Конрад Лоренц о животных и людях
А. М. Черников, Е. В. Клещенко
«Химия и жизнь» №11, 2013
В ноябре исполняется 110 лет со дня рождения Конрада Лоренца, а 40 лет назад Лоренцу, Карлу фон Фришу и Николасу Тинбергену была присуждена Нобелевская премия «за открытия, связанные с созданием и установлением моделей индивидуального и группового поведения животных».
Психика и поведение животных с глубокой древности вызывали интерес у философов и натуралистов, но их систематическое целенаправленное исследование началось в конце XIX века с появлением зоопсихологии. В 30-х годах ХХ века возникло новое направление в этой области, которое благодаря трудам австрийца Конрада Лоренца и голландца Николаса Тинбергена постепенно оформилось в самостоятельную науку — этологию (от греч. «этос» — поведение, характер, нрав). Термин существовал и ранее, однако этология в современном понимании ведет начало от этих работ.
Но ведь уже существовала зоопсихология, в становление и развитие которой внесли вклад многие классики: Дарвин, Фабр, В. А. Вагнер и другие. Зачем понадобилось создавать новую науку о поведении братьев наших меньших? В чем отличие этологии от зоопсихологии?
Зоопсихология (не случайно в английском используется термин comparative psychology, сравнительная психология) исторически рассматривала поведение животных с учетом того, что было известно о психологии человека. Это не значит, что зоопсихологи скатывались к антропоморфизму: на рубеже веков Ллойд Морган (1852–1936) сформулировал правило, названное его именем, — «бритву Оккама» науки о поведении: не объяснять действия животных с привлечением высших психологических функций в тех случаях, когда достаточно низших. Например, нельзя утверждать, что животное «додумалось» до решения задачи, если оно могло использовать метод проб и ошибок. Однако Лоренц и его единомышленники выбрали иной путь: понять поведение животного через то, что мы знаем о животном, о его биологии и, разумеется, эволюционной истории.
Чрезмерная любовь к животным
Австрийский зоолог и этолог Конрад Лоренц родился в Альтенберге близ Вены 7 ноября 1903 года. Он был младшим из двух сыновей Эммы Лоренц, урожденной Лехер, и Адольфа Лоренца. Дед Лоренца имел непосредственное отношение к животным — был мастером по изготовлению конских сбруй. Отец будущего ученого, став преуспевающим хирургом-ортопедом, построил в Альтенберге поместье.
В детстве, бродя по полям и болотам вокруг Лоренц-холла, Конрад «заболел» тем, что позже называл «чрезмерной любовью к животным». Вскоре мальчик собрал замечательную коллекцию животных, не только домашних, но и диких. «У соседа, — вспоминал позднее Лоренц, — я взял однодневного утенка и, к огромной радости, обнаружил, что у него развилась реакция повсюду следовать за моей персоной. В то же время во мне проснулся неистребимый интерес к водоплавающей птице, и я еще ребенком стал знатоком поведения различных ее представителей».
Получив начальное образование в частной школе, которой руководила его тетя, Лоренц поступил в гимназию при Шотландском монастыре в Вене. Гимназия была католической, но учиться в ней могли и представители других конфессии и религий, а уровень преподавания был весьма высоким. Что интересно, в той же гимназии учился и Карл фон Фриш, впоследствии получивший Нобелевскую премию вместе с Лоренцем и Тинбергеном, за изучение коммуникации у пчел. Там привычку Конрада к наблюдению за животными подкрепило обучение зоологическим методам и принципам эволюции. Лоренц в своей «нобелевской» автобиографии вспоминает одного из учителей — Филиппа Хебердеи, бенедиктинского монаха и аквариумиста, учившего мальчиков не только зоологии, но и теории Дарвина. По окончании гимназии Лоренц хотел продолжить изучение зоологии и палеонтологии, но его отец настоял на медицине.
В 1922 году Лоренц поступил в Колумбийский университет Нью-Йорка, но спустя полгода вернулся в Австрию и стал учиться на медицинском факультете Венского университета. Окончив курс, Лоренц остался в университете на должности лаборанта кафедры анатомии и работал над диссертацией по медицине, параллельно проводя систематические исследования инстинктивного поведения животных.
В ХХ веке крупнейшие ученые-биологи стояли на позициях дарвинизма не только потому, что эволюционизм завоевал положение господствующей научной парадигмы. Дарвинизм обеспечивал исследователю методологическое преимущество в изучении явлений природы. Пройдя стажировку в 20-х годах в Англии под руководством Джулиана Хаксли, внука Томаса Гексли (Хаксли) — прославленного соратника Чарльза Дарвина и основателя династии ученых и писателей, — Лоренц стал знатоком не только дарвинизма, но также английского языка и литературы. Самостоятельные исследования поведения животных вслед за своим учителем, знаменитым орнитологом Оскаром Хейнротом, он начал с наблюдений за птицами.
В 1927 году Конрад женился на Маргарет (Гретль) Гебхардт, с которой дружил с детства; это был брак на всю жизнь. У супругов родились две дочки и сын.
Защитив диссертацию и получив в 1928 году медицинскую степень, ученый перешел на должность ассистента, но его по-прежнему интересовала этология, поэтому он начал работу над диссертацией по зоологии, одновременно читая курс по сравнительному поведению животных. В своем исследовании Лоренц впервые успешно применил сравнительный метод к моделям поведения — начал сопоставлять одни и те же формы поведения у различных видов. Напомним: сравнительный метод был классическим в анатомии животных, но при изучении поведения практически не применялся.
Дух или машина
Важнейшими понятиями физиологии нервной системы и связанных с ней наук о поведении животных и человека в начале ХХ века были «рефлекс» и «рефлекторная деятельность», введенные еще Декартом (1596–1650).
Рене Декарт, или Картезий, от латинского написания фамилии, был математиком, философом, физиком, физиологом, создателем аналитической геометрии и современной алгебраической символики, автором метода радикального сомнения в философии и механицизма в физике. Картезий в духе своего времени сравнивал любой живой организм со сложными механическими устройствами, например с часами. По Декарту рефлекс — это механический ответ тела на воздействие извне, не требующий вмешательства души.
В 1654 году английский анатом Глиссон ввел понятие «раздражимость», как свойство живых тел. В 1730 году английский исследователь Стивен Гейлс обнаружил, что обезглавленная лягушка при уколе отдергивает лапку. С этого момента начинается экспериментальное изучение рефлекторной деятельности, при которой ответная реакция происходит без участия воли субъекта, следуя по определенной схеме точно за раздражением. В середине XVIII века швейцарский ученый Альбрехт фон Галлер развил учение о раздражимости и чувствительности, положив их в основу своей физиологии. Кстати, он же и ввел термин «физиология» для обозначения науки, которую до него называли «живой анатомией». Немецкий физиолог Вильгельм Макс Вундт (1832–1920) создал в 1879 году первую лабораторию экспериментальной психологии, где провел первые эксперименты над крысами в лабиринтах и над шимпанзе, достающими высоко подвешенные бананы. Английский ученый Чарльз Скотт Шеррингтон (1857–1952), лауреат Нобелевской премии по физиологии и медицине 1932 года, полученной совместно с Эдгаром Д. Эдрианом, изучая рефлекторную деятельность, заложил основы нейрофизиологии.
