Жан-Жак Руссо (28 июня 1712
Мыслитель, идейный предшественник Французской революции 18 века, Руссо вошел в историю как педагог, писатель, философ и энциклопедист. Его взгляды на общество и государство были более чем новы для его времени.
Жан-Жак Руссо (фр. Jean-Jacques Rousseau) родился 28 июня 1712 года в Женеве, в семье часовщика. В юности он перепробовал многие профессии — служил лакеем, писцом, гувернёром, учителем музыки…, а в 1741 году уехал в Париж. Здесь Руссо сблизился с Д.Дидро и другими просветителями, сотрудничал в энциклопедии, куда писал статьи главным образом по вопросам музыки.
В 1750 году его трактат «Рассуждение о науках и искусствах» принес автору премию Дижонской академии и известность. В последующие годы он продолжает плодотворно работать, его оперы и пьесы ставятся на различных французских сценах, правда с переменным успехом.
Но в 1762 году, после выхода в свет педагогического романа «Эмиль», где автор развивал деистическую доктрину, на Руссо обрушился гнев католической церкви, а правительство распорядилось его арестовать. И Руссо был вынужден покинуть Францию и уехать в Англию. Причем его преследовали не только французские католики, но и швейцарские протестанты.
К тому же у Руссо был весьма сложный характер: он был удивительно злопамятен, но в то же время обладал талантом забывать о своих благодетелях. А к концу жизни в нем развилась мнительность: всюду ему мерещились заговоры с целью выставить его в неблагоприятном свете. В конце концов, терпение даже самых преданных друзей исчерпывалось и философу указывали на дверь.
Выходящий из ряда эгоист, Руссо отличался необыкновенным тщеславием и гордыней. Его отзывы о собственном таланте, о достоинстве его сочинений, о его всемирной славе бледнеют перед его способностью любоваться своей личностью.
Между тем он и впрямь оказал серьезное влияние на многие умы эпохи. Возможно, именно обостренные общественные противоречия вывели Руссо на арену времени. Признав зловредным влияние наук и художеств, он искал в них душевного отдыха и источника славы. Выступив обличителем театра, он писал для него. Прославив «естественное состояние» и заклеймив позором общество и государство, как основанные на обмане и насилии, он провозгласил «общественный порядок священным правом, служащим основой для всех других».
Постоянно воюя против разума и размышления, он искал основы «для закономерного» государства в самом отвлечённом рационализме. Ратуя за свободу, он признал единственную свободную страну своего времени несвободной. Вручая народу безусловную верховную власть, он объявил чистую демократию неосуществимой мечтой. Избегая всякого насилия и дрожа при мысли о преследовании, он водрузил во Франции знамя революции. Руссо оставался сыном своего искусственного века и мастером парадокса.
Благодаря сочетанию страсти с искусством, никто из писателей 18 века не имел такого влияния на Францию и Европу, как Руссо. Он преобразовал умы и сердца людей своего века тем, чем он был, и ещё более тем, чем казался.
Его книга «Новая Элоиза» была невероятно популярна, как и трактат «Общественный договор», где Руссо описал идеальное государство, свободный человеческий союз, власть в котором принадлежит всему народу и в котором все граждане равны.
Вообще художественное наследие Руссо очень разнообразно но жанрам — это стихи, поэмы, комедии, оперы (для которых он сам сочинял и либретто и музыку) и другие произведения.
В Париж он смог вернуться в 1770 году, с собой писатель привез и законченную рукопись «Исповеди», которая должна была поведать потомкам истину о нем самом и о его врагах…
Последние месяцы жизни Жан-Жак Руссо провел в Эрменонвиле, близ Парижа, где и скончался 2 июля 1778 года.
