Формами самосознания являются самочувствие: 4. Самосознание и его формы

4. Самосознание и его формы

Сознание предполагает выделение себя в качестве носителя определенной активной позиции по отношению к миру, то выделение себя, отношение к себе, оценка своих возможностей, которые являются необходимым компонентом всякого сознания, и образует разные формы той специфической характеристики человека, которая именуется самосознанием. Самосознание есть определенная форма сознания. Самосознание – это осознание человеком своих действий, чувств, мыслей, мотивов поведения, интересов, своего положения в обществе. Самосознание можно определить как осознание, оценку человеком своего знания, нравственного облика, присущих ему идеалов, мотивов поведения. Специфика самосознания состоит в том, что в акте самосознания сознание человека, будучи субъективной формой действительности, само раздваивается на субъект и объект. Такое раздвоение является очевидным и постоянно наблюдаемым фактом. Субъективная реальность наряду с сознанием и бессознательным имеет также самосознание.

При самосознании субъект делает объектом изучения свое сознание.

Идеализм рассматривает самосознание как созерцание душой психических переживаний. Так, Фихте считал, что первым актом сознания было осознание субъектом своего собственного «Я». Гегель писал о саморазвитии и самозавершении сознания в самосознании. В диалектико-материалистической философии самосознание рассматривается как осознание самого себя в качестве общественного существа.

Формирование самосознания человека начинается не с осознания им самого себя как личности, противопоставленной природе и родовому коллективу. Процессу формирования осознания человеком самого себя как разумной личности предшествовал процесс формирования осознания родом самого себя как единого целого. Процесс оформления родового самосознания служил одним из условий и предпосылок возникновения личного самосознания. Первоначально выделял себя и противопоставлял окружающему миру, другим людям не отдельный человек, а род.

Предпосылки самосознания имелись в животном мире в форме инстинктивного ощущения отличия своего организма от остального предметного мира. И.М. Сеченов писал также о детском самочувствовании, из которого родится в зрелом возрасте самосознание, дающее возможность отделять свое внутреннее от приходящего извне.

Наряду с психофизическими предпосылками самосознания имеются и социальные предпосылки. Самосознание не является созерцанием собственного изолированного индивида. Оно возникает в процессе общения. К.Маркс писал: «Человек сначала смотрится, как в зеркало, в другого человека. Лишь отнесясь к человеку Павлу как к себе подобному, человек Петр начинает относиться к самому себе как к человеку». Поведение окружающих людей служит для него как бы опорой, чтобы представить себе свое собственное я, каково оно в действительности. Таким образом, самосознание в процессе жизни человека развивается не только на базе ощущений и чувств, но и на основе его деятельности.

Самосознание есть сознание, направленное на самого себя. В чем его специфика? Она определена тем, что в акте самосознания сознание человека, будучи субъективной формой действительности, само раздваивается на субъект и объект. Самосознание обычно рассматривают лишь в плане индивидуального сознания, как проблему «Я».

При этом выделяют следующие формы самосознания: 1) первой формой самосознания является самочувствие, элементарное осознание своего тела и его «вписанности» в мир окружающих вещей и людей, 2) вторая форма самосознания связана с осознанием себя в качестве принадлежащего к тому или иному человеческому сообществу, к культуре, 3) третьей, высшей формой является возникновение сознания как «Я» совершенно особого образования, похожего на «Я» других людей и вместе с тем в чем-то уникального и неповторимого.

Самосознание возникает на основе сознания как в процессе исторического развития человека (филогенез), так и в процессе развития отдельного человека (онтогенез). Самосознание рождается не в результате внутренних потребностей изолированного сознания, а в процессе коллективной практической деятельности и межчеловеческих взаимоотношений.

Самосознание, рассматриваемое в философском аспекте, наряду с гносеологией включает и социологический аспект. Мы говорим о классовом самосознании, о национальном самосознании, о самосознании человечества, т.е. о трех специфических социальных формах самосознания.

Самосознание не только возникает в процессе совместной деятельности и общения с другими людьми и генетически связано с отношениями к себе «с точки зрения другого. Самосознание является высшей формой сознательного отношения человека. Выделив себя из объективного мира и противополагая себя ему, человек осознает себя как личность. Но оно постоянно проверяется, корректируется и развивается в ходе включения человека в систему меняющихся отношений. Явные формы самосознания, когда те или иные феномены сознания становятся предметом специальной аналитической деятельности субъекта, носят название рефлексии. Человек рефлектирует, анализирует себя с точки зрения определенного идеала личности.

Основная функция и жизненный смысл самосознания состоит в необходимости саморегулирования поведения и деятельности человека в системе общественных отношений, в отношении с другими людьми, с обществом в целом. Способность саморегулирования предполагает знание себя, своих физических и умственных возможностей. Благодаря функции саморегулирования и самоконтроля самосознание является важнейшим условием совершенствования человеком самого себя. Таким образом, самосознание формируется в процессе общения человека с окружающими людьми и его деятельности и включается в процесс становления личности. Благодаря функции саморегулирования и контроля самосознание является важнейшим условием сознательного развития и совершенствования личности.

