызывает у ребенка улыбку, но, по мере того как ребенок становится старше, этот же голос может вызвать у него раздражение. Удаляющееся лицо матери не вызовет особой реакции у трехмесячного младенца, в то время как 13-месячный ребенок отреагирует на это сердитым протестом, а 13-летний подросток может даже обрадоваться, так как остается дома один, без родительской опеки.
8 стр., 3521 слов
Роль эмоций в жизни человека 4
… будут рассмотрены следующие вопросы: понятие об эмоциях, роль эмоции в жизни человека, классификация эмоций, эмоциональные состояние, эмоциональные реакции. Эмоции играют важную роль в жизни человека и различным образом влияют на … его отношения к тому или иному объекту или событию эмоции важны и для управления поведением человека, являясь одним из психофизиологических механизмов этого управления. …
Ряд психологов, среди которых К. Изард, Ю. А. Макаренко выявили, что в онтогенезе развитие базальных эмоций, а также знаний о них формируется с опережением по сравнению с вторичными эмоциями. Даже дети двух-трех лет не только понимают состояние страха и радости, но могут произвольно воспроизводить их на лице. Характерно, что, по данным А. Г. Закаблука, от младших школьников к старшим количество учащихся, имеющих правильные знания об эмоциях радости и страха, практически не изменяется. Это может свидетельствовать о том, что окончательное представление об этих эмоциях появляется не позже девяти лет.
К. Бюлер (1930) показал, как с возрастом развиваются положительные эмоции. Момент переживания удовольствия в детских играх сдвигается по мере развития ребенка: так например, у малыша удовольствие возникает в момент получения желаемого результата.
На следующей ступени развития удовольствие доставляет не только результат, но и сам процесс игры. На третьей ступени у детей постарше появляется предвосхищение удовольствия в начале игровой деятельности.В процессе онтогенеза развивается способность использования эмоциональной экспрессии в качестве средства общения.
Я. Дембовский (1959) отмечает, что новорожденный обладает тремя эмоциями: страхом (точнее было бы сказать — испугом), который обнаруживается при сильном звуке; гневом, как реакцией на стеснение движений, и удовольствием, возникающем в ответ на покачивание. Динамика их изменения с возрастом практически одинаковая, а именно, более выраженное их проявление в 12-13 лет, т.е. в период полного полового созревания. Противоположная тенденция в этот же период наблюдается в отношении страха: его выраженность уменьшается. Это совпадает с данными Н. Д. Скрябина, выявившего, что наибольшее число смелых школьников приходится именно на период полового созревания.
Что же касается выражения этих эмоций, то, прежде всего у новорожденного возникает плач. Но у него бывает выражение, похожее на улыбку. Постепенно улыбка становится более определенной, ребенок улыбается в ответ на самые разнообразные стимулы. Примерно в два с половиной месяца у младенца появляется социальная улыбка, которая обращена к другому человеческому лицу.
С этого момента ребенок требует социальных контактов, в результате чего появляется новый вид эмоционального реагирования — формирование аффективно-личностных связей.
В 3-месячном возрасте младенцы уже «настроены» воспринимать родительские эмоции, и их поведение показывает, что они ожидают увидеть выражение эмоций на лице матери или отца.
3 стр., 1083 слов
Классификация эмоций. Эмоциональные состояния
… его, владеет им. Настроение – общее эмоциональное состояние в течении длительного времени. Окрашивает, придает эмоциональный тон. В отличие от эмоций и чувств настроение не предметно, а … с риском. Противоположность этому качеству — нерешительность; • смелость — способность к преодолению страха и растерянности, учитывая грозящие опасности. Смелый человек осознает свои возможности и достаточно …
Если первые эмоции связаны с биологическими потребностями младенца (в самосохранении, в свободе и удовольствии), то дальнейшее обогащение поводов к проявлению эмоциональных реакций связано с интеллектуальным развитием ребенка.
В 2-3 года появляются социальные формы гнева — ревность и зависть. Дети сердятся и плачут, если их мать у них на глазах ласкает чужого ребенка. В результате социальных контактов появляется радость как выражение базовой эмоции удовольствия. В три-пять лет стыд, соединяясь с эмоцией страха, приобретает новое качество, превращаясь в страх осуждения.
Практически каждый человек в процессе своей деятельности оказывался в ситуации, когда он испытывал эмоции. Типичная ситуация, с которой сталкивается каждый школьник или студент — контрольная работа.