К началу ХХ века в науке о поведении животных установились две противоположные точки зрения: витализм и бихевиоризм. Витализм, или учение о жизненной силе (от лат. vita — жизнь; vis vitalis — жизненная сила), отнюдь не исчез с научной арены, вопреки поспешным утверждениям редукционистов, механицистов и вульгарных материалистов. «Удалось синтезировать вещества, образующиеся в процессе жизнедеятельности организмов? И что это доказывает? — рассуждали виталисты. — Ведь Гомункул еще не создан! Преодолеть грань между живой и неживой материей, создав живое из неживого, невозможно, следовательно, теорию витализма еще рано сдавать в архив». Виталисты-инстинктивисты наблюдали за сложным поведением животных в естественной среде обитания и восхищались биологической целесообразностью и точностью инстинктов (лат. instinctus — побуждение) животных — всем, что с древних времен было принято объяснять расплывчатым понятием «мудрость природы». Иногда поведению животных приписывали мотивацию теми же факторами, которые лежат в основе деятельности человека. Очевидно, подобные объяснения не могли удовлетворить серьезных исследователей.
Как противовес витализму в начале ХХ века возник бихевиоризм. Его основоположниками считаются Джон Бродес Уотсон (1878–1958) и Баррус Фредерик Скиннер (1904–1990). В сущности, бихевиористы развивали декартовское представление о животном как машине. Они стремились сделать зоопсихологию точной наукой, разложить непрерывный поток поведения на простейшие, объективно наблюдаемые элементы «стимул — реакция» и достигли существенных успехов в лабораторных экспериментах. Важно было также то, что они определили поведение (то есть совокупность реакций организма на внешнюю среду) как центральный объект психологических исследований.
Вначале бихевиористы старались избегать рассуждений о понятии «инстинкт», считая его абстрактным, неопределенным и выходящим за рамки научного исследования. Позднее они объявили инстинкты комплексами безусловных рефлексов, выработанных в процессе исторического развития организмов, как одна из форм приспособления к условиям окружающей среды. Поведение животных бихевиористы объясняли цепочками рефлекторных реакций, связанных воедино посредством классического кондиционирования, то есть выработки условных рефлексов, исследованной И. П. Павловым (1849–1936).
Изучение поведения животных в ХХ веке шло, если можно так выразиться, с противоположных сторон. Одни ученые начинали исследование безусловных и условных рефлексов, а далее приступали к инстинктам и инсайтам. (Инсайтом называется сложное, но очень привлекательное для психологов явление — внезапное, интуитивное нахождение решения проблемы; плодотворно изучать феномен инсайта в жестких рамках бихевиоризма начала века было бы невозможно.) Таким индуктивным путем двигался к истине Иван Петрович Павлов, а также Уотсон и Скиннер.
Конрад Лоренц и Николас Тинберген вошли в историю науки как авторы альтернативного — дедуктивного — подхода к изучению поведения, который привел их к созданию новой науки — этологии.
Врожденный ответ на внешний стимул
Первоначально Лоренц с интересом читал работы Уотсона. Но и Уотсон, и оппонент бихевиористов Уильям Мак-Дугалл, который ввел понятие «социальная психология» и для объяснения человеческого поведения привлекал не только инстинкты, но и «витальную энергию», «не знали животных», как выразился сам Лоренц в автобиографии. У них не было того глубокого понимания повадок зверей и птиц, которое искал увлеченный натуралист и которое он позднее встретил у Хейнрота. Они как будто игнорировали все многообразие поведенческих форм, которое можно наблюдать в естественной среде.
Бихевиористы полагали, что живое существо приходит в мир как «чистый лист». Хрестоматийным стало высказывание Уотсона: «Дайте мне дюжину здоровых младенцев… и я гарантирую, что, выбрав наугад одного, подготовлю его к любой специальности — врача, юриста, художника, коммерсанта и даже нищего или вора…» Лоренц же пришел к убеждению, что инстинктивное поведение является внутренне мотивированным. Это стало важным первым шагом к изучению генетической компоненты поведения животных. Применительно к животным особенно важна межвидовая изменчивость — характерные для вида врожденные действия, то, что Лоренц назвал «морфологией поведения».
Конечно, это не означает, что влияние среды не важно. Уже в юности, выращивая домашних уток, будущий лауреат Нобелевской премии обнаружил импринтинг (запечатление) — специфическую форму обучения, наблюдающуюся на ранних этапах жизни животных, с помощью которой они опознают друг друга и устанавливают связи с себе подобными. Благодаря импринтингу маленькие утята запоминают первый крупный движущийся объект, попавший в их поле зрения (например, Конрада Лоренца), в дальнейшем считают его своей матерью и всюду следуют за ним. Явление импринтинга было известно птицеводам-практикам с древности, не было лишь научного термина и соответствующей теории.
В первой главе книги «Восемь смертных грехов цивилизованного человечества» (1973) Лоренц говорит о целях и задачах своей науки: «Этология рассматривает поведение животных и человека как функцию системы, обязанной своим существованием и своей формой историческому ходу ее становления, отразившемуся в истории вида, в развитии индивида и, у человека, в истории культуры». Отличительной характеристикой этологии стало использование в исследовании полевых методов, в частности получение при помощи киносъемки этограмм, фиксирующих ключевые моменты поведения животных.
Если до Лоренца и Тинбергена ученые изучали в основном влияние на поведение животных внешних факторов в искусственно созданных условиях, то австрийский и голландский исследователи сместили акценты в сторону влияния внутренних факторов на поведение животных в условиях их естественной среды обитания. Они описали модели поведения, которые не могли быть приобретены путем обучения и, следовательно, являлись генетически запрограммированными. Основоположники этологии доказали, что поведение в высокой степени определяется генетикой и поэтому должно быть подвержено действию естественного отбора и других эволюционно-генетических факторов (мутации, миграции, дрейф генов, ассортативное скрещивание).
По свидетельству самого Лоренца, окончательно отказаться от представления о сложном поведенческом акте как цепочке рефлексов его заставило знакомство с молодым физиологом Эрихом фон Хольстом. А в 1936 году на симпозиуме в Лейдене произошла судьбоносная встреча Лоренца и Тинбергена. Ученые обнаружили невероятное сходство во взглядах, и так начались их дружба и сотрудничество, результатами которого стала совместная научная статья, а главное — окончательный вариант теории, опубликованный Лоренцем в 1939 году.
Лоренц утверждал, что инстинктивное поведение начинается с внутренних мотивов, заставляющих животное искать определенный набор обусловленных средой стимулов. Это поведение часто в высокой степени изменчиво. Как только животное встречает некоторые «ключевые» стимуляторы (сигнальные раздражители, или пусковые механизмы), оно автоматически выполняет стереотипный набор движений, называемый фиксированным двигательным паттерном, или «наследственными координациями» (fixed action pattern). Каждое животное имеет отличительную систему таких паттернов и связанных с ней сигнальных раздражителей, которые являются характерными для вида и эволюционируют в ответ на требования естественного отбора.
Под действием различных ключевых стимуляторов, отключающих механизм торможения в мозге, приводится в действие сложный комплекс инстинктивных реакций. Такими стимулами могут служить звуки, запахи и морфологические признаки — форма и окраска, например, потенциального брачного партнера.
Кроме инстинктов, животные наделены коммуникативными средствами, с помощью которых они обмениваются информацией, обучаются, развивая новые формы поведения и более гибко реагируя на изменения среды. Животные, как и люди, имеют психику, хотя и более элементарную. Они напоминают сверхэмоциональных людей. До Лоренца ученые пытались антропоморфно интерпретировать психику животных. Лоренц начал объяснять психику животных на основании объективных данных об их поведении.
