Этапы развития по эриксону: Стадии развития личности по Э. Эриксону

Содержание

Стадии развития личности по Э. Эриксону

Эрик Хомбургер Эриксон, являясь последователем Зигмунда Фрейда, расширил психоаналитическую теорию, создав свою схему развития ребёнка. Он стал рассматривать развитие в широкой системе социальных отношений, выделил 8 стадий психологического развития (у Фрейда их 5).

Эриксон утверждал, что особенности становления личности зависят от культурного и экономического уровня развития общества, а также какой исторический этап этого развития ребёнок застал. Например, ребёнок из Нью-Йорка, живущий в середине 20 века, будет развиваться не так, как маленький индеец из резервации. В процессе воспитания детям передаются все нормы и ценности общества, культурные традиции.

Содержание развития личности определяется тем, что общество ожидает от человека, какие задачи ставит перед ним на разных возрастных этапах. Последовательность периодов развития человека зависит от биологического начала. Ребёнок, взрослея, проходит ряд стадий, в которых он приобретает новое личностное новообразование, которое закладывается в структуру личности и сохраняется в последующие периоды жизни.

Периодизация развития личности

Э. Эриксон выделил 8 стадий развития личности: младенчество (орально-сенсорная), раннее детство (мышечно-анальная), детство (локомоторно-генитальная), школьный возраст, отрочество и юность, ранняя зрелость, средний возраст, поздняя зрелость.

Младенчество (орально-сенсорная стадия) 0 – 1 г.

На этой стадии у ребёнка возникает доверие или недоверие к миру. При прогрессивном развитии доверительное отношение проявляется в лёгком кормлении, нормальном глубоком сне, ненапряжённости внутренних органов. Младенец доверяет всем, кто его окружает без гнева и тревоги, спокойно относится к отсутствию матери, чувствуя, что все его потребности будут удовлетворены. В этот период он получает от матери заботу, внимание, знакомство с окружающим миром. Материнская любовь и нежность определяет уровень веры и надежды, вынесенной из первого жизненного опыта. В это время он вбирает в себя образ матери (возникает механизм интроекции). Начинает формироваться идентичность развивающейся личности.

Раннее детство (мышечно-анальная стадия) 1 – 3 года

В этом периоде расширяются возможности малыша: он начинает ходить и отстаивать свою независимость. Родители должны способствовать сохранению чувства самостоятельности ребёнка. Ограничения родителей в требованиях ребёнка должны быть разумными, т.к. они создают основу для негативного чувства сомнений и стыда. Если родители чрезмерно суровы, у ребёнка возникает страх «потерять лицо», постоянная тревога, скованность, необщительность.

Детство (локомоторно-генитальная стадия) 3 – 6 лет

Этот период совпадает с дошкольным возрастом: ребёнок активно познаёт окружающий мир, быстро всему учится, приобретая новые дела и обязанности, в игре моделирует отношения взрослых. Происходит половая идентификация, ребёнок осваивает мужскую и женскую модель поведения. Он становится более самостоятельным, формируется инициатива. Если его поведение становится агрессивным, инициатива ограничивается взрослыми, появляется чувство вины и тревоги. Следовательно, закладываются новые внутренние инстанции – совесть и моральная ответственность за свои мысли, желания и действия. Родители не должны чрезмерно «давить» на совесть малыша и наказывать, т.к. это вызовет постоянный страх перед наказанием, мстительность, будет тормозиться инициатива, разовьётся пассивность.

Школьный возраст (латентная стадия) 6 – 12 лет

Этот период предпубертатный (предшествующий половому созреванию ребёнка). Эта стадия связана с воспитанием трудолюбия и овладением новыми знаниями и умениями, постигаются основы трудового и социального опыта, появляется возможность признания окружающими и приобретение чувства компетентности. Если успехи невелики, ребёнок остро воспринимает свою неумелость или неспособность, неуверенно себя чувствует среди сверстников. Вместо чувства компетентности образуется чувство неполноценности. Этот период является своеобразным началом профессиональной идентификации, ощущения своей связи с представителями определённых профессий.