Эмоции проявляются, если при ее выполнении возникают трудности, либо для решения поставленных задач не хватает времени [3c. 51].
Эмоции подростков в значительной мере связаны с общением. Поэтому личностно значимые отношения к другим людям определяют как содержание, так и характер эмоциональных реакций. При этом, как отмечает В. Н. Куницына (1973), недостаток опыта переживания эмоций в новой ведущей деятельности и опыта общения приводят к тому, что подросток в основание своего эмоционального эталона кладет не общее, повторяющееся в разных людях, а индивидуальные особенности конкретного подразумеваемого человека.
У подростков по сравнению со школьниками младших классов улучшается вербальное обозначение базовых эмоций страха и радости.
Основной содержательной характеристикой эмоций и чувств в юношеском возрасте является будущее. Доминируют эмоции, связанные с ожиданием будущего, «которое должно принести счастье» (Якобсон, 1966).
П. А. Ковалев изучил возрастную динамику эмоциональных свойств личности, изучил изменение с возрастом (с 5-го по 11-й класс) самооценку трех эмоциональных свойств личности: вспыльчивости (эмоциональной возбудимости), обидчивости и мстительности. Почти во всех возрастных группах выше всего школьники оценили у себя вспыльчивость, затем обидчивость и ниже всего — мстительность.
Самооценка вспыльчивости выше всего была у школьников 13 лет, обидчивости — у школьников 12 лет, а мстительности — у школьников 14-15 лет.
Подводя итог возрастных изменений эмоциональной сферы, можно отметить следующие моменты:
1) увеличение количества эмоциогенных объектов, особенно имеющих социальный характер;
2) возрастание дифференцированности эмоциональных переживаний;
3) возникновение эмоциональных переживаний не только по поводу настоящего, но и по поводу будущего;
4) появление способности отрывать экспрессивные средства от переживаний;
5) увеличение способности понимания эмоций других людей.
6) переход эмоциогенных реакций от импульсивности к произвольности [2c. 401].
Т. А. Немчин общие изменения в эмоциональной сфере пожилого человека характеризуетследующими признаками: изменение динамичности эмоциональных состояний, выражающееся либо в инертности, либо в лабильности эмоций; возрастание роли и места, занимаемого отрицательными эмоциями; высокая устойчивость высших эмоций. В пожилом возрасте значительно уменьшается контроль над проявлением эмоций (смех, радость, печаль).
6 стр., 2709 слов
Чувства и эмоции человека
… что изменения во внутренних органах возникают не до, а после возникновения эмоциональных переживаний. Кроме того, эмоции не исчезают при прерывании корковых или других нервных связей с … и эмоции человека. Для достижения цели будут решены вопросы: 1. Понятие и характеристика эмоций и чувств человека; 2. Классификация чувств и эмоций. 1. Понятие и характеристика эмоций и чувств человека Человек …
Нередко наблюдается и противоположное явление — эмоциональная черствость, снижение эмпатийности. К частным признакам эмоциональной сферы у пожилых людей Т. А. Немчин относит устойчивое преобладание той или иной модальности переживаний: тревоги, грусти, раздраженного недовольства. Однако имеется большая категория лиц, у которой до глубокой старости сохраняются оптимистическое настроение, бодрость духа.
Многие особенности эмоциональной сферы лиц пожилого возраста обусловлены изменением их социальной роли в обществе в связи с уходом на пенсию, с необходимостью адаптации к новым условиям жизни.
Знак эмоциональных переживаний в значительной мере определяется выбираемой пенсионером стратегии своего приспособления к новой жизни — сохранения себя как личности с социальными связями с обществом или как индивида, замыкающегося в рамках своей семьи и самого себя.
Изменения эмоциональной сферы связаны как с физическим, так и психическим состоянием человека. Неспособность пожилого человека что-либо сделать для других вызывает у него чувство зависти и вины, которое впоследствии прорастает равнодушием к окружающим, безучастным отношением к своему настоящему и будущему (Милентьев и др. , 1996), к снижению эмоционального контроля. Безразличие стариков расценивается геронтологами и психиатрами как способ защиты от сильных переживаний (в том числе — и положительных), которые могут сократить годы жизни.
