Эмоция злости: как перестать бояться и научиться управлять

как перестать бояться и научиться управлять

ПСИХОЛОГИЯ / 1 ИЮНя

Что хуже смерти можешь ты пожелать тому, на кого гневаешься?

Так успокойся: он умрет, даже если ты палец о палец не ударишь.

«Я злой», «я не умею конфликтовать», «сделайте так, чтобы я перестал быть агрессивным» — часто с такими запросами о гневе и агрессии люди обращаются в терапию. Мы избегаем своего негодования, боимся конфликтов и живем в состоянии сдерживания любых негативных проявлений. Злость — одна из самых табуированных в обществе эмоций: детям нельзя злиться на старших, родители пытаются быть понимающими и лояльными, современное общество призывает контролировать свои импульсы и «держать себя в руках». В представлении большинства агрессия свойственна только неуравновешенным людям и носит разрушительный характер.

Почему злость так же естественна, как и радость, может ли она быть созидательной, как агрессия сближает в отношениях и к каким последствиям приводит попытка её подавить — об этом в новой статье.

Луций Анней Сенека

История изучения человеческого гнева уходит далеко в прошлое. Уже в 4 веке до н.э. древнеримский философ Сенека в философском трактате «О гневе» писал: «…следует бояться гнева больше, чем всех прочих чувств, волнующих нашу душу, как самого отвратительного и самого неукротимо-буйного». Злость не возникла во времена античности, однако жестокость людей той эпохи хорошо известна не только из истории различных войн, но даже из культуры развлечений: знаменитые бои гладиаторов в большинстве случаев заканчивались смертью одного из бойцов. Вся дальнейшая история показала, что гнев одинаково присущ человеку и при разрушении мира вокруг себя, и при достижении благих целей.

Вторая половина прошлого века ознаменовалась большим количество исследований и экспериментов, направленных на изучение феномена человеческой злости. В 1972 небольшая группа ученых основала «Международное сообщество по изучению агрессии» (англ. ISRA). Своей целью организация ставит обмен научной информацией о причинах и последствиях насилия, а также развитие знаний и методов, которые могли бы уменьшить агрессию в мире.

Учреждение ISRA прошло в рамках 20-го международного конгресса по психологии. В те же годы два американских психолога независимо друг от друга провели эксперименты, перевернувшие представление ученых о склонности простых людей к агрессии. Знаменитые на весь мир исследование Стэнли Милгрэма и Стэнфордский тюремный эксперимент Филипа Зимбардо уже в те годы вызвали волну критики за свою неэтичность и жестокость. Однако результаты, полученные в ходе их проведения, внесли огромный вклад в исследование человеческой жестокости.

Филипп Зимбардо

Пока одни ученые занимались лабораторным изучением агрессии, другие посвятили себя теоретическому обоснованию этого феномена. На сегодняшний день существует множество различных подходов, объясняющий природу человеческой злости. Так, ряд ученых выдвигает теорию инстинкта в качестве причины агрессии. Ее разработкой занимались независимо друг от друга основатель психоанализа Зигмунд Фрейд и австрийский зоолог Конрад Лоренц. Идея Фрейда об агрессии, как инстинкте смерти, в дальнейшем была раскритикована его последователями. В свою очередь Лоренц считал, что агрессия — есть внутреннее напряжение, требующее разрядки. Для ее выражения не обязателен внешний стимул. Он так же утверждал, что агрессия нужна для выживания индивида.

Вторая группа авторов во главе с Джоном Доллардом объясняют происхождение агрессии через теорию фрустрации, согласно которой «возникновение агрессивного поведения всегда обусловлено наличием фрустрации, и наоборот — наличие фрустрации всегда влечет за собой какую-нибудь форму агрессивности».

Американский психолог Леонард Берковиц обосновывал человеческую агрессию через призму когнитивной теории: в основе возникновения агрессивного поведения лежит интерпретация индивидом ситуации или чьих-то действий, как угрожающих, что приводит к его ответным чувствам и поведению.

И, наконец, теория социального научения объясняет феномен агрессии через наблюдение человеком агрессивного поведения и его последующее присвоение и повторение.

