Эмоционально личностная сфера это в психологии: Психодиагностика эмоционально личностной сферы в Ильинской больнице.

Содержание

Эмоциональная сфера личности в психологии: особенности, характеристика

По мере познания окружающей среды, действительности, людей или предметов человек испытывает субъективные переживания. Такая психологическая характеристика обуславливается эмоциями, которые отражают внутреннее состояние на внешнее воздействие индивида. Эмоциональная сфера личности в психологии постоянно изучается и дифференцируется, т.к. человек испытывает и ощущает массу чувств, которые сменяют друг друга и указывают на индивидуальные особенности.

Функции эмоций

Эмоции – это психические явления индивида, которые протекают в виде переживаний и отражают субъективную оценку человека к различным ситуациям, в том числе передают отношение об удовлетворенности или неудовлетворенности потребностей.

Чувственная сфера индивида проявляется в интонации, жестах, в мимических и двигательных реакциях, а также сильные переживания влияют на физиологические процессы, протекающие в организме. Кроме того, эмоции призваны выполнять определенные функции, что важно в процессе жизнедеятельности:

  • Познавательная функция предусматривает проявление побуждающих эмоций, которые стимулируют к действию или, напротив, вызывают скуку. Например, если подключилось любопытство, то человек стремится познать все, что связано с этим знанием. Если объект познания не интересен, то появляются негативные чувства.
  • Сигнальная функция заключается в том, чтобы оповещать организм и окружающих людей об состоянии человека ввиду удовлетворения или неудовлетворения потребностей. При ощущении дискомфорта эмоции служат источником сигнала для устранения неприятных ощущений или, наоборот, фиксируют источник удовольствия в памяти. При этом некоторые люди способны скрывать собственные переживания, в то же время многие умеют распознавать чужие чувства по вербальным и невербальным признакам.
  • Регулятивная – подразумевает то, что эмоции становятся регуляторами внутренних процессов, как психических, так и физиологических. В зависимости от ситуации человека может парализовать страх, он может почувствовать возбуждение или стеснение, что приводит к учащенному сердцебиению, частому дыханию и к другим изменениям в организме.
    Управление таким процессом невозможно, т.к. оно связано с неосознанными нервными реакциями организма.
По собственному опыту можно судить о том, насколько своеобразна и многообразна чувственная палитра человека. При этом эмоционально волевая сфера подвержена самым разнообразным классификациям. Наиболее понятное и очевидное деление подразумевает положительные и отрицательные проявления. Так, стенические или позитивные эмоции мобилизуют силы человека, повышая активность, но есть еще астенические или негативные, которые вызывают упадок сил.

Структура эмоциональной сферы личности включает в себя три фактора: предмет, переживание и потребность или мотив. Любое событие или явление это предмет для переживания и непроизвольного проявления эмоций. Мотивационный компонент выступает в роли оценки значимости потребности. Таким образом, чувственные переживания связаны с субъективной реакцией человека на удовлетворение потребностей.

Особенности эмоциональной сферы личности

Теории эмоций зрелого человека изначально связаны с именем Чарльза Дарвина, который в своих ученых трудах описал связь между биологией и психологией эмоциональных явлений. Именно благодаря эволюционным наблюдениям появилась теория об эмоциях, как важном приспособительном механизме, способствующем адаптации к разнообразным жизненным ситуациям. В дальнейшем исследование подхватили У. Джемс и К. Ланге, которые доказали, что для соответствующих эмоций существуют отличительные физические изменения.

В зависимости от различных факторов, влияющих на человека, выделяют множество видов эмоционального состояния, при этом можно выделить несколько фундаментальных:

  1. Аффект – стремительно и неудержимо протекающее эмоциональное состояние, которое часто неподвластно сознанию и волевому контролю. Развитие аффекта происходит неожиданно, под действием потрясения, в результате которого нарушается концентрация и снижается память.
  2. Чувства – наиболее простые эмоции, проблема которых состоит в невозможности выражения. В этом случае требуется обогащение чувственного опыта, чтобы осознавать окраску, свойство и оттенок психического процесса.
  3. Эмоции, как узконаправленное выражение чувств и переживаний по отношению к ситуации и потребностям субъекта.
  4. Страсть подразумевает практически полное сосредоточение на предмете страсти. Данная эмоция является доминирующей и может вызывать нарушения психологической сферы.
  5. Настроение считается достаточно устойчивым эмоциональным проявлением, средней интенсивности. При этом на настроение влияют индивидуальные характеристики личности, а диагностика проводится с помощью различных психологических тестов и опросов.
Если кратко выразить суть эмоций, то это переживания и чувства, которые людям довольно сложно контролировать. Но, в настоящее время существуют психотерапевтические методы развития эмоционально волевой сферы, благодаря которым, можно скорректировать и отрегулировать психическое состояние человека. Ведь от чувственного содержания и настроения зависит качество жизни людей, как в социальном аспекте, так и в плане личностных достижений.

Эмоционально-волевая сфера личности субъекта // Проблемы cоциальной психологии личности

Ключевые слова: психология эмоций, психология эмоционально-волевой сферы

Рубрика издания: Социально-психологические феномены личности

Тип материала: научная статья

Для цитаты: Чумаков М. В. Эмоционально-волевая сфера личности субъекта // Проблемы cоциальной психологии личности.

Полный текст

Линии исследования воли и эмоций сформировались и существуют как относительно независимые. Однако в ряде работ они рассматриваются в единстве и используется термин эмоционально-волевая сфера личности. Данный термин применяется в основном в прикладных и экспериментальных исследованиях при описании регуляции конкретных видов деятельности в конкретных условиях. Вполне понятно, что регуляция действует как целостный механизм, что различные сферы личности связаны между собой. В связи с этим сохраняет актуальность вопрос о рассмотрении взаимодействия, взаимообусловленности эмоциональной и волевой регуляции, единства эмоциональной и волевой сфер личности. К рассмотрению этого вопроса можно подойти с различных сторон: со стороны участия эмоций в волевых процессах и участия волевых процессов в эмоциональной регуляции. Можно попытаться обнаружить более глубокие взаимосвязи, рассмотреть эти виды регуляции в неразрывном единстве.