Для лиц пожилого возраста характерна хроническая озабоченность, которая может рассматриваться как слабо выраженная тревога. Старики озабочены своим здоровьем, будущим своих детей и внуков, политическим и экономическим положением страны. С другой стороны, у пожилых возникает чувство одиночества. Понимая, что их поведение часто бывает неадекватным, они отказываются от общения, все больше уходят в себя. Переживание одиночества перерастает со временем в ощущение необъяснимого страха, сильного беспокойства, отчаяния [2 c. 390-407].
Таким образом, онтогенез человека возрастная психология разделяет на сензитивные периоды, каждый из которых способствует появлению у человека определенных психических новообразований. Если новообразования не появилось в соответствующее время, вероятно, что оно может не появиться в целом, поэтому воспитательное воздействие на определенные грани личности должно быть своевременным (иначе он будет неэффективным).
Сензитивные периоды объединяются в стадии. Эти стадии существуют объективно, они отделяются друг от друга возрастными кризисами (1-го, 3-го, 7-го годов жизни, подросткового возраста и т.д.), однако о содержании этих стадий у психологов единого мнения нет. Есть большое количество теорий онтогенеза [1 с. 89].
Эволюция сознания: Филогенез, онтогенез и выход из наркоза
1. Блок N. Сознание, доступность и взаимосвязь между психологией и неврологией. Behav Brain Sci. 2007;30(5–6):481–499. [PubMed] [Google Scholar]
2. Баарс Б.Дж. Субъективный опыт, вероятно, не ограничивается людьми: данные нейробиологии и поведения. Сознательное Познание. 2005;14(1):7–21. [PubMed] [Google Scholar]
3. Блюменфельд Х. Эпилепсия и система сознания: транзиторное вегетативное состояние? Нейрол клин. 2011;29(4): 801–823. [PMC free article] [PubMed] [Google Scholar]
4. Crick F. 1994. The Astonishing Hypothesis (Scribner, New York)
5. Damasio A. 1999. The Feeling of What Happens (Harcourt Брейс, Нью-Йорк)
6. Дентон Д.А. 2005. Изначальные эмоции: рассвет сознания (Oxford Univ Press, Оксфорд, Великобритания)
7. Эдельман Г.М., Тонони Г. 2000. Вселенная сознания (Basic Books, Нью-Йорк)
8. Тонони Г. Информационная интеграционная теория сознания. БМС Нейроски. 2004;5(1):42. [Бесплатная статья PMC] [PubMed] [Google Scholar]
9. Джонс Б.Э. Системы возбуждения. Фронт биосай. 2003;8:с438–с451. [PubMed] [Google Scholar]
10. Лаурис С. Нейронный коррелят (не)сознания: уроки вегетативного состояния. Тенденции Cogn Sci. 2005;9(12):556–559. [PubMed] [Google Scholar]
11. Lydic R, Baghdoyan HA. Сон, анестезиология и нейробиология контроля состояния возбуждения. Анестезиология. 2005; 103(6):1268–129.5. [PubMed] [Google Scholar]
12. Паус Т. Функциональная анатомия систем возбуждения и внимания в мозге человека. Прог Мозг Res. 2000;126:65–77. [PubMed] [Google Scholar]
13. Шифф Н.Д., Плам Ф. Роль систем возбуждения и «ворот» в неврологии нарушения сознания. Дж. Клин Нейрофизиол. 2000;17(5):438–452. [PubMed] [Google Scholar]
14. Сет А.К., Баарс Б.Дж., Эдельман Д.Б. Критерии сознания у человека и других млекопитающих. Сознательное Познание. 2005;14(1):119–139. [PubMed] [Google Scholar]
15. Brown EN, Purdon PL, Van Dort CJ. Общая анестезия и измененные состояния возбуждения: системный нейрофизиологический анализ. Annu Rev Neurosci. 2011; 34: 601–628. [Бесплатная статья PMC] [PubMed] [Google Scholar]
16. Крик Ф., Кох К. Структура сознания. Нат Нейроски. 2003;6(2):119–126. [PubMed] [Google Scholar]
17. Фрэнкс Н.П. Общая анестезия: от молекулярных мишеней до нейронных путей сна и пробуждения. Нат Рев Нейроски. 2008;9(5): 370–386. [PubMed] [Google Scholar]
