Этапы развития мышления: Стадии развития мышления

Содержание

Развитие мышления | Диплом по психологии

Перейти к содержимому

Динамика развития мышления в онтогенезе

Развитие мышления ребенка происходит постепенно под воздействием предметной деятельности и общения.

Последовательные ступени интеллектуального развития

  1. Первая ступень интеллектуального развития, генетически наиболее ранняя форма мышления – наглядно-действенное мышление, первые проявления которого у ребенка можно наблюдать в конце первого – начале второго года жизни, еще до овладения им активной речью. Манипулирование предметами в раннем детстве вначале не имеет осмысленности, затем начинает определяться объектом, на который оно направлено, и приобретает осмысленный характер.
  2. Вторая ступень — наглядно-образное мышление — возникает у дошкольников в возрасте 4-6 лет. Связь мышления с практическими действиями хотя и сохраняется, но не является такой тесной, прямой и непосредственной, как раньше. В ряде случаев не требуется практического манипулирования с объектом, но во всех случаях необходимо отчетливо воспринимать и наглядно представлять объект. Т.е. дошкольники мыслят лишь наглядными образами и еще не владеют понятиями (в строгом смысле).
  3. Словесно-логическое мышление — третья ступень. Можно приравнять к понятийному мышлению (см. далее). Развивается в школьном возрасте.

Стадии развития мышления

Выделяют две основные стадии развития мышления: допонятийную и понятийную. Между ними можно выделить также переходную стадию.

  1. Допонятийное мышление – это начальная стадия развития мышления у ребенка, когда его мышление имеет другую, чем у взрослых, организацию; суждения детей – единичные, о данном конкретном предмете. При объяснении чего-либо все сводится ими к частному, знакомому. Главной особенностью допонятийного мышления является эгоцентризм. Вследствие эгоцентризма ребенок до 5 лет не может посмотреть на себя со стороны, не может правильно понять ситуации, требующие некоторого отрешения от собственной точки зрения и принятия чужой позиции. Эгоцентризм обусловливает такие особенности детской логики, как:
    • нечувствительность к противоречиям,
    • синкретизм (тенденция связывать все со всем),
    • трансдукция (переход от частного к частному, минуя общее),
    • отсутствие представления о сохранении количества.

    Наглядно-образное и наглядно-действенное мышление преобладают на допонятийной стадии развития мышления.

  2. Переходная стадия. При нормальном развитии наблюдается закономерная замена мышления допонятийного, где компонентами служат конкретные образы, мышлением понятийным (абстрактным), где компонентами служат понятия и применяются формальные операции. Понятийное мышление приходит не сразу, а постепенно, через ряд промежуточных этапов. Так, Л. С. Выготский выделял пять этапов в переходе к понятийному мышлению:
    • Первый – ребенку 2-3 года – проявляется в том, что при просьбе положить вместе похожие, подходящие друг к другу предметы, ребенок складывает вместе любые, считая, что те, которые положены рядом, и есть подходящие, – это синкретизм детского мышления.
    • На втором этапе дети используют элементы объективного сходства двух предметов, но уже третий предмет может быть похож только на один из первой пары – возникает цепочка попарного сходства.
    • Третий этап проявляется в 6-8 лет, когда дети могут объединить группу предметов по сходству, но не могут осознать и назвать признаки, характеризующие эту группу.
    • Четвертый этап – у подростков 9-12 лет появляется понятийное мышление, однако еще несовершенное, поскольку первичные понятия сформированы на базе житейского опыта и не подкреплены научными данными.
    • Совершенные понятия формируются на пятом этапе, в юношеском возрасте 14-18 лет, когда использование теоретических положений позволяет выйти за пределы собственного опыта. Итак, мышление развивается от конкретных образов к совершенным понятиям, обозначенным словом. Понятие первоначально отражает сходное, неизменное в явлениях и предметах.
  3. Понятийное мышление.
    • Существенные сдвиги в интеллектуальном развитии ребенка возникают в школьном возрасте, когда его ведущей деятельностью становится учение, направленное на усвоение понятий по различным предметам. Формирующиеся у младших школьников мыслительные операции еще связаны с конкретным материалом, недостаточно обобщены; образующиеся понятия носят конкретный характер. Мышление детей этого возраста является понятийно-конкретным.
    • Школьникам в среднем и старшем возрастах становятся доступны более сложные познавательные задачи. В процессе их решения мыслительные операции обобщаются, формализуются, благодаря чему расширяется диапазон их переноса и применения в различных новых ситуациях. Совершается переход от понятийно-конкретного к абстрактно-понятийному мышлению.