Отрочество и юность (12 – 20 лет)

Подростковым возраст и юность – период глубокого кризиса. Детство закончилось, начинает формироваться идентичность. Она объединяет все предыдущие идентификации ребёнка, к ним добавляются новые, т.к. начинается взросление, меняется внешность, происходит включение в новые социальные группы, приобретаются новые представления о себе. Целостная идентичность личности, самостоятельность, инициативность и компетентность позволяют молодым людям решать задачу самоопределения, выбора жизненного пути. Если не удаётся осознать себя и своё место в обществе, наблюдается диффузность идентичности. Появляется инфантильное желание не вступать во взрослую жизнь, устойчивое состояние тревоги, чувство изоляции и опустошённости.

Ранняя зрелость (20 – 25 лет)

В ранней зрелости встаёт перед человеком проблема интимности (близости), появляется истинная сексуальность. Человек готов к близости с другим и в сексуальном, и в социальном плане. После поисков собственной идентичности, он готов слиться с идентичностью того, кого любит. Близкие отношения требуют верности, нравственной силы и самопожертвования. Но это стремление не должно заглушаться страхом потерять собственное «Я». Это время создания семьи. Оно приносит любовь, понимаемую Э. Эриксоном в романтическом, эротическом и нравственном смысле. В браке любовь проявляется в заботе, уважении, ответственности за спутника жизни. Если же человек не способен любить и устанавливать близкие отношения с другими людьми, то это приводит к изоляции и одиночеству.

Средний возраст (25 – 65 лет)

Это период зрелости, он самый длительный. Основное – это «отношение человека к продуктам своего труда и к своему потомству», забота о будущем человечества. Стремление к продуктивности и творчеству, к передаче своего опыта и идей следующему поколению. Желание внести свой вклад в жизнь будущих поколений реализуется в отношениях со своими детьми. Эриксон подчёркивал зависимость старшего поколения в семье от младшего, т.к. зрелый человек нуждается в том, чтобы быть нужным. Если же этой возможности нет, появляется безразличие, сосредоточенность на себе.

Поздняя зрелость (после 65 лет)

Последняя стадия интегративна: «созревают плоды семи предшествующих стадий». Человек принимает пройденный им жизненный путь как должное и обретает целостность личности. Появляется мудрость, взгляд в прошлое даёт возможность сказать: «Я доволен». Дети воспринимаются как продолжение себя, страх смерти исчезает. Если же человек недоволен своей прожитой жизнью, считает её чередой ошибок, появляется раздражение и отчаяние от приближения к концу.

В заключение

Эрик Эриксон создал психосоциальную теорию развития личности. В отличие от З. Фрейда, который в центре развития личности ставил Ид, Эриксон важным считал Эго. Фрейд ограничивался детством, Эриксон утверждал, что человек развивается всю жизнь. Он установил хронологический возраст периодов развития, акцент ставил на зависимости каждого периода от социальных факторов и возрастных изменениях человека.

8 стадий развития личности по Э. Эриксону

Содержание статьи

1. Основные положения теории развития личности по Э. Эриксону

2. 8 стадий развития личности по Э. Эриксону

Основные положения теории развития личности по Э. Эриксону

Эрик Эриксон является известным ученым, который внес существенный вклад в развитие психологии.

В своей работе Э. Эриксон опирался на исследования З. Фрейда и был сторонником его концепции, однако, акцентировал внимание на развитии Эго личности. Его теория развития личности получила название психосоциальной, так как ее базисом является положение о росте компетентности личности в процессе коммуникаций с социумом. Так же он ввел такое понятие, как личностная идентичность.

Замечание 1

Личностная идентичность по Э. Эриксону – это совокупность определенных черт и индивидуальных особенностей личности индивида, которая позволяет отличить его от других людей.

Теория развития Я, созданная Э. Эриксоном, включает в себя весь жизненный путь человека от младенчества и до самой старости. Эриксон подчеркивал особую важность периода детства в жизни человека, но в отличие от отца классического психоанализа полагал, что проблемы, возникшие на данной стадии, возможно решить на других более поздних периодах развития личности индивида.

