Формирование мышления: Формирование и развитие мышления

Развитие мышления

Ранним возрастом называют совсем непродолжительный отрезок жизни, но за этот период ребенок приобретает больше навыков, чем за все последующие годы. Это время активного развития мышления у детей, когда закладываются основы будущей личности, формируются познавательные процессы, которые во многом будут определять успешность обучения в будущем.

В раннем возрасте ребенок очень активно познает окружающий мир, знакомится со свойствами предметов, овладевает речью. В этот период формируется сразу несколько форм мышления, в первую очередь словесно-логическая. Ведущая деятельность в это время – предметная, поэтому развивающие занятия проводятся с использованием предметов – игрушек. Также специалисты применяют особые приемы, которые активизируют детское мышление. 

Ранний возраст – это еще и огромная нужда малыша во взрослом, который поможет ему справиться с обилием информации и примет участие в его развитии. Если потенциал, заложенный природой, не будет развит в это время, то в будущем очень сложно реализовать его полностью.

 

Этапы развития мышления

Развивающие занятия в раннем возрасте строятся с учетом особенностей развития, в котором педагоги и психологи выделяют несколько этапов.

Наглядно-действенное

В 1,5-2 года основным инструментом для познания мира являются руки. Чтобы понять, как устроен предмет, ребенок обязательно должен его потрогать, иногда даже поломать. «Исследования» окружающих предметов он проводит также, пробуя их на зуб. Поломки и попытки разобрать предмет – это вовсе не хулиганство, а стремление узнать, как он устроен, что у него внутри, что произойдет, если сломать его.

Наглядно-образное

Время развития наглядно-образного мышления, которое становится дополнением к наглядно-действенному, – 3-4 года. Благодаря ему ребенок начинает думать образами. В качестве примера подобного мышления можно привести детские рисунки, в которых малыши изображают свое видение окружающего мира.

Несмотря на простоту таких картинок, они отражают сформированность наглядно-образного мышления. Именно поэтому раннее развитие в этот период предполагает занятия лепкой, рисование, создание аппликаций.

Словесно-логическое

В 5-7 лет начинается период словесно-логического мышления. Ребенок не просто описывает предметы и явления словами, но может в словесной форме анализировать их. Например, если 3-летнего ребенка спросить, что такое кошка, он ответит, что это Мурка, которая живет у бабушки. Если такой же вопрос задать 6-летнему ребенку, он скажет, что это животное, которое мяукает и любит, чтобы его гладили. Во втором примере видно, что ребенок демонстрирует способность делать анализ информации и выражать его результаты словами, соблюдая логичность повествования.

Мыслительные операции

Правильное психическое развитие ребенка предполагает также, что он успешно осваивает мыслительные операции, подробно о которых рассказано ниже.

Сравнение

Уже в возрасте двух лет малыш понимает, чем различаются предметы, а какие признаки у них общие. Он ориентируется на разницу в их формах, цвете, вкусах и прочие признаки. Сначала он сравнивает самые привычные предметы – игрушки. Затем учится сравнивать звуки, материалы, явления природы.

Обобщение

Обобщать предметы на основе общих признаков малыш начинает в 6-7 лет. Например, он может одним словом назвать кошку, собаку, корову – это животные. Обобщение тесно связано с расширением словарного запаса. Кроме того, овладение этим свойством делает речь ребенка более логичной.

Анализ

Умение анализировать предполагает, что ребенок может разделить предметы на части, а также назвать признаки, которые характерны только для определенного предмета. Например, в 4 года он назовет части дерева – ветви, листья, корни и другие. Такая способность говорит о том, что ребенок учится навыкам анализа.

Синтез

Синтез противоположен анализу, под ним понимается объединение. Пример синтеза – процесс освоения чтения в дошкольном возрасте. Сначала малыш учится различать и произносить буквы, звуки, потом складывает их в слоги, а из слогов образует слов, из которых получаются предложения и целый текст.

Классификация

Психическое развитие ребенка в раннем возрасте предполагает, что он учится классифицировать предметы и явления на основе их различий и сходства. Это означает, что он умеет выявлять характерные признаки предметов и на основе этих признаков объединять их в группы. Например, уже в дошкольном возрасте дети могут разложить свои игрушки в соответствии с материалами, из которых они сделаны – мягкие, деревянные, пластиковые и другие.

