Тест «Личность и общество» — 4ЕГЭ
25 июня 2022
В закладки
Обсудить
Жалоба
TG 4ЕГЭ
Пробные работы ОГЭ по обществознанию
2 варианта по 9 заданий.ch-o.docx
ch-o.pdf
Часть I
А1. Характеристика человека в обществе:
1) индивид
2) гражданин
3) индивидуальность
4) личность
А2. Фаза становления личности, когда человек становится частью общества:
1) адаптация
2) индивидуализация
3) интеграция
4) дезинтеграция
АЗ. Верны ли суждения о мировоззрении:
А) Разнообразие мировоззрений обогащает общество;
Б) Мировоззрение — это одновременно продукт и выражение духовной личности?
1) верно только А
2) верно только Б
3) оба суждения верны
4) оба суждения неверны
А4. Проявление преемственности в развитии общества служит примером:
1) резкого скачка в развитии общества
2) эволюции
3) глобальной проблемы развития общества
4) революции
А5. Изменение какой – либо части системы без затрагивания существующих основ – это:
1) реформа
2) прогресс
3) революция
4) эволюция.
Часть II
В1. Ниже приведён перечень терминов. Все они, за исключением одного, характеризуют понятие «глобализация».
Транснациональные корпорации, национализация, информационное пространство, интеграция, унификация.
Найдите и запишите термин, относящийся к другому понятию.
В2. Установите соответствие между этапами развития общества и их характеристиками: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.
А) главный фактор производства – научно – технический прогресс;
Б) преобладание промышленного; производства (информационный)
Г) преобладание сферы услуг в экономике
1) аграрный (традиционный)
2) индустриальный
3) постиндустриальный
Запишите в таблицу выбранные цифры.
А Б В Г
В3. Прочтите приведённый ниже текст, в котором пропущен ряд слов.
Выберите из предлагаемого списка слова, которые необходимо вставить на место пропусков.
«Словарь русского языка СИ. Ожегова определяет человека как «живое существо, обладающее____________(1) и ____________(2), способностью создавать орудия и пользоваться ими в процессе общественного____________(3)». Такое определение объединяет в этом понятии две сущности человека – его биологическое начало и его социальную сущность. Человек с одной стороны. часть _________(4), и его формирование подчиняется всем природным____________(5). Он, как и другие природные существа , должен постоянно удовлетворять свои физиологические _____________(6) (есть, пить спать и т.д.), должен защищать своё тело от холода одеждой. Но человек не только биологическое существо, он еще и социальное (иными словами — общественное)».
А) сознание
Б) речь
В) труд
Г) закон
Д) природа
Е) потребность
Ж) мышление
В данной таблице указаны номера пропусков. Запишите под каждым номером букву, соответствующую выбранному вами слову.
1 2 3 4 5 6
Часть III
С1. Что такое социализация? Назовите агентов первичной социализации.
Ответы
1) 4
2) 3
3) 3
4) 2
5) 1
6) национализация
7) 3213
8) ЖБВДГЕ или БЖВДГЕ
как происходит развитие человека в течении жизни
Содержание:
- Понятие становления личности
- Развитие личности в течение жизни
- Стадии становления личности
- Факторы становления личности
- Становление личности ребенка
- Роль родителей в становлении личности ребенка
- Основные этапы становления личности по А. Н. Леонтьеву
- Фазы становления личности по Л. И. Божович
- Видео
Человек как личность – важное понятие, определяющее взрослого индивида, способного адекватно вести себя в обществе, нести ответственность за свои поступки, а также иметь здоровое желание быть социально полезным. Становление личности начинается с младенчества и продолжается в течение жизни. Наиболее активное развитие приходится на детский и подростковый возраст, когда множество факторов влияет на мировоззрение и отношение ребенка к миру.
Становление личности – процесс длиною в жизнь
Понятие становления личности
Процесс становления личности, который берет начало с первых месяцев рождения, продолжается почти непрерывно всю жизнь. Индивид набирается опыта в общении, учится приспосабливаться под ситуацию, осознает свою уникальность и пытается показать ее другим. Со временем появляется необходимость выделиться среди толпы.
Обратите внимание! Нередко необходимость выделиться в обществе и быть полезным для него происходит на уровне противоречия.
