Формальная санкция: Социальный контроль — урок. Обществознание, 6 класс.

Годовщина агрессии НАТО. Как начались бомбардировки Югославии

Ровно 22 года назад войска НАТО начали бомбардировки Югославии в рамках операции «Союзническая сила». Авиаудары альянса продолжались 78 дней и пришлись не только на военную, но и на гражданскую инфраструктуру. Операция проходила без санкции Совета Безопасности ООН, что стало грубым нарушением международного права и фактически актом агрессии против суверенной страны. Те события унесли жизни сотен невинных людей, стали началом конца существования Союзной Республики Югославия, а также нанесли колоссальный экологический ущерб территории современной Сербии. Вспоминаем, как развивался конфликт и что привело к его началу.

Формальным поводом стало неисполнение Белградом требования НАТО «вывести югославские войска из автономной области Косово и Метохия», где обострился конфликт между сербским и албанским населением. 

С конца 1980-х годов косовские албанцы требовали расширения автономии края, а в 1990-е годы создали «Освободительную армию Косова» (ОАК), которая объявила о вооруженной борьбе за независимость. В 1998 году боевики ОАК начали нападать на сербскую полицию. Для пресечения волны терактов Белград ввел в край сначала полицейские, а затем регулярные военные части. В регионе фактически началась гражданская война.

Вскоре из Косова стали приходить сообщения об этнических чистках. Самым громким стал инцидент в селе Рачак, где в январе 1999 года сербская полиция якобы казнила 45 мирных албанцев. Впоследствии выяснилось, что это была фальсификация. 

Таким образом ситуация в крае оказалась в центре внимания международного сообщества. Страны НАТО обвиняли Белград в геноциде и угрожали начать военную операцию. В свою очередь ООН, ЕС, ОБСЕ, а также Контактная группа с участием России искали политический выход из кризиса. В феврале 1999 года в пригороде Парижа Рамбуйе начались переговоры между представителями руководства Сербии и косовскими албанцами.

18 марта 1999 года на переговорах в Париже от сербской стороны потребовали подписать британо-американский документ, который гарантировал Косову широкую автономию, требовал вывода сербских войск и техники и фактически передавал край под управление НАТО. К тому же в нем требовались особые льготы для натовских сил: например, свободное перемещение вооруженных военных по территории Сербии и Черногории. Югославская сторона восприняла эти пункты как покушение на суверенитет и отказалась подписывать документ. Это стало формальным поводом для начала операции НАТО в Югославии, которая не была одобрена Совбезом ООН. 

В МИД РФ этот шаг назвали «актом агрессии» и временно заморозили отношения с альянсом.

Направлявшийся в США с официальным визитом председатель российского правительства Евгений Примаков в знак протеста против операции принял решение отменить его и развернуть самолет обратно. Это решение вошло в историю как «разворот над Атлантикой» и вызвало бурный общественный резонанс в России и за рубежом.

Еще за несколько часов до начала операции тогдашний президент РФ Борис Ельцин выступил с телеобращением, в котором назвал действия НАТО ударом по всему международному сообществу и призвал не допустить гибели невинных людей. Глава государства предложил продолжить переговоры с Милошевичем, даже если для это потребуется десять или двадцать раундов.  

К 20-летию операции Совет Федерации РФ принял резолюцию, в которой призвал парламенты иностранных государств и ООН осудить агрессию НАТО против Югославии, назвав ее «актом неприкрытой агрессии против суверенного государства в Европе».

Главной задачей «Союзнической силы» в альянсе называли «предотвращение геноцида» косовских албанцев. От президента Югославии Слободана Милошевича требовали полностью вывести войска из Косова и Метохии. 

Однако, по оценке экспертов, НАТО во многом преследовало геополитические цели. Прежде всего, чтобы усилить свои позиции в регионе после снижения там российского влияния, а также ради отработки оперативной совместимости войск в ходе реальных боевых действий. Об этом же заявлял и глава МИД РФ Сергей Лавров, который связал действия НАТО в Югославии с желаниями альянса распространить свое влияние на восток и приблизить его к границам России.

«Безусловно, югославская история была связана и с желанием продвигать НАТО на восток, поближе к границам Российской Федерации, в этом нет никаких сомнений. Последующее развитие событий доказывает, что так оно в общем-то и было», — сказал российский министр.

