Философская аксиология: Философская аксиология

«Аксиологический разворот» в российском образовании: позиция субъективизма | Яковлева

1. Лотце Р.Г. Микрокосм. Мысли о естественной и бытовой истории человечества. Опыт антропологии. Душа / Пер. с нем. Е.Ф. Корша. М. : URSS: Либроком, 2012. 160 с. ISBN: 978-5-397-03029-8

2. Ницше Ф. О будущности наших образовательных учреждений (1871–1872) // Ницше Ф. Философская проза, стихотворения: Сборник, Минск : Попурри, 2000. С.177–185. ISBN: 985-438-378-4

3. Риккерт Г. Науки о природе и науки о культуре: Пер. с нем. М. : Республика, 1998. 410 с. ISBN: 5-250-02670-2

4. Хайдеггер М. Феноменология и трансцендентальная философия ценности. Киев : Cartel, 1996. 116 с. ISBN: 5-8238-0289-7

5. Шелер М. Избранные произведения. М. : Гнозис, 1994. 490 с. ISBN: 5-7333-0447-2

6. Лосский Н.О. Ценность и бытие. Бог и Царство Божие как основа ценностей. Париж : Ymca-press, 1931. 136 с.

7. Гартман Н. Этика / Пер. с нем. А.Б. Глаголева, под ред. Ю.С. Медведева, Д.В. Скляднева. СПб. : Владимир Даль, 2002. 707 с. ISBN: 5-93615-016-Х

8. Дьюи Дж. Реконструкция в философии. Проблемы человека. М. : Республика, 2003. 494 с. ISBN: 5-250-01849-1

9. Гадамер Х.-Г. Истина и метод. Основы философской герменевтики / Пер. с нем., общ. ред. и вступ. ст. Б.Н. Бессонова. М. : Прогресс. 1988. 704 с. ISBN 5-01-001035-6

10. Выжлецов Г.П. Онтологическая аксиология: истоки и современность // Вестник Санкт-Петербургского университета. Философия и конфликтология. 2017. Т. 33. Вып. 3. С. 275–281. DOI: 10.21638/11701/spbu17.2017.302

11. Баева Л.В. Ценности изменяющегося мира: экзистенциальная аксиология истории. Астрахань : АГУ, 2004. 279 с. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=20066010 (дата обращения: 17.03.2022).

12. Шохин В.К. Философия ценностей и ранняя аксиологическая мысль. М. : РУДН, 2006. 457 с. ISBN: 5-209-01971-3

13. Ивин А.А. Современная аксиология: некоторые актуальные проблемы // Философский журнал. 2010. Т. № 1 (4). С. 66–78. URL: https://iphras. ru/page16794623.htm (дата обращения: 17.03.2022).

14. Огурцов А.П. Аксиологические модели в философии науки // Философские исследования. 1995. № 1. Аксиология и теория познания. С. 7–36.

15. Кирьякова А.В., Мосиенко Л.В., Ольховая Т.А. Аксиологические индикаторы качества образования в контексте Болонского процесса // Фундаментальные исследования. 2011. № 8–3. С. 519–523. URL: https://fundamentalresearch.ru/ru/article/view?id=28571 (дата обращения: 17.03.2022).

16. Ильинский И.М. Образовательная революция. М. : Московская гуманитарно-социальная академия, 2002. 592 с. URL: http://www.ilinskiy.ru/publications/sod/obrrev-sod.php(дата обращения: 17.03.2022).

17. Жаров В.К., Таратухина Ю.В. Феноменология кросс-культурного образования. М. : Янус-К, 2016. 136 с. ISSN: 978-5-8037-0692-2

18. Дзуцев Х.В. Поликультурная образовательная модель как основа формирования российской гражданской идентичности: этносоциологический анализ. М. : ИСПИ РАН; Владикавказ: ИПЦ СОГУ, 2014. 316 с. ISBN: 978-5-8336-0843-2

19. Карпов А.О. Опыт философского осмысления современной научно-образовательной практики // Вестник Московского университета. Серия 7: Философия. 2005. № 1. С. 94–102. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=11717105 (дата обращения: 17.03.2022).

20. Хуторской А.В. Принцип человекосообразности и его воплощение в целеполагании ученика // Вестник Института образования человека. 2011. № 2. С. 2–21. URL: http://xn--h2am1a.xn--p1ai/journal/2011/Eidos-Vestnik2011-209-Khutorskoy.pdf (дата обращения: 17.03.2022).