18. Тонони Г., Эдельман Г.М. Сознание и сложность. Наука. 1998; 282 (5395): 1846–1851. [PubMed] [Google Scholar]
19. Van der Werf YD, Witter MP, Groenewegen HJ. Внутриламинарное и срединное ядра таламуса. Анатомические и функциональные доказательства участия в процессах возбуждения и осознания. Res Brain Res Rev. 2002; 39 (2–3): 107–140. [PubMed] [Google Scholar]
20. Ревонсуо А. 2006. Внутреннее присутствие: сознание как биологический феномен (MIT Press, Cambridge, MA)
21. Агирре Г.К., Заран Э., Д’Эспозито М. Нейронные компоненты топографического представления. Proc Natl Acad Sci USA. 1998;95(3):839–846. [Бесплатная статья PMC] [PubMed] [Google Scholar]
22. Schmid MC, Singer W, Fries P. Таламическая координация кортикальной коммуникации. Нейрон. 2012;75(4):551–552. [PubMed] [Google Scholar]
23. Saalmann YB, Pinsk MA, Wang L, Li X, Kastner S. Пульвинар регулирует передачу информации между областями коры в зависимости от потребности во внимании. Наука. 2012;337(6095): 753–756. [Бесплатная статья PMC] [PubMed] [Google Scholar]
24. Тонони Г. Интегрированная информационная теория сознания: обновленная учетная запись. Arch Ital Biol. 2012;150(2–3):56–90. [PubMed] [Google Scholar]
25. Lee U, Mashour GA, Kim S, Noh GJ, Choi BM. Индукция пропофола снижает способность к интеграции нейронной информации: последствия для механизма сознания и общей анестезии. Сознательное Познание. 2009;18(1):56–64. [PubMed] [Google Scholar]
26. Lewis LD, et al. Быстрая фрагментация нейронных сетей в начале индуцированной пропофолом потери сознания. Proc Natl Acad Sci USA. 2012;109(49): E3377–E3386. [Бесплатная статья PMC] [PubMed] [Google Scholar]
27. Edlund JA, et al. Интегрированная информация увеличивается с приспособленностью в эволюции животных. PLOS Comput Biol. 2011;7(10):e1002236. [Бесплатная статья PMC] [PubMed] [Google Scholar]
28. Dehaene S, Sergent C, Changeux JP. Модель нейронной сети, связывающая субъективные отчеты и объективные физиологические данные во время сознательного восприятия. Proc Natl Acad Sci USA. 2003;100(14):8520–8525. [Бесплатная статья PMC] [PubMed] [Google Scholar]
29. Ламме В.А. На пути к истинной привычной позиции сознания. Тенденции Cogn Sci. 2006;10(11):494–501. [PubMed] [Google Scholar]
30. Сингер В. Синхронизация корковой активности и ее предполагаемая роль в обработке информации и обучении. Annu Rev Physiol. 1993; 55: 349–374. [PubMed] [Google Scholar]
31. Schröter MS, et al. Пространственно-временная реконфигурация крупномасштабных функциональных сетей мозга во время индуцированной пропофолом потери сознания. Дж. Нейроски. 2012;32(37):12832–12840. [Бесплатная статья PMC] [PubMed] [Google Scholar]
32. Блюменфельд Х. Нарушение сознания при эпилепсии. Ланцет Нейрол. 2012;11(9):814–826. [Бесплатная статья PMC] [PubMed] [Google Scholar]
33. Fahrenfort JJ, Scholte HS, Lamme VA. 2008. Пространственно-временной профиль корковой обработки, ведущей к зрительному восприятию. J Vis 8(1):11–12. [PubMed]
34. Gaillard R, et al. Бессознательная семантическая обработка эмоциональных слов модулирует сознательный доступ. Proc Natl Acad Sci USA. 2006;103(19):7524–7529. [Бесплатная статья PMC] [PubMed] [Google Scholar]
35. Boly M, et al. Базовые колебания мозговой активности предсказывают соматосенсорное восприятие у людей. Proc Natl Acad Sci USA. 2007;104(29):12187–12192. [Бесплатная статья PMC] [PubMed] [Google Scholar]
36. Denton DA, McKinley MJ, Farrell M, Egan GF. Роль первичных эмоций в эволюционном происхождении сознания. Сознательное Познание. 2009;18(2):500–514. [PubMed] [Google Scholar]
37. Gaillard R, et al. Подсознательные слова прочно влияют на активность нейронов. Нейроотчет. 2007;18(15):1527–1531. [PubMed] [Академия Google]