Помимо различных теоретических подходов к возникновению агрессии ученые также по-разному классифицируют и ее виды. Агрессию разделяют на: физическую и вербальную, прямую и косвенную, враждебную и инструментальную. Особняком стоят понятия конструктивной и дефицитарной агрессии: в случае первой человеческая злость направлена на достижение целей, во втором — индивид не способен проявлять агрессию, избегая конфликтных ситуаций и возможных разногласий.

Становится очевидно, что феномен злости невозможно объяснить одной универсальной теорией. Попробуем рассмотреть это явление через призму био-психо-социальной модели.

  • Согласно предложенной Полом Экманом классификации злость входит в список базовых эмоций человека: за ее возникновение и проявление отвечает лимбическая система головного мозга. Так называемый «эмоциональный» мозг есть уже у животных, поэтому в своей злости человек подобен любой собаке или медведю. Базовое происхождение эмоции объясняет невозможность избавиться от нее. Мы злимся по своей природе.

  • Второй важной составляющей в биологическом объяснении агрессии являются гормоны. Традиционно злость человека связывают с уровнем тестостерона. Этим же объясняют разницу во вспыльчивости женщин и мужчин — у последних уровень гормона в крови в 10 раз выше. Однако в своей книге «Биология добра и зла» профессор Стэнфорда Роберт Сапольски призывает не быть такими категоричными в оценке роли тестостерона в агрессивном поведении человека. Данный гормон действительно делает индивида злым, но только лишь в ситуации изначальной предрасположенности к агрессивному поведению. В остальных случаях тестостерон снижает уровень эмпатии и повышает тревожность. Более того, важно помнить, что и сама агрессия увеличивает концентрацию гормона в крови.

Принимая во внимание биологическую составляющую, важно знать три стимула, повышающих уровень агрессии людей: боль, жара и теснота. Статистика показывает, что увеличение температуры воздуха на каждые 3 градуса повышает степень межличностной агрессии на 4%. Жители мегаполисов действительно испытывают больше раздражения ранним летним утром в метро — такова наша природа.

Говоря о присущей человеку от природы злости, важно понимать, что существуют проявления агрессии, выходящие за пределы нормы. Согласно действующей сегодня версии Международного классификатора болезней два типа расстройства личности характеризуются повышенным показателем озлобленности. Эпилептоидное и диссоциальное расстройства личности делают человека агрессивным, жестоким, импульсивным. Второе также будет характеризоваться равнодушием к чувствам человека, на которого направлена агрессия. Важно понимать, что человек с описанным расстройством не просто обладает плохим характером или чрезмерной чувствительностью к стимулам. Расстройства психики предполагают медикаментозное лечение у врача психиатра.

Социальный компонент агрессии включает в себя воспитание, представление общества об агрессивном поведении, социальные установки и культурный код. В нашей стране большинство людей традиционно приписывает агрессивные черты мужчинам. Мы точно знаем, что «девочки так себя не ведут», а мальчик должен «дать сдачи» в ссоре. Таким образом, уже с малых лет формируется и поддерживается открытое проявление злости и стороны мужчин и ее сдерживание у женщин. Однако действительно ли мужчины злее?

Многочисленные исследования показывают, что уровень агрессии у мальчиков и девочек разнится, но лишь до возраста 12-14 лет. Далее кривая различий сглаживается, и на смену разному уровню злости приходит разная форма ее выражения. Так мужчины выражают недовольство явно и физически, женщинам же присуща скрытая, косвенная и вербальная агрессия. Помимо сплетен и манипуляций женщины отличаются направленностью агрессии скорее на себя (аутоагрессия), тогда как мужчины разворачивают ее на обидчика (гетероагрессия). Кроме гендерных стереотипов нам также свойственно путаться в самих понятиях «агрессия» и «агрессивность». Последнее — черта личности, не зависящая от пола и возраста, тогда как агрессия — непосредственное действие. Таким образом, человек может быть агрессивным, но не проявлять это, а может остро реагировать на ситуацию из-за сильной эмоции злости, будучи при этом неагрессивным по типу.

Кажется, феномен злости не несет в себе ничего хорошего и, возможно, действительно есть смысл научиться контролировать эту разрушительную эмоцию? К счастью, это не так. Возникнув вместе с человеком, злость необходима нам для того, чтобы вовремя отреагировать и устранить от себя возможную опасность или источник боли. Без достаточного уровня агрессии человек не смог бы убежать от собаки или оттолкнуть от себя противника в драке.

