Эрик Эриксон, психолог, психотерапевт
Годы жизни: 15 июня 1902 г. – 12 мая 1994 г.
Работая в реабилитационной клинике с ветеранами Второй мировой войны, Эрик Эриксон заметил, что его пациенты выглядят испуганными, потерянными. Любое непредвиденное обстоятельство вызывает у них стресс. Им казалось, что «они не знают, кто же они в действительности». Эриксону было знакомо это чувство – он сам не раз испытывал его в детстве и юности. Позже он разработал теорию развития личности и дал название этому состоянию – «кризис идентичности». Оно стало общепризнанным в мировой психологии.
Один из ранних кризисов самого Эрика был связан с его происхождением. Его настоящий отец неизвестен: родители расстались еще до рождения сына. Мать, датская еврейка, перебралась из Дании в Германию, где в 1904 году вышла замуж за врача Теодора Хомбургера. Эрик считал его родным отцом, а себя продолжал считать немцем даже после того, как узнал правду. В кругу сверстников Эриксон был для всех чужаком.
Официально усыновленный отчимом в 1911 году, Эрик долго носил его фамилию, даже первые психоаналитические статьи подписывал как Хомбургер. В 39 лет он взял себе псевдоним. Дословно «Эриксон» означает «сын Эрика». Так Эриксон «усыновил сам себя».
Интерес к психологии проснулся у Эрика далеко не сразу. После окончания гимназии он путешествовал по Европе, потом поступил в художественную школу – вопреки наставлениям отчима-педиатра заняться медициной. В Мюнхене Эриксон изучал основы живописи, выставлял там свои резные работы по дереву и гравюры. Затем вел жизнь свободного художника в Италии.
В 1927 году в Вене он устроился преподавателем живописи в экспериментальную школу, основанную дочерью Зигмунда Фрейда Анной. В этой школе занимались дети, чьи родители проходили курс психоанализа. Неудивительно, что вскоре Эриксон познакомился и с самим Фрейдом, заинтересовался психоанализом.
Анна Фрейд начала проводить с ним ежедневные сеансы психоанализа в доме своего отца. В это же время Эриксон стал посещать занятия в Венском институте психоанализа. Завершив обучение в 1933 году, он признался, что нашел, наконец, то, что искал: личную и профессиональную идентичность.В 1929 году в венском замке на маскараде Марди-Гра Эриксон встретил канадку Джоан Серсон и почти сразу же влюбился в нее. Джоан была хореографом, педагогом и социологом. Несколько месяцев спустя они поженились, а в 1933 году, после прихода к власти Гитлера, эмигрировали в США. В их семье родилось четверо детей. Старший сын, Кай Т. Эриксон, станет выдающимся американским социологом.
В Соединенных штатах Эриксон практикует как детский психоаналитик, работает на медицинском факультете Гарварда, а в 1936 году начинает преподавать в Йельском университете. Встречи с выдающимися учеными – антропологом Рут Бенедикт, этнографом Маргарет Мид, психологом Куртом Левином – укрепили его намерение соединить психоанализ с антропологией и психологией.
В 1938 году Эрик Эриксон отправился в экспедицию в штат Южная Дакота, чтобы наблюдать за детьми индейского племени сиу. Молодые индейцы не хотели учиться, пребывали в апатии. В индейской резервации процветали воровство и алкоголизм. Изучив жизнь племени, Эриксон пришел к выводу, что причина проблем – в противоречиях между двумя системами ценностей, традиционной и новой, американской.
В американской школе детям индейцев, которые веками были охотниками и кочевниками, прививали чуждые им идеи частной собственности и конкуренции. Это вызывало ощущение потери культурной традиции и размывало представление о себе. Чуть позже с этим же признаком кризиса идентичности Эриксон столкнется в клинике для ветеранов Второй мировой. Испытав сильнейшее эмоциональное потрясение в военные годы, солдаты не могли найти свое место в мирных условиях, заболевали неврозом. Им предстояло сформировать новую идентичность.
