Формирование личности в психологии: этапы и их особенности
В статье мы расскажем:
- Основные факторы формирования личности в психологии
- 3 фазы формирования личности в психологии
- Поэтапное формирование личности в психологии
- Теории формирования личности в психологии
- Формирование личности в отечественной и зарубежной психологии
- Формирование личностной зрелости в психологии
Формирование личности в психологии рассматривалось и изучалось долгие годы. Свои теории выдвигали как отечественные, так и зарубежные психологи. В целом, все они подразумевают прохождение человеком определенных этапов в процессе взросления и жизнедеятельности.
Чтобы добиться настоящего роста и стать зрелой личностью, необходимо знать об особенностях каждого этапа. Эти знания помогут подкорректировать те или иные способности, что немаловажно в современном мире.
Основные факторы формирования личности в психологии
Во время становления личности индивид приобретает качества, сформировавшиеся у людей в процессе исторического развития.
Факторы формирования личности:
-
Воспитание в детстве и самовоспитание в зрелости.
Ключевую роль в формировании личности в психологии принято отводить семье, поскольку именно на этот социальный институт возложена основная воспитательная функция.
Как правило, из полноценных и благополучных семей выходят гармонично развитые личности. Тогда как нерешенные в детском возрасте проблемы затрудняют дальнейший процесс развития индивида. Все мы изначально входим в общество и действуем в его рамках, придерживаясь принципов, которые были заимствованы нами от матери и отца.
Дети перенимают стили, модели поведения, роли, стратегии, тип мышления, выражение эмоций у тех взрослых, которые занимают важное место в их жизни. От родителей ребенок неосознанно наследует ценности и идеалы, положительные и отрицательные качества.
Так, к последним могут относиться тревожность или мнительность.Со временем услышанные когда-то от родителей наставления воспринимаются как внутренний голос. Постепенно формируются моральные качества: совесть, честь, нравственность, но нужно понимать, что это происходит не всегда. Каждый человек использует полученные в детстве знания и вырабатывает собственные представления о поведении, допустимом с социальной точки зрения.
-
Генетика.
На Земле не существует пары людей с абсолютно идентичным набором генов. Некоторая составляющая индивидуальности закладывается именно генетически, поэтому новорожденные способны выражать базовые эмоции, так как их темперамент уже определен.
Когда речь идет о генетике, роль семьи в формировании личности столь же важна, как и в процессе воспитания. Ведь некоторые психические заболевания передаются именно между родственниками. Тогда как референтные группы родных, друзей, коллег и других людей из близкого окружения оказывают социальное влияние на личность.
-
Опыт жизни.
Любое событие отражается на внутреннем мире человека, наиболее серьезный след оставляют знаковые происшествия. Нередко индивидуальный опыт влияет на дальнейший ход жизни. Дело в том, что в процессе формирования и развития личности в психологии происходит воспитание силы воли, характера, способностей, поиск мотивации.
-
Менталитет и культура.
Менталитет или «характер народа» во многом зависит от окружающей среды, климата, в условиях которых обычно живет группа людей. Так, южане более активны, темпераментны, склонны к выражению эмоций, чем жители северных регионов.
Культура, нравственные ценности, принятые в обществе правила прививаются с рождения и ведут к формированию личности. Поведение представителей одних культур более развязно, такие люди не скрывают свои естественные чувства, в то время как другим приходится сдерживать себя, жестко следовать установленным правилам поведения.
Все перечисленные факторы влияют на человека при каждом соприкосновении с непривычной социокультурной средой. На самом деле, формирование личности представляет собой изменения в результате вхождений в новую социальную общность. Индивидуальность может проявляться по-разному в конкретной среде – все зависит от того, насколько успешно индивид преодолевает три фазы развития.
3 фазы формирования личности в психологии
Становление личности предполагает прохождение таких фаз:
-
Адаптация.
Необходимо принять нормы и формы деятельности, используемые в конкретной социальной группе. Иными словами, на данном этапе развития индивид делает все, чтобы стать похожим на окружающих.
-
Индивидуализация.
Теперь к человеку приходит понимание того, что он такой же, как все. Поэтому он старается найти свои особенности, стремится к персонализации.
-
Интеграция.
Данная фаза влияет как на формирование отдельной личности, так и на развитие общества в целом, в рамках которого действует человек. Последнему необходимо согласовать свою индивидуальность с окружением, проявлять только те отличительные качества, которые способны принести людям пользу – именно в этом заключается развитие индивида.
