Эриксон Эрик Гомбургер | |
1902-1994 | БИОГРАФИЧЕСКИЙ УКАЗАТЕЛЬ |
XPOHOCВВЕДЕНИЕ В ПРОЕКТФОРУМ ХРОНОСАНОВОСТИ ХРОНОСАБИБЛИОТЕКА ХРОНОСАИСТОРИЧЕСКИЕ ИСТОЧНИКИБИОГРАФИЧЕСКИЙ УКАЗАТЕЛЬПРЕДМЕТНЫЙ УКАЗАТЕЛЬГЕНЕАЛОГИЧЕСКИЕ ТАБЛИЦЫСТРАНЫ И ГОСУДАРСТВАЭТНОНИМЫРЕЛИГИИ МИРАСТАТЬИ НА ИСТОРИЧЕСКИЕ ТЕМЫ
КАРТА САЙТААВТОРЫ ХРОНОСАРодственные проекты:РУМЯНЦЕВСКИЙ МУЗЕЙДОКУМЕНТЫ XX ВЕКАИСТОРИЧЕСКАЯ ГЕОГРАФИЯПРАВИТЕЛИ МИРАВОЙНА 1812 ГОДАПЕРВАЯ МИРОВАЯСЛАВЯНСТВОЭТНОЦИКЛОПЕДИЯАПСУАРАРУССКОЕ ПОЛЕ | Эрик Гомбургер ЭриксонНемецко-американский психологЭриксон (Erikson) Эрик Хомбургер (1902-1994) — немецко-американский психолог и психотерапевт; создатель жанра психоистории. В юности был художником, специализирующимся на детских портретах. После знакомства с А. Фрейд в 1927 году стал работать преподавателем в ее детской школе, одновременно посещая семинары Венского психоаналитического общества. В 1933 после окончания Венского института психоанализа эмигрирует в США, где занимается психоаналитической практикой и преподает в университетах. Центром его профессиональных интересов стала проблема поиска человеком своей психосоциальной идентичности, которая постепенно складывается в детстве путем последовательных «я-синтезов» и перекристаллизаций. Построил оригинальную схему эпигенетического развития человека на протяжении всей его жизни, в которой выделял восемь стадий развития идентичности. То или иное решение человеком возрастных и ситуативных задач развития, по Эриксону, сказывается на успешности или неуспешности его последующей жизни. Исследовал связи индивидуального жизненного цикла с циклом поколений, проблемы динамики поколений. Провел психоисторические исследования жизни и личности Мартина Лютера, Махатмы Ганди, Максима Горького и др. Дата выхода его книги «Молодой Лютер» (1958) считается датой рождения созданной им психоистории. Важное значение имеет проведенное Эриксоном описание так называемого «псевдовидообразования», когда одна группа людей относится к другой как к враждебному виду, недостойному существования, что несет в себе угрозу существованию человечества. Он также предупреждал о возможности псевдоидентичности и негативной идентичности, считал целью терапевтической работы возвращение пациенту утраченного чувства идентичности. Современная западная философия. Энциклопедический словарь / Под. ред. О. Хеффе, В.С. Малахова, В.П. Филатова, при участии Т.А. Дмитриева. М., 2009, с. 367. Сочинения: Идентичность: юность и кризис. М., 1996; Детство и общество. М., 1996; Молодой Лютер. Психоаналитическое историческое исследование. М,, 1996; Gandhi’s Truth. N. Y., 1969. Теоретик неофрейдизмаЭриксон (Erikson) Эрик Гомбургер (15 июня 1902, Франкфурт-на-Майне — 12 мая 1994, Гарвич, Массачусетс) — немецко-американский психолог и психотерапевт, теоретик неофрейдизма; создатель жанра психоистории. В юности был странствующим художником, в 1927—33 преподавал рисование в школе А. Фрейд, одновременно посещал семинары Венского института психоанализа. С 1933 — член Венского психоаналитического общества и Международной психоаналитической ассоциации. После прихода к власти нацистов эмигрировал в США; в 30—40-е гг. занимался психоаналитической практикой в Бостоне, работал в качестве консультанта-психотерапевта в Гарвардской психологической клинике и Йельском институте человеческих отношений. В этот же период участвовал в полевых исследованиях группы культурантропологов в резервациях Южной Дакоты; впоследствии эти наблюдения составили основу его первой книги «Детство и общество» (Childhood and society, 1950, рус. пер. 1996). В 1939—1950 годы преподавал в Калифорнийском (Беркли) и Питтсбургском университетах. .На рубеже 50—60-х гг. разработал основные положения своей философско-психологической концепции, в 1958 опубликовал первый опыт психоисторического исследования — книгу «Молодой Лютер» (Young man Luther, рус.Эриксон рассматривает жизненный цикл личности как совокупность восьми сменяющих друг друга стадий развития, причем определяющим фактором этого развития личности выступает ее общение со значимыми другими. Кульминацией становления идентичности является юность. В ходе нормативного юношеского кризиса идентичности возникает качественно иная личностная целостность, открытая последующим трансформациям в ответ на требования «исторического момента». Только в юности бессознательный процесс формирования идентичности может стать фактором социально- исторического самосознания человека и эпохи. Как в психологическом, так и в историческом отношении юность опосредует связь между прошлым и будущим. С этой точки зрения история может быть интерпретирована как континуум индивидуальных жизненных циклов, а историческая эволюция осмыслена в терминах метаболизма поколений. Это образует пограничную область психоистории. Психоистория выступает вспомогательным инструментом традиционного исторического исследования. Принципы психоисторического анализа получили широкое распространение в американском обществоведении 1970— 80-х гг. Е. В. Якимова Новая философская энциклопедия. В четырех томах. / Ин-т философии РАН.