Э. Эриксон широко использовал психоисторический метод, проводя исследования личностей известных людей, таких как Мартин Лютер и Махатма Ганди. Он соотносил основные аспекты жизни этих личностей с историческими событиями. Также Э. Эриксон занимался изучением здоровых детей, детей с психическими нарушениями, а также особенностей воспитания детей американских индейцев, что позволило ученому выявить влияние разных культур на развитие личности.

Э. Эриксон выделил восемь стадий, которые человек проходит на протяжении всей жизни. На каждой стадии к личности выдвигаются определенные социальные требования. Эти требования приводят к возникновению кризисов, которые представляют собой определенные моменты развития, подразумевающие разрешение конфликта. Исход конфликта может быть благоприятным, тогда личность приобретает новое позитивное качество, либо неблагоприятным, тогда личность приобретает негативное качество, а проблема переходит на следующую стадию, где ее решение требует больших усилий. Из этого следует эпигенетический принцип концепции Эриксона, который выражается в разной успешности и скорости преодоления кризисов индивидами.

Рассмотрим все восемь стадий более подробно.

8 стадий развития личности по Э. Эриксону

  1. Младенчество: базальное доверие или недоверие.

    Представляет собой период жизни человека от его рождения до конца первого года жизни. Важным моментом в этот период является формирование у человека чувства доверия и внутренней определенности. На эффективность выработки этих чувств оказывает влияние качество материнской заботы. При успешном разрешении конфликта «доверие-недоверие» младенец начинает переносить отсутствие матери безболезненно и менее тревожно, так как он воспринимает окружающее как надежное и предсказуемое. Если мать не надежна и отвергает ребенка, то у него закладывается чувство недоверия и страха.

  2. Раннее детство: автономия или стыд и сомнение.

    Данный период охватывает возраст человека от одного до трех лет. Ребенок уже способен к самостоятельному выполнению определенных действий, например, ходить, есть, одеваться и т.д. Если родители слишком сильно опекают ребенка или ожидают от него чрезмерной самостоятельности, это может привести формированию таких чувств, как стыд, сомнение в себе, слабоволие. При умеренной дозволенности у ребенка закрепляются чувства самоконтроля и воли.

  3. Возраст игры: инициативность или вина.

    Этот возраст является дошкольным и представляет собой период от трех до шести лет. Ребенок начинает интересоваться новым и активно взаимодействовать с ровесниками. При поощрении родителями проявлений любознательности, творческих способностей и самостоятельности у ребенка развивается инициативность. Родители, которые чересчур контролируют, наказывают и ограничивают своих детей, вызывают у них чрезмерное чувство вины.

  4. Школьный возраст: трудолюбие или неполноценность.

    Для данного периода характерен возраст от шести до двенадцати лет. Основным видом деятельности для ребенка становится учеба, а он становится часть коллектива в школе. На данном этапе дети начинают следовать правилам осознанной дисциплины и активного участия. Проблемами зачастую становятся чувства неполноценности, сомнение в своих способностях или положении среди одноклассников.

  5. Юность: эго-идентичность или ролевое смешение.

    По мнению Э. Эриксона период юности является определяющим в психосоциальном развитии личности. У подростка возникает ряд вопросов, которые связаны с конфликтом идентичности. Главной задачей является формирование всех имеющихся знаний о себе в целостный образ. Если задача не решена, возникает «ролевое смешение» или расплывчатость идентичности субъекта. Если кризис пройден успешно, то личность способна сделать свой выбор и определить свой жизненный путь.

  6. Молодость: достижение близости или изоляция.

    Указанный период охватывает раннюю зрелость, т.е. возраст от 20 до 25 лет. Человек получает профессию, заключает ранний брак и начинает самостоятельную семейную жизнь. По мнению Э. Эриксона ключевым моментом является достижение интимности, которая определяется, как слияние с идентичностью другого субъекта без опасения потерять самого себя. Если субъект избегает межличностных отношений и излишне сосредоточен на себе, то у него может возникнуть чувство одиночества и изоляции.

  7. Зрелость: продуктивность или инертность.

    Данная стадия охватывает возраст от 26 до 64 лет. Проявлением продуктивности является забота старшего поколения над младшим. Если человек не заботится о ком-то, то он становится поглощенным заботами о самом себе. У него возникает чувство безнадежности и бессмысленности жизни.