Если личность не прошла через эти фазы, ее принятие обществом оказывается невозможным. То есть происходит дезинтеграция человека – окружающие вытесняют его из своего круга или он изолируется по своей воле. В результате формирование личности останавливается и даже нередко поворачивается вспять. Возможна деградация человека, если он переходит к более ранним шагам собственного развития.
Поэтапное формирование личности в психологии
Принято выделять следующие этапы формирование личности в психологии:
-
Желание общения либо наоборот отстранения от людей, что закладывается еще в первый год жизни. Здесь в основу ложатся контакты с взрослыми, построенные на эмоциях.
-
Обретение самостоятельности и уверенности – проявляется в ребенке уже к трем годам за счет предметной деятельности, позволяющей познакомиться с окружающими малыша вещами.
-
Активное изучение мира, благодаря свойственной ребенку любознательности. На данном этапе, который длится до 13 лет, развиваются коммуникативные, трудовые навыки. Они тренируются за счет сюжетно-ролевых игр, в процессе учебы.
-
Половое созревание, выбор жизненных ценностей, профессии должно завершиться к 20 годам.
Здесь ключевую роль играют интимное общение, учебно-профессиональная деятельность. -
Воплощение планов, реализация собственных возможностей, получение удовольствия от результатов работы, воспитание детей– длится до 60 лет.
-
Заключительным этапом считается углубление в творчество, анализ и переосмысление жизни, поступков.
Получается, что личность и ее формирование не рассматривается в психологии как статичная структура. Наоборот, считается, что индивид в течение всей жизни проходит целый ряд этапов становления.
Теории формирования личности в психологии
Разные направления психологии по-своему рассматривают процесс формирования личности. Существуют психодинамические, гуманистические теории, теория черт, теория социального научения, пр.
Ряд теорий стал результатом экспериментов, тогда как другие остаются непроверенными практикой.
Наиболее целостной, включающей в себя сразу ряд позиций по данному вопросу считается теория американского психолога Эрика Эриксона. Он утверждал, что личность формируется по эпигенетическому принципу, то есть на протяжении всей жизни человек проходит восемь стадий развития. Причем такие стадии определяются генетически и не подвержены влиянию со стороны социальных факторов и даже самого индивида.
Читайте также
«Психология семейной жизни: оздоравливаем отношения»
Подробнее
В психоанализе формированием личности считается приспособление к жизни в социуме природной, биологической сущности человека. А именно:индивиду важно научиться удовлетворять свои потребности в той форме, которая не будет отвергнута обществом, и выработать защитные механизмы психики.
Гуманистические теории А. Маслоу и К. Роджерса противоречат позиции психоанализа и называют основой формирования личности появление у человека навыков самовыражения и самосовершенствования. В основе гуманистических теорий лежит идея самоактуализации, которая считается ключевой потребностью индивида. Развитие человека происходит за счет не инстинктивных потребностей, а высших духовных и социальных ценностей.
Формирование личности в психологии рассматривается как поиск человеком своего «Я», раскрытие внутреннего потенциала. В результате можно говорить об активном, творческом, непосредственном, честном индивиде, способном нести ответственность, свободном от шаблонов мышления, мудром, готовом принимать себя и окружающих со всеми недостатками.
Среди компонентов личности принято выделять такие свойства:
-
способности, то есть индивидуальные качества, от которых зависит возможность достижения успеха в какой-либо деятельности;
-
темперамент или врожденные особенности высшей нервной деятельности, определяющие реакции человека в социуме;
-
характер – это набор воспитываемых качеств, на основе которых устанавливается поведение по отношению к себе и окружающим;
-
воля или способность достигать поставленной цели;
-
эмоции, то есть душевные волнения, переживания;
-
мотивы, а именно стимулы, побуждающие человека к деятельности;
-
установки или убеждения, позиция по определенному вопросу.
Формирование личности в отечественной и зарубежной психологии
С точки зрения рассмотрения деятельности и формирования личности в психологии интересна теория Э. Эриксона. Считается, что человек проходит восемь стадий, на каждой из которых наблюдается конфликт между противоположными силами его личности. Благополучный исход влечет за собой развитие или формирование новых черт. В обратной ситуации наблюдается невроз и дезадаптация.