В 1939 году Эриксон с семьей перебирается в Калифорнию. Он продолжает работать с детьми, изучает антропологию и историю, преподает в Калифорнийском университете. Только в 1950 году вышла в свет его первая книга – «Детство и общество». В ней сформулированы и изложены почти все основные эриксоновские идеи: концепция личности, жизненного цикла; сравнение разных культур, понятие психобиографии. Книга стала бестселлером и была переведена на десятки языков.
В том же 1950 году ученый стал жертвой «охоты на ведьм» (маккартизма): его заподозрили в симпатиях к коммунистам, и он был вынужден уйти из университета. Позднее его восстановили в должности профессора, однако он сам отказался от нее из солидарности с либерально настроенными коллегами. Эриксон устроился в Центр Остена Риггса (Массачусетс), один из ведущих психоаналитических институтов тех лет. Преподавал в Гарварде и других университетах страны. В этот период он изучал судьбы и характеры выдающихся людей – Мартина Лютера, Махатмы Ганди и других. Его книга «Истина Ганди» (1969) получила Пулитцеровскую премию и Национальную книжную премию США.
В 1970 году Эриксон оставил преподавание в Гарварде и поселился вместе с женой в Сан-Франциско. Их последние работы и исследования, продолжавшиеся вплоть до смерти ученого в 1994 году, посвящены главным образом старости и последней стадии жизненного цикла.
Идеи Эрика Эриксона, центральные из которых – концепция идентичности и теория развития личности и жизненного цикла, – оказали огромное влияние на развитие психологии.
Чувство вины: зачем оно нам и можно ли от него избавиться
Казалось бы, мы гораздо раскованнее во многих вопросах, чем, скажем, поколение наших мам и бабушек. Значит ли это, что мы постепенно освобождаемся от чувства вины? Нет, уверены наши эксперты.
Как разговаривать с младенцами
В любом случае — не менее внимательно, искренне и честно, чем со взрослыми, ведь маленькому ребенку это помогает внутренне развиваться и расти. Но как найти верные слова для разговора с новорожденным?
Стать хозяином своей судьбы
Почему одни из нас с досадой ощущают, что жизнь течет сама, помимо нашей воли, другие же (как кажется) легко берут происходящее в свои руки? Поговорить о том, что нужно, чтобы стать хозяином своей судьбы, мы пригласили психологов и психотерапевтов.
Возраст наших желаний
В двадцать лет и в шестьдесят мы вкладываем в слова «получать удовольствие от жизни» разный смысл: у каждого возраста свои особенности, свои задачи и свои радости. Объяснения нашего эксперта.
Можно ли хорошо наказать своего ребенка?
Нас пугает само слово «наказание»: в нем слышится отзвук времен, когда отношения в семье строились лишь на подчинении. Сегодня мы убеждены в необходимости любви и диалога в воспитании. Но как правильно установить границы, без которых ребенку трудно сохранить душевное равновесие?
Кризис 30 лет и декрет — удачное совпадение?
По данным Росстата, средний возраст рождения первого ребенка у женщин приближается к тридцати годам. А значит, появление детей нередко приходится на начало возрастного кризиса. Хочется самореализации, а приходится сидеть дома с ребенком. Что же может быть хорошего в том, что два кризиса накладываются друг на друга? Рассказывает психолог Вера Якупова.
«Измерять свою ценность карьерными достижениями — большая ошибка»
Как вы понимаете, успешна ваша жизнь или нет? И что позволяет вам судить об этом — размер зарплаты, должность, звание, признание сообщества? Позитивный психолог Эмили Исфахани Смит объясняет, почему опасно связывать успех с карьерой и социальным престижем.
Почему мы не доверяем людям
В небольших дозах недоверие уберегает от разочарований. Однако если оно начинает преобладать в отношениях, мы рискуем оказаться изолированными от всех. Советы экспертов, как вновь обрести доверие и уверенность.
7 книг для первого знакомства с психологией. Выбор Галии Нигметжановой
Мы продолжаем серию публикаций «7 книг для первого знакомства с психологией». Мы попросили наших экспертов составить списки таким образом, чтобы в них были представлены книги по саморазвитию, по детской и/или семейной психологии, по вопросам социальных отношений и проблемам отношений в паре.