Научно-ред. совет: В. Один из основателей эго-психологииЭриксон (Erickson) Эрик (1902- 1994) — американский психолог, один из основателей эго-психологии. Биография. Получил образование в Венском институте психоанализа (1928-1933). Вскоре после его окончания переехал в США. Работал на медицинском факультете Гарвардского университета, в Университете Беркли в Калифорнии. С 1960 по 1968 г. — профессор Гарвардского университета. Исследования. В своей психологии основывался на постулате социокультурной обусловленности психики человека. Разработал понятие психосоциальной идентичности. По его мнению, идентичность индивида обеспечивает интеграцию, с одной стороны, его прошлого, настоящего и будущего, с другой — его склонностей и социальных ролей, выступая в качестве основы для сравнений себя с другими. Кроме того, идентичность выступает в качестве основного фактора психического здоровья. В условиях существенных социальных подвижек эта идентичность может быть нарушена, поэтому для ее восстановления необходимы особые психотерапевтические мероприятия. Разработал теорию стадиального развития личности, предполагающую прохождение ребенком ряда типичных стадий развития (Childhood and society. Penguin Books, 1967; в рус. пер.: Детство и общество. СПб.: Ленато, 1996). Так, процесс развития личности совершается от рождения до смерти и проходит восемь стадий. Специфика возраста зависит как от ситуации, так и от возраста. На каждой стадии решается определенная задача развития, каждая из которых имеет целью приобретение определенного социально значимого качества (доверие, автономия, инициатива и пр.). В зависимости от качества и полноты решения (или не-решения) определенной задачи возраста возникают соответствующие личностные новообразования. 1. Младенческая стадия (до 1 года): базисное доверие или недоверие (значимая группа представлена матерью). 2. Ранний возраст (от 1 года до 3 лет): автономия или чувство зависимости (взрослые члены семьи).Кондаков И.М. Психология. Иллюстрированный словарь. // И.М. Кондаков. – 2-е изд. доп. и перераб. – СПб., 2007, с. 700-701. Сочинения: Young Man Luther. 1958; Insight and Responsibility. 1964; Identity: Youth and Crisis. N. Y., 1968; в рус. пер.: Идентичность: юность и кризис. М.: Изд. группа «Прогресс», 1996; Gandhi’s Truth. 1969; Dimensions of New Identity. N. Y.: Norton, 1974; Life History and the Historical Moment. N. Y„ 1975; The Life Cycle Completed: A Review. 1982; A Way of Looking at Things. 1987. Литература. ГодфруаЖ. Что такое психология: В 2 т. / Пер. с фр. М.: Мир, 1992. Т. 2; Ярошевский М. Г. История психологии: От античности до середины XX века. М.: Академия, 1996; ШульцД., Шульц С. История современной психологии. СПб.: Евразия, 1998; Крэйг Г. Психология развития / Пер. с англ. СПб.: Питер, 2000; Э. X. Эриксон // Психология: Биографи-ческий библиографический словарь / Под ред. Н. Шихи, Э. Дж. Чепмана, У. А. Конроя. СПб.: Евразия, 1999; Фрейджер Р., Фейдимен Дж. Личность: теории, эксперименты, упражнения. СПб.: прайм-ЕВРОЗНАК, 2001. ..а также в области социологииЭриксон Эрик Гомбургер (1902–1994). Американский социолог и психолог датского происхождения, основоположник теории идентификации. Вырос в еврейской семье в Германии. С раннего детства он на себе испытал поиски идентичности, т. е. поиска определенности национальной, семейной, религиозной. У Эриксона рано проявился талант обращения с детьми, на что обратила внимание А. Фрейд, дочь знаменитого психоаналитика. Эриксон учился в психоаналитическом институте; А. Фрейд стала его учителем. Позднее Эриксон переселился в США, где перед ним снова встает проблема идентичности, как перед всеми иммигрантами. Свои раздумья он осмысливал теоретически, его идеи находили практическое применение в работе с индейцами, а также с ветеранами, вернувшимися со Второй мировой войны. Его теория возрастных кризисов идентичности, и особенно кризиса подростково-юношеского периода, стала популярной в 1968 году, отмеченном студенческими бунтами в Европе и США, появлением ряда молодежных субкультур. Тогда книги Эриксона издавались миллионными тиражами. Эриксон социализировал классический психоанализ, продолжив линию, начатую А. Фрейд, показал, что каждое общество представляет собой репертуар идентичностей, начиная от идентичности ребенка, отца, матери, до профессиональных и политических. Идентичности людей формируются во взаимодействии самоидентификации человека и идентификации его другими людьми. Самоидентификация должна получить поддержку идентификации другими. Но великие личности рождают в себе новую идентичность и передают ее массам в качестве коллективной, национальной. Так было с М. Лютером, Наполеоном, М. Ганди, Ф.Д. Рузвельтом, В.И. Лениным, Мартином Лютером Кингом. Наиболее известные труды Эриксона: “Молодой Лютер. Психоаналитическое историческое исследование” (изд. на рус. яз. – 1996), “Правота Ганди” (1969), “Жизненная история и исторический момент” (1975), “Идентичность и жизненный цикл” (1980). А. Акмалова, В. М. Капицын, А. В. Миронов, В. К. Мокшин. Словарь-справочник по социологии. Учебное издание. 2011. Представитель нео-психоаналитической школы «психологии Я»Эриксон (Erikson) Эрик (р. 15.6.1902, Франкфурт-на-Майне), американский психолог и психоаналитик, представитель нео-психоаналитической школы «психологии Я». Предпринял попытку переосмысления ряда исходных установок классического психоанализа, подчёркивая в противовес 3. Фрейду адаптивный аспект человеческой душевной деятельности. Эриксон выдвинул психосоциальную теорию стадиального формирования «групповой идентичности» и, параллельно, «эгоидентичности» (8 стадий развития личности, каждая из которых имеет целью достижение того или иного социально-ценного качества: доверия, автономии, инициативы и др.). Основным принципом развития Эриксон считает успешное решение возрастных личностных «кризисов идентичности», вызванных несоответствием между социальными требованиями и психосоциальной зрелостью личности. Под влиянием культурантропологов (Р. Бенедикт, М. Мид и др.) Эриксон противопоставляет фрейдовским стадиям психосексуального развития теорию эпигенеза, в которой на богатом эмпирическом материале показана высокая степень зависимости душевной деятельности от совокупности социокультурных факторов. По Эриксону, в основе адаптивности человеческого поведения находится осознанная активность «Я» (Ego), в связи с чем центральное место отводится не бессознательному «Оно» (Id), a сфере «Я» — процессам мышления, восприятия, памяти и так называемая Сфера «Я» трактуется как относительно автономное начало несексуальных и неагрессивных мотиваций. Инстинктивные побуждения, по Эриксону, не первичны, а находятся во взаимозависимости с сознательными процессами. В основе адаптивной деятельности «Я» находится, по Эриксону, некоторый синтетический принцип, в соответствии с которым происходит непрерывный синтез пережитого. Синтетическая активность «Я», по его мнению, ответственна за формирование целостных психических образований, среди которых особо важную роль играет чувство так называемой психосоциальной идентичности. В субъективном плане она переживается как «чувство тождества с самим собой и длительности своего индивидуального существования». Представление о психосоциальной идентификации акцентирует значительное влияние недетских переживаний личности, творческий характер её созревания в процессе ролевой интеграции в группе, в чём находит выражение отход Эриксона от фрейдовского биологического детерминизма. Поиск психосоциальной идентичности имеет, по Эриксону, автотерапевтический характер. В работах «Молодой Лютер» («Young man Luther», 1958) и «Истина Ганди» («Gandhi’s truth», 1969) Эриксон в духе своей концепции интерпретировал психическую жизнь великих личностей, отметив, что их личностные кризисы на «переломах истории» изоморфны социальному кризису и имеют одинаковую с ним структуру. Убеждение Эриксона в исторической инвариантности его теории, её применимости к представителям разных эпох вызвало критику со стороны профессиональных историков (Мэнюэль и др.). Творчество Эриксона оказывает воздействие на западных психологов, социологов и историков и является одной из наиболее влиятельных альтернатив ортодоксальному фрейдизму. Философский энциклопедический словарь. — М.: Советская энциклопедия. Гл. редакция: Л. Ф. Ильичёв, П. Н. Федосеев, С. М. Ковалёв, В. Г. Панов. 1983. Сочинения: Childhood and society, N. Υ., 1950; Identity: Youth and crisis, N. Y., 1968; Life history and the historical moment, N. Y., 1975. Литература: Кон И. С., Открытие «Я», М., 1978, с. 320—25; Evans R. I., Dialogue with Erik Erikson, N. Y., 1969; M a i e r H. W., Three theories of child development, N. Y., 1965; Coles R., Erik Erikson. The growth of his work, Boston— Toronto, 1970. Далее читайте:Исторические лица США (биографический указатель). Философы, любители мудрости (биографический указатель). Сочинения:Identity and the Life Cycle. N.Y., 1959. Life History and the Historical Moment. N. Y., 1975; в рус. пер.: Идентичность: юность и кризис. М., 1996. Литература:Анциферова Л. И. Эпигенетическая концепция развития личности Эрика Г. Эриксона,— В сб.: Принцип развития в психологии. М., 1978, с. 212—242; Якимова Е. В. Критика неофрейдистской концепции человека Э. Г. Эриксона.— «Вестник МГУ», серия философии. М., 1980, № 5, с. 67-75.