Темное время
В Австрии середины 30-х годов у власти находились реакционные клерикалы, и ученые, апеллирующие к дарвинизму, были персонами нон грата. Лоренц занимал в Венском университете должность приват-доцента, бесплатно читал лекции по поведению, постоянного заработка не имел. Одновременно он изучал изменения, которые происходят при одомашнивании гусей. Он отметил у них утрату сложных форм поведения, возрастание роли пищевых и сексуальных стимулов. Основоположник этологии был глубоко обеспокоен вероятностью того, что процесс «самоодомашнивания» может иметь место у человека. Не приводят ли комфортные условия, которые цивилизованные люди сами себе создали, к деградации, не только физической, но также психической и поведенческой?
Как и многие австрийцы, Лоренц ждал перемен к лучшему от присоединения Австрии к Германии в марте 1938 года. Вскоре после аншлюса он вступил в Национал-социалистическую рабочую партию, а в начале Второй мировой войны под влиянием общественных настроений, фашистской пропаганды и послушавшись чьего-то «дурного совета», Лоренц выступил в печати со статьей об опасностях процесса одомашнивания применительно к человеку, используя «в своем сочинении худшие образцы нацистской терминологии». Увы, говорилось там и о «селекции», и о потенциальной опасности скрещивания двух рас, которое автор уподоблял скрещиванию пород у животных. Размышления о деградации человечества и евгенические идеи были в то время широко распространены, и никто не мог предвидеть, как скверно они будут выглядеть после практической попытки разделения людей на высшие и низшие расы. Позже ученый раскаялся и осудил свой поступок.
Существует мнение, что реакционная статья привлекла внимание к автору, в результате чего он получил приглашение возглавить кафедру психологии в Кенигсбергском университете (ныне Калининград) — престижную кафедру Канта. Членство в Кантовском обществе, общение с философами было для Лоренца весьма плодотворным. Взгляд эволюциониста на теорию познания не привлек внимания гуманитариев, но заинтересовал самого Макса Планка. Вместе с Рупертом Ридлом и Герхардом Воллмером Конрад Лоренц считается главным представителем эволюционной эпистемологии.
В 1942 году Лоренца мобилизовали в немецкую армию как военного врача, несмотря на то что он никогда не занимался медицинской практикой. Его военная служба началась по специальности «психиатрия и неврология» в госпитале, дислоцировавшемся вначале на территории Польши, в Познани, позже под Витебском (Белоруссия), где ему пришлось около месяца выполнять обязанности полевого хирурга. Известно, что в познаньском госпитале в это время проводились «исследования» польско-немецких полукровок, в том числе на предмет их психической полноценности, и Лоренц, по-видимому, принимал в них участие, хотя и в низкой должности; сам он никогда не комментировал это.
В мае 1944 года при отступлении немецких войск Лоренц попал в плен. Судьба забросила будущего лауреата Нобелевской премии в лагерь военнопленных под Кировом, где он целый год вел отделение на 600 коек; он научился говорить по-русски и свободно общался с русскими, «главным образом врачами». Затем были другие лагеря; около полутора лет Лоренц провел в Армении, под Ереваном. В плену «профессор», как его все называли, написал книгу. За неимением тетрадей писал он на кусках мешков из-под цемента, пером ему служил гвоздь, чернилами — раствор марганцовки. Название, «Оборотная сторона зеркала», подсказал товарищ по заключению, некий Циммер. При публикации автор предпослал ей также подзаголовок: «Опыт естественной истории человеческого познания». Книга переведена на русский, и, если кто-то из читателей «Химии и жизни» с ней не знаком, — рекомендуем ознакомиться.
Когда подошло время репатриации австрийцев, призванных в нацистскую армию, «профессора» перевели в лагерь в Красногорске под Москвой, позволили перепечатать рукопись на машинке и отправили цензору. Ответ задерживался, и тогда начальник лагеря совершил неординарный поступок: вызвав ученого в кабинет, попросил его дать честное слово, что в рукописи только наука и никакой политики, пожал ему руку и позволил забрать с собой рукописный текст (а также прирученных скворца и жаворонка). Машинописная рукопись книги под названием «Естественная наука человеческих видов: введение в сравнительное исследование поведения» осталась в России, теперь она хранится в Государственном военном архиве. Интересно, что она достаточно сильно отличается от рукописного варианта, который лег в основу книги, — заменены обширные фрагменты, существенно изменены формулировки (Гороховская Е.А. «Вопросы история естествознания и техники» 2002, 3, 529–559).
После войны
Лоренц вернулся домой в 1948 году. Научная карьера в Австрии не складывалась, пришлось переехать в Германию. Эрих фон Хольст организовал для Лоренца и его коллег исследовательскую станцию в Бульдерне близ Мюнстера под эгидой Общества Макса Планка. Позднее, когда был основан Институт физиологии поведения в Зеевизене, Лоренц руководил в нем отделом и был заместителем директора — фон Хольста, а после его смерти в 1962 году возглавил институт.
Лоренц продолжал этологические исследования и, кроме того, прославился как выдающийся популяризатор науки. Его книги «Кольцо царя Соломона» (1952), «Человек находит друга» (1954), «Год серого гуся» (1979) имели огромный успех у читателей во многих странах, в том числе и в СССР. Другие его книги у нас не издавались до 90-х годов ХХ века. Сказывалось и «нацистское прошлое» автора, и настороженное отношение к науке, утверждающей, что не все в поведении определяется воспитанием. Однако наш знаменитый физиолог, специалист по высшей нервной деятельности животных Л.В. Крушинский был знаком с работами Лоренца и переписывался с ним.
В 1963 году вышла книга «Так называемое зло: К естественной истории агрессии». Споры о ней продолжаются до сих пор. В этой книге Лоренц утверждал, что агрессия у человека, как и у животных, является врожденной реакцией и имеет внутреннюю мотивацию. Однако цивилизация, снабдив человека разнообразными орудиями для убийства и мучения собратьев по виду, не смогла или не успела дать ему соответствующую способность гасить и перенаправлять агрессию. Человек вооружен лучше, чем волк, а по умению контролировать эмоции сопоставим с другими приматами, последствия этого мы и пожинаем. Лоренц, однако, высказывал убежденность, что справиться с разрывом между способностями к нанесению вреда и к самоконтролю нам поможет культура.
Осмыслив с позиции этологии опыт, приобретенный по обе стороны фронта, Лоренц написал также о «реакции воодушевления». Этот фрагмент полезно процитировать — актуальности он не потеряет никогда. «По спине и — как выясняется при более внимательном наблюдении — по наружной поверхности рук пробегает «священный трепет». Человек чувствует себя вышедшим из всех связей повседневного мира и поднявшимся над ними; он готов все бросить, чтобы повиноваться зову Священного Долга. Все препятствия, стоящие на пути к выполнению этого долга, теряют всякую важность; инстинктивные запреты калечить и убивать сородичей утрачивают, к сожалению, большую часть своей силы».
Специалист по «морфологии поведения», Лоренц отмечает сходство героической мимики и позы человека, одержимого Священным Долгом, с реакциями самца шимпанзе, защищающего семью, — вплоть до «мурашек», вздыбливающих шерсть, чтобы силуэт казался крупнее и грознее. «Если наше мужественное выступление за то, что нам кажется высочайшей ценностью, протекает по тем же нервным путям, что и социальные защитные реакции наших антропоидных предков, — я воспринимаю это не как отрезвляющее напоминание, а как чрезвычайно серьезный призыв к самопознанию. Человек, у которого такой реакции нет, — это калека в смысле инстинктов, и я не хотел бы иметь его своим другом; но тот, кого увлекает слепая рефлекторность этой реакции, представляет собой угрозу для человечества». Думается, эти строки искупают грех его пронацистских публикаций.