21. Бердяев Н.А. Дух и реальность. М. : АСТ; Харьков: Фолио, 2003. 680 с. ISBN: 5-17-019075-1

22. Кассирер Э. Философия символических форм. Т. 1. Язык. М., СПб. : Университетская книга, 2002. 272 с. ISBN: 5-7914-0023-3

23. Франк С.Л. Теория ценности Маркса и её значение. СПб. : Изд. М.И. Водовозовой, 1900. 382 с.

24. Вышеславцев Борис Петрович (1877–1954) // Философы России XIX–XX столетий. Биографии. Идеи. Труды. М., 1995. С. 124–125. ISBN: 5-212-00800-Х

25. Васильев В.В. Трудная проблема сознания. М. : Прогресс-Традиция, 2009. 272 с. ISBN: 978-5-89826-316-0

26. Майнонг А. Самоизложение / Пер. с нем. Р. Громова. М. : Дом интеллектуальной книги, 2003. 80 с. ISBN: 5-7333-0245-3

27. Дильтей В. Категории жизни // Вопросы философии. 1995. № 10. С. 129–143.

28. Шпенглер О. История и политика. Избранные произведения. СПб. : Владимир Даль, 2020. 536 с. ISBN: 978-5-93615-237-5

29. Тойнби А.Д. Роль личности в истории. М. : Астрель, 2012. 222 с. ISBN: 978-5-271-41624-8

30. Вебер М. Протестантская этика и дух капитализма / Пер. с нем. М. Левиной. М. : АСТ, 2020. 316 с. ISBN: 978-5-17-122819-4

31. Парсонс Т. Понятие общества: компоненты и их взаимоотношения: Пер. Н.Л. Поляковой // Thesis. 1996. No. 2, pp. 94-122. C. 5–29. URL: https://ecsocman.hse.ru/data/876/582/1217/2_2_1pars.pdf?ysclid= l116onf9jz (дата обращения: 17.03.2022).

32. Дробницкий О.Г. Мир оживших предметов. Проблема ценности и марксистская философия. М. : Политиздат, 1967. 351 с. URL: https://search.rsl.ru/ru/record/01006142467 (дата обращения: 17.03.2022).

33. Тугаринов В.П. О ценностях жизни и культуры. Л. : Ленинградский ун-т, 1960. 152 с.

34. Каган М.С. Философская теория ценности. СПб. : Петрополис, 1997. 204 с.

35. Розов Н.С. Ценности в проблемном мире: философские основания и социальные приложения конструктивной аксиологии. Новосибирск : НГУ, 1998. 283 с. ISBN: 5-7615-0455-3

36. Булдаков С.К. Аксиология образования: смена ценностных оснований // Вестник Костромского гос. ун-та им. Н.А. Некрасова. Серия: Педагогика. Психология. Социальная работа. Ювенология. Социокинетика. 2015. Т. 21. № 3. С. 6–11. URL: https://vestnik-pip.ksu.edu.ru/archive-ru.html (дата обращения: 17.03.2022).

37. Лосев А.Ф. Исследования по философии и психологии мышления. М. : Мысль, 1999. 719 с. ISBN: 5-244-00859-5

38. Фомичева Т.В. Образовательные ценности: диалектика общего и особенного // Социальная политика и социология. 2013. Т. 2 (95). № 3. С. 138–154. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=21360370 (дата обращения: 17.03.2022).

39. Столович Л.Н. Аксиологические течения в современной русской философии // Соловьевские исследования. 2011. № 4 (32). С. 7–27. URL: http://solovyov-studies.ispu.ru/taxonomy/term/11 (дата обращения: 17.03.2022).

40. Елизарова Г.В. Новому образованию новую систему образовательных ценностей // Universum: Вестник Герценовского университета. 2010. № 9 (83). С. 14–17. URL: https://lib.herzen.spb.ru/media/magazines/contents/2/2010_9/elizarova_9_10_14_17.pdf (дата обращения: 17.03.2022).

41. Концева Н.П. Мировоззренческий статус студенческой молодёжи: анализ ценностных установок студентов университетов Сибирского федерального округа // Science Education Today. 2020. № 6. C. 101–119. DOI: 10.15293/2658-6762.2006.06

42. Unger M., Marsan G.A., Meissner D., Polt W. New challenges for universities in the knowledge triangle // The Journal of Technology Transfer. 2020. Vol. 45. Issue 2. Р. 806–819. DOI: 10.1007/s10961-018-9699-8

43. Gibbs P. The three goods of higher education; as education, in its educative, and in its institutional practices // Oxford Review of Education. 2019. Vol. 45. Issue 3. P. 405–416. DOI: 10.1080/03054985.2018.1552127

44. Unger M., Polt W. The Knowledge Triangle Between Research, Education and Innovation – A Conceptual Discussion // Foresight and STI Governance. 2017. Vol. 11. No. 2. Р. 10–26. DOI: 10.17323/2500-2597.2017.2.10.26

