Ермак синквейн: Синквейн Ермак

» К.Ф. Рылеев «Смерть Ермака»

Тема урока: «…И за победы заслужив            Учитель – Абдурахманова Р.Р.

Благословения отчизны…»

(К. Ф. Рылеев. Дума «Смерть Ермака»)

Тип урока: открытие новых знаний

Характеристика класса: Общеобразовательный класс со средним показателем качества знаний

Методы и приёмы: проблемно-поисковый, исследовательский, наглядно-практический, приёмы «Яркое пятно»,  « Синквейн»

Формы работы:  фронтальная, индивидуальная работа, работа в парах, групповая работа

Цель деятельности учителя: создать условия для анализа думы К.Ф. Рылеева «Смерть Ермака»; познакомить с личностью Рылеева; дать понятие о думе; раскрыть связь думы с историей; воспитывать патриотизм, интерес к истории своей страны, формировать у детей чувство ответственности  за будущее своего края.

                                       ХОД УРОКА:

I.Этап мотивации  учебной деятельности

 Показываю учебники литературы, истории, географии.

-Что может объединять все учебники?

Тема, историческое событие, исторический герой…

Раздаю учебники парам

-Найдите выделенный материал, прочитайте.

-О чём или о ком прочитали?

О Ермаке, о походе Ермака, о покорении Сибири…

Предположения по теме урока?

-Посмотрите на слайд

На фоне России высвечиваются 4 фотографии с изображением Ивана Грозного, К. Ф. Рылеева, Ермака, декабристов на Сенатской площади.

-Кого вы узнаёте? Определите эпохи, соотнесите по парам

И Грозный- Ермак;  К.Ф. Рылеев- декабристы

-Почему объединили в пары?

Ермак совершил свой знаменитый  поход в годы царствования И. Грозного.

Рылеев- декабристы- ???(Вернёмся к этой паре)

— А на каком фоне мы видим эти фотографии? (Россия) Значит, что- то важное сделали для России.

— Есть ли связь между всеми? Ваши предположения?

-Можете ли вы определить тему урока?

Да. Произведение К.Ф. Рылеева. Говорить будем о людях, которые многое сделали для России и этим самым стали  известными, знаменитыми людьми,  достойными сынами Отечества.

II.Этап  актуализации и пробного учебного действия

Я помогу вам сформулировать тему урока словами из произведения, которое сегодня будем читать  «…И за победы заслужив Благословение отчизны…»                                                     

Что такое «отчизна»? Подберите синонимы.

Родина, отечество, отчий край, земля отцов, родная земля.

— А в каком значении употреблено слово «благословение»? Давайте обратимся к толковому словарю С. И. Ожегова.

Благословить-

1.У религиозных людей: перекрестить (как бы передавая этим знаком покровительство, пожелание счастья, удач и т.п.)

2.Напутствовать.

3.Воздать благодарность кому-чему- нибудь.

(Зачитывается статья, выясняется, что слово многозначное). В каком значении слово употребляется в теме урока?

«воздать благодарность»

— За что отчизна может быть благодарна своим сынам?

 За верность, за ратные подвиги

—  Как мы называем человека, который верно служит своей стране, готов за неё погибнуть?

Патриот

-Посмотрим  в чувствительный словарик

Патриотизм- преданность и любовь к своему отечеству, к своему народу (С. И. Ожегов)

—  Мы будем говорить о таких людях 

IV Этап «открытия» учащимися новых знаний  

Проверка выполнения индивидуального задания. Выступления обучающихся.

Я предлагаю вам окунуться в атмосферу начала XIX века.

1.Восстание декабристов.

-Вы уже услышали имя К.Ф. Рылеева, который был в числе той золотой части дворянства, которая вышла на Сенатскую площадь 14 декабря 1825г. Я предлагаю подробней познакомиться  с этим человеком.

2.К.Ф. Рылеев.

Задание классу: Записать главные черты личности Рылеева

Главные черты личности: пламенный патриотизм, стремление к свободе отечества, смелость и мужество,  романтически-возвышенное понимание гражданственности.  

«Я не поэт, а гражданин», — заявлял он, и на свою литературную деятельность смотрел как на гражданское служение, целью которого должно быть «общественное благо».

Свою гражданскую позицию Рылеев  выражал в своих произведениях. Самым популярным жанром для писателя стал жанр думы. Познакомимся.

3.Дума как жанр

-Что вы представляете, когда слышите слово дума?