4. Самосознание. Введение в философию

4. Самосознание

Сознание предполагает выделение субъектом самого себя в качестве носителя определенной активной позиции по отношению к миру. Это выделение себя, отношение к себе, оценка своих возможностей, которые являются необходимым компонентом всякого сознания, образуют разные формы той специфической характеристики человека, которая именуется самосознанием.

Структура и формы самосознания

Самосознание — динамичное исторически развивающееся образование, выступающее на разных уровнях и в разных формах. Первой его формой, которую иногда называют самочувствием, является элементарное осознание своего тела и его вписанности в мир окружающих вещей и людей. Оказывается, что простое восприятие предметов в качестве существующих вне данного человека и независимо от его сознания уже предполагает определенные формы самоотнесенности, то есть некоторый вид самосознания. Для того чтобы увидеть тот или иной предмет как нечто существующее объективно, в сам процесс восприятия должен быть как бы «встроен» определенный механизм, учитывающий место тела человека среди других тел — как природных, так и социальных — и изменения, которые происходят с телом человека в отличие от того, что совершается во внешнем мире.

Иначе произошло бы спутывание, смешивание тех изменений образа предмета, которые вызваны процессами, происходящими в самой действительности, и тех, которые всецело обязаны субъекту (например, приближение или удаление человека от предмета, поворот его головы и т. д.). Психологи говорят о том, что осознание действительности на уровне восприятия предполагает определенную, включенную в этот процесс «схему мира». Но последняя, в свою очередь, в качестве своего необходимого компонента предполагает определенную «схему тела».

Следующий, более высокий уровень самосознания связан с осознанием себя в качестве принадлежащего к тому или иному человеческому сообществу, той или иной культуре и социальной группе. Наконец, самый высокий уровень развития этого процесса — возникновение сознания Я как совершенно особого образования, похожего на Я других людей и вместе с тем в чем-то уникального и неповторимого, могущего совершать свободные поступки и нести за них ответственность, что с необходимостью предполагает возможность контроля над своими действиями и их оценку.

Однако самосознание — это не только разнообразные формы и уровни самопознания. Это также всегда и самооценка и самоконтроль. Самосознание предполагает сопоставление себя с определенным, принятым данным человеком идеалом Я, вынесение некоторой самооценки и — как следствие — возникновение чувства удовлетворения или же недовольства собой.

Самосознание — настолько очевидное свойство каждого человека, что факт его существования не может вызвать никаких сомнений. Более того, значительная и весьма влиятельная ветвь идеалистической философии утверждала, начиная с Декарта, что самосознание — это как раз единственное, в чем никак нельзя усомниться. Ведь если я вижу какой-то предмет, то он может оказаться моей иллюзией или галлюцинацией. Однако же я никоим образом не могу сомневаться в том, что существую и существует процесс моего восприятия чего-то (пусть даже это будет галлюцинация). И вместе с тем самое небольшое размышление над фактом самосознания вскрывает его глубокую парадоксальность.

Ведь для того, чтобы осознавать самого себя, нужно видеть себя как бы со стороны. Но со стороны меня может видеть только другой человек, а не я. Даже свое тело я лишь отчасти могу видеть так, как его видит другой. Глаз может видеть все, кроме самого себя. Для того чтобы человек мог видеть самого себя, осознавать самого себя, ему необходимо иметь зеркало. Увидев свой образ в зеркале и запомнив его, человек получает возможность уже без зеркала, в своем сознании видеть себя как бы «со стороны», как «другого», то есть в самом сознании выходить за его пределы. Но для того чтобы человек увидел себя в зеркале, он должен осознать, что в зеркале отражен именно он, а не какое-то другое существо. Восприятие зеркального отображения как своего подобия кажется абсолютно очевидным. Между тем в действительности это вовсе не так. Недаром животные не узнают себя в зеркале. Оказывается, для того чтобы человек увидел себя в зеркале, он должен уже обладать определенными формами самосознания. Формы эти не даны изначально.
Человек их усваивает и конструирует. Он усваивает эти формы с помощью другого зеркала, уже не реального, а метафорического. Это «зеркало», в котором человек видит самого себя и с помощью которого он начинает относиться к себе как к человеку, то есть вырабатывает формы самосознания, — общество других людей. Об этом сложном процессе хорошо сказал К. Маркс: «Так как он [человек] родится без зеркала в руках и не фихтеанским философом: „Я есмь я“, то человек сначала смотрится, как в зеркало, в другого человека. Лишь отнесясь к человеку Павлу как к себе подобному, человек Петр начинает относиться к самому себе как к человеку. Вместе с тем и Павел как таковой, во всей его павловской телесности, становится для него формой проявления рода „человек“» [1].