Восемь стадий развития личности: через что мы проходим
Известный психолог Эрик Эриксон считал, что нашу жизнь можно разделить на 8 стадий развития. Все они предопределены, на каждой стадии возникает кризис, и если преодолеть его не удается, это наносит урон нашему «Я». Но есть и хорошая новость: личность развивается всю жизнь, а значит, «пока играет музыка», не все потеряно.
Хотим ли мы жить в одиночку?
Быть одиноким больше не значит быть неудачником. Жизнь соло намного свободней и проще, чем жизнь в паре, чреватая конфликтами и сложностями. Значит, те, кто так думает, не нуждаются в серьезных отношениях?
Возрастной кризис: 7 книг о жизненных переменах
Кризис среднего возраста — не единственное перепутье в нашей жизни: каждому из нас предстоит несколько «развилок» в юности, зрелости и старости. От того, с каким результатом мы их пройдем, какие задачи решим, а какие оставим без ответа, зависит наше отношение к жизни и, собственно, весь дальнейший путь. Вот несколько книг об этом.
Зачем мы ищем своих предков
Многие из нас хотят больше знать о своей семейной истории, и в последние годы этот интерес стал особенно заметен. А другие не видят никакого смысла в поиске корней. Попробуем разобраться.
Селфи: когда игра перестает ею быть?
Современная культура «подкидывает» нам все новые способы удовлетворения естественной потребности быть любимыми. Но где та грань, за которой наступает нарциссический самообман и зависимость от собственного визуального образа? Объясняет клинический психолог Елена Теодоровна Соколова.
Борис Цирюльник: «Я решился заговорить»
Известный нейропсихолог, этолог и психотерапевт Борис Цирюльник написал множество книг. Большинство – о своей работе, несколько – о себе. Мы публикуем размышления Бориса Цирюльника о писательском труде и понимании своего места в мире.
Колумбы третьего возраста
Детство, молодость, зрелость, что дальше? Раньше после пятидесяти жизнь заканчивалась или теряла краски. Теперь эти годы (или десятилетия) называются «третий возраст». Как сочинить себе увлекательную вторую половину жизни уже сегодня?
Внутренний возраст: почему нас это волнует?
Психологическая характеристика возраста становится для нас едва ли не более важной, чем физическая. Молодость, зрелость, старость — это данность, которую нужно принять? Или все зависит от того, как мы сами себя ощущаем, и главное — это наш внутренний возраст?
М. Бейтсон «Возраст активной мудрости. Будущее, которое мы сочиняем»
За прошлый век средняя продолжительность жизни увеличилась на 20 лет. О том, что делать с этим временем, подаренным нам современной медициной, размышляет антрополог Мэри Кетрин Бейтсон.
«Подросток живет дома, как в гостинице»
Подростку нужно обозначить свою территорию, объясняет психолог Людмила Петрановская. Но это не значит, что следует предоставить ему дома полную свободу. Еще более он нуждается в том, чтобы научиться выстраивать отношения с близкими и разделять с ними обязанности.
Эрик Эриксон — фото, биография, личная жизнь, причина смерти, психолог
Биография
Эрик Эриксон — психолог и психоаналитик, изучавший развитие психики в ходе онтогенеза и разработавший эпигенетическую теорию развития личности. Ему принадлежит создание термина «кризис идентичности». Ученый реализовался как теоретик и практик, преподавая в престижных учебных заведениях и ведя приемы в клиниках. Кроме того, он стал автором книг по профильному направлению.
Детство и юность
Эрик Хомбургер Эриксон родился 15 июня 1902 года во Франкфурте-на-Майне и оказался плодом тайной связи Карлы Абрахамсен и неизвестного датчанина еврейского происхождения. В этот период женщина была замужем за биржевым маклером Вальдемаром Саломонсеном, поэтому сын получил его фамилию.
Спустя время Карла окончила курсы медсестры и сбежала в Карлсруэ, где прошли юные годы Эрика. В 1904-м мать мальчика сочеталась браком с педиатром Теодором Хомбургером. Спустя 7 лет отчим официально усыновил ребенка. Карла воспитывала сына в еврейских традициях.