Да, конечно, лексическое значение этого слова это «размышление».

Дума- лиро- эпическое произведение, содержащее размышления на различные философские, исторические или социально- бытовые темы.

Герои рылеевских дум- это исторические личности: Дмитрий Донской, Иван Сусанин, Святослав,  Ермак Тимофеевич…

-Кто такой Ермак? В какую эпоху жил?

4.Иван Грозный

 5. Ермак

Задание классу: Записать главные черты личности Ермака

Главные черты Ермака: вольнолюбие, широта души, патриотизм, мужество,  готовность умереть за родину.  

V Этап первичного закрепления.

Зачитайте свои записи.

-Кому родственен Ермак?

К.Ф. Рылееву.

— Почему К. Ф. Рылеев обратился к этому образу?

1 Историческая личность. 2. Патриот России. 3. Родственен духу самого К. Ф. Рылеева.

Итак, теперь для нас осталось мало секретов по теме урока.

 Теперь мы можем ответить на вопрос, какая же связь между всеми действующими лицами (Рылеев, декабристы, И Грозный и Ермак)?

Свой поход Ермак совершил во времена И. Грозного, Рылеев был декабристом, написал думу «Смерть Ермака»

VI Этап чтения текста. Видеозапись

VII Этап анализа текста.

Работа с текстом

-– Какова тема и идея думы Рылеева? Какие чувства стремится передать автор читателю?

Для того, чтобы определить тему и идею произведения, нужно ответить на два вопроса: о чем говорится в этом тексте (тема)  и что хотел сказать автор? (идея)

Тема- историческое событие, смерть Ермака.

Идея- жизнь, отданная за родину, обретает смысл, делает человека героем.

-Докажем, что перед  нами жанр думы.

Эпическое: рассказ- размышление  о смерти Ермака;

Лирическое: в стихотворной форме;

Исторический герой и историческое событие.

Работа в группах.

Выбрать цитаты для заполнения двучастного дневника.

Прокомментировать.

Задание 1 группе:

1.Выберите  из текста цитаты, показывающие картины природы.

2. Какие средства выразительности использует автор?

3.Какие картины рисует автор в 1 и 2 строфе ?

4. Какой стилистический приём использует?

4.Картина природы в последней строфе. В чём разница?

Задание 2 группе:

 1.Выберите  из текста цитаты, показывающие образы героев

2.Кто является главным героем думы? Как показывает его автор?

3. Кто ему противопоставлен?

— Обратимся к эпиграфу урока. Как вы понимаете эту фразу К.Ф.Рылеева?

Как и Ермак, покоривший Сибирь, расширив владения русского государства, погибший с верою, что смерть его не напрасна, так и К.Ф. Рылеев пожертвовал собственной жизнью, всего лишь попытавшись изменить уклад жизни простого народа. И его смерть тоже ненапрасна!

А теперь давайте вернёмся к теме нашего урока . Вспомните, о ком  мы сегодня говорили.

-Кто  заслужил «благословения отчизны»? Кого из героев нашего урока можно назвать патриотом?

VIII Рефлексивная деятельность

 Продолжите  фразу:

1.Патриотизм (имя героя: Ермака, К.Ф. Рылеева, декабристов, Ивана Грозного) заключается в … 

2. Синквейн (на данную тему)

Иван Грозный. Много сделал для России. Расширил границы гос-ва, сделал много для создания централизованного гос-ва.

К.Ф. Рылеев. Выступил на Сенатской площади. Был против креп. права, ратовал за установление республиканского строя. Погиб за интересы народа.

Ермак. Совершил поход в Сибирь, разбил армию Кучума, сделал первый  шаг к присоединению Сибири к России. А это в интересах России.

Декабристы. Подняли восстание, выступали против крепостничества, защищали интересы народа, хотя сами были дворянами. Не соглашались с тем, что народ- победитель вернулся к рабству после победы над Наполеоном.

3.Заполнить лист самооценки

IX  Домашнее задание:  Заполните «Двучастный  дневник »  по произведению «Смерть Ермака» . ( 4-5 цитат)

PS  Сегодня мы говорили о Покорении Сибири Ермаком.  Конечно, это  событие имеет огромное значение для России. О нём говорили не только историки, но и поэты, географы, художники.  И, конечно же, для нас живущих в Сибири.  Неизвестно какой бы была наша судьба, а сейчас она связана с этим красивым и величественным краем, с его богатейшей природой, которая не оставляет равнодушными никого. Нам в наследство дана наша земли, и мы должны не только любить нашу землю, но и оберегать её.