Отношение человека к самому себе необходимо опосредовано его отношением к другому человеку. Самосознание рождается не в результате внутренних потребностей изолированного сознания, а в процессе коллективной практической деятельности и межчеловеческих взаимоотношений. Важно отметить, что человек не только себя воспринимает по аналогии с другим, но и другого — по аналогии с собой. Как показывают современные исследования, в процессе развития самосознания осознание себя и осознание другого человека в качестве похожего на меня и вместе с тем отличного от меня возникают одновременно и предполагают друг друга.

Предметность и рефлексивность самосознания

Самосознание существует не только в различных формах и на разных уровнях, но и в разной степени проявленности и развернутости. Когда человек воспринимает какую-то группу предметов, то с этим, как уже было сказано, необходимо связано осознание «схемы тела», места, которое занимает его тело в системе других предметов и их пространственных и временных характеристик, осознание отличия сознания этого человека от воспринимаемых им предметов и т. д. Однако все эти факты сознания находятся в данном случае не в его «фокусе», а как бы на его «периферии». Непосредственно сознание человека нацелено на внешние предметы. Тело человека, его сознание, его познавательный процесс не входят непосредственно в круг предметов его сознательного опыта. Самосознание в этом случае выражается как бы «неявным» образом.

С этим интересным явлением связан ряд любопытных фактов восприятия. Приведем в этой связи следующий пример. Когда человек касается рукой предмета, он чувствует сам предмет, а не свою руку. Осязательное восприятие говорит о внешнем предмете, а не о самом человеке. И лишь на «заднем плане» сознания человек переживает акт собственного касания и локализует его на кончиках собственных пальцев (это и выступает как элементарная форма самосознания). В том случае, если человек трогает предмет не рукой, а палкой, осязательное восприятие опять-таки относится к самому предмету, а не к использованному средству — палке. Последняя уже не попадает в фокус сознания, а оказывается на его периферии и переживается воспринимающим человеком как непосредственное продолжение его тела. В этом случае ощущение воздействия предмета на человека (выступающее в данном случае как своеобразная элементарная форма самосознания) любопытным образом переживается человеком как локализованное уже не на кончиках его пальцев, а на конце палки или зонда.

Явные формы самосознания, когда те или иные феномены сознания становятся предметом специальной аналитической деятельности субъекта, носят название рефлексии. Важно отметить, что рефлексия — это всегда не просто осознание того, что есть в человеке, а одновременно и изменение самого человека, попытка выхода за границы того уровня развития личности, который был достигнут. Сама рефлексия над состояниями сознания, над особенностями той или иной личности всегда возникает в контексте сознаваемой или несознаваемой задачи прояснения системы сознания и личности. Когда человек сознает себя как Я с такими-то особенностями, он превращает в устойчивый предмет некоторые до того текучие и как бы «распыленные» моменты своей психической жизни. Человек рефлексивно анализирует себя в свете того или иного идеала личности, выражающего его тип отношения к другим людям. Когда человек анализирует себя, пытается дать отчет в своих особенностях, размышляет над своим отношением к жизни, стремится заглянуть в тайники собственного сознания, он тем самым хочет как бы «обосновать» себя, лучше укоренить систему собственных жизненных ориентиров, от чего-то в себе отказаться, в чем-то еще более укрепиться. В процессе и результате рефлексии происходит изменение и развитие индивидуального сознания.

Не следует, однако, думать, что образ самого себя, который творит человек в разных формах самосознания, всегда адекватен своему предмету — реальному человеку и его сознанию. Между ними может существовать разрыв, возможность которого особенно велика как раз на стадии развернутого явного самосознания в виде рефлексии. Однако этот разрыв может быть и в элементарных формах самосознания, самостроительстве, самоопределении личности.

Казалось бы, что может быть элементарнее простого самопереживания, выраженного в утверждении «мне больно»? Однако обратим внимание на то, что обычно осознание собственной боли связано с определенной локализацией этого переживания, и эта локализация иной раз бывает ошибочной (что знакомо каждому, у кого, например, болели зубы). Если в сознании человека всплывает какой-то образ, то он пытается определить его, то есть выяснить, о чем он говорит, к какому конкретному лицу или событию жизни относится. Нередко человек ошибается в осмыслении отдельных образов: например, ошибочной локализует в пространстве и времени предмет того или иного воспоминания, неверно соотносит данный образ с тем или иным лицом и т. д.

