2.4. Феномены восприятия
Феномены восприятия лучше всего описаны представителями научной школы гештальтпсихологии. Основными принципами объединения восприятий являются:
Принцип фигуры и фона: то, что имеет для нас смысл, воспринимается как фигура на некотором менее структурированном фоне. Это относится к зрению, слуху, обонянию. Вся картина восприятия перестраивается, как только какой-либо элемент фона становится в свою очередь значимым. Психологически грамотно организованное общение «врач-пациент» построено на сложных взаимоотношениях фигуры и фона. В восприятии врача фигурой может стать информация, которую пациент упоминает вскользь или вообще не упоминает. В этом случае врач может с помощью специальным образом организованного расспроса направлять рассказ пациента так, чтобы выделить фигуру из фона.
Принцип заполнения пробелов: фрагментарное изображение сводится к простой фигуре с полным контуром.
Принцип объединения (группировки) элементов: элементы объединяются по признаку близости, сходства, непрерывности (воображаемой), симметрии. Во врачебной практике принцип объединения в группы лежащих рядом симптомов и установление на основе этого диагноза болезни иногда может приводить к постановке неверного диагноза.
Восприятие не является врожденной характеристикой. Новорожденный ребенок не в состоянии воспринимать окружающий его мир в виде целостной предметной картины. Способность предметного восприятия у ребенка появляется значительно позже. О первоначальном выделении ребенком предметов из окружающего мира и их предметном восприятии можно судить по разглядыванию ребенком этих предметов, когда он не просто на них смотрит, а рассматривает, как бы ощупывая их взором.
Признаки предметного восприятия у ребенка начинают проявляться в раннем младенческом возрасте (два-четыре месяца), когда начинают формироваться действия с предметами. К шести-семи месяцам у ребенка отмечается возрастание случаев фиксации взора на предмете, которым он оперирует. В дальнейшем восприятие продолжает развиваться, и этот процесс продолжается вплоть до старшего школьного возраста.
При переходе от преддошкольного к дошкольному возрасту под влиянием игровой и конструктивной деятельности у детей складываются сложные виды зрительного анализа и синтеза, включая способность мысленно расчленять воспринимаемый объект на части в зрительном поле, исследуя каждую из этих частей в отдельности и затем объединяя их в одно целое.
В процессе обучения ребенка в школе активно происходит развитие восприятия, которое в этот период проходит несколько этапов. Первый этап связан со становлением адекватного образа предмета в процессе манипуляции этим предметом.
Вопросы для самоконтроля:
Определите понятие восприятия. Какова физиологическая основа восприятия?
2. Перечислите классификации восприятия.
3. Раскройте свойства восприятия.4.Дайте характеристику феноменам восприятия. Как они
проявляются в практической деятельности врача?
5. Как развивается восприятие в ходе онтогенеза?
Механизмы и феномены восприятия человека человеком
Представление о другом человеке тесно связано с уровнем собственного самосознания. Связь эта двояка: с одной стороны, богатство представлений о самом себе определяет и богатство представлений о другом человеке, с другой, чем полнее раскрывается другой человек, тем шире становятся и представления о самом себе. Аналогичная мысль была высказана еще Л.С.Выготским: «Личность становится для себя тем, что она есть в себе, через то, что она представляет собой для других» [Развитие высших психических функций. М., 1960]. Таким образом, человек осознает себя через другого человека. Анализ осознания себя через другого включает две стороны: идентификацию и рефлексию. Рассмотрим эти механизмы.
Идентификация— это способ понимания другого человека через осознанное или бессознательное уподобление его характеристикам самого субъекта. Термин «идентификация» буквально означает уподобление себя другому. В реальных ситуациях взаимодействия люди пользуются таким приемом, когда предположение о внутреннем состоянии партнера по общению строится на основе попытки поставить себя на его место. Таким образом, идентификация выступает в качестве одного из механизмов познания и понимания другого человека.
