Факторы формирования первого впечатления о человеке
Отправить статью или инфоповод
5 августа 2011
12126
Почти каждый взрослый человек способен по внешности и поведению человека достаточно точно определить многие его характеристики: психологические черты, возраст, примерную профессию. Но эта точность бывает только в нейтральных ситуациях. Чем менее нейтральны отношения, чем более люди заинтересованы друг в друге, тем больше вероятность ошибок. Образ партнера, который создается при знакомстве, — это регулятор последующего поведения; он необходим для правильного построения общения. Рассмотрим три фактора формирования первого впечатления о человеке.
На стереотипное восприятие человека влияет «оформление» его внешности. Например, перед равными по всем параметрам группами испытуемых в качестве объекта формирования впечатления выступал один и тот же человек, но к каждой новой группе от выходил в другой одежде. Эксперименты показали, что когда человек появлялся в другом костюме (в обычном деловом, рабочем комбинезоне, религиозном одеянии, военной форме), то испытуемые группы помимо черт, отмеченных у этого человека всеми группами, называли у него также и те качества, на которые указывал костюм, в котором был оцениваемый ими человек. Например, когда на человеке была военная форма, то ему устойчиво приписывались такие качества, как дисциплинированность, аккуратность, настойчивость, открытость по отношению к другим людям. Отчасти это верно, так как профессия накладывает отпечаток на личность человека, но только отчасти.
В процессе восприятия действуют не только социальные стереотипы, но и стереотипы восприятия физиогномических особенностей и конституции человека. С физиогномикой большинство людей в полном объеме не знакомы, но что-то слышали, читали, что и отложилось в сознании. Средства массовой коммуникации тиражируют образы, которые закрепляются в массовом сознании и накладывают отпечаток на восприятие конкретных людей.
Можно привести наиболее стереотипные восприятия: квадратный подбородок — признак сильной воли, полные губы — сексуален, тонкие губы — лицемер и ханжа, высокий лоб — умный, жесткие волосы — упрямый характер, маленький рост — комплекс Наполеона, красивая женщина — глупа и т.д.При формировании впечатления стереотипно воспринимаются особенности телосложения человека, его конституция в целом. Исследуя влияние конституции человека на впечатления о нем, психологи попросили группу испытуемых охарактеризовать личностные особенности мужчин, различавшихся типом телосложения. Результаты формирования первого впечатления следующие:
— Полный, с округлыми формами мужчина воспринимался как сердечный, добродушный, болтливый, доверчивый, эмоциональный, открытый, несильный и любящий поесть. Сопоставив с этим набором характеристик реальные характеристики конкретного лица, например Уинстона Черчилля, тип телосложения которого соответствует предъявляемому, можно убедиться сколь обманчиво бывает первое впечатление.
— Атлетического сложения мужчина воспринимался как сильный, смелый, энергичный, дерзкий, инициативный.
— Высокий, худощавый и хрупкий на вид мужчина воспринимался как нервный, честолюбивый, подозрительный, скромный.
— Полный мужчина воспринимался более старым, чем он был на самом деле, а худощавый, как правило, казался моложе своих лет.
С одной стороны, почти каждый взрослый человек, имеющий опыт общения, способен по внешности человека, его одежде, манере говорить и поведению достаточно точно определить многие его социально-психологические характеристики: психологические черты, возраст, социальный слой, примерную профессию. Но эта точность бывает только в нейтральных ситуациях. В других же ситуациях почти всегда присутствует тот или иной процент ошибок. И чем менее нейтральны отношения, чем более люди заинтересованы друг в друге, тем больше вероятность ошибок.
Это объясняется тем, что перед человеком никогда не стоит задача просто «воспринять» другого. Образ партнера, который создается при знакомстве, — это регулятор последующего поведения, он необходим для того, чтобы правильно и эффективно в данной ситуации построить общение. Наше общение строится существенно различным образом в зависимости от того, с кем общаемся. Для каждой категории партнеров есть разные «техники» общения, выбор которых определяется характеристиками партнера. Поэтому наиболее важные в данной ситуации характеристики — это те, которые позволяют отнести партнера к какой-то группе. Именно эти характеристики и воспринимаются достаточно точно. А остальные черты и особенности просто достраиваются по определенным схемам, и именно здесь проявляется вероятность ошибки.