Если же человек пытается рефлективно осознать особенности своей личности, осмыслить себя в целом, то возможность ошибки еще больше. Дело в том, что человек в целом не открывается себе в акте индивидуальной рефлексии, а обнаруживается наиболее всесторонне в своих отношениях с другими людьми, в своих действиях и социально значимых поступках. Последние наиболее адекватно могут быть поняты как раз другими. Другой человек, судящий о данном человеке извне, нередко может лучше понять его, чем последний понимает сам себя. В той мере, в какой человек учитывает объективную оценку себя, возникающую в процессе коллективной деятельности и взаимоотношений с другими людьми, он и сам может судить о себе более точно.

Важно, однако, подчеркнуть, что самосознание не только возникает в процессе совместной деятельности и общения с другими людьми и генетически связано с отношением к себе с «точки зрения другого», но что оно постоянно проверяется, корректируется, исправляется и развивается в ходе жизни человека в системе межчеловеческих отношений.

Это относится и к таким феноменам сознания, которые не просто выражают субъективные состояния того или иного индивида, а претендуют на общезначимость и существуют в объективированной, отделенной от конкретного индивида форме, в форме книг, картин, скульптур и т. д., то есть в форме культуры. Дело в том, что тот смысл, который автор вложил в то или иное произведение (а этот смысл и выступает как рефлексия автора над тем, что он сделал), может не совпадать с тем объективным смыслом, который заложен, реально имеется в этом произведении, но был выявлен не автором, а умным читателем, критиком, интерпретатором.

Итак, феномен самосознания, который кажется чем-то очень простым и самоочевидным, в действительности оказывается очень сложным, многообразным, находящимся в весьма непростых отношениях со своим носителем, развивающимся и изменяющимся в процессе включения человека в систему коллективной практической деятельности и межчеловеческих отношений.

Несмотря на огромные усилия, затраченные философией и другими науками, проблема человеческого сознания (индивидуального и общественного) далека от своего решения. Много неясного таят в себе механизмы, функции, состояния, структура и свойства сознания, его взаимоотношения с деятельностью и личностью индивида, пути его формирования и развития, связи с бытием. Важно подчеркнуть, что вопрос о взаимоотношении сознания и бытия не сводится к вопросу о первичности и вторичности, хотя и исходит из этого. Изучение отношения сознания и бытия включает исследование всех его многообразных и исторически меняющихся типов и форм, то есть в некотором роде это «вечный вопрос». «Вечный» не в смысле невозможности доказательного его решения, а в том смысле, что развитие форм человеческой жизнедеятельности, прогресс культуры и науки постоянно усложняют и изменяют конкретные формы отношения сознания и бытия и ставят множество проблем перед философской мыслью.

Место сознания в структуре бытия не может быть преуменьшено. Его следует понимать как нечто работающее, соучастное бытию, существенное для жизни, а не как нечто эпифеноменальное, существующее вне и над жизнью. Сознание проявляет себя не только в отношении к действительности. Оно есть и отношение в действительности, то есть оно есть и реальное дело. Очевидно, что между этими двумя ведущими типами отношений к миру имеются не только существенные различия, но и реальные противоречия, преодоление которых отнюдь не просто, как не просто преодоление противоречий между сознанием и деятельностью, мыслью и словом, словом и делом. Единство сознания и деятельности, о котором говорят психологи, не дано, а задано. Оно должно быть построено. Точнее, оно должно строиться постоянно.

Важно отметить, что сознание, деятельность и личность индивида представляют собой весьма противоречивое, развивающееся и не очень легко дифференцируемое единство. Конечно, можно и нужно изучать каждый из этих феноменов отдельно. Однако надо всегда иметь в виду целое, то есть человека и его место в мире. В этом целом в качестве ведущего фактора на разных этапах развития может выступать либо деятельность, либо сознание, либо личность. Но при этом сознание выступает в качестве связки, опосредствующего звена между деятельностью и личностью.

Если перейти от познавательного плана рассмотрения проблем сознания к социотехническому (проективному, формирующему) и ценностному, то совершенно очевидно, что обществу необходима не всякая деятельность, не пустой активизм, а деятельность квалифицированная, целенаправленная, целесообразная, произвольная, сознательная. Равным образом обществу необходима не просто эмпирическая человеческая индивидуальность, а личность, обладающая мировоззрением, убежденная, самостоятельная, имеющая власть над собой и над деятельностью, способная к совершению свободных действий — поступков, словом, обладающая сознанием. Общество не удовлетворяет созерцательное, бездеятельное сознание, равно как и безличное (и безличностное), равнодушное понимание, знание, то есть так называемая сознательность или «умозрение жизни» частного индивида. Поэтому-то «сознание» — не просто эпитет, используемый применительно к понятиям «деятельность» и «личность», оно должно составлять их сущностное свойство, входить в их определение. Хотя общество, казалось бы, всегда апеллирует к сознанию, тем не менее его реальные воспитательные, организационные и другие меры направляются на деятельность и на личность. Качество и действенность таких мер определяется тем, насколько в них учитывается вся полнота триады: деятельность, сознание, личность. Эта триада как предмет специально построенного исследования, как социотехнический и психотехнический объект развития и формирования связывает обществоведение и человековедение, которые друг без друга одинаково беспомощны в решении насущных практических социальных проблем. Действенное и действующее сознание является очень важным положительным фактором развития общества и его институтов. В основе такого сознания должны лежать мысли о смысле человеческого бытия, о подлинно человеческих ценностях. Когда этого нет, то сознание остается узким, ограниченным, неразвитым, несовершенным.

