Эпатажное поведение подростков – Семья и дети – Домашний
- Главная
- Семья и дети
- Эпатажное поведение подростков
Эпатажное поведение подростков Например, подросток может выкрикивать что-то неуместное на уроках, вызывающе вести себя на улице и в общественных местах. Внешне это поведение чем-то напоминает детскую непосредственность дошкольника, но понятно, что в отличие от малышей, подростки ведут себя так вполне осознанно. Что же стоит за подростковым эпатажем? На самом деле, это один из способов решения сразу нескольких возрастных задач.
Отрицание норм и правил, проверка их на прочность
Под влиянием воспитания с раннего детства ребенок привыкает жить в определенной системе норм, правил поведения и традиций. У него практически не возникает вопроса о происхождении этих правил и для чего они нужны, ему вполне достаточно того, что так сказала мама или учительница. Подросток же начинает подвергать сомнению каждое правило, обесценивать и отрицать любые ограничения. «Нельзя громко смеяться – а если попробовать? Нельзя разговаривать с учителем неуважительно – а я попробую, посмотрим, что будет» и так далее. Подросток бросает вызов системе, созданной взрослыми и не имеющей личного смысла для него самого, он как будто специально делает все назло.
На самом деле, это необходимый этап в развитии самосознания человека, на основе этого отрицания и пересмотра ценностей подросток постепенно формирует собственную систему координат. Причем вовсе не обязательно, что эта система будет противоположной тому, что он так активно отрицал. Это вовсе не означает, что в таком случае нужно позволять подростку грубить и вести себя нагло. Просто необходимо понимать, что запретами, наказаниями и приказами тут уже ничего не добиться, причина «потому что я так сказал» вызывает лишь бурный протест подростка. Каждую из норм и правил нужно объяснять, а то и вместе с сыном и дочерью формулировать их заново.Привлечение внимания, завоевание авторитета среди сверстников
Еще одна важная тема для подростка – общение со сверстниками. В этом возрасте становится очень важным иметь группу, где тебя принимают, а лучше – где ты являешься лидером, авторитетом для других. Эпатажное поведение оказывается неплохим способом завоевания такого авторитета. Каждый «безбашенный» поступок добавляет очков в копилку подростка, его статус в глазах сверстников повышается. Ведя себя развязно и вызывающе, подросток чаще всего работает на публику. Многое зависит от особенностей самого коллектива, где подросток пытается самоутвердиться – что ценится в этом коллективе, считается «крутым».
Если подростки начинают вести себя нагло, вызывающе, переходить рамки, это, прежде всего, говорит не о самих юношах и девушках, а об уровне развития коллектива, а значит меры должны быть направлены именно на развитие коллектива.
Евгения Лепешова
Психолог
Ощущение взрослости
Через эпатажные поступки подросток начинает ощущать себя более взрослым, что также очень важно в этом возрасте. «Это я пока был маленьким, боялся, а сейчас говорю все, что думаю!» — примерно так обозначает подросток этот водораздел. И чем меньше у подростка реальных возможностей для демонстрации своей взрослости, тем больше он будет пытаться доказывать ее смелыми и неоднозначными поступками. Когда же родители и педагоги готовы меняться вслед за развитием ребенка, предоставлять ему больше ответственности, обсуждать проблемы из позиции «на равных», у подростка не возникает необходимости в эпатажном поведении.
Когда ребенок вступает в переходный возраст, родители часто оказываются в определенном воспитательном тупике. Прошлые приемы не работают, подросток ведет себя все более нагло, напряжение в отношениях растет. И в этот момент очень важно вместо того, чтобы усиливать его, сесть и подумать, что же происходит с ребенком, что скрывается за маской эпатажного поведения. И уже исходя из этого искать новые подходы к общению. Помните, что бурный период обязательно пройдет, и все встанет на свои места!
Что такое эпатажный человек: признаки эпатажности
Слово эпатаж можно услышать во многих популярных передачах. Термин характеризует определённый психологический тип людей и стиль поведения. Когда о человеке говорят эпатажный, это означает, что индивидуум делает всё, чтобы выделиться из общей массы, стремится быть непохожим на других, противопоставляет себя обществу.
Лели Гагу справедливо называют королевой эпатажа.
Что такое эпатажный
Стремление привлечь к себе внимание может преследовать различные цели. Для кого-то это стиль жизни и свойство характера. Для большинства же эпатажное нестандартное поведение – продуманная политика, направленная на заманивание клиентов, если речь идёт о торговых брендах, или поклонников, если речь идёт о звёздах.
Слово эпата`ж (epatage) пришло из французского языка и переводится как «подножка». Оно применимо для выходок, которые идут вразрез с общепринятым стилем поведения. В некоторых случаях его можно заменить синонимами:
- скандальность;
- асоциальность;
- безнравственность;
- шокирование;
- аморальность;
- выходка и т. д.
В различных ситуациях можно применить одну из вышеперечисленных характеристик. Но не всегда. К примеру, эпатажно — это не всегда аморально и не всегда асоциально. Каждый, кто хочет обратить на себя внимание, устанавливает собственные рамки. Шокировать можно различными способами, проявляя не только отрицательные стороны личности.
