Эмоциональный фон это: Почему мы раздражаемся и как с этим бороться: советы эксперта

Почему мы раздражаемся и как с этим бороться: советы эксперта

Фото с сайта baltnews.lt

Эмоциональный фон влияет на то, как мы видим и трактуем те или иные события. Если он негативный, то мы окрашиваем все в «серые» цвета, причем такое состояние может затянуться надолго.

Что с этим делать, а еще лучше — как избежать негативного эмоционального фона в работе и жизни? Об этом рассказала руководитель направления Soft Skills, бизнес-тренер консалтинговой группы «Здесь и Сейчас», сертифицированный тьютор по развитию эмоционального интеллекта (European association of cultural and emotionally intelligent projects) Александра Егорушкина.

— Одна из трудностей в ситуативном управлении эмоциями связана с тем, что мы ничего не предпринимаем в своей жизни для поддержания стабильного позитивного эмоционального фона.


Александра Егорушкина
Бизнес-тренер консалтинговой группы «Здесь и Сейчас»

Например, за физическим здоровьем следим, физиологические потребности удовлетворяем.

Но не работаем со своим эмоциональным состоянием и, как результат, сетуем на стрессы, утомляемость, апатию и отсутствие мотивации.

Давайте разберемся с тем, что же такое эмоциональный фон, как он влияет на нашу жизнь и что можно делать, чтобы его поддерживать.

Что такое эмоциональный фон

Эмоциональный фон — общее глобальное отношение человека к окружающей ситуации и себе самому.

Основные характеристики эмоционального фона:

1. Слабая интенсивность. Его достаточно сложно осознать, эмоциональный фон не ощущается ярко, однако в зависимости от того, негативный он или позитивный, все остальные переживания, отношение к ситуациям диктуются именно исходя из этой полярности.

2. Большая длительность, по сравнению с эмоциями. Счет идет на часы, а часто даже и на дни.

3. Причины его появления не очевидны. За счет слабой интенсивности мы не успеваем отследить, в какой именно момент зародилось зерно того или иного эмоционального фона, поэтому очень трудно понять, какое именно событие или человек на него повлияли таким образом.

4. Влияние на активность человека. Эмоциональный фон повышает или понижает активность человека, его производительность. Кроме того, он, как фильтр в фотоаппарате, накладывает оттенок своего цвета на любое событие. Если случается проблема, а человек с негативным эмоциональным фоном, он воспримет ее существенно острее, чем обычно. И наоборот.

Почему у нас меняется эмоциональный фон

В основе любой эмоции лежит удовлетворение (тогда эмоция — позитивная) или, наоборот, неудовлетворение (и тогда она негативная) глубинных потребностей, ценностей каждого конкретного человека.

Фото со страницы www3 на livejournal.com

Представим себе человека, у которого ценности, например, это теплые отношения в семье, забота о близких, самореализация, ответственность (под ответственностью в данном случае понимаем «если взялся, то сделай хорошо»). У него есть работа, например, он руководитель в компании. А это значит — ответственность за показатели, сотрудников, процессы, компанию, клиентов и так далее. Есть годовое планирование в бизнесе и цели, которые ему необходимо достичь. Скорее всего, они звучат как-то вроде: «Прирасти в выручке/маржинальном доходе/прибыли, запустить новый продукт/проект/ направление». Эти бизнес-цели вроде как реализуют его потребности, например, отправить семью на лето на море, заработать на новую квартиру/машину/дачу.

Человек много работает, а чтобы всего этого достичь, частенько приходит поздно и, например, не видит семью, переносит планы на отдых в угоду работе.

И получается, что он систематически сам нарушает свои ценности, ничего не делает, чтобы они удовлетворялись или делает что-то, но редко и от случая к случаю.

И в глубине начинает зарождаться неудовлетворенность работой, семьей, жизнью, хронической усталостью и постоянными стрессами в попытках все успеть. Все это в свою очередь приводит к негативному эмоциональному фону. И это то, что может длиться 2, 3, 4 месяца.