Имеется целый ряд способов расширения и развития сознания. К их числу относятся не только различные формы предметно-практической, коммуникативной, учебной и воспитательной деятельности, но и рефлексия, самосознание, самооценка, самоактуализация личности. Что означает расширение сознания? Сознание нельзя полностью свести ни к одному из целого ряда условно выделяемых и представленных ему миров: к миру идей, понятий, значений, научных знаний; к миру человеческих ценностей, эмоций и смыслов; к миру образов, представлений, воображения, культурных символов и знаков; к миру производительной предметно-практической деятельности. Еще меньше его можно свести к миру предметов, созданных в результате такой деятельности, в том числе орудий и средств новейшей информационной технологии. Сознание не только рождается и присутствует в этих мирах. Оно может метаться между ними, погружаться в какой-либо из них; подниматься или витать над всеми ними; сравнивать, оценивать, судить их. Оно может судить и самое себя. Вот почему так важно, чтобы все эти миры, включая и мир сознания, были открыты ему. Именно в этом случае сознание будет обладать не только рефлексивными, но и бытийными чертами. Оно сможет осторожно и вместе с тем решительно вмешиваться в бытие, преодолевать слепые или, как говорил В. И. Вернадский, бессознательные устремления науки и техники, породившие огромное число глобальных проблем современности. Для их решения человечеству нужно планетарное, вселенское, или же подлинно культурное сознание, сравнимое с мощью технократического мышления. Исследование и формирование такого сознания — это вызов со стороны культуры современной науке и образованию. В поисках такого (возможно, утраченного) сознания философия и наука должны обратиться к культуре, мифу, религии, политике и, конечно, к своей собственной истории, где возникали представления о ноосфере, о власти Разума.

15. ВСЯКОЕ САМОСОЗНАНИЕ РЕЛИГИОЗНО. ШЕЛЕР

15. ВСЯКОЕ САМОСОЗНАНИЕ РЕЛИГИОЗНО. ШЕЛЕР Человек живет, существует, мыслит и действует лишь в реляции к Абсолютному, лишь предполагая Абсолютное. Это существенное предположение Абсолютного, без которого нет человека и в сущности нет ничего, Шелер называет «религиозным

3.

 Философское самосознание

3. Философское самосознание Если вообразить себе напряжение, требуемое для такого обилия рукописных страниц, то можно предугадать, сколь сильно у Гуссерля жизнь и философия переплетались между собой. Он не только ввел масштаб философии в строгом смысле абсолютного

4. Самосознание

4. Самосознание Сознание предполагает выделение субъектом самого себя в качестве носителя определенной активной позиции по отношению к миру. Это выделение себя, отношение к себе, оценка своих возможностей, которые являются необходимым компонентом всякого сознания,

VII. Самосознание науки

VII. Самосознание науки Наука не может понять сама себя, дать объяснение своей собственной природы, не переходя за грань детерминизма и механического мировоззрения и не вступая на почву метафизических проблем. Пусть все есть механизм, как предполагает и утверждает наука,

3. Самосознание

3. Самосознание Сознание как продукт социального развития существует лишь в форме психической деятельности. Психика – это особая форма отражения реальности. Такой подход позволяет выделить и другие свойства сознания. Существенно, что, отражая действительность, оно и

1. Самосознание в себе

1. Самосознание в себе Итак, с самосознанием мы вступаем теперь в родное ему царство истины. Посмотрим, в каком Виде прежде всего выступает форма самосознания. Если мы рассмотрим эту новую форму знания — знание о себе самом, по отношению к предшествующему — к знанию о

2. Божественный законодатель и несовершенное моральное самосознание

2.  Божественный законодатель и несовершенное моральное самосознание Моральное сознание как простое знание и желание чистого долга соотнесено в поступках с предметом, противоположным простоте этого сознания, с действительностью многообразного случая, и в силу этого

4. Самосознание

4. Самосознание Сознание предполагает выделение субъектом самого себя в качестве носителя определенной активной позиции по отношению к миру. Это выделение себя, отношение к себе, оценка своих возможностей, которые являются необходимым компонентом всякого сознания,

САМОСОЗНАНИЕ

САМОСОЗНАНИЕ САМОСОЗНАНИЕ — (само-со-знание) — противоположное осознанию внешнего мира (объекта) переживание единства и специфичности «Я» как автономной (отдельной) сущности, наделенной мыслями, чувствами, желаниями, способностью к действию. Включает в себя процессы

Вторая ступень.