Исключительно положительную и важную роль агрессия играет в формировании и установлении границ личности. Только разозлившись мы можем обозначить, какое поведение по отношению к нам уместно и допустимо. Здоровая злость, сигнализирующая об угрозе физического или психического разрушения, является обязательным условием для сохранения своей целостности. Вовремя обозначенные границы делают отношения между людьми ясными и безопасными. Возможность выдерживать конфликты, обозначать свою позицию без страха за реакции другого — то, что позволяет человеку принимать себя в своих агрессивных проявлениях, избавляет от чувства вины, и помогает управлять этой эмоцией, а не подавлять ее.

И, наконец, злость — это энергия изменений. Только прикоснувшись к своей злости от невозможности принимать обстоятельства, нелюбимую работу, некомфортные отношения, отсутствие отдыха, мы можем «оттолкнуться» и начать трансформировать свою жизнь.

Злость, как и любую другую эмоцию, не удастся искоренить, но ею можно научиться управлять. Управление эмоциями не предполагает их контроль. Контроль здесь скорее является синонимом подавления, что будет приводить к плохим последствиям. Подавленная злость найдет выход через:

  • аутоагрессию

  • пассивную агрессию

  • депрессию

  • психосоматику

Психологическая работа со злостью начинается с определения чувства. Злость — сложное явление, за которым часто могут скрываться страх, обида, ощущение беспомощности и иные переживания. Если вы понимаете, что действительно злитесь, определите объект злости. В отличии от большинства эмоций человеческая злость возникает только в контакте. Мы не злимся на что-то абстрактное, но всегда — на кого-то. Определение объекта необходимо не для того, чтобы обрушить на него свой гнев, но для возможного прояснения ситуации.

Следующим шагом обозначьте свою злость. Если есть возможность поговорить, то донесите свое состояние через я-сообщение, обязательно уточняя, что для вас значит случившееся. Практика показывает, что одно и то же событие люди воспринимают по-разному.

Если диалог по каким-то причинам невозможен, гнев всегда можно выразить опосредованно: эмоцию можно прожить в кабинете психолога, используя различные техники, или же написав письмо, которое не предполагает отправки. И, конечно, любая саморегуляция включает в себя обращение к телу: дыхание под счет в обратном порядке, глоток воды, заземление — все эти простые и доступные техники помогают в моменте вынырнуть из накрывшей эмоции для того, чтобы потом рационально посмотреть на ситуацию и принять решение.

Злость существовала и будет в этом мире до тех пор, пока есть человек. Гнев не делает людей плохими, а его подавление не улучшает жизнь. Злость — всего лишь эмоция, а это значит, что ее можно отслеживать, выявлять и, конечно, научиться управлять.

Текст подготовила Ирина Васильева

ВАМ ПОНРАВИЛАСЬ ЭТА СТАТЬЯ?

Live-курсы

от 1 месяца
Онлайн-курсы в самых актуальных сферах психологии от ведущих психологов-практиков.

Подробнее

Курсы в записи

от 1 месяца
Отдельные интенсивные курсы в записи по ключевым дисциплинам или наборы краткосрочных курсов на выбор по всем направлениям.

Подробнее

К ДРУГИМ МАТЕРИАЛАМ

Плохие чувства: злость, страх | психолог Оксана Королович

«Прекрати плакать!», «Злиться – это плохо!», «Успокойся и веди себя как порядочный мальчик!», «Страшно? Ты что, трус?».

Наблюдая за детьми на детских площадках, я ежедневно слышу подобные поучительные слова от взрослых. И как семейный психотерапевт, заявляю – они разрушительны.В нашем обществе не принято выражать «плохие» эмоции. Под плохими я имею в виду – злость и страх. При этом не только выражать нельзя, но и чувствовать тоже! Это связано с ментальными особенностями страны, в которой мы еще недавно жили. О чем речь? 

