Психосексуальные стадии развития личности по Э. Эриксону
1. Младенчество: базальное доверие—базальное недоверие
Первая психосоциальная стадия соответствует оральной стадии по Фрейду и охватывает первый год жизни. По Эриксону, в этот период краеугольным камнем формирования здоровой личности является общее чувство доверия. Младенец, имеющий базальное чувство «внутренней определенности», воспринимает социальный мир как безопасное, стабильное место, а людей как заботливых и надежных. Согласно Эриксону, степень развития у ребенка чувства доверия к другим людям и миру зависит от качества получаемой им материнской заботы.
Т.о., чувство доверия не зависит от количества пищи или от проявлений родительской нежности; скорее оно связано со способностью матери передать своему ребенку чувство узнаваемости, постоянства и тождества переживаний. Эриксон также подчеркивает: младенцы должны доверять не только внешнему миру, но также и миру внутреннему, они должны научиться доверять себе и в особенности должны приобрести способность к тому, чтобы их органы эффективно справлялись с биологическими побуждениями.
Он связывает кризис с качеством материнского ухода за ребенком — причиной кризиса является ненадежность, несостоятельность матери и отвергание ею ребенка. Это способствует появлению у него психосоциальной установки страха, подозрительности и опасений за свое благополучие. Данная установка направлена как на мир в целом, так и на отдельных людей; она будет проявляться во всей своей полноте на более поздних стадиях личностного развития.
Основная предпосылка психосоциальной теории состоит в том, что кризис «доверие — недоверие» (или любой другой последующий кризис) не всегда находит разрешение в течение первого или второго года жизни. В соответствии с эпигенетическим принципом, дилемма доверие—недоверие будет проявляться снова и снова на каждой последующей стадии развития, хотя она и является центральной для периода младенчества.
Адекватное разрешение кризиса -Укрепление доверия к себе и к матери дает возможность ребенку переносить состояния фрустрации, которые он неизбежно будет переживать на протяжении следующих стадий своего развития.Как отмечает Эриксон, здоровое развитие младенца не является результатом исключительно чувства доверия, но скорее обусловлено благоприятным соотношением доверия и недоверия. Понять, чему не следует доверять, так же важно, как и понять, чему доверять необходимо.Положительное психосоциальное качество, приобретаемое в результате успешного разрешения конфликта «доверие—недоверие», Эриксон обозначает термином надежда. Иначе говоря, доверие переходит в способность младенца надеяться, что, в свою очередь, у взрослого может составлять основу веры в соответствии с какой-либо официальной формой религии.
2. Раннее детство: автономия—стыд и сомнение
Приобретение чувства базального доверия подготавливает почву для достижения определенной автономии и самоконтроля, избегания чувств стыда, сомнения и унижения. Этот период соответствует анальной стадии, по Фрейду, и продолжается в течение второго и третьего годов жизни. Согласно Эриксону, ребенок, взаимодействуя с родителями в процессе обучения туалетному поведению, обнаруживает, что родительский контроль бывает разным: с одной стороны, он может проявляться как форма заботы, с другой — как деструктивная форма обуздания и мера пресечения. Эта стадия становится решающей для установления соотношения между добровольностью и упрямством. Чувство самоконтроля без потери самооценки является онтогенетическим источником уверенности в свободном выборе; чувство чрезмерного постороннего контроля и одновременная потеря самоконтроля может послужить толчком для постоянной склонности к сомнениям и стыду.
С точки зрения Эриксона, удовлетворительное разрешение психосоциального кризиса на этой стадии зависит прежде всего от готовности родителей постепенно предоставлять детям свободу самим осуществлять контроль над своими действиями. Автономия не означает, что ребенок получает неограниченную свободу. Скорее она означает, что родители должны удерживать возрастающую способность ребенка делать выбор в пределах определенных «степеней свободы».
когда родители постоянно чрезмерно опекают ребенка или остаются глухими к его потребностям, у него появляется либо преобладающее чувство стыда перед другими, либо сомнения в своей способности контролировать окружающий мир и владеть собой. Вместо того, чтобы быть уверенными в себе и ладить с окружением, такие дети думают, что другие пристально их рассматривают, относятся с подозрением и неодобрением; или же они считают себя совершенно несчастными. У них слабая «сила воли» — они пасуют перед теми, кто над ними главенствует или их эксплуатирует. В результате формируются такие черты, как неуверенность в себе, приниженность и слабоволие.
3. Возраст игры: инициативность—вина
Конфликт между инициативой и виной — последний психосоциальный конфликт в дошкольном периоде, который Эриксон называл «возрастом игры». Он соответствует фаллической стадии в теории Фрейда и длится от четырех лет до поступления ребенка в школу. У детей появляется дополнительная ответственность за себя и за то, что составляет их мир (игрушки, домашние животные и, возможно, братья и сестры). Успехи в освоении речи и развитие моторики дают возможность контактировать со сверстниками и более старшими детьми за пределами дома, что позволяет им участвовать в разнообразных общественных играх. Это возраст, когда дети начинают чувствовать, что их воспринимают как людей и считаются с ними и что жизнь для них имеет цель. «Я — то, что я буду» — становится у ребенка главным чувством идентичности во время периода игры.
Будет ли у ребенка после прохождения этой стадии чувство инициативы благополучно превосходить чувство вины, в значительной степени зависит от того, как родители относятся к проявлению у него собственного волеизъявления. Дети, чьи самостоятельные действия поощряются, чувствуют поддержку своей инициативы. Согласно психосоциальной теории, чувство вины у детей вызывают родители, не позволяющие им действовать самостоятельно. Появлению чувства вины также способствуют родители, чрезмерно наказывающие детей в ответ на их потребность любить и получать любовь от родителей противоположного пола. В любом случае, когда ребенок скован чувством вины, он чувствует покинутость и собственную никчемность. Такие дети боятся постоять за себя, они обычно ведомые в группе сверстников и чрезмерно зависят от взрослых. Им не хватает целеустремленности или решимости, чтобы ставить перед собой реальные цели и добиваться их. Кроме того, как полагает Эриксон, постоянное чувство вины может впоследствии стать причиной патологии, в том числе общей пассивности, импотенции или фригидности, а также психопатического поведения.