  8. Старость: целостность эго или отчаяние.

    Завершающая стадия начинается в 65 лет и длится до смерти индивида. С приходом старости человек начинает переосмыслять свою жизнь, вспоминает о своих достижениях и неудачах, обдумывает прошлый опыт. Ключевым является приобретение чувства целостности и удовлетворенности прожитой жизнью.

Сообщество экспертов Автор24

Автор этой статьи Дата последнего обновления статьи: 26.05.2022

Стадии развития Эриксона — теории обучения

• Теории развития ребенка, теории идентичности, теории и модели обучения • 1

Теория восьми стадий личности и психосоциального развития.

Эрик Эриксон, немецкий психоаналитик, находящийся под сильным влиянием Зигмунда Фрейда, исследовал три аспекта идентичности: эго-идентичность (я), личную идентичность (личностные идиосинкразии, которые отличают человека от другого, социальную/культурную идентичность (набор социальных ролей).

человек может играть) [1] .

Содержание

Участники
Ключевые понятия
Ресурсы и ссылки

Участники

  • Эрик Эриксон (1902 -1994) 9002

Ключевые понятия

Психосоциальная теория развития Эриксона рассматривает влияние внешних факторов, родителей и общества на развитие личности от детства до взрослой жизни. Согласно теории Эриксона, каждый человек должен пройти через серию из восьми взаимосвязанных стадий на протяжении всего жизненного цикла [2] .

1. Младенчество: от рождения до 18 месяцев

Основное доверие или недоверие – надежда

В течение первого или второго года жизни основное внимание уделяется способности матери и отца воспитывать и заботиться о ребенке, особенно в Условия визуального контакта и прикосновения. Ребенок будет развивать оптимизм, доверие, уверенность и безопасность, если о нем должным образом заботятся и с ним обращаются. Если ребенок не испытывает доверия, у него может развиться неуверенность, бесполезность и общее недоверие к миру.

2. Малыш/ранний детский возраст: от 18 месяцев до 3 лет

Автономия или стыд – воля

Второй этап происходит в возрасте от 18 месяцев до 3 лет. На этом этапе у ребенка есть возможность повысить самооценку и самостоятельность, поскольку он или она осваивает новые навыки и различает правильное и неправильное. Ухоженный ребенок уверен в себе, держит себя с гордостью, а не со стыдом. В это время у «ужасных двоек» могут проявиться и неповиновение, истерики, упрямство. Дети, как правило, уязвимы на этом этапе, иногда чувствуя стыд и низкую самооценку из-за невозможности освоить определенные навыки.

3. Дошкольник: от 3 до 5 лет

Инициатива или чувство вины – цель

В этот период мы испытываем желание копировать взрослых вокруг нас и проявлять инициативу в создании игровых ситуаций. Мы придумываем истории с Барби и Кеном, игрушечными телефонами и миниатюрными машинками, разыгрывая роли в пробной вселенной, экспериментируя с планом того, что, по нашему мнению, значит быть взрослым. Мы также начинаем использовать это замечательное слово для исследования мира — «ПОЧЕМУ?»

В то время как Эриксон находился под влиянием Фрейда, он преуменьшал значение биологической сексуальности в пользу психосоциальных особенностей конфликта между ребенком и родителями. Тем не менее, он сказал, что на этом этапе мы обычно вовлекаемся в классическую «Эдипову борьбу» и разрешаем эту борьбу посредством «социальной ролевой идентификации». Если мы разочарованы естественными желаниями и целями, мы можем легко испытать чувство вины.

Самые значимые отношения с основной семьей.

4. Школьный возраст Ребенок: от 6 до 12 лет

Трудолюбие против неполноценности – компетентность

На этом этапе, часто называемом латентным, мы способны учиться, создавать и реализовывать множество новых навыков и знаний, тем самым развивая чувство промышленности. Это также очень социальная стадия развития, и если мы испытываем неразрешенные чувства неадекватности и неполноценности среди наших сверстников, у нас могут быть серьезные проблемы с точки зрения компетентности и самооценки.

Поскольку мир немного расширяется, наши самые важные отношения связаны со школой и районом. Родители больше не являются полными авторитетами, какими они были когда-то, хотя они по-прежнему важны.