Стратегия советской покорности и подчиняемости строилась на «играх» с виной и чувством стыда. Вызывая их, можно легко манипулировать человеком и обществом в целом. Вспомним, хотя бы, кляузы на «безнравственных» соседей, прилюдное стыжение в рабочем коллективе ушедшего из семьи мужа или жизнь в огромных коммунальных квартирах, где личное становилось общественным. 

Выйти за рамки общепринятого обществом было невозможно, ведь инаковость, индивидуальность и личные границы виделись «шпионскими западными проделками». Кстати, на Западе увидеть рыдающего на полу ребенка без порицательных взглядов и комментариев в сторону «плохой матери и ее невоспитанного ребенка» можно на каждом шагу. Потому что там можно выражать чувства. 

А на постсоветском пространстве – не принято, потому что историческая память притесняемых десятилетиями гласит: «Не высовывайся со своей самостью. Убьют!». Последнее – железный аргумент, и все старались быть «как все», слиться с толпой, быть неприметными, не плакать и не злиться, делать вид что бесстрашен.

Психология не разделяет эмоции на плохие и хорошие. Соответственно, чувствовать и выражать можно и нужно все эмоции. И это нормально.


Эмоция – это реакция организма на внешний раздражитель. Под раздражителем можно понимать предмет, человека или группу людей, слова, жесты, ситуации. В общем, что угодно может вызвать эмоциональный отклик.


Человек все время что-то ощущает. Эмоции могут быть фоновыми, еле уловимыми и неосознаваемыми. А бывают и глубокими, резкими, всепоглощающими. Получив заветный подарок, можно испытывать радость и эйфорию. А встретившись в лесу со змеей – страх. И то, и другое – норма. А вот стойкая нечувствительность – это патология.

Таким образом, испытывать «негативные» чувства можно, нужно и это адекватно.

Злость

Злость – это реакция на нарушение личных границ. Например, у малыша «друг по песочнице» отобрал игрушку. Тот начинает плакать или бросаться песком в обидчика, отбирать обратно свое имущество или громко кричать. Так он проявляет свою злость: «А почему это кто-то у меня мое забрал?».

Я, как психолог, вижу вполне адекватную реакцию на несправедливость, кражу собственности и наличие «плохиша», который обидел. «Плохиш» вряд ли специально жаждал нанести психологическую травму, но факт случился и ребенок злится.

Какой будет правильная реакция мамы на такую ситуацию?

— Сынок, у тебя отобрали игрушку, да? Ты злишься на это и имеешь право. Я тебя понимаю и мне жаль, что так случилось. Но бросаться песком не нужно. Думаю, стоит подойти и сказать, чтобы больше не отбирал, иначе ты перестанешь с ним играть. Так ты позаботишься о себе в будущем, – сказала любящая мама и обняла ребенка.

Но какую реакцию мы чаще всего наблюдаем?

— Чего ты кричишь на всю улицу?! Вытрись и закрой рот. Тоже мне, проблема. Не смей бросаться в мальчика песком!

Не стану оценивать ни первый вариант, ни второй. Просто обозначу, к чему они по итогу приведут.

Признавая за ребенком право испытывать чувство злости, мать демонстрирует принятие его внутреннего мира и самого ребенка. А это базовая потребность каждого. Таким образом малыш осознает нормальность своих переживаний и чувствует поддержку. 

Успокоившись, слушает рациональный способ решения ситуации – попросить другого мальчика больше не нарушать границы, в противном случае – стоп игра. Именно это называется конструктивным способом решения конфликтов не только в детстве, но в целом. Разрешением злиться и научением как выражать свои эмоции мать показывает как правильно справляться с чувством и ситуацией, сохраняя свои границы и не нарушая чужие.


Реагируя только на внешние проявления злости ребенком (крики, слезы, ругательства и песок на голову), мама обесценивает чувство и проблему ребенка.


Малыш получает посыл в жизнь: «Злость нужно подавлять!». Под влиянием авторитета взрослой фигуры, ребенка можно успокоить и заставить вести себя иначе. Но! Эмоция, которая однажды возникла, никуда не исчезнет и не растворится сама по себе. Злость должна быть отреагирована и проявлена.

В случае систематического табуирования на выражение злости, ребенок начинает злиться на самого себя, на родителей, на животных, одноклассников, родственников. Но это не ситуативная злость. Подавленная злость проявляется в виде непослушания, жестокости к другим, болезненности, аутоагрессии.