Интеллектуальное развитие ребенка характеризуется закономерной сменой стадий, в которой каждая предыдущая стадия подготавливает последующие. С возникновением новых форм мышления старые формы не только не исчезают, а сохраняются и развиваются.

Диагностика мышления

Существуют различные методики диагностики мышления.

  1. Диагностика наглядно-действенного мышления. Пример: методика «Кубик Рубика». Пользуясь известным кубиком Рубика, ребенку задают раз­ные по степени сложности практические задачи на работу с ним и предлагают их решить (например, на любой грани кубика собрать столбец или стро­ку из трех квадратов одного цвета).
  2. Диагностика наглядно-образного мышления. Пример: методика «Лабиринт». Материал представляет собой изображение полянок с развет­вленными дорожками и домиками на их концах, а также «писем», условно указывающих путь к одному из домиков, по­мещенных под полянкой. Инструкция: «Перед вами полянка, на ней нарисованы дорожки и домики в конце каждой из них. Нужно правильно найти один домик и зачеркнуть его. Чтобы найти этот домик, надо смотреть на письмо. В письме нарисовано, что идти надо от травки мимо елочки, а потом мимо грибка, тогда найдете правильный домик, а я посмотрю, не ошиблись ли вы».
  3. Диагностика понятийного мышления. Пример: методика «Определение понятий». Ребенку предлагаются наборы слов и инструкция: «Перед тобой несколько разных наборов слов. Представь себе, что ты встретился с человеком, который не знает значения ни одного из этих слов. Ты должен постараться объяснить этому человеку, что означает каждое слово, например слово «велосипед». Как бы ты объяснил это?»

Большинство методик диагностики понятийного мышления направлены на выявление уровня различных мыслительных операций: обобщения, сравнения и т.п.

Развитие мышления у детей дошкольного возраста

Одной из важных особенностей ребёнка в будущем является развитие мышления уже сегодня. Важно как можно раньше начать уделять этому внимание. 

Есть такое понятие как «сензитивный период». Это оптимальный этап для развития того или иного навыка. Для детей периодом, когда закладывается фундамент, является возраст от 1 года до 7 лет. 

В статье мы поговорим о стадиях развития мышления у детей, способах, а также связи мышления с другими навыками.

Содержание статьи:

  • Особенности мышления в дошкольном возрасте
  • Стадии развития мышления
  • Мыслительные операции
  • Как развивать мышление дошкольника
  • Упражнения и игры на развитие мышления у дошкольников
  • Заключение

Особенности мышления в дошкольном возрасте

Мозг дошкольника подвижен и податлив, открыт новым знаниям.

Именно поэтому полезные привычки, желание заниматься спортом, музыкой, театральным и художественным искусством закладываются именно в дошкольный период. 

Для того чтобы ребенок мог анализировать и мыслить необходимо постоянно ставить перед ним новые задачи, а также модернизировать и усложнять уже полученные навыки.

Можно выделить несколько факторов, оказывающих сильное влияние на мышление ребенка:

  • Круг общения. Чем старше ребёнок, тем больше вокруг него должно быть детей и взрослых. В этом помогают детские сады, кружки и секции. Малыш должен наблюдать разные модели поведения как взрослых, так и детей.
  • Развитие речи. Ребенок учится строить предложения, выражать свои мысли. 
  • Формирование аналитического мировосприятия. Дошколята характеризуются тем, что обращают внимание на формы, цвет, величину, пространственное расположение и временные рамки.
  • Приобретение навыков и умений. Ребенок учится пересказывать, читать по слогам, петь.
     
  • Становление личностных качеств. Характер, адаптивность, инициативность, организованность – всё это формируется в результате воспитательных мероприятий.
  • Формирование самооценки. Развитый ребёнок способен оценивать себя.
  • Появление самоконтроля. Ребенок учится управлять своим поведением и поступками. 

