Что делать, если ребенок не хочет учиться? Советы психолога
Олеся Ахмеджанова
«Мне что ли это нужно?! Я свое уже отучилась», — часто отвечают родители ребенку, если тот не хочет идти в школу. Мысль вроде бы верная, но не особо полезная. Что же делать? Психолог Марина Новикова рассказывает, как воспитать интерес к обучению и научиться слушать учителя.
Как донести до ребенка мысль, что школа — это интересно?
Может показаться, что мотивация учения — это зона ответственности школы. Отчасти да, но в целом интерес к познанию зарождается в семье, и именно родители могут его поддерживать. Что же могут сделать мама и папа, чтобы ребенку стало интереснее учиться?
Психолог Марина Новикова
Подавайте пример
Задайте себе простые вопросы: как часто вы читаете? Чем сами интересуетесь? Где ищите знания? Какие места посещаете? О чем говорите за семейным ужином? Знают ли дети про ваши увлечения?
Личный пример — до сих пор один из лучших методов воспитания.
Дети бессознательно копируют наши достоинства и недостатки. Так пусть достоинств будет больше.
Делитесь личным опытом
Узнавайте, что ребенок проходит в школе, что ему особенно нравится и не нравится. Только, чур, без осуждения и нравоучений. Делитесь личным опытом из детства: не с позиции «А вот я в твои годы!», а на равных. Расскажите про возможную двойку, про первую пятерку, про отношения с учителями.
Определите таланты ребенка и свяжите их с обучением
Если ребенок не боится публики, пусть чаще выступает с докладами. Если обладает организаторскими способностями — пусть устраивает школьные мероприятия. Главное — дать возможность для реализации потенциала. Помещайте ребенка в ситуацию успеха и концентрируйтесь на сильных сторонах и достижениях.
Пройдите «лабиринт с конца»
Источник
Выясните, кем хочет стать ребенок, когда вырастет, и расскажите ему, что для этого необходимо. Но только начните с финишной прямой. Объясните, в каком учебном заведении нужно учиться, какие для этого важны знания, какие предметы для этого нужно изучать.
Установка «вырастешь — будешь дворником» давно не работает.
Участвуйте в жизни школы
Общайтесь с учителем, родителями одноклассников, приходите на школьные концерты и посещайте собрания — принимайте в меру активное участие в жизни школы.
Спрашивайте, как прошел день в школе
Узнавайте, что проходили на уроках и что давали на обед в столовой; с кем ребенок играл или общался на переменах; что нового узнал и от чего ему было скучно.
Поддерживайте благоприятный климат в семье
Источник
Помните, что отношения в семье влияют на учебу. Если у ребенка сильный стресс, ему не до развития и новых знаний: все силы организма направлены на борьбу с проблемой. Пусть дома будет комфортно.
Развивайте эмоциональный интеллект
Эмоциональный интеллект — это способность распознавать и управлять эмоциями, своими и чужими. Когда ребенок хорошо владеет своими эмоциями, он адекватно переживает разные ситуации: его не выбивают из колеи плохие оценки, новые учителя или другой коллектив.
Устраивайте интересные образовательные мероприятия
Вместе разгадывайте кроссворды или ходите в библиотеку. Отправляйтесь на выставку или в театр. Обучение — это ведь не только сидеть за учебниками. Это весело и необычно.
Обращайте внимание на то, что вы сами говорите про школу и учителей
У каждого у нас богатый опыт. Возможно, ваши воспоминания о школе не очень радужные, но не стоит переносить их в жизнь ребенка.
Постарайтесь не ругать учителей в присутствии детей и уважительно отзываться о школе.
Иначе ребенок сделает простой логический вывод: если мама с папой не любят школу, почему её должен любить я?
