Подросток не хочет учиться. Советы учителям и родителям
Подростком быть сложно — начинают меняться и тело, и психика, не получается найти контакт со сверстниками и родителями, появляются новые ценности, которые никто не признает. А еще никто не отменял учебу, которая полностью может выпасть из сферы интересов. При этом получить основное общее образование нужно обязательно. Рассказываем, как учителя и родители могут помочь подростку, который не хочет учиться.
Почему подросток не хочет учиться
Гормональный сбой. Подростковый возраст отличается от остальных тем, что ребенок снова быстро и резко растет и физически, и психологически. Этот рост связан с перестройкой гормональной системы, а она может проявляться у подростков по-разному. Кто-то становится слишком возбужденным, кто-то слишком вялым. В любом случае, подросток может физически чувствовать себя не в своей тарелке, а это сильно отвлекает от учебы.
Почему падает успеваемость в средней школе у 70% детей? Объяснил психолог.
Устал. Усталость может быть связана с непомерной учебной нагрузкой, с гормональным сбоем, а также с депрессией. Лучше не отмахиваться от жалоб на самочувствие, поговорить с ребенком, узнать о его проблемах, а если нужно, пойти к врачу. Усталость может в итоге повлиять не только на учебу, но и на всю жизнь подростка.
Потерял мотивацию. В подростковом возрасте меняется не только тело, но и ценности. И если раньше ребенок хотел получать хорошие оценки или увлекался историей и культурой Древней Греции, то теперь может получать удовольствие совершенно от другого. Также подростки начинают задумываться о самостоятельной взрослой жизни — хочется скорее работать и быть финансово независимым, а не учиться и готовиться к будущему.
Решает другие задачи. Подростки примеряют на себя разные роли, в этом главный смысл возраста — попробовать себя во многом, быть бунтарем, паинькой, изгоем, лидером. Чтобы отыгрывать эти роли, подростки вступают в новые отношения, дружеские, романтические, сопернические, и, конечно, активно участвуют в конфликтах.
Все это отнимает время и силы, заставляет активно переживать, а не думать об учебе.Сталкивается с проблемами в школе. Новые ценности и новые роли могут привести к конфликтам в школе. Подросток может участвовать в травле, причем с разных сторон, не сойтись во взглядах с учителем или администрацией. При этом подросток может ходить в школу, но тратить время и силы не на учебу, а на конфликты.
Что делать учителю
Обсудить с родителями. Даже если они уже знают о проблемах с учебой, учитель может рассказать больше. К тому же у учителя могут появиться идеи о том, как вернуть у ребенка интерес к предмету. Чаще всего этим занимается классный руководитель, но инициатором может стать любой неравнодушный учитель.
Обсудить с подростком отношение к предмету. Даже если учитель с родителями придумали гениальный план, без подростка ничего не получится. Учителю проще обсуждать эти проблемы, чем родителям — всегда есть предлог разговора об оценках. А там можно уйти дальше и поговорить о мотивации к учебе в целом. Постарайтесь не обесценивать мнение подростка: в 14 лет кажется, что многого можно достичь без образования и это не всегда ошибочное мнение. Покажите варианты будущих профессий и применимости предмета к жизни. Попробуйте вместе понять, как дать подростку доучиться без насилия и с интересом.
Профориентация подростков: как взрослый может помочь ребенку сделать выбор?
Сделать предмет интересным для подростка. Это самое сложное, но сделать это можно. Скорее всего этот опыт окажется полезным для всех подростков в принципе. Понятно, что нельзя учитывать интересы каждого, но можно включать в уроки такие задания, чтобы каждый мог выполнять их по-своему. Например, на математике каждый может придумывать задачи по интересующих их темам.
Что делать родителю
Поговорить. И для этого необязательно ждать «сигнала» из школы. Можно предупредить трудности с учебой, если вы уже заметили, что подросток стал слишком рассеянным, что он поздно засыпает, не выполняет домашние задания.
Самое главное в разговоре — быть на равных. Вы не можете требовать, чтобы подросток рассказал вам о своих проблемах: он может это сделать, только если будет доверять вам. Расскажите о том, что вы видите, о своих переживаниях и о том, что хотите помочь. Если ребенок откажется от разговора, лучше уступить и отложить его на пару недель.