45. Gallego J.P. Metodología y contenido axiológico de los programas de educación en valores // Foro de Educación. 2016. Vol. 14. Issue 21. Р. 217–226. DOI: 10.14516/fde.2016.014.021.011

46. Stanciu M. Миф о пещере, или Воспитание ценностей. Скачок во времени, педагогическая аксиология (СIEA 2018) // Образование для ценностей: непрерывность и контекст: Пятая международная конференция по образованию взрослых (Iasi, Romania, 25–27 апреля 2018 г.). С. 285–291. DOI: 000455654000038

47. Борисов С.В. Аксиология образования: «Ищу человека!» // Философия образования. 2012. № 5 (44). С. 69–77. URL: http://www.phil-ed.ru/images/pdf/2012_5_44.pdf (дата обращения: 17.03.2022).

Аксиология социального государства в философском дискурсе Группа компаний ИНФРА-М — Эдиторум

Социальное государство является объектом изучения многих научных дисциплин. Юридические науки рассматривают социальное государство как совокупность определенных правовых норм и соответствующих им институтов. В экономической теории социальное государство изучается в контексте исследования функционирования рыночной экономики, где краеугольным вопросом становится определение допустимых пределов вмешательства государства в рыночный механизм. В экономике социальное государство становится объектом внимания еще и в контексте вопроса о социальных издержках производства. История стремится показать во времени процесс становления институтов социального государства в их региональной и национальной специфике. Политология изучает социальное государство как главный институт политической системы и результат действий субъектов политического процесса: партий, классов, правительств. Социология рассматривает социальное государство с точки зрения структуры общества и функционирования социальной сферы. И ни одно из научных направлений не рассматривает социальное государство с аксиологической позиции. Аксиологическое значение социального государства может дать только философский дискурс, которому посвящена во многом новаторская монография Л.Н. Кочетковой «Философский дискурс о социальном государстве». Автор отмечает, что «…философский анализ явления становится необходимым в двух случаях. Первый – когда явление не дифференцировано и недостаточно исследовано частными науками. В этом случае происходит рационализация предположений исследователя. Во втором случае – наоборот: когда явление расчленено и всесторонне исследовано частными науками и необходим синтез, который даст методологическую и аксилогическую основу для дальнейших исследований» [1]. 

Работа автора, ставшая закономерным итогом его многочисленных предыдущих работ по данной теме [2–18], впервые в российской науке отражает наиболее общие основания социального государства, его неизменные базисные черты и принципы, способствующие решению научных и практических задач, связанных с развитием современной теории государства и оптимизации деятельности существующих моделей. Автор отмечает, что сегодня практически все государства проводят ту или иную социальную политику, но социальными, по сути, являются лишь немногие. Выявление фундаментальных, базисных критериев социального государства – главная задача философского дискурса о социальном государстве, предполагающего рассмотрение проблемы на уровне «всеобщего», а не «частного» и позволяющего в силу традиционного предназначения философии понять сущность явления и на этой основе сделать обобщающие выводы [1, с. 4]. Л.Н. Кочеткова в то же время обращает внимание на то, что «…философский дискурс ни в коем случае не подменяет собой правовые, экономические, социологические, политические и исторические концепции социального государства, напротив, является их логическим обобщением и дальнейшим творческим развитием» [там же]. По справедливому замечанию автора, с момента провозглашения России социальным государством в Конституции 1993 года отечественными учеными и специалистами предпринимались попытки разработки междисциплинарной концепции социального государства Российской Федерации. При этом практически не обращалось внимания на аксиологическое значение данного феномена для человека и общества. Поэтому открытие и обоснование ценностного измерения социального государства является еще одной причиной философского дискурса, направленного на процесс рационализации ценностей современного общественного развития. В работе Л.Н. Кочетковой впервые социальные обязанности государства связываются с понятиями частной и публичной автономии граждан, а сама сущность «…социального государства определяется не размером пенсий и пособий, не наличием или отсутствием конституционной нормы, а свободным развитием человека в частной и публичной сфере в условиях демократии» [там же]. Автор неуклонно проводит мысль о социальном государстве как непреходящей ценности эпохи модерна и постмодерна. 