Экспериментально установлена тесная связь между идентификацией и другим, близким по содержанию явлением — эмпатией.Эмпатия также определяется как особый способ понимания другого человека. Однако здесь имеется в виду не рациональное осмысление проблем другого человека, а стремление эмоционально откликнуться на его проблемы. Механизм эмпатии в определенных чертах сходен с механизмом идентификации: и там, и здесь присутствует умение поставить себя на место другого, взглянуть на вещи с его точки зрения. Но взглянуть на вещи с чьей-то точки зрения — не обязательно означает отождествить себя с этим человеком. Если я отождествляю себя с кем-то, это значит, что я строю свое поведение так, как строит его этот другой. Если же я проявляю к нему эмпатию, я просто принимаю во внимание линию его поведения (отношусь к ней сочувственно), но свою собственную могу строить совсем по-иному.
Рефлексия— это еще один механизм
понимания другого человека. В психологии
под рефлексией понимается осознание
действующим индивидом того, как он
воспринимается партнером по общению,
т.е. как будет партнер по общению понимать
меня. В этом случае имеет место как бы
своеобразное удвоение зеркальных
отражений друг друга. Восприятие людьми
друг друга в то же самое время есть и
определенное взаимодействие двух
участников этого процесса, причем
взаимодействие, имеющее две стороны:
оценка друг друга и изменение каких-то
характеристик друг друга. При этом
каждый участник общения, оценивая
другого, стремится построить определенную
систему интерпретации его поведения,
в частности его причин. В обыденной
жизни люди, как правило, не зная истинных
причин поведения другого человека в
условиях дефицита информации, начинают
приписывать друг другу причины поведения.
Такое приписывание причин поведения
другому человеку называется
При восприятии людьми друг друга часто возникают различные эффекты. Более всего исследованы два из них: эффект ореола и эффект стереотипизации. Сущность эффекта ореолаобъясняется через формирование специфической установки на воспринимаемого, а также через направленное приписывание ему на основе этой установки определенных качеств. Эффект ореола заключается в том, что информация, получаемая о каком-то человеке, накладывается на тот образ, который уже был создан заранее. Этот образ, ранее существовавший, выполняет роль ореола, мешающего видеть действительные черты партнера по взаимодействию.
Другое явление, часто имеющее место в восприятии и понимании людьми друг друга, — это явление стереотипизации.Стереотип — это некоторый устойчивый образ какого-либо явления
или человека, которым пользуются как известным штампом при взаимодействии с этим явлением. Стереотипизация — это классификация форм поведения и интерпретация их причин путем отнесения к уже известным (или кажущимся известными) явлениям, т.
Общение, как было показано, не может быть сведено к простой передаче информации. Для того чтобы быть успешным, оно обязательно предполагает обратную связь — получение субъектом информации о результатах взаимодействия. Сообщая, что-то другому человеку, приказывая или обращаясь с просьбой или вопросом и, вообще, взаимодействуя с ним, индивид все время получает необходимую информацию об эффективности своего обращения к нему. Роль обратной связи в общении особенно отчетливо осознается, если сама ее возможность оказывается в силу каких-то причин блокирована. Если невозможно воспринимать собеседника зрительно, обедняется жестикуляция, возникает скованность движения.
Сигналы, получаемые при восприятии поведения собеседника, становятся основанием для коррекции последующих действий и высказываний субъекта. Вообще восприятие собеседника или слушателя при общении выступает важным условием налаживания взаимопонимания. Таким образом, обратная связь в процессах межличностного восприятия выполняет осведомительную функцию и функцию саморегуляции.Отдельные черты физического облика человека (лицо, руки, плечи), позы, жесты, интонации выступают как носители информации, которую следует принимать во внимание при общении. Особенно информативным носителем сигналов обратной связи оказывается лицо собеседника или слушателя. Впрочем, достаточно полное представление о восприятии субъекта общения другими людьми дает весь комплекс сигналов, поступающих от воспринимающего, и прежде всего, анализ их поступков.
Восприятие – Системы восприятия, Исторический фон, Врожденное и приобретенное – Классические феномены восприятия, Широкие теоретические подходы, Текущие исследования/будущие разработки
13 минут чтения
Системы восприятия, Историческая справка, Врожденные и приобретенные классические явления восприятия, Широкие теоретические подходы, Текущие исследования/будущие разработки
Человеческое восприятие — это активное получение и координация информации, получаемой через наши сенсорные системы, с целью осмысления окружающей среды и эффективного поведения в ней. В отличие от непосредственных и непосредственных ощущений, реально получаемых и передаваемых, восприятие представляет собой преобразование этой информации в нервные импульсы.0008 активность клетки , которая передается в мозг , где происходит дальнейшая обработка. Наши системы восприятия не пассивно получают стимулы из мира, вместо этого они активно выбирают, организуют, интерпретируют, а иногда и искажают сенсорную информацию. Тогда реальный мир может быть не таким, как тот, который мы воспринимаем. В широком смысле можно сказать, что восприятие представляет собой изучение отношения человеческого организма к физическому миру.