38. Имас О.А., Ропелла К.М., Уорд Б.Д., Вуд Д.Д., Худетц А.Г. Летучие анестетики нарушают лобно-заднюю рекуррентную передачу информации на гамма-частотах у крыс. Нейроски Летт. 2005;387(3):145–150. [PubMed] [Google Scholar]
39. Ku SW, Lee U, Noh GJ, Jun IG, Mashour GA. Преимущественное ингибирование лобно-теменной обратной связи является нейрофизиологическим коррелятом общей анестезии у хирургических пациентов. ПЛОС ОДИН. 2011;6(10):e25155. [Бесплатная статья PMC] [PubMed] [Google Scholar]
40. Lee U, et al. Направленность и функциональная организация лобно-теменной связи во время сознания и анестезии у человека. Сознательное Познание. 2009;18(4):1069–1078. [PubMed] [Google Scholar]
41. Maclean PD. 1990. Триединый мозг в эволюции: роль в палеоцеребральных функциях (Спрингер, Нью-Йорк)
42. Эмери Н.Дж., Клейтон Н.С. Эволюция мозга и интеллекта птиц. Карр Биол. 2005; 15 (23): R946–R950. www.sciencedirect.com/science/journal/09609822. [PubMed] [Google Scholar]
43. Jarvis ED, et al. Консорциум номенклатуры птичьего мозга Мозг птиц и новое понимание эволюции мозга позвоночных. Нат Рев Нейроски. 2005;6(2):151–159. [Бесплатная статья PMC] [PubMed] [Google Scholar]
44. Striedter G. 2005. Principles of Brain Evolution (Sinauer Associates, Sunderland, MA)
45. Moruzzi G, Magoun HW. Ретикулярная формация ствола головного мозга и активация ЭЭГ. Электроэнцефалогр Клин Нейрофизиол. 1949;1(4):455–473. [PubMed] [Google Scholar]
46. Laureys S, Owen AM, Schiff ND. Функция мозга при коме, вегетативном состоянии и связанных с ними нарушениях. Ланцет Нейрол. 2004;3(9):537–546. [PubMed] [Google Scholar]
47. Cahill L, Alkire MT. Эпинефрин усиливает консолидацию памяти человека: взаимодействие с возбуждением при кодировании. Нейробиол Узнать Мем. 2003;79(2):194–198. [PubMed] [Google Scholar]
48. Coull JT, Jones ME, Egan TD, Frith CD, Maze M. Эффекты норадреналина на внимание варьируются в зависимости от уровня возбуждения: избирательная активация thalamic pulvinar у людей. Нейроизображение. 2004;22(1):315–322. [PubMed] [Академия Google]
49. Devilbiss DM, Page ME, Waterhouse BD. Голубое пятно регулирует сенсорное кодирование нейронами и сетями у бодрствующих животных. Дж. Нейроски. 2006;26(39):9860–9872. [Бесплатная статья PMC] [PubMed] [Google Scholar]
50. McGaugh JL. Эмоциональное возбуждение и повышенная активность миндалины: новые доказательства старой гипотезы персеверации-консолидации. Выучить Мем. 2005;12(2):77–79. [PubMed] [Google Scholar]
51. Паус Т. Передняя поясная извилина коры приматов: интерфейс управления двигателем, влечения и познания. Нат Рев Нейроски. 2001;2(6):417–424. [PubMed] [Академия Google]
52. Дарвин Ч.Р. 1872. Выражение эмоций у человека и животных (Джон Мюррей, Лондон, Великобритания)
53. Панксепп Дж. Межвидовая аффективная нейронаука, расшифровывающая первичные аффективные переживания людей и связанных с ними животных. ПЛОС ОДИН. 2011;6(9):e21236. [Бесплатная статья PMC] [PubMed] [Google Scholar]
54. Jing J, Gillette R, Weiss KR. Развитие концепций возбуждения: выводы из простых модельных систем. Преподобный Нейроски. 2009;20(5–6):405–427. [PubMed] [Академия Google]
55. Стефенсон-Джонс М., Эрикссон Дж., Робертсон Б., Гриллнер С. Эволюция базальных ганглиев: пути двойного выхода сохраняются на протяжении всей филогении позвоночных. J Комп Нейрол. 2012;520(13):2957–2973. [PubMed] [Google Scholar]
56. Low P (2012) Сознание человека и нечеловеческих животных. Мемориальная конференция Фрэнсиса Крика , ред. Panksepp J, et al. (Кембридж, Великобритания). Доступно на http://fcmconference.org/img/CambridgeDeclarationOnConsciousness.pdf. По состоянию на 26 апреля 2013 г.