Самосознание

Вторая ступень. Самосознание § 22Как самосознание Я созерцает само себя, и выражением его в его чистоте является Я=Я, или: Я есмь Я.§ 23Этот принцип самосознания лишен всякого содержания. Стремление самосознания в том и состоит, чтобы {85}реализовать свое понятие и полностью

§ 4. Экзистенциальное правовое самосознание

§ 4. Экзистенциальное правовое самосознание Это та сфера сознания, где человек имеет дело с жизненными смыслами и соответствующим образом на них реагирует в форме стоического, скептического, несчастного и разорванного сознания.Форма стоического сознания характерна для

37. СОЗНАНИЕ, САМОСОЗНАНИЕ И РЕФЛЕКСИЯ

37. СОЗНАНИЕ, САМОСОЗНАНИЕ И РЕФЛЕКСИЯ Сознание — это высшая, свойственная только людям и связанная с речью функция мозга, заключающаяся в разумном регулировании и самоконтролировании поведения человека, в целенаправленном и обобщенном отражении действительности, в

5.

 Сознание, самосознание и рефлексия

5. Сознание, самосознание и рефлексия Человек есть не только сам в себе, но есть и для себя, что проявляется в обращенности на самого себя: он осознает себя. Человек мыслит и знает себя. Он отдает себе отчет в том, что делает, думает, чувствует. И исторически, и в ходе своего

самосознание

Самосознание: как уменьшить самосознание

Термин «самосознание» звучит не так уж плохо, если его разложить. В конце концов, осознание себя — это то, в чем мы все нуждаемся, чтобы действовать как социальные существа в социальном мире. Однако самосознание часто описывает преувеличенную сосредоточенность или неудобное отношение к себе и к тому, как нас воспринимают. Проблема с самосознанием заключается в том, что оно часто основано на искаженном восприятии, а также может привести к неправильной оценке восприятия других. В конечном счете, это может изменить наше поведение так, что это не будет отражать того, кто мы есть на самом деле, или того, как мы будем взаимодействовать естественным образом.

Многие из нас испытывают ненужный уровень самосознания, который сдерживает нас или выводит из формы. Мы можем начать менять это, узнав, что лежит в основе нашего самосознания. Как это влияет на нас? И, наконец, что мы можем с этим поделать?

Что вызывает наше самосознание?

Как человеческие существа, мы существуем в чрезвычайно социальной среде. То, как нас видят, важно для определения того, выберут ли нас — будь то школа, работа или свидание. Однако в настоящее время мы, кажется, живем в культуре, в которой мы более заметны, чем когда-либо. Социальные сети и новое давление, которое с ними связано, могут вызвать у нас повышенный уровень беспокойства и застенчивости, поскольку нас больше беспокоит не только то, как нас воспринимают лицом к лицу, но и то, как нас представляют виртуально. Хотя о связи социальных сетей с нарциссизмом было сказано много, новые исследования показывают, как они вредят нашей самооценке и психическому здоровью в целом.

Хотя эти новые технологические возможности для саморазоблачения могут стать трамплином для самосознания, у этих чувств есть более глубокие корни. Доктор Роберт и Лиза Файрстоун уже более 30 лет проводят тематические исследования, изучая негативный мыслительный процесс, которым обладают люди, называемый их «критическим внутренним голосом». Оценивая, какие самокритичные мысли или «голоса» испытывают люди, они обнаружили, что наиболее распространенным «голосом» в списке было «вы не такой, как другие люди». Это чувство, что с нами что-то не так, может исходить из раннего чувства стыда, страха или разочарования. Как сказала доктор Лиза Файрстоун:

Наши критические внутренние голоса укоренены в нашем раннем детстве и усиливаются в детстве, юности и во взрослой жизни. Хотя на негативный внутренний голос могут повлиять, а иногда и ухудшить текущие жизненные переживания, такие как серьезная травма или оскорбительные отношения, у взрослых он не развивается внезапно; он основан на имплицитных воспоминаниях о травмах, пережитых в детстве. Это не обязательно «Большая Т-травма», такая как сексуальное или физическое насилие, а повседневная травма, которую дети испытывают в процессе взросления.

Каждый из нас переживает в детстве какие-либо невзгоды, будь то борьба с критически настроенным опекуном, отсутствующим родителем или школьным хулиганом, но, по иронии судьбы, часто именно эти невзгоды заставляют нас чувствовать себя одинокими, уступает или отличается от всех остальных. Степень, в которой мы верим этому критическому внутреннему голосу на протяжении всей нашей жизни, часто коррелирует с тем, насколько застенчивыми мы себя чувствуем во всех видах социальных взаимодействий и отношений, от заказа кофе до приглашения кого-то на свидание.

