» К.Ф. Рылеев «Смерть Ермака»
Тема урока: «…И за победы заслужив Учитель – Абдурахманова Р.Р.
Благословения отчизны…»
(К. Ф. Рылеев. Дума «Смерть Ермака»)
Тип урока: открытие новых знаний
Характеристика класса: Общеобразовательный класс со средним показателем качества знаний
Методы и приёмы: проблемно-поисковый, исследовательский, наглядно-практический, приёмы «Яркое пятно», « Синквейн»
Формы работы: фронтальная, индивидуальная работа, работа в парах, групповая работа
Цель деятельности учителя: создать условия для анализа думы К.Ф. Рылеева «Смерть Ермака»; познакомить с личностью Рылеева; дать понятие о думе; раскрыть связь думы с историей; воспитывать патриотизм, интерес к истории своей страны, формировать у детей чувство ответственности за будущее своего края.
ХОД УРОКА:
I.Этап мотивации учебной деятельности
Показываю учебники литературы, истории, географии.
-Что может объединять все учебники?
Тема, историческое событие, исторический герой…
Раздаю учебники парам
-Найдите выделенный материал, прочитайте.
-О чём или о ком прочитали?
О Ермаке, о походе Ермака, о покорении Сибири…
Предположения по теме урока?
-Посмотрите на слайд
На фоне России высвечиваются 4 фотографии с изображением Ивана Грозного, К. Ф. Рылеева, Ермака, декабристов на Сенатской площади.
-Кого вы узнаёте? Определите эпохи, соотнесите по парам
И Грозный- Ермак; К.Ф. Рылеев- декабристы
-Почему объединили в пары?
Ермак совершил свой знаменитый поход в годы царствования И. Грозного.
Рылеев- декабристы- ???(Вернёмся к этой паре)
— А на каком фоне мы видим эти фотографии? (Россия) Значит, что- то важное сделали для России.
— Есть ли связь между всеми? Ваши предположения?
-Можете ли вы определить тему урока?
Да. Произведение К.Ф. Рылеева. Говорить будем о людях, которые многое сделали для России и этим самым стали известными, знаменитыми людьми, достойными сынами Отечества.
II.Этап актуализации и пробного учебного действия
Я помогу вам сформулировать тему урока словами из произведения, которое сегодня будем читать «…И за победы заслужив Благословение отчизны…»
—Что такое «отчизна»? Подберите синонимы.
Родина, отечество, отчий край, земля отцов, родная земля.
— А в каком значении употреблено слово «благословение»? Давайте обратимся к толковому словарю С. И. Ожегова.
Благословить-
1.У религиозных людей: перекрестить (как бы передавая этим знаком покровительство, пожелание счастья, удач и т.п.)
3.Воздать благодарность кому-чему- нибудь.
(Зачитывается статья, выясняется, что слово многозначное). В каком значении слово употребляется в теме урока?
«воздать благодарность»
— За что отчизна может быть благодарна своим сынам?
За верность, за ратные подвиги
— Как мы называем человека, который верно служит своей стране, готов за неё погибнуть?
Патриот
-Посмотрим в чувствительный словарик
Патриотизм- преданность и любовь к своему отечеству, к своему народу (С. И. Ожегов)
— Мы будем говорить о таких людях
IV Этап «открытия» учащимися новых знаний
Проверка выполнения индивидуального задания. Выступления обучающихся.
Я предлагаю вам окунуться в атмосферу начала XIX века.
1.Восстание декабристов.
-Вы уже услышали имя К.Ф. Рылеева, который был в числе той золотой части дворянства, которая вышла на Сенатскую площадь 14 декабря 1825г. Я предлагаю подробней познакомиться с этим человеком.
2.К.Ф. Рылеев.
Задание классу: Записать главные черты личности Рылеева
Главные черты личности: пламенный патриотизм, стремление к свободе отечества, смелость и мужество, романтически-возвышенное понимание гражданственности.
«Я не поэт, а гражданин», — заявлял он, и на свою литературную деятельность смотрел как на гражданское служение, целью которого должно быть «общественное благо».
Свою гражданскую позицию Рылеев выражал в своих произведениях. Самым популярным жанром для писателя стал жанр думы. Познакомимся.
3.Дума как жанр
-Что вы представляете, когда слышите слово дума?
Да, конечно, лексическое значение этого слова это «размышление».
Дума- лиро- эпическое произведение, содержащее размышления на различные философские, исторические или социально- бытовые темы.
Герои рылеевских дум- это исторические личности: Дмитрий Донской, Иван Сусанин, Святослав, Ермак Тимофеевич…
-Кто такой Ермак? В какую эпоху жил?
4.Иван Грозный
5. Ермак
Задание классу: Записать главные черты личности Ермака
Главные черты Ермака: вольнолюбие, широта души, патриотизм, мужество, готовность умереть за родину.
V Этап первичного закрепления.
Зачитайте свои записи.
-Кому родственен Ермак?
К.Ф. Рылееву.