«Союзническая сила» была уже не первой операцией НАТО в Югославии. После распада Социалистической Федеративной Республики Югославия в 1990–1991 годах в стране произошло несколько этнических конфликтов, в которые также вмешивались иностранные силы.

В 1992 году военные корабли альянса при поддержке авиации следили в Адриатике за исполнением эмбарго на поставки Югославии вооружений. В 1994 году силы НАТО контролировали бесполетную зону в Боснии и Герцеговине, а в 1995 году (также без резолюции СБ ООН) бомбили позиции боснийских сербов. 

Первые удары по Югославии начались вечером 24 марта и продолжались до 4 часов утра 25 марта. В «Союзнической силе» принимали участие 14 стран — членов НАТО. Военные задействовали свыше тысячи самолетов (большая часть была предоставлена США). 

Как говорится на сайте НАТО, за 78 дней авиация стран альянса совершила 38 тыс. боевых вылетов, свыше 10 тыс. из них — для нанесения бомбовых ударов. 

Согласно исследованиям военных экспертов, силы НАТО выпустили 3 тыс. крылатых ракет и сбросили около 80 тыс. тонн бомб, в том числе кассетных и с обедненным ураном, общий вес которых составил 15 тонн.

Операцию проводили в три этапа:

  1. подавление воздушной обороны Югославии;
  2. нападение на силы югославской армии на территории Косова;
  3. нанесение ударов по наиболее значимым объектам в Сербии. 

С 24 апреля 1999 года под бомбардировками НАТО оказалась вся территория страны. Самолеты сбрасывали бомбы не только на военные, но и на гражданские и даже жилые объекты. К примеру, 23 апреля в Белграде разбомбили здание Радио и телевидения Сербии, в результате чего погибли 16 человек. По заключению ряда международных правозащитных организаций, эта атака попадает в категорию военных преступлений.

Несколько раз натовцы допускали ошибки, приводившие к жертвам среди мирного населения. Так, 14 апреля авиация альянса ударила по колонне албанских беженцев, в результате чего погибли 64 человека. В ночь на 8 мая от натовских бомб пострадало посольство Китая в Белграде, погибли три гражданина КНР. Одним из самых трагичных инцидентов стал удар по косовской деревне Кориша, который произошел в ночь на 14 мая. По данным НАТО, там должны были находиться сербские военные, но под огнем оказались албанские беженцы — 50 человек погибли, столько же получили ранения.

Официально «Союзническая сила» завершилась 10 июня после подписания в Куманово (Македония) соглашения между Югославией и НАТО, согласно которому с территории Косова начался вывод югославских войск. В тот же день СБ ООН принял резолюцию, на основании которой в Косове под эгидой ООН развернули международные гражданские силы (Миссия ООН) и Международные силы безопасности (KFOR), перебросив в страну 37,2 тыс. военнослужащих из 36 стран мира (при существенном участии НАТО).

Уже в следующем году на фоне «бульдозерной революции» Слободан Милошевич потерял власть, а позже был арестован и оказался в Гаагском трибунале по обвинению в преступлениях против человечности. В 2006 году он умер в заключении, так и не дождавшись вынесения приговора.

Через несколько дней после ухода югославской армии из Косова регион покинуло более 160 тыс. сербов и 24 тыс. цыган. Многие из оставшихся там жителей неалбанской национальности стали жертвами нападений, избиений, похищений и убийств.

В феврале 2008 года парламент Косова в одностороннем порядке провозгласил независимость края от Сербии. На сегодняшний день независимым государством Косово признают 104 страны мира. Против признания, помимо Сербии, выступают свыше 60 стран, в том числе Россия, Китай, Индия, Израиль.

Согласно сербским данным, в результате бомбардировок НАТО погибли от 3,5 тыс. до 4 тыс. человек, ранения получили около 10 тыс. Две трети из них были гражданские лица. Материальный ущерб составил до $100 млрд. По данным международных правозащитных групп, во время операции НАТО погибло от 489 до 528 мирных жителей.

Югославия полностью лишилась военно-промышленной инфраструктуры, были разрушены более 1,5 тыс. населенных пунктов, уничтожено или повреждено 40 тыс. жилых домов, 60 мостов, 30% всех школ, около 100 памятников. Бомбардировки нефтеперерабатывающих и нефтехимических заводов привели к заражению водоемов страны токсичными веществами.