Стилиста Зверева можно смело назвать эпатажным человеком.
В повседневной жизни
К эпатажу сегодня прибегают люди всех наций и возрастов. Немалое влияние на развитие этой тенденции оказывают социальные сети, где каждый становится творцом собственного образа. Аккаунты наполнены снимками в ярких нарядах с несочетаемым по возрасту макияжем.
Оригинальным внешним видом повседневный эпатаж не ограничивается: экстравагантные вызывающие поступки и провоцирующее поведение снимается на видео и загружается на сервер.
Внешний вид и прическа
Инструментов для эпатирования масса. Женщины красят волосы в кислотные цвета, некоторые заплетают афроамериканские косички (дреды), выбривают виски. Пирсинг, татуировки по всему телу, обтягивающая кожаная одежда давно перестали быть выбором только представителей молодежных субкультур.
Стиль поведения
Эпатажная личность стремится быть всегда на виду, привлекая внимание. Один из инструментов достижения цели – провоцирующее эмоциональную реакцию поведение. Поступки таких людей находятся на грани допустимого или за ней.
Намеренное нарушение установленных правил поведения в общественных местах – самый простой пример эпатирования окружающих в повседневной жизни.
Что такое эпатажность
Мы определились с тем, что представляет собой понятие «эпатажный». Если углубиться в суть вопроса, можно понять, что эпатажность – это признак современности. В XXI веке данный стиль поведения всё чаще характеризует не стремление противопоставлять себя традициям, а образ мышления и даже искусство.
Главными виновниками проявления описываемого понятия являются авангард и модерн, сподвигнувшие общество начать переоценку устоявшихся ценностей. Революционные направления искусства оказались на одной из чаш весов и выступили в роли оппонентов наскучивших всем новостей, главная цель которых состоит в том, чтобы запугать людей и с помощью страха манипулировать ими.
Эпатажность проявляется не только в поведении. Это и одежда, выбивающаяся за рамки привычных представлений, и художественные творения, покоряющие мир своей дерзостью.
Роман и фильм «50 оттенков серого» — наглядный пример эпатажного искусства.
Примеры
Эпатажные выходки и творения используют множество современных деятелей искусства и просто творческих людей. К примеру, модельеры изготавливают для показов коллекции одежды, которые часто вызывают по большому счету возмущение и негативную реакцию большинства обычных людей. Это купальники из абсолютно прозрачных материалов, мужские костюмы, чей фасон и элементы одежды подчеркнуто женственные, или же иные атрибуты стиля, которые абсолютно нефункциональны в повседневной жизни.
Если рассматривать примеры шоу-бизнеса, то, наверное, наиболее эпатажной его представительницей можно назвать певицу Леди Гагу. Она постоянно шокирует поклонников своими нарядами, к примеру, платьями из сырого мяса или же иными нарядами несочетаемых цветов и фасонов.
Также эпатажными выходками отличался знаменитый Сальвадор Дали, — он часто любил гулять по улицам Парижа со своим ручным муравьедом. Согласитесь, довольно необычный выбор домашнего питомца.
Эпатажный человек в современном обществе
Эпатажность – явленье, которое проявлялось в обществе во все времена. В прошлом оно было редкостью, и могло стоить человеку не только свободы, но и жизни. Непохожесть каралась пытками и казнями. Стоит вспомнить охоту на ведьм и инквизицию.
В современном обществе эпатаж воспринимается по-разному. Всё зависит от того, как эпатажный, стремящийся к неординарности человек себя преподносит. В XXI веке даже откровенно аморальное поведение не всегда осуждают. Примером тому служит недавно прославившаяся в передаче Малахова Шурыгина, которой дурная слава принесла большое количество поклонников. Публика неоднозначно оценила поведение девушки. Как её сторонники, так и противники вознесли жертву изнасилования на пьедестал славы.
Различные проявления эпатажности
Эпатаж – это в первую очередь часть модернизма, одна из его ярких особенностей. И хотя многие искусствоведы обнаруживают эпатажные черты еще в античных работах, большинство экспертов придерживается мнения, что именно XX век стал пиком расцвета эпатирующего творческого поиска.
Так, художники «новой волны» (особенно авангардисты) стремились не только перещеголять предшественников, но и вызвать животрепещущую реакцию публики – они шли на все, чтобы поразить поклонников, взбудоражить их или просто шокировать. И чем сильнее были эмоции, тем более значимой считалась работа.
Однако говоря об эпатаже в искусстве в целом, мы подразумеваем некий творческий прием, переворачивающий наши представления как об эстетике, так и о морали и нравственности. Это своего рода не совсем здоровая экспрессия, жесткий эффект, основанный на нестандартности восприятия.
Но даже с постепенным оттеснением живописи на «фоновый» план современное искусство не желало отказываться от такого эффектного и действенного инструмента. Сегодня мировые выставки изобилуют эпатажными полотнами с откровенной провокацией, включая сюжеты однополой любви и сцены намеренной жестокости.
Когда такие вызовы стали нормой, эпатажность вышла за рамки искусства и начала проявляться в самых разных формах:
- в моде;
- в кино;
- в рекламе;
- в публичных выступлениях.