Позднее индивид желает быть полезным для окружающих, привнести свой вклад в развитие общества. Все это формирование личности, которое характеризуется разными этапами, фазами. Описывая, как формируется личность, современные источники информации придерживаются давно укоренившихся определений данных этапов и фаз становления личности. Они включают в себя информацию о том, как ведет себя индивид практически с рождения, и какое воздействие имеют разнообразные факторы на его личностное развитие.
Развитие личности в течение жизни
Будучи совсем маленьким, ребенок невольно копирует поведение родителей. Причем того члена семьи, кто имеет большее влияние на остальных, авторитетного. Вскоре у детей появляется потребность в самостоятельности, психология иногда выделяет этот период как кризис детского возраста. В пример приводят капризы малыша, хотя на деле он попросту еще не научился справляться с эмоциями, его природа требует изменений, развития.
Волевые качества личности — что это такое в психологии, их формирование
Дети, как о них говорят, словно губка, жадно впитывают все новое. В процессе становления личности они копируют даже рекламу, увиденную по телевидению. В ходе взросления они способны адаптироваться к изменениям. Например, начав ходить в школу, ребенок (часто нехотя) привыкает к дисциплине, когда нужно сидеть на месте 45 минут. Школьные воспитательные методы оценками и незначительными наказаниями направляют развитие личности растущего организма в ту или иную сторону, в зависимости от его восприятия.
Обратите внимание! Чтобы ребенок успешно социализировался, не нужно на него давить, заставлять. Каждому человеку необходимо чувствовать сопереживание, понимание, иначе вместо адаптации он будет сопротивляться, отдаляться от социальных групп.
Становление личности ребенка во многом зависит от поведения родителей
Постепенно ребенок переходит к социализации, когда проявляется интерес к более тесному общению со сверстниками. Данный период становления личности обусловлен тем, что прежде индивид не нуждался в понимании социума. Теперь он наблюдает за группой, примеряет на себя роли ведущих и ведомых, нередко желает занять место авторитета.
Пограничное состояние между детством и взрослой жизнью все также нуждается в педагогике, наставлениях индивида. В подростковом возрасте, испытывая взлеты и потрясения, индивид занимается поиском себя. Только потом он вникает в обществознание, где тренирует свои способности в том, чтобы направить накопленный опыт на пользу окружающему миру.
Стадии становления личностиСтановление каждого человека как личности имеет ряд стадий, положительных и отрицательных. Если описать их наиболее кратко, то выглядят они следующим образом:
- Адаптация. Умение индивида психологически приспособиться к социальной группе, ее деятельности;
- Индивидуализация. Необходимость выделиться из группы, показать себя самостоятельным субъектом;
- Интеграция. Слияние с обществом, его деятельностью, поиск и упрочнение связей, которые поспособствуют положительному результату данного стремления;
- Дезинтеграция. Непринятие обществом или самоизоляция, попытка минимизировать контакты с окружением, что приводит к остановке формирования личности;
- Деградация.
Личность человека формируется в процессе всей жизни под влиянием ряда факторов. Известно, что они не существуют по отдельности, т. е. без одного не может быть другого. Среди факторов развития личности выделяют:
- Внутренние – характеризуются темпераментом индивида, его стремлениями, силой воли и мотивацией.
- Внешние – природная и психологическая среда, педагогическое и социальное воспитание.
- Социальные – приобретенные способности, знания, методы поведения индивида;
- Биологические – наследственность, врожденные способности.
Биологические факторы могут предопределить становление личности
Становление личности ребенкаФормирование личности проходит с помощью, так называемых, агентов социализации. Это отдельные лица либо группы или целая организация, которые имеют внушающее влияние на чередование индивидом социальных ролей.
К ним относятся:
- Агенты первичной социализации – родители, близкие родственники и друзья, возможно, наставники;
- Агенты вторичной социализации – учебная или трудовая администрация, церковь, армия и т. д.
Примечательно, что на разных этапах становления «агенты» могут сменяться в важности.
Роль родителей в становлении личности ребенка
Виды стресса в психологии — их особенности и пути решения
В процессе становления личности важную роль играют родители. В кругу семьи закладываются личностная база поведения, представления о внешнем мире, поступках и справедливости. Именно образ родителей влияет на выбор круга общения (более или менее тесного) в будущем. Несмотря на методы воспитания, с течением жизни восприятие родителей будет меняться и все равно иметь стойкое место в подсознании индивида.