«Здоровое тело служит здоровому духу…» К 300-летию со дня рождения Жан-Жака Руссо
: 16 Авг 2012 , В поисках начала всех начал , том 45, №3
В 2012 г. отмечается 300-летие со дня рождения французского философа Жан-Жака Руссо (1712—1778). Влияние его идей на европейскую общественную мысль, науку и литературу велико. «Общественный договор» Руссо был широко известен, его роман «Новая Элоиза» был популярен: Татьяна Ларина А. С. Пушкина «влюблялася в обманы и Ричардсона, и Руссо». Л. Н. Толстой писал: «Руссо был моим учителем с 15 лет »… Я прочел всего Руссо, все 20 томов, включая «Музыкальный словарь». Я более чем восхищался им – я боготворил его. В 15 лет я вместо креста носил медальон с его портретом. Многие страницы его так близки мне, что мне кажется, я сам написал их» (из письма Л. Н. Толстого Б. Бувье). В наше время известность Жан-Жака Руссо как философа парадоксально сочетается с забвением некоторых важнейших сторон его творческого наследия
Имя Жан-Жака Руссо, французского философа XVIII в., было известно российскому читателю уже при его жизни. Произведения Руссо переводились на русский язык, на основе его педагогических взглядов составлялись проекты русских воспитательных учреждений, философа-педагога приглашали приехать в Россию русские аристократы. В последующие века Ж.-Ж. Руссо и его взгляды находись в центре самой ожесточенной полемики. Суждения как апологетов, так и критиков отличались крайней поляризацией: для одних французский философ был знаменем демократического переустройства мира, для других – автором никчемных размышлений, создателем «отрицательных» теорий, способных ввергнуть цивилизацию в пучину хаоса и конечного упадка.
И действительно, теория «Общественного договора» («Du Contrat Social ou Principes du droit politique») Руссо, по которой власть в государстве не должна была передаваться по наследству как богоданная собственность, а являлась продуктом общественного договора народа и выбранного им правителя, стала символом и оружием Французской буржуазной революции, а Ж.-Ж. Руссо стал вторым человеком, чей прах был упокоен в Пантеоне великих людей Франции. В ХХ в. теория «Общественного договора» была использована революционерами-демократами, а потом и большевиками для свержения династии Романовых. Одновременно происходила излишняя политизация системы философа, которая вела к затемнению и даже забвению некоторых важных элементов его концепции.«ПИСЬМО ГОСПОДИНА РУССО ИЗ ЖЕНЕВЫ К СОЧИНИТЕЛЮ МЕРКУРИЯ ФРАНЦУЗСКОГО»
Письмо публикуется по тексту в газете «Санктпетербургские ведомости» (1753. 10 декабря № 99. С. 795—797) в современной орфографии.
Государь мой ‹…› Дело есть крайнейшей важности, и касается до здравия и до живота человеческого. Чем больше небрежение многих людей в сем деле, тем ревностнее разумные и доброжелательные сограждане должны стараться, чтоб тому помочь. Все Химики в Европе давно уже дали нам знать о смертельном яде меди, и о великой опасности, какой подвержены мы от употребления в поварне сего металла. Господин Руэль, член Королевского социетета наук [Гийом Франсуа Руэль – французский химик , профессор Ботанического сада в Париже, член Парижской академии наук], между всеми наияснейше показал печальные от того действия, и наисильнейше спорил против употребления онаго. Господин Тирри, доктор медицины, в ученой диспутации, какую имел он в 1749 году под предводительством господина Фальконета [Этьен Фальконе], показал многие примеры, которые должны навесть страх на всякого человека, которому мил живот свой и его сограждан.