Авторитет учителя
Источник
Ох уж этот авторитет — он беспокоит и учителей, и родителей. Сразу возникает вопрос: возможно ли сформировать авторитет без участия самого учителя? Конечно, нет. Уже на первых уроках дети составляют мнение о педагоге, который своими поступками, словами и даже молчанием создает определенный образ. Но кое-что родители могут сделать.
Если вы столкнулись с агрессивным поведение учителя, то эта ситуация должна рассматриваться на уровне руководства школы. Остальные проблемы будем решать с помощью личного примера.
Учителям тоже непросто завоевать уважение целого класса. Источник
Говорите об учителе уважительно в присутствии ребенка
Никогда не оскорбляйте учителя при ребенке. Даже если учитель не прав, делайте акцент на его поведении, а не его личности.
Если возникает конфликт, не занимайте сразу чью-то сторону
Выслушайте всех участников и затем делайте выводы. Будьте деликатны в общении с учителем, в том числе при ребенке.
Требования по делу
Если вы сами хотите поговорить с педагогом, договоритесь о встрече заранее, будьте вежливыми и постарайтесь не предъявлять нереальные требования.
Избегайте объединения
Да, авторитет — это важно. Но не допускайте, чтобы ребенок думал, что вы с учителем в одной команде. Вы — родитель, и ваша поддержка нужна ребенку, иначе он просто перестанет вам доверять. Не забывайте об этом.
Обложка: freepik
Что делать, если подросток не хочет учиться?
—100%
+11 мин.
Код скопирован
В младших классах ребенок учился с удовольствием, с интересом, но вот перешел в среднюю школу, стал подростком — и как будто подменили: в школу ходит с неохотой, уроки делает через «не могу», смысла в учебе не видит. Ситуация нередкая. Почему это происходит и что в этом случае нужно делать родителям? И каких ошибок избегать? Рассказывает директор подмосковной православной школы «Рождество» Валерия Феликсовна Шварц.
Потеря интереса к учебе — это проблема, но не трагедияКак родителям нужно относиться к этому? Спокойно, хладнокровно. Ведь на самом деле не происходит ничего снепоправимого. Ребенок не заболел чем-то ужасным, не «влип» в криминальную историю, не стал жертвой преступников. Изменение отношения к учебе — явление нередкое и вполне объяснимое. Нужно понимать причины и воспринимать это как задачу, которую вполне можно решить. При этом нужно быть готовым к тому, что что быстро такие задачи не решаются. Ребенку надо дать время, чтобы он с вашей помощью справился с изменениями в своих приоритетах, освоился в новых обстоятельствах.
Далее, нужно четко определиться: а в чем ваша конечная цель? Вы хотите, чтобы у вашего ребенка возобновился интерес к учебе или чтобы его оценки по всем предметам стали отличными (не редкость, что нам именно это и нужно от нашего ученика)?
На мой взгляд, главная родительская задача еще в начальных классах школы — сформировать у ребенка отношение к учебе как к осмысленному, полезному труду, к работе, которую необходимо делать хорошо, даже если это не всегда интересно. Ценность честного добросовестного труда не должна подвергаться сомнению. Порой, такие, казалось бы, верные родительские утверждения: «мне не важно, какие отметки ты получаешь!» — расхолаживают ребенка, дают ему право считать, будто качество его работы не имеет значения. Если это однажды произошло — исправить будет сложно.
Прекрасно, если учебный труд сопровождается интересом и к изучаемому предмету — но так бывает не всегда, а вот сам себе ребенок всегда интересен. Отлично. Используем этот инструмент. Ведь обучение — это еще и самопознание. И можно обсудить с ребенком вопрос: тебе интересно, какой ты? Каковы твои склонности и границы? Твои дарования и способность к саморазвитию? Интересно? Вперед! Школьное дело дает тебе возможность увидеть, почувствовать и осмыслить собственные возможности и предпочтения.
| Читайте также:
Как вернуть подростку интерес к учебе?