По данным ВОЗ, из-за обедненного урана, который военные сбрасывали вместе с бомбами, в регионе выросло число онкологических заболеваний. В числе заболевших также оказались военные альянса, принимавшие участие в операции. Многие из них направили иски по возмещению материального ущерба в суды своих стран (в частности, процессы прошли в Великобритании, Германии, Италии, Нидерландах и Турции). В январе 2021 года первый подобный иск против альянса в Сербии подал бывший военнослужащий армии Югославии.

По официальным данным НАТО, в ходе кампании альянс потерял двух военнослужащих погибшими, а также два боевых самолета.

Теги:

СШАЧерногорияРоссияСербияМилошевич, Слободан

Тест «Современные подходы к пониманию права» — 4ЕГЭ

26 февраля 2022

В закладки

Обсудить

Жалоба

TG 4ЕГЭ

Пробные работы ЕГЭ по обществознанию

19 вопросов.

pp.docx

1. К характерным чертам нормативного подхода к праву не относится

а) общеобязательность
б)рассмотрение права как меры свободы и справедливости
в)формальная определённость
г)отсутствие различия между правом и законом

2. К характерным чертам естественного права относится (-ятся)

а) действует только при условии его закрепления в юридическом документе
б) признание государства высшей ценностью права
в) отрицание отождествления права и закона
г) все перечисленные

3. В РФ право одобрения или отклонения закона предоставлено

а) Совету Федерации
б) Генеральному прокурору РФ
в) Правительству РФ
г) Государственной Думе

4. Верны ли следующие суждения о соотношении естественного и позитивного права?

А. Соотношение естественного и позитивного права выражается в их сближении.
Б. Соотношение естественного и позитивного права выражается в их абсолютном разграничении.

а) верно только А
б) верно только Б
в) верны оба суждения
г) оба суждения неверны

5. Верны ли следующие суждения о естественном праве?

А. Естественное право существует независимо от воли того или иного законодателя;
Б. Естественное право существует только в письменной форме, в виде законов и других юридических актах.
а) верно только А
б) верно только Б
в) верны оба суждения
г) оба суждения неверны

6. На слушания в Государственную Думу по законопроекту А. были приглашены общественные деятели, эксперты в области экономики, социологии, права. О какой стадии законотворческого процесса в РФ идёт речь?

а) законодательной инициативе
б) обсуждении законопроекта
в) принятии закона
г) обнародовании закона

7. Ниже приведён перечень терминов. Все они, за исключением одного, связаны с понятием «нормативный подход к праву».

Санкция, государство, общеобязательность, права человека, правила поведения.
Найдите и укажите термин, относящийся к другому понятию.

8. Прочитайте приведённый ниже текст, в котором пропущен ряд слов. Выберите из предлагаемого списка слова, которые необходимо вставить на место пропусков.

Под правом понимаются притязания людей на ___________(А), труд, равенство, самоопределение и удовлетворение других естественных ___________(Б), заложенных в них от ___________(В). Это так называемое «естественное право». Право рассматривается как система юридических ___________(Г). Это так называемое ___________(Д). В этом смысле понятие права употребляется, как правило, для обозначения самостоятельных ___________(Е) права.

Слова в списке даны в именительном падеже. Каждое слово (словосочетание) может быть использовано только один раз.

Выбирайте последовательно одно слово за другим, мысленно заполняя каждый пропуск. Обратите внимание на то, что в списке слов больше, чем вам требуется для заполнения пропусков.

1) отрасль
2) конституционное право
3) жизнь
4) закон
5) потребность
6) юридическая реальность
7) позитивное право
8) норма
9) рождение

9. Какое из понятий подразумевается в этом определении: «Предусмотренная нормами права способность лично, своими действиями приобретать права и обязанности, а также осуществлять права и обязанности»:

а) дееспособность
б) правоспособность
в) правосубъектность

10. Необходимо назвать юридический факт, возникший независимо от воли и сознания субъекта права:

а) наводнение, повлекшее гибель застрахованного имущества
б) изобретение машины времени
в) поджог, повлекший гибель чужого имущества

11. Объектом отношений собственности является:

