Эмоциональное развитие: Эмоциональное развитие в дошкольном возрасте

Содержание

Эмоциональное развитие детей дошкольного возраста

Эмоциональное развитие детей дошкольного возраста

Подождите, запрос выполняется

Результатов, удовлетворяющих запросу, не найдено

Показать еще

Главная

\

Ольга Гаранина

\

Эмоциональное развитие детей дошкольного возраста

\

Психология

Все статьи категории Психология

    {{text}}

    Занимаясь воспитанием и обучением дошкольников, родители основное внимание уделяют освоению малышами различных навыков и умений. Посещение спортивных секций, изучение азбуки и простейшей математики, занятия в творческой студии — все это, безусловно, оказывает положительное влияние на развитие ребенка. Однако не меньшее значение имеет эмоциональное воспитание дошкольника, т. к. именно в этот период закладываются основы эмоциональной восприимчивости и адаптированности малыша.

    Особенности эмоционального воспитания

    В отличие от навыков, освоить эмоции нельзя, однако их можно вполне успешно сформировать, если создать соответствующие условия. От природы дети очень восприимчивы к эмоциональной среде, в которой они находятся, поэтому любые изменения в поведении родителей и близких родственников не остаются незамеченными для ребенка. Естественно, детская психика значительно отличается от взрослой, и это важно учитывать при воспитании. Психологи даже выделяют некоторые очевидные особенности эмоционального развития детей младшего дошкольного возраста:

    • Зрительное восприятие эмоциональных проявлений. Малыши любопытны и часто замечают то, что от взора взрослых ускользает. Например, они могут понять, что человек расстроен или огорчен, но не всегда знают, как вести себя в подобных ситуациях. Вот почему именно демонстрация наглядных примеров является наиболее эффективной методикой эмоционального воспитания детей.
    • Внезапность эмоций. Малыши, в отличие от взрослых, не зацикливаются на своих переживаниях. Сейчас они плачут, а уже через несколько минут заливаются заразительным смехом. Такое поведение интерпретировать как эмоциональную нестабильность не стоит — для младших дошкольников оно считается нормой.
    • Новые грани экспрессии. В возрасте 3−5 лет у малышей значительно расширяется спектр эмоциональных проявлений. Если в первые годы жизни он ограничен несколькими мимическими и жестикулярными движениями, то в этот период он становится более широким и выразительным.
    • Источники переживаний и эмоций. До 3 лет детки, в основном, остро реагируют на органические потребности — голод, желание поспать и т. д. В младшем дошкольном возрасте появляются другие причины эмоциональной возбудимости — малыши познают радость от хорошей песни, испытывают ревность, знакомятся с обидой.
    • Эмоциональное предвосхищение. Дошкольники старше 3 лет могут испытывать эмоции не только по окончанию какого-либо действия или события, но и до них. Например, если вы пообещали ему поход в зоопарк в выходные, ожидание этого дня будет наполнено яркими позитивными переживаниями.

    Формируем благоприятную эмоциональную среду

    Многим родителям хочется научить ребенка управлять эмоциями, чтобы подготовить его к трудностям школьной, а затем и взрослой жизни. Универсальных способов это сделать даже опытные детские психологи предложить не смогут — нужно к каждому малышу подходить индивидуально. Однако нет сомнений, что, создав благоприятную эмоциональную среду, родители положительно влияют на эмоциональное развитие малыша. Психологи советуют следующее:

    • Предлагайте разнообразные игрушки. Естественно, у каждого малыша свои предпочтения — кому-то ближе солдатики, кому-то — кубики. Но важно именно разнообразие. Если у ребенка в комнате представлены, в основном, агрессивные игрушки, типа пистолетов и автоматов, то и уровень его агрессии будет выше, чем у сверстников, имеющих доступ к конструкторам, мозаикам и др.
    • Расширяйте общение. Социальные контакты крайне необходимы малышу, чтобы научиться распознавать и выражать эмоции. Не стоит ограничивать его общением только с близкими родственниками — позвольте ему самому устанавливать контакты с окружающими.
    • Поощряйте творческую деятельность. С помощью музыки, рисования, лепки и др. видов творчества малыш может не только развивать концентрацию, но и выражать эмоции, передавать свои желания и переживания.
    • Развивайте гуманные чувства у ребенка. Многие эмоции и чувства у дошкольников формируются самостоятельно, однако желание и умение помогать, сопереживать и сочувствовать необходимо развивать. Родителям нужно говорить о необходимости уважать старших, не обижать товарищей, любить животных и природу.
    • Используйте ситуационно-ролевые игры, инсценировки, психологические упражнения. Наглядность — необходимый элемент эмоционального воспитания дошкольников. Чтобы понять эмоции, малышам нужно их видеть, поэтому так важно устраивать игры, направленные на их изучение.