В работе сконструирован идеальный тип социального государства. И на его основе дано философское определение социального государства, отражающее его аксиологическое значение. В этом смысле «…социальное государство – это правовое государство, которое с целью сглаживания классовых противоречий и стабильного развития рыночной экономики гарантирует каждому гражданину такие стандарты материальной жизнедеятельности, которые позволяют ему реализовывать свое право на частную и публичную автономию» [1, с. 189]. Данное определение носит новаторский характер, так как в нем предполагается взаимосвязь между стабильными материальными условиями жизни людей, обеспечиваемыми государством, и возможностью автономии человека в общественной и частной жизни. Ценностное значение социального государства в таком случае заключается в том, что, создавая достойные условия для жизни человека, государство обеспечивает возможности для его свободного развития в условиях демократии. Материальное благосостояние – это не самоцель социального государства, а условие для частной и публичной автономии, ведь там, где отсутствует материальная стабильность, вопросы самореализации и свободного развития человека уходят на задний план. «Аксиологический вывод», который делает автор, заключается в том, что «…активный, свободный гражданин, стремящийся к развитию, может появиться только в социальном государстве, которое гарантирует единство социальных и политических прав. Поэтому многие известные теоретики социального государства ставят знак равенства между социальным государством, справедливостью и свободой» [1, с. 189].

Таким образом, для создания предпосылок социального государства необходимо учитывать не только материальную составляющую, но в не меньшей степени и ценностные, философские основания построения социального государства и гражданского общества. В этом свете исследование Л.Н. Кочетковой весьма актуально.

Аксиология в философии — HiSoUR История культуры — Hi So You Are

Аксиология — это философское исследование ценности. Как философское направление она была создана только в 19 веке. Ваши представители – например. Как Оскар Краус – находит свой вопрос уже в этике блага греческих философов, хотя один из самых влиятельных представителей философии ценности, Макс Шелер, развивал свою теорию в противовес этике блага. Это либо собирательный термин для этики и эстетики, философских областей, которые в решающей степени зависят от представлений о ценности, либо основа для этих областей, и, таким образом, похожая на теорию ценностей и метаэтику. Термин был впервые использован Полом Лапи в 19 г. 02, и Эдуард фон Хартманн в 1908 году.

Аксиология изучает в основном два вида ценностей: этику и эстетику. Этика исследует понятия «правильно» и «хорошо» в индивидуальном и общественном поведении. Эстетика изучает понятия «красота» и «гармония». Примером формальной аксиологии, попытки изложить принципы ценности с математической строгостью, является наука о ценности Роберта С. Хартмана.

Термины
Если две ценности находятся в конфликте и не могут быть реализованы, не подвергая опасности друг друга, то аксиология говорит о ценностной антиномии. Сегодняшнее повседневное и нефилософское использование технического языка (юридического, социологического…) понятия стоимости, которое не соответствует ни одной философски разработанной современной теории стоимости, привело к многочисленным сочинениям: ), потеря стоимости (Руперт Лей) или результат синтеза стоимости (Хельмут Клагес) (см. также изменение стоимости). Ценностная слепота относится к отсутствию чувства определенных ценностей.

История
Между 5-м и 6-м веками до нашей эры в Греции было важно обладать знаниями, чтобы добиться успеха. Философы начали признавать существование различий между законами и моралью общества. Сократ считал, что знание имеет жизненно важную связь с добродетелью, тесно переплетая мораль и демократию. Платон, ученик Сократа, укрепил эту веру, установив добродетели, которым должны следовать все. С падением правительства ценности стали индивидуальными, что привело к процветанию скептических школ мысли, что в конечном итоге сформировало языческую философию, которая, как считается, повлияла на христианство и сформировала его. В средневековый период Фома Аквинский проводил различие между естественными и сверхъестественными (теологическими) добродетелями. Эта концепция побудила философов провести различие между суждениями, основанными на фактах, и суждениями, основанными на ценностях, что привело к разделению науки и философии.

Исторически философия стоимости восходит к принятию концепции стоимости народного хозяйства; у Иммануила Канта, например, разговор об «абсолютной ценности» доброй воли представляет собой такое метафорическое принятие концепции экономической ценности. Концепция ценности уже играет важную роль в этике Якоба Фридриха Фрайса, но Лотце был точкой отсчета более поздних философий ценностей. распространено и играло важную роль в позднеморальном творчестве Джона Дьюи, так что для выражения value в англоязычных странах придавалось такое же повседневное употребление, как и в немецкоязычных районах.

Лотце принял объективную философию ценности и приписал ценности собственному способу: «действительности». Субъективные теории ценности, напротив, исходят из оценочного суждения как основы ценности: оценочный человек устанавливает отношение между своей шкалой и предметом, представляющим ценность вещи.

Если в основе меры стоимости лежит чувство удовольствия через удовлетворение потребностей, то возникает психологическая теория ценности. Если ценностям придается только относительная важность и значимость, это приводит к ценностному релятивизму как особой форме релятивизма.