Самое интересное, что человек может этого не замечать. Но люди вокруг начинают задавать вопросы, а все ли хорошо? Это видно семье, сотрудникам, друзьям. И это опосредованно влияет на них.

А если человек понимает, что что-то пошло не так, то часто он уже или ничего не может с этим сделать или не знает, что нужно. Это усиливает неудовлетворенность собой и приводит к еще большему ухудшению состояния. Появляется раздражительность, вспыльчивость на ровном месте или, наоборот, потеря интереса ко всему и апатия.

Что делать

Чтобы не доводить до такого состояния, нужно постоянно вкладывать усилия в свое эмоциональное состояние. Наши эмоции — это такая же часть организма, как, например, сердечно-сосудистая система, и им нужно постоянное внимание на двух уровнях: 1) не делать того, что катастрофически вредит и 2) делать что-то, что помогает быть в тонусе.

Какие шаги могут в этом помочь?

Шаг 1. Понять топ-10 ценностей. Истинный, не социально желательный. Честно, для себя. Что на самом деле для вас важно? Без чего вы — не вы? Ради достижения чего вы готовы пожертвовать чем-то?

Чаще всего это что-то нематериальное, то, ради чего мы обрастаем всевозможными материальными благами, но редко задаем себе вопрос: а зачем они нам, ради чего? Именно это чаще всего и есть наши ценности. Периодически, например, раз в год, нужно возвращаться к этому вопросу, так как если не сами ценности, то их приоритеты могут меняться.

Шаг 2. Определить долгосрочные цели. Списком. Что вы хотите сделать на какой-то период, например, в ближайший год.

Шаг 3. Согласовать цели и ценности. Определить, насколько каждая из целей помогает в реализации ценностей, присвоив каждой цели индикатор от 0 до 3 (0 — не помогает, 3 — помогает). Определить, какие ценности остались без внимания и что можно добавить/ изменить, что бы они все-таки реализовывались.

Самое неприятное, что достижение целей косвенно может помогать реализовывать наши ценности, например в этом году проявлением заботы о близких может быть поездка на море для ребенка. Но наше мышление паттернизировано и не всегда само достраивает эти связи. Ему нужно объяснять и согласовывать свои цели с ценностями, так как мы согласовываем задачи подразделений в компании, чтобы они не противоречили друг другу, а работали на достижение общей цели бизнеса.

Фото с сайта pravdaurfo.ru

Например, для ценности «Теплые отношения в семье» цель «Отправить семью на лето на море» сейчас весит, скажем, 0. А если уехать самому на лето с семьей на море? Это, уже, например, 2. Если возможности уехать нет, то можете ли вы в свой план добавить, например, раз в две недели проводить с семьей день без телефона? Или что-то подобное.

Способ есть всегда, важно захотеть его найти и быть честным с собой в отношении того, что для вас действительно важно. На позитивность эмоционального фона не сильно влияет объем времени, который вы уделяете цели, но важно его качество. Лучше один раз в месяц, но только с семьей, чем каждый вечер, но когда семья — это лишь фон для электронной почты. Ведь у каждого из нас в жизни были 5 минут, от которых мы окрыленные ходили неделями и о которых мы до сих пор вспоминаем с улыбкой.

Шаг 4. Не откладывать продуманные вами маленькие и большие радости. В моменте загрузки нам кажется, что 5 минут ничего нам не дадут и сверхсрочная работа важнее. А если перенести пришлось, то обязательно перенести на четкий срок и все-таки сделать.

Резюме

Чтобы чувствовать себя хорошо в эмоциональном плане, нужно постоянно что-то делать. Волшебной таблетки нет. Если вы будете хотя бы немного времени, но ежедневно уделять своему эмоциональному фону, то шансы встретиться с эмоциональным выгоранием сильно сокращаются. 5 минут в день не спасут вас от появления негативных эмоций в жизни вообще, но существенно облегчат ваше состояние и то, как вы на них будете реагировать.