Учитывая, что существует целый ряд подходов к объяснению воли и различные подходы к объяснению эмоциональных процессов, в поставленной задаче обнаруживается множество различных аспектов. Не претендуя на исчерпывающий анализ всех направлений исследования воли и эмоций, попробуем рассмотреть некоторые из них, акцентируя внимание на взаимосвязи указанных сфер.

Е.О. Смирнова показала, что линии развития мотивационной сферы и опосредования поведения исследуются как две относительно независимые реальности. Вместе с тем в их развитии обнаруживаются общие тенденции. При рассмотрении этих общих тенденций проявляется роль эмоциональности в волевой и произвольной регуляции действий. Е.О. Смирнова пишет: «Вторая общая тенденция развития воли и произвольности заключается в изменении места регулятора поведения  в структуре действия, а именно его сдвиге с конца к началу действия. И речь, и аффект первоначально «идут  вслед за действием» и лишь фиксируют его результат. На последующих этапах развития они сдвигаются к началу действия, то есть предваряют его.

Становление планирующей функции речи и эмоционального предвосхищения свидетельствуют о формировании у ребенка образа своего действия, который имеет не только познавательный, но и аффективный момент. Этот эмоционально-когнитивный образ своего действия и становится его регулятором» [22. С.54].

Слово приобретает регулятивную функцию тогда, когда осознается его значение. Индикатором того, что это происходит, что линии развития мышления и речи сходятся в онтогенетическом развитии, является эмоциональное отношение ребенка к слову, радость, удовольствие, которые испытывает ребенок, «играя» со словами. Это эмоциональное отношение, как указывает Е.О.Смирнова, обнаруживается во многих экспериментальных работах. Эмоциональное отношение входит в перечень существенных условий онтогенетического развития воли и произвольности. Е.О. Смирнова отмечает: «Удовольствие, с которым дети выполняли инструкции взрослого и повторяли его слова, говорит о том, что слово обладает для них не только объективным значением, но и эмоциональной притягательностью, которая, по-видимому, необходима как для развития активной коммуникативной речи, так и для становления речевого опосредования поведения» [22.

С.113].

Значение эмоций для  опосредования поведения связано в подходе Е.О.Смирновой с общением ребенка и взрослого.  Дело в том, что развивающую функцию выполняет только эмоционально значимое общение. «Таким образом, способность опосредовать свои действия словом определяется осознанием значения слова, которое первоначально связано с его аффективной притягательностью. Как показывают исследования, осознание значения слова происходит в раннем возрасте в ситуации эмоционального общения со взрослым, опосредованного словом и предметом» [22. С. 114].

Эмоции активно включены и в дальнейший процесс развития произвольности.  Регулирующая роль правила, его осознание также в качестве условия предполагает участие эмоциональных процессов. Как отмечает Е.О. Смирнова, знание правил ребенком еще не обеспечивает их участие в регуляции поведения. Для этого требуется не просто знание, а осознание правил. Осознание отличается от знания именно включенностью в процесс эмоций. «Чтобы правило стало действительно осознанным, оно должно стать эмоционально привлекательным, личностно значимым, оно должно стать мотивом действий ребенка.

Открытие содержания правила (то есть его знание) и становление его эмоциональной привлекательности (то есть отношение к нему) должны происходить в неразрывном единстве. Только в этом случае правило может стать действительным мотивом и, следовательно, задавать правилу личностный смысл и побуждать к соответствующим действиям» [22. С. 119].

Отсюда вытекает линия развития произвольности, связанная с эмоциональной сферой, так как необходимо сделать правило эмоционально привлекательным для ребенка.

На самых ранних этапах развития произвольности и воли эмоции также участвуют в этом процессе, так как аффект способствует возникновению сенсомоторного единства. Образ становится регулятором действия в младенчестве при активной роли общения ребенка и взрослого. Когда Е.О. Смирнова объясняет механизм участия общения в развитии произвольной, волевой регуляции действия, она указывает на роль эмоций в этом процессе. Предмет отражается ребенком, если он выделен взрослым из окружающей среды. В результате выделения взрослым отражаемый предмет приобретает аффективный заряд. Этот аффективный заряд побуждает активные движения ребенка, которые являются, по А.Н.Леонтьеву, условием восприятия объекта.

Таким образом, можно увидеть, что, рассматривая онтогенетические корни произвольности и воли, Е.О. Смирнова постоянно обнаруживает и подчеркивает существенную роль эмоций в этом процессе.

Эту идею, идею тесной связи развития эмоций и других сторон личности, высказывал Л.С. Выготский. Говоря о развитии эмоций в детском возрасте, он отметил: «Это делает важным и понятным то, что было открыто с психологической стороны другими экспериментаторами, — теснейшую связь и зависимость между развитием эмоций и развитием других сторон психической жизни человека» [4. С. 427].

Эмоции и воля нередко объединяются в одну эмоционально-волевую сферу. Тем не менее, у различных исследователей проблемы акцентируется та или иная сторона этой сферы. Эмоциональная сторона регуляции подробно рассматривается в работах В. К. Вилюнаса, О. В. Дашкевича, О.А. Черниковой [3, 10, 23]. Ряд работ акцентирует внимание на волевой стороне регуляции деятельности [1, 2, 7, 8, 11, 13, 19, 20, 26, 27]. В то же время, деление работ по такому признаку является в достаточной степени условным так как эти две стороны регуляции тесно связаны между собой. При рассмотрении регуляции деятельности, в особенности при попытках оптимизировать регуляцию конкретного вида деятельности на практике, неизбежно встает вопрос о снятии неблагоприятных эмоциональных состояний, создании состояния оптимальной мобилизации готовности. То есть встает вопрос о волевой регуляции эмоций. Это проблема рассматривается особенно тщательно в прикладных отраслях психологии, в частности, в спортивной психологии [10, 16, 17, 18, 24, 25]. Считая, что специфику воли составляет механизм, обеспечивающий преодоление трудностей, П.А. Рудик отмечает, что субъективные трудности в основном связаны с преодолением отрицательных эмоциональных состояний [16].

