Эриксон э: Эрик Эриксон — Психологос

Жизненные стадии по Эриксону и их проявления поведении больных деменцией — Старость в радость

Майя Коденко кратко пересказывает труды зарубежных ученых

Эрик Эриксон, (1902-1994) психолог, психоаналитик.
Эриксон полагал, что характер человека хотя и формируется в детстве, но не раз и навсегда, а сохраняет способность значительно изменяться и дальше на каждом этапе жизни, которую он в свою очередь разделил на 8 возрастных стадий. Каждой стадии присущи свои собственные параметры развития, способные принимать положительные и отрицательные значения.
В болезни же все накопления «минусового» опыта могут вылезти на первый план, и влиять на характер и поведение человека во время болезни.

Не обязательно все эти симптомы и проявления присутствуют у каждого больного. Это описание, классификация всего. А так – биография, семья, воспитание, жизненные условия у каждого свои. Одно у одного, другое у другого, а у третьего ничего из нижеперечисленного.

Младенчество (с 0-1 год). Учебная задача на этот период (жизненное задание): Доверие и недоверие. Тема — «Надежда».
В этот период развивается параметр социального взаимодействия, положительным полюсом которого служит доверие, а отрицательным недоверие. Любили младенца, баюкали-ласкали, уделяли внимание — дитё чувствует, что мир, в общем, место уютное, а люди—существа отзывчивые и услужливые. Если же ребенок не получает должного ухода, не встречает любовной заботы, то в нем вырабатывается недоверие — боязливость и подозрительность по отношению к миру вообще, к людям в частности, и недоверие это он несет с собой в другие стадии его развития.

Необходимо подчеркнуть, однако, что вопрос о том, какое начало одержит верх, не решается раз и навсегда в первый год жизни, но возникает заново на каждой последующей стадии развития. Это и несет надежду и таит угрозу, потому что может доверие к миру может прерваться издевательством одноклассников, или наоборот, недоверчивый, окружение которого окажется лучше, чем было до этого, может начать доверять. И так в каждой фазе возможно изменение своих особенностей характера, полученных до этого.

У больного деменицей, достигшем во время младенчества «минусовой полюс», это может проявиться в том, что человек начинает обвинять других по каждому случаю. У них отсутствует чувство надежды (светлое чувство присущее каждому человеку), полный пессимизм, и они становятся «беспомощными».

2 стадия (1-3) Учебное задание: Самостоятельность и нерешительность. Тема Воля.
На этой стадии ребенок осваивает различные движения, учится не только ходить, но и лазать, открывать и закрывать, толкать и тянуть, держать, отпускать и бросать.
Если родители доверяют ребенку делать то, на что он способен, а каждый раз не торопят его, у ребенка вырабатывается ощущение, что он владеет своими мышцами, своими побуждениями, самим собой и в значительной мере своей средой — то есть у него появляется самостоятельность.
Но если воспитатели проявляют нетерпение и спешат сделать за ребенка то, на что он и сам способен, у него развивается стыдливость и нерешительность.
А также если в стремлении оградить ребенка от усилий родители проявляют постоянное усердие, неразумно и неустанно браня его за «несчастные случаи», будь то мокрая постель, запачканные штанишки, разбитая чашка или пролитое молоко, у ребенка закрепляется чувство стыда перед другими людьми и неуверенность в своих способностях управлять собой и окружением.
Если из этой стадии ребенок выйдет с большой долей неуверенности, то это неблагоприятно отзовется в дальнейшем на самостоятельности и подростка, и взрослого человека. И наоборот, ребенок, вынесший из этой стадии гораздо больше самостоятельности, чем стыда и нерешительности, окажется хорошо подготовлен к развитию самостоятельности в дальнейшем. И опять-таки соотношение между самостоятельностью, с одной стороны и стыдливостью и неуверенностью — с другой, установившееся на этой стадии, может быть изменено в ту или другую сторону последующими событиями.

Так вот.
Был у ребёночка минусовой опыт, то в болезни это проявится боязливостью что-то сделать или рискнуть и потерять контроль над ситуацией (по ступенькам вдруг начнёт бояться подняться, например, не знаю, какие ещё дела у старичков), безвольностью, неуверенностью в себе.

3 Период: Возраст игр (3-5) Жизненое задание: Предприимчивость и чувство вины.
Тема «Цель».
Дети, которым предоставлена инициатива в выборе моторной деятельности, которые по своему желанию бегают, борются, возятся, катаются на велосипеде, на санках, на коньках, вырабатывают и закрепляют предприимчивость. Закрепляет ее и готовность родителей отвечать на вопросы ребенка (интеллектуальная предприимчивость) и не мешать ему фантазировать и затевать игры. Но если родители показывают ребенку, что его моторная деятельность вредна и нежелательна, что вопросы его назойливы, а игры бестолковы, он начинает чувствовать себя виноватым и уносит это чувство вины в дальнейшие стадии жизни.