57. Gallup GG., Jr Существуют ли разумы у видов, отличных от нашего? Neurosci Biobehav Rev. 1985;9(4):631–641. [PubMed] [Google Scholar]
58. Коттерилл Р.М. Сотрудничество базальных ганглиев, мозжечка, сенсорного головного мозга и гиппокампа: возможные последствия для познания, сознания, интеллекта и творчества. Прог Нейробиол. 2001;64(1):1–33. [PubMed] [Google Scholar]
59. Гудрич Б.Г. Мы делаем, поэтому думаем: время, подвижность и сознание. Преподобный Нейроски. 2010;21(5):331–361. [PubMed] [Академия Google]
60. Ллинас Р. 2001. I Вихря: от нейронов к себе (MIT Press, Кембридж, Массачусетс)
61. Тонони Г., Кох К. Нейронные корреляты сознания: обновление. Энн Н. Ю. Академия наук. 2008; 1124: 239–261. [PubMed] [Google Scholar]
62. Хохви Дж. Нейронные корреляты сознания: нужны новые экспериментальные подходы? Сознательное Познание. 2009;18(2):428–438. [PubMed] [Google Scholar]
63. Ару Дж., Бахманн Т., Сингер В., Меллони Л. Выделение нейронных коррелятов сознания. Neurosci Biobehav Rev. 2012;36(2):737–746. [PubMed] [Академия Google]
64. де Грааф Т.А., Хси П.Дж., Сак А.Т. «Корреляты» в нейронных коррелятах сознания. Neurosci Biobehav Rev. 2012;36(1):191–197. [PubMed] [Google Scholar]
65. Långsjö JW, et al. Возвращение из забвения: визуализация нейронного ядра сознания. Дж. Нейроски. 2012;32(14):4935–4943. [Бесплатная статья PMC] [PubMed] [Google Scholar]
66. Alkire MT, Hudetz AG, Tononi G. Сознание и анестезия. Наука. 2008;322(5903):876–880. [Бесплатная статья PMC] [PubMed] [Google Scholar]
67. Браун Э.Н., Лидик Р., Шифф Н.Д. Общий наркоз, сон и кома. N Engl J Med. 2010;363(27):2638–2650. [Бесплатная статья PMC] [PubMed] [Google Scholar]
68. Bonhomme VL, Boveroux P, Brichant JF, Laureys S, Boly M. Нейронные корреляты сознания во время общей анестезии с использованием функциональной магнитно-резонансной томографии (фМРТ) Arch Ital Biol. 2012;150(2-3):155–163. [PubMed] [Google Scholar]
69. Friedman EB, et al. Сохранившийся барьер поведенческого состояния препятствует переходам между бессознательным состоянием, вызванным анестезией, и бодрствованием: свидетельство нервной инерции. ПЛОС ОДИН. 2010;5(7):e11903. [Бесплатная статья PMC] [PubMed] [Google Scholar]
70. Lee U, Müller M, Noh GJ, Choi B, Mashour GA. Диссоциируемые сетевые свойства переходов состояний анестезии. Анестезиология. 2011;114(4):872–881. [PubMed] [Google Scholar]
71. Xie G, et al. Критическое участие таламуса и предклинья во время восстановления сознания с помощью физостигмина у людей во время анестезии пропофолом: исследование позитронно-эмиссионной томографии. Бр Джей Анаст. 2011;106(4):548–557. [PubMed] [Академия Google]
72. Балкин Т.Дж. и соавт. Процесс пробуждения: ПЭТ-исследование региональных паттернов активности мозга, опосредующих восстановление бдительности и сознания. Мозг. 2002; 125 (часть 10): 2308–2319. [PubMed] [Google Scholar]
73. Liotti M, et al. Реакции мозга, связанные с сознанием одышки (воздушного голода) Proc Natl Acad Sci USA. 2001;98(4):2035–2040. [Бесплатная статья PMC] [PubMed] [Google Scholar]
74. Брюссо Р. Перспективы развития: находится ли плод в сознании? Int Anesthesiol Clin. 2008;46(3):11–23. [PubMed] [Академия Google]
75. Меркер Б. Сознание без коры головного мозга: вызов нейробиологии и медицине. Behav Brain Sci. 2007;30(1):63–81. [PubMed] [Google Scholar]
76. Stam CJ, van Straaten EC. Организация физиологических сетей мозга. Клин Нейрофизиол. 2012;123(6):1067–1087. [PubMed] [Google Scholar]