Почему пропадает интерес к учебе?Определившись с конечной целью, поговорим о причинах, по которым у подростков снижается мотивация к учебе. Знание этих причин позволит нам понять, что именно происходит с нашим ребенком и как именно ему надо помогать.
Кстати, стоит заметить: интерес к учебе пропадает вовсе не в ста процентах случаев. Такая тенденция есть, но это не является чем-то неизбежным.
И порой мы оказываемся в ловушке слов: дело не в том, что интерес к учебе пропадает при переходе из начальной школы в среднюю. Дело в том, что в начале подросткового возраста у ребенка появляется множество новых интересов. Согласитесь, это разные ситуации: отсутствие интереса или многообразие интересов. Настоящая проблема заключается в том, что, при появившемся многообразии интересов, у ребенка еще нет внутренних ресурсов и способностей, чтобы правильно распределить время, должным образом расставить приоритеты. Мы видим, что ребенок охладел к учебе, но последовательность событий здесь такова: он более не может уделять учебе столько внимания, сколько уделял раньше, вследствие этого становится менее успешным, а затем следует неизбежное падение интереса к той деятельности, где нет хороших результатов.
Другая причина, может быть, не менее значимая — это изменение формата учебы, изменение принципа подачи учебного материала. Раньше, в начальной школе, был один учитель, ребенок привык к его голосу, к его манере объяснения. Но вот начинается средняя школа, по каждому предмету — свой преподаватель со своими особенностями и требованиями. И если не выстроен процесс перехода из младшей школы в основную — ученику невероятно трудно постоянно, на каждом уроке, подстраивать свою систему восприятия. Что происходит в результате? Вслед за психологическим стрессом от неудач (особенно, если эти неудачи ученику «ставятся на вид») возникает негативное отношение к предмету, разновидность защиты, когда причины собственной неуспешности трактуются как «плохой учитель», «скучный предмет», «это мне никогда не пригодится в жизни».
Кроме того — и это, возможно, особенность нашего времени, — в начальной школе часто ребенок не приучается спокойно воспринимать учебные трудности и в результате вдумчивого труда преодолевать их. Способный ребенок усваивает материал легко (хотя иногда — поверхностно), многое ему дается без особых усилий, при этом часто его хвалят за успехи, постоянно поддерживая — и у него возникает опасная иллюзия, будто так всегда будет. А так будет не всегда. В средней школе программа усложняется, требования учителей становятся строже и разнообразнее. Естественно, случаются неудачи. И если сформировалась привычка, что все дается без особенных усилий, то в результате столкновения с естественными трудностями ребенок может занервничать, спасовать, а впоследствии негативные эмоции проецируются на учебный предмет.
Это, кстати сказать, бывает очень заметно, когда в пятый-шестой класс приходит ребенок, который ранее был на домашнем обучении. Он может быть неглупым, способным, у него хорошие аттестационные баллы, у него хорошие, любящие, понимающие родители. Но вот он приходит в среднюю школу — и совершенно теряется. Он привык воспринимать информацию с голоса мамы или папы, и вдруг — множество учителей, каждый со своим голосом, со своей интонацией. В результате у ребенка возникает внутренняя блокировка, и он попросту перестает заниматься тем, что ему не удалось с первого раза.
Тактика и стратегия преодоленияОсознав потерю интереса к учебе как проблему, активные родители, как правило, начинают действовать. И порой эта деятельность не приводит к положительным результатам.
1. Самое печальное, если в разговоре о школьных делах начинают доминировать упреки и наказания, бесконечные выяснения отношений – от этого невыносимо становится всем, и родителям, и детям. Это совершенно тупиковый путь, только усугубляющий негативное отношение ребенка к школьной учебе.