какой бывает и на что влияет — karpachoff.com

Что значит эмоциональный фон в жизни каждого из нас и можно ли на него влиять? Его связывают с настроением и называют «расположение духа». На него воздействуют разные факторы — запущенные хронические заболевания, психические расстройства, обстановка на рабочем месте и семейные отношения. Большую роль здесь играют особенности темперамента. 

Рассказываем, как стабилизировать состояние и поднять настроение детям и взрослым.

Эмоциональный фон человека: что это

Эмоциональный фон — это отношение личности к окружающему миру, жизненным ситуациям, а также к самому себе. Это более стабильное состояние, чем настроение, и длится от одного часа до нескольких дней. Влияет на динамику активности: повышает или снижает ее активность. При этом человек воспринимает окружающий мир через чувства, которые преобладают в данный момент.

Существует несколько видов эмоционального фона: 

  1. Пониженный — активность и работоспособность снижается, человек становится пассивным, безынициативным, настроение сопровождается грустью, тоской, апатией и негативным восприятием окружающего мира. 
  2. Повышенный — сопровождается такими чувствами, как воодушевление, радость, счастье, любовь. 
  3. Нестабильный — настроение часто и стремительно меняется от эйфории и счастья до грусти и апатии. 

Теперь подробнее расскажем о каждом состоянии.

Повышенный

Повышенный, он же положительный эмоциональный фон, отражается на всех сферах деятельности человека — от семьи до работы. Воодушевление, радость, счастье, любовь направляют личность к успеху и стремлению вперёд. Настроение здесь зависит от темперамента.

Нужно учитывать, что повышенный эмоциональный фон не может длиться постоянно, на смену ему приходит пониженный. Природа устроена так, что сильные ощущения вызывают не только всплеск гормонов, но и приводят к истощению. Не стоит забывать, что человеку нужен отдых как умственный, так и физический.

Чему способствует такой фон:

  • повышению работоспособности;
  • активизации мышления;
  • оптимистичному взгляду на окружающий мир;
  • воодушевлению и радости;
  • достижению поставленных целей и результативности;
  • личностному и профессиональному росту.

Пониженный

Сниженный эмоциональный фон сопровождается пессимистическим восприятием окружающего мира. Человек во всём видит негативные стороны, поэтому его поведение отличается пассивностью и безынициативностью. Это может плохо сказаться в быту и профессиональной сфере, ведь современная жизнь требует от людей быстрой адаптации к новым обстоятельствам и реакции на изменение ситуации.

Фон меняется в зависимости от внешних и внутренних факторов. Внешние факторы: изменение погодных условий, магнитные бури, конфликты и ссоры. Внутренние — пониженная активность, пассивность, грусть, тоска, апатия.

К чему приводит пониженный эмоциональный фон:

  • к снижению работоспособности;
  • пессимистичному взгляду на окружающий мир;
  • грусти и апатии;
  • лени, отсутствию желания достигать поставленных целей;
  • личностному и профессиональному застою.

Нестабильный

Частая смена настроения — от чувства эйфории и счастья до грусти и апатии — характеризует нестабильный эмоциональный фон. Он зависит от уровня гормонов, стрессов, погодных условий, характера. Данное состояние чаще наблюдается у детей, подростков и женщин, а также у всех представителей меланхолического типа темперамента.

К чему приводит эмоциональная нестабильность:

  • к частой смене состояния активной работоспособности бездействием;
  • неустойчивости восприятия;
  • быстрому изменению чувств от радости до грусти;
  • нестабильной работоспособности, замедлению личностного и профессионального развития.

Какие психологические механизмы лежат в основе управления поступками и принятия решений читайте в статье: «Что такое локус контроля личности, и как он влияет на нашу жизнь».

Как поднять эмоциональный фон у взрослых

Быстрый темп жизни, напряжение, усталость, стрессы, несоблюдение режима сна и отдыха, нарушение питания — все это приводит к обострённой реакции на внешние раздражители и расшатывают эмоциональный фон. Что же лучше сделать, чтобы успокоиться и привести себя в стабильное состояние? Быстро и эффективно поднять настроение помогут игры, которые мы опишем ниже. Их можно использовать дома, в кругу друзей, на работе, на природе. 