Спорные и запретные темы неизменно привлекали внимание аудитории, провоцировали бурные обсуждения и повышали узнаваемость бренда, продукта, конкретного человека. Со временем даже скандальную или сомнительную популярность стали использовать, чтобы превратить в доход.
Ситуация зашла настолько далеко, что в современных государствах даже начали принимать законы, ограничивающие попытки шокировать публику: например, реклама товаров через тему секса может привести не только к весомым штрафным санкциям, но и к более серьезным последствиям.
Признаки человеческой эпатажности
Фредди Меркури сражал поклонников своей эпатажностью
Зная значение понятия «эпатажность», несложно составить портрет человека, подходящего под данное определение:
- склонность к скандальным действиям;
- умышленное провоцирование общественного мнения;
- поведение, вызывающее шок у окружающих;
- противопоставление себя нравственным устоям.
За эпатажностью отдельной личности могут скрываться как гениальность, так и банальное стремление привлечь к себе внимание.
Часто обычные люди стремятся быть эпатажными, следуя примеру звёзд. В мире талантливых людей есть немало примеров противопоставления себя традициям.
Определение
Эпатаж — это некая выходка, которая носит откровенно провокационную форму, или иное поведение шокирующего толка, что противоречит принятым в обществе социальным, моральным, нравственным или иным нормам. Обычно подобное совершается с целью привлечения внимания к отдельно взятой личности, ее творчеству, профессии или чему-то иному. Так что эпатаж – это порой действенный метод для рекламы, и к этому способу часто прибегают маркетологи или люди творческих профессий — художники, дизайнеры, писатели и прочие.
Если говорить именно об искусстве, то эпатаж наиболее часто свойственен таким его направлениям, как авангардизм и модернизм.
Примеры эпатажных личностей
В искусстве есть немало примеров, когда талантливый мастер слова или кисти, певец или актёр творили нечто, что выходило за рамки традиций, а нередко и противопоставлялось им:
- Сальвадор Дали. Каждая картина гениального мастера – это удар по традиционному искусству.
- Российский футурист Д.Д. Бурлюк сложил строки, которые у многих вызвали неоднозначные чувства. Достаточно одной строки «Мне нравится беременный мужчина», чтобы понять, что творение выходит за принятые рамки.
- Советский архитектор Мельников. Дом-улей, сооружённый в Москве, выбивается за рамки привычной для глаз архитектуры.
- Всемирно известный певец Элтон Джон и в стиле исполнения, и в одежде, и в поведении противостоит тому, к чему привыкла общественность.
Эпатажными личностями являются Либераче, Майкл Джексон, Принс, Мерлин Мэнсон, Бой Джорж и многие другие.
Эпатаж как PR-ход
Мало что так легко приковывает внимание к персоне или продукту, как грамотно продуманный эпатаж. К этому инструменту постоянно прибегают маркетологи во время рекламных кампаний, специалисты по связям с общественностью.
Без эпатажных поступков либо провокационных высказываний сегодня не обходится ни один крупный общественный деятель или бизнесмен.
В политике
Дональд Трамп и Владимир Жириновский используют эпатажную политическую стратегию. Их публичные заявления почти всегда вызывают неоднозначную реакцию и волну критики от общественности.
В шоу-бизнесе
Среди звезд немало эпатажных фигур, которые привлекают внимание скандальными выходками и экстравагантными нарядами. Мадонна, Леди Гага, Майкл Джексон и многие другие вызывают восторг или осуждение публики не только творчеством.
В рекламе
Расистские или националистические образы, двусмысленные слоганы отлично повышают узнаваемость марки или бренда. Эти приемы черного пиара встречаются в рекламных роликах Тинькофф, Бургер Кинг, многих известных производителей одежды. Социальная реклама нередко содержит элементы эпатажа.
Эпатажное поведение
Иногда люди говорят, что этот скандал близок к эпатажу. Для большинства людей эпатажное
поведение — это нестандартное и умыщленное
поведение
со скандалом.
Эпатажный человек
–
это
тот, который не побоялся быть непохожим, не стыдящийся своей неординарности.