Положительные образы родителей – залог здоровой психики, умение адекватно преодолевать жизненные трудности. Отрицательные образы, основанные на требовательности, строгости и контроле, вызывают необъяснимую нервную напряженность даже у взрослого самостоятельного индивида, что, естественно, негативно влияет на качество его жизни.
Основные этапы становления личности по А. Н. Леонтьеву
Способы разрешения конфликтов — какие варианты существуют, пути предупреждения
Развитие личности человека происходит в течение всей его жизни, начиная с младенческого возраста. В данном процессе индивид развивается всесторонне, у него складывается определенное отношение к внешнему миру. А. Н. Леонтьев сформулировал понятие «ведущего вида деятельности», которое определяет развитие психики ребенка, базируясь на том, что удовлетворяет его потребности:
- В начальный период от 2 месяцев до 1 года младенец нуждается в непосредственно эмоциональном общении с родителем или другим взрослым;
- От 1 года до 3 лет ребенку раннего возраста свойственна предметная деятельность, с помощью которой он познает мир;
- В 3 года – 6-7 лет малышу дошкольнику присуща сюжетно-ролевая игра, в ходе которой он имитирует взрослого, старается быть самостоятельным.
- Школьник от 6-7 лет до 10-11 проходит учебную деятельность, где глубже познает мир, а также приближается к стремлению быть взрослым.
Становление личности наиболее активно происходит у детей
- Подросток 10-11 – 14-15 лет удовлетворяет потребность в обществе сверстников, что называется интимно-личным общением.
- Юноши и девушки 15-17 лет приступают к учебно-профессиональной деятельности, что играет большую роль в самоопределении.
Фазы становления личности по Л. И. Божович
Л. И. Божович выделила три основные фазы становления личности:
- Адаптация. В ходе первой фазы индивид сначала знакомится и усваивает установленные нормы поведения, затем приступает к их овладению, дальнейшему использованию. Индивид может считать себя состоявшейся личностью с определенным набором качеств и характеристик. Однако, когда он вступит в новую группу, ему придется изучить ее соответствующие нормы с целью адаптации, чтобы затем перенять их на себя и стать частью здоровых взаимоотношений данного общества.
- Индивидуализация. Данная фаза выступает как ощущение противоречия в себе. Адаптировавшийся в группе индивид страдает от того, что потребность личностной персонализации замещается поведением «быть как все». Индивид целенаправленно ищет разные пути выделиться. Он может хвастать жизненными достижениями, опытом, мудростью.
- Интеграция в общности. Третья фаза характеризуется очередным чувством противоречия. Индивид желает не просто выделяться из группы, но быть максимально полезным, признанным. Он подбирает и тренирует такие черты своего характера и поведения, которые бы служили благими целями.
Обратите внимание! Не всегда индивид работает на то, чтобы произвести некое впечатление и занять определенное положение в группе. Часто сама группа составляет мнение об индивиде.
Каждая последующая фаза не может существовать без предыдущей. Если индивиду не удается адаптироваться, он будет чувствовать себя неловко, что может негативно сказаться на становлении личности, в результате произойдет личностная деформация (неуверенность в себе, робость, безынициативность).
С другой стороны, успешное прохождение всех этапов откроет путь к успешной социализации, индивид сможет найти способы самореализации, ему присущи самоопределение, коллективизм.Приносить пользу обществу – важное стремление в становлении личности
Становление личности можно сравнить с высказыванием «век живи – век учись». Индивид регулярно попадает в новые социальные группы, связанные с учебой, работой, семьей и друзьями. Важно научиться приспосабливаться к деятельности группы, чтобы чувствовать себя комфортно, востребовано.
Видео
Автор:
Тaрaсенкo Нaтaлья ВлaдимирoвнaЭтапы развития личности Эрика Эриксона
Содержание
Развитие личности
Младенчество (от рождения до 18 месяцев)
Ранний ребенок капюшон (2-3 года)
Дошкольный возраст (3-3 года) 5 лет)
Школьный возраст (6-11 лет)
Процитированные работы
Озвучивание эссе
Развитие личности
Понятие личности является одним из самых обсуждаемых в психологии. Существует несколько психологических теорий, которые подчеркивают и обсуждают этапы развития личности, сосредотачиваясь на различных аспектах, которые можно считать влиятельными для прогресса личности. Эрик Эриксон — автор теории развития личности, в основе которой лежит влияние социальных факторов, определяющих восемь стадий процесса развития.