77. Батлер А.Б. Эволюция мозга, познания и сознания. Мозг Рес Бык. 2008;75(2-4):442–449. www.sciencedirect.com/science/journal/03619230. [PubMed] [Академия Google]
78. Warren WC, et al. Анализ генома утконоса выявляет уникальные следы эволюции. Природа. 2008;453(7192):175–183. [Бесплатная статья PMC] [PubMed] [Google Scholar]
79. Батлер А.Б., Коттерилл Р.М. Нейроанатомия млекопитающих и птиц и вопрос сознания у птиц. Биол Бык. 2006;211(2):106–127. [PubMed] [Google Scholar]
80. Emery NJ, Clayton NS. Психика ворон: конвергентная эволюция интеллекта врановых и обезьян. Наука. 2004;306(5703):1903–1907. [PubMed] [Google Scholar]
81. Emery NJ, Clayton NS. Влияние опыта и социального контекста на предполагаемые стратегии тайника кустарных соек. Природа. 2001;414(6862):443–446. [PubMed] [Google Scholar]
82. Батлер А.Б., Мангер П.Р., Линдал Б.И., Архем П. Эволюция нейронной основы сознания: сравнение птиц и млекопитающих. Биоэссе. 2005;27(9):923–936. [PubMed] [Google Scholar]
83. Уорд Л.М. Теория таламического динамического ядра сознательного опыта. Сознательное Познание. 2011;20(2):464–486. [PubMed] [Академия Google]
84. Мин БК. Таламическая ретикулярная сетевая модель сознания. Теория Биол Мед Модель. 2010;7:10. [Бесплатная статья PMC] [PubMed] [Google Scholar]
85. Hayama HR, et al. Связанная с событием функциональная магнитно-резонансная томография низкой дозы дексмедетомидина, которая ухудшает долговременную память. Анестезиология. 2012;117(5):981–995. [Бесплатная статья PMC] [PubMed] [Google Scholar]
86. Birnholz JC. Развитие паттернов движения глаз у плода человека. Наука. 1981;213(4508):679–681. [PubMed] [Google Scholar]
87. Hobson JA. БДГ-сон и сновидения: к теории протосознания. Нат Рев Нейроски. 2009;10(11):803–813. [PubMed] [Google Scholar]
88. Keenan JP, Gallup GG, Falk D. 2003. The Face in the Mirror: The Search for the Origins of Consciousness (HarperCollins Publishers, New York)
89. Gallop GG ., Jr Шимпанзе: Самопознание. Наука. 1970;167(3914):86–87. [PubMed] [Google Scholar]
90. Амстердам Б. Реакция самооценки в зеркале до двухлетнего возраста. Дев Психобиолог. 1972;5(4):297–305. [PubMed] [Google Scholar]
91. Раджала А.З., Рейнингер К.Р., Ланкастер К.М., Популин Л.С. Макаки-резусы (Macaca mulatta) узнают себя в зеркале: значение для эволюции самопознания. ПЛОС ОДИН. 2010;5(9):e12865. [Бесплатная статья PMC] [PubMed] [Google Scholar]
92. Anderson JR, Gallup GG., Jr Узнают ли макаки-резусы себя в зеркалах? Am J Приматол. 2011;73(7):603–606. [PubMed] [Google Scholar]
93. Delfour F, Marten K. Обработка зеркальных изображений трех видов морских млекопитающих: косаток (Orcinus orca), ложных косаток (Pseudorca crassidens) и калифорнийских морских львов (Zalophus californianus) Процессы поведения . 2001; 53(3):181–19.0. [PubMed] [Google Scholar]
94. Плотник Дж. М., де Ваал Ф. Б., Рейсс Д. Самопознание у азиатского слона. Proc Natl Acad Sci USA. 2006;103(45):17053–17057. [Бесплатная статья PMC] [PubMed] [Google Scholar]
95. Рейсс Д., Марино Л. Зеркальное самопознание у афалин: случай когнитивной конвергенции. Proc Natl Acad Sci USA. 2001;98(10):5937–5942. [Бесплатная статья PMC] [PubMed] [Google Scholar]
96. Wildman DE, et al. Геномика, биогеография и диверсификация плацентарных млекопитающих. Proc Natl Acad Sci USA. 2007;104(36):14395–14400. [Бесплатная статья PMC] [PubMed] [Google Scholar]
97. Эмери, штат Нью-Джерси. Когнитивная орнитология: эволюция птичьего интеллекта. Philos Trans R Soc Lond B Biol Sci. 2006;361(1465):23–43. [Бесплатная статья PMC] [PubMed] [Google Scholar]