Наиболее выдающимися ценностными теориями 19-го и 20-го веков были:

Неокантианство Badische Schule Генриха Риккерта и Вильгельма Виндельбанда, которые приписывают ценностям трансцендентный статус и приписывают им способ проверки, который следует отличать от способа (эмпирического) бытия. Ценности образуют свое собственное царство и имеют абсолютную значимость, существуют, но не в модусе бытия.
жизненная философия Фридриха Ницше, который определяет мировоззрение как результат уважения как «физиологических требований к сохранению определенного вида жизни» и ценностей. Эта признательность выражается в воле к власти. Поэтому он требует переоценки всех ценностей.
австрийская философия ценности Франца Брентано и его учеников Кристиана фон Эренфельса, Эдмунда Гуссерля и Алексиуса Мейнонга
неовитализм Эдуарда фон Гартмана
британский интуитивизм Джорджа Эдварда Мура, Гастингса Рашдалла (1858-1924) и Уильяма Дэвида Росса
прагматизм Уильяма Джеймса, Джона Дьюи и Кларенса Ирвинга Льюиса
Wertphilosophie ценностной феноменологии Макса Шелера и Николая Хартмана, которая следует ранней феноменологии Гуссерля. Шелер обращается к чувству ценности: оно проявляется в интуитивной любви (как выражение ценного) или ненависти (как выражении незаконного) к вещи до того, как их значение было рационализировано. Сами ценности образуют независимую от бытия империю материальных качеств (Шелер).
, а также нейрореализм Ральфа Бартона Перри (1876-1957).

Виндельбанд объяснил философию ценности критической науке об общих ценностях. Этим она отличается от точных наук, изучающих и систематизирующих законы природы и частные явления. Философия ценности образует подлинный центр философии.

Математически точная наука о стоимости была в центре работы Роберта С. Хартмана. Благодаря разработанной им аксиоме науки о ценностях стало возможным построить точную науку о ценностях независимо от различных этических моральных ценностей.

Теория ценностей как всеобъемлющий философский подход, как она была подготовлена ​​Лотце, Гартманом и юго-западным немецким неокантианством, u. а. подвергся резкой критике со стороны Мартина Хайдеггера. Сегодня она уже не представлена ​​как философская теория, хотя все еще имеет сторонников в юриспруденции (например, во влиятельной школе Рудольфа Сменда), и даже анализ оценочного суждения представляет собой совершенно особую тему аналитической философии. Некоторыми представителями философии ценности была философия ценности XIX в.го и начала 20 века, однако, в качестве основы других философских дисциплин, поскольку они претендовали в качестве основы для других областей, таких как логика, этика, эпистемология, философия права, философия культуры, философия религии, социальная философия, политическая философия, экономика и эстетика на службе.

Контекст
Однако явное размышление о ценностях предшествует понятию аксиологии и восходит к Дэвиду Юму, который прежде всего занимается моральными и эстетическими ценностями и развивает антиметафизическую и номиналистическую теорию ценностей. Однако теория Юма определяет ценности как принципы моральных и эстетических суждений, взгляд, который подвергнется критике со стороны Фридриха Ницше и его генеалогической концепции ценностей, согласно которой от ценностей зависят не только эстетические и моральные суждения, но даже научные истины и обыденные истины. наблюдения реагируют на определенные ценности и способы оценки (добровольный иррационализм, близкий Артуру Шопенгауэру и противоречащий Просвещению, продвигаемому Иммануилом Кантом).

Перед ними в порядке важности будет философия Канта, которая поместит возможность Этики в основу Субъекта и Субстанционального Разума (а не в простую инструментальную рациональность утилитаризма Джереми Бентама). Для Канта этика может быть только в том случае, если есть Свобода, условие необходимой Автономии, противостоящей навязанной Гетерономии.

Итак, для Канта, – против консервативного Юма, – Мир Необходимости есть Мир Физики, то есть Мир Механики Ньютона (Кант был скорее физиком, чем профессором философии). Кант, критически читающий Юма, спасает ньютоновскую физику, но разрабатывает предметную теорию как окончательное основание своей философской системы («Gründ», по-немецки), идею, развитую позже Г. Фихте, а затем Г.Ф.В. Гегелем. Для целей Этики Канту нужна здесь не его любимая ньютоновская физика, а регулирующие идеи разума (субстанциального), использующего Понимание (категории инструментального разума для построения научного знания) и Чувствительность (эмпирическое, чувственный опыт). Таким образом, Кант примиряет научный и философский Разум с возможностью практической эмансипации (политической и этической). Великие ценности Канта больше не будут окаменевать в старой, вдохновленной религией Метафизике,