Долгое время считалось, что исследования этологов не имеют прямого отношения к физиологии и медицине, но позднее выяснилось, что открытия, сделанные на животных, помогают лучше понять сложную психику человека. Эти аргументы, вероятно, и сыграли свою роль в решении Нобелевского комитета.
В 1973 году Лоренц ушел в отставку из Института физиологии поведения, но, вернувшись в Австрию, продолжал исследовательскую работу в Институте сравнительной этологии. Он снова поселился в Альтенберге.
Среди наград и знаков отличия, которых удостоен Лоренц, — золотая медаль Нью-Йоркского зоологического общества (1955), Венская премия за научные достижения, присуждаемые Венским городским советом (1959), премия Калинги, присуждаемая ЮНЕСКО (1970). Он был также иностранным членом Лондонского королевского общества и американской Национальной академии наук.
Конрад Лоренц умер 27 февраля 1989 года. Последняя его книга, вышедшая в 1988 году, называлась «Вот я — где ты? Точное этологическое описание дикого гуся». «Где ты? — Я здесь! — Ты здесь? — Я тут!» — так переводила на человеческий язык гогот гусиной стаи Сельма Лагерлёф в своей знаменитой сказке, и Лоренц не раз отмечал, что перевод абсолютно верен.
Конрад Лоренц | |
1903-1989 | БИОГРАФИЧЕСКИЙ УКАЗАТЕЛЬ |
XPOHOCВВЕДЕНИЕ В ПРОЕКТФОРУМ ХРОНОСАНОВОСТИ ХРОНОСАБИБЛИОТЕКА ХРОНОСАИСТОРИЧЕСКИЕ ИСТОЧНИКИБИОГРАФИЧЕСКИЙ УКАЗАТЕЛЬПРЕДМЕТНЫЙ УКАЗАТЕЛЬГЕНЕАЛОГИЧЕСКИЕ ТАБЛИЦЫСТРАНЫ И ГОСУДАРСТВАЭТНОНИМЫРЕЛИГИИ МИРАСТАТЬИ НА ИСТОРИЧЕСКИЕ ТЕМЫМЕТОДИКА ПРЕПОДАВАНИЯКАРТА САЙТААВТОРЫ ХРОНОСАРодственные проекты:РУМЯНЦЕВСКИЙ МУЗЕЙДОКУМЕНТЫ XX ВЕКАИСТОРИЧЕСКАЯ ГЕОГРАФИЯПРАВИТЕЛИ МИРАВОЙНА 1812 ГОДАПЕРВАЯ МИРОВАЯСЛАВЯНСТВОЭТНОЦИКЛОПЕДИЯАПСУАРАРУССКОЕ ПОЛЕ | Конрад ЛоренцЛоренц, Конрад (Lorenz), австрийский специалист в области поведения животных. Родился 7 ноября 1903 в Вене в семье хирурга. После окончания гимназии в Шоттене, специализировался в Венском университете по медицине, философии и политологии. В 1937 был назначен приват-доцентом Венского университета по сравнительной анатомии и психологии животных. В 1940 стал профессором сравнительной психологии Кёнигсбергского университета. Позднее курировал военные науки. Находился в плену в Советском Союзе. + + + Конрад Лоренц (1903-1989) — выдающийся австрийский ученый, лауреат Нобелевской премии, один из основоположников этологии, науки о поведении животных. В данной книге автор прослеживает очень интересные аналогии в поведении различных видов позвоночных и вида Homo sapiens, именно поэтому книга публикуется в серии «Библиотека зарубежной психологии». Утверждая, что агрессивность является врожденным, инстинктивно обусловленным свойством всех высших животных — и доказывая это на множестве убедительных примеров, — автор подводит к выводу; «Есть веские основания считать внутривидовую агрессию наиболее серьезной опасностью, какая грозит человечеству в современных условиях культурноисторического и технического развития. « На русском языке публиковались книги К. Лоренца: «Кольцо царя Соломона», «Человек находит друга», «Год серого гуся». Биографическая справка из книги К.Лоренц. Агрессия. М., Прогресс, 1994. Лоренц (Lorenz) Конрад (7 ноября 1903, Вена – 27 февраля 1989, Альтенберг) – австрийский биолог и философ, один из основателей эволюционной эпистемологии. Окончил Нью-Йоркский и Венский университеты. С 1940 профессор Кенигсбергского университета, с 1950 – руководитель Института физиологии поведения (Зевизен, ФРГ). Лауреат Нобелевской премии 1973 по физиологии и медицине. Заложил теоретический фундамент современной этологии, науки о поведении животных. В 1941 опубликовал статью «Кантовская концепция a priori в свете современной биологии», в которой доказывал, что природу и генезис основополагающих структур опыта, соответствующих a priori Канта, можно объяснить на основе достижений генетики и биологической теории эволюции. Под давлением естественного отбора в течение миллионов лет наши органы чувств и мыслительный аппарат формировались так, чтобы обеспечить функционально адекватное представление о реальности. Априоризму Канта может быть дана эмпирическая интерпретация. Априори существует в силу наследственной дифференциации центральной нервной системы, специфичной для разных видов и определяющей наследственную предрасположенность мыслить в определенных формах. «Априорные» формы мысли – следствие адаптации и развиваются в ходе эволюции. С кон. 50-х гг. Лоренц занимался социокультурными и общегуманистическими проблемами, связанными с опасностями, которые несет техническая цивилизация. Среди них в качестве главных он выделял этические проблемы.Е.А. Гороховская Новая философская энциклопедия. В четырех томах. / Ин-т философии РАН. Научно-ред. совет: В.С. Степин, А.А. Гусейнов, Г.Ю. Семигин. М., Мысль, 2010, т. II, Е – М, с. 452. Лоренц (Lorenz) Конрад (1903-1989) — австр. биолог и философ, один из основателей эволюционной Эпистемологии. Лауреат Нобелевской премии 1973 по физиологии и медицине. Заложил теоретический фундамент современной этологии, науки о поведении животных. Свою эпистемологическую концепцию Лоренц назвал «эволюционистской теорией знания». В 1941 году он опубликовал статью «Кантовская доктрина a priori в свете совр. биологии», в которой доказывал, что природу и генезис основополагающих структур опыта, соответствующих a priori И. Канта, можно объяснить на основе биологической эволюции. Под давлением естественного отбора в течение миллионов лет наши органы чувств и мыслительный аппарат формировались так, чтобы обеспечить функционально адекватное представление о реальности. Так, например, Лоренц доказывал, что в самой структуре, биохимическом составе и динамике глаза отражены оптические характеристики окружающей среды, закодированы законы оптики. Если бы это было не так, то люди просто не выжили бы как биологический вид. Когнитивные структуры познавательного аппарата априорны в смысле независимости их от личного опыта, однако они перестают быть таковыми, если рассматривать их развитие в процессе эволюции. Для человека как родового существа они являются апостериорными. Теорию познания Лоренца и его последователей еще называют биоэпистемологией, поскольку сама жизнь характеризуется ими как познавательный процесс, как «когногенез». Биоэпистемология, по Лоренцу, способна объяснить генезис наших когнитивных структур от уровня инстинктов и чувственного восприятия до уровня повседневного здравого смысла. При столкновениях с областями реальности, недоступными нашему обычному (повседневному) опыту (например, области микромира), наш врожденный когнитивный аппарат начинает давать сбои и обнаруживает свои границы, поскольку эволюционно он приспособлен лишь к обычной окружающей среде. В своем понимании природы и методов научного познания Лоренц исходил из того, что истинная естественная наука является индуктивной. Следуя позиции В. Виндельбанда, он полагал, что познание проходит через три стадии: описания, систематизации и