Плюсовой полюс — иннициатива и креативность. Минусовой — Недостаток самоуважения, страх быть недостойным любви, страх перед наказанием.
Поведение больных, старых людей: Страх попробовать новое, депрессии, чувство вины перед всем и вся, много плачут, и вообще поведение жертвы.

4 период – (6-11 лет) начальная школа. Учебное задание: Умелость или неполноценность.
Тема «компетентость»
Пребывание ребенка в школе и отношение, которое он там встречает, оказывает большое влияние на уравновешенность его психики. Ребенок, не отличающийся сметливостью, в особенности может быть травмирован школой, даже если его усердие и поощряется дома. Он не так туп, чтобы попасть в школу для умственно отсталых детей, но он усваивает учебный материал медленнее, чем сверстники, и не может с ними соревноваться. Непрерывное отставание в классе несоразмерно развивает у него чувство неполноценности.
Зато ребенок, склонность которого мастерить что-нибудь заглохла из-за вечных насмешек дома, может оживить ее в школе благодаря советам и помощи чуткого и опытного учителя. Таким образом, развитие этого параметра зависит не только от родителей, но и от отношения других взрослых.

+ полюс:доверие к адекватным основным социальным и интеллектуальным способностям.
— полюс: недостаток самоуверенности, чувство неудачника, начало развития аутсайдера.

У больного это может вылезти в виде обвинения других, принижении себя «я ничего не умею, ни на что не способен», депрессии.

Да, человек может и здоровым таким быть. Но речь об изменениях в характере заболевшего, о вдруг изменившемся поведении.

5 период – (12-18) Юность. Жизненное задание: Идентификация личности и путаница ролей.
Тема «Верность».
При переходе в пятую стадию ребенок сталкивается, как утверждает классический психоанализ, с пробуждением «любви и ревности» к родителям. Успешное решение этой проблемы зависит от того, найдет ли он предмет любви в собственном поколении. Эриксон не отрицает возникновения этой проблемы у подростков, но указывает, что существуют и другие.
Подросток созревает физиологически и психически, и в добавление к новым ощущениями желаниям, которые появляются в результате этого созревания, у него развиваются и новые взгляды на веши, новый подход к жизни.

Эриксон считает, что возникающий в этот период параметр связи с окружающим колеблется между положительным полюсом идентификации «Я» и отрицательным полюсом путаницы ролей. Иначе говоря, перед подростком, обретшим способность к обобщениям, встает задача объединить все, что он знает о себе самом как о школьнике, сыне, спортсмене, друге, бойскауте, газетчике и так далее. Все эти роли он должен собрать в единое целое, осмыслить его, связать с прошлым и проецировать в будущее. Если молодой человек успешно справится с этой задачей, психосоциальной идентификацией, то у него появится ощущение того, кто он есть, где находится и куда идет.

Если из-за неудачного детства или тяжелого быта подросток не может решить задачу идентификации и определить свое «Я», то он начинает проявлять симптомы путаницы ролей и неуверенность в понимании того, кто он такой и к какой среде принадлежит. Такая путаница нередко наблюдается у малолетних преступников. Девочки, проявляющие в подростковом возрасте распущенность, очень часто обладают фрагментарным представлением о своей личности и свои беспорядочные половые связи не соотносят ни со своим интеллектуальным уровнем, ни с системой ценностей. В некоторых случаях молодежь стремится к «негативной идентификации», то есть отождествляет свое «Я» с образом, противоположным тому, который хотели бы видеть родители и друзья.

Плюсовой полюс – вера в себя. Минусовой – неуверенность в себе. Забитый, можно сказать, подросток вырос.

В болезни может проявиться проигрыванием сексуальных чувств. Бабулька вдруг заявит, что у неё под кроватью лежит мужчина, она точно знает, гляньте. И вообще надо навесить ещё замков, мужики лезут в каждую щель. Это не значит, что она обязательно была распущеной в детстве. Это просто отзвук невыполненого жизненного задания найти себя.
Стараются понравиться.
Другое «Я» — могут вдруг начать называть себя другим именем.