С другой стороны и из другой дискурсивной матрицы Маркс от критики к политической экономии развивает критику стоимости, которая выходит за рамки критики обычной мистификации между потребительной стоимостью и меновой стоимостью. Таким образом, Маркс развивает критику экономической концепции стоимости, которая в значительной степени основывает его критику и социально-экономический анализ. Конечно, цена не есть ценность, но прочтение этой социальной критики не религиозное, не моралистическое, не метафизическое, а с научно-социальными претензиями. Конечно, марксистская критика, хотя и входит в состав философских элементов, выходит за их пределы, потому что находится из социально-исторических элементов, допускающих ее. Маркс, а затем марксизм (в его различных дискурсивных проявлениях) предлагает (n) теорию и практику, ту часть своей теории истории (обычно известную как исторический материализм в его различных вариантах), а также из своей социологической концепции, которая частью современной теории «классовой борьбы», для объяснения различных гегемоний и форм господства в различных конкретно-исторических формациях и в самых общих способах производства. (Например: рабовладельческий способ производства, феодальный способ производства, азиатский способ производства, способ деспотического налогового производства, способ капиталистического производства, бюрократический способ, социалистический способ производства и т. д. Фундаментальным дискурсивным вкладом Маркса была его критика современного феномена отчуждения подавляющее большинство населения земного шара при капиталистической мир-системе.Таким образом возникает «товарный фетишизм»,

Раньше и с тех пор, как существовал экономический избыток людей, существовали и коммерческие отношения. Но именно при капитализме как господствующем способе производства, особенно при промышленном капитализме и, конечно, при нынешнем финансовом капитализме человеческие отношения обычно обусловлены товарной формой. Это означает, что подавляющее большинство нынешних социальных ценностей имеет меркантилистское происхождение. Таким образом, человеческое существо, чей труд является общественным источником всякого богатства, отщепляется от этой генеалогии, от этого социального генезиса и в итоге оказывается менее ценным, чем его продукция, то есть товар. Эти коллективные культурные операции иногда осуществляются очень тонко и с использованием элементов коллективного бессознательного (см. Фрейда и вклад психоанализа здесь), потому что человек посвящен воспроизведению своей непосредственной жизни посредством своей отчужденной работы, поэтому он не может знать структурное происхождение его коллективного отчуждения. Таким образом, решение будет не только этическим и дискурсивным, но и теоретическим и политическим практическим, так что вы сможете трансформировать ваше нынешнее отчужденное социальное состояние.)

Современная аксиология
Современная аксиология занимается не только рассмотрением положительных ценностей, но и отрицательных (или антиценностей), анализом принципов, позволяющих нам считать что-то ценным или нет, и рассмотрением оснований такого суждения. Исследование теории ценностей нашло особое применение в этике и эстетике, областях, где понятие ценности имеет особое значение. Некоторые философы, такие как немцы Генрих Риккерт или Макс Шелер, вносили различные предложения по разработке соответствующей иерархии ценностей. В этом смысле можно говорить об «аксиологической этике», которую разрабатывали, главным образом, Шелер и сам Николай Гартман. С этической точки зрения аксиология является одним из двух основных оснований этики наряду с этикой.

Ценности
Согласно традиционной концепции, ценности могут быть объективными или субъективными. Примеры объективных ценностей включают добро, истину или красоту, которые сами по себе являются целями. Субъективные ценности считаются, однако, когда они представляют собой средство для достижения цели (в большинстве случаев характеризующееся личным желанием).

Кроме того, значения могут быть фиксированными (постоянными) или динамическими (изменяющимися). Ценности также могут быть дифференцированы в зависимости от их важности и могут быть концептуализированы в терминах иерархии, и в этом случае одни будут занимать более высокое положение, чем другие.

Фундаментальная проблема, которая развивается с самого начала аксиологии, к концу 19-го века, это проблема объективности или субъективности всех ценностей. Макс Шелер займет первое из двух мест. Субъективизм с самого начала будет противостоять такому подходу. И он поймет — по-старому Протагору, — что строго человеческое есть мера всех вещей, того, что стоит и что не стоит, и того же масштаба ценностей, не имеющего поддержки во внешней реальности. Альфред Жюль Вчера, в отношении языка, истины и логики, его ранние работы оставят оценочные суждения вне рассмотрения, потому что они не соответствуют принципу эмпирической проверки. Таким образом, этическое и эстетическое есть не что иное, как «выражение» духовной жизни субъекта. Не поддающееся проверке поглощение внешнего мира.

Однако с точки зрения Ницше нет существенной разницы между тем, что традиционная концепция называет «ценностными суждениями» и научными суждениями, поскольку и те, и другие основаны на исторически сформировавшихся и конституирующих себя оценках. такие же специфические способы интерпретации и жизни. Точно так же нет существенной разницы между суждением и действием, поскольку и то, и другое состоит в развертывании определенных сил, которые по определению являются ценными силами и движение которых также зависит от предыдущих оценок.