Многие аспекты восприятия просто поразительны, часто не поддающиеся простому объяснению, основанному на стимуляции сенсорных систем. Феномены восприятия, обсуждаемые ниже, исторически были предметом многих исследований и представляют собой постоянную проблему для исследователей и теоретиков в области восприятия.
Постоянство
Одним из наиболее поразительных аспектов восприятия является постоянство. Постоянство относится к тому, как наше восприятие объектов остается неизменным, несмотря на изменения их изображения на сетчатке. Постоянство наблюдается в восприятии ряда различных свойств объектов, таких как размер, форма, цвет и ориентация. Мы будем обсуждать только константы размера и формы.
Постоянство размера относится к восприятию знакомых объектов примерно одинакового размера независимо от их расстояния от наблюдателя. Так, например, кажется, что размер человека не увеличивается или не уменьшается, когда он приближается к вам или удаляется, даже если его изображение на сетчатке становится больше и меньше в зависимости от расстояния до него.
Постоянство формы относится к тому, что форма объекта воспринимается как остающаяся неизменной, несмотря на то, что он рассматривается с разных точек зрения, а на сетчатку проецируются разные формы. Круглая форма, такая как, например, пирог на столе, по-прежнему воспринимается как круглая, даже когда вы садитесь за стол и воспринимаете его со стороны. И это несмотря на то, что круги, рассматриваемые сбоку, создают на сетчатке не круглые, а эллиптические изображения.
Перцептивное постоянство является одним из отличительных признаков поля восприятия, поскольку оно четко указывает на то, что зрительное восприятие включает в себя нечто большее, чем непосредственную регистрацию изображения на сетчатке в мозгу. Без постоянства восприятия мир воспринимался бы как гулкое пятно хаотической неразберихи, в котором размеры, формы и цвета объектов постоянно менялись бы. Таким образом, можно видеть, что постоянство восприятия выполняет важную адаптивную функцию.
Несмотря на огромную важность постоянства и его распространенность в большей части зрительного восприятия, до сих пор нет общепринятого его объяснения. Однако все согласны с тем, что постоянство частично основано на использовании наблюдателем соответствующих контекстуальных сигналов в окружающей среде. Например, при постоянстве размера кажется, что в большинстве случаев мы используем оценки обнаруженного расстояния на основе различных сигналов (например, дымка и сглаживание текстурированных поверхностей, таких как трава, являются индикаторами расстояния) для оценки истинного размера объекта. И кажется, что без сигналов, позволяющих точно оценить расстояние до объекта, воспринимаемое постоянство размера прекращается. Например, если человек находится очень далеко от объектов и не имеет множества промежуточных визуальных сигналов, позволяющих точно оценить это расстояние, их воспринимаемый размер уменьшится. Это становится очевидным, если смотреть на мир с очень высокой вершины горы или с очень высокого здания. С такого расстояния дома, машины, деревья и люди внизу кажутся совсем маленькими, как будто они в миниатюре.
Восприятие движения
Восприятие движения было предметом многих исследований. Загадка заключается в том, что воспринимаемое движение нельзя объяснить движением изображения объекта на сетчатке. Если бы это было так, движение наблюдателя или движение глаз привело бы к воспринимаемому движению объекта. Например, при езде на велосипеде весь остальной мир будет восприниматься как движущийся. Другой феномен восприятия движения, который не может быть полностью объяснен сенсорными процессами, включает саккады, которые представляют собой быстрые направленные движения глаз. Поскольку глаз видит детали только в небольшой области в центре глаза, называемой ямкой, для получения подробной информации от любого объекта или сцены глаз должен совершать саккады, чтобы ямка получала достаточно информации. Тем не менее, изображения неподвижных объектов не кажутся движущимися, даже если их изображение на сетчатке движется из-за саккад.