    Наконец, наиболее важную роль в эмоциональном развитии дошкольников играет атмосфера в семье. Именно внутрисемейные отношения определяют превалирующие эмоции в поведении малышей и оказывают влияние на степень и окраску их эмоциональной выразительности.

    Насколько эмоционален ваш ребенок? Хотели бы вы скорректировать его эмоциональное состояние? Приходилось ли вам менять что-то в семье, чтобы обеспечить благоприятный эмоциональный фон? Делитесь своим опытом в комментариях.

    Продукты от Растишки

    Другие статьи категории Психология

    «Делай раз, делай два!», или Пять полезных упражнений для школьников

    «Толстый очкарик!»: как поговорить с малышом о буллинге

    Кулинарный адвент: ждём праздника вкусно и с пользой

    Как провести зимние каникулы с пользой

    {{name}}

    Сайт использует cookie, что позволяет получать информацию о вас. Это нужно, чтобы улучшать сайт. Продолжая пользоваться сайтом, вы соглашаетесь с использованием cookie и предоставления их сторонним партнерам. Вам нужно принять это либо покинуть сайт.

    Социально-эмоциональное

                     Социально-эмоциональное развитиеэто целенаправленное развитие у ребенка осознанного эмоционально — положительного отношения к себе, другим людям, окружающему миру, умение обходиться с эмоциональными состояниями, мнениями и желаниями  самого себя и других, а также развитие социально — значимых навыков поведения в обществе.        

              Сформированность этих качеств к концу дошкольного возраста обеспечит основу для дальнейшего развития  таких значимых  личностных образований, как: способность к творческому самовыражению, самореализации и саморазвитию. В конечном итоге — обеспечение социально — эмоционального  благополучия  человека это – формирование чувства уверенности в своих силах, гармоничное взаимодействие с социумом и жизненные успехи.

             Содержание социально-эмоционального воспитания и развития реализуется через специально организованные формы,   виды совместной деятельности воспитателя с детьми (интерактивные игры, игры-тренинги, игры-экспериментирования, детские проекты)

              

           В детском саду «Солнышко» создаются такие условия, чтобы каждый ребенок смог:

            -найти свою нишу и реализовать социальные потребности и творческие возможности;

            -чувствовал уют, комфорт и свою персональную значимость для всех окружающих его  людей.

     

              Знакомство с основными эмоциями происходит, как в ходе всего воспитательно-образовательного процесса, так и на специальных занятиях, где дошкольники испытывают разнообразные эмоциональные состояния, знакомятся с опытом сверстников, а также с литературой, картинами, фильмами, мультфильмами, спектаклями и музыкой, которые пробуждают эмоции и чувства. Значимость таких занятий заключается в том, что у детей расширяется круг осознаваемых эмоций, они начинают лучше понимать не только свои чувства, но и чувства окружающих их людей.   Развивая чувства, желания и взгляды, наши педагоги учат внимательно относиться к настроениям друг друга, понимать и ясно выражать свои эмоции, считаясь с настроением и мнениями  окружающих. Самостоятельная деятельность ребенка в специально организованной среде дает  ему возможность выразить себя, приобрести социальные навыки в общении со сверстниками

     

              Наиболее эффективные и доступные методы развития у дошкольников эмоций — это: сюжетно-ролевые и подвижные игры, игровые упражнения, психогимнастика, применение театрализованной техники выразительных движений, разыгрывание этюдов, активное применение мимики и пантомимики. С их помощью развивается социально- эмоциональная сфера детей дошкольного возраста.  Дети учатся знакомиться с помощью упражнения «Здравствуй, это я», «Давайте познакомимся». Широко используются в работе с дошкольниками проблемные ситуации или сюжеты для игр-драматизаций «В группу пришел новенький», «Я нечаянно…», «Что делать, если…». В результате дети понимают, что дружба дает радость общения и нужно уметь доставлять эту радость другому человеку.

                Развивать эмоциональную сферу дошкольника, научить его понимать свои эмоции и проявлять их — задача не только психолога, педагогов и воспитателей ДОУ, но и родителей. Поэтому в детском саду  действует комплексный подход к этой проблеме. Для родителей и воспитателей проводятся семинары-практикумы, тренинги, индивидуальные консультации, оформляется стендовая информация по проблемам развития социально- эмоциональной сферы детей.