|
| ХРОНОС: ВСЕМИРНАЯ ИСТОРИЯ В ИНТЕРНЕТЕ |
| ХРОНОС существует с 20 января 2000 года,Редактор Вячеслав РумянцевПри цитировании давайте ссылку на ХРОНОС |
ЭРИКСОН ЭРИК.
. 100 великих психологовЭРИКСОН ЭРИК.
Известный американский психолог Эрик Эриксон родился во Франкфурте-на-Майне (Германия) 15 июня 1902 г., вырос в Карлсруэ. Его родители по происхождению были датчанами, но, поскольку они развелись до его рождения, маленький Эрик воспитывался в доме отчима-немца. Окончив классическую гимназию, Эриксон больше не получил формального образования.
Эрик Эриксон в юности изучал искусство и начал свою карьеру в качестве портретиста. В 1927 г. он был приглашен другом детства Питером Блосом приехать в Вену, чтобы рисовать портреты детей в экспериментальной школе, основанной Доротеей Бэрлинг-хэм и Анной Фрейд, которой в то время руководил Блос. В это время Эриксон не имел ни малейшего понятия о психоанализе, однако знакомство с Анной Фрейд резко изменило его планы на будущее.
Немного времени спустя Эриксон стал членом педагогического коллектива, наблюдая за детьми и постепенно вливаясь в психоаналитический мир Вены и Фрейдов. Активное освоение теории и практики психоанализа пришлось на 1927—1933 гг. Он стал кандидатом в психоаналитики и прошел обучающий анализ у Анны Фрейд. Необходимо отметить, что Эриксон всю жизнь подчеркивал, что его отношение к идеям 3. Фрейда нельзя назвать иначе, как уважительным и почтительным, однако, продолжая исследование психоанализа, он творчески и весьма критически переосмыслил учение Фрейда и выдвинул собственную оригинальную концепцию развития человека от младенчества до старости.
В 1928 г. Эриксон учится в Венском психоаналитическом институте. Вскоре после его окончания в 1933 г., наряду с другими психоаналитиками по политическим причинам (в это время Эрик жил под фамилией отчима — еврейского педиатра Хомбургера) переехал в США, где его академическая карьера сложилась весьма удачно: он работал в Бостоне; позже переехал в Йель, а затем в Беркли, где проработал более десяти лет, а в конце жизни перебрался в Гарвардский университет. В 1939 г он принял американское гражданство и выбрал себе фамилию Эриксон в честь неизвестного Эрику отца-датчанина.
До начала Второй мировой войны Эриксон совместно с антропологом Микелем занимался тщательным изучением жизни индейцев племени сиу в резервации в штате Южная Дакота. Американская комиссия по делам индейцев была чрезвычайно озабочена низкой эффективностью образования индейской молодежи и вследствие этого заказала Эриксону это исследование. Основательно изучив жизнь индейцев сиу, Эриксон пришел к выводам о том, что весь уклад жизни сиу был разрушен, а новой системы ценностей так и не возникло. В подобных условиях единственным приемлемым выводом стало сохранение и всяческое культивирование прежней системы ценностей: в условиях, когда обретение новой identity (идентичности) невозможно, не остается ничего, кроме как придерживаться идентификационных ориентиров.
В 1950 г выходит, возможно, самая известная книга Эриксона — «Детство и общество», в которой Эриксон подчеркивал огромное значение юности и других периодов в жизни человека. С его точки зрения, «жизненный цикл определяется последовательностью кризисов, которые разрешаются и уступают место новым, благодаря чему индивид реализует свои возможности». Человек в любом возрасте может либо находиться в согласии с самим собой, либо его могут раздирать внутренние противоречия. Эриксон подчеркивал роль широкого спектра воздействий, которые определяют развитие не только в детстве, но и в юности, зрелости и старости.
В книге «Молодой Лютер», опубликованной в 1958 г., Эриксон развил свою теорию формирования тождества личности. Здесь формулируется концепция «моратория» — периода видимого бездействия или отстранения, поиска и размышлений, который у молодых людей предшествует свершениям периода зрелости. Эриксон рассматривает «кризис идентичности» Лютера и способ, каким он преодолевает внутренние конфликты. Книга «Молодой Лютер», помимо своей психологической ценности, имела также художественную значимость, фактически став образцом-нового жанра психобиографии.
В 1968 г. выходит его вторая знаменитая работа «Идентичность-юность и кризис», которую он полностью посвятил раскрытию понятия «идентичность». Идентичность, согласно Эриксону, возникает из взаимодействия детских идентификаций, трансформирующихся в некую новую конфигурацию, в зависимости от тех процессов в обществе, при помощи которых индивид идентифицируется с тем, кем он должен стать Идентичность формируется в процессе актуализации и социализации. Необходимым условием существования идентичности Эриксоном называется «способ жизни», то есть общее мировоззрение, внутренняя логика.
В 1969 г. была издана еще одна психобиография — под названием «Истина Ганди», которая принесла автору национальную премию США и Пулитцеровскую премию.