Данные свидетельствуют о том, что восприятие движения может быть частично объяснено нашим, по-видимому, автоматическим использованием многочисленных специфических пространственных и последовательных отношений между стимулами. Тогда воспринимаемое движение зависит от таких факторов, как изменение углового направления объекта по отношению к наблюдателю и отношение движущегося объекта к полю, в котором он воспринимается. Например, когда объект движется в пространстве, он систематически закрывает и открывает фон, через который движется. Таким образом, если лев бежит к вам по открытой травянистой равнине, трава будет казаться закрытой на передних кромках льва, когда он движется к вам, а трава, которая не была видна позади него, станет видимой, когда он приблизится.
В дополнение к контекстуальным факторам окружающей среды были обнаружены специфические зрительные рецепторные клетки, которые обнаруживают различные типы движения, такие как движение вверх и вниз. Несмотря на это знание, многие вопросы о точных механизмах восприятия движения остаются без ответа.
Восприятие формы
Восприятие формы позволяет нам идентифицировать объекты и отличать их друг от друга. Мы видим мир не как свободную группу явно отдельных стимулов, а как организованный взаимосвязанными объектами, имеющими определенные очертания и формы. И, как и многие другие явления восприятия, свет, проецируемый на сетчатку от объектов, не может объяснить наше визуальное восприятие мира. Кажется, что восприятие формы включает в себя определенные организационные принципы, многие из которых были открыты гештальт-школой психологии. Эти правила или принципы иллюстрируют нашу тенденцию организовывать и группировать отдельные элементы визуального мира.
Гештальт-психологи обнаружили, что при рассмотрении незнакомых сцен знакомые или устойчивые формы имеют тенденцию выделяться как фигуры, а незнакомые или недифференцированные формы воспринимаются как фон. Таким образом, при взгляде на абстрактную картину, в которой очень мало четко определенных форм, те формы, которые кажутся знакомыми или повторяются, будут восприниматься как выделяющиеся на фоне остальной части картины, которая затем воспринимается как фон. для тех форм.
Гештальт-психологи также описали ряд перцептивных принципов группировки. Они обнаружили, что когда мы воспринимаем различные стимулы, мы склонны группировать их в соответствии с их сходством или в соответствии с их близостью друг к другу. Другой принцип, принцип хорошей конфигурации, представляет собой очень общую организующую тенденцию, которая включает в себя ряд фигуральных характеристик. К ним относятся склонность к замкнутости или восприятию целостной фигуры, когда в ее контуре действительно есть пробелы, и продолжение формы, когда гладкие непрерывные контуры имеют тенденцию восприниматься поверх неровных или неправильных контуров.
Можно сказать, что восприятие формы частично является результатом характеристик нервной системы , а также обучения и опыта. Тем не менее, не существует единой теории восприятия формы, которая могла бы полностью объяснить способность воспринимать форму. Не существует и общего принципа, который мог бы объединить множество различных типов восприятия формы.
Восприятие глубины
Это влечет за собой восприятие трехмерности мира и объектов. Очевидно, что речь идет не только о характере изображений, посылаемых на сетчатку, поскольку сетчатка имеет двумерную поверхность, а изображения, проецируемые на нее, двумерны.
В 1800-х годах исследователи обнаружили, что наше бинокулярное зрение значительно помогает восприятию глубины . Бинокулярное зрение означает наличие двух глаз, которые находятся на небольшом расстоянии друг от друга, так что каждый из них получает несколько иную перспективу объекта или сцены, на которой фокусируется. Кажется, что эти небольшие различия в перспективе очень помогают восприятию глубины. Уши также используют небольшую разницу во времени между полученными стимуляциями, чтобы найти источник звука.
Кроме того, большинство сред имеют общие шаблоны, соответствующие разным расстояниям, что дает визуальные подсказки о пространстве и глубине. Такие подсказки включают блокирование дальнего объекта ближним, увеличивающуюся дымку с увеличением расстояния, перспективы и тени.