При этом ребенок не просто не может проявить настоящее чувство, но и не может научится взаимодействовать с окружающими. То есть, не умея справляться со злостью, он не сможет терпеть проявлений эмоций от других. Подавленная злость всегда приводит к неспособности конструктивно решать проблемы, к незнанию собственного Я, непониманию своих чувств и неосознанности в жизни. 

Очень сложно вырасти ответственным человеком с личными границами, если с детства учили, что их может нарушать кто угодно и на это нельзя реагировать!

Страх

Тот же механизм срабатывает и с другой эмоцией – страхом.

Страх – это защитная эмоциональная реакция. Она возникает в опасных ситуациях и служит предупреждением: «Это может навредить!». Страх – архаическая эмоция, в которой содержится информация о способах выживания человечества. Так, охотиться в одиночку на мамонта страшно – задавит. Но если охотиться с соплеменниками – нет. На самом деле, страх – необходимая эмоция, обеспечивающая сохранность человечества как вида. 

Бесстрашие же – патологично, и характерно для некоторых психических расстройств. Потому что у человека отсутствует стоп-сигнал и он легко может навредить себе или погибнуть. 

Как человек реагирует на страх? Есть три базовые реакции, которые характерны для поведения человека в страхе.

  • Убегание. Оно способствует поиску решения, как избежать самого страшного в ситуации.
  • Застывание. Это способ успокоиться и подумать здраво о решении
  • Нападение. Это ресурс, с которым можно действовать, решая проблему

Человек может испытывать страх в самых разных ситуациях: в разговоре с человеком, сложной ситуации или принимая решение. Желаемая реакция на страх в современных условиях – это понемногу от каждого компонента. 

Таким образом, страх – это желательная эмоция, оберегающая от разрушения. Табуируя это чувство и его проявление, родители учат ребенка не защищаться от опасности, быть открытым тому, что может навредить. 


Подавление злости и страха у ребенка способствует формированию созависимых отношений в будущем.


Мыслить такой повзрослевший ребенок будет примерно так: «Только рядом с другим я могу знать, какой я. Я совсем себя не знаю, не умею обозначать чувства и проживать их. Поэтому мне нужен кто-то, кто бы руководил мной, замещал бы мои подавленные эмоции и справлялся с ними. Мне приходится платить страшную цену за это, но иначе я не могу». 

Очевидная неуверенность в себе, потребность в руководстве, контроле, потеря самоощущения, непонимание, что хорошо и плохо для личности. Стоит ли насильно закрытый рот ребенка его незрелости и несчастливости в будущем? Консультация профессионального психотерапевта поможет ответить на этот вопрос здраво.

Гнев

  • Что такое Гнев?
  • Факты о гневе
  • Как максимально использовать свой гнев
  • Как вы выражаете свой гнев?
  • Принятие мер
  • Тест на коэффициент гнева
  • Резервная библиотека, HBLL 48-часовой резерв

Что такое гнев?

Как правило, люди склонны рассматривать гнев как одну из самых сильных эмоций. Гнев — это естественная и «автоматическая» человеческая реакция, которая на самом деле может помочь защитить нас от вреда. Хотя злобное поведение может быть разрушительным, гневные чувства сами по себе являются просто сигналом о том, что нам, возможно, нужно что-то сделать. Гнев обычно переживается как сильное чувство раздражения или неудовольствия и часто возникает в результате фрустрации и чувства неадекватности, когда достижение цели блокируется. Проще говоря, когда нам угрожают, мы испытываем тревогу, а гнев — это выученное средство нейтрализации наших тревожных чувств. В зависимости от предполагаемой серьезности угрозы чувство гнева может варьироваться от легкого раздражения до полномасштабной ярости.


[вверх]


Факты о гневе

Вот список некоторых «здравых» фактов о гневе:

  • Эмоция гнева дает человеку ощущение силы, которое может компенсировать скрытое чувство тревоги.
  • Когда человек попадает в ситуацию, в которой есть определенные ожидания от себя и других, которые остаются неудовлетворенными, часто возникает гнев.
  • Гнев может быть перенесен на объект, напоминающий первоначальный объект гнева, или часто гнев перемещается на объект, который менее опасен, чем первоначальный источник гнева.
  • Любая ситуация, вызывающая тревогу, может вызвать гнев и агрессию.
  • Часто люди, которые живут со знанием своего потенциала и не ведут себя так, чтобы помочь им реализовать его, испытывают разочарование и гнев.
  • Конфликт между двумя ценностями может быть источником гнева.
  • Гнев может стать средством к новому пониманию и смыслу.