В философском мышлении есть центральный пункт: какими мы хотим стать в будущем, в лучшем состоянии. Чтобы перейти от текущего состояния к лучшему, необходимо сначала понять, что для внесения улучшений мы должны основывать их на определенных ключевых моментах. В мыслях мы всегда называли их философской или экзистенциальной аксиологией, то есть ценностями, основанными на действии, которое завтра может привести нас к лучшему состоянию; Это потому, что ценности придают смысл и согласованность нашим действиям.

Природа ценности вызывает споры среди ученых разных дисциплин. Это сложная проблема, требующая философской конкретизации. Аксиология – это наука, изучающая ценности, и они имеют философский оттенок. В статье кратко представлена ​​история аксиологии и представлены различные трактовки понятия стоимости, анализируя их с позиций марксистской философии. Выделен диалектико-материалистический ответ в отношении ценности, утверждающий, что это социальное явление, имеющее значение в контексте субъектно-объектных отношений и выражающее потребности и интересы человека или всей природы.

Аксиология Фридриха Ницше

Предварительный просмотр

Zitatvorschau в АПАМЛАЧикагоГарвард

Скопировать в буфер обмена

Экспорт цитирования

ProCite

RefWorks

Диспетчер ссылок

.рис

БибТекс

Зотеро

.биб

Резюме

В своем неповторимом стиле Фридрих Ницше подошел к проблеме всех классов ценностей, а не только моральных. Автор представляет Ницше как философа ценностей par excellence, анализируя жизненные и экономические ценности, религиозные и политические ценности, нравственные и эстетические ценности и, вдобавок ко всему, ценность вообще со всеми ее последствиями для жизни человека и человечества. У Ницше было ценностное чутье, способность чувствовать тончайшие нюансы ценностного феномена и страсть к познанию ценностного универсума. Они были экстраординарными и редко встречались в истории культуры.

Выдержка

Содержание

  • Крышка
  • Заголовок
  • Авторские права
  • Об авторе(ах)/редакторе(ах)
  • О книге
  • Эту электронную книгу можно цитировать
  • Содержание
  • Предисловие
  • I. Переоценка всех ценностей
  • 1. Происхождение ценностей
  • 2. Иерархия ценностей
  • 3. Конфликт ценностей
  • II. Аксиоклазм Фридриха Ницше, или творческое разрушение
  • 1. Философствовать серпом и молотом
  • 2. Машина, производящая славу
  • 3. Садизм Фридриха Ницше
  • III. Фридрих Ницше: человек обиды
  • 1. Инверсия оценивающего взгляда
  • 2. Философия неудачника
  • 3. Немцы — это ад
  • IV. Нигилизм как ценностная болезнь
  • 1. Спаситель как идиот
  • 2. Блаженны нищие духом? Аксиологическое толкование загадочного выражения
  • 3. Философия как трактат о выздоровлении
  • 4. Больные и врачи культуры
  • V. Интерпретация ценностей
  • 1. Герменевтическая справедливость
  • 2. Коррупция и интерпретация
  • VI. Фридрих Ницше как апостол Артура Шопенгауэра
  • 1. Церковь Артура Шопенгауэра
  • 2. Аура Артура Шопенгауэра
  • 3. Шопенгауэр как Искупитель
  • VII. Тирания ценностей Ницше
  • 1. Новая страсть
  • 2. Ницше, смерть и дьявол
  • 3. Демонизм власти
  • Библиография

| 7 →

Предисловие

Несмотря на богатую литературу, посвященную философии Фридриха Ницше, исследования его аксиологии все еще находятся на начальной стадии. Очевидно, что общей теории ценностей он не разработал, но она может быть извлечена с достаточной точностью из его литературно-философских рассуждений, ибо ценность

является предпочтительным объектом философских размышлений во всем его творчестве.

В своем неповторимом стиле Фридрих Ницше подошел к вопросу обо всех классах ценностей, а не только о моральных. Жизненные и экономические ценности, религиозные и политические ценности, нравственные и эстетические ценности и, вдобавок ко всему, ценность вообще со всеми ее последствиями для человеческой жизни и человечества становились одна за другой предметом размышлений столь глубоких, что их можно сказал, что Фридрих Ницше, несомненно, был философом ценностей par excellence . У него было ценностное чутье, способность чувствовать тончайшие нюансы ценностного явления и страсть к познанию ценностного универсума, которые были столь необычны, что редко встречались в истории культуры.