Стадии развития мышления

  • наглядно-действенное;
  • наглядно-образное;
  • словесно-логическое.

Наглядно-действенное мышление формируется в возрасте 1-3 лет. Когда в результате своих действий ребенок, сам того не осознавая, делает выводы «на будущее». И подтверждением тому являются разобранные на запасные части игрушки, клавиатуры, родительские гаджеты. Целью этих действия является познание «а что там внутри?».

В возрасте 3-7 лет формируется наглядно-образное мышление. Именно в этот период проявляются первые признаки анализа. Например, имея определённые навыки, ребёнок уже может сказать какой игрушка будет на ощупь, видя её на витрине магазина.

Многие уже могут прогнозировать ситуацию.

Ближе к 6 годам появляются первые задатки словесно-логического мышления. На этой стадии ребенок начинает давать развернутые ответы после анализа информации, способен выстраивать в правильном порядке последовательность событий, может охарактеризовать практически любой предмет. Речь оказывает первостепенное значение на развитие мышления ребёнка.

Мыслительные операции

Наблюдая за тем, как развивается мышление ребенка, весь мыслительный процесс можно поделить на стадии:

  • сравнение;
  • анализ;
  • синтез;
  • обобщение.

На стадии сравнение ребёнок учится находить одинаковое в разном, разное в одинаковом. Уместно в этот период давать картинки «найди отличия», играть в мемори (начинать с 6 пар картинок, постепенно увеличивая количество).

На стадии анализа происходит выделение черт, качеств, свойств, используемых материалов и предметов. В своем воображении ребенок может разделить любое изделие на составные части.

Стадия синтеза тесно связана со стадией анализа. Без анализа синтезировать не получится. Пример тому чтение. Не запоминая букв, не понимая как они сливаются в слоги, ребёнок не сможет читать.

Яркими признаками обобщения являются выделение общих признаков предметов, объединение в группы. Как только у ребёнка появляется связная речь, использование большого количества обобщающих понятий – знайте, началась стадия обобщение.

Как развивать мышление дошкольника

Развитие мышления идёт через игру, так как это ведущий вид деятельности. Обыграть можно всё. С педагогической точки зрения следует развивать в разных направлениях. Больше вовлекайте ребёнка в работу по дому. 

Ознакомьтесь с таблицей, в ней размещены основные типы упражнений для развития мышления у детей, на которые мы делаем акцент в своих занятиях.

Виды занятий Описание
Задание на развитие памяти Запоминание элементов изображений, последовательность деталей и прочее
Логические упражнения Найти то, чего недостает, определение закономерности, используя анализ, сравнение, рассуждение
Задачи на классификацию Сортировка, группирование по признакам и подобное
Упражнения на концентрацию внимания Нахождение одинаковых свойств, различия между предметами, изображениями и т.
п.
Задания на развитие пространственного восприятия Развитие визуализации, пространственного расположения, решение ребусов и головоломок
Упражнение на развитие аналитических способностей Поиск деталей, лишнего или не соответствующего действительности
Задачи на формирование стратегического подхода Продумывание целой цепочки действий. Анализ последовательностей и результатов

Упражнения и игры на развитие мышления у дошкольников

Давайте рассмотрим варианты упражнений и игр, которые можно легко использовать в быту всей семьёй.

Игры на развитие наглядно–действенного мышления

  1. «Разложи по группам» — игра при которой работа глаз и рук является ведущей. Например, разложите перед ребёнком большие ложки, десертные и чайные. Попросите их рассортировать. Ребенок должен решить сам по какому принципу это сделать. 
  2. Игра «Построй ряд».
    Здесь можно использовать блоки цилиндров, цветные таблички, тепловые бутылочки, вкусовые бутылочки, танграм и другие материалы. Например, необходимо построить ряд от большого к маленькому. Используются блоки цилиндров из метода Монтессори. Цветные таблички одного цвета, но разных оттенков, необходимо разложить от самого темного до самого светлого.
  3. Игра «Найди место для матрёшки». Для нее потребуются матрёшки (минимум из 6 частей). Расставляем фигурки в ряд на равном расстоянии друг от друга. Потом просим ребёнка закрыть глаза, убираем одну фигурку, а остальные выравниваем. Малыш открывает глаза и пытается найти место, между какими фигурками стояла матрёшка. По мере выполнения задания количество составляющих должно увеличиваться.