Почему важно развивать наглядно-действенное мышление?

Детские психологи считают, что наглядно-действенное мышление – самая важная форма в раннем возрасте, поскольку для ребенка она является самой первой и естественной. Оно представляет собой освоение окружающей действительности через ее обобщенное отражение. Именно с помощью наглядно-действенного мышления дети не только познают предметы, но и учатся устанавливать связи между ними, и только после этого начинают формироваться другие формы мышления.

Опыт ребенка формируется тогда, когда он регулярно повторяет одни и те же действия и получает при этом ожидаемый эффект. Этот опыт станет основой мыслительных процессов, которые позволят перейти к более сложным формам мышления. 

Получаемый опыт при этом неосознанный – он появляется, когда ребенок совершает действия с предметами. Причем он изучает предметы не только с точки зрения их потребительских свойств, но и общих абстрактных характеристик. Благодаря этому ребенок учится выделять их признаки, которые часто являются абстрактными, что в конечном итоге приводит к развитию образного мышления. Этот процесс происходит потому, что при совершении действий с предметами в сознании формируются различные образы.

Основными признаками предметов, которые ребенок учится различать на начальном этапе формирования наглядно-действенного мышления, являются величина и форма, цвет присоединяется к ним несколько позже. Сначала же он ориентируется по признакам, которые может определить наощупь.

Мыслительные процессы получают особые стимулы для развития во время соотносящих действий. Они предполагают, что ребенок сравнивает два предмета – по форме, размеру или месту, в котором они расположены. Затем он совершает действия с несколькими схожими предметами. Пример таких действий – собирание пирамидки, которая состоит из колец разного размера.

Именно поэтому большинство игрушек, рассчитанных на развитие мышления у детей в раннем возрасте, рассчитаны на действия, которые предполагают соотнесение. Примеры таких игрушек – матрешки, кубики, упомянутые выше пирамиды. Чтобы игры с ними были наиболее эффективны, важно наличие единой цели всех манипуляций.

Такой целью, например, может стать порядок сборки, который предлагает ребенку взрослым.

В этом случае развитие будет основываться на подражании: малыш станет осуществлять те же действия, что и взрослый. При этом успех будет достигнут, только если наставник принимает непосредственное участие в игре. 

Однако наибольшую эффективность обеспечат самостоятельные игры, в процессе которых ребенок будет сам выделять основные характеристики предметов и собирать их либо их части в нужном порядке. Задача взрослого в этом случае будет заключаться только в том, чтобы заинтересовать малыша и вызвать у него желание играть с предложенными предметами.

Примером развития наглядно-действенного мышления могут стать игры с матрешкой. Пытаясь собрать ее, ребенок может складывать две части, неподходящие друг к другу. Как только он поймет, что это невозможно, малыш начнет искать другие детали и не остановится до тех пор, пока одна из них не подойдет. Именно такой самостоятельный поиск наиболее эффективен с точки зрения психического развития ребенка.

Следующий этап наглядно-действенного мышления – зрительная оценка предметов для анализа их характеристик. Ребенок подбирает детали матрешки уже не прикладывая ее части друг к другу, а оценивая их размер на глаз. При этом, предлагая ребенку игры, стоит иметь в виду следующие особенности развития мышления:

  • Малышу трудно подбирать предметы сложных форм.
  • Он не сможет найти сразу несколько предметов, если его попросит об этом взрослый.
  • При выборе ребенок учитывает не все характеристики. Например, собирая пирамидку из кубиков, он будет ориентироваться только на их форму и размер, но не примет во внимание цвет, даже если к этому времени умеет различать оттенки.

Развитие наглядно-действенного мышления приводит к тому, что в сознании ребенка появляются определенные образцы, с которыми он сравнивает остальные предметы. Обычно это вещи с понятной и выраженной формой. Например, эталоном круга становится мяч, а треугольника – домик. Подобные сравнения говорят о том, что ребенок усвоил представления о форме предметов и закрепил их в сознании.

Важно иметь в виду: чтобы наглядно-действенное мышление развивалось быстрее, а вместе с ним и способность ориентироваться зрительно, важно, чтобы вещи, с которыми знакомится ребенок, находились в естественной для него среде. Именно сенсорная среда, с которой он взаимодействует, влияет на темпы умственного развития.