Наши специалисты могут предоставить эссе Эрика Эриксона «Этапы развития личности»
с учетом ваших инструкций
всего за 13,00 11,05/стр.
Узнать больше 90 003
Теорию Эрика Эриксона часто сравнивают с теории Зигмунда Фрейда, оказавшего влияние на видения Эриксона, несмотря на то, что его теория зависит не от факторов личной сексуальности, а от социального опыта и влияния родителей. Для анализа особенностей психологического развития детей необходимо рассмотреть первые четыре стадии, описанные в теории Эриксона.
Таким образом, для определения стадий и факторов, которые можно считать решающими для их развития, Эрик Эриксон сосредоточился на таких понятиях, как эго-идентичность, личная идентичность и социальная идентичность. Согласно Эриксону, социальные взаимодействия можно рассматривать как ключевые аспекты развития эго-идентичности, личной идентичности и социальной идентичности. При этом успешное личностное развитие на каждом этапе зависит от особенностей преодоления определенных конфликтов, определяющих эти этапы (Муни). Психологический рост на определенном этапе влияет на развитие личности на следующем этапе (Георгис и Глейзер). Первые четыре стадии, связанные с возрастом детей, — это периоды младенчества (от рождения до 18 месяцев), раннего детства (малыши, 2—3 года), дошкольного (3—5 лет) и школьного (6—11 лет). ) возраст (Эриксон).
Младенчество (от рождения до 18 месяцев)
Первая стадия развития основана на конфликте между чувством доверия и недоверия младенца. Эриксон рассматривает эту стадию как основу для развития других стадий. Вот почему родители несут ответственность за заботу о своих детях, потому что на этом этапе им необходимо чувствовать себя в безопасности. Дети зависят от своих родителей, и качество заботы и материнских отношений может сильно повлиять на чувство доверия ребенка к миру. Во избежание дальнейшего недоверия и страхов у детей необходимо уделять большое внимание общению родителей и детей, их зрительным и сенсорным контактам. Эриксон акцентирует внимание на том, что основным понятием этого этапа является надежда как результат доверия (Эриксон).
Раннее детство (2-3 года)
На этом этапе дети осознают себя как самостоятельные личности. Вот почему главный конфликт периода основан на соотношении автономии и стыда. Детская автономия проявляется в необходимости контролировать свои действия (приучение к туалету, функции организма). Однако обратной стороной этого процесса является чувство стыда, на которое может повлиять неспособность справиться с тем или иным навыком и функцией (Муни).
Прогресс детей на этом этапе приводит к развитию их самосознания и самостоятельности в управлении определенными аспектами своей жизни. Таким образом, Эриксон концентрируется на развитии понятия воли подобно основному (Эриксон). Дети начинают выбирать еду и игрушки, выявляя свои самостоятельные предпочтения. Этот этап важен для формирования у детей чувства уверенности в своих действиях (Георгис и Глейзер).
Дошкольный возраст (3-5 лет)
Третий этап процесса развития во многом зависит от второго этапа, так как мировосприятие детей и их способность к контролю в этот период играют значительную роль в их социальных взаимодействиях. Ощущение независимости и контроля трансформируется в процессе игры. Дети начинают играть роли взрослых, которые являются результатом видений жизни и социальных взаимодействий между людьми. Кроме того, детям важно проявлять инициативу в игре, чтобы подчеркнуть свою самостоятельность и определенные способности. Основной конфликт этой стадии — между инициативой и чувством вины.
Своевременная доставка! Получите свой 100% персонализированная бумага
готово в
всего за 3 часа
Начнем
Чувство вины появляется, когда у детей возникают трудности с проявлением инициативы и игрой активной роли. Эриксон также акцентирует внимание на значении сексуального аспекта этой фазы (Эриксон). В дошкольном возрасте дети могут испытывать множество проблем, связанных с их социальной идентичностью, что может привести к развитию таких комплексов, как «Эдипова борьба». Основное понятие этого периода — цель. Вот почему дети начинают задавать много вопросов о причинах и целях тех или иных действий и явлений (Муни).