Эрик Эриксон тщательно исследовал социально-психологические механизмы и способы формирования психосоциальной идентичности в процессе развития и взросления человека. Ему удалось расширить и развить фрейдовскую концепцию психосексуальных стадий развития, связав развитие индивида с социальными нормами. Зрелая личность, по Эриксону, представляет собой продукт как внутрипсихических, так и общественных факторов. Эриксон выделил восемь стадий развития, которые он описал в терминах конфликтов, от разрешения которых на каждой стадии зависит успешность развития. Он свел эти стадии в одну таблицу, над которой работал в течение 20 лет. Эриксон опубликовал ее трижды (1959, 1963, 1968), в настоящее время эта таблица периодизации входит во все учебники по возрастной психологии
Решение этих жизненных задач на каждой стадии, в свою очередь, существенно для прохождения последующих стадий.
Первая стадия: базовое доверие против недоверия Период в жизни ребенка до 1 года, когда устанавливается базовый принцип отношения к себе. Чувство базового доверия как основа здоровой личности возникает из опыта взаимоотношений с теми, кто заботится о ребенке (с матерью в первую очередь), удовлетворяет его потребности, устраняет дискомфорт, создает атмосферу безопасности.
Вторая стадия: автономия против стыда и сомнения. Период становления у ребенка от 1 до 3 лет базовых принципов по отношению к миру. В определяемой Эриксоном «борьбе за самостоятельность» устанавливается баланс любви и ненависти, свободы самовыражения и ее подавленности. Излишне контролируемый родителями ребенок поддается социальной тирании и испытывает стыд и нерешительность.
Третья стадия: инициатива против вины. Период становления полоролевой идентичности ребенка в возрасте от 4 до 5 лет, ухода от прегенитальной привязанности к родителям. Если мир принимает растущую активность, любопытство к вопросам пола, секса, ребенок растет инициативным в межличностном взаимодействии, в противном случае вина ограничивает его открытость реальности.
Четвертая стадия: мастерство против неполноценности. Школьные годы, период с 6 до 11 лет, называется периодом активной социализации. Ребенок как бы «примеряет» социальные роли, развивает необходимые навыки, умения. Чувство мастерства и достижения формируется при наличии подходящих ролевых моделей (учителя, сверстники).
Пятая стадия: идентичность против диффузии идентичности. Подростковый период, от 12 до 18 лет — становление эгоидентич-ности, время активной интеграции личности. Чувство идентичности подростка развивается в его социосексуальной роли и групповой идентификации. Также у подростка развивается чувство профессиональной идентичности. В этом периоде подростку присущи максимализм, приверженность определенным подростковым «идеалам», подражание кумирам, что служит своеобразной защитой от недостатка стабильности в чувстве идентичности.
Шестая стадия, близость против изоляции. Период развития близких отношений с противоположным или собственным полом. Сексуальная идентичность позволяет находить удовольствие в близком общении и заботе о другом человеке. Изоляция возникает из-за потери чувства идентичности.
Седьмая стадия: творчество против застоя. В этой стадии главное — забота о детях и творческой продуктивности.
Восьмая стадия: целостность против отчаяния. Эта стадия представляет собой, по мнению Эриксона, кульминацию жизни. Целостное «эго» личности характеризуется самопринятием и видением ценности собственной жизни Недостаток эго-интеграции сопровождается страхом смерти.
В работе «Образцы сновидений в психоанализе» (1954) Эриксон предлагает интерпретацию одного из наиболее известных в психоанализе сновидений: сновидения об инъекции Ирме (которое приснилось Фрейду и было им же проанализировано).
Эриксон рассматривает сновидение с позиции своей теории развития, обращаясь к переписке Фрейда с его другом Вильгельмом Флиссом с целью понимания того, что было причиной рождения толкования сновидений. 39-летний Фрейд находился на пороге личного, профессионального, интеллектуального кризиса.
Для Эриксона же «это сновидение отягощено исторической необходимостью присниться, чтобы быть проанализированным, и быть проанализированным, чтобы воплотить особую судьбу». С точки зрения Эриксона, Фрейд отчаянно стремился выполнить свое предназначение. Сновидение явилось не для того, чтобы помочь ему разрешить конфликты прошлого, но чтобы дать Фрейду материал, в котором он нуждался, чтобы предложить интерпретативный взгляд на бессознательное, тем самым открывая будущее перед Фрейдом и психоанализом.
Умер Эрик Эриксон в мае 1994 г. Его вклад в науку, взгляды на природу и развитие человека и общества предоставили специалистам и широкой мировой общественности второй половины XX в. замечательную перспективу и новые смыслы. Ему удалось обогатить психологический словарь такими ныне широко используемыми терминами, как «идентичность» (identity), «кризис идентичности», «жизненный цикл» (life cycle) и другие.
Эриксону удалось выйти за рамки мрачного психоаналитического, замкнутого на сексе детерминизма Фрейда и удовлетворить широкую аудиторию, искавшую психологию надежды. Его исследования до сих пор остаются живым, современным и ценным источником исследований и предметом нескончаемых концептуальных дискуссий.
1. Милтон Г. Эриксон: краткая биография (1967)
1. Милтон Г. Эриксон: краткая биография (1967) Милтон Г. Эриксон, доктор медицины, известен во всем мире как ведущий практик медицинского гипноза. Его оригинальные разработки техники наведения транса, исследования возможностей и ограничений гипнотического опыта, равно как
Э. Эриксон (1902–1994)
Э. Эриксон (1902–1994) В 1970 году один из номеров популярного американского журнала «Ньюсуик» вы шел с броским заголовком на обложке «Эрик Эриксон: в поисках идентичности». Главный материал номера был посвящен эпигенетической концепции Э. Эриксона. В этом проявился живой
Эрик Целлер
Эрик Целлер Эрик Целлер — ведущий тренер у себя в стране, как, например, Мюллер в ГДР. Я на соревнованиях встречала его ровно столько, сколько езжу сама. В Будапеште в январе 1984 года он мне сказал, что это его 43-й чемпионат Европы. Надо проверить, правильно я его поняла? И если
БЕРН ЭРИК.
БЕРН ЭРИК. Эрик Берн (настоящее имя Леонард Бернстайн) родился 10 мая 1910 г. в канадском городе Монреаль в семье практикующего врача. Его отец умер от туберкулеза в возрасте 38 лет, и сын решил, подобно отцу, связать свою жизнь с медициной: в 1935 г. он получает степень доктора
Эрик Кантона
Эрик Кантона Август 2009 года1992 год. Эрик Кантона впервые стал чемпионом английской лиги в составе «Лидс Юнайтед». Репортер британского телевидения Элтон Уэлсби, отчаянно пытаясь взять у него интервью, решил обратиться к игроку по-французски: «Magnifique, Эрик!» — «О, вы
Джойнер Эрик и другие художники
Джойнер Эрик и другие художники Съемочную площадку «Теории Большого взрыва» украшают рисунки известных художников в научно-фантастическом стиле. Один из таких художников – Эрик Джойнер из Сан-Франциско – прославился причудливыми изображениями роботов, которые
Эрик…! Эрька…! Эричка…!