Игры на развитие наглядно-образного мышления

  1. Игра «На что похоже?». Ее вариаций очень много. Одним из них может быть показ изображения причудливой кляксы. Дайте возможность ребёнку продумать что это, кто это, какой на вкус, какой на запах, чем занимается и другие признаки.
  2. Игра «Назови одним словом». В зависимости от возраста у ребёнка будет меняться подход к определению предметов. Для у детей 3-4 лет – простые обобщение типа: мебель, посуда, ягоды, цветы. Для ребёнка в возрасте 5 лет обобщение должно быть более глубокое, например: насекомые, дикие животные, домашние животные, профессии и прочее. Дети 6-7 лет уже оперируют такими понятиями, как животные Африки, Азии, фрукты Европы, Азии и т.п.
  3. Игра «Дай определение». Ребёнку предлагается предмет, который он характеризует. Например, показываем кружку, которую нужно описать: большая, папина, хрупкая, стеклянная и др. А потом ребёнок вам показывает предмет, а вы характеризуете.

Игры на развитие словесно-логического мышления

  1. Игра «Собери картинку». Она является аналогией пазлов. Задача ребёнка из нескольких деталей собрать целую картинку. Чем старше малыш, тем больше деталей.
  2. Игра «Продолжи ряд». Нарисуйте цепочку и ряд бусин в определенной последовательности жёлтая, зелёная, голубая, розовая, а потом повторите ряд один раз и предложите ребёнку продолжить. Чем старше ребёнок, тем больше бусин, меняются их размеры.
  3. «Противоположности». Игра на подбор противоположного. Например, вы говорите холодный, а ребёнок подбирает горячий; мокрый-сухой; чёрный-белый и прочее.
  4. Игра «Угадай о чём речь». Вы последовательно описываете предмет, а ребенок догадывается о чём идёт речь. Например: круглый, полосатый, сладкий, сочный – арбуз.

В заключении

Каким ребенок вырастет, с каким характером, насколько хорошо будет развито его мышление – все это закладывается в детстве.  


В наших развивающих центрах занятия для детей дошкольного возраста основаны на зарекомендовавших себя методах Т. Бьюзена, Н. Зайцева, М. Монтессори, З. Дьенеша, А. Валявского, Косиновой, Е. Железновой, Г. Домана. Мы используем специализированные материалы, направленные на развитие мышления у детей согласно сензитивного периода. Приходите на занятия и убедитесь в этом сами.

Piaget’s Formal Operational Stages: Overview & Examples

By

Saul Mcleod, PhD

Updated on

Updated on

Сол Маклеод, доктор философии

Преподаватель, исследователь

Бакалавр (с отличием) психологии, MRes, доктор философии, Университет Манчестера

Сол Маклеод, доктор философии, является квалифицированным преподавателем психологии с более чем 18-летним опытом работы в более высоких и высоких образование.


Узнайте о нашем редакционном процессе

, рассмотрено

Olivia Guy-Evans

Olivia Guy-Evans

Ассоциированный редактор для простого психологии

BSC (Hons), Psychology, Psychology

Olivia Гай-Эванс — писатель и помощник редактора журнала Simply Psychology. Ранее она работала в сфере здравоохранения и образования.


Узнайте о нашем редакционном процессе

Стадия формальной работы начинается примерно в возрасте двенадцати лет и продолжается во взрослом возрасте. По мере того, как подростки вступают в эту стадию, они приобретают способность мыслить абстрактно, манипулируя идеями в своей голове, без какой-либо зависимости от конкретных манипуляций (Inhelder & Piaget, 19).58).

На стадии формальной деятельности дети склонны рассуждать более абстрактно, систематически и рефлексивно. Они с большей вероятностью будут использовать логику, чтобы обдумать возможные последствия каждого действия перед его выполнением.

Он/она может производить математические расчеты, творчески мыслить, использовать абстрактные рассуждения и представлять результаты конкретных действий.