98. Prior H, Schwarz A, Güntürkün O. Зеркальное поведение сороки (Pica pica): свидетельство самопознания. PLoS биол. 2008;6(8):e202. [Бесплатная статья PMC] [PubMed] [Google Scholar]
99. Морин А. Самопознание, теория разума и самосознание: на какой ты стороне? Латеральность. 2011;16(3):367–383. [PubMed] [Академия Google]
100. Дамасио А. Ментальное Я: Человек внутри. Природа. 2003;423(6937):227. [PubMed] [Google Scholar]
101. Семендефери К., Лу А., Шенкер Н., Дамасио Х. Люди и человекообразные обезьяны имеют большую лобную кору. Нат Нейроски. 2002;5(3):272–276. [PubMed] [Google Scholar]
102. Нидер А. Префронтальная кора и эволюция символической ссылки. Курр Опин Нейробиол. 2009;19(1):99–108. www.sciencedirect.com/science/journal/09594388. [PubMed] [Google Scholar]
103. Ноак Р.А. Решение «человеческой проблемы»: модель фронтальной обратной связи. Сознательное Познание. 2012;21(2):1043–1067. [PubMed] [Академия Google]
104. Стам С.Дж., ван Страатен ЕС. Плывите по течению: использование индекса направленного фазового отставания (dPLI) для характеристики паттернов фазовых отношений в крупномасштабной модели динамики мозга. Нейроизображение. 2012;62(3):1415–1428. [PubMed] [Google Scholar]
105. Llinás R, Ribary U. Когерентные колебания 40 Гц характеризуют состояние сна у людей. Proc Natl Acad Sci USA. 1993;90(5):2078–2081. [Бесплатная статья PMC] [PubMed] [Google Scholar]
Онтогенез эмоций/познания — Факультет ветеринарной медицины
Перейти к основному содержанию
Условия в раннем возрасте влияют на адаптацию и благополучие сельскохозяйственных животных в более позднем возрасте жизнь на этих способностях позже в жизни. Мы делаем это как в конюшнях, так и в лаборатории.
Свиньи и домашняя птица
Мы разработали и утвердили ряд поведенческих тестов для надежного измерения эмоций и когнитивных функций у свиней и домашней птицы и продолжаем внедрять инновации в этой области. У свиней мы показали влияние очень низкой массы тела при рождении, содержания в бесплодной среде и очень большого размера помета на эмоциональные и когнитивные способности; у домашней птицы мы видим влияние на когнитивные функции после выращивания в условиях высокой плотности посадки, (отсутствия) материнской заботы и различий у животных с разным генетическим происхождением.Охрана материнства в раннем возрасте
В лаборатории мы используем гистологию и биохимические методы на домашней птице и свиньях, чтобы изучить влияние обстоятельств раннего детства на развитие мозга и физиологию. Мы видим влияние материнской заботы в раннем возрасте и генетической линии на дофаминергическую и вазотоциновую системы в мозге взрослых кур-несушек. Наши исследования также показали влияние методов содержания и ведения сельского хозяйства на кортикостерон в перьях кур и кортизол в шерсти свиней, овец и крупного рогатого скота как долгосрочный показатель стресса.Свиньи любят M&M’s
Хотите знать, что ищет свинья в этом видео? Просто прочитайте историю ниже.На видео показано, как свинка ищет M&M’s® в ящике с отверстиями с точки зрения свиньи. Мы используем задачу с доской для тестирования пространственного обучения у свиней. Holeboard состоит из арены с матрицей 4X4 «дырок», которые представляют собой пластиковые миски для еды, покрытые красным шаром. Четыре из этих 16 чаш содержат M&M’s®. Поскольку свиньи любят есть M&M’s®, они обыскивают доску с отверстиями, чтобы найти угощение. Чтобы найти спрятанный M&M’s®, поросенок должен поднять мордой мяч, закрывающий миску.