О.А. Черникова пишет: «… важнейшей практической задачей по проблематике эмоций в спорте является раскрытие механизмов снятия неблагоприятных эмоциональных реакций» [25. С. 64].

Некоторые работы О. В. Дашкевича непосредственно посвящены способам снятия «отрицательных», мешающих успешной деятельности, эмоциональных состояний [10].

В некоторых работах по спортивной психологии во главу угла психологической подготовки спортсменов ставится развитие способности преодолевать «отрицательные» эмоции путем аутогенной тренировки и использования идеомоторных представлений [23].

Е.П. Ильин похожим образом соотносит эмоциональную и волевую регуляцию, считая, что волевая регуляция вступает в силу тогда, когда эмоции дезорганизуют деятельность. Если эмоции стимулируют деятельность, то проявления волевых качеств не требуется. Сами волевые качества рассматриваются как компенсаторы определенных «отрицательных» эмоциональных состояний. Например, компенсатор отрицательного действия страха – смелость, фрустрации – настойчивость, тревожности, неуверенности – решительность, чувства монотонии, усталости – терпеливость [12].

Рассмотрение воли как регулятора эмоций является одним из выражений неразрывной связи этих сфер личности. Однако, и это приходится особо подчеркивать, здесь идет речь не столько об эмоционально-волевой регуляции как целостном процессе, сколько одном из способов (произвольном) регулирования неблагоприятных эмоций. Такое регулирование представляет собой лишь частный случай взаимодействия эмоциональной и волевой сфер. Случай, необходимый в силу тех или иных обстоятельств, но, с нашей точки зрения, далеко не самый оптимальный. Обстоятельства могут привести к необходимости с помощью волевого усилия преодолеть, например, чувство усталости. Однако в данном случае речь идет о работе в неблагоприятном, «форс-мажорном» режиме. Продолжение работы в этом режиме приводит к нарастанию негативных явлений, появлению депрессии [9].

В. К. Калин считает, что эмоции обеспечивают общую мобилизацию всех систем организма, в то время как волевая регуляция обеспечивает избирательную мобилизацию психофизических возможностей человека. За волевой регуляцией закрепляется функция сознательного изменения степени «включения» эмоций. Разделение регуляции на эмоциональную и волевую ставит вопрос об их взаимодействии.

В.Н. Калин отмечает, что эмоциональная и волевая регуляции могут совпадать по направлению или создавать конкурирующие доминанты.

Вместе с разделением рассматриваемых видов регуляции автор обращает внимание на их тесную связь. «Волевая регуляция всегда связана с эмоциями, которые изменяются, в первую очередь, в зависимости от содержания и активности мотивов предметной деятельности и ее успешности» [14. С. 105].

Эмоции выступают в качестве оценки в ситуациях, в которых возникает необходимость волевой регуляции, «санкционируют» результат проявления волевых действий своим качественным содержанием и интенсивностью. Эмоции играют важную роль в становлении волевых качеств личности. В.К. Калин подчеркивает, что волевые и эмоциональные качества в структуре личности складываются в определенные комплексы [14].

Выделенные нами волевые качества, основанные на систематизации обыденного опыта людей с помощью списка прилагательных, включают выраженный эмоциональный компонент.  

Например, факторизация списка Ноулиса из 96 прилагательных, характеризующих настроение, привела к выделению 9 факторов, некоторые из которых совпадают с результатами нашего факторного анализа. Качества, выделенные в результате факторизации перечня Ноулиса, таковы: концентрация (серьезный, задумчивый, сосредоточенный), агрессия (рассерженный, злой, разъяренный), удовольствие (удовлетворенный, беззаботный, веселый), активация (энергичный, живой, активный), деактивация (сонный, усталый, скучающий), эготизм (самоуглубленный, хвастливый, самовлюбленный), социальные чувства (сердечный, нежный, добрый), депрессия (печальный, неуверенный, безнадежный), тревога (испуганный, беспокойный, взволнованный).

С другой стороны, нравственно-волевые качества личности играют важную роль в становлении эмоций. Например, О.А. Черникова, говоря о воспитании эмоциональной стороны личности, отмечает, что важную роль в этом воспитании играет формирование нравственности, в частности, таких качеств, как ответственность, чувство долга [24].

При подходе к воле через рассмотрение волевых качеств личности встает вопрос о тесной связи воли и эмоций, так как большинство волевых качеств включает в свою структуру выраженный эмоциональный компонент.

Как было показано выше, проблема воли часто рассматривается в тесной связи с проблемами мотивации. В данном случае также видна взаимосвязь эмоций и воли, так как мотив по самой своей природе эмоционален, содержит эмоциональную составляющую [10]. Эмоциональность в этом случае выступает как имманентное свойство мотива.

Еще один аспект взаимосвязи мотивации и эмоций раскрывает Я. Рейковский. Он говорит о влиянии эмоций на поведение и об их регуляторной функции. Подчеркивая эту функцию, автор выделяет, в частности, эмоциональные действия.  В этом случае речь идет о развернутой деятельности, порожденной эмоцией, стремлением ее выразить. Автор выделяет так называемый эмоционально-мотивационный процесс. Он пишет: «Эмоциональные действия можно рассмотреть как форму мотивированного поведения, так как в данном случае мы имеем дело не с чисто эмоциональной реакцией, а с мотивационным, точнее, эмоционально-мотивационным процессом, направляющим действия на достижение определенной цели» [15. С. 153].