2. Пример следующий, уже упоминавшийся в нашем разговоре. Родители говорят ребенку, что им абсолютно неважно, как он учится, что они его безусловно любят. Позиция чрезвычайно популярная, на первый взгляд — очень гуманная. На самом деле здесь совершается подмена понятий. Безусловно, родители должны любить своего ребенка в любом случае и не должны скрывать от него свою любовь. Но когда они говорят, что им безразлично, как он учится, то демонстрируют ему безразличие к его жизни. Ведь ребенку-то очень даже не безразличны его учебные успехи и неуспехи. Это важная составляющая его жизни. Говоря ребенку, будто это на самом деле неважно, они и ему дают такую же установку. Стоит ли удивляться, что ребенок перестает трудиться?
На самом деле нет никакого противоречия между безусловной любовью и принятием ребенка — и требованием, чтобы он относился к своей учебе ответственно и старательно. Просто потому, что ответственность и старательность — это базовые этические принципы, которые прививаются в нормальной семье. Ребенок должен ощущать, что его любят безусловно, но должен понимать и то, что от него ждут хорошей работы, насколько это вообще для него возможно. Даже удовлетворительная оценка должна быть честной, заслуженной.
3. Самая, пожалуй, распространенная тактика — нанять ребенку репетиторов по всем предметам, если у него возникают трудности. В результате ребенок и с репетитором не учится, как следует, репетитор лишь помогает ему выполнять домашние задания (случается — попросту все решает за него). Зато на школьную учебу такой ребенок смотрит свысока: у меня репетитор есть, я теперь по физике/русскому языку/математике подстрахован, на уроках можно ничего не делать! Вместо того, чтобы научить ребенка ходить на своих ногах, мы ему даем костыли. И положение становится еще более сложным.
Разумеется, бывают случаи, когда репетитор нужен. Если ребенок всерьез увлечен каким-то предметом и ему требуется уровень выше, чем в школьной программе — тогда углубленное изучение предмета может потребовать дополнительного педагогического сопровождения. Другой случай — в силу разных обстоятельств ученик сильно отстал от школьной программы и ему требуется специальная адресная помощь, чтобы ликвидировать это отставание. Но занятия с репетитором не должны подменять собой работу ученика в классе и дома.
| Подробнее о плюсах и минусах репетиторства можно прочитать в статье:
Девять мифов о репетиторах и репетиторстве
4. Весьма распространенная реакция на учебные трудности — предъявить претензии школе. Мол, раз ребенок потерял интерес к предмету, значит, это вы так плохо учите. Не умеете увлечь!
Да, бывает и так. Бывает, что учителю не хватает профессиональных навыков, он не справляется с конкретным классом, у него не сложился контакт с детьми. Но все же гораздо чаще причина не в учителе, а в том, что происходит с ребенком. Учитель не может и не должен быть аниматором, не должен все время увлекать/развлекать детей. И невозможно увлечь предметом абсолютно весь класс, ведь дети разные, интересы у них тоже разные и что действует на одного, не подействует на другого. Есть на самом деле простой способ разобраться, в учителе проблема или нет. Если примерно у половины класса по предмету хорошие и отличные оценки, значит, все в порядке с учителем. И ваш ребенок тоже может оказаться в этой половине, если работать вместе с школой, а не становиться на прокурорскую позицию.
Но когда уже звучат претензии и обвинения, взаимодействие становится почти невозможным.
Что же все-таки делать? Как вернуть интерес к учебе?Переходим к главному. Как нужно действовать?
1. Нужно постоянно разговаривать с ребенком, в том числе и о том, почему у него снизился интерес к учебе. Ни в коем случае нельзя оказывать давление и тем более упрекать. Это должен быть такой разговор, который не тяготит ребенка. Исподволь, аккуратно, не в лоб нужно выяснить у него, в чем он сам видит причину. Возможно, дело в том, что раньше занятия начинались в десять утра, а сейчас приходится вставать в шесть, он не высыпается. Или сменился учитель по какому-то предмету, с новым хуже контакт. Или ребенок тоскует по друзьям из класса, которые перешли в другую школу.