4. Школьный возраст: трудолюбие—неполноценность
Четвертый психосоциальный период продолжается от шести до 12 лет («школьный возраст») и соответствует латентному периоду в теории Фрейда. Предполагается, что в начале этого периода ребенок осваивает элементарные культурные навыки, обучаясь в школе. Этот период жизни характеризуется возрастающими способностями ребенка к логическому мышлению и самодисциплине, а также способностью взаимодействовать со сверстниками в соответствии с предписанными правилам. Согласно Эриксону, у детей развивается чувство трудолюбия, когда они начинают постигать технологию своей культуры, обучаясь в школе. Опасность на этой стадии кроется в возможности появления чувства неполноценности, или некомпетентности. Например, если дети сомневаются в своих способностях или статусе в среде сверстников, это может отбить у них охоту учиться дальше. Чувство неполноценности может также развиться в том случае, если дети обнаруживают, что их пол, раса, религия или социально-экономическое положение, а вовсе не уровень знаний и мотивация, определяют их личностную значимость и достоинство. В результате они могут утратить уверенность в своей способности эффективно функционировать в существующем мире.
Внимание!
Если вам нужна помощь в написании работы, то рекомендуем обратиться к профессионалам. Более 70 000 авторов готовы помочь вам прямо сейчас. Бесплатные корректировки и доработки. Узнайте стоимость своей работы.
Расчет стоимостиГарантииОтзывы
Как упоминалось выше, чувство компетентности и трудолюбие у ребенка сильно зависят от школьной успеваемости. Эриксон усматривает в этом ограниченном определении успеха возможные негативные последствия. А именно, если дети воспринимают школьные достижения или работу как единственный критерий, в соответствии с которым можно судить об их достоинствах, они могут стать простой рабочей силой в установленной обществом ролевой иерархии. (Карл Маркс писал, что такие люди подчиняются «ремесленной тупости».) Следовательно, истинное трудолюбие означает не просто стремление быть хорошим работником. Для Эриксона трудолюбие включает в себя чувство межличностной компетентности — уверенность в том, что в поисках важных индивидуальных и общественных целей индивид может оказывать положительное влияние на общество.
Таким образом, психосоциальная сила компетентности является основой для эффективного участия в социальной, экономической и политической жизни.5. Юность: эго-идентичность—ролевое смешение
12-19лет Новый психосоциальный параметр, появляющийся в юности, на положительном полюсе предстает в виде эго-идентичности, на отрицательном полюсе — в виде ролевого смешения. Задача, с которой встречаются подростки, состоит в том, чтобы собрать воедино все имеющиеся к этому времени знания о самих себе (какие они сыновья или дочери, студенты, спортсмены, музыканты, девушки-скауты, хористы и т. д.) и интегрировать эти многочисленные образы себя в личную идентичность, которая представляет осознание как прошлого, так и будущего, которое логически следует из него.
В определении идентичности, данном Эриксоном, можно выделить три элемента. Первое: молодые люди и девушки должны постоянно воспринимать себя «внутренне тождественными самим себе». В этом случае у индивидуума должен сформироваться образ себя, сложившийся в прошлом и смыкающийся с будущим. Второе: значимые другие люди тоже должны видеть «тождественность и целостность» в индивидууме. Это значит, что юным нужна уверенность в том, что выработанная ими раньше внутренняя целостность будет принята другими людьми, значимыми для них. В той степени, в какой они могут не осознавать как свои Я-концепции, так и свои социальные образы, их появляющемуся чувству самотождественности могут противостоять сомнения, робость и апатия. Третье: молодые люди должны достичь «возросшей уверенности» в том, что внутренние и внешние планы этой целостности согласуются между собой. Их восприятие себя должно подтверждаться опытом межличностного общения посредством обратной связи.
В социальном и эмоциональном отношении созревание подростков заключает в себе новые пути оценки мира и своего отношения к нему. Они могут придумывать идеальные семьи, религии, философские системы, общественные устройства, а потом сравнивать и сопоставлять задуманное с весьма несовершенными личностями и организациями, знания о которых они почерпнули из собственного ограниченного опыта. Согласно Эриксону, «ум подростка в поисках вдохновляющего единства идеалов становится умом идеологическим». Таким образом, «диффузия идеалов» является следствием того, что индивидуум не может принять ценности и идеологию, носителями которой выступают родители, церковь и другие источники авторитета. Индивидуум, страдающий от расплывчатости своей идентичности, никогда не пересматривает своих прошлых представлений о себе и о мире, так же как и не приходит к решению, которое ведет к более широкому и, возможно, более «подходящему» взгляду на жизнь. Таким образом, кризис идентичности становится психосоциальной проблемой, требующей немедленного разрешения.
Согласно Эриксону, основа для благополучной юности и достижения интегрированной идентичности закладывается в детстве. Однако за пределами того, что подростки выносят из своего детства, развитие личной идентичности происходит под сильным влиянием тех социальных групп, с которыми они себя идентифицируют. Уязвимость подростков для стрессов, сопровождающих резкие социальные, политические и технологические изменения, Эриксон рассматривает как фактор, который также может серьезно мешать развитию идентичности. Подобные изменения, в совокупности с современным информационным взрывом способствуют возникновению чувства неопределенности, тревоги и разрыва связей с миром. Они представляют угрозу и для многих традиционных и привычных ценностей, которые подростки усвоили еще в детстве. Поэтому Эриксон объясняет социальный протест молодежи ее попыткой построить собственную систему ценностей, чтобы найти те цели и принципы, которые придадут смысл и направленность жизни их поколения.
Неспособность юных достичь личной идентичности приводит к тому, что Эриксон назвал кризисом идентичности. Кризис идентичности, или ролевое смешение, чаще всего характеризуется неспособностью выбрать карьеру или продолжить образование. Многие подростки, страдающие от специфичного для этого возраста конфликта, испытывают пронзительное чувство своей бесполезности, душевного разлада и бесцельности. Они ощущают свою неприспособленность, деперсонализацию, отчужденность и иногда кидаются в сторону «негативной» идентичности — противоположной той, что настойчиво предлагают им родители и сверстники. В этом ключе Эриксон интерпретирует некоторые виды делинквентного поведения. Однако неудачи в достижении личной идентичности не обязательно обрекают подростка на нескончаемые поражения в жизни. Возможно, даже в большей степени, чем другие представленные здесь персонологи, Эриксон подчеркивал, что жизнь — это постоянные изменения. Благополучное разрешение проблем на одной жизненной стадии не дает гарантии, что они не появятся вновь на следующих стадиях или что не будет найдено новое решение старых проблем. Эго-идентичность — это борьба «на всю жизнь».