Школьный возраст (6-11 лет)
Школьный возраст раскрывает значимость такого понятия, как компетентность. В этот период дети начинают развивать свои творческие и обучающие способности. Поэтому им нужна поддержка родителей и окружающих, несмотря на то, что авторитет родителей начинает снижаться. Когда способности и действия детей поощряются, развивается чувство трудолюбия. Это чувство находится в конфликте с чувством неполноценности, которое может стать следствием отсутствия поддержки и веры в способности детей. Таким образом, на данном этапе чувство уверенности должно подкрепляться чувством компетентности в совершении таких общественно значимых действий, как обучение и творчество (Муни).
По мнению Эрика Эриксона, первые четыре стадии развития личности чрезвычайно значимы, поскольку составляют основу дальнейшего развития личности и оказывают влияние на развитие каждой последующей стадии. Возможные успехи и неудачи человека могут быть следствием особенностей развития этих этапов.
Процитированные работы
Эриксон, Эрик Х. Личность и жизненный цикл . США: WW Norton & Company, 1994. Печать.
Джорджис, Синди и Джоан Глейзер. Литература для детей младшего возраста: поддержка грамотности в возрасте от 0 до 8 лет . США: Прентис Холл, 2008. Печать.
Муни, Кэрол Г. Теории детства: введение в Дьюи, Монтессори, Эриксона, Пиаже и Выготского . США: Redleaf Press, 2000. Печать.
Эссе за кадром
Стадии развития личности — 2752 слов
Содержание
- Введение
- Психосексуальная теория Зигмунда Фрейда
- Психосоциальная теория Эрика Эриксона
- Заключение
- Список литературы
Введение
Личность относится к характеристикам человека, которые отличают его/ее от других людей в различных обстоятельствах. Развитие личности происходит в результате взаимодействия между генетическим составом человека и окружающей средой. Развитие личности начинается еще до рождения и находится под влиянием многих внешних факторов.
Для объяснения концепции развития личности было изобретено множество теорий. В этом обсуждении рассматриваются этапы развития личности, разработанные Зигмундом Фрейдом и Эриком Эриксоном. Психоаналитическая теория была разработана Зигмундом Фрейдом и рассматривала эмоциональное развитие с сексуальной точки зрения. Позже эта теория была модифицирована Эриком Эриксоном, который сосредоточил внимание на роли социальных взаимодействий в развитии личности.
Психосексуальная теория Зигмунда Фрейда
Согласно теории Зигмунда Фрейда, у развивающегося ребенка есть особые «эрогенные зоны», такие как анус, рот и гениталии, которые чувствительны на каждом этапе. Поэтому ребенок ориентируется на то, что стимулирует его «эрогенные зоны» на каждом этапе. Потребности ребенка на каждом этапе необходимо удовлетворять, иначе он застрянет на этом этапе, и это отразится на нем во взрослой жизни.
Оральная стадия начинается с рождения ребенка. Этот этап длится около полутора лет. На этом этапе рот является основным объектом внимания ребенка, и ребенок большую часть времени сосет и пытается все положить в рот. На этом этапе Эго и Суперэго еще не полностью развиты и поэтому ребенок использует Ид.
Со временем малыш понимает, что удовлетворение его потребностей может произойти не сразу, и поэтому он должен вести себя определенным образом, чтобы ускорить это. Например, ребенок плачет, когда хочет удовлетворить свои потребности. Когда ребенка отлучают от груди, он испытывает чувство утраты и ребенок понимает, что он не всегда должен получать то, что хочет. У ребенка, чьи требования не удовлетворяются на этом этапе, развивается личность сарказма, зависти, пессимизма и подозрительности.
Слишком большое или слишком малое оральное удовлетворение оказывает негативное влияние. У человека, застрявшего на этой стадии, во взрослом возрасте могут развиться такие привычки, как грызть ногти и жевать такие вещи, как ручки. Тот, кто не получает достаточного орального удовлетворения на этом этапе, также может развить привычку чрезмерно есть и пить. Однако ребенок, чьи потребности удовлетворяются на этом этапе, становится оптимистом и восхищается окружающей средой (Engler, 2008).