Примером различия между конкретными и формальными операционными стадиями является ответ на вопрос «Если Келли выше Али, а Али выше Джо, кто самый высокий?»

Это пример логических рассуждений, то есть способности думать о вещах, которые ребенок на самом деле не испытал, и делать выводы из своих мыслей.

Ребенок, которому нужно нарисовать картинку или использовать предметы, все еще находится на стадии конкретной операции, тогда как дети, которые могут обосновать ответ в уме, используют формальное операциональное мышление.

В этой статье

Формальное операциональное мышление

Гипотетико-дедуктивное рассуждение

Гипотетико-дедуктивное мышление — это способность мыслить научно, генерируя предсказания или гипотезы о мире, чтобы отвечать на вопросы.

Человек будет подходить к проблемам систематически и организованно, а не методом проб и ошибок.

Abstract Thought

Конкретные операции выполняются над вещами, тогда как формальные операции выполняются над идеями.
Человек может думать о гипотетических и абстрактных концепциях, которые ему еще предстоит испытать. Абстрактное мышление важно для планирования будущего.

Тестирование формальных операций

Пиаже (1970) разработал несколько тестов формального операционального мышления. Одной из самых простых была «проблема третьего глаза». Детей спрашивали, куда бы они поставили лишний глаз, смогут ли они иметь третий и почему.

Schaffer (1988) сообщил, что когда ему задавали этот вопрос, все 9-летние дети предположили, что третий глаз должен быть на лбу. Однако 11-летние дети оказались более изобретательными, например, предположив, что третий глаз, помещенный на руку, будет полезен для наблюдения за круглыми углами.

Формальное операциональное мышление также было проверено экспериментально с использованием маятниковой задачи (Inhelder & Piaget, 1958). Метод включал длину струны и набор гирь. Участники должны были учитывать три фактора (переменные): длину струны, тяжесть веса и силу толчка.

Задача состояла в том, чтобы выяснить, какой фактор является наиболее важным в определении скорости качания маятника.

Участники могут изменять длину нити маятника и вес. Они могут измерить скорость маятника, посчитав количество качаний в минуту.

Чтобы найти правильный ответ, участник должен усвоить идею экспериментального метода, заключающегося в изменении одной переменной за раз (например, пробовать разные длины с одинаковым весом). Участник, пробующий разные длины с разным весом, скорее всего, получит неправильный ответ.

Дети на этапе формальной работы систематически подходили к задаче, проверяя одну переменную (например, изменение длины строки) за раз, чтобы увидеть ее эффект. Однако младшие дети обычно пробовали эти варианты случайным образом или меняли две вещи одновременно.

Пиаже пришел к выводу, что систематический подход показал, что дети мыслили логически, абстрактно и могли видеть отношения между вещами. Таковы характеристики формальной операционной стадии.

Критическая оценка

Психологи, которые воспроизвели это исследование или использовали аналогичную задачу, обычно обнаруживали, что дети не могут успешно выполнить задание, пока не станут старше.

Роберт Зиглер (1979) дал детям задание с балансиром, в котором несколько дисков располагались по обе стороны от центра баланса. Исследователь менял количество дисков или перемещал их вдоль балки, каждый раз прося ребенка предсказать, в какую сторону пойдут весы.

Он изучил ответы детей от пяти лет и старше и пришел к выводу, что они применяют правила, которые развиваются в той же последовательности, что и открытия Пиаже, и, таким образом, отражают их.

Как и Пиаже, он обнаружил, что в конечном счете дети могут учитывать взаимосвязь между весом дисков и расстоянием от центра и, таким образом, успешно предсказывать равновесие. Однако этого не произошло, пока участникам не исполнилось от 13 до 17 лет.

Он пришел к выводу, что когнитивное развитие детей основано на усвоении и использовании правил во все более сложных ситуациях, а не поэтапно.

Ссылки

Инхельдер, Б., и Пиаже, Дж. (1958). Подростковое мышление.

Пиаже, Дж. (1970). Наука о воспитании и психология ребенка . Транс. Д. Колтман.

Шаффер, Х. Р. (1988). Детская психология: будущее. В С. Чесс и А. Томас (редакторы),

Ежегодный прогресс в детской психиатрии и развитии ребенка . Нью-Йорк: Бруннер/Мазель.