Внешность мальчика не соответствовала национальности. В Еврейской религиозной школе приятели высмеивали его за светлые волосы и голубые глаза, а в обычной школе он терпел издевки за вероисповедание. Смешение идентичностей спровоцировало внутренний конфликт, и юноша все чаще задумывался о своем происхождении.
Будучи гимназистом, Эрик увлекался искусством, языками и гуманитарными науками. Отчим хотел, чтобы по окончании школы он поступил в медицинский институт, но пасынок стал учеником художественной школы в Мюнхене.
Вскоре молодой человек оставил обучение. Некоторое время он путешествовал по Европе, посещая города Германии и Италии в компании друга детства Питера Блоса. Эриксон зарабатывал продажей эскизов, но понимал, что никогда полноценно не свяжет биографию с искусством. Вернувшись в Карлсруэ, он принял предложение Блоса переехать в Вену и стать учителем живописи в местной школе.
Педагогический талант наставника оценила богатая заказчица, которая наняла его для обучения детей. Слухи о том, что Эриксон отлично ладит с малышами и подростками, разошелся по округе. Наставника начали приглашать другие родители. Среди них были друзья Анны и Зигмунда Фрейд.
Личная жизнь
Эрик Эриксон женился в 1930 году. Его избранницей стала танцовщица и художница из Канады Джоан Моуэт Серсон. Знакомство пары состоялось на балу. Жена подарила мужчине двух сыновей и дочь. Находясь в браке, психолог принял христианство.
Когда в 1933-м стало ясно, что приход к власти Адольфа Гитлера влечет за собой нацистскую угрозу, Эрик вместе с супругой и детьми уехал в Копенгаген. Обеспечить датское гражданство не получилось, поэтому семья перебралась в США, где этот вопрос не стоял так остро, а строить личную жизнь было проще.
В конце 1930-х психолог взял фамилию Эриксон, а фамилия отчима стала вторым именем.
Научная деятельность
В возрасте 25 лет Эрик познакомился с четой Фрейд. Дочь психоаналитика Анна помогла ему стать слушателем лекций в Венском психоаналитическом институте. Молодой человек занялся детской психологией. Параллельно он изучал методику Монтессори, в основе которой лежит внимание к развитию ребенка и этапам половых изменений. В 1933-м психолог получил диплом.
Переехав в США, Эриксон стал первым детским психоаналитиком в Бостоне. Поначалу работал в Массачусетской больнице, затем в Центре судьи Бейкера и Гарвардской медицинской школе. Он также был врачом психологической клиники. В 1936-м Эрику предложили должность в Медицинской школе и Институте социальных отношений в Йельском университете. Помимо психоанализа, исследователь занимался изучением связи антропологии и психологии, взаимодействуя с авторитетными представителями обоих направлений.
В 1938 году Эриксон завершил работу в Йеле и отправился в Южную Дакоту, чтобы наблюдать за племенем сиу, а затем ознакомился с традициями племени юрок в Калифорнии. Сопоставив особенности детского развития в сообществах, психолог нашел различия. Они мотивировали ученого на исследования в области воздействия на психику событий, происходящих в подростковом возрасте. Спустя год вместе с семьей Эриксон переехал в Калифорнию, где присоединился к команде Института социального обеспечения Беркли, исследующего детское развитие. Он также практиковал в Сан-Франциско.
На новом месте Эрик повторно отправился в племя юрок и завершил второе исследование. В 1950-м опубликовали книгу «Детство и общество», которая принесла ему известность. В ней описывались мысли относительно мира детства и влияния на него социума. В том же году ученый покинул стены Калифорнийского университета.
В период с 1951 по 1960 год Эрик Эриксон преподавал в Центре Остина Риггса и работал с эмоционально неблагополучными молодыми людьми. Параллельно он выступал в Университете Питтсбурга в качестве приглашенного профессора. В 1958-м опубликовали книгу ученого под названием «Молодой Лютер».