Эпатажное поведение
— ошеломительное, поразительное и скандальное поведение человека, нарушающее общепринятые нормы и правила. Эпотировать (от французкого epater) — сознательно ошеломлять окружающих людей скандалом. нарушающим моральные или этические нормы принятые в обществе. вызывая у них ответные действия или отрицательные эмоции. ***
Эпатаж
— умышленно скандальная выходка или вызывающее, шокирующее поведение, противоречащее принятым в обществеправовым, нравственным, социальным и другим нормам, обычно рассматриваемое большинством в данном обществе, как
предосудительное, недостойное или недопустимое
. Термин «
эпатаж
» происходит от глагола
e’pater
— ошеломлять, приводить в изумление. Буквальное значение — «отколоть ножку рюмки, лишить ноги», что значит выбить землю из-под ног, перевернуть всё с ног на голову. Эпатаж может проявляться не столько в поведении человека, сколько в его творчестве или общественной деятельности, которые радикально нарушают существующие обычаи, каноны, нормы. С приходом модернизма эпатаж вошел в искусство как неотъемлемый элемент. Привлечение внимания к товарам и услугам с помощью эпатажа широко используется в рекламе и маркетинге. [www.psychologos.ru]. *** Материал Википедии Слово «эпатаж» соответствует жаргонному фр. ;patage, «подножка» из русского выражения «дать/подставить подножку». Слово приводится в словарях арго, отсутствует в литературном французском, образовано от глагола фр. ;pater — ошеломлять, приводить в изумление (буквальное значение — «отколоть ножку [рюмки]»). Жаргонизм появился во Франции около 1835 года; в русский язык слово вошло в XIX веке вместе с желанием фр. ;pater les bourgeois («ошеломить буржуев»), которое проповедовали французские деятели искусства 1830-х годов[3]. Во многих языках, включая английский, слово не имеет эквивалента. Роль эпатажа в искусстве Понятие эпатажа возникло в художественной среде, но исследователи расходятся в объяснении причин его появления и роли в современном искусстве (эпатаж стал популярен с приходом модернизма). Принято считать, что классическому искусству эпатаж не свойственен, хотя, по мнению некоторых учёных, само явление возникло в европейской культуре ещё в античную эпоху. Некоторые авторы утверждают, что эпатаж стал составной частью современного искусства. Так, по мнению М. И Шапира, «в авангардном искусстве прагматика выходит на первый план. Главным становится действенность искусства — оно призвано поразить, растормошить, взбудоражить». При этом, естественно, «ценность такого искусства прямо пропорциональна силе реакции (идеальный случай — скандал)». В такой трактовке эпатаж является частью искусства, основой скандального искусства. Схожей позиции придерживается И. К. Вовчаренко: Скандал, как частое следствие новаторских устремлений, трансформируется в эпатаж — самопровозглашённую причину художественных поисков. Если поиск нового нередко влечёт за собой скандал, то поиск самого скандала, соответственно, ведёт к новым открытиям Другие исследователи связывают эпатаж с психологическим состоянием художника. Например, Е. А. Рогалева рассматривает эпатаж как средство выхода из неопределённого и неустойчивого положения, порождённого отсутствием единой «культурной матрицы» для принятия решений в условиях современного столкновения культур. Эпатаж у Рогалевой — это проявление девиантного поведения вследствие утраты самоидентификации и одновременно поиск новой идентификации. Она считает, что присутствующий в эпатаже элемент игры позволяет использовать художникам девиантное поведение не для разрушения, а для творчества, так как игра создаёт порядок за пределами пространства повседневной жизни. Схожую позицию занимает С. Даниель; в его понимании эпатаж — это девиантность, переходящая из жизни художника в его творчество: «…авангардное поведение есть…ролевое девиантное поведение…[где]…скрыта граница, разделяющая художественно-эстетическое творчество и жизнестроение». Альбер Камю считает, что эпатаж — это предельное проявление «метафизического бунта» (восстание «человека против своего удела и против всей вселенной»). При этом эпатаж является бесполезным бунтом художника, который «замыкается в абсолютном отрицании». И. К. Вовчаренко также старается отделить скандальные выходки художников, не связанные напрямую с их творчеством, от «эпатажной эстетики» скандального искусства. Так, поэтический образ С. Есенина Вовчаренко рассматривает как часть творческой биографии поэта, «в отрыве от специфической эпатажной эстетики». Разногласия в определении эпатажа заставляют некоторых исследователей избегать самого термина. Так, Александр Флакер использует два термина, «эстетическая провокация» и «эстетический вызов» вместо эпатажа, так как последний с точки зрения А. Флакера обременён «историческими и классовыми коннотациями». Коммерческое использование Привлечение внимания к товарам и услугам с помощью эпатажа используется в рекламе и маркетинге. В России использование нецензурной или оскорбительной рекламы является незаконным. Существуют прецеденты применения санкций против рекламодателей (например компания Евросеть), допустивших размещение такого рода рекламы. Примеры эпатажа В искусстве] Эпатаж как компонент направления в искусстве ярче всего проявился в эпоху модернизма, который ставил своей целью радикальное отрицание прежних традиций и канонов. В частности, «Первый Манифест футуризма» (1909) гласил: «Пора избавить Италию от всей этой заразы — историков, археологов, антикваров. Слишком долго Италия была свалкой всякого старья. Надо расчистить её от бесчисленного музейного хлама — он превращает страну в одно огромное кладбище… Для хилых, калек — это ещё куда ни шло, будущее-то всё равно заказано? А нам всё это ни к чему! Мы молоды, сильны, живём в полную силу, мы футуристы!» Похожие настроения выражал Г. Грасс, повествуя о дадаистском периоде своего творчества: «Мы с лёгкостью издевались надо всем, ничего не было для нас святого, мы всё оплевывали. У нас не было никакой политической программы, но мы представляли собой чистый нигилизм». Маринетти утверждал, что «без наглости нет шедевров», потому «главными элементами нашей поэзии будут храбрость, дерзость и бунт», в ходе реализации которых следует «плевать на алтарь искусства», «разрушать музеи, библиотеки, сражаться с морализмом». В программе движения «диких» — Матисс, Дерен, Вламинк, др. — отрицание эстетического канона сопровождалось отказом от традиционных моральных норм в духе ницшеанского понимания свободы. Эпатирующим поведением и высказываниями отличался художник-сюрреалист Сальвадор Дали. В частности, он сам публично рассуждал о своей гениальности, а также заявлял, что «сюрреализм — это Сальвадор Дали». Его «Дневник одного гения» с шокирующей откровенностью повествовал об особенностях жизнедеятельности его собственного организма. В этой же книге автор представил изобретённую им классификацию «разновидностей пуков». Критика Российский писатель Виктор Ерофеев, рассуждая о тенденциях в современной литературе, в своей книге «Русские цветы зла» пишет: «Разрушилась хорошо охранявшаяся в классической литературе стена […] между агентами жизни и смерти (положительными и отрицательными героями). Каждый может неожиданно и немотивированно стать носителем разрушительного начала; обратное движение затруднено. […] Красота сменяется выразительными картинами безобразия. Развивается эстетика эпатажа и шока, усиливается интерес к „грязному“ слову, мату как детонатору текста. Новая литература колеблется между „чёрным“ отчаянием и вполне циничным равнодушием. В литературе, некогда пахнувшей полевыми цветами и сеном, возникают новые запахи — это вонь».