[вверх]


Используйте свой гнев по максимуму

Гнев может быть полезным, если мы осознаем, что эта сильная эмоция, которую мы испытываем, является сигналом того, что мы чувствуем угрозу и разочарование, и что наш разум и тело пытаются мобилизовать нас для принятия мер.


[вверх]


Как вы выражаете свой гнев?

В детстве мы узнаем от семьи и друзей, какие способы выражения гнева считаются приемлемыми. Часто существуют сложные «правила» относительно выражения гнева: можно ли злиться? Можем ли мы показать это? Когда? Кому? Часто существуют сильные запреты на то, как и когда мы выражаем гнев, часто извлекая уроки, наблюдая, как наши родители выражают свой гнев. Мы переносим эти убеждения и представления во взрослую жизнь, и они могут очень сопротивляться изменениям.

Люди выражают свой гнев по-разному. Некоторые люди, кажется, взрываются из-за очень маленьких вещей; другие, кажется, редко выказывают даже малейшее раздражение. Гнев часто выражается тонкими способами и часто не распознается как гневные действия в то время. Например, гнев может бессознательно трансформироваться в забывчивость, прокрастинацию, опоздание или небрежность. Люди могут казаться постоянно циничными, ворчливыми или даже подавленными. У всех нас есть разные триггеры для нашего гнева… и часто нам трудно понять, почему определенные вещи, кажется, злят нас в первую очередь! Но помните, во многих случаях вспышки гнева являются результатом накопления многих вещей в течение дня. Вещи, которые сами по себе лишь слегка раздражают, могут накапливаться и приводить к кажущимся необоснованным вспышкам позже в тот же день, когда возникает правильный триггер. Как остановить процесс накопления раздражения, приводящий к раздутым вспышкам гнева? Принимая меры.


[вверх]


Действия

Вероятно, самый важный шаг в изменении того, как вы справляетесь со своим гневом, включает в себя изучение ваших убеждений о гневе как таковом. Вы верите, что другие вас злят? Если это так, вы бессильны изменить это! В какой-то момент вам придется взять на себя ответственность за собственный гнев. Это НЕ то же самое, что обвинять себя в своем гневе… помните, что гнев — это только сигнал того, что вам угрожают или вы чувствуете разочарование. Ваш гнев говорит вам о том, что у вас есть потребности, которые не удовлетворяются, и/или проблемы, которые необходимо решить. Итак, вам не нужно сдерживаться, вам не нужно взрываться, вам просто нужно использовать свой гнев и в первую очередь понять, почему вы его испытываете.

Удивительно, но во многих случаях наш гнев вызван не событием, а результатом того, что мы думаем об этом событии. Другими словами, наши чувства гнева являются продуктом нашего восприятия событий и переживаний. И часто мысли, которые у нас есть о каком-либо конкретном событии, приходят к нам так быстро, что мы даже не осознаем их… эти мысли, по сути, автоматические. Откуда берутся эти мысли? Они являются результатом нашего уникального неврологического строения в сочетании с нашим уникальным набором индивидуального жизненного опыта. Например, вы идете по лесу и видите медведя. Ваша реакция будет во многом зависеть от того, что вы говорите себе в данный момент. И то, что вы скажете себе, будет во многом зависеть от вашего прошлого опыта и того, что вы считаете правдой о медведях в лесу. Если вы лесничий, вам может быть немного любопытно, потому что вы говорите себе: «Нет проблем, я просто выйду и позволю медведю продолжить кормление». Если вы охотник, вы можете быть очень взволнованы, говоря себе: «Теперь я наконец-то могу добыть трофей, о котором всегда мечтал!» Если вы мало знаете о медведях, вы можете испугаться, говоря себе: «Медведи опасны и непредсказуемы, и меня, вероятно, убьют и съедят!» Произошло одно и то же событие, но каждый человек реагирует совершенно по-разному. Так и с гневом. Во многих случаях именно то, что мы думаем о событии или опыте, определяет, злимся ли мы на него или просто смеемся. Понимание того, что автоматические мысли могут порождать гневные чувства, дает вам мощную технику, помогающую контролировать свой гнев.