Можно констатировать, что в  психологии существует ряд точек зрения на соотношение эмоциональной и волевой регуляции, но в любом случае признается их тесная взаимосвязь. Эта связь настолько тесна, что в ряде случаев трудно провести четкую грань между этими сторонами регуляции деятельности. Механизмы эмоциональной и волевой регуляции настолько тесно переплетены между собой, что можно говорить об эмоционально-волевой регуляции деятельности. Разделение эмоциональной и волевой сторон регуляции возможно в теоретическом плане, но в психолого-педагогическом исследовании, связанном с формированием этих сторон личности в школьных условиях, может быть целесообразным рассмотрение эмоционально-волевой регуляции как единого механизма.

Литература

  1. Быков А.В. Экспериментальное изучение волевой регуляции. М., 1999.
  2. Быков А.В., Шульга Т.И. Становление волевой регуляции в онтогенезе: Учебное пособие. М., 1999.
  3. Вилюнас В.К. Психологические механизмы биологической мотивации. М., 1986.
  4. Выготский Л.С. Собр. соч.: В 6 т. М., 1984. Т.2.
  5. Выготский Л.С. Собр. соч.: В 6 т. М., 1984. Т.3.
  6. Выготский Л.С. Собр. соч.: В 6 т. М., 1984. Т.4.
  7. Высоцкий А.И. К развитию настойчивости у подростков // Проблемы психологии воли. Материалы 4-й научной конференции. Рязань, 1974.
  8. Высоцкий А.И. Характеристика процесса самовоспитания у подростков // Проблемы формирования личности и волевой процесс.  Рязань, 1968. С. 38-45.
  9. Дако П. Новое исскусство жить.  М., 1995.
  10. Дашкевич О.В. Эмоциональная регуляция деятельности в экстремальных условиях: Автореф. дис. … д-ра психол. наук. М.,1985. 48 с.
  11. Иванников В. А. Психологические механизмы волевой регуляции. М., 1991.
  12. Ильин Е.П. О соотношении понятий, характеризующих волевую активность человека // Эмоционально-волевая регуляция поведения и деятельности: Тезисы Всесоюзной конференции молодых ученых. Симферополь, 1983. С. 71-85.
  13. Ильин Е.П. Психология воли. СПб., 2000.
  14. Калин В.К. Волевая регуляция как проблема формы деятельности // Эмоционально-волевая регуляция поведения и деятельности: Тезисы Всесоюзной конференции молодых ученых. Симферополь, 1983. С. 101-107.
  15. Рейковский Я. Экспериментальная психология эмоций. М., 1979.
  16. Рудик П.А. Воля и ее воспитание // Уч. зап. ГЦОЛИФК. М., 1945. Вып.1. С. 32-46.
  17. Рудик П. А. Психологические основы морально-волевой подготовки спортсмена // Проблемы психологии в спорте. М., 1962. С. 75-89.
  18. Рудик П.А. Психология. М., 1958.
  19. Селиванов В.И. Проблема воли в советской психологии // Вопросы психологии. М., 1964. № 1. С. 35-49.
  20. Селиванов В.И. Психология волевой активности. Рязань, 1974.
  21. Смирнова Е.О. Развитие воли и произвольности в раннем онтогенезе // Вопросы психологии.  1990. №3. С. 49-58.
  22. Смирнова Е. О. Развитие воли и произвольности в раннем и дошкольном возрастах.  М.; Воронеж, 1998.
  23. Черникова О.А. Роль эмоций в волевых действиях спортсменов // Проблемы психологии. М., 1962. С. 33-48.
  24. Черникова О.А., Дашкевич О.В. Активная саморегуляция эмоциональных состояний спортсмена. М., 1970.
  25. Черникова О.А. Волевые действия в спорте // Материалы совещания по психологии. М., 1957. С. 61-70.
  26. Шульга Т.И. Психологические основы формирования воли. Пятигорск, 1993.
  27. Шульга Т.И. Становление волевой регуляции в онтогенезе: Дис.… д-ра психол. наук. М., 1994. 432 с.

Чумаков Михаил Владиславович, кандидат психологических наук, Курганский государственный университет, Курган, Россия, e-mail: [email protected]

Метрики

Просмотров

Всего: 42749
В прошлом месяце: 362
В текущем месяце: 59

Эмоционально-волевая сфера личности

На сегодняшний день в психологии, социологии и других смежных областях знаний эмоции человека и волевая сфера рассматриваются и изучаются, в основном, раздельно (существует множество различных теорий, которые можно считать вполне отражающими реальную особенности изучаемых объектов). Однако существуют научные подходы и точки зрения, на основе которых воля и эмоции рассматриваются в единстве.

О связи воли и эмоций

В процессе жизни у человека возникают проблемы, которые он, так или иначе, решает. Отношение к проблеме, к происходящему вокруг (к любой информации, подлежащей информированию) вызывает эмоции, а попытки участвовать и действовать в ситуации — дополнительные эмоции. То есть иногда человеку приходится преодолевать себя, потому что в своих действиях мы движимы не только желаниями, но и разумом, опираемся на определенные нравственно-ценностные установки. Когда мы преодолеваем себя, мы совершаем волевой акт. С помощью воли мы также можем сознательно воздействовать на эмоциональную сферу. Волевая регуляция сознательно осуществляется субъектом, когда он осознает, что собственные эмоции дезорганизуют его деятельность, направленную на достижение цели. В тех случаях, когда эмоции стимулируют эту деятельность, волевые акты не нужны. Исходя из всего этого, можно (конечно, весьма условно и образно) говорить об эмоционально-волевых механизмах психики.

Как это работает?

Развитие эмоционально-волевой сферы у человека происходит естественным образом только в случаях нормальной социализации с детства. То есть это развитие не происходит само по себе, а обеспечивается обучением у других членов общества.

Об особенностях индивидуального развития

Трудности в осуществлении эмоционально-волевой регуляции в сфере деятельности определяются особенностями развития психики конкретного человека.