номотетическую стадию. Понимание в индуктивной науке — это сведение специальных законов данного уровня к более общим законам, действующим на следующем уровне реальности. При этом недопустимо «прыгать» через уровни. В то же время Лоренц считал, что для объяснения определенного уровня реальности нет необходимости знать законы вышестоящего уровня. Стратегию объяснения без описания структуры он называл «атомизмом». По его мнению, описательный, «натуралистический» подход не менее важен, чем количественный. Методологической ошибкой он считал «объяснительный монизм» — объяснение сложной системы, исходящее из свойств одного-двух ее элементов. Под «органической целостностью» он понимал систему двусторонних причинных связей, образующих сложную сеть. Понять отдельные части такой системы можно только одновременно. Для этого необходим метод «широкого фронта», когда сначала описываются самые общие характеристики системы, а затем описание детализируется. С конца 1950-х годах Лоренц занимался социокультурными и общегуманистическими проблемами, связанными с опасностями, которые несет западная техническая цивилизация. Среди них в качестве главных он выделял этические проблемы. Современная западная философия. Энциклопедический словарь / Под. ред. О. Хеффе, В.С. Малахова, В.П. Филатова, при участии Т.А. Дмитриева. М., 2009, с. 293. Сочинения: Агрессия: так называемое зло. М., 1994; Оборотная сторона зеркала. М., 1998; Das sogenannte Bose, Zur Naturgeschichte der Aggression. W., 1963; Die Acht Todsynden der zivilisierten Menschheit. Munchen, 1971; Der Abbau des Menschlichen. Munchen, Zurich, 1983. Лоренц (Lorenz) Конрад Захариус (1903-1989) — австрийский биолог и философ, один из основателей этологии, лауреат Нобелевской премии 1973 года по физиологии и медицине (ими, с Н. Тивбергеном и К. Фришем). Биография. В 1928 году защитил докторскую диссертацию по философии, в 1932 году — по медицине. Читал курсы по сравнительной анатомии и зоопсихологии. С 1940 года — профессор сравнительной психологии Университета Кенигсберга. В 1943 г. был призван в армию в качестве врача, с 1944 по 1948 год находился в советском плену. В 1949 г. основал в Альтенберге Институт сравнительного исследования поведения животных. С 1961 г. — директор Института физиологии поведения им. Макса Планка в Зеевидене. В 1973 г. вышел в отставку. Исследования. Занимался проблемами инстинктивного поведения, научения, в том числе импринтинга и социальных релизеров (как сигнальных раздражителей, использующихся во внутривидовых коммуникациях). Предложил этологические интерпретации механизмов регуляции поведения, в том числе сознательного, в ситуациях конкуренции, доминирования, агрессии, кооперации и альтруизма. Проводил полевые исследования инстинктов животных и их развития в фило- и онтогенезе. Разработал гидродинамическую модель мотивации. Здесь инстинктивные формы поведения объясняются за счет накопления энергии, имеющейся в нервной системе и связанной с характерными для данного биологического вида циклами активности. Эта энергия может находить реализацию в поведении как при длительном ее накоплении, так и при действии внешних раздражителей.Кондаков И.М. Психология. Иллюстрированный словарь. // И. М. Кондаков. – 2-е изд. доп. И перераб. – СПб., 2007, с. 307. Сочинения: Die angeborenen Formen m6gli- cher Erfahrung // Zeitschrift fur Tierpsychologie. 1943, 5; Uber tanzahnliche Bewegungsweisen bei Tieren // Studiuin Generate. 1952. 1; Die Gestalt- wahrnehmung als Quelle wissenschaftlicher Erkenntnis // Zeitschrift filr angewandte und expe- rimentelle Psychologie, 1959, 6; Кольцо царя Соломона, M., 1970; Человек находит друга. 1971; Die Ruckseite des Spiegels. Miinchen, 1973; Die acht Todsilden der zivilierten Menschheit. Miinchen, 1973; в рус. riep.: Восемь смертных грехов цивилизованного человечества // Вопросы философии. 1992. № 3; Der Abbau des Menschlichen. Munchen, 1983. Литература: К. Лоренц // Психология: Биографический библиографический словарь / Под ред. Н. Шихи, Э. Дж. Чепмана, У. А. Конроя. СПб.: Евразия, 1999. Далее читайте:Лоренц Конрад. Агрессия. (Лоренц К. Агрессия. М., 1994) Сочинения:Агрессия: так называемое зло. М., 1994; Кантовская доктрина априори современной биологии. – «Человек», 1997, № 5; Das sogenannte Böse. Zur Naturgeschichte der Aggression. W., 1963; Die Acht Tödsünden der zivilisierten Menschheit. Münch., 1971; Die Rückseite des Spiegels. Münch.–Zürich, 1973; Der Abbau des Menschlichen. Münch.–Zürich, 1983. Литература:Меркулов И.П. Когнитивная эволюция. М., 1999. К. Лоренц // Психология: Биографический библиографический словарь / Под ред. Н. Шихи, Э. Дж. Чепмана, У. А. Конроя. СПб.: Евразия, 1999.
|
| ХРОНОС: ВСЕМИРНАЯ ИСТОРИЯ В ИНТЕРНЕТЕ |
| ХРОНОС существует с 20 января 2000 года,Редактор Вячеслав РумянцевПри цитировании давайте ссылку на ХРОНОС |
Конрад Лоренц | Австрийский зоолог
Конрад Лоренц
Смотреть все СМИ
- Дата рождения:
- 7 ноября 1903 г. Вена Австрия
- Умер:
- 27 февраля 1989 г. (85 лет) Австрия
- Награды и награды:
- Нобелевская премия (1973)
- Предметы изучения:
- агрессивное поведение поведение животных эволюция запечатление
Просмотреть весь связанный контент →
Резюме
Прочтите краткий обзор этой темы
Конрад Лоренц , (род. 7 ноября 1903, Вена, Австрия — ум. 27 февраля 1989, Альтенбург), австрийский зоолог, основоположник современной этологии, изучения поведения животных с помощью сравнительно-зоологических методов. Его идеи способствовали пониманию того, как поведенческие модели можно проследить до эволюционного прошлого, и он также был известен своей работой над корнями агрессии. Он разделил Нобелевскую премию по физиологии и медицине в 1973 с исследователями поведения животных Карлом фон Фришем и Николаасом Тинбергеном.
Лоренц был сыном хирурга-ортопеда. Он проявлял интерес к животным в раннем возрасте и держал животных разных видов — рыб, птиц, обезьян, собак, кошек и кроликов, — многих из которых он привозил домой из своих детских экскурсий. Еще будучи молодым, он ухаживал за больными животными из близлежащего зоопарка Шёнбруннер. Он также вел подробные записи о поведении птиц в виде дневников.
Викторина «Британника»
Лица науки
В 1922 году, после окончания средней школы, он последовал желанию отца изучать медицину и провел два семестра в Колумбийском университете в Нью-Йорке. Затем он вернулся в Вену, чтобы учиться.
Во время своих медицинских исследований Лоренц продолжал подробно наблюдать за поведением животных; дневник о галке, который он вел, был опубликован в 1927 году в престижном журнале Journal für Ornithologie. Он получил степень доктора медицины в Венском университете в 1928 и получил степень доктора философии. получил степень доктора зоологии в 1933 году. Воодушевленный положительным откликом на его научную работу, Лоренц основал колонии птиц, таких как галка и серый гусь, опубликовал серию исследовательских работ о своих наблюдениях за ними и вскоре приобрел международную известность.