Сии Физики доказали, что ярь [уксуснокислая медь], или растворенная медь, есть сильный яд, которого действие производит по себе страшнейшие приключения, ибо и дым от сего металла причиняет великий вред, чего ради медного дела мастеровые люди подвержены бывают разным болезням. Они доводят, что всякие растворы, тако ж масло, соли и сама вода растворяют медь и из нее ярь вытягивают. Лужение, каково б хорошо оно ни было, не препятствует сему растворению, но токмо оное несколько уменьшает. Олово самое, к лужению употребляемое, вред произвести может, несмотря что оное поныне без всякого опасения употребляли. Сия опасность по разным родам олова, какое на то берут, больше или меньше, поколику много или мало мышьяку туда кладется, или поколику свинцу больше или меньше примешивают. Ибо что растворенной свинец ядовит, доказывают многие печальные действия, какие от поправленных зилберглетом [окись свинца серебристого цвета] вин происходят; а чтоб употреблять сей металл без страха, то небесполезно знать, чем оный растворяется.Страница газеты «Санкт-Петербургские ведомости», 1753, 10 декабря № 99 с «письмом» Руссо о вреде медной посуды
О вреде медной посуды
Несмотря на обилие работ по философии руссоизма, до самого последнего времени оставался неизвестным тот факт, что первой работой Руссо, опубликованной на русском языке, было «Письмо господина Руссо из Женевы к сочинителю Меркурия Французского» («Mercure de France» – общественно-политический и научно-популярный влиятельный французский журнал, редактором которого был аббат Гийом Рейналь, друг Ж. -Ж. Руссо). «Письмо» это было посвящено отнюдь не социологической проблеме, а рассмотрению вопроса о вреде применения в быту и пищевой промышленности посуды из меди (Санкт-Петербургские ведомости, 1753). Неожиданность этого факта была столь велика, что при составлении капитального указателя к «Санкт-Петербургским ведомостям» советский библиограф даже не смог подумать о французском «философе-ниспровергателе» как о возможном авторе этой статьи и просто включил в указатель некоего «Руссо, химика».
Вклад Руссо в развитие ботаники, математики и теории музыки XVIII в. был замечательным, но и эти грани его гения были погребены под многочисленными трудами апологетов и противников его революционных теорий.
«Тело должно быть сильным, чтобы хорошо подчиняться велениям души»
В наше время оказался практически забыт вклад женевского мыслителя и в разработку основ физкультурного и спортивного движения. Ж.-Ж. Руссо не случайно пришел к идее необходимости физического воспитания юношества. В своих философских работах он в первую очередь продолжал традицию Ш.-Л. Монтескье по изучению истории античного мира. Монтескье считал, что Римская империя оказалась неспособной сопротивляться варварам из-за ее внутреннего разложения, ставшего, в свою очередь, следствием изнеженности нравов. У Руссо идея сильного, выносливого и закаленного варвара, побеждающего утонченного, но расслабленного римлянина, доходит до своего конечного выражения: физическая сила и смелость в философии Руссо становятся наиболее ценными качествами человеческой личности. Последовательное развитие этого тезиса привело Руссо к построению законченной системы физического воспитания, основанного на принципах, выработанных в античной Спарте. Заметим, что в те времена физическое воспитание входило в программы обучения детей дворян только в виде верховой езды, фехтования и танцев. Схоластическое обучение в основном было направлено на подавление детской и юношеской резвости.
Принципы спартанского воспитания, изложенные Руссо в его знаменитом трактате «Эмиль, или о воспитании» («mile, ou de l’ducation»), заключались прежде всего в закаливании детей как холодной водой, так и высокими температурами, чтобы развить у них хорошую переносимость к любым погодно-климатическим условиям: «Подвергайте их [детей] тем испытаниям, с которыми они столкнутся однажды. Укрепляйте их тело, чтобы оно могло сопротивляться превратностям времен года, различных климатов ‹…›, пусть он [ребенок] привыкнет к перенесению голода, жажды, усталости; погружайте его в воды Стикса» (Rousseau, 1762, t. 1, p. 37). Руссо, в данном случае, интерпретирует известный античный сюжет о воспитании Ахилла, мать которого, морская нимфа Фетида, окунала своего сына в воды реки смерти Стикса для придания ему неуязвимости от любого оружия. При этом философ разумно отметил необходимость соизмерять нагрузки закаливания с силами и возможностями ребенка. «Тело должно быть сильным, чтобы хорошо подчиняться велениям души: хороший слуга должен быть сильным. Если тело ослаблено, то оно управляет человеком: чем более оно сильно, тем более оно послушно», – пишет француз в начале первой книги своего сочинения (Rousseau, 1762, t. 1, p. 59). Далее он неоднократно повторяет этот же тезис, формулируя его так: «Здоровое тело служит здоровому духу, а больное тело угнетает дух», а «…цель физических упражнений укрепить душу, сделать ее неуязвимой и сильной: в таком случае тело сможет отражать все стрелы, которые могли бы ее ранить» (Rousseau, 1762, t. 1, p. 327).