Если подросток видит проблемы в учебе, но отказывается разговаривать и принимать помощь, можно договориться о формальностях. «Да, ты не хочешь учиться, но я обязан проследить, чтобы ты получил аттестат об основном общем образовании (а это минимум — закончить 9 классов). Такова моя родительская обязанность». Если подросток поставил себе четкую цель, которая не имеет ничего общего со школой и ЕГЭ, он скорее всего согласится соблюсти формальности, чтобы его интересы и потребности уважали.
Построить учебу вокруг интересов. Если подросток видит проблемы с учебой и принимает вашу помощь, обсудите его круг интересов. Скорее всего вы и так в курсе, но что-то могло измениться. Попробуйте поставить интересы в центр всего, а учебу построить вокруг них. Например, подросток увлекается автомобилями: найдите ему кружок или секцию, связанную с автоспортом или автомоделированием, расскажите об интересе учителям и обсудите, как можно использовать это при изучении конкретных предметов, договаривайтесь о еще больших возможностях для развития интереса в обмен на учебу.
Помочь в решении других проблем. Но делать это можно только с разрешения подростка. Если он выбирает вас поверенным в своих личных делах, примите это с уважением — не нужно нарушать границы и спрашивать о лишнем, не нужно дать советов без спроса, иногда достаточно просто выслушать с искренним интересом.
Если подросток честно рассказывает об интересах и целях и говорит, что хочет для этого заработать, попробуйте ему помочь с работой. До 14 лет ему можно неофициально помогать за деньги соседям или знакомым, а с 14 лет можно трудоустроиться официально, но с вашего согласия.
А если ничего не делать
То в самом лучшем случае подросток перестанет учиться и ему будет сложно закончить школу и получить аттестат об основном общем образовании. В худшем случае проблемы со школой могут быть только верхушкой айсберга — за ними может скрываться депрессия, конфликты или гормональные нарушения. Постарайтесь обращать внимание на проблемы с учебой, а также на любые резкие изменения в поведении подростка, несмотря на то, что весь возраст может быть ими пронизан.
Подросток не хочет учиться – что делать?
Едва ли не самой частой причиной для обращения родителей к психологу является успеваемость чада. А еще точнее, проблема, выражаемая практически всегда одной и той же фразой: «Понимаете, он (она) совершенно не хочет учиться!».
Реальные проблемы школьной успеваемости (ребенок или подросток не понимает объяснений учителя, не может выучить материал, решить задачи, обобщить, выделить главное и т. д.) меркнут по сравнению с этим ведущим и откровенно экзистенциальным посылом. Особенно это, разумеется, относится к ученикам средней и старшей школы. Родители, как правило, уверены, что если бы он вот прямо сейчас «захотел», «взялся», «не ленился» и т. д., то все с учебой было бы нормально или даже очень хорошо. Удивительно, но учителя, судя по всему, массово поддерживают это странноватое родительское мнение. То есть получается, что ребенку надо просто что-то такое сказать или объяснить (ничего снаружи не меняя) и он – р-раз! – и захочет учиться! Приходят к психологу и просят: «Ну скажите хоть вы ему, что надо учиться! А то он (она) уже ни нас, ни учителей не слушает!» Вопрос родителям: «А незнакомую тетку -психолога послушает, что ли?!». «А может, если он не хочет учиться , тому есть какая-то причина?»«Да они все сейчас такие!» – в сердцах отвечают родители и ссылаются на компьютер, телевизор ит.д., которые якобы отвратили их чадо от романов Достоевского, экономической географии и решения дифференциальных уравнений…. Призванное к ответу чадо сидит на стуле в кабинете психолога, шаркает ногами по ковру, крутит в пальцах что попадется и подтверждает, что да, учиться ему не хочется совершенно. Уже давно. А может, и никогда не хотелось, просто оно боялось, что родители и учителя будут ругаться. Точно оно уже не помнит. – Но что же нам с ним теперь делать? – восклицают обескураженные родители. – Ведь без образования-то никуда… Бороться методом кнута и пряника, заставлять сидеть над учебниками, контролировать процесс – или пустить все на самотек?