словосочетание возмутительное поведение | значение и примеры использования
словосочетание на английском языкезначения возмутительно и поведение
Эти слова часто используются вместе. Нажмите на ссылки ниже, чтобы изучить значения. Или посмотрите другие словосочетания с поведением.
возмутительный
прилагательное
великобританияВаш браузер не поддерживает аудио HTML5
/ˌaʊtˈreɪ.dʒəs/насВаш браузер не поддерживает аудио HTML5
шокирующий и …
Ваш браузер не поддерживает аудио HTML5
/bɪˈheɪ. vjər/насВаш браузер не поддерживает аудио HTML5
/bɪˈheɪ.vjɚ/путь, который …
См. больше на поведение
Примеры возмутительного поведения
Эти примеры взяты из корпусов и источников в Интернете. Любые мнения в примерах не отражают мнение редакторов Кембриджского словаря, издательства Кембриджского университета или его лицензиаров.
К сожалению, продвижение к этой цели было затруднено возмутительное поведение некоторых противников соглашения.
Из архиваHansard
Пример из архива Hansard. Содержит парламентскую информацию под лицензией Open Parliament License v3.0
.Он разнообразен и его тяжесть оценить сложно; то, что один человек может назвать возмутительным поведением , другой может расценить как приподнятое настроение.
Из архиваHansard
Пример из архива Hansard. Содержит парламентскую информацию под лицензией Open Parliament License v3.0
.Мы клевещем на целое поколение, концентрируясь на возмутительном поведении очень незначительного меньшинства.
Из архиваHansard
Пример из архива Hansard. Содержит парламентскую информацию под лицензией Open Parliament License v3.0
Честно говоря, это было возмутительно поведение .
Из архиваHansard
Пример из архива Hansard. Содержит парламентскую информацию под лицензией Open Parliament License v3.0
.Некоторые характеристики недобросовестных арендодателей можно применить к некоторым местным властям, выставившим завышенные и необоснованные счета и возмутительное поведение на право покупки арендаторов.
Из архиваHansard
Пример из архива Hansard. Содержит парламентскую информацию под лицензией Open Parliament License v3.0
.После этого она жила на улице и была известна своим возмутительным поведением .
ОтВикипедия
Этот пример взят из Википедии и может быть повторно использован по лицензии CC BY-SA.
Он выступал за нравственность в спорте и не потерпел бы возмутительного поведения на трассе, действий, которые встречали явное сопротивление со стороны фигуристов.
FromWikipedia
Этот пример взят из Википедии и может быть повторно использован по лицензии CC BY-SA.
После этого он провел время среди тех друзей, которые могли терпеть его вспыльчивость, число которых сократилось в результате его иногда возмутительного поведения .
FromWikipedia
Этот пример взят из Википедии и может быть повторно использован по лицензии CC BY-SA.
Ты любишь ее, но так, как семья девочки-подростка может быть раздражена ее возмутительное поведение и до сих пор люблю ее.
FromWikipedia
Этот пример взят из Википедии и может быть повторно использован по лицензии CC BY-SA.
Обычно она имеет невинный характер, но иногда у нее случаются приступы возмутительного поведения .
FromWikipedia
Этот пример взят из Википедии и может быть повторно использован по лицензии CC BY-SA.
Несмотря на свое веселье и порой возмутительное поведение , она очень заботлива и делает все возможное, чтобы помочь своим приходам, чем может.
FromWikipedia
Этот пример взят из Википедии и может быть повторно использован по лицензии CC BY-SA.
Распад Beargarden сопровождался озлобленностью и инцидентами с бедными и/или возмутительное поведение на сцене.
FromWikipedia
Этот пример взят из Википедии и может быть повторно использован по лицензии CC BY-SA.
Тем не менее,возмутительное поведение неприятностей Ничипоренко и общая неприятность привели к тому, что пара была выброшена из каждого дома, в котором они пытались остаться, следуя их списку рекомендаций.
ОтВикипедия
Этот пример взят из Википедии и может быть повторно использован по лицензии CC BY-SA.