Вернувшись в Гарвард в конце 1960-х, он занимал должность профессора вплоть до 1970-го. В 1968-м вышла книга Эриксона «Идентичность: юность и кризис». В 1973-м исследователь выступил чтецом на Джефферсонской лекции и получил высшую награду США от Национального гуманитарного фонда.
Ученый сделал весомый вклад в психологию. Принимая теорию Фрейда, он не концентрировался на идее отношений детей и родителей, а ставил во главу угла интерес к личности. Его теория развития личности разделяла психологическое становление не на 5 этапов, а на 8 стадий жизненного цикла. Кроме описанных Фрейдом фаз, в схеме появились еще 3 периода взрослого состояния.
Рассуждая о путанице в идентичности, Эриксон создал следующую периодизацию стадий развития: орально-сенсорная, мышечно-анальная, локомоторно-генитальная, латентная, подростковая, ранняя зрелость (молодость), средняя зрелость, поздняя зрелость (старость).
Он придавал большое значение эго, считая, что его идентичность позволяет каждому человеку быть индивидуальностью. Ролевые искажения ведут к тому, что субъект может не состояться как член социума. Исследователь считал, что окружающая среда в значительной мере влияет на адаптацию ребенка, формирование самосознания и идентичности. Эго отвечает за гармонию с окружением, личностный рост и реализацию, уверенность в своих силах.
Смерть
Эрик Эриксон скончался 12 мая 1994 года. Причиной смерти оказались сопутствующие преклонному возрасту заболевания. Последнее пристанище он нашел в городе Харуич, в штате Массачусетс. Вместе с супругой психолог похоронен на кладбище конгрегационалистской церкви.
Труды ученого востребованы и по сей день, а его фото размещают в учебниках и книгах о возрастной психологии.
Библиография
- 1950 — «Детство и общество»
- 1958 — «Молодой Лютер. Историко-психоаналитическое исследование»
- 1959 — «Идентичность: юность и кризис»
- 1969 — «Истина Махатмы Ганди: о происхождении воинствующего ненасилия»
- 1978 — «Взрослый период»
- 1986 — «Жизненная вовлечённость в старости»
- 1987 — «Жизненный цикл завершён»
Интересные факты
- В произведениях автор описывал путаницу идентичности, с которой столкнулся лично. Мужчина признавался, что она приводила его к состоянию, граничащему с неврозом и психозом. В решении проблемы помогла смена фамилии. Дети психолога обрадовались изменениям, ведь их больше не дразнили «гамбургерами».
- Эрику Эриксону часто приписывают родство с Милтоном Эриксоном, другим специалистом в области психологии, но они были однофамильцами. Зато сын Эрика Кай стал известным в США социологом.
- В 1970 году библиография ученого пополнилась книгой «Истина Ганди», за которую он получил Пулитцеровскую премию в области нехудожественной литературы.
- Психолог сформулировал «Золотое правило поведения» для тех, кто регулярно связан с коммуникациями. В соответствии с этим нужно вести общение так, чтобы оно давало новые силы и энергию всем его участникам.
- Эго-психология стала одним из направлений неофрейдизма.
Эрик Эриксон | Институт Эриксона
Эрик Эриксон | Институт Эриксона Перейти к основному содержаниюС момента основания Института Эриксона мы стремимся подготовить специалистов по раннему развитию нового типа, обладающих глубоким пониманием развития ребенка.
Чтобы отразить этот уникальный подход, школа была переименована в 1969 году в честь известного психоаналитика Эрика Х. Эриксона, бывшего коллеги соучредителя Института Эриксона Марии Пирс. Он первым предположил, что дети — это не просто биологические организмы, но и продукты ожиданий, предрассудков и запретов общества.
Об Эрике Эриксоне
Эрик Эриксон, один из самых влиятельных психоаналитиков 20-го века, родился в 1902 году во Франкфурте-на-Майне, Германия. После окончания средней школы он переехал во Флоренцию, чтобы продолжить свой интерес к искусству, и в 1927 году стал учителем рисования в психоаналитически просвещенной школе для детей, основанной Дороти Берлингхэм и Анной Фрейд в Вене.