В этой статье я попытался до известной степени применить метод Фридриха Ницше к самому себе; Я пытался быть самим собой по отношению к его работе, «

подземный за работой, копать, добывать, подкапывать», как он сам говорил в Предисловии к Рассвет Дня . Тому, у кого хватит терпения прочитать его lento и покопаться в его творчестве и личности, предстоит еще многое открыть. Аксиология Фридриха Ницше — это попытка выделить некоторые уникальные стороны писателя, о котором парадоксальным образом можно сказать, что чем больше его изучаешь, тем более неизвестным он кажется.

| 9 →

I. Переоценка всех ценностей

1. Происхождение ценностей

Хотя Фридрих Ницше ссылался главным образом на нравственные и религиозные ценности, он в своем творчестве имел в виду весь аксиологический спектр. Характерно, что под моралью ( Мораль ) он имел в виду целую систему ценностей, а не только моральные ценности в строгом смысле этого слова. Эстетические ценности, теоретические ценности, экономические ценности и другие категории ценностей были одна за другой объектами размышлений автора, сыгравшего, несомненно, главную роль в появлении аксиологии как общей теории ценностей.

Проблема происхождения ценностей затрагивается, в частности, в О генеалогии нравов , но эпизодически присутствует в большинстве остальных его работ. Хорошо известен тезис Фридриха Ницше о происхождении духовных ценностей: высшие ценности и идеалы человечества уходят своими корнями в низшие слои человека. Все возвышенное происходит от ужасного страдания. Шедевры, как вещи, несущие духовную ценность, происходят из звериных слоев человеческого бытия. Платон, например, «говорит с простодушием, для которого нужно быть греком, а не «христианином», что не было бы вообще никакой платоновской философии, если бы в Афинах не было таких красивых юношей: вид их первым поверг в душу философа в эротический водоворот и не давал ей покоя до тех пор, пока она не посеяла семя всего высокого в столь прекрасную почву».

1

Не только нравственность в строгом смысле этого слова, но и все виды духовных ценностей являются простыми масками, которыми человек скрывает свои самые низменные инстинкты. Эта идея Фридриха Ницше о происхождении ценностей и особенно моральных ценностей не оригинальна; напротив, она широко распространялась в то время некоторыми «английскими психологами», несмотря на то, что он начал Первый очерк в О генеалогии нравов с борьбы с ними. Кроме того, современный материализм и позитивизм послужили источником вдохновения для его концепции происхождения ценностей. Вклад Фридриха Ницше состоял в том, что он подчеркивал относительный характер любой морали и подчеркивал факт ← 9| 10 → что его происхождение всегда вызывает подозрения. В

Наблюдении конца Первого эссе он поднял очень тонкую аксиологическую проблему, а именно, что « ценности предыдущих оценок», 2 что также подразумевает неявную постановку вопроса о ценности оценщика . И, учитывая, что «нет такой вещи, как моральные явления, а есть только моральное истолкование явлений», 3 проблема герменевтической справедливости становится главной в аксиологии Фридриха Ницше. Он понял, что ни антропологических, исторических и психологических сведений того времени, ни его филологических рассуждений недостаточно, чтобы дать удовлетворительный ответ на вопрос о происхождении ценностей. Вот почему он обратился к филологическим факультетам с весьма необычным для его стиля призывом развивать историческое изучение морали и сотрудничать со специалистами других областей для решения этой проблемы. «Отныне
все
дисциплины должны подготовить будущую задачу философов: эту задачу понимать как решение проблемы ценности , определение иерархии ценностей». 4

Что, по-видимому, было твердо установлено самим Ницше относительно рождения ценностей, так это то, что они имеют сомнительное происхождение и что, несмотря на их кажущуюся яркость, ценности питаются болотом , как он сказал в О генеалогии нравов . И тем не менее ценности не утратили бы своей достоверности, даже если бы их жалкое происхождение можно было доказать с математической строгостью. Может ли кто-нибудь бросить вызов красоте кувшинки только потому, что ее корни уходят в девятку?0183 болото ? Это наблюдение было сделано еще в 1905 году Джованни Папини в его статье «Сумерки философов»

.

Детали

Страницы
114
ISBN (PDF)
9783653070194
ISBN (ePUB)
9783653956702
ISBN (МОБИ)
9783653956696
ISBN (в твердом переплете)
9783631676387
ДОИ
10.3726/978-3-653-07019-4
Язык
Английский
Дата публикации
2016 (июнь)
Ключевые слова
Философия Аксиологическая интерпретация Переоценка всех ценностей Герменевтическая справедливость
Опубликовано
Франкфурт-на-Майне, Берлин, Берн, Брюссель, Нью-Йорк, Оксфорд, Вена, 2016.

About the Author

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Related Posts