«Измеряйте, считайте, взвешивайте, сравнивайте»
Предлагая читателям примеры здорового образа жизни, Руссо описывает жизнь и воспитание простых крестьянских детей, обращая внимание на их здоровье и жизнеспособность, которые проистекали от их участия в повседневных крестьянских трудах и заботах. Особенно отмечает Руссо способности детей из простого сословия к бегу и подвижным играм, а также их умение плавать. Руссо замечал, что многие высокопоставленные и высокообразованные люди учатся езде на лошади, но «почти никто из них, не умеет плавать ‹…› в то время как простой ремесленник очень хорошо плавает. Однако умение ездить верхом столь простое, что любой путешественник может сразу же при необходимости сесть в седло, другая ситуация, если оказываешься в воде и не умеешь плавать, ты сразу же идешь ко дну, а поплыть без предварительного обучения плаванью невозможно» (Rousseau, 1762, t. 1, p. 330). Далее Руссо заявлял, что его идеальный воспитанник Эмиль «будет чувствовать себя в воде так же уверенно, как на суше», причем его тренировки не будут сопряжены с риском для жизни, «а научившись плавать в канале отцовского парка, ребенок потом сможет переплыть Гелеспонт [пролив Дарданеллы]» (Rousseau, 1762, t. 1, p. 331).
В программу идеального воспитания по Руссо должна была входить и работа с утяжелениями, но такая, которая развивала бы у юноши чувство равновесия, ловкости и умения оценивать вес спортивного снаряда. Перед любым действием Руссо призывал: «Измеряйте, считайте, взвешивайте, сравнивайте. Прилагайте усилие только после изучения с каким сопротивлением вы столкнетесь… Как можно сдвинуть массивный предмет? Если мы возьмем слишком большой рычаг, он потребует и большего усилия с нашей стороны, если он будет слишком коротким, он не произведет достаточного эффекта: опыт поможет ему [ученику] точно выбирать необходимый рычаг» (Rousseau, 1762, t. 1, p. 332—333).
Эти слова в полной мере могут быть ключевыми и для тяжелой атлетики, и для выбора необходимого весла в гребле, и для построения тренировки практически в любом современном виде спорта.
Эмиль, или идеальный юноша, по идее Ж.-Ж. Руссо должен был «бегать по утрам босиком, в любое время года» (Rousseau, 1762, t. 1, p. 356), иметь хорошую координацию движений, «прыгать в длину и в высоту, уметь лазать по деревьям, и преодолевать стену» (Rousseau, 1762, t. 1, p. 357).
Наставник должен приучить своего воспитанника к длительным пешим походам и путешествиям, научить его ходить по горам «по сложным, крутым и извилистым тропинкам, прыгать с места на место, как во время подъема, так и при спуске. Мой Эмиль будет скорее козленком, чем оперным танцором» (Rousseau, 1762, t. 1, p. 358).
Руссо указал в своем трактате и на возможность мотивирования детей путем организации соревнований, замечая при этом, что в процессе игры-соревнования в них как бы естественно пробуждаются высокие моральные качества – желание помогать более слабому. Руссо особо подчеркивал, что дети, получавшие приз за победу в состязаниях (например, печенье), очень скоро начинали делиться им с побежденными (Rousseau, 1762, t. 1, p. 368).
Французский философ пропагандировал не только закаливание и игры на свежем воздухе, но и нормы -гигиены, говорил о необходимости для детей достаточного сна и здорового питания, рассматривая «воспитание» прежде всего буквально, как искусство правильного вскармливания и питания детей. Он был последовательным сторонником и пропагандистом вегетарианства (Rousseau, 1762, t. 1, p. 408—409).
Воспитание с помощью «разумно предоставляемой свободы»
Можно констатировать, что Руссо, по существу, предвосхитил все направления развития современного физкультурного и спортивного образования. Вместе с тем, нельзя не отметить, что он недооценивал значение книги и чтения, ошибочно считая их в целом ненужными для первоначального воспитания детей. В образовании Руссо был сторонником «поверхностного энциклопедизма» и стремился развить у ребенка саму способность к приобретению необходимых для него знаний и умений. Идеальный воспитанник Эмиль должен был прежде всего получать уроки здравого смысла и здорового образа жизни.