Положительное качество, связанное с успешным выходом из кризиса периода юности, — это верность. Эриксон использует термин верность в значении «способности подростка быть верным своим привязанностям и обещаниям, несмотря на неизбежные противоречия в его системе ценностей» . Верность — краеугольный камень идентичности, она представляет собой способность юных принимать и придерживаться морали, этики и идеологии общества.
Поможем написать любую работу на аналогичную тему
Реферат
Психосексуальные стадии развития личности по Э. Эриксону
От 250 руб
Контрольная работа
Психосексуальные стадии развития личности по Э. Эриксону
От 250 руб
Курсовая работа
Психосексуальные стадии развития личности по Э. Эриксону
От 700 руб
Получить выполненную работу или консультацию специалиста по вашему учебному проекту
Узнать стоимость
Жизненные стадии по Эриксону и их проявления поведении больных деменцией — Старость в радость
Майя Коденко кратко пересказывает труды зарубежных ученых
Эрик Эриксон, (1902-1994) психолог, психоаналитик.
Эриксон полагал, что характер человека хотя и формируется в детстве, но не раз и навсегда, а сохраняет способность значительно изменяться и дальше на каждом этапе жизни, которую он в свою очередь разделил на 8 возрастных стадий. Каждой стадии присущи свои собственные параметры развития, способные принимать положительные и отрицательные значения.
В болезни же все накопления «минусового» опыта могут вылезти на первый план, и влиять на характер и поведение человека во время болезни.
Не обязательно все эти симптомы и проявления присутствуют у каждого больного. Это описание, классификация всего. А так – биография, семья, воспитание, жизненные условия у каждого свои. Одно у одного, другое у другого, а у третьего ничего из нижеперечисленного.
Младенчество (с 0-1 год). Учебная задача на этот период (жизненное задание): Доверие и недоверие. Тема — «Надежда».
В этот период развивается параметр социального взаимодействия, положительным полюсом которого служит доверие, а отрицательным недоверие. Любили младенца, баюкали-ласкали, уделяли внимание — дитё чувствует, что мир, в общем, место уютное, а люди—существа отзывчивые и услужливые. Если же ребенок не получает должного ухода, не встречает любовной заботы, то в нем вырабатывается недоверие — боязливость и подозрительность по отношению к миру вообще, к людям в частности, и недоверие это он несет с собой в другие стадии его развития.
Необходимо подчеркнуть, однако, что вопрос о том, какое начало одержит верх, не решается раз и навсегда в первый год жизни, но возникает заново на каждой последующей стадии развития. Это и несет надежду и таит угрозу, потому что может доверие к миру может прерваться издевательством одноклассников, или наоборот, недоверчивый, окружение которого окажется лучше, чем было до этого, может начать доверять. И так в каждой фазе возможно изменение своих особенностей характера, полученных до этого.
У больного деменицей, достигшем во время младенчества «минусовой полюс», это может проявиться в том, что человек начинает обвинять других по каждому случаю. У них отсутствует чувство надежды (светлое чувство присущее каждому человеку), полный пессимизм, и они становятся «беспомощными».
2 стадия (1-3) Учебное задание: Самостоятельность и нерешительность. Тема Воля.
На этой стадии ребенок осваивает различные движения, учится не только ходить, но и лазать, открывать и закрывать, толкать и тянуть, держать, отпускать и бросать.
Если родители доверяют ребенку делать то, на что он способен, а каждый раз не торопят его, у ребенка вырабатывается ощущение, что он владеет своими мышцами, своими побуждениями, самим собой и в значительной мере своей средой — то есть у него появляется самостоятельность.
Но если воспитатели проявляют нетерпение и спешат сделать за ребенка то, на что он и сам способен, у него развивается стыдливость и нерешительность.
А также если в стремлении оградить ребенка от усилий родители проявляют постоянное усердие, неразумно и неустанно браня его за «несчастные случаи», будь то мокрая постель, запачканные штанишки, разбитая чашка или пролитое молоко, у ребенка закрепляется чувство стыда перед другими людьми и неуверенность в своих способностях управлять собой и окружением.
Если из этой стадии ребенок выйдет с большой долей неуверенности, то это неблагоприятно отзовется в дальнейшем на самостоятельности и подростка, и взрослого человека. И наоборот, ребенок, вынесший из этой стадии гораздо больше самостоятельности, чем стыда и нерешительности, окажется хорошо подготовлен к развитию самостоятельности в дальнейшем. И опять-таки соотношение между самостоятельностью, с одной стороны и стыдливостью и неуверенностью — с другой, установившееся на этой стадии, может быть изменено в ту или другую сторону последующими событиями.
Так вот.
Был у ребёночка минусовой опыт, то в болезни это проявится боязливостью что-то сделать или рискнуть и потерять контроль над ситуацией (по ступенькам вдруг начнёт бояться подняться, например, не знаю, какие ещё дела у старичков), безвольностью, неуверенностью в себе.
3 Период: Возраст игр (3-5) Жизненое задание: Предприимчивость и чувство вины.
Тема «Цель».
Дети, которым предоставлена инициатива в выборе моторной деятельности, которые по своему желанию бегают, борются, возятся, катаются на велосипеде, на санках, на коньках, вырабатывают и закрепляют предприимчивость. Закрепляет ее и готовность родителей отвечать на вопросы ребенка (интеллектуальная предприимчивость) и не мешать ему фантазировать и затевать игры. Но если родители показывают ребенку, что его моторная деятельность вредна и нежелательна, что вопросы его назойливы, а игры бестолковы, он начинает чувствовать себя виноватым и уносит это чувство вины в дальнейшие стадии жизни.
Плюсовой полюс — иннициатива и креативность. Минусовой — Недостаток самоуважения, страх быть недостойным любви, страх перед наказанием.
Поведение больных, старых людей: Страх попробовать новое, депрессии, чувство вины перед всем и вся, много плачут, и вообще поведение жертвы.
4 период – (6-11 лет) начальная школа. Учебное задание: Умелость или неполноценность.