Когда мы сможем идентифицировать и оценить наши автоматические мыслительные процессы, мы сможем начать контролировать свои чувства. В следующий раз, когда вы почувствуете, что злитесь, найдите минутку для самоанализа. Вы можете попробовать выполнить следующие 4 шага: (1) попытаться зафиксировать и идентифицировать свои мысли, а также попытаться понять свою интерпретацию ситуации; (2) Спросите себя: «Есть ли альтернативные объяснения?» т. е. есть ли другой способ интерпретировать ситуацию? (3) Проверьте свои рассуждения и логику. Имеет ли это смысл? (4) Посмотрите на доказательства. Есть ли доказательства, подтверждающие противоположную точку зрения? Давайте посмотрим на другой пример. Твой друг должен заехать за тобой ровно в восемь на концерт. Восемь пятнадцать, восемь тридцать, а поезда все нет. Вы начинаете злиться. «Она знает, как сильно я хотела пойти на этот концерт. Она всегда такая невнимательная». Используя первый шаг, вы исследуете свое мышление и понимаете, что говорите себе, что ваш друг опаздывает нарочно, просто чтобы навредить вам! Какие есть альтернативы? Проколотая шина, авария, важный телефонный звонок, потерянные ключи от машины, недопонимание о времени и т.
д. Посмотрите на свои рассуждения. Вы знаете, что ваша подруга вообще очень надежный человек (это одна из причин, по которой она вам нравится!), но ее машина не такая надежная. Она была так же взволнована концертом, как и ты, и было бы бессмысленно опаздывать только для того, чтобы навредить тебе. Наконец, ищите противоречивые доказательства. Твой друг еще никогда тебя не подводил. Она одна из самых надежных людей, которых вы знаете. Она всегда была очень внимательна к твоим чувствам в прошлом. Понимание того, как ваше автоматическое мышление может подпитывать ваш гнев, может действительно помочь вам вернуться в нужное русло и избавить вас от эмоционального износа.


[вверх]


Тест на коэффициент гнева

Для каждого вопроса выберите ответ, который лучше всего соответствует вашему способу совладания с гневом.

1. Если я расстраиваюсь, когда что-то, что я пытаюсь исправить, не работает, я: — Сохраняй хладнокровие. — Устно выражаю недовольство.- Скрываю свой гнев внутри.- Физически вымещаю его на том, что я есть. пытаясь исправить.- Ударьте кого-нибудь или что-нибудь, что окажется рядом.

2. Когда меня словесно критикуют, я: — Слушаю и пытаюсь понять их точку зрения.- Ухожу.- Надуться и дуться.- Становиться спорщиком и словесно нападать.- Нанести физический удар по человеку.

3. Когда меня несправедливо обвиняют в чем-то, я: — Постоять за себя.- Займите пассивную позицию и промолчите.- Пожалуйтесь кому-нибудь другому.- Становитесь словесно агрессивным.- Становитесь агрессивным.

4. Когда меня дразнят сверстники, я: — Игнорировать их.- Дразнить в ответ.- Покинуть группу и дуться.- Агрессивно контратаковать.- Физически атаковать моего мучителя.

5. Когда я терплю неудачу в чем-то, в чем, как мне казалось, могу преуспеть, я: — Принимаю это и стараюсь извлечь уроки из опыта.- Рационализировать и занять оборонительную позицию. — Размышлять об этом.- Переложить вину на кого-то. в другом месте, где оно должно быть. Вымести мой гнев и разочарование на себе или на ком-то другом.

6. Когда я чувствую, что меня подталкивают к изменению, я: — Постарайтесь признать, что мне действительно нужно измениться.- Не обращайте внимания на тех, кто пытается подтолкнуть меня.- Примите это на свой счет.- Упирайтесь мне в пятки и сопротивляйтесь всем предложениям.- Станьте физически или словесно агрессивными.