Существует несколько «НЕ»:
1. НЕ давите на ребенка. Он личность, а не объект приложения наших амбиций. Вспомните, как вы сами любили правила синтаксиса, химию галогенов или решение квадратных неравенств. Школьное образование – это еще не все. Пусть занимается тем, что ему нравится, и ищет себя. Со временем он сам во всем разберется. Поговорите с учителем о вашем ребенке: может, он слишком категоричен в «создании» неприглядного образа.
2. НЕ запугивайте, не давите на то, какая ужасная судьба ребенка, если он не будет хорошо учиться. Примеры криминальных и асоциальных элементов – категорически неуместны. Как и ваши высказывания, что успехам в жизни вы обязаны тому, что десять лет кряду смотрели в рот учительнице. Не причитайте (если (вдруг) вы сами считаете себя неудачниками), что всё это потому, что недостаточно хорошо учились в школе, и вот сын (дочка) повторяет вашу судьбу. Подростку в трудном возрасте нужна всяческая поддержка, а не пессимизм не всегда счастливых в жизни взрослых.
3. НЕ сравнивайте своего сына (или дочку) со сверстником, который учится лучше, особенно если он испытывает к этому ребенку антипатию. Никогда не акцентируйте внимание своего ребенка на успехах другого, его хорошей учебе, помощи маме и уважении к старшим.
4. НЕ стоит обзывать его лентяем, безмозглым и безруким. И не «пугайте», что все эти качества «останутся с ним навсегда, потому что он совсем не работает над собой» – он все равно не поверит, но очень обидится, замкнётся.
5. НЕ ругайте в присутствии ребенка его учителей и школу в целом. Ни с домашними, ни с подругой по телефону! Все-таки вы для него – авторитет. Послушает и сделает неутешительные выводы, дескать, точно – и школа плохая, и учителя никуда не годятся. Это только усугубит его нежелание учиться , к тому же может стать причиной излишней грубости по отношению к учителям. Кого вы тогда будете винить? Его?
Так что же делать, чтобы преодолеть инерцию «нехотения»?
Родителям следует понять, что у «нехотения» данного конкретного ребенка всегда есть конкретная причина. И, если Вам кажется, что уже исчерпали собственные возможности в стимулировании ребёнка на учёбу (может и по причине этих самых «НЕ»), обратитесь к специалисту, который поможет разобраться в каждой индивидуальной ситуации.
А вот несколько общих советов, которые родители должны учитывать:
Возможно, ребенку не подходит эта программа, эта школа, эти учителя. Он не может и не хочет усваивать знания в одной форме, но, вполне вероятно, захочет, если форму поменять. Или: если подросток действительно одарен и ему неинтересно, потому что школьная программа для него «простовата», подыщите школу или программу, более адекватную для его возможностей. А вдруг у ребёнка в школе конфликт? Не стоит говорить подростку о том, что он должен учиться в любом случае, несмотря на все чувства, которые он по этому поводу испытывает. Школьнику некомфортно в «плохом» классе и, естественно, он не может хорошо учиться.
По-настоящему заинтересованные в качественном образовании ребенка родители должны искать, пока не найдут нужное, и интерес ребенка к учебе не восстановится. Вернется интерес к учебе – повысится успеваемость, Не бойтесь его загрузить, если видите, что можно. Ежедневно, при каждом удобном случае, нужно рассказывать и показывать своему повзрослевшему чаду, что образование делает жизнь интересней и полнее, помогает понять мир и многое в нем. И не стесняйтесь приводить доступные, понятные, интересные примеры. Больше хвалите и меньше указывайте на недостатки своего подростка. Есть проверенная веками система поощрений и наказаний: если применять ее творчески, можно добиться неплохих результатов в управлении процессом. В некоторых случаях можно просто заставить учиться. Потом чадо повзрослеет, разберется, что к чему и еще будет нам благодарно за то, что не обращали внимания на его капризы.
Постарайтесь при ребенке всегда положительно отзываться о школе и об учителях, не помешает и похвала – и подросток под вашим влиянием будет более позитивно воспринимать школу, учебу, преподавателей.
Составитель: Калмыкова С. А. (интеренет ресурс)
Как отвести ребенка к психологу?
Вам может быть интересно, как заставить вашего ребенка обратиться к психологу Вот как сделать так, чтобы он чувствовал себя более комфортно с этой идеей.