Эрик…! Эрька…! Эричка…! Борька-дыня, у которого голова с белобрысой челкой была вытянута вверх и была похожа на дыню. Борька-моряк, который всегда ходил в матросках разного цвета — синей, голубой и белой, и мне это очень нравилось. У меня тоже была синяя матроска, и тогда я
Глава 4. Эрик Хан-Пира
Глава 4. Эрик Хан-Пира Эрик Иосифович Хан-Пира (1927–2011 гг.), лингвист, автор научных, научно-популярных и полемических статей, посвященных вопросам языка, истории и литературы, доцент МПГУ. Окончил литфак МГПИ в 1950 г.На его лекциях на факультете начальных классов всегда был
Глава 4 Эрик: выход из тени
Глава 4 Эрик: выход из тени Было 14 августа 1958-го, окончание недельных торжеств по случаю последнего приобретения Конрада Хилтона, отеля «Беверли-Хилтон» в Лос-Анджелесе, который только что был открыт для посетителей. Вестибюль был полон людей – кто-то уже снимал номер,
Глава 4 Баррон, Эрик и Франческа
Глава 4 Баррон, Эрик и Франческа – Разумеется, для меня гостиничный бизнес очень важен, – говорил Баррон Хилтон репортеру, давая интервью для Ассошиэйтед Пресс в своем солидном доме в Холмби-Хиллз. – Но больше всего – семья.Можно было бы заметить, что его отец не всегда
Глава 5 Эрик и Пэт разводятся
Глава 5 Эрик и Пэт разводятся В 1985 году прошло уже шесть лет со смерти Конрада. За это время его сын Эрик развелся с Пэт, с которой прожил двадцать девять лет и имел четырех детей; развод был официально расторгнут в 1983 году. «Мы отдалились друг от друга, – сказала Патрисия
Биография Эрика Эриксона (психолог) | Практическая психология
Если вас интересует взаимодействие между социальной психологией, индивидуальной идентичностью, политикой, историей и культурой, вам нужно выучить имя «Эрик Эриксон».
Кем был Эрик Эриксон?
Рождение и детство Эрика Эриксона
Образование Эрика Эриксона
Достижения Эриксона в Америке
Стадии психосоциального развития по Эриксону
Достижения Эриксона: книги, награды и многое другое
Семейная жизнь и смерть Эриксона
Кем был Эрик Эриксон?
Эрик Хомбургер Эриксон был американским психоаналитиком, психологом, профессором и писателем немецкого происхождения. Он наиболее известен своей теорией психосоциального развития и введением концепции кризиса идентичности. Эриксон — один из самых цитируемых психологов 20 века.
Рождение и детство Эрика Эриксона
Эрик Эриксон родился 15 июня 1902 года во Франкфурте-на-Майне, Германия. Его мать, Карла Абрахамсен, жила в Копенгагене, Дания, и происходила из уважаемой еврейской семьи. Карла вышла замуж за еврейского биржевого маклера по имени Вальдемар Исидор Саломонсен, но их брак продлился недолго. Карла уехала из Дании в Германию, когда забеременела Эриксоном вне брака.
Отец Эриксона был датчанином-неевреем, но о нем мало что известно. Когда родился юный Эрик, мать дала ему фамилию «Саломонсен» — такую же, как у ее бывшего мужа. После родов Карла стала медсестрой и переехала в немецкий город Карлсруэ. В 19 лет она вышла замуж за педиатра Эрика Теодора Хомбургера.05.
В 1908 году, через три года после второго замужества, Карла сменила фамилию Эрика на «Гомбургер». Эрик был официально усыновлен отчимом в 1911 году. Его мать и отчим сказали ему, что большую часть его детства они были его биологическими родителями. Когда они, наконец, сказали Эрику правду, он был очень расстроен и всю оставшуюся жизнь оставался горьким из-за лжи.
Эриксон утверждал, что в детстве у него была «путаница самоидентификации». Хотя он исповедовал иудейскую религию, люди в его общине видели, что он отличается от них — это был высокий светловолосый мальчик с ярко-голубыми глазами. Когда он пошел в храмовую школу, еврейские дети дразнили его за его нордическое происхождение. Когда он пошел в гимназию, нееврейские дети дразнили его за то, что он еврей.
Молодой Эрик не чувствовал, что он вписывается ни в одну из культур. Он также не чувствовал, что его полностью принял отчим, который, по его мнению, был больше привязан к своим биологическим дочерям.
Образование Эрика Эриксона
Старшие школьные годы Эриксона прошли в гимназии Das Humanistische. Его любимыми предметами были история, искусство и иностранные языки. Однако Эриксону школа показалась очень интересной, и он окончил ее без академических наград. После окончания средней школы он решил поступить в художественную школу в Мунк, а не изучать медицину, как хотел его отчим.
В молодости Эриксон не знал, какой будет его карьера. Он также не был уверен, подходит ли он для общества, поэтому решил найти себя. Бросив художественную школу, он взял отпуск, чтобы попутешествовать по Германии со своими друзьями. Он покрывал свои личные расходы, продавая или обменивая свои наброски с людьми, которых встречал во время своих путешествий.
Некоторое время путешествуя, Эриксон пришел к выводу, что не хочет быть художником на постоянной основе. Поэтому он решил вернуться домой в Карлсруэ и преподавать искусство. В конце концов Эриксона наняла богатая женщина, чтобы она рисовала и обучала своих детей. Поскольку он проделал очень хорошую работу, вскоре его наняли несколько других семей.
Некоторые семьи, с которыми работал Эрик, дружили с Зигмундом Фрейдом и его дочерью Анной. Когда Эриксону было двадцать пять лет, его друг Петер Блос и Анна Фрейд пригласили его в Вену, Австрия, для обучения детей в школе Берлингем-Розенфельд. Эрика попросили обучать студентов искусству, географии и истории. У этих студентов были богатые родители, которые в то время проходили психоанализ у Анны Фрейд.
Когда Анна заметила, как хорошо Эрик работает с детьми, находящимися под его опекой, она убедила его поступить в Венский психоаналитический институт. Эрик поступил и позже специализировался на детском психоанализе. Изучая психоанализ, он также изучал метод обучения Монтесорри (образовательный подход, ориентированный на ребенка, основанный на наблюдении). Эриксон опубликовал свою первую статью в 1930 и получил диплом института в 1933 году.
В 1930 году Эрик женился на канадке по имени Джоан Серсон. В то время она была художницей и танцовщицей. У пары было двое маленьких сыновей, пока они жили в Вене. Их звали Кай и Джон.