6-ая стадия, начало зрелости (19-40). Задание жизни: Близость и одиночество. Тема — Любовь.
Период ухаживания и ранние годы семейной жизни, то есть от конца юности до начало среднего возраста.
Под близостью Эриксон понимает не только физическую близость. В это понятие он включает способность заботиться о другом человеке и делиться с ним всем сщественным без боязни потерять при этом себя. Так же как в случае идентификации, социальные условия могут облегчать или затруднять достижение близости. Это понятие не обязательно связано с сексуальным влечением, но распространяется и на дружбу. Между однополчанами, сражавшимися бок о бок в тяжелых боях, очень часто образуются такие тесные связи, которые могут служить образчиком близости в самом широком смысле этого понятия. Но если ни в браке, ни в дружбе человек не достигает близости, тогда, по мнению Эриксона, уделом его становится одиночество — состояние человека, которому не с кем разделить свою жизнь и не о ком заботиться.

Плюсовой полюс – способность к близости, привязанности к кому-либо. Минус – Чувство одиночества, отрицают потребность в близости, избегают конкуренцию и сотрудничество.

В болезни проявляется замыканием в себе, старанием изолировать себя от других, но при этом зависимостью от других.

7 стадия. Зрелость. (40-65). Учебная задача: Общечеловечность и самопоглощенность.
Период, когда дети стали подростками, а родители прочно связали себя с определенным родом занятий.
Общечеловечностью Эриксон называет способность человека интересоваться судьбами людей за пределами семейного круга, задумываться над жизнью грядущих поколений, формами будущего общества и устройством будущего мира. Такой интерес к новым поколениям не обязательно связан с наличием собственных детей — он может существовать у каждого, кто активно заботится о молодежи и о том, чтобы в будущем людям легче жилось и работалось.
Тот же, у кого это чувство сопричастности человечеству не выработалось, сосредоточивается на самом себе и главной его заботой становится удовлетворение своих потребностей и собственный комфорт.

В болезни:
Держатся за старую социальную роль. Врач, учитель, коллега, соседка, мать, и т.д.
Указывают другим, что и как им делать.
Не признают своё старение.

Это единственный пункт, который вызвал не то что сомнение, а наверно я его не поняла. Не смогла спроецировать на себя и обдумать, логично такое поведение или нет. Наверно всё-таки недостаток жизненного опыта сказывается…)

Последная, 8-ая стадия. Старость (от 65 и до четырёх гвоздей). Цельность и безнадежность.
На восьмую и последнюю стадию в классификации Эриксона приходитсяпериод, когда основная pa6oта жизни закончилась и для человека наступает время размышлений и забав с внуками, если они есть. Психосоциальный параметр этого периода заключен между цельностью и безнадежностью. Ощущение цельности, осмысленности жизни возникает у того, кто, оглядываясь на прожитое, ощущает удовлетворение.
Тот же, кому прожитая жизнь представляется цепью упущенных возможностей и досадных промахов, осознает, что начинать все сначала уже поздно и упущенного не вернуть. Такого человека охватывает отчаяние при мысли о том, как могла бы сложиться, но не сложилась его жизнь.

Поведение больных деменцией: уныние, подавленость, отвращение к миру, обвинение других или себя за свои собственные ошибки.

Вывод: тот кто прожил жизнь без комплексов и ни о чём не жалеет, тот умрёт спокойно.
В общем я когда это всё услышала на лекции, то даже как-то задумалась, жить дальше или умереть уже сейчас? Чем дальше в лес, тем страшнее заболеть. Это что только во мне не вылезет! А если ещё учесть и нереализованные жизненные потребности (см. завтра). Там вопшэ… бедный персонал, будут медбратья от меня бегать.

Если кому интересны подробности про стадии поищите в инете. Я сама, задолбавшись находить наиболее точное слово при переводе, и строить красивое предложение плюнула и нашла в инете уже готовый перевод того же самого. http://www.sociology.mephi.ru/docs/sociologia/html/D_elkind%20-%20erik_erik_i_8_stadiy.html
Видно одну и ту же статью на все языки переводят. Лишь дополнение про деменцию я нашла только на немецком, и в своём учебнике.

Вышенаписанное – только начало, пазл. То есть может быть, что при прочтении возникло чувство, что чего-то не хватает для полноты понимания, и написанное само по себе ни к селу ни к городу. Дальше будет про потребности и их неисполнение, и как это проявится в деменции (уверена, некоторые из ухаживающих узнают своё, в смысле у своих больных) – вторая часть этой «подтемы». Потом про стадии, потом про символы… Этих пазлов будет несколько, и то что неясно в одном, дополнится в другом посте. А после пятого, возможно, многое из происходящего станет понятно, а может даже всё.