     

    Эмоциональное развитие — Будь собой

    • Эмоциональное развитие и ощущение себя

      Самоощущение человека сильно зависит от его восприятие себя.

      Зная, что они могут быть успешными в том, что они позволяет детям чувствовать себя компетентными и уверенными, что, в свою очередь, влияет на их эмоциональное развитие.

      Дети, у которых мало опыта успеха, чаще приходится справляться с разочарованием, которое может привести к развитие негативного самоощущения.

      Получая поддержку в обучении ценить свои сильные стороны и усилия, а также силы и усилия других, дети и молодые люди развивают устойчивость , чтобы оправиться от проблем и трудностей.

    • Как педагоги могут поддерживать эмоциональное развитие детей и молодежи?

      Обеспечение эффективной поддержки эмоционального развития детей и молодых людей начинается с обращения внимания на их чувства и наблюдения за тем, как они с ними справляются.

      Многие учебные сообщества включают специальные программы для обучения социальным и эмоциональным навыкам. Этим навыкам также можно обучать и изучать посредством повседневного взаимодействия.

      Настройтесь на чувства и эмоции детей и молодежи

      Некоторые эмоции легко распознать, а другие менее очевидны. Чтобы настроиться на эмоции детей и молодых людей, нужно смотреть на язык их тела, слушать, что они говорят и как они это говорят, и наблюдать за их поведением. Это позволяет вам более эффективно реагировать на потребности детей и молодых людей и предлагать более конкретные рекомендации, помогающие им управлять своими эмоциями.

      Помощь детям и подросткам в распознавании и понимании эмоций

      Общение с детьми и подростками и обучение их эмоциям помогает им лучше осознавать свои собственные эмоции, а также эмоции других людей. Это также помогает им лучше управлять своими эмоциями с течением времени.

      Установите ограничения на неуместное выражение эмоций

      Сообщите детям и подросткам, что испытывать разные эмоции и чувства — это нормально и нормально. Обучайте языку и навыкам, позволяющим справляться с сильными или трудными эмоциями, такими как гнев и разочарование, в позитивном ключе. Также важно установить ограничения на агрессивное, небезопасное или ненадлежащее поведение.

      Будьте образцом для подражания

      Демонстрируя детям и молодежи различные способы понимания и управления эмоциями, вы помогаете им учиться на вашем примере. Если вы выйдете из себя, извинитесь и покажите, как вы можете загладить свою вину.

      Be You Professional Learning

      Ознакомьтесь с материалами по социальному и эмоциональному обучению (SEL) и обучению устойчивости в области обучения устойчивости.

    • Рекомендации

      Совместное для академического, социального и эмоционального обучения (CASEL) (2018). Основные компетенции SEL.  Чикаго: КАЗЕЛЬ. Получено с https://casel.org/core-competencies/.

      Национальный научный совет по развитию ребенка (2004). Маленькие дети развиваются в среда взаимоотношений. Бостон: Гарвардский университет. Извлекаются из http://developingchild.harvard.edu/resources/wp1/.

      Шонкофф, Дж.П., и Филлипс, Д.А. (2000). От нейронов к районам: наука развития раннего детства. Вашингтон: Издательство Национальной академии.

    Эмоциональное развитие

    Эмоциональное развитие относится к способности распознавать, выражать и управлять чувствами на разных этапах жизни, а также сочувствовать чувствам других1 Развитие этих эмоций, которые включают как положительные, так и отрицательные эмоции, во многом зависит от отношений с родителями, братьями, сестрами и сверстниками.

    2

    Младенцы в возрасте от шести до десяти недель начинают проявлять эмоции с помощью социальной улыбки, сопровождаемой действиями и звуками, представляющими удовольствие. Социальная улыбка развивается в ответ на улыбки и взаимодействие опекунов. Около трех-четырех месяцев младенцы начинают смеяться, что свидетельствует о том, что они могут распознавать несоответствие в действиях, отклоняющихся от нормы. Смех способствует взаимному взаимодействию с другими, что способствует социальному развитию. В возрасте от шести до двенадцати месяцев младенцы могут начать выражать такие эмоции, как страх, отвращение, гнев и печаль, которые указывают опекунам на то, что они испытывают дискомфорт или недовольство и нуждаются во внимании. Младенцы реагируют на свои эмоции в той же степени, в какой реагируют их опекуны, а затем учатся на их эмоциональных выражениях лица3, 9.0007