В 1935 году Лоренц описал процесс обучения молодых утят и гусят. Он заметил, что на определенной критической стадии вскоре после вылупления они учатся следовать за настоящими или приемными родителями. Процесс, называемый импринтингом, включает визуальные и слуховые стимулы от родительского объекта; они вызывают у молодых людей следующую реакцию, которая влияет на их последующее взрослое поведение. Лоренц продемонстрировал это явление, появляясь перед только что вылупившимися утятами кряквы и имитируя кряканье матери-утки, после чего молодые птицы считали его своей матерью и соответственно следовали за ним.
В 1936 году было основано Немецкое общество психологии животных. В следующем году Лоренц стал соредактором нового Zeitschrift für Tierpsychologie, , который стал ведущим журналом по этологии. В том же 1937 году он был назначен лектором сравнительной анатомии и психологии животных в Венском университете. С 1940 по 1942 год он был профессором и заведующим кафедрой общей психологии в Альбертовском университете в Кенигсберге, Германия (ныне Калининград, Россия).
Оформите подписку Britannica Premium и получите доступ к эксклюзивному контенту. Подписаться сейчас
С 1942 по 1944 год он служил врачом в немецкой армии и попал в плен в Советском Союзе. Он вернулся в Австрию в 1948 г. и с 1949 по 1951 г. возглавлял Институт сравнительной этологии в Альтенберге.54. С 1961 по 1973 год он занимал должность директора Института физиологии поведения Макса Планка в Зеевизене. В 1973 году Лоренц вместе с Фришем и Тинбергеном были удостоены Нобелевской премии по физиологии и медицине за открытия, касающиеся моделей поведения животных. В том же году Лоренц стал директором отдела социологии животных в Институте сравнительной этологии Австрийской академии наук в Альтенберге.
Ранние научные работы Лоренца касались природы инстинктивных поведенческих актов, особенно того, как такие акты возникают, и источника нервной энергии для их выполнения. Он также исследовал, как поведение может быть результатом двух или более основных влечений, которые активируются одновременно у животного. Работая с Николаасом Тинбергеном из Нидерландов, Лоренц показал, что различные формы поведения гармонизируются в одной последовательности действий.
Концепции Лоренца продвинули современное научное понимание того, как модели поведения развиваются у вида, особенно в отношении роли, которую играют экологические факторы, и адаптивного значения поведения для выживания вида. Он предположил, что виды животных генетически сконструированы таким образом, чтобы усваивать определенные виды информации, которые важны для выживания вида. Его идеи также пролили свет на то, как модели поведения развиваются и созревают в течение жизни отдельного организма.
В конце своей карьеры Лоренц применил свои идеи к поведению людей как представителей социального вида, приложение с противоречивыми философскими и социологическими последствиями. В популярной книге Das sogenannte Böse (1963; Об агрессии ) он утверждал, что боевые действия и воинственное поведение у человека имеют врожденную основу, но могут быть изменены окружающей средой путем правильного понимания и обеспечения основных инстинктивных потребностей человека. существа. Он заметил, что бои у низших животных имеют положительную функцию выживания, например, рассеивание конкурентов и сохранение территории. Воинственные наклонности у людей также могут быть ритуализированы в социально полезные модели поведения. В другой работе Die Rückseite des Spiegels: Versuch einer Naturgeschichte menschlichen Erkennens (1973; Behind the Mirror: A Search for a Natural History of Human Knowledge ), Лоренц исследовал природу человеческого мышления и интеллекта и приписал проблемы современной цивилизации в основном ограничения, которые выявило его исследование.
Экхард Х. Хесс Редакторы Британской энциклопедии
Конрад Лоренц — Энциклопедия Нового Света
Конрад Захариас Лоренц (7 ноября 1903 — 27 февраля 1989) — австрийский зоолог, зоопсихолог и орнитолог. Он считается одним из основоположников современной этологии. Лоренц изучал инстинктивное поведение животных, особенно серых гусей и галок. Работая с гусями, он заново открыл принцип импринтинга (первоначально описанный Дугласом Сполдингом в девятнадцатом веке) в поведении гнездокрылых птиц. Лоренц был близким соратником Нико Тинбергена, и вместе с Карлом фон Фришем все трое были удостоены Нобелевской премии по физиологии и медицине в 1919 году.73.
Содержимое
- 1 срок службы
- 2 Работа
- 3 Видение человечества Лоренцом
- 4 Наследие
- 5 публикаций
- 6 Каталожные номера
- 7 Внешние ссылки
- 8 кредитов
Наиболее устойчивый вклад Лоренца включает его работу над инстинктами, особенно импринтингом; его влияние на молодое поколение этологов; его методы проведения исследований с животными без жестокости; и его популярные работы, которые сыграли огромную роль в привлечении внимания широкой публики к этологии. Лоренц считал, что человечество отличается от животных тем, что мы преодолели свои инстинкты и свободны от ограничений окружающей среды, свободны действовать как во благо, так и во зло. Он признавал, что такая свобода требует ответственности, чтобы ее приручить, если мы не хотим разрушить себя и свой мир. Таким образом, его последним вкладом может быть предупреждение о том, что наиболее серьезные проблемы, с которыми сталкивается человечество сегодня, носят моральный и этический характер.
Жизнь
Конрад Захариас Лоренц родился в Альтенберге, недалеко от Вены, Австрия, 7 ноября 1903 года в семье Адольфа Лоренца и Эммы Лехер Лоренц, врачей. Всегда увлекаясь животными, он держал дома зверинец.
Однако его отец настоял на том, чтобы он стал врачом, и поэтому Конрад Лоренц в 1922 году начал доврачебную программу в Колумбийском университете. Он вернулся в Вену в 1923 г., чтобы продолжить обучение в Венском университете до 1928 г. Конрад Лоренц получил степень доктора медицины в 1919 г.28. За год до этого он женился на Маргарете Гебхарт, тоже докторе. Затем, учась в Анатомическом институте Фердинанда Хохштеттера при университете, он получил докторскую степень по зоологии в 1933 году.
В ранний период своей жизни он выдвинул множество своих гипотез о поведении животных, таких как импринтинг, «врожденный механизм высвобождения» и «фиксированные паттерны действий». После работы ассистентом в Анатомическом институте Лоренц был приват-доцентом (неоплачиваемый инструктор) Венского университета с 1937 по 1940 год.
В 1930-е годы Лоренц заложил основные теоретические основы классической этологии. Его основное понимание, которым он поделился с предшественниками и учителями, заключалось в том, что некоторые инстинктивные паттерны поведения зафиксированы по форме и так же характерны для видов, как и для органов. Лоренц планировал проанализировать инстинктивное поведение, используя сравнительные методы. Именно в этот период он познакомился и завязал тесные личные и рабочие отношения с Нико Тинбергеном.
Лоренц вступил в нацистскую партию в 1938 и принял кафедру университета при нацистском режиме. В своем заявлении о вступлении в нацистскую партию в 1938 году он писал: «Я могу сказать, что вся моя научная работа посвящена идеям национал-социалистов». Его публикации в то время привели в последующие годы к утверждениям, что его научная работа была заражена симпатиями к нацистам: его опубликованные работы в нацистский период включали поддержку нацистских идей «расовой гигиены», выраженную в псевдонаучных метафорах.