Таким образом, бинокулярное зрение и сигналы окружающей среды могут объяснить многие аспекты восприятия глубины. Кроме того, основываясь на исследованиях животных и младенцев, слишком маленьких, чтобы иметь опыт восприятия глубины, оказывается, что люди и различные видов животных рождаются с врожденным зрительным механизмом восприятия глубины.
Иллюзии
Иллюзии — это неправильное восприятие раздражителей, когда то, что воспринимается, не соответствует действительным размерам или качествам физического стимула . Геометрические иллюзии обычно связаны с неправильным восприятием направления или размера частей фигур.
Механизмы, порождающие многие типы иллюзий, еще не поняты, но, похоже, они связаны с неправильным применением феноменов восприятия, таких как постоянство. Иллюзии естественны, возникают регулярно и подчиняются обычным правилам. Иллюзии не следует путать с галлюцинациями, возникающими в ответ на отсутствие каких-либо внешних раздражителей, или с бредом, представляющим собой ошибочные убеждения.
За последнее столетие было предложено несколько теорий, объясняющих восприятие. Однако каждая теория сталкивалась с трудностями при объяснении некоторых из обсуждавшихся выше феноменов восприятия. И большинство исследователей восприятия сегодня не придерживаются одной теории, вместо этого они верят тем аспектам теорий, которые имеют некоторую экспериментальную поддержку или кажутся наиболее логичными и обоснованными.
Классическая теорияТо, что иногда называют классической теорией, обычно ассоциируется с Германом фон Гельмгольцем, который считал, что восприятие является результатом процесса бессознательного вывода о том, каким стимулом, воздействующим на органы чувств, является наиболее вероятный. Он думал, что эти бессознательные умозаключения сформированы прошлым опытом и знаниями, и они бессознательны, потому что люди явно не осознают, что делают их.
Гештальт-теория
Вероятно, самая известная теория восприятия, гештальт-теория, была разработана отчасти как реакция на представление о том, что восприятие можно разбить на более простые элементы и что оно является результатом усвоенных мысленных ассоциаций между простыми элементами. ощущения. Этот взгляд, лежащий в основе теории Гельмгольца, был выдвинут и без процесса бессознательного умозаключения такими известными психологами, как В. Вундт и Э.Б. Титченер. Теория гештальта, основанная К. Коффкой, В. Кёлером и М. Вертгеймером, утверждала, что, хотя простые ощущения можно рассматривать как составляющие организованные восприятия, наша нервная система настроена на восприятие организации сенсорных стимулов по отдельных самих сенсорных элементов. Процесс организации лежит в основе восприятия, и расхожая поговорка «целое больше, чем сумма его частей» иллюстрирует эту важную концепцию.
Более того, в то время как теоретики гештальта считают, что обучение может играть роль в восприятии, перцептивная организация является результатом врожденных процессов организации в самом мозгу. В то время для гештальтистов изучение восприятия было фактически изучением мозга.
Психофизическая или прямая теория
Эта теория, выдвинутая Дж. Дж. Гибсоном, утверждает, что восприятие может быть полностью объяснено свойствами стимуляции, которую мы получаем от мира, взаимодействующего с нашими сенсорными способностями. Характеристики сцен и событий в физическом мире могут дать достаточно информации для нервной системы, чтобы иметь возможность их конкретизировать. Таким образом, нет необходимости постулировать бессознательные механизмы вывода, выдвигаемые теорией Гельмгольца, или организации стимулов более высокого порядка, предлагаемые гештальт-теорией.
Современная сенсорная физиология
Эта теория, предложенная Э. Герингом и Э. Махом, полагает, что структура нервной системы может полностью объяснить по крайней мере некоторые постоянства восприятия, а также восприятие глубины. Э. Геринг также предположил, что могут существовать зрительные рецепторные клетки, организованные в определенные функциональные паттерны, обеспечивающие цветовое ощущение. И действительно, эти функционально структурированные рецепторные клетки были обнаружены. Эти результаты сильно повлияли на современные взгляды на восприятие цвета и на изучение восприятия и ощущений в целом. Однако до сих пор неизвестно, могут ли подобные организованные рецепторные клетки существовать или способствовать феноменам восприятия, таким как константы и иллюзии. Но их продемонстрированное существование может указывать на то, что многие воспринимаемые качества физического мира основаны на таких специфических сенсорных механизмах.