Этот переезд изменил его жизнь и карьеру. Он получил сертификат школы Марии Монтессори, а затем приступил к психоаналитическому обучению в Венском психоаналитическом институте. К 19В 36 лет он присоединился к Институту человеческих отношений, входящему в состав отделения психиатрии Йельского университета.
Наследие Эриксона
Самой известной работой Эриксона является его теория о том, что каждый этап жизни связан с определенной психологической борьбой, борьбой, которая способствует развитию одного из основных аспектов личности. Его развитие — от доверия к автономии, инициативе, трудолюбию, идентичности, близости, продуктивности и целостности — было задумано как последовательная реорганизация структур эго и характера. Каждая фаза была потенциальным корнем более позднего здоровья и патологии.
Сосредоточившись как на социальном, так и на психологическом уровне, стадии Эриксона представляли собой квантовый скачок во фрейдистской мысли, которая подчеркивала психосексуальную природу развития. Хотя большая часть его теоретической работы с тех пор подверглась сомнению, базовая концепция развития Эриксона — конфликт, обсуждаемый в контексте отношений, — продолжает освещать наше мышление, как и концепция кризиса идентичности, путаница ролей, которую впервые определил Эриксон.
Человеческое развитие в социальном контексте
Еще одним долговременным вкладом является акцент Эриксона на том, чтобы поместить детство непосредственно в контекст общества. Он выдвинул идею о том, что дети — это не просто живущие биологические организмы и не продукт изолированной психики. Скорее, они развиваются в контексте ожиданий, запретов и предрассудков общества.
Еще одним важным вкладом работы Эриксона является представление о том, что личность формируется на протяжении всей жизни, а это означает, что опыт более поздних лет жизни может излечить или облегчить проблемы в раннем детстве.
Наконец, Эриксон активно выступал за «новое образование детей», основанное на самопознании и сложном мировоззрении, презирающем «непосредственные диагнозы здоровья или болезни, суждения о хорошем или плохом или советы о том, «как поступить». Вера Эриксона в сложность и устойчивость детей, а также в важность взаимности в отношениях, помогающих отношениям, побудила основателей Института Марию Пирс, Барбару Боуман и Лоррейн Уоллах назвать Институт в его честь.
Эрик Эриксон | Кафедра психологии
ДОМ / ЛЮДИ /
(1902-1994)
Психосоциальная теория развития человека
Психобиография
Отношения Эрика Эриксона с Гарвардом длились десятилетиями, что совпало с некоторыми из его самых влиятельных работ. Родившийся во Франкфурте и обучавшийся психоанализу в Вене у Анны Фрейд, Эриксон приехал в Бостон в 1933 году. Он согласился стать научным сотрудником Гарвардской психологической клиники; в связи с этой должностью Эриксон начал работать над дипломом психолога в Гарварде. Оказавшись в противоречии с количественной и эмпирической направленностью факультета психологии Гарварда, Эриксон прекратил учебу в 1919 году.36, не закончив ученую степень. В течение следующих двух десятилетий он преследовал свои интересы в области человеческого развития, проводя исследования в Йельском университете и Беркли, а также продолжая свою частную психоаналитическую практику.
Гуманистическая теория психосоциального развития Эриксона существенно отличалась от традиционной фрейдистской психосексуальной теории человеческого развития по двум причинам. Эриксон считал, что человеческая личность продолжает развиваться после пяти лет, и считал, что развитие личности напрямую зависит от разрешения экзистенциальных кризисов, таких как доверие, автономия, близость, индивидуальность, целостность и идентичность (которые рассматривались в традиционном понимании). психоаналитическая теория как побочный продукт разрешения сексуальных кризисов). Очень влиятельная теория восьми стадий развития Эриксона также расширила первоначальные пять стадий Фрейда, чтобы охватить годы жизни после раннего детства. В рамках этой теории Эриксон представил и описал характеристики подросткового кризиса идентичности и кризиса среднего возраста у взрослых.
Несмотря на отсутствие докторской степени, Эриксон вернулся в Гарвард в 1960 году в качестве профессора человеческого развития и лектора психиатрии в Гарвардской медицинской школе, и его пригласили стать неофициальным членом Департамента социальных отношений.