Вместе с тем, по Ж.-Ж. Руссо, воспитатель не должен был навязывать ребенку свою волю и свои предпочтения, хороший наставник «должен изучить склонности каждого ребенка» и только потом начать воспитание с помощью «разумно предоставляемой свободы» («la libert bien regle») (Rousseau, 1762, t. 1, p.1 87).
Эти принципы, взятые Руссо во многом из английской протестантской педагогики, легли в основу всей образовательной системы Нового времени.
Высшие курсы Лесгафта по системе Руссо
В России труды французского философа оказали значительное влияние на военное и придворное воспитание: «Эмиля» Ж.-Ж. Руссо, хотя и запрещенного официально цензурой, читали, изучали и основатели Пажеского корпуса, и воспитатели наследников русского престола, и авторы системы народного образования конца XIX — начала XX в. Поклонниками творчества Ж.-Ж. Руссо были и создатели русской спортивной науки. Новые принципы физического воспитания прививались на «Курсах воспитательниц и руководительниц физического образования», открытых П. Ф. Лесгафтом в Петербурге еще в 1896 г., М. М. Ковалевский – известный русский политический деятель и ученый-руссоист стал продолжателем этого благородного начинания, преобразовав курсы в 1910—1912 гг. в «Высшие курсы П. Ф.
Лесгафта» и войдя в историю спортивного движения России в качестве второго ректора современного «Национального государственного университета физической культуры, спорта и здоровья имени П. Ф. Лесгафта» (Санкт-Петербург).В ХХ в. философия спартанского воспитания Ж.-Ж. Руссо вошла в жизнь нашей страны через замечательное развитие физкультурного движения и спорта, участие России и СССР в мировом Олимпийском движении, а так же организацию Спартакиад самого разного уровня и введение уроков физкультуры в образовательные системы всех ступеней.
Литература
Rousseau J.-J. Émile ou de l’Éducation… Amsterdam, chez J. Neaulme, 1762. T. 1—4.
Санкт-Петербургские ведомости. 1753. 10 дек. № 99.
: 16 Авг 2012 , В поисках начала всех начал , том 45, №3
Жан-Жак Руссо: биография и достижения
Мир, в котором мы живем, — это конструкция, которая возводилась тысячи лет; от первых цивилизаций, которые использовали письменный язык, до создания Интернета, идеи сыграли важную роль в построении нашего современного мира. Хотя некоторые идеи давно минувших веков могут показаться нам чуждыми, существует период мысли, известный как Просвещение, который начался в конце 17 века и закончился в начале 19 века.века, который до сих пор невероятно знаком нам, современным людям. Этот период полон влиятельных мыслителей, которые бросили вызов статус-кво человеческой мысли и вызвали необратимый сдвиг в том, как человечество понимает себя и свое место в мире. Одним из таких мыслителей был швейцарский философ Жан Жак Руссо.
Жан-Жак Руссо Краткая биография
Жан-Жак Руссо не имел типичного воспитания или жизни, которые можно было бы ожидать от философа его калибра. Жан родился в Женеве, Швейцария, 28 июня 1712 года в семье Исаака и Сюзанны Руссо, к сожалению, Сюзанна умерла через девять дней после рождения Джинса. Его отец, часовщик из поколения в поколение, присматривал за Руссо, пока ему не исполнилось десять лет, после чего, после ссоры с богатым землевладельцем, Исаак бежал из Женевы и оставил своего сына одному из дядей Джинса, это будет один из последних раз. двое говорили. После этого Руссо некоторое время скитался, пока не попал на попечение француженки по имени Франсуаза-Луиза де Варанс, которая поддерживала Руссо на протяжении его позднего подросткового возраста и начала двадцатых годов.
Рис. 1 — Портрет Жана Жака Руссо
Отношения между де Варансом и Руссо в конечном итоге стали романтическими и закончились переездом Руссо в Париж в 1742 году. За все время переезда и работы Руссо так и не получил формального образования в университет; вместо этого именно де Уорренс обучил молодого Руссо основам философии и дал ему инструменты, необходимые для развития его собственной мысли.