7. Когда я чувствую, что люди налагают на меня ограничения, я: — Пытаюсь понять, что от меня требуют и почему. — Пассивно принимаю ограничения и, как правило, не ставлю под сомнение необходимость. — Защищаюсь, сопротивляюсь и спорить.- Открыто бросайте им вызов или игнорируйте их.- Станьте физически агрессивными или найдите способы отомстить.

8. Если меня отвергают, когда я пытаюсь помочь, я: — Смириться с тем, что другие могут не нуждаться в моей помощи. — Стараться больше помогать.- Принимать это на свой счет.- Склонен осуждать их на словах.- Воспринимайте это как личное оскорбление и часто вымещайте свой гнев на себе или на ком-то другом.

Ключ для подсчета очков
Баллы
от 32 до 40 Молодец… кажется, ты хорошо справляешься со своим гневом.
с 24 до 31 Что ж… у тебя есть способность справляться со своим гневом, но, похоже, ты захочешь внести некоторые изменения.
23 или меньше Вам нужно поработать над своим гневом.

Анонимный


[вверх]


Резервная библиотека, HBLL 48-часовой резерв

ГНЕВ

Разрушение гнева 101 (Хайтауэр) . …………………………. БФ 575 .А5 Н54 2002
Как удержать людей от нажатия ваших кнопок ………………………….. БФ 637 .I48 Е45 1994
Рабочая тетрадь гнева (Билодо) ………………………….. БФ 575 .А5 В55 1992

[верх]

Наука об эмоциях: понимание гнева

Может ли гнев быть хорошей вещью?
«Все, что начинается в гневе, заканчивается стыдом». Бенджамин Франклин предлагает эти слова предостережения в «Альманахе бедного Ричарда», советуя читателю о последствиях действий, вызванных такой сильной эмоцией. Но ученые предложили несколько теорий, предполагающих, что гнев является полезным коммуникативным сигналом, который помогал людям выживать на протяжении всей нашей эволюционной истории. Представьте, что вы ссоритесь — гнев может убедить другого человека пойти на компромисс или отступить. Или учтите, что любое общество должно соблюдать определенные правила и нормы на благо своих людей. Если вы злитесь, когда кто-то нарушает эти правила, этот гнев — способ показать другим, что вы заботитесь об их благополучии. Итак, если гнев может быть полезным, что на самом деле происходит в нашем теле и как мы можем его контролировать?

Как это работает
Когда вас спровоцировали на чувство гнева, ваше тело вырабатывает стрессовую реакцию, похожую на чувство страха . Как вы можете узнать из нашей выставки Ваш мозг , ваше сердцебиение учащается, мышцы сокращаются, выражение лица и язык тела меняются. Однако в отличие от страха, когда вашей первой реакцией может быть бегство, гнев связан с желанием конфронтации. Ваше внимание сосредотачивается на угрозе, инстинктивно готовясь к физическому конфликту. Часто ваша префронтальная кора — часть вашего мозга, отвечающая за суждения и самоконтроль — способна представить ситуацию в контексте и отвлечь вас от края. Но иногда эмоциональный центр мозга побеждает, ставя под угрозу вашу способность обрабатывать информацию и принимать решения, и вы набрасываетесь физически или словесно.

Не все одинаково гневно реагируют на одну и ту же ситуацию. Ученые называют эту вероятность гнева «чертовым гневом». (Только подумайте о том, что некоторые люди проявляют больше агрессивности на дороге, чем другие.) Недавнее исследование , проведенное учеными из Университета Сонгюнкван в Южной Корее и Университета Дьюка, рассмотрело данные визуализации всего мозга более тысячи человек, чтобы изучить характеристики эта вариация. Интересно, что они наблюдали различия в паттернах связей между областями мозга, отвечающими за движения, действия и функции планирования действий. Команда предполагает, что более тесные связи между этими областями между людьми с более высоким уровнем гнева потенциально могут объяснить, почему они склонны реагировать на это разочарование.

Что мы можем с этим сделать?
Неконтролируемый гнев может быть вреден для вашего физического и психического здоровья, отрицательно влияя на здоровье сердца, состояния, связанные со стрессом, рискованное поведение и отношения с семьей и друзьями.

About the Author

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Related Posts