Однако в Вене семья пробыла недолго. В 1933 году к власти в Германии пришел Гитлер, и вскоре Эриксон узнал о сожжении книг Фрейда в Берлине. Эриксон считал, что нацистские настроения вскоре распространится на Австрию, поэтому он и его семья бежали в Копенгаген, Дания. Когда они не смогли получить гражданство в Дании, они бежали в Америку.
Достижения Эриксона в Америке
После прибытия в Бостон Эриксон начал практиковать детский психоанализ. Он был первым детским психоаналитиком в городе. Вскоре он поступил на факультет Гарвардской медицинской школы. В Гарварде он заинтересовался изучением творчества эго у психически устойчивых людей.
В 1936 году Эриксон покинул Гарвард, чтобы стать членом Института человеческих отношений Йельского университета. Два года спустя он начал работать с детьми индейцев сиу в Южной Дакоте и изучал влияние культуры на развитие детей. Он также работал с индейцами юрок в северной Калифорнии. Эти исследования внесли большой вклад в более позднюю теорию Эриксона о психосоциальном развитии.
Примерно в то же время, когда он начал работать с детьми коренных американцев, Эрик и его семья получили американское гражданство. В 1939 году он принял решение изменить свою фамилию с «Хомбургер» на «Эриксон». Смена имени была тепло принята его семьей. Его дети, в частности, были в восторге от того, что их друзья больше не будут называть их «гамбургерами».
Эриксон покинул Йельский университет в 1939 году, чтобы переехать в Сан-Франциско. В 1942 году он стал профессором психологии Калифорнийского университета в Беркли. Он написал очерки, которые позже были составлены в Детство и общество (1950) в 1940-е годы. Это работа, которая познакомила мир с этапами развития Эриксона.
В 1950 году Калифорнийский университет попросил Эриксона подписать клятву верности. Эриксон отказался и ушел со своей должности. Покинув университет, он присоединился к Центру Остина Риггса — психиатрическому лечебному учреждению в Массачусетсе. Он вернулся на факультет Гарварда в 1960 году и оставался там до выхода на пенсию в 1970 году.
Стадии психосоциального развития Эриксона
Теория психосоциального развития Эриксона — одна из самых популярных теорий в области психологии. Подобно Зигмунду Фрейду, Эриксон считал, что личность развивается постепенно, в несколько этапов. Однако Эриксон предложил большее количество стадий, чем Фрейд, и сосредоточил внимание на социальных, а не сексуальных конфликтах на каждой стадии. В то время как Фрейд считал, что личность формируется главным образом в результате опыта раннего детства, Эриксон предположил, что развитие личности продолжается на протяжении всей жизни.
Согласно Эриксону, человек проходит восемь стадий развития. На каждом этапе возникает психологический конфликт или кризис, который необходимо разрешить. Каждый конфликт описывается с точки зрения двух качеств, одно из которых считается желательным, а другое нежелательным. Конфликт разрешается успешно, если к концу данного этапа положительное качество значительно перевешивает отрицательное. Эриксон считал, что каждый этап основывается на предыдущем (-ых), поэтому неспособность разрешить конфликт негативно повлияет на развитие личности на более поздних этапах.
Восемь стадий психосоциального развития Эриксона следующие:
- Доверие против недоверия
- Автономия против стыда и сомнения
- Инициатива против вины
- Трудолюбие против неполноценности
- Идентичность и путаница ролей
- Близость против изоляции
- Генерация против стагнации
- Целостность эго против отчаяния
Доверие против недоверия — Первая стадия Эриксона длится от рождения до года. На этом этапе своей жизни младенцы зависят от других в том, что касается всего, в чем они нуждаются, включая пищу, одежду, кров и безопасность. Если опекуны проявляют теплоту, любовь и отзывчивость к потребностям младенцев, они научатся доверять взрослым в своем окружении. Они начнут рассматривать мир как безопасное, стабильное место, в котором они могут с уверенностью полагаться на окружающих. Они учатся доверять как людям, с которыми вступают в контакт, так и среде, в которой живут.
Когда воспитатели грубы, невосприимчивы или непоследовательны в уходе за младенцами, у младенцев развивается чувство недоверия. Они начинают рассматривать мир и людей в нем как холодных, непредсказуемых и ненадежных. Вместо того, чтобы чувствовать себя в безопасности в своем окружении, эти младенцы начинают бояться и настороженно относиться к другим.
Автономия против стыда и сомнения – Вторая стадия психосоциального развития длится от одного до трех лет. На этом этапе дети естественным образом начинают проявлять определенный уровень автономии или независимости. Они учатся выполнять основные задачи, такие как самостоятельный прием пищи, и начинают выражать предпочтения в отношении определенных продуктов, игрушек, одежды и т. д. Это также этап, на котором они начинают учиться контролировать свои телесные функции посредством приучения к туалету.
Степень развития самостоятельности детей во многом зависит от их опекунов. Если детям предоставить свободу делать простой выбор и выполнять основные задачи самостоятельно, они покинут этот этап с уверенностью в своих силах. Если лица, осуществляющие уход, не поддерживают их попытки выбирать и делать что-то самостоятельно, они в конечном итоге будут чувствовать себя пристыженными, сомневающимися и некомпетентными.
Инициатива против чувства вины – В дошкольном возрасте (от 3 до 6 лет) дети пытаются лучше контролировать свой мир, планируя, инициируя и направляя различные действия. Наиболее четко это видно, когда они общаются и играют друг с другом. Дети более склонны к развитию инициативы, когда им предоставляется свобода играть, исследовать и быть предприимчивыми. Конечно, родители должны быть уравновешенными, чтобы уберечь молодых от опасности. Но родители, которые чрезмерно контролируют и ограничивают, могут в конечном итоге задушить инициативу своих детей. Точно так же, когда родители ругают своих детей за попытки сделать что-то самостоятельно или за ошибки, эти дети в конечном итоге испытывают чувство вины и страха. Со временем они могут совсем перестать проявлять инициативу.
Трудолюбие против неполноценности — Этот этап развития длится примерно с 6 до 12 лет. Эриксон считал, что в эти ранние школьные годы главная цель детей — научиться трудолюбию. Это включает в себя попытки научиться и освоить новые навыки в различных аспектах жизни, таких как учеба, спорт, искусство и социальные навыки. Те, кто преуспевает в одной или нескольких областях, испытывают чувство гордости за свои достижения, особенно когда получают похвалу от других. С другой стороны, дети, которые не работают над развитием своих навыков, мало или совсем не получают похвалы и регулярно подвергаются критике со стороны других, в конечном итоге чувствуют себя ниже своих сверстников.