2. Отталкиваясь от интересов ребенка, нужно создать ему среду, где в живом человеческом общении он мог бы развиваться в той сфере, в которой возникли трудности. Например, если он любит животных, устроить его в кружок юных биологов при зоопарке, если есть интерес к истории, можно найти клуб реконструкторов, если ребенку нравится придумывать какие-то рассказы, то записать его в хорошую литературную студию. Все это как будто бы напрямую не связано с школьной программой — однако, если ребенок будет этим заниматься с увлечением, то и к «сопутствующим» школьным предметам интерес повысится. Если это кружок юных биологов, то уже иначе будет восприниматься школьный курс биологии, если клуб реконструкторов — есть выход и на историю, и на литературу. То же касается театральных студий: занятия в них могут пробудить интерес к литературной основе тех спектаклей, что там ставят. Увлечение астрономией может улучшить отношения со школьной математикой, увлечение туризмом — сразу и с географией, и с биологией, и с физикой.
При этом надо понимать две вещи: во-первых, речь идет именно о живом общении ребенка со сверстниками и со взрослым-руководителем, а не об онлайн-формате. Во-вторых, не следует ждать немедленных результатов: сегодня записали ребенка в кружок робототехники, а завтра у него уже должны быть пятерки по информатике и физике. Нет, конечно, так не бывает. Формировать сферу увлечений — это трудное и долгое дело.
3. Обратиться за помощью к школе. Будем исходить из предположения, что школа хорошая, учителя профессиональные, к детям относятся внимательно. Такая школа действительно сможет помочь. Если вы видите, что раньше ребенок, к примеру, любил русский язык, а в средних классах к нему охладел, стоит поговорить с учителем. Но поговорить не об отметках, а о том, как тот видит ситуацию, что может посоветовать. А учитель может подсказать какую-то толковую познавательную литературу. Если речь о русском языке, то это веселые учебники Татьяны Рик или серия книг Людмилы Ахременковой «К пятерке шаг за шагом», если о математике — книга Владимира Лёвшина и Эмилии Александровой «Приключения Нулика. Математическая трилогия» (это познавательная литература в форме сказочной повести), или того же автора «Диссертация Рассеянного Магистра». Если это физика, то, например, книга Александра Никонова «Физика на пальцах». Подобной литературы немало, и учителя о ней знают в отличие от большинства родителей.
| Подборка познавательных книг для детей:
Десять книг про науку, от которых дети не заскучают
И вот что еще может быть полезно: наверняка среди учителей есть кто-то, кому подросток доверяет, кто является для него авторитетом. Вот с таким педагогом стоит поговорить, объяснить ему ситуацию и попросить, чтобы он стал посредником между вами и учителем по тому предмету, с которым начались трудности. Такой учитель, конечно же, легче, чем родители, выстроит коммуникацию с коллегами, поможет им взглянуть на конкретного ребенка другими глазами, разглядеть в нем те достоинства и таланты, которые остаются незамеченными. Может быть, он поделится своим опытом, расскажет, как сумел найти подход к этому ученику. В нашей школе мы практикуем такие педагогические «консилиумы», когда разные учителя обсуждают одного ученика, каждый со своей стороны, и это дает хорошие результаты: у учителя раздвигаются горизонты, он начинает видеть в заурядном, казалось бы, троечнике талантливого художника, или увлеченного футболиста, или отзывчивого человека, готового всем помочь.
И вновь повторю: все педагогические проблемы (в том числе и потеря мотивации к учебе) преодолимы, если у родителей выстроены с ребенком доверительные отношения, если им интересны не только его отметки, а он сам, его жизнь, его переживания, мнения, увлечения. Тогда то, что поначалу кажется огромной проблемой, распадается на последовательность вполне решаемых задач.