Несовершенство, дисгармоничность и отставание в развитии нравственных качеств у конкретной личности могут привести к серьезным нарушениям эмоционально-волевой сферы, так как волевой акт является не только эмоциональным действием, он часто является нравственным поступком , то есть акт.

Безусловно, эмоционально-волевая сфера психики личности находится во взаимозависимости со сферой нравственных ценностных ориентаций, которая, собственно, и определяет характер мотивации деятельности и, в свою очередь, самооценку субъекта.

Эмоции обеспечивают у человека общую мобилизацию всех (или некоторых) систем организма, а волевые акты, выполняя регуляторные функции в системе «организм-психика», обеспечивают избирательную мобилизацию отдельных отделов этой системы. То есть можно утверждать, что любое сознательное действие человека есть прежде всего акт психофизический, соответствующий уровню личностных возможностей.

О волевых усилиях

Некоторые волевые акты требуют от человека особых волевых усилий в случаях, когда эмоциональная доминанта и внутренние желания противоречат осознанным нравственно-ценностным или ситуативно-деятельностным установкам. Такое состояние личности называется внутренним конфликтом. Разрешение внутреннего конфликта требует особой психофизической и морально-волевой мобилизации, а также анализа, созерцания и рефлексии. Конечно, в реальной жизни у человека не всегда есть время на такие детальные действия (тут включаются приобретенные стереотипы поведения и навыки мышления и действия).

Конечно, стресс, страх, ужас, умственная и физическая усталость снижают интенсивность и эффективность волевых усилий. Включение в процесс действия других людей при совпадении целей увеличивает возможности, так как люди будут взаимно влиять друг на друга при выполнении общей задачи.

Особое значение имеет правильная организация деятельности и психическая регуляция (саморегуляция). В этом вопросе нам есть чему поучиться у восточных психологических практик. Кстати, понимание ценности цели и процесса на Востоке несколько иное, чем на Западе, скажем так, более объемное и целостное.

26 лучших книг по эмоциональному интеллекту (обзоры и резюме)

Эмоциональный интеллект 2.0 Краткое содержание книги

Если вы слышали об эмоциональном интеллекте, скорее всего, вы слышали о Эмоциональный интеллект 2.0 — это одна из самых известных книг. книги по теме.

Многие читатели также считают популярную книгу «Эмоциональный интеллект 2. 0 » одной из лучших книг по эмоциональному интеллекту. Авторы, доктора Трэвис Брэдберри и Джин Гривз, являются соучредителями компании TalentSmart, занимающейся оценкой эмоционального интеллекта, поэтому они не боятся соотносить теорию с эмпирическими исследованиями, чтобы получить значительный эффект.

Используя данные более 500 тысяч человек, Эмоциональный интеллект 2.0 дает проницательные ответы на некоторые из наиболее распространенных вопросов исследования EI.

Выводы о паттернах EQ в рамках культур, поколений/возрастов и пола интересны, если привести несколько примеров. Так что, как и большинство других книг об эмоциональном интеллекте, глава «Общая картина» дает хороший ответ на вездесущий вопрос « Что такое эмоциональный интеллект?». » вопрос. А также хороший взгляд на то, чем Эмоциональный интеллект не является.

Эмоциональный интеллект 2.0 — богатый ресурс. Он охватывает более трех десятков стратегий развития эмоционального интеллекта в четырех областях: самоуправление, социальная осведомленность, управление взаимоотношениями и самосознание. Более новые выпуски также включают онлайн-доступ к краткой самооценке по тому же самому. Конечно, это не единственный тест на ЭИ, но один из самых популярных. Другие тесты эквалайзера можно найти здесь.

Затем авторы Брэдберри и Гривз предоставляют простые в использовании рекомендации о том, как улучшить те области, в которых вы, возможно, не получили «высокой оценки». Вам также предлагается составить собственный план действий по развитию эмоционального интеллекта на будущее.

Стоит отметить, что дебют будет интересен даже самым неискушенным читателям. Он представляет собой захватывающий рассказ о приключении одного серфера с великим белым, который задает тон для остальной части книги.

Эмоциональный интеллект 2.0 можно приобрести на веб-сайте TalentSmart или в Amazon Kindle.

3 отличные аудиокниги об эмоциональном интеллекте

Нет ничего лучше, чем пробежаться, покататься на машине или расслабиться в ванне и одновременно погрузиться в хорошую аудиокнигу. Попробуйте следующие предложения:

1. Эмоциональный интеллект: 21-дневное пошаговое руководство по овладению социальными навыками, улучшению отношений и повышению EQ

В этом сравнительно небольшом ( 1 час 44 минуты) аудиокниги Дэвида Кларка.

Легкая для прослушивания и полная полезных упражнений на эмоциональный интеллект, Кларк очень четко и информативно объясняет ключевые темы. Он хорошо подбирает слова, а это значит, что сразу понять основные идеи не так уж сложно.

Эмоциональный интеллект: 21-дневное пошаговое руководство — отличный учебник для новичков в этой теме, который делает связь между эмоциональным интеллектом и успехом в социальных отношениях очень простой для понимания.

Это также приятный способ разбить изученные понятия и использовать их день за днем ​​(как следует из названия), что может быть полезно для тех из нас, кто надеется поразмыслить над тем, что мы узнали. Точно так же концепция «повседневность» означает, что эту книгу нетрудно использовать в качестве дополнительного ресурса наряду с ежедневным журналом ЭИ.

Загрузите аудиокнигу Дэвида Кларка «Эмоциональный интеллект» с сайта Audible.


2. HBR Guide to Emotional Intelligence

Harvard Business Review Guide to Emotional Intelligence длится немногим более пяти часов и посвящен в основном более известным аспектам эмоционального интеллекта и тому, как они «работают на рабочем месте».

Обсуждаются такие навыки, как восприятие эмоций, эмоциональное самосознание и управление своими эмоциями — не только в отношении их важности, но и в отношении способов их развития.