Тема «компетентость»
Пребывание ребенка в школе и отношение, которое он там встречает, оказывает большое влияние на уравновешенность его психики. Ребенок, не отличающийся сметливостью, в особенности может быть травмирован школой, даже если его усердие и поощряется дома. Он не так туп, чтобы попасть в школу для умственно отсталых детей, но он усваивает учебный материал медленнее, чем сверстники, и не может с ними соревноваться. Непрерывное отставание в классе несоразмерно развивает у него чувство неполноценности.
Зато ребенок, склонность которого мастерить что-нибудь заглохла из-за вечных насмешек дома, может оживить ее в школе благодаря советам и помощи чуткого и опытного учителя. Таким образом, развитие этого параметра зависит не только от родителей, но и от отношения других взрослых.
+ полюс:доверие к адекватным основным социальным и интеллектуальным способностям.
— полюс: недостаток самоуверенности, чувство неудачника, начало развития аутсайдера.
У больного это может вылезти в виде обвинения других, принижении себя «я ничего не умею, ни на что не способен», депрессии.
Да, человек может и здоровым таким быть. Но речь об изменениях в характере заболевшего, о вдруг изменившемся поведении.
5 период – (12-18) Юность. Жизненное задание: Идентификация личности и путаница ролей.
Тема «Верность».
При переходе в пятую стадию ребенок сталкивается, как утверждает классический психоанализ, с пробуждением «любви и ревности» к родителям. Успешное решение этой проблемы зависит от того, найдет ли он предмет любви в собственном поколении. Эриксон не отрицает возникновения этой проблемы у подростков, но указывает, что существуют и другие.
Подросток созревает физиологически и психически, и в добавление к новым ощущениями желаниям, которые появляются в результате этого созревания, у него развиваются и новые взгляды на веши, новый подход к жизни.
Эриксон считает, что возникающий в этот период параметр связи с окружающим колеблется между положительным полюсом идентификации «Я» и отрицательным полюсом путаницы ролей. Иначе говоря, перед подростком, обретшим способность к обобщениям, встает задача объединить все, что он знает о себе самом как о школьнике, сыне, спортсмене, друге, бойскауте, газетчике и так далее. Все эти роли он должен собрать в единое целое, осмыслить его, связать с прошлым и проецировать в будущее. Если молодой человек успешно справится с этой задачей, психосоциальной идентификацией, то у него появится ощущение того, кто он есть, где находится и куда идет.
Если из-за неудачного детства или тяжелого быта подросток не может решить задачу идентификации и определить свое «Я», то он начинает проявлять симптомы путаницы ролей и неуверенность в понимании того, кто он такой и к какой среде принадлежит. Такая путаница нередко наблюдается у малолетних преступников. Девочки, проявляющие в подростковом возрасте распущенность, очень часто обладают фрагментарным представлением о своей личности и свои беспорядочные половые связи не соотносят ни со своим интеллектуальным уровнем, ни с системой ценностей. В некоторых случаях молодежь стремится к «негативной идентификации», то есть отождествляет свое «Я» с образом, противоположным тому, который хотели бы видеть родители и друзья.
Плюсовой полюс – вера в себя. Минусовой – неуверенность в себе. Забитый, можно сказать, подросток вырос.
В болезни может проявиться проигрыванием сексуальных чувств. Бабулька вдруг заявит, что у неё под кроватью лежит мужчина, она точно знает, гляньте. И вообще надо навесить ещё замков, мужики лезут в каждую щель. Это не значит, что она обязательно была распущеной в детстве. Это просто отзвук невыполненого жизненного задания найти себя.
Стараются понравиться.
Другое «Я» — могут вдруг начать называть себя другим именем.
6-ая стадия, начало зрелости (19-40). Задание жизни: Близость и одиночество. Тема — Любовь.
Период ухаживания и ранние годы семейной жизни, то есть от конца юности до начало среднего возраста.
Под близостью Эриксон понимает не только физическую близость. В это понятие он включает способность заботиться о другом человеке и делиться с ним всем сщественным без боязни потерять при этом себя. Так же как в случае идентификации, социальные условия могут облегчать или затруднять достижение близости. Это понятие не обязательно связано с сексуальным влечением, но распространяется и на дружбу. Между однополчанами, сражавшимися бок о бок в тяжелых боях, очень часто образуются такие тесные связи, которые могут служить образчиком близости в самом широком смысле этого понятия. Но если ни в браке, ни в дружбе человек не достигает близости, тогда, по мнению Эриксона, уделом его становится одиночество — состояние человека, которому не с кем разделить свою жизнь и не о ком заботиться.
Плюсовой полюс – способность к близости, привязанности к кому-либо. Минус – Чувство одиночества, отрицают потребность в близости, избегают конкуренцию и сотрудничество.
В болезни проявляется замыканием в себе, старанием изолировать себя от других, но при этом зависимостью от других.
7 стадия. Зрелость. (40-65). Учебная задача: Общечеловечность и самопоглощенность.
Период, когда дети стали подростками, а родители прочно связали себя с определенным родом занятий.
Общечеловечностью Эриксон называет способность человека интересоваться судьбами людей за пределами семейного круга, задумываться над жизнью грядущих поколений, формами будущего общества и устройством будущего мира. Такой интерес к новым поколениям не обязательно связан с наличием собственных детей — он может существовать у каждого, кто активно заботится о молодежи и о том, чтобы в будущем людям легче жилось и работалось.
Тот же, у кого это чувство сопричастности человечеству не выработалось, сосредоточивается на самом себе и главной его заботой становится удовлетворение своих потребностей и собственный комфорт.
В болезни:
Держатся за старую социальную роль. Врач, учитель, коллега, соседка, мать, и т.д.
Указывают другим, что и как им делать.
Не признают своё старение.
Это единственный пункт, который вызвал не то что сомнение, а наверно я его не поняла. Не смогла спроецировать на себя и обдумать, логично такое поведение или нет. Наверно всё-таки недостаток жизненного опыта сказывается…)
Последная, 8-ая стадия. Старость (от 65 и до четырёх гвоздей). Цельность и безнадежность.
На восьмую и последнюю стадию в классификации Эриксона приходитсяпериод, когда основная pa6oта жизни закончилась и для человека наступает время размышлений и забав с внуками, если они есть. Психосоциальный параметр этого периода заключен между цельностью и безнадежностью. Ощущение цельности, осмысленности жизни возникает у того, кто, оглядываясь на прожитое, ощущает удовлетворение.