5. Подросток: от 12 до 18 лет

Идентичность и смешение ролей – верность

До этой пятой стадии развитие зависит от того, что делается с человеком. На данный момент развитие теперь зависит в первую очередь от того, что человек делает. Подросток должен изо всех сил пытаться обнаружить и найти свою собственную идентичность, ведя переговоры и борясь с социальными взаимодействиями и «приспосабливаясь», развивая чувство морали и правильное от неправильного.

Некоторые пытаются отсрочить вступление во взрослую жизнь и уйти от ответственности (мораторий). Те, кто не справляется с этой стадией, как правило, испытывают путаницу ролей и потрясения. Подростки начинают развивать сильную привязанность и преданность идеалам, делам и друзьям.

6. Молодые люди: от 18 до 35 лет

Близость и солидарность или изоляция – любовь

В юношеском возрасте люди склонны искать общения и любви. Некоторые также начинают «осесть» и заводить семьи, хотя, похоже, в последние годы их отбросили еще дальше.

Молодые люди стремятся к глубокой близости и удовлетворительным отношениям, но в случае неудачи может возникнуть изоляция. Значимые отношения на этом этапе связаны с супругами и друзьями.

7. Средний возраст Взрослый: от 35 до 55 или 65 лет

Созидание против самопоглощения или стагнации – забота

Карьера и работа являются наиболее важными вещами на этом этапе, наряду с семьей. Середина взрослой жизни — это также время, когда люди могут взять на себя большую ответственность и контроль.

На этом этапе работа над установлением стабильности и идеи Эриксона о генеративности — попытка создать что-то, что изменит общество. На этом этапе распространенными страхами являются бездеятельность и бессмысленность.

На этом этапе могут произойти серьезные жизненные сдвиги. Например, дети уходят из семьи, карьера может измениться и так далее. Некоторые могут бороться с поиском цели. Значимые отношения – это отношения в семье, на рабочем месте, в местной церкви и других сообществах.

8. Поздний взрослый: от 55 или 65 до смерти

Целостность против отчаяния – Мудрость

Эриксон считал, что большая часть жизни готовится к стадии среднего взросления, и последняя стадия требует больших размышлений. Став пожилыми людьми, некоторые могут оглядываться назад с чувством целостности, то есть удовлетворенности и удовлетворения, прожив значимую жизнь и внося ценный вклад в общество. У других на этом этапе может возникнуть чувство отчаяния, когда они размышляют о своем опыте и неудачах. Они могут бояться смерти, пытаясь найти цель своей жизни, задаваясь вопросом: «В чем смысл жизни? Стоило ли?»

Дополнительные ресурсы и ссылки

Ресурсы

  • Завершенный жизненный цикл (расширенная версия): собственная хорошо написанная книга Эриксона, которая объясняет этапы и кризис идентичности непосредственно из первых рук.
  • Справочник по теории и исследованиям идентичности [набор из 2 томов]: этот впечатляющий справочник привносит «единство и ясность в разнообразную и разрозненную литературу».
    представление точек зрения многих различных теоретических школ и эмпирических подходов: психологии (например, нарративной, теории социальной идентичности, неоэриксоновской теории) и других дисциплин (например, социологии, политологии, этнических исследований).

Ссылки

  1. Эриксон, Э. Х. (1994). Идентичность: Молодость и кризис (№ 7). WW Нортон и компания.
  2. Эриксон, Э. Х. (1993). Детство и общество. WW Нортон и компания.
[цитировать]
Получите электронную книгу с резюме по теории обучения!

Хотите получить удобную электронную книгу в формате PDF с обзорами и руководствами на этом сайте без рекламы?

Загрузите официальную версию Learning Theory In Plain English 9Электронная книга 0123 (Том 1 из 2) мгновенно

39,95 $ 9,95 $!

Получить электронную книгу

Скидка на премиум-членство!

Новогодняя акция: Скидка 30% на Премиум-членство!

Станьте подписчиком Premium , чтобы получить полный доступ, функцию печати, удаление всей рекламы, бесплатную пожизненную загрузку и обновления для всех электронных книг и контента. Гораздо дешевле учебника!