Некоторые из последних теоретических и исследовательских разработок относятся к области эмоций, нейропсихологии, экологической психологии и искусственного интеллекта .
Эмоции
Отражая тенденцию в психологии в целом, возобновился и возрос интерес к тому, как эмоции влияют на восприятие и внимание. В этом исследовании исследуются такие вопросы, как то, как эмоции влияют на фокус и продолжительность внимания, как быстро может быть обработано эмоциональное значение различных стимулов и по-разному ли люди обращают внимание на положительные и отрицательные стимулы. В отличие от большинства прошлых исследований восприятия, эта развивающаяся область часто исследует социально значимые перцептивные стимулы, такие как восприятие эмоций по выражению лица и тону голоса.
Нейропсихология
Нейропсихологи изучают изменения в мышлении, вызванные черепно-мозговой травмой, и используют методы визуализации мозга, такие как магнитно-резонансная томография (МРТ) и позитронно-эмиссионная томография (ПЭТ) сканирование, для изучения активности мозга. мозга при выполнении высокоуровневых умственных задач, таких как решение проблем. Ряд их выводов поставил под сомнение объяснения восприятия, основанные на поведенческих исследованиях. А усовершенствования методов визуализации мозга обещают пролить еще больше света на нейронную основу восприятия.
Экологическая психология
Экологическая психология пытается определить неизменные и ограничивающие аспекты перцептивных стимулов в окружающей среде. Они также подчеркивают, как природа перцептивных стимулов поддерживает восприятие. Этот подход наиболее тесно связан с психологом Дж.Дж. Гибсон.
Искусственный интеллект
Это междисциплинарная область, объединяющая исследования и теорию когнитивной психологии и компьютерных наук. Основное внимание уделяется разработке искусственных систем, таких как компьютеры, которые демонстрируют мыслительные процессы, подобные человеческим. Этот подход полагает, что для полного объяснения восприятия необходимо разделить его на три уровня анализа: 1) аппаратный, или его физиологические аспекты, 2) алгоритмы работы, или что такое процессы восприятия, и 3) теория задачи, которую нужно выполнить, или какие качества нашего окружения способствуют восприятию. Есть надежда, что эти деления послужат важным интеллектуальным инструментом и помогут нашему пониманию восприятия.
Восприятие — это область, наполненная вопросами без ответов, которые продолжают очаровывать исследователей, которые могут извлечь большую пользу из новых технологий и новых перспектив. Действительно, недавние технологические достижения в измерении движений глаз (саккад) значительно облегчили их изучение для исследователей, интересующихся изменениями фокуса зрительного внимания.
См. также Слух; Трогать.
Ресурсы
КнигиМасин С.С., изд. Основы теории восприятия. Нью-Йорк: Elvesier Science, Inc., 1993.
Niedenthal, PM, and S. Kitayama, eds. Глаз сердца: эмоциональное влияние на восприятие и внимание. Нью-Йорк: Academic Press, 1994.
Оно, Т., изд. Мозговые механизмы восприятия и памяти: от нейронов к поведению. Нью-Йорк: Издательство Оксфордского университета, 1993.
Шиффман, Х. Р. Ощущение и восприятие: комплексный подход. 3-е изд. Нью-Йорк: Джон Уайли и сыновья, 19 лет.90.
Секулар Р. и Р. Блейк. Восприятие. 3-е изд. Нью-Йорк: John Wiley & Sons, 1993.
Мари Дури
Дополнительные темы
- Восприятие — системы восприятия
- Восприятие — Историческая справка
- Восприятие — врожденное и приобретенное
- Другие бесплатные энциклопедии
Научная энциклопедия Наука и философия: Pebi- — История философии — индифферентизм
Перцептивные явления в деструктурированных сенсорных полях: исследование внутренней функциональной архитектуры мозга
Обзор
. 2019 март; 98: 265-286. doi: 10.1016/j.neubiorev.2019.01.014. Epub 2019 19 января.Владимир Мишкович 1 , Стивен Джей Линн 2 , Джеффри О Бэгг 2 , Журдан Ж Пулио 2 , Мэтт Риос 2 , Иржи Вакерманн 3
Принадлежности
- 1 Факультет психологии, Университет штата Нью-Йорк в Бингемтоне, США. Электронный адрес: [email protected].