Источник

Эриксон Эрик. Большая российская энциклопедия

Психологи

Области знаний:
Психоанализ
Другие наименования:
Эриксон Эрик Хомбургер
Дата рождения:
1902 год
Дата смерти:
1994 год
Историческое государство:
Германская империя
Современное государство:
Германия, США
Сфера деятельности:
Возрастная психология и психология развития, Консультирование и психотерапия

Э́риксон Э́рик, Эрик Хомбургер Эриксон (Erik Homburger Erikson) (15.6.1902, Франкфурт-на-Майне – 12. 5.1994, Харуич, штат Массачусетс), немецко-американский психолог и психотерапевт, представитель неофрейдизма, создатель жанра психоистории. В юности был странствующим художником, в 1927–1933 гг. преподавал рисование в школе А. Фрейд, одновременно посещал семинары Венского института психоанализа. Член Венского психоаналитического общества и Международной психоаналитической ассоциации (1933). С 1933 г. – в эмиграции в США. В 1930–1940-х гг. занимался психоаналитической практикой в Бостоне, Гарвардском университете, Йельском институте человеческих отношений, участвовал в полевых исследованиях культурантропологов в резервациях Южной Дакоты; эти наблюдения составили основу его первой книги «Детство и общество» («Childhood and society», 1950, рус. пер. 1996). В 1939–1950 гг. преподавал в Калифорнийском (Беркли) и Питтсбургском университетах. В 1958 г. опубликовал первый опыт психоисторического исследования – книгу «Молодой Лютер» («Young man Luther», рус. пер. 1996). С 1960 г. – профессор в Гарвардском университете. Национальная премия США за книгу «Правда Ганди» («Gandhi’s truth», 1969).

Философско-психологическая концепция Э. Эриксона складывалась в русле общей для неофрейдизма тенденции к социокультурному переосмыслению классического психоанализа, под влиянием эго-психологии (А. Фрейд, Х. Хартман) и сравнительной культурантропологии (М. Мид). В центре концепции – понятие психосоциальной идентичности, включающей такие аспекты, как непрерывность самосознания на фоне меняющихся объектов опыта («эго-идентичность»), констатация нормы/отклонения психического развития в онтогенезе («личностная идентичность»), принадлежности той или иной человеческой общности (групповая идентичность) и определённому сегменту истории («психоисторическая идентичность»), наконец, психологическая устойчивость человека перед лицом небытия («экзистенциальная идентичность»). Психологическим механизмом, обеспечивающим психосоциальное тождество индивида, является деятельность Я (эго-синтез).

Э. Эриксон рассматривал жизненный цикл личности как совокупность 8 сменяющих друг друга стадий развития, из которых первые 4 соответствуют классическим фазам формирования детской сексуальности по З.  Фрейду. Определяющим фактором развития индивида выступает общение его со значимыми другими. По мере разрешения нормативных «кризисов идентичности», соответствующих социально-возрастной стадии развития индивида, он поэтапно обретает базовое доверие/недоверие к миру, способность к свободному волеизъявлению, инициативности, навыки интимности и взаимных связей и т. д. Кульминацией становления идентичности является юность, когда происходит реинтеграция детского и подросткового опыта, а формирование идентичности, бессознательное в своих мотивационных истоках, впервые приобретает саморефлексивный характер. В период психосоциального моратория – своеобразного периода отсрочки взрослой жизни, которую общество предоставляет молодёжи для её ролевых и мировоззренческих поисков, – новое поколение примеряет на себя духовное содержание эпохи и либо принимает его, либо вступает с ним в противоречие, переживаемое как затянувшийся и даже патологический кризис идентичности. История предстаёт как континуум индивидуальных жизненных циклов, где главной силой социального обновления выступает психоисторический потенциал молодёжи.

Предмет психоистории, выступающей вспомогательным инструментом традиционного исторического исследования, составляют умонастроения, верования, эмоциональные и нравственные стереотипы и трансформация их в духовных исканиях творческой личности. Переломные исторические эпохи, когда сужается привычный горизонт бытия и преобладают подавленность, разочарование и страх, Эриксон называл периодами вакуума идентичности. Внутренние конфликты выдающихся личностей (Т. Джефферсона, М. Лютера, М. К. Ганди, Б. Шоу, М. Горького, М. Л. Кинга) Эриксон рассматривал как обострённое переживание социально-психологических и нравственных проблем их времени и культуры, связывая историческую значимость личности и её социально-культурных инноваций с адекватной интериоризацией ею духовных противоречий эпохи.