Работа Руссо начала набирать обороты после того, как он выиграл конкурс сочинений, в котором участвовали участники; «Содействовало ли восстановление наук и искусств очищению нравов?» Для Руссо ответ на этот вопрос был очень продуманным — нет. Ответ противоречил времени, и в результате он вовлек Руссо в продолжающиеся философские дебаты, происходящие в Европе, хотя у многих других крупных мыслителей того времени, таких как Вольтер и Дэвид Юм, были проблемы с Руссо лично и его работами. С момента публикации статьи, победившей на конкурсе, и до своей смерти 2 июля 1778 года Руссо успел написать несколько великих произведений, многие из которых впоследствии вдохновили выдающихся мыслителей будущих поколений, таких как Гёте и Толстой.
Теперь, когда мы познакомились с Жаном Жаком Руссо как личностью, мы можем глубже взглянуть на философию, которая сделала его таким важным мыслителем.
Жан-Жак Руссо Работы
Как упоминалось в разделе биографии, первой крупной публикацией Жан-Жака Руссо было написанное им эссе под названием «Рассуждения о науках и искусствах». Эссе заняло нелогичную позицию в отношении идей прогресса во времена Просвещения, что привлекло к эссе такое значительное внимание и принесло Руссо первый приз на конкурсе. В эссе он утверждал, что вместо того, чтобы цивилизация привела людей к более высокому стандарту, она была инструментом, используемым для развращения людей больше всего. Для Руссо вопрос о том, как цивилизация развращает человека, станет задачей всей его жизни, которая появляется в большинстве его философских сочинений, в том числе в его самом известном, Эмиль чаще называют «Об образовании».
Жан-Жак Руссо написал много книг и эссе, но наиболее влиятельными из них являются: Второй дискурс) опубликовано в 1754 году
Юлия, или Новая Элоиза : опубликовано в 1761 году
Emile : published in 1762
On the Social Contract : published in 1762
Reveries of a Solitary Walker : published in 1782 (posthumously published)
Confessions : опубликовано в 1782 г. (опубликовано посмертно)
Рис. 2. Обложка Эмиля
«Исповедь» Руссо широко считается ключевым текстом, революционизировавшим способ написания автобиографий. В книге Руссо проводит своего рода психологическое исследование самого себя и пытается описать читателю свой ум. Хотя сейчас это может быть обычным явлением для автобиографий, именно Руссо проложил путь для этого типа литературы.
Чтобы начать понимать идеи Руссо о том, как общество и цивилизация развращают человека, мы должны сначала исследовать важнейшую тему его произведений — естественное состояние.
Жан-Жак Руссо Естественное состояние
Естественное состояние — это термин, который впервые вошел в политическую мысль благодаря перу Томаса Гоббса, английского политического теоретика 17-го века, чьи работы помогли сформировать наше представление о современной политической мысли. Вслед за Гоббсом другой английский философ, Джон Локк, воспринял эту концепцию и добавил к ней свою трактовку, используя ее как основу для своего понимания политики и человеческой природы. После Локка Руссо был следующим крупным мыслителем, теоретизировавшим об этом времени, и, развивая свой взгляд на естественное состояние, он смог построить систему мысли, которая смогла выдержать испытание временем. Так что же представляет собой все это естественное состояние и каковы были взгляды на него Руссо?
Короче говоря, естественное состояние обозначает период, когда цивилизация и общество еще не возникли, и этот период был, в зависимости от того, кого вы спрашивали, либо невероятно жалким местом, как описал его Томас Гоббс, либо более мирным существование, чем то, что могла бы обеспечить цивилизация, как утверждал бы Руссо. Для Руссо этот период человеческого существования был наполнен одинокими людьми, следовавшими инстинктивному давлению, они гонялись за едой, водой, сексом и кровом, не занимаясь моральными пороками, такими как гордость, зависть и жадность, поскольку эти пороки для Руссо только кажутся. после того, как люди начнут формировать цивилизации. Нам, современным зрителям, это может показаться странным, но Руссо считает, что до цивилизации люди были настолько озабочены следованием инстинктам и просто наслаждением существованием, что у нас не было времени на ссоры из-за нашей гордыни и желания соревноваться в состязаниях за материальные блага.