Людям всех возрастов может быть полезно обратиться к специалисту в области психического здоровья. Однако дети могут бояться разговаривать с кем-то, кого они не знают. Они также могут опасаться чего-то, чего не до конца понимают. Вы можете спросить себя: как я могу заставить своего ребенка обратиться к психологу?
Ребенок часто не хочет обращаться к терапевту, потому что этот человек незнакомец, отмечает Скиатта Уоллес, доктор философии, психолог из Бруклина, Нью-Йорк, которая специализируется на разработке программ развития лидерских качеств и психического здоровья для девочек-подростков и подростков. молодая женщина.
«Сама мысль о том, чтобы сделать что-то очень незнакомое, может быть для них очень сложной, — говорит Уоллес. «Они могли очень нервничать или колебаться по этому поводу».
Вы можете помочь своему ребенку преодолеть страх или сопротивление, объяснив, почему терапия может быть полезной.
Опишите это как способ улучшить положение вашего ребенка и семьи, советует доктор Бет Уэстбрук, клинический психолог, специализирующийся на психотерапии, из Портленда, штат Орегон. «Общий акцент на том факте, что говорить позитивно, имеет большое значение», — говорит Уэстбрук.
Многие дети могут сопротивляться началу лечения. Важно быть понимающим, а также признавать их потребности и то, что лучше для них. Детские терапевты умеют справляться с дискомфортом или колебаниями ребенка, и многие дети часто готовы продолжить встречи с терапевтом после первых сеансов.
С тех пор как в начале 2020 года разразилась глобальная пандемия COVID-19, уровень стресса у людей резко возрос. Уоллес предлагает родителям учитывать влияние на психическое здоровье своих детей — даже тех, кто, кажется, хорошо приспосабливается к изменениям.
«Возможно, ваш ребенок страдает от этой пандемии больше, чем вы на самом деле думаете, и если вы начнете замечать небольшие признаки, будьте готовы к терапии в качестве варианта, потому что прямо сейчас ему может понадобиться большая поддержка», — советует Уоллес.
Если вы заметили изменения в настроении или поведении вашего ребенка, отношениях, успеваемости в школе или любом другом аспекте его жизни, это может быть признаком того, что ему может быть полезна терапия.
Некоторые признаки терапии, которые могут быть полезны вашему ребенку, включают:
- изменения настроения или поведения
- внезапные изменения в отношениях, например, переход от общительности к более замкнутому
- выражает мысли о самоубийстве или членовредительстве
- кажется подавленным, например, потеря интереса или удовольствия от деятельности
- Изменения в аппетите, ест больше или меньше, чем обычно
- Изменения в успеваемости в школе
«Это ситуации, когда родитель должен быть начеку, чтобы сказать, что этому ребенку нужна поддержка», — говорит Уоллес.
Если вы планируете действовать в связи с суицидальными мыслями, немедленно обратитесь за профессиональной помощью.
Позвонив или отправив текстовое сообщение на линию помощи в кризисных ситуациях, вы свяжетесь с обученным консультантом круглосуточно и без выходных в любой день года совершенно бесплатно:
- Позвоните на национальную линию помощи по предотвращению самоубийств по номеру 988. дойти до строки текста кризиса.
Когда ваш ребенок спрашивает о терапии
Также возможно, что ваш ребенок может попросить о встрече с терапевтом. Это характерно для некоторых детей и подростков и может быть положительным моментом, поскольку некоторые темы могут быть трудными для обсуждения с родителями и опекунами. Если вы обеспокоены, терапевты всегда делятся информацией с родителями, если безопасность их ребенка находится под угрозой.
«Особенно сейчас, когда разговоры о психическом здоровье действительно поддерживаются в школах и в других местах, ребенок может быть на самом деле более осведомленным и открытым для (терапии), чем член семьи», — говорит Уоллес.
Она советует родителям серьезно отнестись к просьбе. И даже если вы встревожены, постарайтесь не показывать этого перед ребенком.
«Вы не хотите, чтобы это выглядело как что-то ненормальное из-за того, что ребенок просит пойти на терапию», — говорит Уоллес.
Интересуйтесь, почему ваш ребенок хочет пойти на терапию, и поймите его чувства и серьезность ситуации, советует Уоллес.
«Это может быть поводом для беспокойства, а может и не быть», — говорит Уоллес.
Вот почему так важно спокойно и честно поговорить с ребенком. Она добавляет, что это может помочь держать линии связи открытыми.