Условия для развития наглядно-действенного мышления

Детские психологи считают, что одна из главных задач родителей – не мешать ребенку осваивать окружающий мир через действия с предметами. Он формирует представления о нем, не просто играя с вещами, а часто ломая или разбирая их – не следует запрещать ему подобные действия. При этом родители должны позаботиться о безопасности малыша и предложить ему предметы, которые ребенок может сломать, не поранившись.

Занимаясь с ребенком в этом возрасте, нужно руководствоваться следующими принципами:

  • Учитывать особенности развития каждого малыша.
  • Помогать детям, испытывающим трудности с выполнением задания, работать с ними индивидуально.
  • Хвалить ребенка, когда он сам достигает ожидаемого результата.
  • Поощрять малыша, если он стремится получить новую информацию.
  • Стимулировать самостоятельную деятельность и поиск способов решения поставленных задач.
  • Поддерживать развитие мышления с помощью дидактических игр.

Для занятий подойдут игрушки-сортеры, а также игры, предполагающие взаимодействие с разными материалами (например, с водой или песком). Очень важно, чтобы ребенок видел результат своих действий, в будущем это поможет развитию логики и математических способностей. Кроме того, на занятиях взрослым важно использовать речь, с помощью которой они закрепляют результат действий, совершаемых ребенком. Мышлением малыша взрослые руководят именно с помощью речи, формируя такие его черты, как, например, системность и критичность.

На занятиях по развитию мышления у детей, которые проводятся в нашем Центре, используются дидактические игры. Они предполагают моделирование различных конструкций, решение задач, способствующих развитию мышления. Кроме того, игры помогают:

  • Стимулировать познавательный интерес и творчество, желание учиться и узнавать новое.
  • Формировать интеллект.
  • Развивать самостоятельность, стремление к самовыражению.

Педагоги Центра обязательно включают игры как в индивидуальные занятия с детьми, так и в групповые. Они уделяют большое внимание подбору как самих игр, так и дидактического материала для обучения и развития, ориентируясь на возрастные и речевые особенности каждого ребенка.

Развитие мышления у детей раннего и дошкольного возраста

Дети воспринимают мир по-особенному. В течение всего дошкольного возраста мышление ребенка стремительно развивается. Этот процесс требует целенаправленного участия взрослого, который создает для крохи возможность получения нового опыта. В этой статье мы расскажем Вам о видах мышления у детей раннего и дошкольного возраста, а также о том, что способствует его развитию. Зная, как мыслит ребенок, Вы сможете лучше понимать его и сделать общение с малышом еще приятнее и продуктивнее.

Этапы развития мышления у детей

Психологи выделяют три вида мышления, характерные для детского возраста:

  1. Наглядно-действенное мышление свойственно детям раннего возраста. Малыши 1,5-2 лет мыслят с помощью действий над предметами. Им нравится бросать игрушки, просовывать предметы в отверстия, разбирать что-то, ломать, нажимать на кнопки и так далее. Таким образом дети накапливают опыт и устанавливают первые причинно-следственные связи (например, если мяч сильно бросить, то он далеко укатится). Для развития этого типа мышления хорошо подойдут игры с сортерами, занятия лепкой, а также игры с различными материалами (песком, водой, крупами).

Одна из главных задач родителей на данном этапе развития мышления – не препятствовать малышу в исследовании мира, создав для этого безопасную среду дома.

  1. С усвоением речи в младшем дошкольном возрасте (3-4 года) формируется наглядно-образное мышление. Благодаря образам, сохранившимся в память, ребенку уже не требуется совершать реальные действия с предметами. На развитие этого типа мышления особенно влияют такие виды деятельности, как рисование и конструирование.

  2. Словесно-логическое мышление начинает формироваться в старшем дошкольном возрасте на основе образного мышления. К 5-7 годам дети уже могут рассуждать и оперировать некоторыми абстрактными понятиями (например, время, мораль, искусство и т.д.). Признаками логического мышления является умение устанавливать причинно-следственные связи, рассуждать, сравнивать и классифицировать.

Мыслительная деятельность человека состоит из мыслительных операций. Способность их использовать и есть показать развития мышления дошкольника.

Мыслительная операция

Сущность

Пример

Сравнение

Умение находить общее в различном и различное в похожем.