- 2 Факультет психологии Государственного университета Нью-Йорка в Бингемтоне, США.
- 3 Neuroscience Consulting & Solutions, Gutach i.Br., D-79261 Германия.
- PMID: 30668968
- DOI: 10.1016/ж.неубиорев.2019.01.014
Обзор
Владимир Мишкович и др. Neurosci Biobehav Rev. 2019 март
. 2019 март; 98: 265-286. doi: 10.1016/j.neubiorev.2019.01.014. Epub 2019 19 января.Авторы
Владимир Мишкович 1 , Стивен Джей Линн 2 , Джеффри О Бэгг 2 , Журдан Ж Пулио 2 , Мэтт Риос 2 , Иржи Вакерманн 3
Принадлежности
- 1 Факультет психологии, Университет штата Нью-Йорк в Бингемтоне, США. Электронный адрес: [email protected].
- 2 Факультет психологии, Государственный университет Нью-Йорка в Бингемтоне, США.
- 3 Neuroscience Consulting & Solutions, Gutach i.Br., D-79261 Германия.
- PMID: 30668968
- DOI: 10.1016/ж.неубиорев.2019.01.014
Абстрактный
Деструктурированные сенсорные поля, включающие однородную стимуляцию с незначительной изменяющейся во времени структурой или вообще без нее, обеспечивают благодатную почву для проверки гипотез о прогнозирующем кодировании в человеческом мозгу. Продолжительное воздействие сенсорных паттернов, существенно отличающихся от статистических данных естественной среды, может вызвать ошеломляющий диапазон перцептивных явлений, вплоть до ярких онейрических образов. Мы показываем, как это большое разнообразие перцептивных эффектов может быть понято как эмпирический аналог автогенерируемой динамики нейронов, не ограниченный параметрами, которые настраивают бодрствующий сенсорный мозг. Мы синтезируем литературу об автономной активности нейронов в различных пространственно-временных масштабах с генеративными моделями функционирования мозга и данными, полученными из искусственных нейронных архитектур. Мы утверждаем, что восприятие возникает в результате процесса неслучайной выборки из внутреннего распределения гипотез, а не прямой передачи информации из мира. Образы, возникающие в измененной сенсорной среде, объясняются как результат многократного поиска моделей внутреннего мира, в которых структурная типология восприятий отражает внутреннюю функциональную архитектуру мозга.
Ключевые слова: Свободная энергия; Галлюцинации; Перцептивная депривация; Самоорганизация; Сенсорная депривация; Сенсорная изоляция.
Copyright © 2019 Elsevier Ltd. Все права защищены.
Похожие статьи
- Теория корковых реакций.
Фристон К. Фристон К. Philos Trans R Soc Lond B Biol Sci. 29 апр. 2005 г.;360(1456):815-36. doi: 10.1098/rstb.2005.1622. Philos Trans R Soc Lond B Biol Sci. 2005. PMID: 15937014 Бесплатная статья ЧВК. Обзор.
- Прогнозирующее кодирование по принципу свободной энергии.
Фристон К., Кибель С. Фристон К. и др. Philos Trans R Soc Lond B Biol Sci. 2009 12 мая; 364 (1521): 1211-21. doi: 10. 1098/rstb.2008.0300. Philos Trans R Soc Lond B Biol Sci. 2009 г.. PMID: 19528002 Бесплатная статья ЧВК.
- Пространства восприятия: от математических структур до нейронных механизмов.
Заиди К., Виктор Дж., Макдермотт Дж., Геффен М., Бенсмайя С., Клеланд Т.А. Заиди К. и др. Дж. Нейроски. 2013 6 ноября; 33 (45): 17597-602. doi: 10.1523/JNEUROSCI.3343-13.2013. Дж. Нейроски. 2013. PMID: 24198350 Бесплатная статья ЧВК. Обзор.
- Представление реальности в перцептивном мире.
Блейкмор К. Блейкмор С. Сиба нашел симптом. 1979;(69):139-52. doi: 10.1002/9780470720523.ch8. Сиба нашел симптом. 1979. PMID: 121279
- Множественные роли опыта в декодировании нейронной репрезентации сенсорных стимулов.