Учтите, что попасть на прием к детскому терапевту может быть непросто из-за продолжающейся напряженности в связи с пандемией, связанной с доступностью психиатрической помощи.
Кроме того, первый терапевт, к которому вы обратитесь, может не подойти вам или личности вашего ребенка.
«Возможно, вам придется пройти через одного-двух психотерапевтов, прежде чем он подойдет вашему ребенку». Но не сдавайтесь, — говорит Уоллес.
«Это не значит, что вы потерпели неудачу или что ваш ребенок категорически против. Это просто означает, что вы не нашли нужного человека».
Если первый терапевт вам не подходит, и если вы в состоянии, найдите время, чтобы узнать больше и получить направление от людей, которым вы доверяете, таких как педиатр вашего ребенка или другие родители.
Например, говорит Уоллес, некоторые терапевты довольно спокойны, а другие болтливы. Во время поиска подумайте о том, как ваш ребенок общается с людьми в целом.
Еще один совет для родителей: найдите лицензированного специалиста в области психического здоровья, обладающего опытом и подготовкой для того типа терапии, который лучше всего подходит для вашего ребенка и семьи.
Перед тем, как предложить терапию, было бы неплохо внимательно выслушать своего ребенка и отметить, как он выражает свои опасения. — говорит Мэри Элворд, доктор философии, психолог из Роквилля, штат Мэриленд, которая работает с детьми и специализируется на тревожных расстройствах и расстройствах настроения, а также на регуляции эмоций и поведения.
Ваш ребенок, скорее всего, будет лучше относиться к вам, если вы будете использовать те же слова, что и он, выражая свои мысли.
Чтобы убедить вашего ребенка пойти на терапию, может потребоваться время, и, возможно, лучше поощрять ребенка, объясняя, почему терапия может быть полезной.
Родители могут объяснить, что терапия может быть способом оставаться здоровым, точно так же, как ежедневные занятия помогают нам заботиться о своем теле.
«Так важно нормализовать психическое здоровье, — говорит Уоллес.
«Это также часть вашего физического здоровья. Большинство детей старше 5 лет понимают свое тело и, идя к врачу и употребляя определенные продукты, чистя зубы, понимают, что в этом нет ничего плохого. Они это понимают», — добавляет она.
Детям может быть полезно понять, существует ли такое же представление о психическом здоровье.
Когда вы говорите о терапии со своим ребенком:
- Старайтесь сохранять спокойствие.
- Постарайтесь заранее справиться со своим чувством нервозности или разочарования.
- Поделитесь положительным личным опытом, может быть, после общения с психотерапевтом вы стали лучше спать.
- Поощряйте ребенка «попробовать» хотя бы раз.
- Сформулируйте терапию в позитивном свете, чтобы повысить вероятность того, что ваш ребенок не боится говорить о ней или участвовать в ней.
Терапия может решить различные проблемы и симптомы психического здоровья у детей. Цель терапии для детей часто может заключаться в том, чтобы предоставить им эмоциональную поддержку и понимание, а также найти новые решения и способы справиться с ситуацией.
Терапия может обеспечить путь к тому, чтобы стать устойчивым, что является чертой, которая может принести пользу человеку на протяжении всей жизни и укрепить психическое здоровье, говорит Элворд.
Раннее вмешательство, чтобы помочь вашему ребенку пройти терапию, может помочь ему добиться успеха в детстве, подростковом возрасте и во взрослой жизни.
Испытываете ли вы трудности с поиском индивидуального решения для вас и потребностей вашего ребенка? Ознакомьтесь с нашей статьей о лучших онлайн-терапиях и программах поддержки психического здоровья для детей.
Если вы планируете действовать в связи с суицидальными мыслями, немедленно обратитесь за профессиональной помощью.
Позвонив или отправив текстовое сообщение на линию помощи в кризисных ситуациях, вы свяжетесь с квалифицированным консультантом круглосуточно и без выходных в любой день года совершенно бесплатно:
- Позвоните на национальную линию помощи по предотвращению самоубийств по номеру 988.
- Отправьте сообщение HOME на номер 741741, чтобы перейти к текстовой строке кризиса.