Что общего у клюквы и лимона? – Они кислые.

Чем отличаются мандарин и апельсин? – Размером.

Обобщение

Объединение ряда предметов по общим существенным признакам.

Что такое чашка, тарелка, сковородка, кастрюля? – Это посуда.

Анализ

Выделение свойств или частей предметов и явления.

Из каких частей состоит растение? – Корни, стебель, листья, цветок.

Синтез

Объединение частей или свойств предмета в одно целое.

Что получится, если соединить буквы «к», «о», «ш», «к» и «а»? – Слово «кошка».

Если у ребенка гармонично развиваются как образный, так и логический тип мышления, ему проще решать разнообразные задачи.

Игры и упражнения для развития образного и логического мышления

  • «На что похоже?». Покажите ребенку картинку, на которой изображена причудливая клякса. Пусть малыш придумает как можно больше оригинальных ассоциаций к ней.
  • «Четвертый лишний». Предложите малышу рассмотреть 4 картинки, три из которых можно объединить по какому-либо признаку. Ребенок должен понять, какая картинка «лишняя» и объяснить, почему он так считает.
  • «Назови одним словом». Эта игра заключается в том, что взрослый предлагает малышу набор слов или изображений, которые могут быть объединены в понятие. Задача ребенка – назвать предметы одним словом (например, синица, соловей, дятел, ворона, ястреб – птицы; малина, крыжовник, клубника, арбуз – ягоды).
  • «Разложи по группам». Взрослый выкладывает на стол заранее подготовленные предметы или их изображения и перемешивает их. Дошкольник должен разложить их на группы по какому-либо признаку.
  • «Сложи картинку». Эта дидактическая игра является аналогией паззлов. Задача ребенка – из нескольких деталей сложить целую картинку.
  • «Судоку». Это популярная во всем мире головоломка в ее упрощенном варианте (2х2, 3х3 или 4х4) подойдет и для дошкольников.
  • «Кто, что ест?». Подберите картинки с изображением животных и их излюбленными лакомствами, перемешайте их, а затем попросите ребенка составить пары (накормить зверей). По аналогии можно поиграть в такие игры, как «Мамы и их малыши», «Кто, где живет?», «Признаки времен года» и так далее.
  • «Продолжи ряд». Нарисуйте длинные бусы и задайте начало последовательности цветов бусинок (например, красная, желтая, синяя, опять красная). Малыш должен раскрасить остальные бусы, соблюдая закономерность.

Чтобы малышу было интересно и весело, постарайтесь каждый раз знакомить ребенка с новыми играми и упражнениями.

  • «Противоположности». В этой игре малышу необходимо придумать слово с противоположным значением. Например, Вы называете слово «большой», а ребенок — «маленький» («веселый» — «грустный», «громкий – тихий», «быстрый» — «медленный» и так далее).
  • «Угадай, о чем речь». Эта игра поможет развить не только мышление, но и внимательность. Опишите один из предметов, находящихся в комнате, а малыш должен догадаться, о чем идет речь. К примеру, хрупкая, стеклянная, красивая – ваза.

О других полезных играх и упражнениях смотрите на видео:

Также для развития мышления дошкольников подходят настольные игры (шашки, шахматы, игры-стратегии), лабиринты и головоломки. Такие игры позволяют малышам научиться принимать решения, продумывать ходы, оценивать возможные риски. Ролевые игры, общение со сверстниками, чтение и обсуждение книг также отлично развивают творческое мышление.

Выводы

Дошкольное детство – это период в жизни человека, во время которого он приобретает основные знания, умения и навыки, формируется его личности и интеллект. Среди важнейших психических новообразований можно выделить мышление. Именно с его помощью ребенок познает себя и мир вокруг. Для детей раннего возраста свойственен наглядно-действенный тип мышления, в младшем дошкольном возрасте формируется наглядно-образный тип, а в старшем дошкольном возрасте ребенку открывается словесно-логический тип мышления (хотя ведущим по-прежнему остается образное мышление). Развитие мышления малыша зависит от опыта, поэтому очень важно предоставлять ребенку возможность как можно шире увидеть мир, а также тренировать его мыслительные способности. Занятия по развитию мышления могут быть интересными и увлекательными, если проводить их в игровой форме. Выбирайте упражнения, которые нравятся и Вам, ведь когда и взрослый и ребенок получают удовольствие от процесса, результат будет гораздо лучше.