Именно создание частной собственности для Руссо послужило катализатором создания цивилизации и выведения человека из естественного состояния. Чем дальше люди удалялись от естественного состояния естественного состояния, тем более они становились эгоцентричными, постоянно сосредоточенными на материальном и статусном соревновании друг с другом.
Эгоцентризм: отношение к себе как к центру всех вещей
Так как же именно теория естественного состояния служит основой для политической теории? Руссо принадлежит к группе политических теоретиков, известных как «контрактуалисты». Эти теоретики утверждают, что между людьми в естественном состоянии заключается общественный договор, который позволяет им создать цивилизацию, в следующем разделе мы рассмотрим это более подробно.
Жан-Жак Руссо Теория
Как и другие сторонники договоров, такие как Томас Гоббс и Джон Локк, Руссо утверждает, что сделка заключается между сувереном и гражданами, подчиненными этому суверену. Там, где Гоббс утверждал, что суверен — это абсолютная власть, которую никогда нельзя ставить под сомнение, Руссо сделал заявление о том, что суверен должен быть отражением «общей воли», — термин, который создает столько же проблем, сколько и пытается решить. Для Руссо должен быть один человек, который может сформулировать общую волю народа, этого человека, которого он описывает как «законодателя», и в их обязанности входит правильно описать общую волю правительству и установить государство. Важным для идеи законодателя является то, что законодатель не берет на себя роль в государстве после того, как они установили его в соответствии с общей волей, для Руссо это только создало бы проблемы в дальнейшем.
Суверен: то, что обладает высшей политической властью; это может быть человек, учреждение или, в случае либеральных демократий, люди.
Общая воля — сложная, но простая концепция. Проще говоря, Руссо считает, что среди людей существует консенсус относительно того, чего они хотят, своего рода невыразимое чувство, которое правильный человек может понять и привести в действие (законодатель). Достаточно просто, верно? Мы все можем представить себе эту идею, когда дело доходит до выражения общей воли словами, мы начинаем сталкиваться с проблемами, особенно когда генеральная воля начинает нацеливаться на меньшинство людей, которые с ней не согласны. Это одна из основных проблем мысли Руссо. Он часто выступает за свободу личности, но предлагает общую волю, которая создает меньшинство, которое часто подавляется по требованию всеобщей воли.
Часто говорят, что люди не знают, чего хотят, пока не испытают это в первый раз. Представьте, что вы хотите попробовать новый вкус мороженого, и все, кого вы знаете, согласны с тем, что они также хотели бы получить новый вкус мороженого, но никто из вас не может описать вкус, который вам нравится. Эксперт по приготовлению мороженого улавливает, что люди согласны с тем, что желателен новый вкус мороженого, поэтому она ходит и задает людям вопросы о том, чего они хотят. Выслушав мнение 100 человек, производитель мороженого разработал новый вкус «щербета с манго-ослеплением», и большинство людей соглашаются, что это именно то, что они искали. В этом случае мороженщик похож на законодателя, он смог успешно сформулировать общую волю людей и создать что-то, что устроило большинство из них, хотя есть меньшинство, которому вкус не понравился и они просто не будут получить то, что они хотели.
Подводя итог, общественный договор для Руссо — это соглашение между гражданами и сувереном о том, что суверен будет следовать общей воле граждан, как описано и установлено законодателем. Общественный договор становится недействительным, когда суверен или правительство перестают действовать в интересах общей воли, которая служит желаниям народа.
Жан Жак Руссо Цитаты
Человек рождается свободным, и везде он в цепях.
Эта цитата является первой строкой в книге «Общественный договор» и описывает точку зрения Руссо на цивилизацию. Помните, для Руссо естественное состояние было истинной свободой, а цивилизация порабощает человека.