Факторы формирования первого впечатления
В психологии выделяются три фактора формирования первого впечатления о человеке:
— фактор превосходства;
— фактор привлекательности;
— фактор отношения к нам.
Очевидно, что в реальном процессе взаимовосприятия эти три фактора действуют в теснейшем единстве. Рассмотрим их проявление в формировании первого впечатления о другом человеке более детально.
1. Фактор превосходства. Люди, вступающие в общение, неравны: они отличаются друг от друга по своему социальному статусу, жизненному опыту, интеллектуальному потенциалу и т. д. При неравенстве партнеров наиболее часто применяется схема восприятия, которая получила название фактора превосходства.
Схема восприятия такова. При встрече с человеком, превосходящим нас по какому-то важному для нас параметру, мы оцениваем его несколько более положительно, чем в случае, если бы он был нам равен. Если же мы имеем дело с человеком, которого мы в чем-то превосходим, то мы недооцениваем его. Причем превосходство фиксируется по какому-то одному параметру, а переоценка (или недооценка) происходит по многим параметрам. Эта схема восприятия начинает работать не при всяком, а только при действительно важном, значимом для нас неравенстве.
Для того чтобы подействовал фактор превосходства, нам надо это превосходство сначала оценить. Как это сделать? По каким признакам мы можем судить о превосходстве человека, например, в социальном положении или в интеллектуальном?
Для определения этого параметра в нашем распоряжении есть два основных источника информации:
— одежда человека, его внешнее оформление, включая такие атрибуты, как знаки отличия, очки, прическа, награды, украшения, а в определенных случаях такие элементы, как машина, интерьер кабинета и т.
— манера поведения человека (как сидит, ходит, разговаривает, куда смотрит и т.д.).
Информация о превосходстве обычно так или иначе «закладывается» в одежду и манеру поведения. В них всегда есть элементы, свидетельствующие о принадлежности человека к той или иной социальной группе или его ориентации на какую-то группу.
Эти элементы служат знаками групповой принадлежности и для самого носителя одежды и поведения, и для окружающих его людей. Понимание своего места в группе, в той или иной иерархии, а также положения других людей во многом определяют общение и взаимодействие. Поэтому выделение превосходства какими-то внешними, видимыми средствами всегда существенно.
2. Фактор привлекательности. Действие этого фактора при восприятии человека заключается в том, что под его влиянием какие-то качества человека переоцениваются или недооцениваются другими людьми. Схема действия этого фактора такова, что если человек нам нравится (внешне), то одновременно мы склонны считать его более умным, хорошим, интересным и т.
д., то есть опять-таки переоценивать многие его личностные характеристики.Например, в эксперименте учителям были предложены для оценки «личные дела» учеников и ставилась задача определить уровень интеллекта, планы на будущее, отношения со сверстниками. Секрет эксперимента состоял в том, что для оценки давалось одно и то же дело, но с разными фотографиями — «красивых» и «некрасивых» детей. Красивые дети получили более высокую оценку своих возможностей.
Эти данные подтверждены и в эксперименте американского психолога А. Миллера, который, применив метод экспертных оценок, отобрал фотографии людей «красивых», «обыкновенных» и «некрасивых». Затем он показал эти фотографии испытуемым. В их оценке «красивые» превосходили «некрасивых» по всем параметрам.
Многочисленные исследования показывают, что физическая привлекательность влияет на оценку не только когда ее объектом оказываются черты личности, но и когда оценивается конкретный результат деятельности человека. В подтверждение этого А. А. Бодалев приводит следующий пример. Молодым людям предлагали оценить очерк, написанной женщиной, портрет которой прилагался (в одних группах испытуемых использовался портрет красивой женщины, в других — некрасивой). Этот очерк оценивали более высоко, когда считали, что его написала красивая женщина.
Итак, чем больше внешне привлекателен для нас человек, тем он кажется лучше во всех других отношениях; если же он непривлекателен, то остальные его качества недооцениваются.
Но всем известно, что в разное время разное считалось привлекательным, что у разных народов свои каноны красоты. Значит, привлекательность нельзя считать только индивидуальным впечатлением, она скорее носит социальный характер. Поэтому знаки привлекательности надо искать прежде всего не в том или ином разрезе глаз или цвете волос, а в социальном значении того или иного признака человека. Ведь есть одобряемые и не одобряемые обществом или конкретной социальной группой типы внешности. И привлекательность — не что иное, как степень приближения к тому типу внешности, который максимально одобряется той группой, к которой мы принадлежим.