Среди прочего, аудиокнига HBR Guide to Emotional Intelligence предлагает экспертные практические советы для слушателей, которые хотят (Harvard Business Review, 2017):

  • Определите сильные и слабые стороны своего эмоционального интеллекта;
  • Развивайте эмоциональный интеллект в своих командах;
  • Более позитивно относитесь к невзгодам; и
  • Влиять на окружающих.

Версия аудиокниги доступна в Audible, а те, кто предпочитает читать, а не слушать, также могут получить доступ к книге на веб-сайте HBR.


3. Краткая книга по эмоциональному интеллекту

Эмоциональный интеллект 2.0 Авторы Брэдберри и Гривз также написали отличный краткий ресурс для тех, кто предпочитает слушать на ходу. В нем рассказывается о том, как это сделать для тех, кто хочет применять EI на благо себе и другим.

В то же время он содержит меньше более тяжеловесных академических рассуждений, чем Эмоциональный интеллект 2.0 . Это не значит, что Краткая книга по эмоциональному интеллекту , однако, пропускает факты — она просто предоставляет отличный контент EI в простой форме, что делает эту аудиокнигу легкой для прослушивания.

Это полезное руководство как для личных, так и для организационных отношений, а также предоставляет читателю доступ к бесплатному онлайн-тесту эмоционального интеллекта (точно так же, как Emotional Intelligence 2.0 ).

Загрузите Краткую книгу по эмоциональному интеллекту в виде аудиокниги с Audible.

Эмоциональный интеллект для чайников Обзор

Клинический психолог Доктор Стивен Штейн является генеральным директором компании Multi-Health Systems (MHS), которая занимается психологическими тестами.

На протяжении 19 глав книги Эмоциональный интеллект для чайников Штейн использует анекдоты, чтобы сделать «науку» ЭИ простой и понятной для читателя.

Эта популярная книга описывает методы, которые терапевты могут использовать с клиентами для развития EQ, а также некоторые из них, которые каждый может использовать для лучшего управления своими межличностными отношениями.

Эта книга состоит из пяти частей:

  • Часть 1: «В городе появился новый тип интеллекта» — обзор эмоционального интеллекта, его связи со счастьем и способов его оценки;
  • Часть 2: «Основы эмоционального интеллекта» — здесь Штейн дает научное представление об EQ, а затем рассказывает о том, «что есть» в самосознании, восприятии собственных эмоций, сопереживании другим и управлении чужими эмоциями;
  • Часть 3: «Использование эмоционального интеллекта в работе» — здесь рассматривается, как EI может быть необходим в решении сложных ситуаций на рабочем месте. Он охватывает принципы и подходы к созданию эмоционально интеллектуального рабочего места и завершает его рассмотрением эмоционального интеллекта для студентов колледжей;
  • Часть 4: «Использование эмоционального интеллекта дома» — переходя к семейной жизни, эта серия глав касается эмоционального интеллекта в воспитании детей и семейных отношениях; и
  • Часть 5: «Часть десятков» — в которой предлагаются три практических подхода из десяти частей для улучшения нашего собственного эмоционального интеллекта, помощи другим в работе над тем же и «сделать мир более эмоционально разумным».

Если вы надеетесь улучшить свой собственный эмоциональный интеллект, Штейн описывает, как мы можем определить признаки человека с низким эмоциональным интеллектом. По словам автора, несколько признаков низкого эмоционального интеллекта включают в себя:

  • Переоценка собственных способностей — над чем, по мнению Штейна, мы можем работать, начав понимать свои сильные и слабые стороны;
  • Потеря контроля над собственными эмоциями — недостаток, который можно устранить, позволив себе выражать свои чувства, мысли и убеждения, которых мы придерживаемся. Благодаря самовыражению и настойчивости мы можем выработать более подходящие способы управления своими эмоциями; и
  • Плохая адаптация к изменениям — то, над чем можно поработать, признавая, что изменения естественны, изучая новые подходы и навыки и открывая себя для нового опыта и отношений.

«Эмоциональный интеллект для чайников» доступен в мягкой обложке на Wiley, а также в формате электронных и аудиокниг на Amazon.

Эмоциональный интеллект для успеха в продажах Резюме

Эмоциональный интеллект для успеха в продажах: Общение с клиентами и получение результатов написано Коллин Стэнли, профессиональным тренером по продажам и основателем SalesLeadership. Для продавцов, рассуждает Стэнли, EI играет важную роль, помогая нам лучше понимать, встречаться и общаться с лицами, принимающими решения.

Несомненно, крепкие торговые связи и успех идут рука об руку. Однако многие примеры, которые Стэнли использует в этой книге, дают более глубокое понимание этого и не только. Затем это дополняется практическими занятиями, предназначенными для лидеров, управляющих отделами продаж.

Стэнли также рассматривает возможность создания эмоционально интеллектуальной культуры продаж (конечно, для достижения успеха в продажах!), и вникает в особенности такой культуры. Она использует больше тематических исследований и данных исследований, чтобы четко и эффективно проиллюстрировать это.

Она рассказывает о распространенных проблемах продаж, которые часто приводят к трудностям в управлении эмоциями и многочисленным проблемам поиска многомерного взгляда на ЭИ в продажах. Для еще более глубокого освещения рассматриваемых тем она описывает, насколько важен EI на всех этапах продаж, и проводит различие между «жесткими» навыками продаж и навыками, связанными с эмоциональным интеллектом.

Вы можете приобрести Эмоциональный интеллект для успеха продаж  на Amazon, где он также доступен в виде аудиокниги и электронной книги для Kindle.

Отличные книги по эмоциональному интеллекту и лидерству

Поднять свою карьеру на новый уровень? Тогда инвестируйте в эти замечательные книги о лидерских качествах.

1. Лидерство: сила эмоционального интеллекта

Лидерство: сила эмоционального интеллекта — это сборник самых популярных работ Дэниела Гоулмана об эмоциональном интеллекте, лидерстве и организационной эффективности.