Рыбы, звери, птицы

Команда садится в круг. Ведущий указывает на каждого участника и произносит: «Рыбы… звери… птицы… рыбы… звери… птицы». Если не в порядке очереди он говорит: «Птицы!», указывая на участника, то тот, на кого указали, должен в течение 5 секунд назвать любую птицу. Нельзя называть по два раза, а также долго думать над ответом. 

Змейка

Ведущий предлагает участникам встать в шеренгу друг за другом в центре комнаты. Руки нужно положить на плечи соседа впереди. Участники представляют, что они змея. Первый человек — голова, а последний — хвост. Задача головы — поймать хвост, а задача хвоста — увернуться от головы. Если удаётся это сделать, то змейка становится короче и игра продолжается. Ведущий периодически предлагает поменять «голову» и «хвост». 

Красавица и чудовище

Участники делятся на две команды. Все становятся в две шеренги друг напротив друга и показывают определённые фигуры — «Красавица» (делает реверанс), «Чудовище» (поднимает руки вверх, угрожающе рычит), «Рыцарь» (вытаскивает воображаемый меч и произносит: «Эх!»). Если «Чудовище» съедает «Красавицу», команда, показавшая его, получает одно очко. Если «Рыцарь» убивает «Чудовище», то участники также записывают себе балл. «Красавица» влюбляет в себя «Рыцаря» — показавшие «Красавицу» приобретают очко. Если обе команды продемонстрировали одинаковые фигуры, то ничья. Участникам даётся 30 секунд, чтобы посовещаться и выбрать, кого они покажут. Тренер следит за счётом и определяет победителя. Игра продолжается до пяти победных баллов.

Королевская битва

Для игры требуется: листы бумаги двух цветов, скомканные в шарики, две корзины. Ведущий готовит помещение. В середине комнаты размечает двумя линиями нейтральную зону. Участники создают две команды. Задача каждой — закидать противников «снарядами». Переходить на нейтральную территорию запрещено. Подбирать шарик, упавший на ничью зону, нельзя, за каждый шар на нейтральной зоне отнимается один балл. «Снаряды» противников, не попавшие в корзины, возвращаются им обратно. Победят те, у кого будет меньше шаров.

О том, как можно повлиять на восприятие окружающего мира, личных достижений и неудач читайте в статье:«Как выйти из зоны комфорта и зачем это нужно: советы психолога».

Как поднять эмоциональный фон у детей

Эмоции ребёнка связаны с внутренними переживаниями и внешним миром, а прежде всего — с настроением матери. В ситуации нарушения привычного ритма жизни — при смене режима дня, питания — малыш переживает стресс, тревогу, страх, снижение настроения. Движение способствует снятию напряжения и разрядке. Далее мы опишем игры на поднятие эмоционального фона для детей. 

Гонки паровозиков

Ведущий делит группу на две команды. Предлагает встать в цепочку, друг за другом. Первый участник будет «паровозиком», а остальные — «вагонами». Все, кроме первых, поднимают левые ноги так, чтобы каждый человек мог взяться за голеностопный сустав стоящего впереди соседа. Победит «паровозик», который первым доберётся до финиша не растеряв «вагоны». 

Два лагеря

Команды располагаются в две шеренги напротив друг друга, расстояние не менее трёх метров. Ведущий предлагает выделить представителя, который пойдёт в команду соперников. Задача участников — поменяться местами. Поэтому «свой среди чужих» должен бросать мяч своей команде. Поймавший мяч переходит к противникам, если мяч упадёт на пол, то право перехода передаётся другой команде. Победит тот, кто первым займёт лагерь противника. 