Анальная стадия начинается, когда ребенку около полутора лет; когда он/она начинает обучаться пользованию туалетом. На этом этапе внимание ребенка сосредоточено на выведении отходов жизнедеятельности. Ребенок может либо удалить, либо сохранить отходы. То, как родители справляются с этим конфликтом, определяет его разрешение.
Этот кризис разрешается, когда ребенку удается приспособиться к требованиям родителей, и родители разумно обращаются с ребенком. Таким образом, со временем ребенок поймет важность порядка и чистоты и, следовательно, станет взрослым, обладающим самоконтролем. Если родители очень суровы, когда приучают ребенка пользоваться туалетом, ребенок может решить подчиниться и развить в себе дисциплинированность.
Однако ребенок, который отказывается подчиняться требованиям родителей, в будущем оказывается хулиганом. Ребенок, которому нравится безответственно испражняться, в конечном итоге станет небрежным, безрассудным, неряшливым, дерзким и неорганизованным. С другой стороны, ребенок, которому нравится продлевать задержку отходов организма, в конечном итоге становится аккуратным, скупым, упрямым, точным и аккуратным. Этот этап длится около двух лет (Larsen and Buss, 2009).).
Далее идет фаллическая стадия, на которой внимание ребенка сосредоточено на области гениталий. Дети осознают различия в своем теле и телах других детей противоположного пола. На этом этапе ребенок одержим родителем противоположного пола и желает избавиться от другого. Ребенок мужского пола будет желать обладать матерью, но видит в своем отце помеху. Он начинает завидовать отцу, которого считает своим соперником в борьбе за материнскую любовь.
Однако мальчик боится, что отец может его кастрировать. Когда мальчик понимает, что не может обладать матерью, он пытается походить на отца, чтобы завоевать ее. Поэтому он пытается приобрести черты своего отца. Таким образом, он усваивает свою мужскую сексуальную роль, и это знаменует собой разрешение кризиса. С другой стороны, девочка понимает, что у нее нет полового члена, и начинает страстно желать его иметь. Она винит свою мать в отсутствии у нее пениса и у нее развивается «зависть к пенису».
Она чувствует, что не может владеть матерью, так как у нее нет пениса. Когда она понимает, что не может получить мать, ее тянет к отцу. Девушка усваивает свою сексуальную роль, пытаясь стать похожей на мать, чтобы обладать отцом. Таким образом, конфликт разрешается.
Неспособность разрешить этот конфликт может привести к очень низкой самооценке женщин, желанию доказать свое превосходство над мужчинами или развитию привычки флиртовать с мужчинами. Для мужчин неспособность преодолеть эту стадию приводит к завышенным устремлениям и высокомерию. Неспособность разрешить конфликты на этом этапе и идентифицировать себя с родителем того же пола приводит к безрассудству, гордыне, страху перед близкой любовью и состояниям, подобным гомосексуализму (Larsen and Buss, 2009).).
Следующая стадия — латентный период, когда сексуальные желания ребенка остаются неактивными. На этом этапе дети сосредотачиваются на других занятиях, таких как игры, учеба и дружба с представителями своего пола. Эта стадия происходит непосредственно перед половым созреванием. Неспособность преодолеть конфликты на фаллической стадии может повлиять на человека на этой стадии и помешать ему/ей заниматься ожидаемой деятельностью (Larsen and Buss, 2009).
Следующая стадия — генитальная. На этом этапе внимание ребенка снова переключается на половые органы, и он начинает заводить дружеские отношения с людьми противоположного пола. На этом этапе люди пытаются отделиться от родителей и разобраться с конфликтами, которые не были разрешены на более ранних этапах.
Ребенок, разрешивший все конфликты на фаллической стадии, будет иметь здоровые и правильные отношения с представителями противоположного пола. Однако ребенок, не преодолевший конфликты на этом этапе, в конечном итоге будет иметь проблемные отношения с противоположным полом (Larsen, Buss, 2009).
Теория Зигмунда Фрейда имеет несколько недостатков. Во-первых, личность не может развиваться только на основе сексуальности. Эрик Эриксон также не согласен с концепцией развития личности только на основе сексуального влечения. Более того, этапы развития подтверждаются не какими-либо научными данными, а исследованиями конкретных случаев. Вопреки теории Фрейда о том, что у человека не может быть эго и суперэго с раннего возраста, исследования показывают, что эти сущности проявляются у детей раньше, чем в предполагаемом им возрасте (Ewen, 19).98).