Это означает, что эта публикация содержит статьи Гоулмана за более чем двадцать лет, в том числе:

  • Лидерство, приносящее результаты — аргументирует шесть основных стилей лидерства и связанных с ними компетенций, а также гибкость в применении этих способностей;
  • Что делает лидером? — статья о том, как «лучшие» лидеры используют самосознание, самоуправление и эмпатию в своем повседневном поведении;
  • Управление сердцем – затрагивает высокий коллективный IQ, групповую эффективность и отношения между ними. Ссылка на ЭИ? Высокий коллективный IQ и EQ — это одно и то же;
  • Социальный мозг — это дает хорошее описание «нейро» стороны наших межличностных взаимодействий; и
  • Лучшее место для достижения — в котором Гоулман рассматривает стресс, оптимальную производительность и то, как они связаны в соответствии с законом Йеркса-Додсона. Он предлагает советы для руководителей, желающих создать идеальное «соответствие» между навыками своих сотрудников и ситуациями для мотивации и вовлечения.

Если вам нужно несколько статей в одном томе, Лидерство: сила эмоционального интеллекта предлагает это преимущество. Он доступен на Amazon.

Релевантно: Эмоциональный интеллект и эффективность лидерства


2. Стать резонансным лидером: развивать свой эмоциональный интеллект, обновлять отношения, поддерживать свою эффективность Фрэнсис Джонстон , ввести и разобрать понятие «Резонансный Лидер» 9.0003

Среднее по объему, но все же подробное издание объемом около 250 страниц предназначено в первую очередь для руководителей. Таким образом, он основан на идее «резонанса», которую Макки и Бояцис впервые представили в выпуске Primal Leadership . Авторы утверждают, что

«Резонанс» помогает лидерам управлять эмоциональным наполнением команд и организаций. Лидеры, которые используют эмоциональный интеллект для установления и построения отношений со своими коллегами, лучше умеют управлять другими, создавая оптимальную среду для команд.

Как стать резонансным лидером также предлагает множество интерактивных упражнений для понимания собственных лидерских ценностей и сильных сторон, а также некоторые рекомендации по разработке плана действий для намеренных изменений. В этом отношении это полезный ресурс как для терапевтов, коучей, так и для руководителей.

Если вы заинтересованы в приобретении этого практического руководства, вы найдете Стать резонансным лидером в нескольких форматах на Amazon.


3. Эмоционально интеллектуальный менеджер: как развивать и использовать четыре ключевых эмоциональных навыка лидерства

Те, кто заинтересован в чтении работ новаторского исследователя эмоционального интеллекта, могут воспользоваться выпуском The Emotionally Intelligent Manager . Питер Саловей из Йельского университета получил множество наград за свои обширные исследования концепции эмоционального интеллекта.

Работая с коллегами-учеными Джоном Майером и Дэвидом Карузо, он разработал тест эмоционального интеллекта Майера-Саловея-Карузо (MSCEIT) для измерения эмоционального интеллекта.

Эмоционально интеллектуальный менеджер раскрывает различные способы, которыми руководители организаций могут понимать, развивать и применять четыре способности концепции эмоционального интеллекта Саловея и Майера (1990):

  • Восприятие эмоций;
  • Облегчение мышления с помощью эмоций;
  • Понимание эмоций; и
  • Управление эмоциями.

В нем представлены многочисленные действенные подходы к развитию эмоционального интеллекта, начиная с оценки того, как эти способности проявляются в повседневной жизни организации.

Эмоционально интеллектуальный менеджер: как развивать и использовать четыре ключевых эмоциональных навыка лидерства доступна в виде электронной книги и в твердом переплете на Wiley.com.


4. В основе лидерства: как добиться результатов с помощью эмоционального интеллекта

быть гораздо более расслабленным чтением. Хотя он в значительной степени опирается на фактические данные и данные, основанные на исследованиях, он делает это простым способом.

Начнем с краткого описания важности ЭИ. Написанная для корпоративных и деловых читателей, Фридман затем приводит четкие примеры того, как мы можем использовать эмоциональный интеллект для повышения производительности.

Его анекдоты включают опыт работы в FedEx и ВМС США, HSBC и т.д. Все это заложило основу для введения им Шестисекундной модели эквалайзера для лучшего управления эмоциями.

Download В основе лидерства: как добиться результатов с помощью эмоционального интеллекта  от Amazon.


5. Думать быстро и медленно

Лауреат Нобелевской премии по экономике Даниэль Канеман родился в Израиле в 1934 году. 2 Обширная психологическая карьера Канемана включала множество публикаций в академических журналах; некоторые из них он использует непосредственно в своей книге Thinking, Fast and Slow .

Эта книга состоит из более чем тридцати глав и представляет чрезвычайно глубокую (литературную) иллюстрацию не только того, как люди используют эмоции, но и психологических основ того, как мы это делаем.

Канеман во многом опирается на свои собственные исследования в книге Думай быстро и медленно , предоставляя читателям глубокое понимание своих исследований. Иногда это также переходит в математику. В качестве одного из примеров автор связывает такие понятия, как численное мышление и риск, с нашей человеческой склонностью обрабатывать новые ситуации быстрее, чем любой другой вид.

В то время как Thinking, Fast and Slow — относительно длинная книга и довольно серьезное чтение, Канеман получил вполне заслуженную похвалу за эту глубокую работу. Вы можете получить доступ и купить его книгу на Amazon.

7 лучших электронных книг по эмоциональному интеллекту для Kindle

Для тех из нас, кто любит удобство электронных книг, многие из вышеперечисленных публикаций также доступны для загрузки в цифровом формате. Мы также составили список других популярных электронных книг по эмоциональному интеллекту, которые можно читать на ходу, включая варианты для Kindle и других устройств.