Формирование личности в психологии по Э. Эриксону предполагает этапы, где возникают следующие противоречия:
-
доверие и недоверие к окружающему миру – длится от рождения до года;
-
независимость и стыд, сомнения – до 3 лет;
-
инициативность и чувство вины – в период от 4 до 5 лет;
-
трудолюбие и ощущение неполноценности – 6–11 лет;
-
осознание принадлежности к определенному полу и непонимание свойственного ему поведения – от 12 до 18 лет;
-
стремление к интимным отношениям и чувство изолированности от окружающих – этап ранней взрослости;
-
жизненная активность и сосредоточенность на своих проблемах, потребностях, интересах – наблюдается во время средней взрослости;
-
ощущение полноты жизни и отчаяние– поздняя взрослость.
Читайте также
«Магия нумерологии чисел»
Подробнее
Российский психолог В. И. Слободчиков рассматривал формирование личности с точки зрения развития субъектности по отношению к собственному поведению человека и предполагал наличие таких этапов:
-
Оживление (до года).
В этот период ребенок знакомится со своим телом, осознает его, что проявляется как двигательные, сенсорные действия, общение.
-
Одушевление (от 11 месяцев до 6,5 года).
Начинается самоопределение человека в мире – малыш учится ходить, пользоваться предметами, постепенно осваивает культурные навыки, способности. К трем годам он понимает свои желания, возможности, поэтому в его речи появляется формулировка «я сам».
-
Персонализация (от 5,5 года до 13–18 лет).
Теперь человек начинает считать себя реальным или потенциальным творцом собственной жизни. Общаясь с ровесниками и старшими, он выстраивает свою идентичность, постепенно осознает, что сам отвечает за свое будущее.
-
Индивидуализация (от 17–21 года до 31–42 лет).
Происходит присвоение и индивидуализация существующих в обществе ценностей на основании собственного мировоззрения, позиции. Индивид борется с групповыми ограничениями, оценками других людей, отходит от стереотипов, чужих мнений, давления. На этом этапе он учится принимать или отказываться от того, что дает ему мир.
-
Универсализация (от 39–45 лет и далее).
Здесь личность выходит за пределы индивидуальности на уровень экзистенциальности. Теперь человек воспринимает себя в качестве составляющей всего человечества в контексте мировой истории.
Формирование личности непосредственно связано с возрастными изменениями. Но указанные сроки дают большой временной разброс, и чем старше человек, тем шире разброс личностного развития – в народе это принято характеризовать как «развит не по годам» либо наоборот «застрял в развитии». Хотя на самом деле, никакого застревания нет, просто существуют отличия между физическим и личностным ростом.
Также развитие личности нередко расценивается как изменение индивидуального психологического пространства человека, куда включены:
Нужно понимать, что перечисленные составляющие появляются не сразу, а в процессе физического взросления– все элементы невозможно найти в ребенке. Чтобы личность могла благоприятно развиваться, перечисленные выше компоненты должны оставаться неприкосновенными.
Формирование личностной зрелости в психологии
Особенности развития человека предполагают наличие факторов, определяющих зрелость личности в целом и ее отдельных составляющих. Ряд авторов полагает, что зрелость и завершение развития некоторых функций сопряжены с возрастной и психической зрелостью.
Хотя формирование личности в психологии происходит на протяжении всей жизни, выделяют ряд факторов, по которым можно судить о достижении плата зрелости. После этого этапа принято говорить о начале индивидуального пути развития.
О личностной зрелости можно судить по таким качествам:
-
Ответственность за собственное поведение, решения, максимальное количество контактов с ближайшим окружением. Формирование ответственности возможно только после отказа от инфантильности, ведь последняя служит признаком отсутствия зрелости. Стоит понимать, что на данном этапе человек также обладает свободой выбора пути, вариантов развития событий.
-
Терпимость приобретает особую выраженность, так как позволяет устанавливать гармоничные отношения в социуме. Не менее важно терпение, которое дает возможность индивиду добиваться результатов, требующих продолжительной работы.
-
Саморазвитие и самоактуализация, необходимые для постоянного углубления и расширения знаний. В норме речь идет о внутренней потребности личности, но при неразвитой внутренней структуре приходится говорить о необходимости, вызванной внешними требованиями.
-
Позитивное отношение к событиям, внешнему и внутреннему миру.