Знаком привлекательности являются усилия человека выглядеть социально одобряемым. Механизм формирования восприятия по этой схеме тот же, что и при факторе превосходства.Важно подчеркнуть, что фактор привлекательности сильно влияет на содержание формирующегося представления о человеке только в момент образования первого впечатления. В дальнейшем оценивание этого человека все больше начинает определяться характером взаимодействия с ним и ценностью его дел и поступков.
3. Фактор отношения к нам. Этот фактор действует таким образом, что люди, хорошо к нам относящиеся, оцениваются выше тех, кто к нам плохо относятся. Знаком отношения к нам, запускающим соответствующую схему восприятия, является все, что свидетельствует о согласии или несогласии партнера с нами.
Выявив мнения испытуемых по ряду вопросов, психологи ознакомили их с мнениями других людей и просили их оценить эти мнения. Оказалось, что чем ближе чужое мнение к собственному, тем выше оценка высказавшего это мнение человека. Это правило имело обратную силу: чем выше оценивался некто, тем большее сходство находили в его взглядах с собственными. Убежденность в этом предполагаемом «родстве душ» была настолько велика, что разногласий с позицией привлекательного лица испытуемые попросту не замечали. Важно, чтобы во всем было согласие, и тогда включается фактор отношения к нам.
Формирование первого впечатления
Формирование образа другого человека, первого впечатления о нем осуществляется путем стереотипизации. А.А. Бодалев определяет первое впечатление как сложный психологический феномен, включающий в себя чувственный, логический и эмоциональный компоненты, в который входят значимые особенности облика и поведения человека, оказавшегося объектом восприятия.
Систему формирования первого впечатления можно условно представить как «трафарет», который мы прикладываем к другим людям.
Формирование первого впечатления почти всегда означает отнесение индивидом воспринимаемого лица к одной из групп людей в тех «классификациях типов», которые сложились у него в прошлом. Соответствующие нашему стандарту люди воспринимаются нами со знаком «плюс», имеющие существенные отличия — со знаком «минус». Занявшие промежуточное место воспринимаются нейтрально — до определенного действия, после которого первое впечатление меняется.
Стремясь вызвать позитивное первое впечатление, необходимо учитывать все детали, на которые наш партнер по общению сознательно или нет, но обращает внимание.
Вопрос о том, насколько точным является впечатление, не прост. Задача первого впечатления — быстро сориентироваться в ситуации. Для людей, как социальных существ, главное — определение вопроса о групповой принадлежности партнера. Поэтому можно сказать, что первое впечатление почти всегда правильно. Ошибкой же является то, что стереотипизация вызывает определенную оценку и неизвестных еще пока свойств и качеств, что может привести к неадекватному общению в дальнейшем. В постоянном общении результаты первого впечатления продолжают действовать. Однако постоянное и длительное общение не может удовлетворяться тем списком приписываемых партнеру черт и свойств, которые сформировались при стереотипизации. Здесь восприятие и понимание партнера происходят на другой основе.
Если вы заметили опечатку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.
Подписывайтесь на наш
Подписывайтесь на наш
Закрыть
Автоматизация бухгалтерии
для любого бизнеса
Попробовать бесплатно
Как формируется первое впечатление и почему оно так важно
19 июля 2022 Ликбез Жизнь
Оно обманчиво, но люди всё равно продолжают ему следовать.
Статью можно послушать. Если вам так удобнее, включайте подкаст.
Что такое первое впечатление
Первое впечатление — это восприятие человеком других при знакомстве, когда оценивается их внешность и внутренний мир. Оно может быть положительным и отрицательным. Чаще всего основано на информации, полученной при первой встрече, но иногда может быть сделано заочно. Например, по рассказам или по публичному образу человека.
Первое впечатление очень сильно. Настолько, что даже новые сведения иногда не могут его изменить.
Как быстро формируется первое впечатление
Согласно некоторым исследованиям, всего одной десятой секунды достаточно, чтобы сложить мнение о привлекательности, надёжности, компетентности и агрессивности собеседника. И чем дольше мы с кем‑то общаемся, тем сильнее уверены в своих первых впечатлениях.