Тот же, кому прожитая жизнь представляется цепью упущенных возможностей и досадных промахов, осознает, что начинать все сначала уже поздно и упущенного не вернуть. Такого человека охватывает отчаяние при мысли о том, как могла бы сложиться, но не сложилась его жизнь.
Поведение больных деменцией: уныние, подавленость, отвращение к миру, обвинение других или себя за свои собственные ошибки.
Вывод: тот кто прожил жизнь без комплексов и ни о чём не жалеет, тот умрёт спокойно.
В общем я когда это всё услышала на лекции, то даже как-то задумалась, жить дальше или умереть уже сейчас? Чем дальше в лес, тем страшнее заболеть. Это что только во мне не вылезет! А если ещё учесть и нереализованные жизненные потребности (см. завтра). Там вопшэ… бедный персонал, будут медбратья от меня бегать.
Если кому интересны подробности про стадии поищите в инете. Я сама, задолбавшись находить наиболее точное слово при переводе, и строить красивое предложение плюнула и нашла в инете уже готовый перевод того же самого. http://www.sociology.mephi.ru/docs/socio
Видно одну и ту же статью на все языки переводят. Лишь дополнение про деменцию я нашла только на немецком, и в своём учебнике.
Вышенаписанное – только начало, пазл. То есть может быть, что при прочтении возникло чувство, что чего-то не хватает для полноты понимания, и написанное само по себе ни к селу ни к городу. Дальше будет про потребности и их неисполнение, и как это проявится в деменции (уверена, некоторые из ухаживающих узнают своё, в смысле у своих больных) – вторая часть этой «подтемы». Потом про стадии, потом про символы… Этих пазлов будет несколько, и то что неясно в одном, дополнится в другом посте. А после пятого, возможно, многое из происходящего станет понятно, а может даже всё.
Источник
Стадии психосоциального развития Эриксона — StatPearls
Определение/Введение
Стадии психосоциального развития Эриксона — это теория, представленная в 1950-х годах психологом и психоаналитиком Эриком Эриксоном. Он основан на теории психосексуального развития Фрейда , проводя параллели с этапами детства, расширяя ее, включая влияние социальной динамики, а также распространение психосоциального развития на взрослую жизнь.[1] Он постулирует восемь последовательных стадий индивидуального развития человека, на которые влияют биологические, психологические и социальные факторы на протяжении всей жизни. Этот биопсихосоциальный подход повлиял на несколько областей исследований, включая геронтологию, развитие личности, формирование личности, развитие жизненного цикла и многое другое.[2][3]
Проблемы, вызывающие озабоченность
Функция
Стадии возникают по мере того, как люди растут и сталкиваются с новыми решениями и поворотными моментами в детстве, юности и взрослой жизни. Каждая стадия определяется двумя противоположными психологическими тенденциями: положительной/синтаксической и отрицательной/дистонической. Отсюда развивается добродетель/сила или недоразвитие эго соответственно. Если добродетель принята, она может помочь разрешить текущее решение или конфликт. Это также поможет последующим этапам развития и внесет вклад в стабильную основу основных систем убеждений в отношении себя и внешнего мира.[3] Противоположное верно с принятием неразвитого качества.
Например, эго-идентичность кристаллизуется на стадии 5, в подростковом возрасте. Двумя противоположными качествами являются эго-идентичность и спутанность/рассеянность. Те, кто развивает эго-идентичность, обретают добродетель верности, в то время как неспособность сделать это — замешательство эго — создает качество отвержения. При более сильном чувстве эго-идентичности взаимодействие с внешним и внутренним миром заключается в отказе от неконгруэнтных оценок себя и снижении уровня беспокойства соответственно.
Несмотря на то, что использование атрибута syntonic в этом примере явно полезно, делать это следует в разумных пределах. Крайняя эго-идентичность может стать фанатизмом, который может создать нездоровое взаимодействие с собой и другими. Нужно ориентироваться между двумя противоположными ценностями на каждом этапе, чтобы найти баланс, а не стремиться только к положительному качеству. Слишком далекое отклонение в сторону положительной тенденции может быть неадекватным, в то время как слишком далекое отклонение в сторону отрицательного может быть пагубным.[3]
Компоненты
Некоторые ученые пытались ограничить стадии определенным возрастом, но Эриксон изначально не дал этого определения. Вместо этого есть периоды детства, юности и взрослой жизни. Каждый этап представляет собой пример, в котором положительное качество может быть развито.
Этапы детства
Стадия 1 – младенческий период: доверие против недоверия
Добродетель: надежда, недоразвитие: замкнутость
Сопутствующая фрейдистская стадия: оральная стадия
Пример: Безопасная среда, обеспеченная опекуном, с регулярным доступом к любви и еде
Стадия 2 – Ранний детский период: Автономия или стыд, сомнения
- 90 : Воля, Недоразвитие: Принуждение
Сопутствующая фрейдистская стадия: анальная стадия
Пример: Опекун способствует самодостаточности, сохраняя при этом безопасную среду
Стадия 3 – Игра Возрастной период: Инициатива vs. Вина
Добродетель: Цель, Порок развития: Торможение
Сопутствующая Фрейдистская стадия: генитальная стадия
собственные инициативы и интересы ребенка
Стадия 4 – школьный возраст: трудолюбие или неполноценность
Добродетель: компетентность, недоразвитие: инертность (пассивность)
Сопутствующая стадия по Фрейду: латентная стадия
Пример: Разумные ожидания, установленные в школе и дома, с похвалой за их достижения
Этап подросткового возраста
Стадия 5 – Подростковый период: идентичность против путаницы в идентичности
Добродетель: верность, неправильное развитие: неприятие
Стадии взрослой жизни
Стадия 6 – Период юности: Близость или изоляция
Добродетель: Любовь, Неправильное развитие: Дистанцирование
Пример: Индивидуум формирует тесную дружбу или долгосрочное партнерство
Период взросления против застоя/погружения в себя
Добродетель: забота, неправильное развитие: неприятие
Пример: взаимодействие со следующим поколением посредством воспитания, коучинга или обучения
Стадия 8 — Период старого возраста: Целостность против отчаяния
Добродетель: Мудрость, солодное развитие: презрение
Пример: созерцание и признание личных достижений
а -ninthledment ninth. Жена Эриксона, Джоан Эриксон. Он рассматривает новые проблемы, возникающие в связи с продолжающимся старением, и включает аспекты всех предыдущих восьми стадий психосоциального развития.