Используйте код скидки: THIRTYOFF , чтобы получить скидку 30% на подписку Premium. Цены снова поднимаются после конца месяца!
Срок действия предложения истекает 30 сентября 2022 г.

Разблокируйте доступ для участников!

Для получения других полезных ресурсов посетите Игры для вечеринок , How Do You Play , Групповые игры и Ледоколы для бесплатных руководств и идей для занятий.

Также ознакомьтесь с дизайном образовательных игр, руководствами EdTech и отличными групповыми играми.

Полезные загрузки
  • Теории обучения на простом английском, том. 1 из 2

    Краткое изложение теорий обучения на веб-сайте Learning-Theories.com в виде электронной книги, удобно организованной в один файл PDF, который вы можете распечатать и использовать для своих статей или заданий.

    9,95 $
  • Теории обучения на простом английском, том. 2 из 2

    Получите официальную электронную книгу Learning Theory in Plain English, том 2 из 2. Эта электронная книга содержит вторую половину руководств и резюме.

    8,95 $
  • Лучшие ледоколы Том. 1

    Электронная книга лучшего руководства по ледокольной деятельности с подробными пошаговыми инструкциями, шаблонами и многим другим. Только лучшие ледоколы для занятий. Отлично подходит для создания командной работы и помогает студентам лучше узнать друг друга! 63 страницы.

    6,94 $
  • Отличные групповые игры! Руководство по активности

    Пошаговые инструкции к лучшим групповым играм, занятиям и ледоколам. Рекомендуется для студентов, лагерей, корпоративных встреч, семейных встреч и многих других мест. Более 300 страниц в файле PDF для печати и БЕЗ рекламы!

    5,95 $
  • Теории обучения Печатные карточки для изучения

    Хотите быстрый способ запомнить и изучить теории обучения? Получите печатные карточки для изучения теорий обучения! Набор из 80 карточек с теориями и моделями обучения.

    Цветовая маркировка по категориям, готовые к печати в двойном размере. Приблизительно 9 карточек на печатном листе (18 листов, лицевая и оборотная стороны). Отличный инструмент для учебы!

    1,97 $

8 способов, которыми ваше детство может определить вашу личность – Forbes Health

Стадия 1: Доверие или недоверие Если потребности младенца удовлетворены, у него разовьется чувство доверия к миру. Если их не встретить, они почувствуют недоверие.
Стадия 2: Автономия против стыда и сомнения Если потребности удовлетворены, у них разовьется чувство независимости. Если потребности не удовлетворены, ребенок не будет чувствовать, что может делать что-то самостоятельно.
Этап 3: Инициатива или чувство вины Если потребности удовлетворены, ребенок почувствует, что мир заслуживает доверия, и будет исследовать свои собственные способности. Если потребности не удовлетворены, ребенок не будет чувствовать, что мир — безопасное место, и не будет пытаться выполнять задания или решать проблемы самостоятельно.
Стадия 4: трудолюбие против неполноценности Если потребности удовлетворены, ребенок почувствует удовлетворение. Если потребности не удовлетворяются, ребенку будет трудно развить уверенность в себе, и он будет чувствовать, что он не такой адекватный, как другие дети.
Стадия 5: Идентичность или замешательство Если потребности удовлетворены, у подростка разовьется сильное чувство собственного достоинства. Если потребности не удовлетворены, подростку будет сложно сформировать личность.
Стадия 6: Близость или изоляция Если потребности будут удовлетворены, молодой взрослый сформирует прочные связи с другими. Если потребности не удовлетворяются, молодой человек становится одиноким и изолированным.
Стадия 7: Созидание против стагнации Если потребности удовлетворены, взрослый будет чувствовать себя компетентным и что он вносит значительный вклад в мир. Если потребности не удовлетворяются, взрослый застрянет в состоянии застоя.
Стадия 8: Целостность против отчаяния Если потребности удовлетворены, зрелый взрослый человек чувствует удовлетворение тем, как прошла его жизнь. Если потребности не удовлетворены, зрелый взрослый человек почувствует, что жизнь пошла не так, как должно, и почувствует сожаление.