Якимова Екатерина Витальевна

Дата публикации:  27 сентября 2022 г. в 11:11 (GMT+3)

Эрик Эриксон | Кафедра психологии

ДОМ / ЛЮДИ /

(1902-1994)
Психосоциальная теория развития человека
Психобиография

Эрик Эриксон (Источник: Wikimedia Commons)

Отношения Эрика Эриксона с Гарвардом длились десятилетиями, что совпало с некоторыми из его самых влиятельных работ. Родившийся во Франкфурте и обучавшийся психоанализу в Вене у Анны Фрейд, Эриксон приехал в Бостон в 1933. Он согласился стать научным сотрудником Гарвардской психологической клиники; в связи с этой должностью Эриксон начал работать над дипломом психолога в Гарварде. Оказавшись в противоречии с количественной, эмпирической направленностью факультета психологии Гарварда, Эриксон прекратил учебу в 1936 году, так и не получив ученой степени. В течение следующих двух десятилетий он преследовал свои интересы в области человеческого развития, проводя исследования в Йельском университете и Беркли, а также продолжая свою частную психоаналитическую практику.

Гуманистическая теория психосоциального развития Эриксона существенно отличалась от традиционной фрейдистской психосексуальной теории человеческого развития по двум причинам. Эриксон считал, что человеческая личность продолжает развиваться после пяти лет, и считал, что развитие личности напрямую зависит от разрешения экзистенциальных кризисов, таких как доверие, автономия, близость, индивидуальность, целостность и идентичность (которые рассматривались в традиционном понимании). психоаналитическая теория как побочный продукт разрешения сексуальных кризисов). Очень влиятельная теория восьми стадий развития Эриксона также расширила первоначальные пять стадий Фрейда, чтобы охватить годы жизни после раннего детства. В рамках этой теории Эриксон представил и описал характеристики подросткового кризиса идентичности и кризиса среднего возраста у взрослых.

Несмотря на отсутствие докторской степени, Эриксон вернулся в Гарвард в 1960 году в качестве профессора человеческого развития и лектора психиатрии в Гарвардской медицинской школе, и его пригласили стать неофициальным членом Департамента социальных отношений. Там он преподавал популярные курсы для студентов и аспирантов по человеческому развитию. В последующее десятилетие Эриксон опубликовал три книги: «Проницательность и ответственность» (1964 г.), «Молодость идентичности и кризис» (1968 г.) и «Правда Ганди» (1969 г.). Последняя получила Пулитцеровскую премию и Национальную книжную премию.

Эриксон был награжден AM (с отличием) при назначении в 1960 году и LLD (с отличием) в 1978 году. Он ушел в отставку с должности почетного профессора в 1970 году. 20 век.

Источники

Коулз Р., Хант Р. и Махер Б. (2002). Эрик Эриксон: Минута памяти факультета искусств и наук. Архив Гарвардского вестника. Получено 17 октября 2007 г. с http://www.hno.harvard.edu/gazette/2002/03.07/22-memorialminute.html.

Выдающиеся психологи 20 века. (июль/август 2002 г.). Монитор по психологии, 33(7), с.29.

Фридман, LJ (1999). Архитектор идентичности; Биография Эрика Х. Эриксона. Scribner Book Co., Нью-Йорк.

SCIRP Открытый доступ

Издательство научных исследований

Журналы от A до Z

Журналы по тематике

  • Биомедицинские и медико-биологические науки.
  • Бизнес и экономика
  • Химия и материаловедение.
  • Информатика. и общ.
  • Науки о Земле и окружающей среде.
  • Машиностроение
  • Медицина и здравоохранение
  • Физика и математика
  • Социальные науки. и гуманитарные науки

Журналы по теме

  • Биомедицина и науки о жизни
  • Бизнес и экономика
  • Химия и материаловедение
  • Информатика и связь
  • Науки о Земле и окружающей среде
  • Машиностроение
  • Медицина и здравоохранение
  • Физика и математика
  • Социальные и гуманитарные науки

Публикация у нас

  • Подача статьи
  • Информация для авторов
  • Ресурсы для экспертной оценки
  • Открытые специальные выпуски
  • Заявление об открытом доступе
  • Часто задаваемые вопросы

Публикуйте у нас  

  • Представление статьи
  • Информация для авторов
  • Ресурсы для экспертной оценки
  • Открытые специальные выпуски
  • Заявление об открытом доступе
  • Часто задаваемые вопросы

Подпишитесь на SCIRP

Свяжитесь с нами

клиент@scirp.
org
+86 18163351462 (WhatsApp)
1655362766
Публикация бумаги WeChat
Недавно опубликованные статьи
Недавно опубликованные статьи

Подпишитесь на SCIRP

Свяжитесь с нами

клиент@scirp.

About the Author

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Related Posts