Эти примеры взяты из корпусов и источников в Интернете. Любые мнения в примерах не отражают мнение редакторов Кембриджского словаря, издательства Кембриджского университета или его лицензиаров.
Хотите узнать больше?
Проверьте свой словарный запас с помощью наших веселых викторин по картинкам
- {{randomImageQuizHook.copyright1}}
- {{randomImageQuizHook.copyright2}}
Авторы изображений
Пройди тест сейчасСлово дня
революция
ВеликобританияВаш браузер не поддерживает аудио HTML5
/ˌrev.əˈluː.ʃən/ НАСВаш браузер не поддерживает аудио HTML5
/ˌrev. əˈluː.ʃən/изменение способа управления страной, как правило, на другую политическую систему и часто с использованием насилия или войны
Об этомБлог
Из одного дня в другой (Фразы со словом «день», часть 1)
Подробнее
Новые слова
супероблако
Другие новые слова
Возмутительное поведение | Журнал The Point
- В ЭТОЙ СТАТЬЕ
Циники, группа древнегреческих философов, были известны тем, что пренебрегали условностями. Были ли они просто противоположностями или их пример предлагает нам сегодня некоторую мудрость?
«ЧЕРТ» написано большими неоновыми буквами на стене. Ниже серия селфи в рамках показывает протянутую руку с поднятым средним пальцем в сторону Белого дома, Эйфелевой башни, площади Тяньаньмэнь и других структур политической и культурной власти. Рука принадлежит китайскому художнику-диссиденту и политическому активисту Ай Вэйвэю. Я нахожусь в Альбертине Модерн, художественном музее в самом сердце Вены, где в этом году прошла самая масштабная ретроспектива работ Аи. Большая часть этой работы исследует, как рассматриваемые властные структуры наносят ущерб жизням людей.
В соседней комнате я смотрю на длинную змеевидную скульптуру, петляющую по потолку. Сначала я подумал о забавных драконах, которых можно увидеть на праздновании китайского Нового года. Потом я заметил, что он целиком состоит из одинаковых рюкзаков. Они представляют собой десятки школьных сумок, обнаруженных среди обломков после землетрясения в провинции Сычуань в 2008 году на юго-западе Китая. Среди пострадавших более пяти тысяч учеников, погребенных под обрушившимися из-за строительных дефектов школьными зданиями. Ай винит их в пренебрежении и коррумпированности местных властей.
В той же комнате я вхожу в копию тюремной камеры, в которой Ай содержался без предъявления обвинений 81 день в 2011 году. Интересно, почему все, включая стены, обмотано белой пеной. «Для предотвращения попыток самоубийства», — поясняет табличка на стене. Рядом с ним диорамы меньшего размера предлагают заглянуть в повседневную жизнь Аи: он ест, принимает душ, спит и сидит на унитазе, всегда с двумя охранниками в форме, которые следят за ним днем и ночью. В более поздних работах освещаются гуманитарные кризисы по всему миру: зоны боевых действий, лагеря беженцев, лодки с мигрантами и многое другое.
Выставка называется «В поисках человечества», а на плакате изображено лицо Гая с растрепанной седой бородой, его пальцы широко распахивают глаза. Человечность, говорится в жесте, трудно найти, когда нас дегуманизируют структуры, которые заставляют нас либо наносить ущерб, либо терпеть его. Но название и жест нацелены не только на зло нашего времени. Они также являются отсылкой к Диогену Кинику, который среди бела дня схватил лампу и отправился искать людей на многолюдном рынке Афин.
Помимо дикой седой бороды и убежденности в том, что человечество должно быть спасено от его уродства, Диоген и Ай также согласны, что лучший способ сделать это — использовать театральные трюки, которые выталкивают нас из нашего самодовольства и осознают наше отчужденное состояние. . Уже в 1983 году американский искусствовед Томас МакЭвилли провел параллель между цинизмом и современным активистским искусством. Диоген, писал он, превращает город в сцену для своей «философии перформанса».
Нравственность и образ жизни циников — это одно большое демонстрирование среднего пальца социальным условностям. Это панки древнего мира. Прекрасная новая антология цинических текстов издательства Princeton University Press, отобранная и переведенная М. Д. Ашером, передает этот дух панка в названии: Как сказать «нет: древнее руководство по искусству цинизма» .
Циники презирают то, чего обычно жаждут люди — деньги, власть, славу. Для Диогена Синопского, самого яркого из древних киников, нам лучше быть нищими, чем миллиардерами. Как бомж, он спал на порогах общественных зданий или в пустой бочке. Он загорал, когда Александр Македонский остановился, любопытствуя встретить эксцентричного мудреца. Император попросил его загадать все, что он пожелает. «Пожалуйста, отойдите в сторону», — сказал он Александру. «Ты загораживаешь свет!» Увидев, как мальчик пьет из его рук, он выбросил свою чашку. Не отягощайтесь ненужными вещами! Если желание одолевало его, он ел, мастурбировал и испражнялся на публике, не обращая внимания на сморщенные носы. (Когда прохожие ругали его за дрочку, он отвечал, что хотел бы так же легко утолить голод, потирая живот.) Он никому не позволял заткнуться. Свобода слова, настаивал он, дает ему право обличать лицемерие и коррупцию. Не чурался он и оскорблять сильных мира сего (когда богатый человек попросил его не плевать на драгоценные ковры и мебель на его вилле, он плюнул ему в лицо — единственное, как он объяснил, достаточно дешевое, на что можно плевать). . Он потребовал, чтобы его тело было переброшено через городские стены после его смерти. По крайней мере, это было бы полезно для диких животных.