Подготовил Виталий Каплан
Когда ваш ребенок не хочет ходить в школу: подростковая депрессия и отказ от школы
Нередко ребенок или подросток с депрессией избегает или отказывается ходить в школу. Неспособность или нежелание просыпаться и одеваться по утрам, частые посещения школьной медсестры, пропуск занятий или частые жалобы на физическую боль и недомогание, такие как головные боли, боли в животе, тошнота или диарея, могут быть признаками отказа от школы. Также могут присутствовать тревога и неповиновение. Директор детских программ в Центре здоровья Compass Ли Даль Пра, AM, LCSW, говорит: «Очень важно иметь сострадание к себе. Это болезненный процесс для родителей, опекунов и всех». Как родитель, трудно понять, что делать. Такое поведение может быть разрушительным для семьи, и душераздирающе видеть, как ваш ребенок страдает и не может учиться в школе.
- Избегайте участия в борьбе за власть . Когда ваш ребенок отказывается идти в школу, постарайтесь не расстраиваться. Это может обострить ситуацию и вызвать стресс как у вас, так и у вашего ребенка, что не очень полезно для ребенка, у которого уже есть проблемы с посещением школы и/или пребыванием в школе.
- Подтвердить их самочувствие . Подумайте, что было бы полезно для вас, если бы вы были на месте вашего ребенка. Вероятно, было бы довольно утешительно знать, что ваши мама или папа понимают, что вам больно и что трудно добираться до школы.
- Укрепить план . Напомните ребенку о готовящемся плане. Если частью плана является использование навыков, полученных во время терапии, попросите терапевта вашего ребенка научить вас этим навыкам, чтобы вы могли помочь. Обсуждайте эти навыки с ребенком каждый день, пока он не начнет регулярно их интегрировать. Спросите своего ребенка, можно ли учителям подсказывать, чтобы они могли поддержать вашего ребенка, когда это необходимо.
- Создать безопасное место . Часто, когда ребенок испытывает эмоциональные трудности в школе, появляется страх зримо «потерять контроль» перед одноклассниками. Возможно, поэтому он избегает школы. Один из способов сделать школьный день более безопасным для вашего ребенка — попросить школу создать безопасное место, куда он может прийти, чтобы собраться, например, кабинет социального работника или медсестры.
- Проявите терпение . Будьте тверды в идее ходить в школу, а также поймите, что преодоление отказа от школы может занять время.
- Улучшение наград и похвал . Обязательно указывайте моменты, когда ваш ребенок использует свои навыки или делает даже самые маленькие шаги в правильном направлении. Помните, когда вы в депрессии, вы во всем видите неудачу. Позитив очень мощный.
Постоянный отказ от занятий в школе может означать, что вашему ребенку необходима терапевтическая школьная среда. Поговорите со школой вашего ребенка, если вы считаете, что этот шаг необходим, так как иногда может быть трудно получить одобрение школы. IDEA/IDIEA (Федеральный закон) требует, чтобы школа предоставляла детям наименее ограничивающую образовательную среду. Для ребенка, проявляющего хронический отказ от школы, это означает, что все доступные школьные вмешательства должны быть исчерпаны, прежде чем школьный округ профинансирует терапевтическое размещение в школе. Если у вас есть ресурсы, вы можете принять решение инициировать процесс самостоятельно. Если вы решите сделать это, вы можете поговорить с педиатром или терапевтом вашего ребенка, у которого могут быть некоторые предложения для вас. Вы также можете обратиться в Национальную ассоциацию терапевтических школ и программ ( www.natsap.org ), чтобы найти школу, или нанять консультанта по вопросам образования, который специализируется на терапевтических школах. Независимая ассоциация консультантов по вопросам образования (, www. iecaonline.com, ) — хороший ресурс, который поможет вам найти консультанта в вашем районе. Для получения дополнительной информации загрузите наш Справочник для родителей по детской и подростковой депрессии .
Спасибо, что читаете блог Erika’s Lighthouse. Мы искренне ценим ваш комментарий. Из-за большого количества ответов, которые мы получаем, не каждый комментарий будет опубликован. Спасибо за вашу поддержку Get Depression Out of the Dark .