Эриксон также считает, что развитие личности происходит поэтапно. Однако он не согласен с теорией психосексуальных стадий Зигмунда Фрейда. Он считает, что развитие личности происходит в результате социального взаимодействия с окружающей средой. Благодаря взаимодействию с окружающей средой у людей развивается эго.
На каждом этапе развития человек стремится стать компетентным. Если кому-то удастся успешно пройти этап, его эго поднимется, и у него разовьется чувство компетентности. Однако неспособность правильно управлять сценой приведет к ощущению неполноценности. На каждом этапе человек проходит через конфликт, который может либо построить, либо разрушить его личность (Engler, 2008).
Первая стадия развития личности — это стадия доверия или недоверия, которая возникает с момента рождения ребенка до достижения им возраста одного года. На этом этапе ребенок беспомощен и полностью зависит от других, кто позаботится о нем/ней. У младенца разовьется чувство доверия или недоверия в зависимости от заботы, которую он/она получает от родителей.
Если люди, ухаживающие за ребенком, способны эффективно заботиться о ребенке, у него разовьется доверие, и он всегда будет чувствовать себя в безопасности. Однако, если родители ребенка проявляют неприятие и пренебрежение к ребенку, у него разовьется недоверие и чувство незащищенности. У этого ребенка может развиться депрессия в детстве, и это может продолжаться даже во взрослом возрасте (Larsen and Buss, 2009).).
На следующем этапе у детей развивается чувство контроля над функциями тела и чувство автономии. Это происходит в возрасте от одного до трех лет. Дети начинают делать выбор между едой, одеждой и игрушками. На этом этапе у ребенка может развиться либо автономная личность, либо личность сомнения или стыда.
Самостоятельный ребенок всегда исследует окружающую среду и пытается сделать новые открытия самостоятельно. Ребенок, который развивает чувство сомнения или стыда, менее уверен в себе и менее заинтересован в изучении нового окружения. Если ребенок успешно пройдет этот этап, у него разовьется чувство защищенности и уверенности в завтрашнем дне. Те, кто не справляется с этой стадией, в конечном итоге испытывают чувство неполноценности и сомнения на протяжении всей своей жизни (Newman and Newman, 2007).
Прежде чем дети пойдут в школу, они проходят еще один этап, на котором у них может развиться чувство инициативы или вины. Обычно это возраст от трех до шести лет. На этом этапе дети развивают свою личность, взаимодействуя с другими через игру и другие виды деятельности.
Те, у кого развито чувство инициативы, склонны выполнять задачи до конца. Однако дети, у которых развивается чувство вины, будут неохотно выражать себя и свои интересы и не захотят выполнять сложные задачи. Если ребенок справится с этой стадией, у него разовьется чувство способности и чувство лидерства. Те, кто не пройдет этот этап успешно, в конечном итоге будут чувствовать себя виноватыми, сомневаться в своих способностях и лишены изобретательности (Левингер, 19 лет).97).
В возрасте от пяти до одиннадцати лет дети проходят стадию трудолюбия или неполноценности. Взаимодействуя с другими, дети начинают гордиться своими достижениями и талантами. Дети, у которых развито чувство трудолюбия, любят брать на себя ответственность, потому что верят в свои способности. С другой стороны, дети, у которых на этом этапе развивается чувство неполноценности, ненавидят обязанности, потому что сомневаются в своей способности удовлетворительно выполнять эти задания.
Родители, учителя и другие люди могут способствовать развитию чувства неполноценности или трудолюбия. Если дети получают поддержку от своих учителей и родителей за свои способности и достижения, у них разовьется чувство мастерства и уверенности в своих способностях. Однако те, кто не получает никакой поддержки от учителей или родителей, в конечном итоге сомневаются в своей способности добиться успеха в жизни (Loevinger, 1997).
Следующая стадия происходит в подростковом возрасте, и у людей может развиться либо чувство идентичности, либо замешательство. Это происходит в возрасте от 12 до 18 лет. Люди, у которых есть чувство идентичности, будут иметь чувство направления в жизни и будут очень уверены в том, кем они хотели бы стать в жизни.