Такая быстрота обусловлена эволюционным прошлым. Нашим далёким предкам некогда было вести разговоры с внезапно возникшими сородичами: нужно было быстро понять, друг перед тобой или враг.
Что влияет на первое впечатление
В его формировании участвует префронтальная кора головного мозга, которая также во многом отвечает за личностные особенности людей. Наибольшее значение имеют такие внешние признаки другого человека: черты лица, интонация голоса, привлекательность, проявляемые эмоции. Кроме того, мы обращаем внимание на поведение, стиль одежды, позы, которые принимает собеседник.
Часто на первом впечатлении сказывается скрытое отношение, которое даже не осознаётся. Это значит, что на восприятие влияет не только образ и действия визави, но и наш собственный опыт, представления и предубеждения.
Почему первое впечатление важно
Потому что на его основе мы делаем выводы о том, насколько можем доверять новому знакомому, симпатичен ли он нам, не несёт ли угрозы, выше ли он по статусу. Склонность к агрессии, компетентность, сексуальная ориентация, интеллект — обо всём этом и многом другом мы также формируем мнение в первые секунды встречи.
Последствия этих выводов могут вести очень далеко. Ведь первые впечатления влияют на отношение к человеку как в текущий момент, так и в дальнейшем.
Например, существует стереотип, что красивый — значит хороший. Мы лучше относимся к физически привлекательным людям, считая, что они обладают множеством положительных качеств, в отличие от тех, кто, по нашему мнению, «несимпатичный». Доходит до того, что красавцам проще получить скидку или работу, к ним более снисходительны учителя и даже судьи.
Почему первое впечатление может быть обманчивым
Потому что оно формируется слишком быстро и основано на чрезмерных обобщениях. Например, нарциссы могут показаться вполне располагающими людьми, и только потом их поведение начинает отталкивать. А если человек выглядит хмурым и необщительным, это вовсе не значит, что он не может быть добродушным и открытым.
Многочисленные опыты, в которых учёные моделируют разные человеческие лица, показывают: изменяя внешний вид, можно создать обманчивое мнение о себе. Например, исследователи с помощью специальных программ подправляли черты лица на фотографиях двух студентов и просили других испытуемых оценить результат. Эти эксперименты доказали, что симпатичные люди кажутся более ответственными. Посудите сами:
1 / 0
Изображённых в левой части молодых людей участники эксперимента воспринимали как более симпатичных и успешных в учёбе. Изображение: S. N. Talamas , K. I. Mavor, D. I. Perrett. Blinded by Beauty: Attractiveness Bias and Accurate Perceptions of Academic Performance / PLoS ONE
2 / 0
Изображённых в левой части молодых людей участники эксперимента воспринимали как более симпатичных и успешных в учёбе. Изображение: S. N. Talamas , K. I. Mavor, D. I. Perrett. Blinded by Beauty: Attractiveness Bias and Accurate Perceptions of Academic Performance / PLoS ONE
Почему первое впечатление так сильно
В психологии есть две точки зрения, почему это происходит. Согласно первой, любую новую информацию люди сопоставляют с первым впечатлением и отвергают те факты, которые ему противоречат. Так, если кто‑то кажется нам хорошим, то все его неблаговидные поступки мы будем воспринимать как случайность или вынужденную необходимость.
По второй теории, новые сведения люди пропускают через образ, составленный первым впечатлением. То есть если мы считаем кто‑то плохим, то его добрые действия будут казаться попытками скрыть свою истинную сущность и усыпить наше внимание.
Как произвести хорошее первое впечатление
Люди обычно недооценивают себя и считают, что первая встреча прошла хуже, чем есть на самом деле. Однако несколько советов, как улучшить впечатление, всё равно могут быть полезными.
1. Готовьтесь к встрече заранее
Делайте это, если разговор предстоит непростой. Так вы покажете, что проявили настоящий интерес и разбираетесь в теме. Например, довольно самонадеянно идти на собеседование, не ознакомившись хотя бы с требованиями к соискателю и сведениях о работодателе.
Если нужно подготовиться к личной встрече, положим, к свиданию, постарайтесь больше узнать о потенциальном партнёре. Попробуйте просмотреть его соцсети и найти общие интересы.