Заключение

Посещая развивающие занятия в детском Монтессори-клубе «Созвездие», Ваш ребенок будет развиваться гармонично и разносторонне. К каждому малышу у нас относятся как к личности, у которой есть свой уникальный путь развития. Профессиональные Монтессори-педагоги обязательно найдут подход к Вашему ребенку и помогут освоить все необходимые навыки в соответствии с возрастом. Мы всегда рады видеть Вас в нашем центре!

Статью подготовила Монтессори-педагог
Малышева Евгения

Формирование понятий: 4 основных шага | Концепции | Мышление

Статья, предоставленная

РЕКЛАМА:

Эта статья проливает свет на четыре основных шага, связанных с формированием понятий. Этапы: 1. Наблюдение 2. Обобщение 3. Различение или дифференциация 4. Абстракция.

Этап №1. Наблюдение:

Первый этап формирования понятий – наблюдение за событием, объектом или опытом. Это также можно назвать стадией осознания. Это может быть как прямым, так и косвенным. Ребенок может непосредственно увидеть собаку и осознать ее.

С другой стороны, он также слышит рассказы о дьяволах и великанах от своих родителей, бабушек и дедушек; здесь осознание косвенно. Таким образом, все мы немного знаем или осведомлены о первобытных людях (или, по крайней мере, мы думаем, что знаем), хотя большинство из нас их не видели. Как правило, повторяющиеся переживания обеспечивают основу для развития понятий.

Шаг # 2. Обобщение:

РЕКЛАМА:

Повторяющиеся переживания или наблюдения различных объектов приводят к тенденции формировать общее представление. Таким образом, ребенок сначала видит одну собаку, потом другую, потом третью и т. д. и начинает формировать общее представление о собаке. Это называется процессом обобщения. Процесс обобщения объясняет, как ребенок усваивает многие понятия, такие как понятия пола, формы, числа и т. д.

Шаг № 3. Различение или дифференциация:

Наряду с обобщением, наблюдением и организацией сходства между вещами и предметами ребенок осознает и различия между ними. Таким образом, все собаки одинаковы, и все коровы одинаковы. Собаки бегают на четырех ногах, коровы тоже.

РЕКЛАМА:

В то же время собаки и коровы отличаются друг от друга, большие собаки отличаются от маленьких собак, а быки отличаются от коров. Именно такой тип последовательной операции обобщения и дифференцирования во взаимодействии приводит к образованию понятий.

Шаг № 4. Абстракция:

Из описания вышеприведенных процессов становится очевидным действие абстракции. Ребенок видел собак, а корову ему довелось увидеть по другому поводу. Он не наблюдает их одновременно, но внутренне сравнивает свои переживания в обоих случаях.

Восприятие и опыт теперь внутренне анализируются и заново переживаются в отсутствие объектов. Это приводит к оценке сходств и различий. Этот процесс, посредством которого опыт анализируется в отсутствие реальных ситуаций, известен как абстракция. Именно абстракция фактически превращает сравнимые и контрастирующие переживания в понятия.

Эта способность реагировать на конкретные ситуации в отсутствие реальных ситуаций известна как способность к абстрактному мышлению. Видно, что по мере взросления ребенка процесс абстрагирования играет все более важную роль в развитии понятий. Именно этот процесс абстрагирования помогает нам формировать представления о будущем и далеких объектах.

Рост науки в частности и знания вообще и, возможно, рост культуры и цивилизации стали возможными благодаря нашей способности образовывать абстрактные понятия. Такие понятия, как сила, энергия, разум, истина, — все это примеры абстрактных понятий. Литературные произведения, шедевры искусства и других областей — все это воплощения абстрактных понятий.

Способность образовывать абстрактные понятия связана с интеллектуальными способностями человека и богатством его опыта. В значительной степени результаты в тестах интеллекта также отражают способность формировать абстрактные понятия. Развитие понятий идет от общих и недифференцированных понятий к дифференцированным понятиям.

Например, когда ребенок впервые смотрит на предмет, у него формируется смутное и общее представление о предмете в целом. Вот почему понятия ребенка не очень ясны. Постепенно детали концепций становятся ясными. Один из авторов вспоминает, что когда-то его маленькая племянница называла свинью большой крысой.