Полезные вопросы, которые можно задать грустным/встревоженным/сумасшедшим детям и подросткам: — Развитие мышления
Первоначально написано в мае 2017 г., обновлено в сентябре 2020 г. . На самом деле, когда я был начинающим психологом, я тоже сделал это предположение. Я думал, что должен проводить большую часть времени на сеансе, разговаривая, давая советы, предоставляя информацию.
Вскоре я узнал, что это неправда. Давая хороший совет, помогая со стратегиями и предоставляя хорошее психологическое образование, ЯВЛЯЮТСЯ частью терапии, это не самое важное, что делают психологи.
Самое главное, что делают психологи, — это задают хорошие вопросы.
Не клише «что ВЫ думаете об этом?» вопрос. (я стараюсь никогда не спрашивать об этом, я знаю, как это раздражает :))
Но другие вопросы. Очень хорошие, конкретные и умные вопросы. Много-много их.
Задавать правильные вопросы в правильной ситуации — и повторять это сеанс за сеансом — помогает людям чувствовать заботу, понимать, что им нужно и что делать. Это помогает им научиться выражать себя, искать правильный совет, получать точную уверенность, необходимую им, чтобы справиться с ситуацией, и планировать стратегии выживания. Задавать правильные вопросы — это секретный соус лучших терапевтов, независимо от того, работают ли они со взрослыми, детьми или подростками.
К сожалению, за пределами кабинета терапии люди редко задают друг другу хорошие вопросы. На самом деле, люди часто вообще не задают друг другу никаких вопросов. Это огромный позор, потому что правильные вопросы могут изменить жизнь.
Вот почему.
1. Когда вы задаете вопросы грустному/встревоженному/расстроенному/сумасшедшему человеку (ребенку, подростку или взрослому), это показывает, что вы заботитесь о нем.
Ничто так не демонстрирует интерес, заботу и сострадание, как вопросы. С другой стороны, если вы не спросите, люди подумают, что вы не заинтересованы или вам все равно. Конечно, вы часто слышите о подростках, которые раздражены тем, что их родители «донимают их» «слишком большим количеством вопросов». Позвольте мне сказать вам, я вижу много подростков в своей комнате, которым больно гораздо больше , потому что их родители никогда не спрашивают их ни о чем, кроме как «как школа?»
2. Когда вы задаете вопросы грустному/встревоженному/расстроенному/сумасшедшему человеку (ребенку, подростку или взрослому) – это поможет вам узнать, как вы можете помочь
советы, предложения и заверения, прежде чем выяснить, что на самом деле происходит. Мы пытаемся улучшить ситуацию до того, как у нас появятся детали. Чтобы помочь эффективно, нам нужно задавать гораздо больше вопросов, чем мы думаем, что нам нужно. Одна из ловушек для младших психологов состоит в том, что они начинают вмешиваться, не зная точно, что происходит, когда, как и почему. У родителей и взрослых, работающих с молодежью, точно такая же проблема. Если вы будете задавать много вопросов, это поможет вам более эффективно помогать молодым людям.
3. Когда вы задаете вопросы грустному/встревоженному/расстроенному/сумасшедшему человеку (ребенку, подростку или взрослому) – это помогает им говорить, выражать свои мысли и разбираться во всем.
Люди, старые и молодые, у которых есть возможность поговорить о том, что они думают, что с ними случилось, что они чувствуют и чего хотят, справляются лучше, чем люди, у которых нет такой возможности. Задавая вопросы детям и подросткам, вы даете им возможность попрактиковаться в мини-выражениях — это абсолютно бесценно для развития их эмоционального благополучия.
Конечно, задавать хорошие вопросы легче сказать, чем сделать.
На моих семинарах «Спокойствие и уверенность» для родителей детей и подростков у меня есть слайды с множеством идей вопросов. Когда я впервые собрал эти слайды вместе, я беспокоился, что слишком много объясняю. Вопросы казались довольно простыми.