По мере того, как мы растем и сталкиваемся с новыми проблемами и обстоятельствами от младенчества до взрослой жизни, наша личность проходит восемь определенных этапов, предполагает теория доктора Эриксона. На эти этапы человеческого развития влияют биологические, психологические и социальные факторы на протяжении всей нашей жизни. Теория гласит, что на каждом этапе есть кризис, с которым мы сталкиваемся, который, в свою очередь, влияет на нашу личность.

«Работы Эриксона сыграли фундаментальную роль в формировании более широкой области психологии развития», — говорит Онни Роджерс, доктор философии, доцент кафедры психологии Северо-Западного университета в Чикаго. Доктор Эриксон, который учился у австрийского невролога Зигмунда Фрейда, «использовал всеобъемлющую идею Фрейда, но полагал, что не внутреннее биологическое сексуальное влечение определяет этапы развития, а на самом деле это напряженность и кризисы в обществе», — объясняет она.

Вот восемь стадий развития Эриксона, согласно книге Стадии психосоциального развития Эриксона tippy-popover-container-bg-white’ }»> [1] Стадии психосоциального развития Эриксона. StatPearls. Проверено 12.04.22. .

Стадия 1: Доверие против недоверия

Первая стадия Эриксоновской теории психосоциального развития начинается в младенчестве. «Младенцы нуждаются в защите и поддержке взрослых, иначе они не выживут», — говорит Фрэнк Уоррелл, доктор философии, президент Американской психологической ассоциации и директор психологической программы Калифорнийского университета в Беркли. «Стадия доверия и недоверия связана с тем, что младенец чувствует, что его потребности будут удовлетворены», — объясняет он.

Например, если младенец голоден, будет ли он накормлен? Если их подгузник испачкан, кто-нибудь изменит его? Если им грустно, будут ли они утешены? По словам Уоррелла, это закладывает в сознании младенца семя того, заслуживает ли мир доверия.

Стадия 2: Автономия против стыда и сомнения

Вторая стадия, согласно теории, происходит в раннем детстве, когда ребенок начинает брать на себя ответственность. «Это возраст, когда дети видят, могут ли они что-то делать сами», — говорит Уоррелл.

Обычно здесь начинаются такие задачи обучения, как приучение к горшку и другие навыки, которые прививают личную ответственность. Предоставление детям возможности делать выбор и получать контроль может помочь им развить чувство автономии и уверенности, тогда как стыд за свои ошибки может привести к неуверенности в себе.

Найдите время для себя, в терапии

Больше не нужно ждать дни, недели или даже месяцы, чтобы найти терапевта. Зарегистрируйтесь в BetterHelp и найдите терапевта менее чем за 48 часов.

Начните со скидкой 20 %

Стадия 3: Инициатива или чувство вины

Дети вступают в третью стадию, когда поступают в дошкольные учреждения. «Это первый раз, когда ребенок покидает структуру своего дома», — говорит Уоррелл. «Они могут общаться и исследовать», взаимодействуя со своими сверстниками. Убеждение, стоящее за этой стадией, заключается в том, что успешные дети могут подружиться с другими, в то время как у тех, кто терпит неудачу, может развиться отсутствие инициативы и чувство вины.

Результаты предыдущего этапа также имеют значение. Ребенок, у которого развилось чувство самостоятельности, может чувствовать себя уверенно, заводя друзей и пробуя что-то новое в дошкольном учреждении. Если они попытаются выполнить задание и потерпят неудачу, они попытаются снова. Но ребенок, который вступает в эту стадию со стыдом и сомнениями, может испытывать трудности с тем, чтобы делать что-то самостоятельно. Они могут бесцельно бродить по классу или избегать игр с другими.

Старайтесь поддерживать исследование и поощряйте детей выполнять задания, например завязывать шнурки, самостоятельно на этом этапе, — говорит Уоррелл.

Стадия 4: трудолюбие против неполноценности

На этой стадии в теории психосоциального развития Эриксона дети находятся в возрасте начальной школы. «Индустрия — это идея приобретения навыков и компетенций, которые ценятся в вашей культуре», — объясняет Роджерс. Например, если вы учитесь в первом классе, навыки могут быть связаны с тем, умеете ли вы считать или читать. «Если вы не можете делать то, что от вас ожидают, или чувствуете, что не оправдываете эти ожидания, это приводит к чувству неполноценности», — говорит она.