1. Карманный справочник по эмоциональному интеллекту: небольшие упражнения для интуитивной жизни

Автор Гилл Хассон — карьерный коуч с целым списком титулов. Emotional Intelligence Pocketbook — одна из нескольких книг, которые она написала об EQ, и это очень практичная электронная книга небольшого размера.

Если вы не ищете объемного чтения, это именно то, что следует из названия — краткий сборник практических упражнений и примеров для иллюстрации концепций.

Даже книга в мягкой обложке удобно поместится в вашей сумке, кармане или подобном предмете, так что вы можете взять ее с собой куда угодно и практиковаться на ходу.

Заглянув внутрь, эти маленькие упражнения разделены на четыре основные главы: Понимание эмоций, управление эмоциями, развитие эмоционального интеллекта и развитие социального интеллекта . На протяжении всей книги и снова в конце Хэссон включает вдохновляющие цитаты об эмоциональном интеллекте, чтобы поддерживать вашу мотивацию.

Вы можете заказать Карманный справочник по эмоциональному интеллекту: небольшие упражнения для интуитивной жизни в Wiley.


2. Практическое руководство по эмоциональному интеллекту: разберитесь с эмоциями

Доктор Дэвид Уолтон — специалист по изменению поведения, что быстро становится очевидным в его общем обзоре эмоционального интеллекта.

Это практическое руководство предназначено для руководителей организаций, заинтересованных в улучшении своих профессиональных навыков межличностного общения. Он охватывает упражнения на чувства и самоконтроль, понимание и влияние на других.

Это относительно короткое чтение, хотя оно указывает на несколько других книг для дальнейшего чтения, некоторые из которых включают работы Дэниела Гоулмана.

Загрузить Знакомство с эмоциональным интеллектом в виде электронной книги для Kindle на Amazon.


3. Быстрые упражнения на развитие эмоционального интеллекта для занятых менеджеров: 50 командных упражнений, дающих результаты всего за 15 минут

Эта простая электронная книга по эмоциональному интеллекту, написанная основателем Lynn Leadership Group Адель Линн, предназначена для менеджеров и руководителей организаций.

Содержит упражнения, призванные помочь членам команды справиться с эмоциональными барьерами для повышения эффективности.

Те, кто хочет узнать больше о связи между эмоциональным интеллектом и эффективностью лидерства, могут выбрать одно из различных упражнений, адаптированных к разным уровням опыта. Он также содержит полезные упражнения для устранения недоверия внутри команд для улучшения совместной работы.

Найдите эту книгу на Amazon, чтобы загрузить копию Kindle.


4. 105 советов по созданию эмоционально интеллектуальной организации: больше успеха за счет сосредоточения внимания на рабочем отношении и мотивации

Написано профессионалом в области самопомощи Гэри Вурнумом и основателем jobEQ.com Патриком Мерлеведе, 105 советов начинается с того, что представляют собой эмоционально интеллектуальные организации и почему они необходимы. Это, как описывают авторы, рабочие места, на которых признаются и учитываются эмоции людей.

На протяжении всей книги и Мерледев, и Вурнум опираются на собственный опыт консультирования и коучинга. Они делятся более чем сотней советов о том, как сотрудники могут сопереживать друг другу, лучше сотрудничать и мотивировать друг друга, чтобы максимально использовать свои сильные стороны.

Таким образом, немного уменьшая масштаб, он предназначен для консультирования лидеров и менеджеров на различных этапах «жизненного цикла таланта». Эти этапы включают в себя привлечение талантов, набор персонала с помощью EI, удержание ценных сотрудников, развитие и удержание сотрудников.

Найти 105 советов по созданию эмоционально разумной организации  в формате электронной книги.


5. Воспитание эмоционально интеллектуального ребенка

Воспитание эмоционально интеллектуального ребенка — работа доктора Джона Готтмана. Его книга 1998 года опирается на его опыт работы с более чем 120 семьями, чтобы наметить метод обучения детей развитию эмоционального интеллекта. Этот «пятиэтапный» метод включает (Gottman.com, 2018):

  1. Осознание эмоций ребенка;
  2. Признание выражения эмоций возможностью для близости и обучения;
  3. Слушать с сочувствием и подтверждать чувства ребенка;
  4. Обозначайте эмоции понятными ребенку словами; и
  5. Помощь ребенку в поиске подходящих способов решения проблемы или выхода из неприятной ситуации.

Он побуждает родителей или читателей задуматься об их текущих подходах и решает реальные проблемы коучинга эмоционального интеллекта.

В результате материал подается таким образом, который весьма эффективно отражает собственный профессиональный опыт Готтмана. Эмпатия, привязанность и понимание — ключевые понятия в этом кратком 240-страничном руководстве для родителей.

Купите электронную версию книги на Kobo.com и узнайте: Обучение эмоциональному интеллекту подростков и студентов.


6. Как воспитать ребенка с высоким EQ: Руководство для родителей по развитию эмоционального интеллекта

Еще одна книга о том, как помочь детям развить эмоциональный интеллект, это также практическое предложение от детского психолога доктора Лоуренса Шапиро. Некоторые из нейронаучных баз могут быть несвежими новостями, тем не менее, они были опубликованы более 20 лет назад.

Тем не менее, книга Шапиро — очень практичное руководство, полное полезных заданий, игр и контрольных списков. Его легко читать, но он может содержать больше практических выводов для родителей маленьких детей, чем для учителей.

Как и во многих других книгах по эмоциональному интеллекту, в ней подчеркивается важность EQ, а не IQ для достижения успеха, поэтому она также предлагает обзор темы для новых читателей.

Загрузите электронную книгу для Kindle на Amazon.co.uk.


7. EQ Applied: практическое руководство по эмоциональному интеллекту Всемирный справочник по эмоциональному интеллекту

использует актуальный современный подход к важности EI в наш информационный век.

С исследовательской точки зрения она немного менее глубока, чем некоторые другие (в основном академические) работы, но компенсирует это невероятным количеством практических, приземленных руководств и методов.

About the Author

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Related Posts