2. Следите за собой и своим внешним видом
Понимайте, куда вы идёте, и выглядите соответствующе. Вряд ли люди оценят вашу гавайскую рубашку и короткие шорты, если встреча была назначена в театре.
Также следите за тем, что вы говорите и пишете. Старайтесь не допускать ошибок, в том числе в профиле в социальных сетях.
Перед ответственным мероприятием не помешает и выспаться. Исследования показывают, что сонный вид уменьшает вашу привлекательность для других людей. Это ещё одна причина наладить режим дня и отдыха.
3. Держитесь уверенно
Ещё стоит обратить внимание на язык своего тела — он должен говорить о том, что вам комфортно. Например, перед встречей можно демонстрировать «сильную позицию»: сидеть ровно, делать большие шаги, расправить плечи. Некоторые исследователи считают, что это помогает чувствовать себя увереннее.
4. Покажите свои лучшие качества
Постарайтесь использовать свои сильные стороны. Спросите о том, что стоит к ним причислить, у друзей или обратите внимание, за что вам чаще всего делают комплименты. Но будьте осторожны: близкие могут приукрасить ваши достоинства, потому что любят, а остальные бывают неискренними, например, заискивая перед вами.
5. Продемонстрируйте, что вы — хороший собеседник
Слушайте своего визави, старайтесь действительно вникать в то, что он говорит, проявляйте неподдельный интерес. Не перебивайте, давайте знать, что вы увлечены (например, кивайте), не стремитесь завершать предложения. Не стоит также сразу пытаться рассказать о себе слишком много или задавить человека глубокими познаниями.
Ну и, конечно, развивайтесь, чтобы быть интересной и привлекательной личностью.
Читайте также 🧐
- Ослеплённые красотой: как эффект ореола заставляет нас выбирать не тех людей
- Что такое физиогномика и можно ли угадать характер человека по его лицу
- 6 способов произвести приятное впечатление на собеседника
- 14 неочевидных причин, почему вы можете не нравиться людям
- 9 ошибок, которые легко могут испортить первое впечатление о вас
Что учитывать? – Ассоциация психологических наук – APS
Первые впечатления остаются надолго. Эта знакомая фраза указывает на одну из многих причин, по которым изучение первых впечатлений людей имеет решающее значение для социальных психологов. Любая информация о человеке, от его физических свойств до его невербального и вербального поведения и даже среды, в которой он обитает, влияет на наши впечатления и суждения о нем (например, Ambady & Rosenthal, 1993; Gosling, Ko, Mannarell, & Morris, 2002). ). Было показано, что первые впечатления сохраняются в течение нескольких месяцев (Gunaydin, Selcuk, & Zayas, 2017) и влияют на личные суждения даже при наличии противоречивых данных о человеке (например, Rydell & McConnell, 2006).
В этой статье кратко обсуждаются некоторые важные аспекты первых впечатлений, основанные на существующих социально-психологических исследованиях, включая мои собственные.
Типы первых впечатлений
О чем наши первые впечатления? Литература по социальному познанию концептуализирует впечатления с помощью ряда конструкций. Наиболее изученной формой впечатления в социальном познании является черт ; люди склонны мгновенно формировать впечатление о предположительно стабильных характеристиках других, таких как надежность и компетентность. Они делают это по внешнему виду других людей (например, Уиллис и Тодоров, 2006) и по простому поведению — например, наблюдая за человеком, поднимающимся на лифте на один пролет, люди могут сделать вывод, что он ленив (Улеман, Бладер и Тодоров, 2005). Было показано, что цели, ценности и убеждения других людей также влияют на первое впечатление (Moskowitz & Olcaysoy Okten, 2016).
Недавнее исследование нашей лаборатории продемонстрировало влияние поведенческих характеристик на первое впечатление; когда известно или считается, что первоначально наблюдаемое поведение других людей не меняется с течением времени, формирование выводов о чертах становится более вероятным (Olcaysoy Okten & Moskowitz, 2017). В примере с лифтом, наблюдая, как один и тот же человек несколько раз поднимается на лифте на один пролет, люди становятся более уверенными в своей оценке этого человека как ленивого. Однако, когда человек поднимается на лифте на один пролет только в определенном случае, люди могут подумать, что в этой конкретной ситуации он хочет действовать быстро.