В 1940 году Лоренц стал профессором психологии в Университете Иммануила Канта в Кенигсберге (позже российский порт Калининград). В 1941 году его призвали в Вермахт. Он хотел стать механиком мотоциклов, но вместо этого был назначен медиком. Направленный на фронт под Витебск в 1942 году, он был взят в качестве военнопленного в Советский Союз, где работал с врачами в различных лагерях с 1944 по 1948 год. В это время он наблюдал параллели между психологическими эффектами нацистского и марксистского образования. .
Общество Макса Планка учредило Институт поведенческой физиологии Лоренца в Бюлдерне, Германия, в 1950 году. В 1958 году Лоренц перешел в Институт поведенческой физиологии Макса Планка в Зеевизене. В 1969 году он стал первым обладателем Prix mondial Cino Del Duca. Лоренц ушел из Института Макса Планка в 1973 году, но продолжал исследования и публикации в Альтенберге (дом его семьи недалеко от Вены) и Грюнау-им-Альмталь в Австрии.
Он разделил Нобелевскую премию по физиологии и медицине 1973 года «за открытия в моделях индивидуального и социального поведения» с двумя другими важными ранними этологами, Николаасом Тинбергеном и Карлом фон Фришем. Принимая Нобелевскую премию, он извинился за 1940 публикации, в которой содержались нацистские взгляды на науку, в которой говорилось, что «многие весьма порядочные ученые, как и я, надеялись на короткое время навсегда от национал-социализма, и многие быстро отвернулись от него с таким же ужасом, как и я». Весьма вероятно, что идеи Лоренца о наследственной основе моделей поведения были близки нацистским властям, но нет никаких доказательств того, что его экспериментальная работа была вдохновлена или искажена нацистскими идеями.
В последние годы своей жизни Лоренц поддерживал молодую Австрийскую партию зеленых, а в 1984 стал номинальным главой Konrad Lorenz Volksbegehren, массового движения, которое было сформировано, чтобы предотвратить строительство электростанции на Дунае недалеко от Хайнбурга-ан-дер-Донау и, таким образом, уничтожить еще нетронутый лесной массив, окружающий запланированное место.
Конрад Лоренц умер 27 февраля 1989 года в Альтенберге.
Работа
В нескольких основополагающих статьях Лоренц изложил теоретические вопросы, выводы, методы исследования и нерешенные проблемы этологии. Методы Лоренца всегда были традиционными. Он никогда не проводил формальных экспериментов, и его описательные наблюдения часто были анекдотичными. Он привел в ярость своих более традиционных коллег, сказав: «Если у меня есть один хороший пример, мне наплевать на статистику». Под этим он имел в виду, что если он видел, как животное делает что-то поразительное, ему не нужно было видеть множество других животных, делающих то же самое, чтобы подтвердить то, что он уже знал.
Поведение серого гуся по перекатыванию яиц является широко цитируемым примером модели фиксированного действия , одной из ключевых концепций, используемых этологами для объяснения поведения животных.
Сравнительное изучение поведения и обучения человека и животных было доминирующей темой всей работы Лоренца. Он любил животных и держал огромное их количество, включая галок, гусей, собак и рыб. Он утверждал, что к аппарату восприятия и познания можно относиться так же, как и к другим органам, развившимся в связи с окружающей средой. Таким образом можно объяснить даже «предрасположенность к обучению», имеющую решающее значение для выживания. Эволюционная психология и социобиология относятся к числу современных разработок, основанных на этих основах.
Конрад Лоренц открыл несколько концепций, которые до сих пор используются в современных науках о поведении:
- Фиксированный паттерн действия — унаследованный характерный, относительно сложный паттерн движения, общий для всех представителей вида;
- Запускающий или знаковый раздражитель — особый раздражитель окружающей среды, восприятия которого достаточно, чтобы вызвать выполнение фиксированного паттерна действия;
- Импринтинг, быстрая, довольно стабильная форма обучения, при которой ранний опыт социального животного влияет на его более позднее социальное или сексуальное поведение, по-видимому, без необходимости подкрепления.
Семейство серых гусей. Гусята запечатлеваются на первом подходящем движущемся объекте, в данном случае на своих родителях, и следуют за ними, постоянно имитируя их поведение.
Его учение об импринтинге до сих пор находится в центре внимания исследователей. Сыновний импринтинг, когда молодое животное распознает характеристики своего родителя, был впервые отмечен биологом Дугласом Спалдингом в девятнадцатом веке и заново открыт ранним этологом Оскаром Хейнротом, учителем Лоренца. Это явление наиболее очевидно у птиц-гнездокрылых (которые покидают гнездо вскоре после вылупления) и рептилий. Лоренц продемонстрировал, как вылупившиеся в инкубаторе гуси запечатлевали первый подходящий движущийся стимул, который они видели, в течение того, что он назвал «критическим периодом» около 36 часов вскоре после вылупления. Присутствуя с гусятами во время их вылупления, Лоренц обнаружил, что гусята отпечатываются на нем. В результате этого его часто изображают преследуемым стаей гусей, запечатлевшихся на нем.
Лоренц всегда считал, что человечество находится в опасности из-за якобы пагубного воздействия цивилизации. Он выдвинул гипотезу о различных причинах этих эффектов, успешно постулировав расовую дегенерацию, необузданную агрессию и ухудшение состояния окружающей среды на протяжении своей карьеры. В своей книге «Об агрессии » (1966) Лоренц утверждал, что внутривидовая агрессия, обычно являющаяся адаптивным явлением у животных, стала смертельно опасной для людей, потому что наша разработка нового оружия, способного убивать на расстоянии (которое превзошло наши врожденные запреты на убийство). ). По словам Лоренца, агрессия связана с накопленной инстинктивной энергией и нуждается в разрядке. Затем следует рефрактерная фаза для накопления энергии, которая была смыта, подобно смыву и наполнению унитаза. Этот подход спровоцировал международную дискуссию о биологических основах человеческого поведения.
Конрад Лоренц также внес свой вклад в философию. В своей книге «За зеркалом » Лоренц рассматривает старый философский вопрос о том, правильно ли наши чувства информируют нас о мире таким, какой он есть, или предоставляют нам только иллюзию. Его ответ исходит из эволюционной биологии. Передаются только те черты, которые помогают нам выживать и размножаться. Если бы наши чувства давали нам неправильную информацию об окружающей среде, мы бы скоро вымерли. Поэтому мы можем быть уверены, что наши чувства дают нам правильную информацию, иначе мы не были бы здесь обманутыми.
Видение человечества Лоренцом
В своей книге Восемь смертных грехов цивилизованного человека Лоренц обратился к следующему парадоксу:
Все преимущества, которые человек получил благодаря своему постоянно углубляющемуся пониманию окружающего его мира природы, его технологическому, химическому и медицинскому прогрессу, которые, казалось бы, облегчают человеческие страдания… вместо этого способствуют уничтожению человечества (Lorenz 1974, 26).
Лоренц принимает экологическую модель, чтобы попытаться понять механизмы, лежащие в основе этого противоречия. Таким образом,
«все виды. .. адаптированы к окружающей среде… включая не только неорганические компоненты… но и всех других живых существ, населяющих местность (Lorenz 1974, 31).
Фундаментальная теория Лоренца Экология есть функция механизмов обратной связи, особенно механизмов отрицательной обратной связи, которые иерархическим образом ослабляют импульсы, возникающие ниже определенного порога. Сами пороги являются продуктом взаимодействия противоположных механизмов. Таким образом, боль и удовольствие действуют как сдерживающие друг друга факторы. :
Чтобы заполучить желанную добычу, собака или волк будут делать вещи, от которых в других обстоятельствах они бы уклонялись: бегать через колючие кусты, прыгать в холодную воду и подвергать себя риску, который обычно их пугает. Все эти тормозящие механизмы… действуют как противовес эффектам механизмов обучения… Организм не может позволить себе заплатить цену, которая не стоит свеч (Lorenz 1974, 53).