Последовательное расположение эриксоновских стадий психосоциального развития может изначально указывать на то, что результаты стадии становятся фиксированными, как только начинается следующая стадия. В то время как существует фиксированная последовательность, разрешение может быть процессом на протяжении всей жизни, повторно активируемым в разное время в зависимости от жизненных событий, которые влияют на силу эго или неправильно развитую модель убеждений. Разрешение не требуется для перехода к следующему этапу. Кроме того, при переходе на новую стадию предыдущие стадии подвергаются сомнению и должны быть реинтегрированы.[6] Вот почему его теорию иногда называют «эпигенетическим принципом». Дополнительные исследования показывают, что последние четыре стадии в определенной степени являются повторением предыдущих стадий. [7] В качестве примера этап близости можно рассматривать как сочетание автономии и доверия. Таким образом, этапы развития и формирования личности представляют собой постоянно развивающийся процесс, в отличие от жесткой конкретной системы.
Клиническое значение
Некоторые клинические инструменты и дальнейшие исследования произошли из Стадии развития Эриксона и подверглись значительному влиянию:
Изучение стадий Эриксона служит основой для лечения различных стадий восстановления психического заболевания.[8] Например, начальная стадия доверия и недоверия параллельна стадии выздоровления от психического заболевания, связанной с принятием психического заболевания и доверием к идее выздоровления.
Опросник психосоциальных стадий Эриксона (EPSI) был основан на стадиях Эриксона, а следующая за ним модифицированная версия (MEPSI) является надежным инструментом, используемым для оценки психосоциального развития.[9][10]
Модель психодинамической психотерапии основана на концепции и постановке теории Эриксона. [3]
Сестринское дело, союзническое здравоохранение и межпрофессиональные групповые вмешательства
Этапы психосоциального развития Эриксона могут использоваться поставщиками психиатрических услуг при лечении пациентов, которые сталкиваются с периодами адаптации или поворотными моментами в жизни. Если рассматривать это в соответствующем контексте социальных и культурных факторов, это может быть средством для пациента, чтобы увеличить осознание и понимание себя. Хотя многие этапы сосредоточены на периодах в раннем возрасте, он может служить концептуальным и, возможно, практическим руководством для тех, кто находится в более позднем возрасте.[11] Эта область продолжает оставаться в центре внимания исследований, поскольку зрелость развития Эриксона в среднем возрасте изучается наряду с глобальными когнитивными и исполнительными функциями, а также эмоциональным здоровьем.
Это исследование было поддержано (полностью или частично) HCA Healthcare и/или аффилированной организацией HCA Healthcare. Мнения, выраженные в этой публикации, отражают точку зрения автора (авторов) и не обязательно отражают официальную точку зрения HCA Healthcare или любой из ее дочерних компаний.
Ссылки
- 1.
Керри Н. Два Эриксона: забытые концепции и то, что составляет соответствующую профессиональную базу знаний в психиатрии. J Can Acad Детская подростковая психиатрия. 2010 ноябрь;19(4): 248. [Бесплатная статья PMC: PMC2962535] [PubMed: 21037913]
- 2.
Kivnick HQ, Wells CK. Неиспользованное богатство подвоя Эрика Х. Эриксона. Геронтолог. 2014 февраль;54(1):40-50. [PubMed: 24136991]
- 3.
Рыцарь ЗГ. Предлагаемая модель психодинамической психотерапии связана с восемью стадиями психосоциального развития Эрика Эриксона. Клин Psychol Psychother. 2017 сен;24(5):1047-1058. [PubMed: 28124459]
- 4.
Старк П.А., Тракслер А.Дж. Эмпирическое подтверждение теории кризиса идентичности Эриксона в позднем подростковом возрасте. Дж Психол. 1974 г., январь; 86 (1): 25–33. [PubMed: 4809739]
- 5.
Жильяр С, Хиггс П. Связь развития продолжительности жизни с социологией жизненного пути: новое направление. Социология. 2016 Апрель; 50 (2): 301-315. [Бесплатная статья PMC: PMC4797195] [PubMed: 27041774]
- 6.
Зок Х. Развитие человека и пастырская забота в эпоху постмодерна: Дональд Кэппс, Эрик Х. Эриксон и другие. J Relig Health. 2018 Апрель; 57 (2): 437-450. [Бесплатная статья PMC: PMC5854735] [PubMed: 28905275]
- 7.
Логан РД. Реконцептуализация стадии идентичности Эриксона. Подростковый возраст. 1983 Зима; 18 (72): 943-6. [PubMed: 6229976]
- 8.
Vogel-Scibilia SE, McNulty KC, Baxter B, Miller S, Dine M, Frese FJ. Процесс восстановления с использованием Эриксоновских стадий человеческого развития. Community Ment Health J. 2009 Dec;45(6):405-14. [Бесплатная статья PMC: PMC2791471] [PubMed: 19533350]
- 9.
Darling-Fisher CS. Применение модифицированного Эриксоновского опросника психосоциальных стадий: обзор за 25 лет. Уэст Дж. Нурс Рез. 2019Март; 41 (3): 431-458. [PubMed: 29676219]
- 10.
Розенталь Д.А., Герни Р.М., Мур С.М. От доверия к близости: новый перечень для изучения эриксоновских стадий психосоциального развития. J Молодежь Подросток. 1981 г., декабрь; 10 (6): 525-37. [PubMed: 24310543]
- 11.
Осборн Дж.В. Комментарий о выходе на пенсию, личности и модели стадии развития Эриксона. Может J Старение. 2009 дек.; 28(4):295-301. [PubMed: 19925695]
- 12.
Мэлоун Дж. К., Лю С. Р., Вайлант Г. Е., Ренц Д. М., Уолдингер Р. Дж. Эриксоновское психосоциальное развитие среднего возраста: создание условий для когнитивного и эмоционального здоровья в пожилом возрасте. Дев Психология. 2016 март; 52(3):496-508. [Бесплатная статья PMC: PMC5398200] [PubMed: 26551530]
Что такое теория психосоциального развития?