Как самосознание влияет на нас

Если мы действуем с точки зрения того, что выделяемся каким-то негативным образом, мы склонны изменять свое поведение в ответ на эти самосознательные чувства. Мы можем стать интровертами и самодостаточными или тревожными и склонными к сверхкомпенсации, чтобы быть принятыми. Это чувство может подтолкнуть нас к тому, чтобы держаться особняком или пытаться слиться с остальными. Застенчивость часто приравнивается к застенчивости. Мы можем испытывать преувеличенное чувство стыда или смущения, когда приступаем к определенным задачам или взаимодействию. Эти чувства могут отражаться во всем, от выражения лица до языка тела.

Когда люди стесняются, они часто боятся выделиться или выставить себя дураками. Общие «голоса», выраженные в отношении самосознания, включают:

  • Ты такой уродливый. Никто не хочет смотреть на тебя.
  • Ты скучный. Вам нечего сказать.
  • Ты такой неуклюжий. Вы делаете людей неудобными.
  • Ты им не понравишься, когда они узнают тебя по-настоящему.
  • Вы мошенник. Они могут сказать, что вы фальшивка.
  • Вас никогда не примут.
  • Никто никогда не полюбит тебя.
  • Просто ведите себя сдержанно
  • Не опускай голову.
  • Берегите себя.
  • Не беспокоить других людей.
  • Тьфу, ты только что выставил себя дураком. Они смеются над тобой.

Когда такие мысли заполняют наши головы, нам становится еще труднее чувствовать себя непринужденно и действовать естественно. Когда мы прислушиваемся к своему критичному внутреннему голосу, мы склонны становиться более застенчивыми. Мы можем последовать его совету изолировать себя, не рисковать и не выставлять себя напоказ, а затем наказывать себя критическими мыслями вроде: «Ты такой неудачник. Какой одиночка. Ты никогда не добьешься успеха, не заведешь отношений и не заведешь настоящих друзей». Ключом к преодолению самосознания является выявление этих деструктивных установок, изучение того, откуда они на самом деле берутся, и изучение стратегий противодействия им в нашей повседневной жизни.

Итак, как мы можем уменьшить наше самосознание?

1. Не поддавайтесь своему внутреннему критику

Доктор Роберт и Лиза Файрстоун много писали о том, как преодолеть свой критический внутренний голос. Шаги включают в себя:

  1. Идентификация ваших конкретных голосов
  2. Размышление о том, откуда эти негативные мысли могли возникнуть
  3. Отвечать своему внутреннему критику с реалистичной, сострадательной точки зрения
  4. Понимание того, как ваши голоса влияют на ваше поведение
  5. Вызывающее самоограничение или саморазрушительное поведение

Узнайте больше об этих шагах здесь

2. Относитесь к себе как к другу

Людям гораздо легче увидеть лучшее в других, чем в себе. Мы смотрим на наших друзей добрыми глазами. Мы ценим их качества и прощаем их причуды. Если мы сможем культивировать подобное отношение к себе, а затем возьмем за правило нести это отношение с собой в течение дня, мы сможем установить для себя менее строгие стандарты. Наш страх перед неудачей или унижением может быть смягчен заверением в том, что мы не будем наказывать и мучить себя за ошибку. Мы сами себе худший критик. Если вместо этого мы сможем стать другом, мы сможем избавиться от большей части нашего самосознания.

3. Сохраняйте чувство юмора

Все мы иногда относимся к себе слишком серьезно. Люди, способные посмеяться над своими ошибками, часто чувствуют себя более эмоционально устойчивыми и меньше боятся своих занятий. Более легкий подход может помочь справиться с тяжестью, которую мы чувствуем, когда думаем, что все смотрят на нас. И это может помочь нам справиться (даже найти юмор) в моменты, когда все идет не так, как мы надеялись.

4. Помните, что все в вашей голове

В так называемом «эффекте прожектора» исследователи обнаружили, что «люди [часто значительно] переоценивают степень, в которой другие отмечают их действия и внешний вид». Другими словами, сам страх или представление о том, что мы привлекаем к себе негативное внимание других, часто является ложным и необоснованным. Если мы сможем принять эту реальность, мы сможем освободиться от большого количества ненужного самосознания.

5. Воспринимать уязвимость как признак силы

Исследователь Брене Браун назвала уязвимость «местом рождения связи и путем к чувству собственного достоинства». Она также отметила, что «уязвимость заключается в том, чтобы показать себя и быть замеченным. Трудно сделать это, когда мы в ужасе от того, что люди могут увидеть или подумать». Позволить себе быть такими, какие мы есть, может показаться пугающим, особенно когда мы построили жизнь на поддержании таких основных негативных убеждений о себе. Чем больше мы будем воспринимать себя как признак силы, тем сильнее мы будем чувствовать себя во всем, что делаем. Уязвимость может показаться маловероятным противником самосознания, но это один из самых важных инструментов, которые мы можем использовать, чтобы установить настоящие связи и чувствовать себя более комфортно в своей шкуре.