Получают ли циники удовольствие от проступков? Напротив. С их точки зрения все остальные неправы, в то время как они являются образцами мудрости и добродетели. Они считали себя учениками Сократа. Философия, которую они «исполняли», была данью уважения их господину, пытавшемуся разбудить своих сограждан от их морального сна, как овод, ужаливший сонную лошадь. Сократ приставал ко всем и каждому: Ты хороший человек? Вы поступили правильно? Без этого все ваши цели ничего не стоят — хотите ли вы стать врачом или юристом, разбогатеть и прославиться, стать хорошим родителем или просто весело провести вечер в городе. Не гонитесь за «богатством, репутацией и почестями», настаивал он. Вместо этого заботьтесь о «наилучшем возможном состоянии вашей души». Поблагодарили ли его сограждане за тревожный звонок? Нет. Они приговорили его к смерти. Древний поиск хорошей жизни начался с травм.
Но даже если циники взяли на себя роль овода, их метод сильно отличался от метода Сократа. Там, где Сократ делал ставку на аргументы, они делали ставку на шоковую терапию. Платон, считавший себя истинным наследником Сократа, назвал Диогена «Сократом, сошедшим с ума».
Суть их шоковой терапии была двоякой. Они хотели показать, что нормы, по которым мы живем, лишены всякого авторитета. В отличие от законов природы, которые действуют всегда и везде, это всего лишь местные обычаи. И следование этим обычаям не безвредно с моральной точки зрения. Они поставили нас в противоречие с тем, что циники считали истинными нормами. Циники были не просто скептиками и преступниками, они думали, что открыли универсальный моральный кодекс. Как говорится в одном тексте из антологии Ашера: настоящий извращенец — это не Диоген, мастурбирующий на публике, а остальные из нас, которые «заняты… самым возмутительным поведением, несоответствующим нашей природе: воровство денег, подхалимское потворство, несправедливые судебные процессы. , и погоня за прочей чепухой в этом роде».
В наши дни у нас есть множество причин сомневаться в справедливости тех норм, по которым мы живем. Поиски Сократа и выходки Диогена возникли в древние Афины в такое же нравственно запутанное время, как и наше. Гражданская война со Спартой затянулась на тридцать лет. Чума унесла жизни четверти населения. Клика тиранов обнажила хрупкость демократии. Новое поколение интеллектуалов разобрало религиозные мифы (солнце — это масса раскаленного металла, утверждал философ Анаксагор, а не бог Гелиос, колесящий по небу на своей колеснице). Возможно, самым неприятным было то, что столкновение с другими культурами подорвало обычаи предков. Анонимный современник Сократа собрал кучу свидетельств, чтобы продемонстрировать, насколько сильно различается то, «какие города и народы считают приличными и постыдными». Вот один пример из длинного списка противоречивых норм:
Массагеты разрезают своих родителей, а затем едят их, и им кажется особенно приличной формой погребения быть захороненным внутри своих детей. Если бы человек сделал это в Греции, он был бы изгнан из Греции и умер бы жалкой смертью за то, что делал постыдные и ужасные вещи.
В условиях кризиса, как отмечал Платон, «обычаи и обычаи наших отцов» распадались с «удивительной скоростью». Софисты — главные интеллектуальные противники Сократа — пришли к выводу, что все нормы относительны: условности определенного времени и места. Если массагеты считают благочестивым разрезать своих умерших родителей и есть их, то это благочестиво и для них. Если греки в ужасе отшатываются от этого обычая, то для них это нечестиво.
У релятивизма есть и современные защитники: от культурных антропологов до борцов за культуру. Их мотивы благородны. От британцев в Индии до американцев в Ираке колониальные или империалистические проекты часто оправдываются распространением западных ценностей. Но если западные ценности ограничены, а не универсальны, они не могут оправдать господство Запада. Как у греков нет морального права навязывать свои ценности массагетам, так и у британцев нет морального права навязывать свои ценности индийцам. То же самое относится и к культурной гегемонии в обществе. Если культурный канон — якобы великие книги, которые вы читали в колледже, например, — выражает не общечеловеческие ценности, а предпочтения белых людей, нет причин, по которым все должны его уважать. Но вот недостаток аргумента: да, белые люди больше не могут использовать господство как средство распространения благ универсальной цивилизации. Но они также больше не должны. Если нет универсальных стандартов, по которым действия являются правильными или неправильными, они могут просто раздавить более слабую сторону, не беспокоясь о порицании. Такие софисты, как Фрасимах, утверждают именно это: «справедливость — это преимущество более сильного». В отсутствие универсальных норм сила — это право. Таким образом, релятивизм может помочь проложить путь к беспринципному захвату власти.