Идентичность против путаницы . В возрасте от 12 до 20 лет основной задачей, стоящей перед людьми, является развитие чувства идентичности. Часто это этап исследования, когда подростки экспериментируют с различными ролями, убеждениями, ценностями и целями, чтобы найти те, которые подходят им лучше всего. Если конфликт разрешается успешно, люди приходят к ясному пониманию того, кто они есть, и ощущению, что они контролируют свою жизнь. Неспособность разрешить конфликт приводит к неуверенности и замешательству.
Близость или изоляция – В раннем взрослом возрасте (20-40 лет) личные отношения приобретают все большее значение. Главной задачей на этом этапе является развитие тесных, устойчивых дружеских отношений с окружающими, в том числе интимных отношений. Эриксон считал, что для этого необходимо стабильное чувство идентичности. Это означает, что если кризис идентичности на предыдущей стадии не разрешится успешно, людям будет трудно достичь близости с другими. Люди, которые справляются с задачей на этом этапе, развивают длительные отношения, в которых они чувствуют себя любимыми и ценными. Те, кто не добился успеха на этом этапе, с трудом налаживают близкие отношения и могут испытывать чувство одиночества и эмоциональной изоляции.
Генеративность против стагнации — Седьмая стадия развития происходит в середине взрослой жизни, примерно в возрасте от 40 до 65 лет. В это время люди сосредоточены на том, чтобы стать продуктивными членами общества. Те, кто справляется с этой задачей, обычно очень активны дома, на работе и в своих сообществах. Они усердно работают над такими задачами, как создание семьи, построение карьеры и волонтерство, чтобы помочь другим. Они начинают чувствовать, что отдают долг обществу и вносят ценный вклад в развитие других. Это то, что Эриксон назвал генеративностью.
Те, кому не удается справиться с конфликтом на этой стадии, переживают то, что Эриксон назвал застоем. Поскольку они не слишком вовлечены в социальную деятельность и проявляют ограниченный интерес к другим, они в конечном итоге чувствуют себя оторванными и непродуктивными.
Целостность против отчаяния – В последние годы жизни (65 лет и старше) пожилые люди склонны размышлять о прожитой жизни. Те, кто приходят к выводу, что прожили счастливую, полноценную и продуктивную жизнь, испытывают глубокое удовлетворение и чувство целостности. У них мало сожалений, и они в мире с собой, даже перед лицом смерти. Те, кто терпит неудачу на этом этапе, испытывают многочисленные сожаления и неудовлетворенность прожитой жизнью. Они подходят к концу своей жизни с горечью, страхом и отчаянием.
Как применять теорию Эриксона в классе и за его пределами
Теория развития Эриксона может применяться в различных контекстах. К ним относятся:
- Воспитание – Теория Эриксона может помочь родителям понять социальные и эмоциональные проблемы, с которыми дети сталкиваются на разных этапах своей жизни. Теория также предлагает способы, которыми родители могут способствовать, а не препятствовать развитию своих детей.
- Психотерапия — Стадии Эриксона могут помочь терапевтам понять проблемы развития, с которыми сталкиваются их клиенты, и стадии (стадии), на которых они могли «застрять» в своем развитии.
- Образование . Используя свои знания об этапах Эриксона, учителя могут адаптировать свои методы обучения, чтобы поддержать учащихся в их усилиях по развитию таких качеств, как инициативность, трудолюбие и чувство идентичности. Например, учителя могут помочь детям развивать трудолюбие, тщательно ставя задачи, которые они могут успешно выполнить, и регулярно хваля их достижения и усилия.
- Здравоохранение — Понимание стадий Эриксона может помочь медицинским работникам быть более внимательными к потребностям своих пациентов. Например, пожилой пациент, который всегда кажется ворчливым, на самом деле может испытывать чувство отчаяния. Медсестра, которая осознает это, скорее отреагирует с сочувствием, чем с раздражением.
Критика и ограничения теорий Эриксона
Теория развития Эриксона ценна тем, что помогает объяснить многие психологические и социальные изменения, происходящие на протяжении всей жизни. Однако, как и все другие теории, она имеет ограничения. Одна из главных критических замечаний по поводу теории Эриксона заключается в том, что она неадекватно объясняет, что нужно делать или какой опыт необходимо иметь для успешного разрешения конфликта на каждой стадии. Кроме того, хотя Эриксон утверждает, что результат одной стадии влияет на развитие более поздних стадий, он не говорит, как именно это происходит. Таким образом, можно сказать, что, хотя теория Эриксона обрисовывает в общих чертах то, что происходит во время развития, в нем недостаточно подробно как или почему такое развитие происходит.
Другая критика теории Эриксона заключается в том, что она неприменима к некоторым культурам и обществам. Например, Эриксон утверждает, что подростки развивают чувство идентичности, исследуя и экспериментируя с различными ролями, убеждениями и отношениями. Однако в некоторых культурах решения относительно таких вещей в значительной степени определяются взрослыми, которые навязывают свой выбор подросткам. Например, в некоторых обществах принято, когда родители выбирают брачных партнеров для своих детей или направляют их к определенным занятиям.
На Reddit u/adamdoesit отвечает на эту критику: «Для меня одним из самых волнующих моментов в «Идентичности и жизненном цикле» Эриксона является его осознание «расплывчатого, но всепроникающего англо-саксонского идеала» в США и жестокого давление, которое он оказывает на молодого американца, отделенного от этого идеала «цветом его кожи, происхождением его родителей или стоимостью его одежды, а не его желанием и его желанием учиться». Я действительно думаю, что он стремился очертить общечеловеческое, но мне кажется, что он болезненно осознает социальную призму, через которую он обязан наблюдать за этим».
Критики также не согласны со сроками, указанными Эриксоном для разрешения каждого конфликта. Например, Эриксон предположил, что проблема доверия и недоверия возникает в младенчестве и должна решаться на этом этапе. Однако некоторые критики утверждают, что люди не решают эту проблему навсегда в младенчестве, но могут неоднократно сталкиваться с этим кризисом на более поздних этапах своей жизни. Точно так же некоторые утверждают, что подростковый возраст — не единственный этап, на котором люди активно стремятся установить чувство идентичности.
Достижения Эриксона: книги, награды и многое другое
Эриксон опубликовал несколько книг о своих исследованиях и теориях. Многие люди считают, что его самая популярная книга — « Детство и общество » (1950), в которой он изложил свою теорию психосоциального развития. Его вторая книга « Молодой человек Лютер » (1958) была одной из первых психобиографий известного исторического деятеля. Эриксон получил Национальную книжную премию и Пулитцеровскую премию за свою пятую книгу под названием «9».0061 Правда Ганди: об истоках воинствующего ненасилия (1969).
Список книг Эриксона и важных документов приведен ниже:
- Детство и общество (1950)
- Молодой человек Лютер: исследование психоанализа и истории (1958)
- Личность и жизненный цикл. Избранные статьи (1959)
- Проницательность и ответственность (1966)
- Идентичность: Молодежь и кризис (1968)
- Правда Ганди: об истоках воинствующего ненасилия (1969)
- История жизни и исторический момент (1975)
- Взросление (отредактированная книга, 1978 г.)