А сейчас я хочу предложить вам посмотреть видеоролик, который  создала Кичапина С. и стала победительницей в конкурсе региональном «Моя Сибирь , моя земля»

 

III. Заключение.

— Вспомните жизнь Кондратия Фёдоровича Рылеева и жизнь его героя. Какой можно сделать вывод?

(«Смерть Ермака» — оказалось пророческим творением. Судьба автора и его героя похожи)

Найдите строку, которую можно было бы отнести и к Рылееву, и к Ермаку. О чём это говорит? К чему призывает нас К. Ф. Рылеев?

«И мы – не праздно в мире жили!»

В этой фразе заключается жизненная позиция автора и его героя.

— Обратимся к эпиграфу урока. Как вы понимаете эту фразу К.Ф.Рылеева?

(Как и Ермак, покоривший Сибирь, расширив владения русского государства, погибший с верою, что смерть его не напрасна, так и К.Ф. Рылеев пожертвовал собственной жизнью, всего лишь попытавшись изменить уклад жизни простого народа. И его смерть тоже ненапрасна!)

Спасибо за работу!

Домашнее задание

— Ответьте письменно на вопрос: «Почему судьба автора и судьба героя параллельны?»

данной страницы не существует или она была удалена.

  • СВЕДЕНИЯ ОБ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ

    Санкт-Петербургское государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение «Колледж туризма и гостиничного сервиса». О колледже. История колледжа.

    • Основные сведения

      Колледж туризма и гостиничного сервиса Санкт-Петербурга. Учредители Образовательного учреждения. Место нахождения образовательной организации.

    • Структура и органы управления образовательной организацией

      Колледж туризма Санкт-Петербурга. Структура и органы управления. Структурные подразделения колледжа.

    • Документы

      Документы колледжа. Устав колледжа. Лицензии.

    • Образование

      Об уровне образования в колледже. Реализуемые образовательные программы. Сроки обучения.

    • Образовательные стандарты и требования

      Образовательные стандарты. Стандарты по профессиям.

    • Руководство. Педагогический состав

      Администрация колледжа. Педагогический состав.

    • Материально-техническое обеспечение и оснащенность образовательного процесса

      Оснащенность образовательного процесса. Стандарты организации образовательной деятельности. Учебные мастерские.

    • Стипендии и иные виды материальной поддержки

      Стипендия. Общежитие. Трудоустройство выпускников.

    • Платные образовательные услуги

      Платные услуги. Заочное обучение. Повышение квалификации.

    • Финансово-хозяйственная деятельность

      Поступление и расходование финансовых и материальных средств по итогам финансового года. Баланс государственного учреждения. Информация о закупках и заказах.

    • Вакантные места для приема (перевода) обучающихся

      Вакантные места. Сведения о контингенте обучающихся.

    • Доступная среда
    • Международное сотрудничество
  • НАШ КОЛЛЕДЖ

    О колледже. Об образовательных программах колледжа. Историческая справка о колледже.

    • Кабинет директора
    • Воспитательная работа
      • О воспитательной работе в Колледже
      • Нормативные документы
      • Приказы
      • План-отчет-анализ воспитательной работы
      • Спортивно-оздоровительная работа
      • Методические материалы
      • Классным руководителям
      • Профилактическая работа
      • Организация питания в Колледже
      • Сотрудники воспитательной службы
      • Программы воспитания
    • Служба качества
    • Наши достижения

      Достижения колледжа. Достижения студентов. Отзывы о колледже.

    • Нац. проект «Образование 2009»

      Инновационная образовательная программа: «Создание учебно-производственного комплекса для подготовки рабочих и специалистов малого и среднего бизнеса предприятий общественного питания в условиях технико-технологических инноваций отрасли». Победители конкурсного отбора образовательных учреждений начального и среднего профессионального образования России.