— Почему К. Ф. Рылеев обратился к этому образу?
1 Историческая личность. 2. Патриот России. 3. Родственен духу самого К. Ф. Рылеева.
Итак, теперь для нас осталось мало секретов по теме урока.
Теперь мы можем ответить на вопрос, какая же связь между всеми действующими лицами (Рылеев, декабристы, И Грозный и Ермак)?Свой поход Ермак совершил во времена И. Грозного, Рылеев был декабристом, написал думу «Смерть Ермака»
VI Этап чтения текста. Видеозапись
VII Этап анализа текста.
Работа с текстом
-– Какова тема и идея думы Рылеева? Какие чувства стремится передать автор читателю?
Для того, чтобы определить тему и идею произведения, нужно ответить на два вопроса: о чем говорится в этом тексте (тема) и что хотел сказать автор? (идея)
Тема- историческое событие, смерть Ермака.
Идея- жизнь, отданная за родину, обретает смысл, делает человека героем.
-Докажем, что перед нами жанр думы.
Эпическое: рассказ- размышление о смерти Ермака;
Лирическое: в стихотворной форме;
Исторический герой и историческое событие.
Работа в группах.
Выбрать цитаты для заполнения
двучастного дневника.
Задание 1 группе:
1.Выберите из текста цитаты, показывающие картины природы.
2. Какие средства выразительности использует автор?
3.Какие картины рисует автор в 1 и 2 строфе ?
4. Какой стилистический приём использует?
4.Картина природы в последней строфе. В чём разница?
Задание 2 группе:
1.Выберите из текста цитаты, показывающие образы героев
2.Кто является главным героем думы? Как показывает его автор?
3. Кто ему противопоставлен?
— Обратимся к эпиграфу урока. Как вы понимаете эту фразу К.Ф.Рылеева?
Как и Ермак, покоривший Сибирь, расширив владения русского государства, погибший с верою, что смерть его не напрасна, так и К.Ф. Рылеев пожертвовал собственной жизнью, всего лишь попытавшись изменить уклад жизни простого народа. И его смерть тоже ненапрасна!
А теперь давайте вернёмся к теме нашего урока . Вспомните, о ком мы сегодня говорили.
-Кто заслужил «благословения отчизны»? Кого из героев нашего урока можно назвать патриотом?
VIII Рефлексивная деятельность
Продолжите фразу:
1.Патриотизм (имя героя: Ермака, К.Ф. Рылеева, декабристов, Ивана Грозного) заключается в …
2. Синквейн (на данную тему)
Иван Грозный. Много сделал для России. Расширил границы гос-ва, сделал много для создания централизованного гос-ва.
К.Ф. Рылеев. Выступил на Сенатской площади. Был против креп. права, ратовал за установление республиканского строя. Погиб за интересы народа.
Ермак. Совершил поход в Сибирь, разбил армию Кучума, сделал первый шаг к присоединению Сибири к России. А это в интересах России.
Декабристы. Подняли восстание, выступали против крепостничества, защищали интересы народа, хотя сами были дворянами. Не соглашались с тем, что народ- победитель вернулся к рабству после победы над Наполеоном.
3.Заполнить лист самооценки
IX Домашнее задание: Заполните «Двучастный дневник » по произведению «Смерть Ермака» . ( 4-5 цитат)
PS Сегодня мы говорили о Покорении Сибири Ермаком. Конечно, это событие имеет огромное значение для России. О нём говорили не только историки, но и поэты, географы, художники. И, конечно же, для нас живущих в Сибири. Неизвестно какой бы была наша судьба, а сейчас она связана с этим красивым и величественным краем, с его богатейшей природой, которая не оставляет равнодушными никого. Нам в наследство дана наша земли, и мы должны не только любить нашу землю, но и оберегать её.
А сейчас я хочу предложить вам посмотреть видеоролик, который создала Кичапина С. и стала победительницей в конкурсе региональном «Моя Сибирь , моя земля»
III. Заключение.
— Вспомните жизнь Кондратия Фёдоровича Рылеева и жизнь его героя. Какой можно сделать вывод?
(«Смерть Ермака» — оказалось пророческим творением. Судьба автора и его героя похожи)
Найдите строку, которую можно было бы отнести и к Рылееву, и к Ермаку. О чём это говорит? К чему призывает нас К. Ф. Рылеев?
«И мы – не праздно в мире жили!»
В этой фразе заключается жизненная позиция автора и его героя.
— Обратимся к эпиграфу урока. Как вы понимаете эту фразу К.Ф.Рылеева?
(Как и Ермак, покоривший Сибирь, расширив владения русского государства, погибший с верою, что смерть его не напрасна, так и К.Ф. Рылеев пожертвовал собственной жизнью, всего лишь попытавшись изменить уклад жизни простого народа. И его смерть тоже ненапрасна!)
Спасибо за работу!
Домашнее задание
— Ответьте письменно на вопрос: «Почему судьба автора и судьба героя параллельны?»
данной страницы не существует или она была удалена.
|
|