- Жизненно важная роль в пожилом возрасте (совместно с Дж. М. Эриксоном и Х. Кивником, 1986)
- Жизненный цикл завершен (совместно с Дж. М. Эриксоном, 1987)
- «Взгляд на вещи – Избранные статьи с 1930 по 1980 год, Эрик Х. Эриксон» изд. С. Шлейн, WW Norton & Co, Нью-Йорк, (1995)
В 1973 году Эриксон был выбран для участия в лекции Джефферсона. По данным Национального фонда гуманитарных наук (NEH), лекция Джефферсона является «высшей наградой, которую федеральное правительство присуждает за выдающиеся интеллектуальные достижения в области гуманитарных наук». Лекция Эриксона называлась « Измерения новой идентичности ».
Семейная жизнь и смерть ЭриксонаЭрик и Джоан вместе воспитали четверых детей. Кай и Джон родились в Австрии, а Сью и Нил — в Америке. Хотя Эрик большую часть своей молодости исповедовал иудейскую религию, во время брака пара обратилась в христианство.
Работа Эриксона оказала большое влияние на его семью. Его жена Джоан часто тесно сотрудничала с ним и редактировала его исследовательские работы. В 1996 году Джоан предложила девятую стадию психосоциального развития. В то время ей было девяносто три года.
Кай и Сью тоже пошли по стопам Эрика. Кай теперь уважаемый социолог и был избран 76-м президентом Американской социологической ассоциации. В настоящее время Сью работает психоаналитиком и психотерапевтом в Нью-Йорке. Она специализируется на помощи людям с тревогой, депрессией и проблемами в отношениях.
Сью также кое-что рассказала о своем отце. Например, она считает, что Эрика преследовало чувство личной неадекватности на протяжении всей его жизни, и что его настоящая психоаналитическая идентичность не была установлена до тех пор, пока он не сменил фамилию с Хомбургер на Эриксон в 1919 году.39.
Эрик Эриксон скончался 12 мая 1994 года в Харвиче, штат Массачусетс. Ему был девяносто один год. Его жена Джоан скончалась 3 августа 1997 года в возрасте 94 лет. Они вместе похоронены на кладбище Первой конгрегационалистской церкви в Харвиче.
[статья-ссылка]
Эрик Эриксон Биография — Жизнь немецко-американского психолога
Эрик Эриксон был немецко-американским психоаналитиком и психологом. Он наиболее известен своими теориями психосоциального развития человека и автором термина «кризис идентичности».
Эриксон получил статус профессора в Гарварде и нескольких других известных учебных заведениях, несмотря на то, что у него не было собственного высшего образования. Он был автором классической публикации 1950 года « Детство и общество », а также нескольких других книг. На него значительное влияние оказал Зигмунд Фрейд.
Ранние годы
Эриксон родился 15 июня 1902 года во Франкфурте, Германия. Он был продуктом внебрачного романа между его матерью и неизвестным датчанином. Вскоре после этого его мать овдовела и снова вышла замуж в 1905; ее новым мужем стал Теодор Хомбургер, педиатр, усыновивший мальчика шесть лет спустя.
Повзрослев, Эриксон понял, что не является кровным родственником своего отца, и по этой причине взял на себя роль аутсайдера. Это усугублялось его еврейским происхождением, что вызывало у него некоторую неловкость в школе. В его синагоге, наоборот, его высокий светловолосый взгляд также вызывал насмешки.
Годы обучения
Его отчим хотел, чтобы Эриксон поступил в медицинскую школу, но мальчик хотел изучать искусство. Когда его отчим отказался поддержать эту идею, Эриксон ушел из дома, чтобы начать курс в Баденской государственной художественной школе, а затем провел время в путешествии по Европе.
Он зарабатывал деньги, рисуя портреты детей в Вене, что привело его к контакту с Анной Фрейд в художественной школе, основанной на психоаналитическом подходе. Фрейд быстро понял, как хорошо Эриксон ладит с детьми, и стал его наставником. Это принесло ему одобрение Венского психоаналитического общества и степень преподавателя, специализирующегося на методе Монтессори.
Переезд в Америку
Эриксон и его жена Джоан встревожились восстанием нацистов в 1930 лет, и решил эмигрировать. После непродолжительного пребывания в Дании они обосновались в Соединенных Штатах. Эриксон, не имея ученой степени, был отстранен от работы детским психоаналитиком и вместо этого работал ассистентом в Йельском и Гарвардском университетах.
В конце концов, его связи с венским обществом позволили ему выбрать профессиональный курс, которого он действительно хотел. Переехав в Сан-Франциско, он работал в Калифорнийском университете в Беркли в качестве лектора и научного сотрудника. К 19В 50 лет он был признанным и уважаемым членом психоаналитической элиты в этом районе.
Карьера Эриксона начинает процветать
С 1939 года он был американским гражданином, и теперь он начал свою самую важную работу, изучая, как индейские племена юрок и лакота действуют в отношении воспитания своих детей. Он опирался на знания Франца Боаса, Маргарет Мид и других культурных антропологов, смешивая их с теориями Зигмунда Фрейда, чтобы создать собственную отличительную позицию.
Хотя он следовал Фрейду в таких вопросах, как существование эдипова комплекса и природа эго, он также привнес антропологические концепции культуры и общества. Эриксон считал, что различия в руководстве, культурах и стилях воспитания в каждом обществе имеют решающее значение для психологического развития ребенка.
Основной вклад в психологию
Эриксон смог примирить эти различия и сформулировать универсальную теорию развития, основанную на восьми фазах, основанных на таких понятиях, как доверие, автономия, стыд и инициатива. В первом случае, например, ребенок должен был научиться доверять другим, не заходя так далеко, чтобы стать доверчивым.
Эти восемь стадий охватывают только первые пять лет жизни ребенка, после которых Эриксон считал, что личность полностью сформировалась. Тем не менее он ценил, что развитие в целом длилось всю жизнь, учитывая неизбежность существования жизненных кризисов. Он считал, что те, кто не смог удовлетворительно разрешить свои детские фазы, всегда будут иметь проблемы с кризисами во взрослой жизни.
Личная жизнь и смерть
У самого Эриксона был сын с синдромом Дауна, который провел в лечебнице весь 21 год своей жизни. Врачи ожидали, что он проживет не более трех лет, и его родители приняли предложение врача перевести его, сказав братьям и сестрам, что он умер.
Когда правда вышла наружу, в доме Эриксонов царило недовольство. Это было время, когда Детство и общество были опубликованы, но Эриксон ушел со своей должности в Беркли, чтобы избежать преследований со стороны Комитета по антиамериканской деятельности Палаты представителей Маккарти.