      • Гости ИОП
      • События
      • Повышение квалификации
      • Учебно-производственный комплекс
    • Нац. проект «Образование 2021»
    • СМИ о колледже
    • Противодействие коррупции
    • Антитеррористическая политика
    • Допризывная подготовка и БЖ
    • Вакансии
  • АБИТУРИЕНТУ
    • Специальности/профессии
    • День открытых дверей
    • Приём 2023
    • Вступительные испытания
    • Прием иностранных граждан
    • Сотрудничество с ВУЗами
    • Перевод из другого учебного заведения
  • ОТДЕЛЕНИЯ КОЛЛЕДЖА
    • Отделение «Туризм»
      • Отделение «Туризм»
        • Администрация отделения «Туризм»
        • Педагогический коллектив
        • Выпускники
        • План работы на месяц
        • Студенческая жизнь
        • Новости отделения
        • Партнеры по организации производственной практики
      • Отделение «Гостиничный сервис»
        • Администрация
        • Педагогический коллектив
        • Выпускники
        • План работы на месяц
        • Студенческая жизнь
        • Мастер-классы
        • Новости отделения
        • Партнеры по организации производственной практики
      • Отделение «Ресторанный сервис»
        • Администрация отделения «Ресторанный сервис»
        • Педагогический коллектив
        • Выпускники
        • План работы на месяц
        • Студенческая жизнь
        • Мастер-классы
        • Новости отделения
      • Отделение «Общеобразовательная подготовка»
        • Администрация отделения «Общеобразовательная подготовка»

          Отделение Общеобразовательной подготовки

        • Педагогический коллектив
        • План работы на месяц
        • Студенческая жизнь
        • Новости отделения
      • Отделение «Коммерция и строительство»
        • Администрация отделения «Коммерция и строительство»
        • Педагогический коллектив
        • Выпускники
        • План работы на месяц
        • Студенческая жизнь
        • Новости отделения
      • Заочное отделение
        • Администрация отделения ДПО и заочного обучения
        • Педагогический коллектив отделения ДПО и заочного обучения
        • Отзывы
        • Отзывы выпускников
    • Отделение «Гостиничный сервис»
    • Отделение «Ресторанный сервис»
    • Отделение «Общеобразовательная подготовка»
    • Отделение «Коммерция и строительство»
    • Отделение «ДПО и заочное обучение»
  • СТУДЕНТУ

    Колледж туризма, учиться на повара, учиться на технолога, учиться на кондитера, учиться на логиста, учиться на бармена, учиться на товароведа, учиться гостиничному делу, учиться на строителя, учиться в колледже, колледж общежитие, колледж спб, колледжи санкт-петербурга

    • Справочная информация
    • Расписание занятий
      • Расписание занятий студентов
      • Расписание занятий заочного отделения
      • Отделение Коммерция и строительство
      • Расписание занятий ОДПО
      • График консультаций
      • Замены в расписании учебных занятий
      • Промежуточная аттестация
      • График ГИА
    • Учебная работа
      • Календарный график учебного процесса
      • Контингент обучающихся
      • Учебные планы
      • Программа промежуточной аттестации
      • Государственная итоговая аттестация
      • Федеральный интернет-экзамен
      • Часто задаваемые вопросы
    • Нормативные документы
    • Центр содействия трудоустройству выпускников колледжа
    • Единый государственный экзамен
    • Библиотека
      • План работы библиотеки на учебный год
      • Правила пользования библиотекой
      • Текущая информация
      • Электронный каталог изданий
      • Материально-техническое обеспечение и оснащенность образовательного процесса
      • Статистические данные деятельности библиотечного комплекса Колледжа
      • Преподавателям
      • Студентам
      • Новые поступления в библиотеку
      • Образовательные ресурсы
      • Доступная среда
    • Студенческий совет
    • Студенческий отдел кадров
    • Рейтинг студентов
    • Безопасность жизнедеятельности
    • Физкультура и спорт
    • Спортивный студенческий клуб «Ладога»
  • ПРЕПОДАВАТЕЛЮ

    учиться на повара,учиться на кондитера,учиться на логиста,учится на бармена,учится на коммерции,учиться на товароведа,товаровед — эксперт обучение,учится на гостиничное дело,учиться на рекламе,учиться на строителя,колледж с общежитием

    • Справочная информация
    • Расписание занятий
      • Замены в расписании учебных занятий
    • Учебная работа
    • Научно-методическая работа
      • Научно-методическая деятельность
      • Инновационная методическая деятельность
      • Конкурсная деятельность
      • Наши достижения
      • Аттестация педагогических кадров
      • Печатные издания педагогических работников Колледжа
      • Контактная информация
      • Графики проведения открытых уроков
    • Мониторинг качества образовательного процесса
    • Победитель конкурса Педагогических достижений Санкт-Петербурга 2022 года
  • ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЕ УСЛУГИ
    • Наши предложения
    • Договорное обучение
    • Профессиональное обучение
    • Дополнительное профессиональное образование
    • Контакты