Если вы хотите получить степень бакалавра социальной работы (BSW) или степень магистра социальной работы (MSW), ваша курсовая работа, вероятно, включала обсуждение теорий и их важности для области социальной работы. Они определяют, как социальные работники рассматривают и подходят к отдельным клиентам, группам, сообществам и обществу.
Теории помогают предсказывать, оценивать и интерпретировать ситуации и поведение и обеспечивают основу для того, как социальный работник должен реагировать и вмешиваться в работу с клиентами, у которых есть определенный опыт, проблемы или цели. Социальные работники обычно знают общепринятые и проверенные теории социальной работы, которые основаны на ценностях социальной работы, и постоянно опираются на эти теории.
В этом введении рассматриваются многие аспекты теории восьмиэтапного психосоциального развития Эрика Эриксона, включая обзор этапов, предположений, приложений, а также сильных и слабых сторон. Включен список книг и онлайн-ресурсов, если вы хотите узнать больше по этой теме.
Теория психосоциального развития представляет собой расширение первоначальных пяти стадий развития Зигмунда Фрейда. Эриксон, психолог и психоаналитик 20-го века, сформулировал теорию восьмиэтапного жизненного цикла в 1959 году, исходя из предположения, что окружающая среда играет решающую роль в самосознании, адаптации, человеческом развитии и идентичности.
Эриксон утверждает в своей психосоциальной теории, что эго-идентичность достигается при столкновении с целями и вызовами на восьми стадиях развития в течение всего жизненного цикла. Каждая из психосоциальных стадий характеризуется двумя противоположными эмоциональными силами, известными как противоположные диспозиции, которые приводят к кризису, который необходимо разрешить. Каждый кризис нужно преодолевать как можно быстрее, иначе психология человека в опасности. Однако успешное разрешение конфликта приводит к здоровой личности и достижению основной добродетели. Эго использует эти сильные стороны характера для разрешения последующих кризисов.
1. Доверие против недоверияПервая стадия психосоциального развития Эриксона начинается с рождения и продолжается примерно до 18 месяцев. Основная задача — доверие против недоверия. Младенцы полагаются исключительно на своих опекунов; таким образом, если лица, осуществляющие уход, отзывчивы и чутки к потребностям своего младенца, это помогает младенцу развить чувство доверия. Апатичные воспитатели, которые не удовлетворяют потребности своего ребенка, могут вызвать у него чувство беспокойства, страха и недоверия, а также восприятие мира как непредсказуемого. Развита основная добродетель: надежда.
2. Самостоятельность против стыда и сомненияВторая стадия происходит в возрасте от 1,5 до 3 лет. Если ребенку позволить развиваться в своем собственном темпе на этом этапе, он может приобрести самостоятельность и уверенность в себе. Однако, если родители непоследовательны, чрезмерно критичны или чрезмерно защищают, ребенок может сомневаться в своей способности контролировать себя и свой мир. Развита базовая добродетель: воля.
3. Инициатива против чувства виныТретья из восьми эриксоновских стадий психосоциального развития возникает на дошкольном этапе, в возрасте 3-5 лет. Ребенок может развивать инициативу через социальные взаимодействия, а также путем планирования и начала игры и других видов деятельности. Если занятия ребенка терпят неудачу или подвергаются критике, могут возникнуть чувства неуверенности в себе и вины. Развита основная добродетель: цель.
4. Трудолюбие против неполноценностиЧетвертая стадия происходит в возрасте от 5 до 12 лет. В этот период ребенок начинает сравнивать себя со сверстниками. Ребенок учится быть продуктивным и принимать оценку своих усилий и, в свою очередь, может развить чувство выполненного долга и гордости за свою учебу, спорт, общественную деятельность и домашнюю жизнь. Если ребенок чувствует, что он не соответствует требованиям, может возникнуть чувство неполноценности или некомпетентности. Развита основная добродетель: компетентность.
5. Идентичность и смешение ролейПятая стадия психосоциального развития характеризуется подростковым кризисом идентичности. В возрасте от 12 до 18 лет человек развивает чувство собственного достоинства, экспериментируя с различными социальными ролями. Подросток, успешно формирующий сплоченную, позитивную идентичность, будет иметь сильное чувство идентичности, в то время как подростки, которые не ищут идентичности или на них оказывается давление, могут столкнуться с ролевой неразберихой и развить слабое чувство собственного достоинства. Развита основная добродетель: верность.
6. Близость или изоляцияШестой этап длится от позднего подросткового до раннего среднего возраста, от 18 до 40 лет. сцена. Взрослые, у которых отсутствует позитивная самооценка, могут испытывать эмоциональную изоляцию или одиночество.
Чтобы не чувствовать себя изолированным или одиноким, люди должны научиться не терять себя, когда они делятся друг с другом или заботятся о них. Обретение сильной самоидентификации позволяет человеку достичь истинной близости, в то время как распространение идентичности может быть проблемой. Развита основная добродетель: любовь.
7. Генеративность против стагнацииСедьмая стадия в теории психосоциального развития Эриксона, также называемая генеративностью против эгоцентризма, приходится на возраст 40-65 лет. В середине взрослой жизни у людей есть позитивная цель генеративности. В большинстве случаев это приводит к продолжению рода, наряду с выполнением родительских и социальных обязанностей. Это резко контрастирует с интересом к себе или эгоцентризмом. Развита основная добродетель: забота.
8. Целостность против отчаянияЗаключительный этап теории психосоциального развития в пожилом возрасте (65+) – это период осмысления человеком жизни. Можно либо развить чувство удовлетворения своей жизнью и спокойно подойти к смерти, либо развить чувство отчаяния из-за упущенных возможностей и потраченного впустую времени, заставляя человека приближаться к смерти со страхом. Развита основная добродетель: мудрость.
Хотя Эриксон построил свою теорию психосоциального развития на основе многолетних полевых исследований и исследований, эта теория основывается на нескольких предположениях.
- Социальные ожидания на каждом этапе одинаковы во всех культурах.
- Влияние родителей существует на всех стадиях детства и юности.
- Люди развиваются одинаково на всех восьми стадиях.
Теория психосоциального развития утверждает, что люди формируются и реагируют на окружающую среду. По этой причине теория может оказаться полезным инструментом во многих областях, включая социальную работу.