С другой стороны, если ребенок проявляет сильное чувство инициативы и поощряется взрослыми и сверстниками, он будет чувствовать себя более уверенно в социальных ситуациях. Это также этап, на котором дети начинают сравнивать себя с другими, объясняет Роджерс. «Они думают о том, кто самый быстрый или самый умный. Они начинают осознавать, хуже ли они других». По этой причине важно, чтобы дети чувствовали себя состоявшимися и успешными. (Так что да, у этих ленточек за участие есть причина.)

На этом этапе дети также часто начинают замечать сообщения, которые им подают через средства массовой информации, включая книги, телевидение и фильмы, говорят оба эксперта. «Они замечают, кого прославляют и кого ценят», — объясняет Роджерс. Вот почему для них важно иметь доступ к СМИ, отражающим успешных людей, которые похожи на них и ценятся в мире.

Стадия 5: Идентичность против замешательства

Кризис идентичности против замешательства происходит в подростковом возрасте. Этот этап включает в себя расовое происхождение, сексуальные предпочтения и то, что они могут захотеть делать в будущем, говорит Уоррелл. «Особенно, если кто-то из меньшинств, живущих в США, их самоощущение будет связано с сообщениями, которые дает им общество», — говорит он.

Эксперты говорят, что подростку с сильным чувством идентичности будет легче ответить на этот вопрос. Но подросток, находящийся на стороне кризиса, будет бороться с пониманием того, какое место он занимает в мире, в группах друзей и, возможно, в своей карьере.

Стадия 6: Близость против изоляции

Шестая стадия происходит в юношеском возрасте и основана на идее о том, что лучшее чувство идентичности облегчает понимание того, что они ищут в других отношениях. «Этот этап связан не только с романтическими отношениями, но и с формированием прочных связей с другими», — говорит Уоррелл.

Успех на этом этапе приводит к сильным навыкам построения отношений, в то время как эксперты предполагают, что люди без сильного самоощущения могут испытывать замешательство по поводу своей идентичности, им будет трудно установить прочные связи с другими, и они с большей вероятностью будут одинокими и изолированными. .

Откройте для себя свою личность за считанные минуты

Тест «Лаборатория личности» предоставляет вам подробную и уникальную информацию, которая поможет вам планировать свою жизнь и работать более успешно.

Начать тест

Стадия 7: Гениальность против стагнации

Седьмая стадия происходит во взрослом возрасте. Этот этап связан с ощущением компетентности и внесения вклада в мир. По словам Роджерса, для некоторых чувство продуктивности связано с рождением детей. Для других это может быть наставничество, волонтерство или пожертвование. «Вы берете свой жизненный опыт и теперь платите за него вперед», — объясняет она.

Поскольку взрослым необходимо создавать или взращивать что-то, чтобы пережить их, согласно теории доктора Эриксона, те, кто все еще поглощен выяснением того, кто они есть, могут не искать этих возможностей, чтобы отдать, и стать застойными.

Стадия 8: Целостность против отчаяния

Заключительный этап Эриксоновской теории стадий психосоциального развития честности против отчаяния приходится на пожилой возраст. Это момент, когда люди оглядываются на свою жизнь и решают, довольны ли они тем, что они внесли в мир, или сожалеют о вещах, которые они оставили недосказанными или сделанными.

С точки зрения честности вы чувствуете себя довольным, говорит Роджерс. Жизнь, возможно, не всегда шла по плану, но вы видели, как кусочки складывались воедино и создавали нечто особенное. Но со стороны отчаяния «это ощущение, что жизнь не сложилась», — добавляет Роджерс, отмечая, что это чувство часто связано с чувством гнева и горечи.

Уоррелл добавляет, что на данном этапе важны не сами достижения. «[Профессор] может испытывать чувство честности, потому что он десятилетиями обучал студентов или устраивал им собеседования при приеме на работу. Водитель такси также может испытывать чувство целостности. Каждый человек помог людям добраться туда, куда они хотят, просто по-разному.

About the Author

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Related Posts