а) действия управомоченного лица
б) материальные блага (вещь)
в) действия обязанного лица

12. Как называется социальное отношение, регулируемое нормами права:

а) правоотношение
б) правоспособность
в) правонарушение

13. Какое название носит гражданское правоотношение, в силу которого одно лицо обязано совершить в пользу другого лица определенное действие:

а) обязательство
б) долг
в) обещание

14. Что такое источники права:

а) решения судов по гражданским делам

б) способы закрепления и выражения правовых норм
в) документы

15. Что такое право:

а) система норм
б) правила поведения
в) совокупность общеобязательных норм и правил поведения, установленных или санкционированных государством

16. Правоотношения между работником и работодателем относятся к таким правоотношениям:

а) административным
б) трудовым
в) семейным

17. Правоотношения между продавцом и покупателем относятся к таким правоотношениям:

а) административным
б) трудовым
в) гражданским

18. Что является основополагающим правовым актом, регулирующим семейные отношения в России:

а) Уложение о семейных отношениях РФ
б) Семейный кодекс РФ
в) Кодекс о браке и семье РФ

19.Перечислите основные отрасли системы российского права.

Ответы

1. б
2. в
3., а
4. верно только А
5.

верно только А
6. б
7. правила поведения
8. 3 5 9 8 7 1
9., а
10., а
11. б
12., а
13., а
14. б
15. в
16. б
17. в
18. б
19. гражданское, уголовное, административное, финансовое, трудовое, семейное
20. основные источники права: правовой обычай, судебный прецедент, нормативный правовой акт.

Информация для студентов и преподавателей

«Мы предоставляем надежные, доступные и точные рецензируемые учебные пособия, которые отражают мнение экспертов — все на языке, понятном студентам университета!»


Крис Дрю, доктор философии
Основатель и главный редактор

О курсе «Уверенность в написании эссе»

Что говорят мои ученики

«ЛЮБОВЬ, ЛЮБОВЬ, ЛЮБОВЬ Крис. Один из лучших учителей, которые у меня когда-либо были. Мне нравится его легкий и понятный стиль преподавания».


Джессика Т.
Студент социальных наук

«Я был так впечатлен поддержкой и присутствием Криса. Крис такой вовлеченный, поддерживающий и энергичный. Без его замечательного руководства и энтузиазма я бы не учился так хорошо, как в университете».


Салли Р.
Бакалавр педагогических наук Студент

«Крис поддерживает и очень эффективно учит. У него отличный способ объяснить суть и разбить все на мелкие кусочки. Он изо всех сил старается помочь своим ученикам стать лучше».


Кристин С.
Молодежная студентка

«Крис выходит за рамки любого другого учителя, которого я когда-либо имел, очень доступный и в курсе всех мельчайших деталей. Большое спасибо Крису».


Джеймс Л.
Бакалавр гуманитарных наук Студент

Пройти курс написания эссе

Как показано в

The Economist

Readers Digest

Times Высшее образование

Журнал eLearn

Просмотр сайта


Академическое письмо Навыки

Поиск


Советы по учебе в колледже

Поиск


Тематические учебные пособия

Поиск


Поиск учебных пособий

Лучшие учебные пособия по академическому письму и обучению

Как написать введение, которое поразит вашего учителя

Практические советы о том, как написать введение для вашего следующего эссе.

Как избежать прокрастинации во время учебы

Вот 11 научно обоснованных советов о том, как не отвлекаться от учебы.

Как начать эссе (если не знаешь, что написать)

Иногда первое предложение самое сложное. Вот ваше решение.

Как найти научные источники в Интернете (бесплатно)

Простое руководство по поиску научных источников, необходимых для вашей следующей статьи.

Моя идеальная формула структуры абзаца

Это один из моих самых больших и лучших приемов для написания потрясающих глубоких эссе.

Должны ли вы получить Grammarly? Вот мое мнение.

Я смотрю на аргументы с обеих сторон этой темы.

Как перефразировать как профессионал, чтобы получить высшие оценки

Перефразировать сложно, но с помощью этой простой формулы я превратил это в искусство.

Как отредактировать эссе, чтобы получить на 13% более высокие оценки

Исследования показывают, что правильное редактирование повысит вашу оценку на 13%.

About the Author

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Related Posts