Но мой самый частый запрос после семинаров за последние 12 месяцев: «Могу ли я получить копию слайдов с вопросами и идеями?».
Итак, этот пост в блоге для всех этих людей. Спасибо за вопрос. Вот 55 идей вопросов для вас. Я надеюсь, что они помогут вам подумать хотя бы об одном дополнительном вопросе, который вы можете задать этому молодому человеку, переживающему тяжелые времена. Не недооценивайте, насколько это может быть ценно для чьей-то жизни.
(Отказ от ответственности — вам придется скорректировать эти вопросы в соответствии с возрастом молодого человека, вашими отношениями с ним и ситуацией, в которой вы находитесь)
Что бы вы хотели, чтобы было по-другому?
Что в этом самое сложное?
Ты думаешь о чем-нибудь плохом, что может случиться?
Что было для вас грустным?
Как вы думаете, что здесь может пойти не так?
Что еще произошло, что еще хуже?
Знаете ли вы, почему вы расстроены из-за этого, или вы просто расстроены?
Что в этом самое худшее?
Что еще сложного в этой ситуации?
Чувствуете ли вы себя более грустным/обиженным/злым/беспокоящимся из-за этого или какого-то другого чувства?
Вас беспокоит, что люди так думают?
Оцените по шкале от 1 до 10, насколько вы обеспокоены/расстроены/безумны/испуганы/обижены по этому поводу? Хорошо, а как насчет сравнения с этой другой вещью?
Что хуже — это ИЛИ это?
Чем лучше это ИЛИ это?
Если бы я был на вашем месте, я бы беспокоился об этом, а вы?
Я могу представить, как другие люди чувствуют себя очень обиженными из-за этого — каково это?
Вы чувствуете себя более злым/обиженным/
Как это влияет на вас?
Когда вы не заняты/лежите ночью в постели, что вас больше всего расстраивает?
Есть ли в этом что-то, за что вы чувствуете смущение или стыд?
Что вы беспокоитесь о том, что люди могут подумать о вас?
Как часто вы расстраиваетесь из-за этого?
Что бы вы хотели изменить в себе во всем этом?
Что заставляет вас чувствовать себя немного лучше во всем этом?
Что самое неприятное во всем этом?
Как вы думаете, что люди не понимают в этом?
Что бы сделать это немного лучше?
Что будет трудным из-за этого на вашей неделе?
Когда вы в последний раз плакали по этому поводу?
Что еще вам не помогает?
Какие самые тяжелые времена для вас?
Если бы я сделал ЭТО, чтобы помочь — было бы это хорошо или нет?
Как вы думаете, почему это вас так разозлило/расстроило/встревожило?
Могу я поговорить с кем-нибудь об этом для вас?
Есть ли еще кто-нибудь, с кем вы хотели бы поговорить об этом?
Помогало ли что-нибудь еще в прошлом?
Что помогает вам справляться?
Это может показаться глупым вопросом, но знаете ли вы, почему вас это больше всего расстраивает?
Что бы вы больше всего хотели изменить?
Какое время суток для вас самое тяжелое?
Когда вы больше всего думаете об этом?
Вам когда-нибудь становилось лучше?
Чем я могу помочь?
Как это влияет на вас?
Какие вещи вызывают это у вас?
Что бы вы хотели, чтобы другие люди в этой ситуации отличались?
Если бы вы могли что-то изменить в этом, что бы вы изменили?
Есть ли что-то, что вам нужно сохранить в секрете/скрыть от других?
Какие три вещи вы постоянно думаете об этом?
Какие у вас есть варианты?
Какой здесь шаг вперед?
Есть ли что-нибудь, что вы можете сделать, чтобы изменить это
Если бы у вас были неограниченные возможности что-то изменить, что бы вы сделали?
Удачи вам в вопросе о вашем молодом человеке, который переживает трудные времена.