    В течение второго года жизни малыши начинают выражать стыд, смущение и гордость, которые выучиваются эмоциями, основанными на их культуре. По мере того, как они осваивают язык и учатся выражать свои чувства словами, они могут выражать свои эмоции привязанности, страдания, боли и усталости. Способность распознавать и обозначать эмоции, а затем контролировать эмоциональное выражение способами, которые соответствуют культурным ожиданиям, называется регулированием эмоций. Дети учатся самостоятельно регулировать свои эмоции, чтобы справляться с трудными ситуациями. Обычно к двум годам дети также начинают приобретать сложную эмоциональную реакцию эмпатии, читая эмоциональные сигналы других и понимая их точки зрения.4,

    К трем годам дети начинают понимать правила общества, касающиеся надлежащего выражения эмоций. Воспитатели учат их тому, что выражения гнева и агрессии в присутствии взрослых следует контролировать, но они менее склонны подавлять негативное эмоциональное поведение в присутствии своих сверстников. Эта разница является результатом различных последствий их поведения со взрослыми или со сверстниками.5

    Дети приобретают способность изменять выражение своих эмоций примерно к четырем годам. Они могут отображать внешние выражения, которые не соответствуют их внутренним чувствам, например, благодарить дарителя, когда подарок на самом деле не понравился. Эта способность требует сложных навыков понимания необходимости изменить свое выражение лица, осознания восприятия другого, знания того, что их выражение не обязательно должно совпадать с их настоящими чувствами, а также наличия мотивации и контроля, чтобы убедительно маскировать свои истинные чувства.6

    Более широкий спектр навыков саморегуляции демонстрируют дети в возрасте от семи до одиннадцати лет. Факторы, влияющие на их решения по управлению эмоциями, включают тип испытываемых эмоций, а также отношения, возраст и пол вовлеченного человека. У детей формируется набор ожиданий результатов, которые они получат от разных людей. Родители могут лучше справляться с некоторыми эмоциями, чем сверстники, которые могут принижать или дразнить их.7

    Когда дети школьного возраста справляются со своими эмоциями и людьми, с которыми они связаны, у них развиваются социальные навыки. Основываясь на том, как они воспринимают себя в сравнении со своими сверстниками, они либо развивают уверенность и компетентны в полезных навыках, либо чувствуют себя неполноценными и неудачливыми.8 На их самооценку влияет то, как, по их мнению, другие относятся к ним. Если их деятельность не соответствует их личным устремлениям, они, скорее всего, будут чувствовать себя неполноценными и неадекватными. Условия, которые угрожают разоблачить их неадекватность, могут вызвать тревогу. Если дети верят в себя и свои способности, у них может быть стабильное положительное представление о себе9.

    Во время игры дети повышают свою эмоциональную зрелость и социальную компетентность, взаимодействуя с другими детьми. Игра помогает детям практиковать свои коммуникативные навыки, когда они согласовывают роли и ценят чувства других. Они учатся делиться, ждать своей очереди и разрешать конфликты, играя с другими. Игра также позволяет детям выражать свои чувства и справляться с ними посредством воображаемой игры, которая позволяет им вслух размышлять о своих переживаниях и чувствах.

    10

    • 1. Херрон, П. Ф. и В. Хильдебранд. «Социально-эмоциональное развитие». Образование.com. 18 ноября 2010 г.
    • 2. Фрост, Дж. Л., Уортам, С. К., и С. Рейфель. «Характеристики социально-эмоционального развития». Образование.com. < http://www.education.com/reference/article/characteristics-social-emotional-development/ > 18 ноября 2010 г.
    • 3. «Эмоциональное развитие». faqs.org. < http://www.faqs.org/heatlh/topics/27/Emotional-development.html > 18 ноября 2010 г.
    • 4. Там же.
    • 5. Там же.
    • 6. Там же.
    • 7. Там же.
    • 8. Фрост, Джо Л., Сью Уортэм, Стюарт Райфель. Игра и развитие ребенка. Река Аппер-Сэдл, Нью-Джерси: Prentice-Hall, Inc., 2001. с. 232.
    • 9. Галлахью, Дэвид Л. и Фрэнсис Клеланд Доннелли. Развивающая физкультура для всех детей. 4-е изд. Шампейн, Иллинойс: Кинетика человека. 2003. с. 122.
    • 10. Изенберг Дж. П.

About the Author

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Related Posts