Зиглер, Р. С. и Ричардс, Д. (1979). Развитие понятий времени, скорости и расстояния. Психология развития, 15 , 288-298.

  • ЭЛЕКТРОННАЯ ПОЧТА
  • ПЕЧАТЬ

Предоперационная стадия по Пиаже (возраст 2–7 лет): определение и примеры

Предоперационная стадия — это вторая стадия теории когнитивного развития Пиаже. Эта стадия начинается примерно в два года и длится примерно до семи лет. В этот период дети мыслят на символическом уровне, но еще не используют познавательные операции.

Мышление ребенка на этом этапе до-(до) операций. Это означает, что ребенок не может использовать логику или трансформировать, комбинировать или разделять идеи (Piaget, 1951, 1952).

Развитие ребенка состоит из накопления опыта о мире посредством адаптации и продвижения к (конкретной) стадии, когда он может использовать логическое мышление.

В конце этой стадии дети могут мысленно представлять события и объекты (семиотическая функция) и участвовать в символической игре.

В этой статье

ключевые особенности

Центрирование

Центрирование – это тенденция сосредотачиваться только на одном аспекте ситуации в одно и то же время. Когда ребенок может сосредоточиться более чем на одном аспекте ситуации, в то же время у него есть способность децентрироваться.

На этом этапе детям трудно думать более чем об одном аспекте любой ситуации одновременно; и у них есть проблемы с децентрацией в социальной ситуации, как и в несоциальных контекстах.

Эгоцентризм

Эгоцентризм относится к неспособности ребенка увидеть ситуацию с точки зрения другого человека. Эгоцентричный ребенок предполагает, что другие люди видят, слышат и чувствуют точно так же, как ребенок.

В теории развития Жана Пиаже это особенность дооперационного ребенка. Мысли и общение детей обычно эгоцентричны (т. е. о самих себе).

Игра

В начале этого этапа вы часто видите, что дети участвуют в параллельной игре. То есть они часто играют в одной комнате с другими детьми, но играют рядом с другими, а не с ними.

Каждый ребенок поглощен своим личным миром, а речь эгоцентрична. То есть основная функция речи на этом этапе — экстернализировать мышление ребенка, а не общаться с другими.

Ребенок еще не понял социальной функции ни языка, ни правил.

Символическая репрезентация

Ранний предоперационный период (2-3 года) характеризуется резким увеличением использования детьми символической функции.

Это способность превращать одну вещь — слово или объект — в нечто иное, чем она сама. Язык, пожалуй, самая очевидная форма символизма, которую демонстрируют маленькие дети.

Однако Пиаже (1951) утверждает, что язык не способствует когнитивному развитию, а просто отражает то, что ребенок уже знает, и мало способствует новым знаниям. Он считал, что когнитивное развитие способствует развитию речи, а не наоборот.

Притворная (или символическая) игра

Малыши часто притворяются людьми, которыми они не являются (например, супергероями, полицейскими), и могут играть эти роли с помощью реквизита, символизирующего предметы из реальной жизни. Дети также могут придумать воображаемого товарища по играм.

«В символической игре маленькие дети расширяют свои знания о людях, объектах и ​​действиях и таким образом создают все более сложные представления о мире» (Борнштейн, 1996, стр. 293).

По мере развития предоперационной стадии эгоцентризм снижается, и дети начинают получать удовольствие от участия другого ребенка в своих играх, и игра «давай притворяйся» становится более важной.

Чтобы это сработало, потребуется какой-то способ регулирования отношений каждого ребенка с другим, и из этой потребности мы видим начало ориентации на других с точки зрения правил.

Анимизм

Это вера в то, что неодушевленные предметы (такие как игрушки и плюшевые мишки) имеют человеческие чувства и намерения. Под анимизмом Пиаже (1929) понимал, что для дооперационального ребенка мир природы жив, сознателен и имеет цель.

Пиаже выделил четыре стадии анимизма:
  1. В возрасте до 4 или 5 лет ребенок верит, что почти все живо и имеет цель.
  2. На втором этапе (5-7 лет) цель имеют только движущиеся предметы.
  3. На следующем этапе (7-9 лет) живыми считаются только объекты, которые движутся самопроизвольно.
  4. На последнем этапе (9-12 лет) ребенок понимает, что живы только растения и животные.