В природе эти механизмы стремятся к «устойчивому состоянию» среди живых существ экологии:
При ближайшем рассмотрении видно, что эти существа. .. не только не вредят друг другу, но часто составляют общность интересов. Очевидно, что хищник сильно заинтересован в выживании того вида, животного или растения, который составляет его добычу. … Нередко виды-жертвы получают особые выгоды от взаимодействия с видами-хищниками (Lorenz 1974, 33).
Лоренц утверждал, что человечество — это единственный вид, не связанный этими механизмами, являющийся единственным видом, который определил свою собственную окружающую среду: «[Темп человеческой экологии] определяется прогрессом человеческих технологий» (Лоренц 1974, 35). Не только экология человека (экономика) управляется механизмами положительной обратной связи, определяемой как механизм, который имеет тенденцию поощрять поведение, а не ослаблять его (Lorenz 1974, 43).
Положительная обратная связь всегда сопряжена с опасностью «лавинного» эффекта… Один особый вид положительной обратной связи возникает, когда особи одного и того же вида вступают в конкуренцию между собой. .. Для многих видов животных факторы окружающей среды сохраняют… внутривидовой отбор от [ведущего к] бедствию… Но нет силы, которая бы осуществляла этот тип здорового регулирующего воздействия на культурное развитие человечества; к несчастью для себя, человечество научилось преодолевать все внешние по отношению к нему силы окружающей среды (Лоренц 19).74, 44).
Лоренц не считает, что независимость человека от естественных экологических процессов обязательно плоха. В самом деле, он утверждает, что «совершенно новая [экология], которая во всех отношениях соответствует желаниям [человечества]… теоретически может оказаться столь же прочной, как та, которая существовала бы без его вмешательства» (Lorenz 1974, 36). Однако типичный для западных обществ принцип соперничества уничтожает всякую возможность для этого:
Соревнование между людьми уничтожает с холодной и дьявольской жестокостью… Под натиском этой ярости соперничества мы забыли не только то, что полезно человечеству в целом, но даже то, что хорошо и выгодно отдельному человеку. … Спрашивается, что больше вредит современному человечеству: жажда денег или всепоглощающая спешка… и в том, и в другом случае очень важную роль играет страх: страх быть обойденным конкурентами, страх разориться, страх принять неправильное решение или страх оказаться не в духе (Lorenz 19).74, 45-47).
Наследие
Вместе с Николаасом Тинбергеном Лоренц разработал идею врожденного высвобождающего механизма для объяснения инстинктивного поведения (фиксированные модели действий). Под влиянием идей Уильяма Макдугалла Лоренц развил их в «психогидравлическую» модель мотивации поведения. Эти идеи оказали влияние, поскольку этология стала более популярной в 1960-х годах, но сейчас они считаются устаревшими. Работы Лоренца об эволюции также теперь считаются устаревшими, потому что он склонялся к идеям группового отбора, которые были сильно переосмыслены с момента возникновения социобиологии в XIX веке.70-е годы.
Наиболее устойчивый вклад Лоренца, таким образом, кажется его эмпирической работой, особенно по импринтингу; его влияние на молодое поколение этологов; и его популярные работы, которые сыграли огромную роль в привлечении внимания широкой публики к этологии. Хотя он продемонстрировал, что инстинктивное поведение животных можно анализировать с помощью набора стандартных методов, многие детали его анализа поведения оказались неполными. Кто-то скажет, что самый значительный вклад и наследие Лоренца заключаются не в какой-либо из его теорий, а в том хорошем примере, который он подал своей методологией. Он никогда не лишал животных основных физических или эмоциональных потребностей. Он никогда их не убивал, не калечил и не мучил. Когда-то все эти жестокие методы считались незаменимыми для изучения животных, но Лоренц доказал, что можно получить Нобелевскую премию и без них.
Марк Бекофф (2006) написал о Конраде Лоренце: «Я помню, как встретил Лоренца на этологической конференции в Парме, Италия, и его страсть и энтузиазм были невероятно заразительны. Он часами рассказывал истории о животных, с которыми он делил всю свою жизнь и ни разу не повторил себя. Он явно любил то, что делал, и любил своих друзей-животных».
Кто-то может сказать, что самым непреходящим наследием Лоренца было его почти пророческое видение связи между рыночной экономикой и угрозой экологической катастрофы. Хотя одно время он опрометчиво заявлял о своем согласии с нацистскими идеями, он был потрясен, обнаружив, как они претворялись в жизнь. Его автобиографический отчет и мысли во время получения Нобелевской премии отражали его признание того, что проблемы, с которыми человечество сталкивается сегодня, являются моральными и этическими. Хотя он считал человечество отличным от животных тем, что мы преодолели свои инстинкты и свободны от ограничений окружающей среды, свободны действовать как во благо, так и во зло.
В Австрии есть три института Конрада Лоренца; один из них находится в его семейном особняке в Альтенберге.
Публикации
Самые известные книги Лоренца: Кольцо царя Соломона (1952) и Об агрессии (1966), обе написаны для широкой аудитории. Его научная работа появлялась в основном в журнальных статьях, написанных на немецком языке; они стали широко известны англоязычным ученым благодаря их описаниям в книге 9 Тинбергена 1951 года.0117 The Study of Instinct , хотя многие из его статей были позже опубликованы в английском переводе в двух томах под названием Studies in Animal and Human Behavior .
- 1952. Кольцо царя Соломона
- 1954. Мужчина встречает собаку
- 1955. Естествознание о человеке: введение в сравнительное исследование поведения — Русская рукопись (1944-1948)
- 1965. Эволюция и изменение поведения
- 1966. Об агрессии
- 1970. Исследования поведения животных и человека, том I
- 1971. Исследования поведения животных и человека, том II
- 1973. За зеркалом
- 1974. Восемь смертных грехов цивилизованного человека
- 1979. Год сероногого гуся
- 1982. Основы этологии
Ссылки
Ссылки ISBN поддерживают NWE за счет реферальных сборов
- Бекофф, М. 2006. Животные страсти и звериные добродетели . Издательство Темплского университета. ISBN 1592133479
- Скучно, Э.Г. 1950. История экспериментальной психологии, 2-е изд. . Энглвуд Клиффс, Нью-Джерси: Прентис Холл. ISBN 01338
- Бреннан, Дж. Ф. 1986. История и системы психологии . Энглвуд Клиффс, Нью-Джерси: Prentice-Hall, Inc. ISBN 0133922189
- Лихи, Th. H. 2000. История современной психологии . Энглвуд Клифф, Нью-Джерси: Прентис Холл. 3-е издание. ISBN 0130175730
- Лоренц, К.З. 1957. Сравнительное изучение поведения. дюйм. Шиллер (ред. И пер.). Инстинктивное поведение: развитие современной концепции . Лондон: Метуэн.
- Лоренц, К.З. 1975. Учение Канта о априорном в свете современной биологии. У Ричарда И. Эванса, Конрад Лоренц: Человек и его идеи . Нью-Йорк: Харкорт Брейс Йованович.
Внешние ссылки
Все ссылки получены 23 апреля 2018 г.
- Автобиография на сайте Нобелевского фонда.
- Институт исследований эволюции и познания имени Конрада Лоренца, расположенный в его семейном особняке в Альтенбурге.
Авторы
Энциклопедия Нового Света писатели и редакторы переписали и дополнили статью Википедии в соответствии со стандартами New World Encyclopedia .