Формирование личности в психологии и ее становление идет постоянно, не прерываясь, при этом ряд этапов считается обязательным, так как зависит от биологических факторов и действующих в обществе правил. Тем не менее, развитие личности может обретать любые формы.
На сегодняшний день личность формируется в основном за счет социального окружения. Интересно, что традиционные формы воздействия претерпели некоторые изменения – теперь не только задействуется непосредственное воспитание, но и существенную роль приобретает влияние интерактивной среды взаимодействия.
Формирование личности — Психологос
Откуда берется наш опыт, наши способности и возможности, наше «знаю», «умею», «хочу»? У нашего опыта есть всего четыре источника:
- Биологический организм и его врожденный опыт;
- Научение через сочетательные рефлексы;
- Человек научился сам;
- Человека научили другие люди.
В соответствии с разным пониманием личности разные исследователи по-разному видели, как из этих источников формируется личность.
Издавна идут споры, что важнее для формирования личности: биологическая природа человека или окружающая его социальная среда, человеческая культура. Психология советского периода в лице первую очередь школы Выгодского исходила из приоритета социально-культурного окружения. Л.С. Выгодский считал, что социальная среда – не просто один из факторов, а главный источник развития личности. Ребенок развивается в паре со взрослыми, усваивая через них культуру: орудия и знаки, навыки и знания. Соответственно, по Выгодскому, чтобы изучить сознание человека, не нужно всматриваться в это сознание, нужно просто понять и исследовать, что в человека вложили. Все внутреннее – это свернутое внутрь внешнее. Мышление не саморазвивается, а формируется извне. Зона ближайшего развития определяется искусством взрослого и рамками естественного созревания организма ребенка.
Ярким выразителем противоположной точки зрения являлась гуманистическая психология в лице первую очередь Карла Роджерса. По Роджерсу, биологической природе человека свойственна тенденция к росту и развитию так же, как в семени растения заложена тенденция к росту и развитию. В биологии человека есть направленность к позивности, конструктивности, зрелости и социализации. Для Карла Роджерса все, что нужно человеку для развития, есть в его организме, от социума нужно немного, по сути только не мешать и поддерживать. Что касается метафоры семечка, из которого разворачивается развития, то, по взглядам Роджерса, оно у человека только одно.
Термин «формирование личности» имеет двоякое значение: 1) «формирование личности» как ее развитие, его процесс и результат; 2) «формирование личности» как ее целенаправленное воспитание (если можно так сказать, «формование», «формовка», «проектирование», «лепка» и т. д.). См.→
В данной статье формирование личности рассматривается как обретение ребенком черт (формы) личности, и обретение личностью настоящей формы. Разные специалисты этот процесс видят по своему.
В рамках поведенческого и ролевого подхода формирование личности, достижение ею социальной зрелости можно представить как освоение ею определенных личностных и социальных ролей. См.→
В деятельностном подходе считается, что формирование личности происходит через ее двойное рождение. В первом рождении непосредственные побуждения начинают подчиняться социальным нормам, во втором — человек (подросток) начинает сам осознавать и подчинять себе свои мотивы. Уже не только мотивы управляют им, а и он может управлять своими мотивами. См.→
Развитие ребенка определяется не только его душой и его телом. Развитие ребенка определяется теми взрослыми, которые находятся с ним рядом.
Ребенок растет не в безвоздушном пространстве, и при любой его почве и при любых его семечках за его почвой ухаживают внимательные садовники (ну, могут ухаживать), меняя ее состав. Внимательные садовники имеют возможность в почву вовремя сажать семена культуры, и, даже если они зарастают лопухами, почву пропалывают.
Формирование личности – всегда разделенный между ребенком и взрослым процесс. Чем меньше роль культурного взрослого, тем больше роль тела. Чем сильнее культурное, воспитывающее влияние взрослого, тем больше влияние души – вначале души взрослого, а потом, когда она пропитает почву ребенка, это уже и влияние души самого ребенка.
Первые ростки личности — это упрямство малыша «Я сам», следующие шаги — отстаивание независимости подростком и освоение самостоятельности в юности, позже — взросление, и на всем пути — развитие разума и воли.