Искусственность

Это вера в то, что определенные аспекты окружающей среды создаются людьми (например, облака в небе).

Необратимость

Это невозможность обратить направление последовательности событий в исходную точку.

Задание «Три горы»

Жан Пиаже использовал задание «Три горы» (см. рисунок ниже), чтобы проверить, эгоцентричны ли дети. Эгоцентричные дети предполагают, что другие люди увидят тот же вид на три горы, что и они.

Согласно Пиаже, в возрасте 7 лет мышление перестает быть эгоцентричным, так как ребенок может видеть больше, чем его собственная точка зрения.

Цель : Пиаже и Инхельдер (1956) хотели выяснить, в каком возрасте дети децентрируются, то есть перестают быть эгоцентричными.

Метод: Ребенку показывают изображение трех гор; самая высокая гора покрыта снегом. На другом несколько деревьев, а на третьем церковь. Ребенок стоит с одной стороны витрины, а с другой стороны от нее кукла.

Ребенку разрешили пройтись вокруг модели, посмотреть на нее, затем сесть сбоку. Затем куклу помещают на разные позиции на столе.

Ребенку показывают изображения сцены с разных точек зрения и просят выбрать вид, который лучше всего соответствует тому, что кукла может «видеть».

Затем ребенку показывают 10 фотографий гор, сделанных с разных точек, и просят указать, на какой из них изображен вид куклы.

Пиаже предположил, что если ребенок правильно выбрал карточку с видом куклы, он не был эгоцентричным. Эгоцентризм проявлял ребенок, который выбирал карточку с изображением увиденного.

Находки – Обычно четырехлетний ребенок сообщает о том, что можно увидеть с его точки зрения, а не о том, что можно увидеть с точки зрения куклы.

Шестилетние дети лучше осведомлены о других точках зрения, но все же склонны выбирать неправильную. Это свидетельствует об эгоцентризме, поскольку ребенок полагал, что кукла «видела» горы так же, как и он.

Четырехлетние дети почти всегда выбирали картинку, изображающую то, что они могли видеть, и не показывали, что взгляд куклы будет отличаться от этого.

Шестилетние дети часто выбирали картинку, отличную от их собственной точки зрения, но редко выбирали правильную картинку с точки зрения куклы. Только семи- и восьмилетние дети последовательно выбирали правильную картинку.

Заключение – В возрасте 7 лет мышление больше не является эгоцентричным, поскольку ребенок может видеть больше, чем его собственная точка зрения.

Оценка — Было высказано предположение, что задачи Пиаже на этом этапе могли недооценивать способности ребенка из-за ряда факторов, включая сложный язык, незнакомые материалы, отсутствие контекста и неверное истолкование детьми намерения экспериментатора.

В более поздних исследованиях были предприняты попытки более четко задавать вопросы и представлять ситуации, с которыми дети могут легче разобраться
.

Критическая оценка

Исследование куклы-полицейского

Мартин Хьюз (1975) утверждал, что задача с тремя горами не имеет смысла для детей и усложняется тем, что дети должны были сопоставить вид куклы с фотографией.

Хьюз придумал задачу, которая понятна ребенку. Он показал детям модель, состоящую из двух пересекающихся стен, куклы-мальчика и куклы-полицейского. Затем он поместил куклу-полицейского в разные положения и попросил ребенка спрятать куклу-мальчика от полицейского.

Хьюз сделал это, чтобы убедиться, что ребенок понял, о чем его спрашивают, поэтому, если он/она делал ошибки, их объясняли, и ребенок пытался снова. Интересно, что было сделано очень мало ошибок.

Эксперимент начался. Хьюз принес вторую куклу-полицейского и поместил обеих кукол в конце двух стен, как показано на иллюстрации выше.

Ребенка попросили спрятать мальчика от обоих полицейских, то есть он должен был учитывать две разные точки зрения. 9В выборку 0005

Hughes вошли дети в возрасте от трех с половиной до пяти лет, из которых 90 процентов дали правильные ответы. Даже когда он придумал более сложную ситуацию, с большим количеством стен и третьим полицейским, 90 процентов четырехлетних детей добились успеха.