Сороконожка

Участники становятся в линию, затылком друг к другу. Ведущий предлагает освоить движение необычной сороконожки, которая ходит только хвостом вперёд. Участники закрывают глаза и кладут руки на плечи друг друга. Последний будет головой сороконожки. Задача — четыре раза обойти комнату по периметру. «Голова» голосом руководит «хвостом». Запрещено открывать глаза, иначе игра начинается с начала. На пути можно расставить препятствия, стулья, мячи, обручи. 

Не забывайте о самом главном: чтобы сохранить физическое и психическое здоровье, уделяйте больше внимания полноценному отдыху.

Смена деятельности поможет переключить внимание и повысить работоспособность. 

Смотрите ролик, в котором узнаете, от чего зависит ваше развитие и как способность справляться с жизненными трудностями влияет на достижение результатов: «Личностный рост. Как изменить жизнь к лучшему?».

Изображения взяты из источников: www.istockphoto.com

Как фоновая музыка в рекламе влияет на потребителей

Исследователи использовали рекламу женских кроссовок, чтобы измерить влияние фоновой музыки на потребителей.


Getty Images

 

Согласно результатам исследования, проведенного Техасским университетом A&M, включение музыки на фоне телевизионной рекламы может сделать рекламу спортивных товаров более эффективной.

Доказательство находится в мозговых волнах потребителей: участники исследования, которым была показана версия рекламы с фоновой музыкой, имели более высокий уровень эмоционального возбуждения и внимания, чем те, кому была показана версия, включающая только повествование. Согласно исследованию, опубликованному в Международном журнале спортивного маркетинга и спонсорства, фоновая музыка также может повысить отношение к бренду и намерение совершить покупку.

Хён-Ву Ли, исследователь спортивного менеджмента и доцент кафедры здоровья и кинезиологии Колледжа образования и развития человека, сообщила, что исследовательская группа использовала количественную электроэнцефалографию (ЭЭГ) для измерения мозговых волн женщин, участвовавших в соревнованиях. учеба. В то время как исследователи социальных наук чаще используют психометрические измерения, такие как опросы, Ли сказал, что с помощью этой техники может быть сложно уловить восприятие или эмоции людей в реальном времени, потому что она опирается на память.

Измерив мозговые волны участников опроса, Ли сказал, что он уверен, что результаты убедительно доказывают, что фоновая музыка имеет убедительный эффект в спортивной рекламе.

«В частности, мы обнаружили, что активность ЭЭГ в лобной доле (передняя часть мозга), которая тесно связана с нашими эмоциями, усиливалась фоновой музыкой», — сказал Ли.

В исследовании использовались два телевизионных ролика корейской компании по производству спортивных товаров Prospecs, которые вышли в эфир в 2012 году. В 15-секундном рекламном ролике рекламировались одни и те же женские кроссовки с участием южнокорейской фигуристки ЮНа Ким.

Контрольной группе был показан рекламный ролик с использованием только повествования, а экспериментальная группа смотрела рекламу с повествованием и песней «Afternoon March» группы Peppertones на заднем плане.

Область лобной доли активировалась больше в группе, которая смотрела рекламу с фоновой музыкой, что подтверждает идею о том, что музыка вызывает эмоциональное возбуждение. Однако отношение к бренду и покупательские намерения — это отдельная тема от мозговых волн. Поскольку эти переменные нельзя было измерить с помощью ЭЭГ, они были измерены с помощью анкеты и протестированы на основе модели иерархии эффектов.

Намерение совершить покупку было сильнее в группе, которая смотрела рекламу с фоновой музыкой. В анкете по семибалльной шкале среднее покупательское намерение группы, которая слушала фоновую музыку, составило 4,36, в то время как группа без музыки набрала в среднем 3,64.

Хотя результаты свидетельствуют о том, что музыка в рекламе работает, исследователи отметили, что они не могут обещать, что вся фоновая музыка будет эффективной.

«Я бы посоветовал рассмотреть и протестировать различные элементы музыки, такие как определенный жанр, определенный темп или отношения с индоссантом продукта, исходя из типа спортивного продукта или бренда», — сказал Ли.