Воля
Формирование личности происходит через развитие воли и выражается через развитие воли. Одно помогает другому. См.→
Материнская любовь и формирование личности
И в околопсихологической среде, и в самом психологическом сообществе нередко звучит убеждение, что без материнской любви не может сформироваться полноценная личность. В научно-ориентированной психологии таких данных нет. Напротив, легко привести обратные данные, когда ребенок рос без мамы либо без материнской любви, а вырастал в развитого, полноценного человека. См.→
Вы рождаетесь с личностью или она развивается позже?
Что делает вас тем, кто вы есть? Это ваша природа или ваш опыт способствовали развитию вашей личности?
Ваша личность может быть столь же определяющей, как и ваше физическое присутствие. Он представляет собой то, «кто вы есть», и является частью того, что создает отношения, стимулирует инновации и способствует личностному росту.
Что касается аспектов вашей личности, эксперты сходятся во мнении, что врожденные черты сочетаются с приобретенным поведением, но этапы этого развития менее определены.
Личность неосязаема, и каждый человек обладает уникальной личностью. Это затрудняет изучение личности в психологии. Фактически, большая часть того, что известно о развитии личности, основана главным образом на теории.
Большинство экспертов сходятся во мнении, что личность развивается со временем. Когда вы рождаетесь, у вас есть личность — она существует в своей фундаментальной форме, известной как темперамент.
Ваш темперамент, состоящий из врожденных характеристик, таких как уровень энергии, настроение и манера поведения, а также эмоциональная отзывчивость, может затем управлять опытом обучения, который формирует вашу личность на протяжении всей жизни.
Существует несколько общепринятых моделей личности, хотя исходная эгоцентрическая теория Зигмунда Фрейда остается одной из самых выдающихся.
«Психоаналитическая теория Фрейда известна различными стадиями развития личности, — говорит Анико Данн, психолог из Сан-Франциско. «В нем говорится, что личность состоит из трех элементов, называемых ид, эго и суперэго. Эти элементы работают вместе, чтобы сформировать сложное человеческое поведение».
ИД
В теории психоанализа Фрейда ИД присутствует при рождении. Это то, что многие люди называют вашим темпераментом, врожденными чертами, которые бессознательны и инстинктивны. ID не зависит от опыта.
Эго
В период между рождением и 3 годами эго развивается в соответствии с теорией личности Фрейда. Эго — это часть вашей личности, которая выражает импульсы ИД и принимает решения о том, как выражать чувства миру.
Суперэго
Фрейд предположил, что в возрасте от 3 до 5 лет появилось суперэго.
Иногда называемая «внутренним голосом», эта часть вашей личности представляет собой эволюцию эго, которая контролирует импульсы, но также способствует сознательному мышлению, связанному с моралью и самокритикой.
Фрейд считал, что суперэго состоит из двух основных компонентов: идеального «я» и совести.
Ваше идеальное «я» или версия себя, к которой вы стремитесь, может управлять совестью. Несоблюдение собственных стандартов, например, может вызвать у совести выражение вины или стыда.
В рамках теории психоанализа Фрейда находится его концепция психосексуального развития.
Психосексуальная теория, которая в настоящее время считается весьма спорной из-за неравного гендерного подхода, предполагает, что развитие ид, эго и суперэго связано с пятью стадиями идентификации принципа удовольствия:
- оральный
- анальный
- фаллический
- латентный
- генитальный
На каждом этапе Фрейд утверждал, что определенные реакции удовольствия — например, реакции ребенка на исследование предметов во рту — дают важные жизненные уроки.
Он считал, что необходимо «преодолеть» трудности на одном этапе, чтобы перейти к следующему. Неспособность сделать это, согласно Фрейду, может способствовать расстройству личности в более позднем возрасте.
Преодоление каждой фазы, считал он, способствует и является ключом к развитию вашей личности в целом.
Фрейд заложил основу современной теории личности, и после его работ по психоанализу появилось несколько других основных концепций развития личности.
Вот некоторые из самых популярных:
Пиаже
Теория Жана Пиаже предполагает наличие четырех стадий развития личности, определяемых когнитивным развитием и интеллектом.
Работа Пиаже была сосредоточена на вере в то, что дети думают иначе, чем взрослые, и то, как они видят мир, определяет развитие личности на каждой когнитивной стадии.
Кольберг
Лоуренс Кольберг использовал части теории Пиаже для создания своей собственной шестиэтапной теории нравственного развития.
Он считал, что обоснование моральных решений оказывает большее влияние на развитие личности, чем сами решения.