Теория психосоциального развития может быть использована при анализе симптоматического поведения клиента в связи с прошлым травмирующим опытом и конфликтами с текущими задачами развития.
Социальные работники могут использовать «график взросления» Эриксона, чтобы определить индивидуальные проблемы и определить, какая поддержка и услуги лучше всего подходят для решения этих проблем.
Как и у всех теорий, у теории психосоциального развития есть сильные и слабые стороны.
- Сильной стороной этой теории Эриксона является ее способность связывать важное психосоциальное развитие на протяжении всей жизни человека. Этот подход обеспечивает прагматическую перспективу развития личности.
- Однако главная слабость теории психосоциального развития Эриксона заключается в том, что сам Эриксон признает, что эта теория не может объяснить, как и почему происходит развитие.
- Еще одна сильная сторона теории психосоциального развития заключается в том, что она демонстрирует, что средний и поздний взрослый возраст являются активными и значительными периодами личностного роста, в то время как другие теории считают обе стадии несущественными.
- Эриксон не разъясняет, как результат одной психосоциальной стадии влияет на личность на более поздней стадии.
- К достоинствам теории можно добавить то, что люди могут относиться к различным стадиям через собственный опыт.
- Теория не дает универсального метода разрешения кризиса.
- В отличие от психоаналитического подхода Фрейда, на котором основывалась теория психосоциального развития, Эриксон предлагает более широкий и всеобъемлющий взгляд на человечество.
- Теория устарела, так как не рассматривает влияние семьи с одним родителем на ребенка.
Теория Эриксона постулирует, что люди продвигаются по стадиям развития в зависимости от того, как они приспосабливаются к социальным кризисам на протяжении всей своей жизни. Эти социальные кризисы определяют, как люди реагируют на окружающий мир. Это дает специалистам по социальной работе группу сигналов, которые помогают определить, насколько успешно клиенты справляются с кризисами и прогрессируют, а также «график взросления».
Восемь стадий теории психосоциального развития Эриксона представляют собой ступеньку для движения к правильному росту, которую социальные работники могут применять для выявления индивидуальных трудностей и, в свою очередь, предоставления соответствующей поддержки и услуг для решения этих проблем.
Хотя эмпирические исследования подтверждают теорию психосоциального развития Эриксона о том, что положительное разрешение кризисов на всех этапах коррелирует с самооценкой, критики предполагают, что эта теория имеет несколько недостатков.
- У Эриксона нет диплома об образовании.
- Теория не в состоянии детализировать, какой опыт необходим для разрешения конфликтов на каждой стадии.
- Эриксон использовал двусмысленный стиль письма и использовал множество терминов, таких как развитие личности, консолидация личности и лишение права выкупа личности, для определения личности, не предлагая объяснения их использования. Эта практика может сбить с толку читателей или последователей.
- Теория психосоциального развития фокусировалась на кризисах и утверждала, что завершение одного кризиса необходимо для следующего кризиса в развитии.
- Используемые социальные объяснения могут быть не применимы к другим культурам, кроме среднего класса США.
- Эриксон неадекватно рассматривает опыт женщин, о чем свидетельствует стадия Генерация против Стагнации. Женщины с большей вероятностью откажутся от деторождения и сосредоточатся на себе.
Хотя теория психосоциального развития Эриксона устанавливает временную шкалу взросления, которая имеет эмпирическую поддержку и близка многим, эта теория не соответствует универсальному инструменту социальной работы. Скорее, эта теория лучше всего подходит в качестве дополнения к другим соответствующим теориям и практикам социальной работы.
Вы можете найти следующие связанные книги и онлайн-ресурсы полезными в вашем образовании социальной работы и карьере.
Книги«Идентичность и жизненный цикл» Эрика Х. Эриксона Личность» и «Проблема эго-идентичности», которые знакомят читателя с теориями Эриксона.
«Детство и общество» Эрика Эриксона : Автор обсуждает взаимосвязь между детским опытом и культурными достижениями, анализируя молодые и зрелые, современные и устаревшие элементы человеческой мотивации.
«Жизненный цикл завершен» Эрика Эриксона : Используя бесчисленные примеры из своих тематических исследований, Эриксон продолжает обсуждение психосоциального развития. Как эволюционный психолог, автор предлагает идеи и новые открытия потенциала роста для пожилых людей.
«Социальная работа: психосоциальная терапия» Мэри Вудс и Флоренс Холлис : Введение в психосоциальную терапию, которая обеспечивает сбалансированное внимание к людям, их окружению и способам взаимодействия людей с окружением. Обсуждение включает влияние этнической принадлежности, разнообразие практики социальной работы, изменения ролей в семейной жизни, изменения в идеях и практических подходах.
«Психосоциальная практика и практика, основанная на отношениях», Клаудия Мегеле : Эта книга предлагает критический междисциплинарный анализ тематических исследований вмешательств социальной работы с точки зрения психосоциальных отношений и отношений.
«Оксфордский справочник по развитию идентичности» Кейт С. Маклин (редактор), Мойн Сайед (редактор) : Эта книга знаменует собой поворотный момент в области исследований развития идентичности. Исследователи обсуждают, расширяют и применяют теорию Эриксона к современным проблемам и эмпирическим проблемам. Результатом является всестороннее и современное исследование развития идентичности, которое толкает эту область в провокационных новых направлениях.
Интернет-ресурсыAdolescentHealth. org: Общество здоровья и медицины подростков (SAHM) предлагает множество ресурсов, посвященных физическому и психосоциальному развитию подростков и молодых людей.
Nami.org: Национальный альянс по борьбе с психическими заболеваниями предоставляет информацию о психосоциальном лечении, включая психосоциальную реабилитацию, ассертивное лечение по месту жительства и профессиональную реабилитацию.
HHS.gov: Министерство здравоохранения и социальных служб США имеет набор ресурсов для специалистов, работающих с молодежью, в том числе руководство по ресурсам для развития детей для родителей и поставщиков медицинских услуг.
Aap.org: Клинический отчет Американской академии педиатрии , в котором представлены рекомендации по облегчению и координации помощи между специалистами, школами, поставщиками услуг по охране психического здоровья и социальными службами для детей и молодежи с особыми потребностями в уходе и их семей.