Только впоследствии у маленькой девочки развились оба понятия и она смогла отличить свинью от крысы. Таким образом, образование ясных понятий включает в себя три процесса: обобщение, дифференциацию и абстракцию.

Чем больше, шире и богаче опыт человека с различными предметами и раздражителями, тем лучше идет процесс образования понятий. Читатель, несомненно, поймет важность формирования четких понятий для правильного приспособления и значение богатой и разнообразной среды для активизации развития понятий у детей.

РЕКЛАМА:

Психологические эксперименты показали, что определенные факторы, такие как маркировка или присвоение имени, влияют на процесс формирования понятий. Много лет назад в очень интересном эксперименте Хайдбредер показал, как добавление определенных ярлыков к расплывчатым визуальным стимулам влияет на формирование понятий. Эффективность социальных стереотипов снова служит иллюстрацией того же самого. Мы формируем представления о людях на основе того, что о них слышим.

Главная ›› Понятия ›› Формирование понятий ›› Психология ›› Мышление

Разница между чувствами и эмоциями | Психология

Важность передачи обучения | Процесс | Обучение | Психология

Формирование понятий | B.Ed Психология

ФОРМИРОВАНИЕ ПОНЯТИЙ

Значение :
Процесс, с помощью которого мы обнаруживаем признак или признаки, которые являются «общими» для большого числа объектов, и связываем их с символом, который впоследствии может быть применен к других подобных объектов называется «Формирование понятий».

Стадии/Шаги

Процесс формирования понятий включает четыре элемента. Опыт (исследование), абстрагирование, обобщение и анализ.

Опыт – это процесс непосредственного участия в действии.

Абстракция — это процесс обнаружения общих элементов в большом количестве ситуаций после их переживания. Можно заметить, что два или более объектов одинаковы или сходны в одних отношениях и различны в других отношениях. Например, усваивая понятие «собака», ребенок может слышать слово «собака» снова и снова в разных ситуациях и учится применять это слово к любому объекту, имеющему те же общие характеристики, что и собака. Так, на ранних стадиях развития понятия ребенок может применить это слово к кошкам или четвероногим животным, потому что до сих пор он наблюдал в своем опыте только один «общий» элемент, а именно четвероногость. Дополнительные наблюдения и более тонкое различение «определяют» понятие до такой степени, что слово будет применяться «только» к собакам.

Обобщение — это процесс расширения понятия за счет включения в него объектов, которые обладают общим качеством с другими объектами, но которые не переживались как какие-либо объекты в процессе абстрагирования. Совершенно очевидно, что понятие усваивается путем проб и ошибок в реакции на объекты, ситуации или события. Это уточнение и обогащение понятия зависит от количества и разнообразия реакций проб и ошибок опыта, связанных с развитием понятия.

Анализ представляет собой систематическую процедуру, в которой применяются методы анализа академического содержания, которые по назначению аналогичны тем, которые используются при анализе задач при разработке последовательностей для работы.

Теория когнитивного развития Брунера

По словам Джерома С. Брунера, «теория обучения, короче говоря, связана с тем, как лучше всего изучить то, чему человек хочет научить, с улучшением, а не с описанием обучения».

Брунер в своей книге «Процесс образования» объяснил теории обучения. По его словам, он носит предписывающий характер, поскольку предписывает правила для достижения знаний или навыков и руководящие методы для измерения или оценки результатов. Он будет нормального типа, поскольку нацелен на достижение целей и имеет дело с условиями для их достижения.

Брунер также предложил четыре важных особенности теории обучения. К ним относятся:

  1. Предрасположенность к обучению : Предрасположенность означает «ответственность перед событием». Эта теория касается опыта и контекста, которые, как правило, заставляют ребенка хотеть и быть способным учиться, когда он поступает в школу.
  2. Структура знаний: Он должен предписывать способы структурирования совокупности знаний, чтобы учащийся мог легко их усвоить.
  3. Последовательность : Теория обучения определяет наиболее эффективную последовательность, в которой учебные материалы должны быть эффективно представлены учащимся.
  4. Подкрепление : Теория обучения должна определять характер вознаграждения, переходя от внешнего вознаграждения к внутреннему вознаграждению.