Эриксон
Эрик Эриксон разработал свою теорию восьми стадий, опираясь на оригинальные работы Фрейда. Однако вместо стимулов удовольствия социальные отношения рассматривались как определяющий фактор в теории личности Эриксона.
Он считал, что основные социальные взаимодействия между людьми, такие как ситуация, которая учит доверять или недоверию, сильно влияют на развитие личности в раннем возрасте.
Как и Фрейд, Эриксон считал, что преодоление личностных уроков имеет ключевое значение для развития. Однако, в отличие от первоначальной теории Фрейда, Эриксон считал, что личность продолжает развиваться на протяжении всей жизни.
«Существует множество внешних факторов, влияющих на развитие личности, — объясняет Данн.
Она указывает, что эти факторы могут включать:
- семейное окружение
- количество детей в семье
- школьное окружение
- учителя и группы сверстников
- отношения с семьей
- средства массовой информации
- социальные сети 1
- оральный
- анальный
- фаллический
- латентный
- генитальный
- семейное окружение
- количество детей в семье
- школьное окружение
- учителя и группы сверстников
- отношения с семьей
- средства массовой информации
- социальные сети 1
4 культурная среда теории поддерживают идею о том, что ваша личность может меняться на протяжении всей жизни.
Это не означает, что оно существенно изменится — это лишь говорит о том, что есть шанс, что ваше мнение и личные стандарты могут измениться в зависимости от жизненного опыта.
Расстройства личности определяются как долгосрочные модели поведения и мышления, которые отклоняются от того, что ожидается в обществе или в процессе развития.
Они могут проявляться через ваши эмоциональные реакции, ваше отношение к другим и ваш внутренний диалог.
В рамках некоторых теорий личности расстройства такого рода развиваются, когда естественное развитие личности прерывается или на него сильно влияет неблагоприятное событие, например, травматическое событие.
Данн отмечает, что существует множество исследований, предполагающих, что генетика, жестокое обращение и нестабильная или хаотичная жизнь в детстве могут способствовать развитию расстройства личности.
«Расстройство поведения в детстве, изменения в химическом составе и структуре мозга, а также другие факторы могут способствовать развитию обсессивно-компульсивных, нарциссических или других расстройств личности», — добавляет она.
Продолжаются споры о сложности развития личности. Однако большинство экспертов считают, что опыт и врожденные склонности каким-то образом смешиваются, чтобы сделать вас тем, кто вы есть.
Когда жизненный опыт слишком велик, чтобы его преодолеть, или представляет собой серьезную проблему, это может повлиять на развитие вашей личности.
Жизненные проблемы могут повлиять на развитие личности или привести к развитию расстройства личности или сдвигу личности.
То, как жизненный опыт влияет на вашу личность, может зависеть от времени в вашей жизни, когда вы столкнулись с проблемой, и от общего влияния, которое она оказала на ваше мировоззрение.
Личность рождается или она развивается позже?
Что делает вас тем, кто вы есть? Это ваша природа или ваш опыт способствовали развитию вашей личности?
Ваша личность может быть столь же определяющей, как и ваше физическое присутствие. Он представляет собой то, «кто вы есть», и является частью того, что создает отношения, стимулирует инновации и способствует личностному росту.
Что касается аспектов вашей личности, эксперты сходятся во мнении, что врожденные черты сочетаются с приобретенным поведением, но этапы этого развития менее определены.
Личность неосязаема, и каждый человек обладает уникальной личностью. Это затрудняет изучение личности в психологии. Фактически, большая часть того, что известно о развитии личности, основана главным образом на теории.
Большинство экспертов сходятся во мнении, что личность развивается со временем. Когда вы рождаетесь, у вас есть личность — она существует в своей фундаментальной форме, известной как темперамент.
Ваш темперамент, состоящий из врожденных характеристик, таких как уровень энергии, настроение и манера поведения, а также эмоциональная отзывчивость, может затем управлять опытом обучения, который формирует вашу личность на протяжении всей жизни.
Существует несколько общепринятых моделей личности, хотя исходная эгоцентрическая теория Зигмунда Фрейда остается одной из самых выдающихся.
«Психоаналитическая теория Фрейда известна различными стадиями развития личности, — говорит Анико Данн, психолог из Сан-Франциско. «В нем говорится, что личность состоит из трех элементов, называемых ид, эго и суперэго. Эти элементы работают вместе, чтобы сформировать сложное человеческое поведение».