Первый человек, который, огородив участок земли, додумался сказать «Это мое» и нашел людей достаточно простодушных, чтобы поверить ему, был настоящим основателем гражданского общества. От скольких преступлений, войн и убийств, от скольких ужасов и несчастий никто не мог бы спасти человечество, выдергивая колья или засыпая ров и крича своим товарищам: «Берегитесь слушать этого самозванца; погибнут, если вы однажды забудете, что плоды земли принадлежат всем нам, а сама земля никому.0108
Руссо обвинял частную собственность в том, что она заложила основу для создания цивилизации, ни одна цитата не иллюстрирует это лучше, чем эта.
Цивилизация — это безнадежная гонка, направленная на поиск средств от зла, которое она производит.
Руссо возлагает вину за проблемы человечества на цивилизацию и утверждает, что цивилизация находится в постоянном процессе решения проблем, которые она создает просто своим существованием.
Жан-Жак Руссо — Основные выводы
Руссо родился в Женеве в 1712 году.
Он известен как сторонник договоров из-за того, как он строит свою политическую мысль.
Естественное состояние для Руссо было довольно мирным и счастливым существованием.
Цивилизация является основной причиной горя и страданий людей.
Создание частной собственности было началом цивилизации по Руссо.
Признания заложили основу для современной автобиографии.
Руссо считал, что для должного исполнения общей воли должен существовать законодатель.
Общественным договором для Руссо было правительство, выполняющее общую волю народа, сформулированную законодателем.
Величайшие книги: написаны Жан-Жаком Руссо
Величайшие книги- Войти
Описание
Жан-Жак Руссо (Великобритания: , США: ; французский: [ʒɑ̃ʒak ʁuso]; 28 июня 1712 г. — 2 июля 1778 г.) был женевским философом, писателем и композитором. Родившийся в Женеве, его политическая философия повлияла на прогресс Просвещения по всей Европе, а также на аспекты Французской революции и развитие современной политической и образовательной мысли.
Его «Рассуждения о неравенстве» и «Общественный договор» являются краеугольными камнями современной политической и социальной мысли. Сентиментальный роман Руссо «Жюли, или Новая Элоиза» (1761) сыграл важную роль в развитии преромантизма и романтизма в художественной литературе. Его «Эмиль, или О воспитании» (1762 г.) представляет собой воспитательный трактат о месте человека в обществе. Автобиографические сочинения Руссо — посмертно опубликованные « Признания» (составленные в 1769 г.), положившие начало современной автобиографии, и незаконченные « Мечты одинокого странника» (составленные 1776–1778 гг.) — олицетворяют «эпоху чувствительности» конца 18 века. повышенное внимание к субъективности и самоанализу, которое позже характеризовало современное письмо.Википедия
- Связь
Пол
- Мужчина
Лучшие книги всех времен Жан-Жака Руссо
8 .
«Исповедь Жан-Жака Руссо» Жан-Жака Руссо«Исповедь» — автобиографическая книга Жан-Жака Руссо. В наше время ее часто публикуют под названием «Исповедь Жан-Жака Руссо», чтобы отличить ее от св.
— Википедия
- я читал эту книгу
- Я хочу прочитать эту книгу
306 . Общественный договор Жан-Жака Руссо
«Общественный договор, или Принципы политического права» Жан-Жака Руссо — это книга, в которой Руссо теоретизировал о наилучшем способе создания политического сообщества перед лицом …
— Википедия
- я читал эту книгу
- Я хочу прочитать эту книгу
314 .
Мечты одинокого бродяги, Жан-Жак Руссо«Грезы одинокого бродяги» (фр. Les Rêveries du promeneur solitaire) — незаконченная книга женевского философа Жан-Жака Руссо, написанная между 1776 и 1778 годами.
— Википедия
- я читал эту книгу
- Я хочу прочитать эту книгу
320 . Эмиль, или О воспитании Жан-Жака Руссо
Эмиль, или Об образовании (фр. Émile, ou De l’éducation) — трактат о природе образования и о природе человека, написанный Жан-Жаком Руссо, считавшим его «лучшим и м…
— Википедия
- я читал эту книгу
- Я хочу прочитать эту книгу
1216 .