Аспект развития теории Брунера сосредоточен на его интересе к когнитивному

развитию.

Концептуальная карта

            Очень полезно иметь карту понятий для объяснения общих принципов, сформированных из множества связанных идей. Концептуальная карта также используется для объяснения взаимных отношений, существующих между различными общими принципами. Связь между различными идеями, выдвигаемыми на уроке, и то, как они приводят к общим принципам, понимается с помощью карты понятий.

Как уже было сказано, концептуальная карта помогает понять, как связаны между собой различные общие принципы. Это очень полезно при подготовке классифицированного резюме идей, усвоенных на уроке. Здесь, в концептуальной карте, исходя из общего принципа, каждая идея должна быть выстроена в иерархическом порядке. Должны быть указаны «связь» и «перекрёстная связь» между различными общими принципами. При подготовке урока к своему классу учителю в значительной степени помогает эта понятийная карта.

Учащимся можно раздать концептуальную карту в качестве дополнительного задания. Чтобы формировалось стимулированное домашнее задание. Этому способствует аналитическое мышление студентов, и их обучение становится всесторонним и осмысленным. Таким образом, концептуальная карта является полезным инструментом в процессе обучения.

Психологи используют термин формирование понятий или обучение понятию для обозначения развития способности реагировать на общие черты категорий объектов или событий. Понятия — это ментальные категории объектов, событий или идей, которые имеют общий набор признаков. Понятия позволяют нам классифицировать объекты и события. Изучая концепцию, вы должны сосредоточиться на релевантных характеристиках и игнорировать те, которые не имеют отношения к делу (Борн и коллеги, 1986). Например, издания в мягкой и твердой обложке — это все книги. Но вы также должны различать на основе соответствующих признаков: стопка бумаг — это не книга. В чем главная особенность книги? Обычно это наличие обвязки. Однако большинство понятий нельзя идентифицировать на основе единственного критического признака. Большинство слов, которые мы используем, относятся к понятиям, а не к конкретным вещам. Исключением являются имена собственные, такие как «Уильям Джеймс» и «Калифорния». При изучении некоторых своих первых понятий дети обычно сосредотачиваются не на именах, а на функциях предметов. Например, ложка — это то, чем можно есть, а сковорода — это то, в чем можно готовить. Другие ранние концепции основаны на группировании объектов, которые в некотором отношении похожи: жидкие предметы, движущиеся предметы или мягкие предметы. Было предложено несколько теорий, объясняющих, как мы усваиваем понятия. Теория ассоциации стимул-реакция была предложена Кларком Халлом (19).20). Он утверждал, что мы учимся ассоциировать определенную реакцию (понятие) с различными стимулами, которые определяют это понятие. Например, мы связываем понятие «собака» со всеми характеристиками собак (четыре ноги, шерсть, хвост и т. д.) и можем обобщить это понятие на незнакомых собак. Теория проверки гипотез была предложена Джеромом Брунером и его коллеги (1956). Брунер считал, что мы разрабатываем стратегию проверки наших гипотез о понятии, делая предположения о том, какие атрибуты необходимы для определения понятия. Хотя этот метод, как правило, используется испытуемыми в эксперименте, он может быть неуместным в повседневной жизни (возможно, потому, что в повседневной жизни мы часто используем естественные понятия, а не формальные понятия). Элеонора Рош (1978) предположил, что естественные понятия в повседневной жизни усваиваются на примерах, а не на абстрактных правилах. Ее образцовая теория предполагает, что мы изучаем понятие «собака», видя самых разных собак и разрабатывая прототип того, на что похожа типичная собака. Busemeyer и Myung (1988) изучали обучение прототипов у студентов колледжей, представив ряд образцов и попросив испытуемых воспроизвести прототип. Этот тип исследования позволяет исследователям получить представление о процессе изучения концепции. На протяжении многих лет каждый сталкивается с бесконечным количеством сложных раздражителей. То, как мы решим сгруппировать и рассортировать их по понятиям, будет зависеть от наших интересов, убеждений, ценностей и опыта взаимодействия с окружающей средой. Рассмотрим понятие «работа». Для одного человека это может означать неприятную задачу, а для другого это средство достижения удовлетворения. Формирование понятий — это форма мышления, которая помогает нам лучше понять мир, в котором мы живем, а также самих себя.

About the Author

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Related Posts