ИД
В теории психоанализа Фрейда ИД присутствует при рождении. Это то, что многие люди называют вашим темпераментом, врожденными чертами, которые бессознательны и инстинктивны. ID не зависит от опыта.
Эго
В период между рождением и 3 годами эго развивается в соответствии с теорией личности Фрейда. Эго — это часть вашей личности, которая выражает импульсы ИД и принимает решения о том, как выражать чувства миру.
Суперэго
Фрейд предположил, что в возрасте от 3 до 5 лет появилось суперэго.
Иногда называемая «внутренним голосом», эта часть вашей личности представляет собой эволюцию эго, которая контролирует импульсы, но также способствует сознательному мышлению, связанному с моралью и самокритикой.
Фрейд считал, что суперэго состоит из двух основных компонентов: идеального «я» и совести.
Ваше идеальное «я» или версия себя, к которой вы стремитесь, может управлять совестью. Несоблюдение собственных стандартов, например, может вызвать у совести выражение вины или стыда.
В рамках теории психоанализа Фрейда находится его концепция психосексуального развития.
Психосексуальная теория, которая в настоящее время считается весьма спорной из-за неравного гендерного подхода, предполагает, что развитие ид, эго и суперэго связано с пятью стадиями идентификации принципа удовольствия:
На каждом этапе Фрейд утверждал, что определенные реакции удовольствия — например, реакции ребенка на исследование предметов во рту — дают важные жизненные уроки.
Он считал, что необходимо «преодолеть» трудности на одном этапе, чтобы перейти к следующему. Неспособность сделать это, согласно Фрейду, может способствовать расстройству личности в более позднем возрасте.
Преодоление каждой фазы, считал он, способствует и является ключом к развитию вашей личности в целом.
Фрейд заложил основу современной теории личности, и после его работ по психоанализу появилось несколько других основных концепций развития личности.
Вот некоторые из самых популярных:
Пиаже
Теория Жана Пиаже предполагает наличие четырех стадий развития личности, определяемых когнитивным развитием и интеллектом.
Работа Пиаже была сосредоточена на вере в то, что дети думают иначе, чем взрослые, и то, как они видят мир, определяет развитие личности на каждой когнитивной стадии.
Кольберг
Лоуренс Кольберг использовал части теории Пиаже для создания своей собственной шестиэтапной теории нравственного развития.
Он считал, что обоснование моральных решений оказывает большее влияние на развитие личности, чем сами решения.
Эриксон
Эрик Эриксон разработал свою теорию восьми стадий, опираясь на оригинальные работы Фрейда. Однако вместо стимулов удовольствия социальные отношения рассматривались как определяющий фактор в теории личности Эриксона.
Он считал, что основные социальные взаимодействия между людьми, такие как ситуация, которая учит доверять или недоверию, сильно влияют на развитие личности в раннем возрасте.
Как и Фрейд, Эриксон считал, что преодоление личностных уроков имеет ключевое значение для развития. Однако, в отличие от первоначальной теории Фрейда, Эриксон считал, что личность продолжает развиваться на протяжении всей жизни.
«Существует множество внешних факторов, влияющих на развитие личности, — объясняет Данн.
Она указывает, что эти факторы могут включать:
4 культурная среда теории поддерживают идею о том, что ваша личность может меняться на протяжении всей жизни.
Это не означает, что оно существенно изменится — это лишь говорит о том, что есть шанс, что ваше мнение и личные стандарты могут измениться в зависимости от жизненного опыта.
Расстройства личности определяются как долгосрочные модели поведения и мышления, которые отклоняются от того, что ожидается в обществе или в процессе развития.
Они могут проявляться через ваши эмоциональные реакции, ваше отношение к другим и ваш внутренний диалог.
В рамках некоторых теорий личности расстройства такого рода развиваются, когда естественное развитие личности прерывается или на него сильно влияет неблагоприятное событие, например, травматическое событие.
Данн отмечает, что существует множество исследований, предполагающих, что генетика, жестокое обращение и нестабильная или хаотичная жизнь в детстве могут способствовать развитию расстройства личности.
«Расстройство поведения в детстве, изменения в химическом составе и структуре мозга, а также другие факторы могут способствовать развитию обсессивно-компульсивных, нарциссических или других расстройств личности», — добавляет она.