По этой причине они проходят эту стадию, сосредоточившись на достижении этой цели, и их самооценка будет высокой. Однако люди, которые испытывают чувство замешательства, будут вести жизнь, лишенную цели или направления, и не будут уверены в том, кем они хотят стать в жизни.
Такие люди не будут стремиться к достижению каких-либо целей в жизни и будут вести жизнь без каких-либо планов на будущее. Самооценка таких людей может быть низкой. На этом этапе люди открывают себя, и если они получают достаточную поддержку, у них развивается хорошее чувство независимости, самосознания и контроля. Те, кто не пройдет успешно через эту стадию, в конечном итоге не будут уверены в своей жизни и останутся в замешательстве и неуверенности в себе в будущем (Левингер, 19 лет).97).
Следующим этапом является ранняя взрослость, от 18 до 35 лет, когда люди начинают развивать личные отношения. На этом этапе у людей может развиться чувство близости или изоляции. Люди, которым удается развивать здоровые отношения на этом этапе, в конечном итоге имеют надежные и преданные отношения в будущем.
Эти люди смогут установить стабильные отношения, которые могут закончиться браком. Однако те, кто терпит неудачу на этом этапе, в конечном итоге имеют плохие отношения и чувство одиночества, депрессии и изоляции. У таких людей будет очень мало друзей, и им будет трудно вступать в серьезные отношения, которые могут привести к браку (Larsen and Buss, 2009).).
Когда человек вступает во взрослую жизнь, у него может развиться либо продуктивная, либо застойная личность. На этом этапе люди строят свою семью и карьеру. Человек, который развивает в себе чувство продуктивности, будет склонен к какой-либо продуктивной работе и будет стремиться помогать другим.
Человек, переживающий застой, не будет заниматься продуктивной работой и не захочет помогать другим. Люди, которые добились успеха в своей карьере и семейной жизни, в конечном итоге будут чувствовать себя продуктивно, поскольку они вносят свой вклад в общество. Однако те, кто не добился успеха в своей карьере и семейной жизни, в конечном итоге почувствуют себя бесплодными и непродуктивными в жизни (Larsen and Buss, 2009). ).
Заключительный этап развития личности по Эриксону приходится на пожилой возраст. На этом этапе люди оглядываются на то, как они прожили свою жизнь, и у них может развиться чувство отчаяния или цельности. Люди, которые смотрят на свою жизнь и чувствуют, что достигли своей цели, развивают чувство чести и удовлетворения и почти не жалеют.
Приближаясь к смерти, они чувствуют покой и чувствуют, что достигли всего, чего когда-либо хотели. Поэтому они не боятся умереть, поскольку нет ничего, что они хотели бы изменить, если бы им дали еще один шанс. Они абсолютно довольны тем, как прожили свою жизнь. С другой стороны, люди, которые на этом этапе оглядываются назад и чувствуют, что потратили свою жизнь впустую и не осуществили свои мечты, будут сожалеть.
Они пожалеют, что прожили свою жизнь по-другому. Следовательно, они в конечном итоге будут чувствовать горечь и отчаяние. У них может развиться ощущение, что жизнь бесполезна. Эти люди также боятся смерти, так как хотят получить еще один шанс или больше времени на жизнь, чтобы они могли действовать по-другому и исправить ошибки, совершенные в прошлом (Loevinger, 1997).
Несмотря на то, что теория развития личности Эриксона расширила понимание людьми социального развития, у нее есть некоторые недостатки. Теория неясна и не указывает истинных причин развития личности. Он не дает четкого объяснения факторов, заставляющих людей развиваться по-разному, и влияния каждого этапа на личность человека.
Теория также не дает четкого объяснения способа преодоления кризисов на каждом этапе и перехода к следующему. В нем также не указывается, что должен делать человек, чтобы успешно преодолеть проблемы, возникающие на каждом этапе (Newman and Newman, 2007).
Более того, все этапы не совпадают с этапами, которые проходят все люди в жизни. В некоторых культурах между детством и взрослой жизнью очень мало времени, чтобы раскрыть свою личность, поскольку люди женятся в раннем возрасте. В других сообществах у человека нет свободы выбора, поскольку большинство из них делают родители, например, выбор карьеры или партнера по браку (Newman and Newman, 2007).