Это показывает, что дети в значительной степени утратили свое эгоцентрическое мышление к четырем годам, потому что они способны принять точку зрения другого. Эксперимент

Хьюза позволил им продемонстрировать это, потому что задание имело смысл для ребенка, а Пиаже — нет. Предположение, что различия в «значении», которое дети приписывают ситуации, может привести к тому, что они сдадут или не сдадут задание.

Задание «Вертушка»

В тесте на эгоцентризм Борке (1975) ребенку даются две идентичные модели трехмерной сцены (использовалось несколько разных сцен, включая разное расположение игрушечных людей и животных и модель горы, похожая на Пиаже и Инхельдера). Одна из моделей установлена ​​на поворотном столике
, поэтому ребенок может легко повернуть ее.

После практического занятия, на котором ребенок знакомится с материалами и идеей смотреть на вещи с точки зрения другого человека, вводится кукла (в исследовании Борке это был персонаж Гроувера из «Улицы Сезам», программы, дети были знакомы).

Куклу Гроувера поместили так, чтобы она «смотрела» на модель с определенной точки зрения, и ребенку было предложено поворачивать другую модель до тех пор, пока его взгляд на модель не совпадет с тем, что мог видеть Гроувер.

Borke (1975) обнаружил, что с помощью модели «горы» трехлетние дети выбирали правильный вид в 42% случаев, а четырехлетние дети выбирали правильный вид в 67% случаев. С другими дисплеями точность трехлетних детей увеличилась до 80%, а четырехлетних — до 9.3%.

Ограничения в мышлении ребенка

Пиаже сосредоточил большую часть описания этой стадии на ограничениях в мышлении ребенка, определив ряд умственных задач, которые дети, по-видимому, не в состоянии выполнить.

К ним относятся неспособность децентрировать, сохранять, понимать сериацию (неспособность понять, что объекты могут быть организованы в логическую серию или порядок) и выполнять задачи включения.

Дети на предоперационном этапе способны сосредоточиться только на одном аспекте или измерении проблемы (т. е. на концентрации). Например, предположим, что вы расположили два ряда блоков таким образом, что ряд из 5 блоков длиннее, чем ряд из 7 блоков.

Дети, находящиеся в предоперационном состоянии, обычно могут сосчитать кубики в каждом ряду и назвать число, содержащееся в каждом. Однако, если вы спросите, в каком ряду больше, они, скорее всего, скажут, что это тот, который образует более длинный ряд, потому что они не могут одновременно сосредоточиться и на длине, и на количестве. Эта неспособность к децентрации способствует дооперационному эгоцентризму ребенка.

Сохранение — это понимание того, что что-то остается неизменным в количественном отношении, даже если его внешний вид меняется. Говоря более технически, консервация — это способность понять, что перераспределение материала не влияет на его массу, количество или объем.

Возможность решения этой и других «сохранительных» задач сигнализирует о переходе к следующему этапу.

Итак, что эти задачи говорят нам об ограничениях предоперационного мышления в целом?

Пиаже сделал ряд связанных выводов:

  1. Понимание этих ситуаций «связано с восприятием». По изменениям во внешнем виде материалов ребенок делает вывод, что изменение произошло.
  2. Мышление «сосредоточено» на одном аспекте ситуации. Дети замечают изменения уровня воды или длины глины, не замечая, что одновременно с этим изменились и другие аспекты ситуации.
  3. Мышление сосредоточено на состояниях, а не на преобразованиях. Дети не могут отследить, что произошло с материалами, и просто делают интуитивное суждение, основанное на том, как они выглядят «сейчас».
  4. Мышление «необратимо» в том смысле, что ребенок не может понять, что обратное преобразование вернет материал в исходное состояние. Обратимость — важнейший аспект логического (операционального) мышления более поздних стадий.

Ссылки

Борке, Х. (1975). Возвращение к горам Пиаже: изменения в эгоцентрическом ландшафте. Психология развития, 11(2) , 240.

Пиаже, Дж. (1929). Представление ребенка о мире . Лондрес, Рутлдж и Кеган Пол.

Пиаже, Дж.

About the Author

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Related Posts