Соавтор Ли, студент-кинезиолог Джун-Фил Ум, 23 года, сказал, что музыка, которая гармонирует с визуальными эффектами и сообщением рекламы, может стать мощной рекламной стратегией.

«Значение фоновой музыки особенно важно в спортивной рекламе, где можно создать еще более сильный эффект, смешивая динамичные спортивные изображения с ритмичной музыкой», — сказал Ум. «Рекламодатели могут сочетать яркие и убедительные изображения спорта с подходящей фоновой музыкой, чтобы улучшить восприятие сообщения покупателем».

Ли и Ум надеются, что это исследование станет отправной точкой для дальнейших исследований того, как музыка в рекламе влияет на потребителей.

Предыстория эмоционального интеллекта

Когда Саловей и Майер ввели термин «эмоциональный интеллект» в 1990 году, они описали эмоциональный интеллект как форму социального интеллекта, которая включает в себя способность отслеживать свои собственные и чужие чувства и эмоции, различать их и использовать эту информацию, чтобы направлять свои мысли и действия.

Саловей и Майер также инициировали исследовательскую программу, направленную на разработку надежных показателей эмоционального интеллекта и изучение его значения. Например, в ходе одного исследования они обнаружили, что, когда группа людей смотрела огорчительный фильм, те, у кого были высокие баллы по эмоциональной ясности (то есть способности идентифицировать и давать название пережитому настроению), быстрее восстанавливались (Salovey , Mayer, Goldman, Turvey, & Palfai, 1995).

 В другом исследовании люди, которые набрали более высокие баллы в способности точно воспринимать, понимать и оценивать эмоции других, были способны более гибко реагировать на изменения в своем социальном окружении и создавать поддерживающие социальные сети (Salovey, Bedell, Detweiler).

и Майер, 19 лет99). В начале 1990-х годов Дэниелу Гоулману стало известно о работе Саловея и Майера, что в конечном итоге привело к написанию его книги « Эмоциональный интеллект ». Гоулман был научным писателем в New York Times, специализирующейся на исследованиях мозга и поведения. Он получил психологическое образование в Гарварде, где, в частности, работал с Дэвидом Макклелландом. Макклелланд (1973) входил в растущую группу исследователей, которые начали беспокоиться о том, как мало традиционные тесты когнитивного интеллекта говорят нам о том, что нужно для достижения успеха в жизни.

 IQ сам по себе не очень хороший показатель эффективности работы. Хантер и Хантер (1984) подсчитали, что в лучшем случае на IQ приходится около 25 процентов дисперсии. Штернберг (1996) указал, что исследования различаются и что 10 процентов могут быть более реалистичной оценкой. В некоторых исследованиях на IQ приходится всего 4 процента дисперсии.

 Дополнительные исследования эмоционального интеллекта показали, что эффективность, определяемая общепринятыми нормами, в такой же степени связана со знанием того, когда и как выражать эмоции, как и с контролем над ними.

 Наконец, полезно иметь в виду, что эмоциональный интеллект включает в себя большой набор способностей, которые много лет изучаются психологами. Таким образом, еще одним способом измерения эмоционального интеллекта или компетентности являются тесты конкретных способностей. Были разработаны различные стандартные тесты для оценки человека с точки зрения способностей, способствующих высокому уровню EQ, как это определено Гоулманом, Саловеем и Майером и другими.

 Таким образом, в некотором смысле эмоциональный интеллект действительно не нов. Фактически, он основан на долгой истории исследований и теории личности и социальных наук, а также психологии. Мы должны учитывать, насколько это важно для эффективной работы. Ясно, что способность человека воспринимать, идентифицировать и управлять эмоциями обеспечивает основу для социальных и эмоциональных компетенций, важных для успеха практически в любой работе. По мере того, как скорость изменений увеличивается, а мир труда предъявляет все более высокие требования к когнитивным, эмоциональным и физическим ресурсам человека, этот конкретный набор способностей будет становиться все более важным.

About the Author

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Related Posts