Вот почему Сократ и циники искали другой выход. Сократ признал доказательства, собранные софистами, но отверг релятивистский вывод. Вместо этого он думал, что сможет установить универсальные нормы путем рационального исследования. И все же его поиски в Афинах, длившиеся всю жизнь, не увенчались успехом. Он был мудрее своих собратьев-афинян только потому, что знал, что ничего не знает. Он не стал преклоняться перед местными нормами, переданными традицией, но и замены не предложил.
Циники думали, что нашли ответ, который ускользнул от Сократа. Не ищите мудрости в городах или народах — Афинах или Спарте, Греции или Персии. Вместо этого посмотрите на природу. Вот где истинные нормы выставлены напоказ. В четвертом веке н. э. император Юлиан «Отступник» — отпавший христианин, стремившийся восстановить язычество, — резюмировал основной ход:
Циники ищут счастья, проистекающего из жизни в соответствии с Природой, без уважения к мнению толпы. Расцветают и растения, как и все животные, когда каждое из них беспрепятственно достигает своей естественной цели. … То же самое и с людьми — мы не должны бегать в поисках счастья, как будто оно спрятано вне нас.
Рассмотрим собаку, kuôn по-гречески, от которой происходит название «Циник». Его потребности в еде, сексе, мочеиспускании, тепле и т. д. невелики и легко удовлетворяются. Он не мечтает о шелковых галстуках, фуа-гра или роскошных виллах. Его не мучают ни большие амбиции, ни чувство стыда. Короче: пусть собака беспрепятственно следует своей природе, и она счастлива. То же самое относится к осьминогам и слонам, подсолнухам и каштанам. Конечно, животные и растения иногда засыхают или их съедают. Но уберите людей из картины, утверждают циники, и природа станет в основном счастливым местом.
Джулиан прослеживает их учение до двух аполлонических оракулов: «Познай себя» и загадочного «Оскверни валюту». Первое относится к постижению человеческой природы и ее истинных потребностей, второе — к игнорированию условностей, противоречащих предписаниям этой природы. Мы прошли долгий путь: от панков древнего мира (какими они представляются окружающим) до апостолов бога Аполлона (какими они себя видят).
Циники признают, что мы не можем полагаться только на внутренние ресурсы, чтобы быть счастливыми. Только богам ничего не нужно. Но циники приближаются к богам настолько, насколько это возможно, отсекая все ненужные желания с помощью строгого Askêsis (обучение). Чтобы укрепить свое тело, «летом [Диоген] катался по горячему песку», а «зимой он обнимал статуи, покрытые снегом». Большой вопрос заключается в том, почему мы, в отличие от других животных, обычно ищем счастья не в том месте. Циники отвечают, что мы плохо пользуемся разумом, отличительной чертой человеческой природы: мы неправильно получаем счастье и следуем велениям иррациональных желаний. Запутанные представления о счастье порождают сообщества, скрепляемые безосновательными ценностями и условностями, которые мы усваиваем по мере взросления. Некоторые из них подпитывают желания вещей, которые нам не нужны, — богатства, власти, славы, роскоши. Другие вызывают бессмысленный стыд.
Таким образом, циники выступают за своего рода культурную детоксикацию. Цивилизация портит. (В этом они предвосхищают вердикт Руссо. ) Для них настоящие панки — это люди вроде нас с вами, которые нарушают нормы природы. Обратитесь к космополитизму, призывают они: следуйте универсальным законам природы, а не случайным локальным условностям, которые наполняют ваш разум бесполезной виной и страстями.
●
Французский философ восемнадцатого века Жан ле Рон д’Аламбер утверждал, что каждой эпохе нужен Диоген. Если бы кто-то появился сегодня, убедил бы он нас раздать все свое имущество, перебраться в бочку и жить как собака? Сделав природу арбитром нашего образа жизни, циники возвестили моральную революцию. Их примеру последовало большинство древних философов — от Платона и Аристотеля до стоиков и эпикурейцев. В эллинистический период философы заглядывали в колыбель, чтобы изучать указания природы у новорожденных, чье поведение еще не было искажено социальными влияниями. Но современные критические теоретики — феминистки, активисты за права гомосексуалистов, антирасисты — по понятным причинам с подозрением относятся к апелляциям к моральному авторитету природы. Слишком часто такими призывами злоупотребляли для оправдания шовинистических норм — патриархальных, гетеросексуальных, расистских — как будто они коренятся в естественном порядке, а не в репрессивных режимах власти. Циники приветствовали бы их критику, но они также предупреждали бы их, чтобы они не выплескивали ребенка вместе с водой из ванны. Они утверждают, что проблема с этими шовинистическими нормами заключается не в апелляции к природе, а в искажении того, что предписывает природа. Возьмем случай с правами животных: активисты, утверждающие, что шимпанзе или слоны наделены правами человека, не являющегося человеком, утверждают, что животные были лишены этих прав, потому что в прошлом их природа была искажена. Мог ли Ай Вэйвэй критиковать поврежденную жизнь через искусство, не имея представления о том, как выглядит неповрежденная жизнь?
Обратите внимание, однако, что древние философы, признающие авторитет природы, яростно расходятся во мнениях относительно того, во что этот авторитет выражается.