Об авторе

Статьи по теме

Теги: общение, критический внутренний голос, негативное представление о себе, саморазвитие, самосознание, самооценка, самопонимание

Как преодолеть самосознание | Psychology Today

Источник: Bekah Allmark/Unsplash

Замечаете ли вы, что думаете о том, как вас видят другие? Часто ли вы беспокоитесь о том, чтобы обидеть или расстроить других? Вы испытываете стресс из-за необходимости выступать перед другими? Тогда вы, возможно, застенчивы.

По словам тех, кто изучает самосознание, человеческой природе свойственно иногда сосредотачиваться на себе, а иногда — на других. Мы можем размышлять о своих мыслях, эмоциях и поведении или о мыслях, эмоциях и поведении других. Считается, что степень, в которой мы сосредотачиваемся или размышляем о себе, указывает на наш уровень самосознания. Учитывая это широкое определение самосознания, исследователи предполагают, что существует два типа самосознания:

  1. Частное самосознание: Привычное внимание к нашим мыслям, мотивам и чувствам.
  2. Общественное самосознание: Осознание себя как социального объекта. Такой человек может беспокоиться о том, как он выглядит в глазах окружающих (Turner, Carver, Scheier, and Ickes, 1978).

Частное самосознание иногда делится на два типа:

  • Осознание внутреннего состояния: Осознание чувств и физических реакций.
  • Саморефлексия: Склонность размышлять о прошлом, о себе и своих мотивах (Takishima-Lacasa, 2014).

Общественное самосознание также иногда подразделяется на два типа:

  • Сознание стиля: Осознание нашего поведения так, как его наблюдают другие.
  • Сознание внешнего вида: Осознание того, как мы физически выглядим для других (Takishima-Lacasa, 2014).

Самосознательные эмоции

Когда мы чувствуем себя неловко, мы также можем испытывать эмоции, включая:

  • Стыд
  • Вина
  • Гордость
  • Смущение
  • Ревность
  • Эмпатия

Мы склонны испытывать застенчивые эмоции, когда чувствуем, что оправдали — или не оправдали — какие-то ожидания или идеалы, которые у нас есть для самих себя (Tracy and Robins, 2004). Например, нам может казаться, что мы достигли идеала — ура! гордость! — или нам может казаться, что мы не достигли идеала — юк, позор .

Хотя переживать эмоции не всегда весело, они помогают мотивировать наше поведение важными способами. Они могут побуждать нас достигать большего, вести себя так, чтобы завоевывать друзей, и вести себя более доброжелательно. В целом они помогают нам достигать важных социальных целей (Tracy and Robins, 2004).

Как преодолеть самосознание

Самосознание обычно развивается в молодости. Хотя во взрослом возрасте это может облегчиться, но не всегда. Если мы беспокоились о том, как другие думали о нас, когда были молоды, мы иногда можем носить эти привычки с собой. Вот почему изучение того, как изменить эти мыслительные процессы, может быть полезным.

1. Развивайте уверенность в себе. Когда мы застенчивы, мы постоянно сомневаемся в себе — в своих мыслях, эмоциях и действиях. Нам нужно научиться доверять себе: только мы знаем, кто мы в глубине души, и нам решать, как мы хотим жить. Но для этого нужна уверенность в себе.

Чтобы начать доверять себе, начните с того, что будьте честны с собой. Вы работаете на работе, которая вам не подходит? Вы общаетесь с друзьями, которые вам не очень нравятся? Вы живете жизнью, которая не кажется вам подлинно вашей? Может быть трудно доверять себе, если вы принимаете решения, которые не в ваших интересах. Поэтому работайте над тем, чтобы быть честным с самим собой в отношении того, кто вы есть на самом деле и чего вы действительно хотите.

Затем действуйте в соответствии со своими убеждениями и личными ценностями. Чем больше вы следуете своему собственному пути и делаете то, что считаете правильным, тем меньше имеет значения, что думают другие. Когда вы знаете, что что-то правильно для вас, тогда это правильно для вас.

2. Развивайте осознанность. В некотором смысле осознанность может быть просто противоположностью самосознанию. Это включает в себя присутствие в данный момент (вместо того, чтобы застревать в своей голове) и принятие ситуаций и эмоций такими, какие они есть (вместо того, чтобы беспокоиться о них или пытаться их контролировать). Вы можете развивать свои навыки осознанности, практикуя упражнения на осознанность — такие вещи, как замечание деталей объекта или выполнение осознанных медитаций.

Адаптировано из статьи, опубликованной Институтом благополучия Беркли.

About the Author

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Related Posts