Может ли помочь подростковая психология?: Психология Wellness Road: Психологи
Мой ребенок не хочет со мной разговаривать: Может ли помочь подростковая психология?: Wellness Road Психология: Психологи Принимаю заявки на телемедицину. Запланируйте виртуальный визит.Подростковый возраст может быть трудным как для подростков, так и для родителей. Этот переходный период от детства к взрослой жизни отмечен быстрыми изменениями, поскольку у вашего ребенка развивается чувство идентичности.
В это время подростки, как правило, отдаляются от родителей и основных опекунов и больше полагаются на своих сверстников. Это может привести к тому, что родители будут чувствовать себя закрытыми и разочарованными в своих усилиях помочь своему ребенку преодолеть неровности на пути роста.
От академической тревоги и межличностных трудностей до перепадов настроения и стресса у всех подростков есть проблемы. В подростковом возрасте дети часто чувствуют себя более комфортно, обсуждая сложные темы с людьми, не являющимися членами семьи. Если вы заметили, что у вашего подростка есть некоторые трудности, но он не хочет говорить с вами об этом, вам может помочь подростковая терапия.
Подросткам может быть полезна встреча с терапевтом для работы над различными проблемами, которые могут возникнуть. Вот несколько распространенных причин, по которым подростки обращаются к психотерапевту:
Социальные проблемы
Подростки сталкиваются с рядом проблем, связанных с общением, включая хулиганов, приспособление и давление сверстников. Рост социальных сетей может усугубить ситуацию, поскольку подростки пытаются раскрыть свою личность и занять свою нишу. Терапия может помочь вашему ребенку почувствовать себя понятым, справиться с проблемами и предоставить инструменты для решения возникающих проблем, чтобы ваш ребенок обрел уверенность и почувствовал себя лучше.
Депрессия
Расстройства настроения могут возникнуть в подростковом возрасте. Если ваш подросток кажется замкнутым, раздражительным или грустным, терапия может помочь вашему ребенку определить мысли и ситуации, которые способствуют его депрессии. Лечение заключается в том, чтобы помочь вашему ребенку переосмыслить образ его мышления и изменить поведение, которое усиливает депрессивные чувства.
Стресс
Подростки могут испытывать непреодолимый стресс. Академический и социальный стресс — это лишь два примера того, как подростки должны научиться ориентироваться. Терапия может помочь вашему ребенку научиться эффективно справляться со стрессом, чтобы он не сказывался на его жизни.
Низкая самооценка
Многие подростки в какой-то момент испытывают трудности с уверенностью в себе. Оставленные без внимания подростки, испытывающие серьезные проблемы с самооценкой, подвергаются более высокому риску злоупотребления психоактивными веществами, депрессии и неуспеваемости.
Травма
Травматические события могут оказывать влияние на подростков на всю жизнь. И родители, и подростки могут чувствовать себя подавленными травмой, и это встречается гораздо чаще, чем вы думаете. Примерно 61% подростков сообщают, что пережили хотя бы одно травмирующее событие в своей жизни. Терапия помогает подросткам научиться справляться с пережитой травмой. Этот процесс помогает вашему ребенку повысить устойчивость и оправиться от травматического события.
Беспокойство
Большинство подростков время от времени испытывают беспокойство. Но некоторые переживания настолько интенсивны, что мешают различным аспектам жизни ребенка. Тревожные расстройства являются наиболее распространенными психическими расстройствами, диагностируемыми у подростков.
Независимо от того, борется ли ваш подросток с социальной тревожностью или постоянно беспокоится о том, что произойдет что-то плохое, терапия может помочь вашему ребенку научиться справляться с симптомами. Эффективные стратегии лечения включают когнитивно-поведенческую терапию и экспозиционную терапию.
В Wellness Road Psychology доктор Филип Гликман и лайф-коуч Джейми Кариа предлагают полный спектр эффективных терапевтических процедур для детей, подростков и взрослых. Терапия может помочь вашему ребенку пройти по иногда ухабистой дороге подросткового возраста. Чтобы записаться на прием, позвоните в наш офис в Бруклине или Boss Ferry, Нью-Йорк, или оформите заявку онлайн.
Как помочь близкому человеку в горе
Предложение поддержки близкому человеку, который скорбит, может быть трудным. Трудно подобрать утешительные слова, и нет способа облегчить их бремя. Горе — это процесс, который движется в их темпе.