Измерение показов: явное или скрытое?
Первые впечатления проявляются не только в явных реакциях воспринимающих, но и в их спонтанных умозаключениях. Неявные меры направлены на то, чтобы зафиксировать спонтанные впечатления, которые обычно невидимы для воспринимающих, — впечатления, которые они сформировали без какого-либо осознания или намерения. В то время как явные измерения впечатлений включают тесты самоотчета, такие как рейтинги оценок или выводов, неявные измерения включают тесты памяти, которые измеряют степень, в которой целевой человек связан с конструктом (например, чертой) в памяти. Точная связь между неявными и явными формами впечатлений была спорным вопросом в области социального познания (Payne, Burkley, & Stokes, 2008).
Исследования многих лабораторий также постоянно показывают, что неявные впечатления устойчивы к изменениям (например, Gregg, Seibt, & Banaji, 2006; Mann & Ferguson, 2015). Когда происходят изменения во впечатлениях, обычно изменяются явные , а не неявные выводы о признаках (Olcaysoy Okten & Moskowitz, 2017b). Например, узнав, что человек, который несколько раз поднимался на лифте на один пролет, на самом деле регулярно тренируется, воспринимающие обновляют свое первоначальное явное суждение о ее лени. Тем не менее, они по-прежнему склонны классифицировать человека как ленивого в задаче на имплицитную память. Таким образом, неявные предубеждения могут сохраняться и существенно влиять на межличностные взаимодействия, даже когда воспринимающие убеждены, что они изменили свои впечатления в свете новой информации.
Почему у кого-то складывается впечатление о другом человеке? Исследования показали, что ответ на этот вопрос имеет решающее значение для определения того, как люди обрабатывают информацию о других. Принятие мышления «репортера», целью которого является просто открытие фактов о человеке, может произвести на человека совершенно другое впечатление, чем принятие мышления человека на свидании вслепую. В первом случае воспринимающие участвуют в систематической (всесторонней) обработке, тогда как во втором случае они склонны полагаться на эвристику, которая соответствует их цели установить связь с данным человеком (Chen, Shechter, & Chaiken, 19).96). Такая мотивированная обработка может спровоцировать предвзятость в оценке других.
На впечатления также влияют сигналы окружающей среды: например, люди по-разному воспринимают двусмысленное поведение после того, как их заставляют рассматривать черту как «смелую» или «безрассудную» (Higgins, Rholes, & Jones, 1977). Долгосрочные цели воспринимающих также влияют на их интерпретации действий других во время первых встреч. Например, те, у кого более высокая потребность уменьшить неопределенность в своих межличностных взаимодействиях, с большей вероятностью сделают вывод о стабильных чертах из обыденного поведения других (Moskowitz, 19).93) и с меньшей вероятностью изменят свои первые впечатления даже после того, как узнают, что эти впечатления были неточными (Wyer, 2016).
Поведенческие последствия первых впечатлений
Несмотря на большое количество литературы о формировании и изменении первых впечатлений, меньше известно об их поведенческих последствиях (обзор см. в Harris & Garris, 2008). Большая часть существующих исследований была сосредоточена на поведенческих последствиях первых впечатлений, связанных с существующей стигмой. В этих исследованиях впечатления, связанные со стигмой у воспринимающих, приводили к дискриминационным практикам, таким как избегание взаимодействия и переживание физиологической угрозы во время таких взаимодействий (например, Blascovich, Mendes, Hunter, Lickel, & Kowai-Bell, 2000; Peck & Denney, 2012).
Другое исследование было сосредоточено на результатах в области найма на работу. Первые впечатления в значительной степени предсказывают поведенческие тенденции работодателей во время собеседований при приеме на работу, а также их окончательные решения о найме (Barrick, Swider, & Stewart, 2010; Swider, Barrick, & Harris, 2016). В частности, работодатели, как правило, задают вопросы, подтверждающие их первое впечатление о кандидатах, и обращаются с ними в соответствии с этим впечатлением (Snyder & Swann, 19).78). Если их первоначальное впечатление о кандидатах положительное, работодатели проявляют большую склонность «продавать» работу, предоставляя кандидатам информацию о работе, а не собирая информацию от них (Dougherty, Ebert, & Callender, 1986; Dougherty, Turban, 1986). и Каллендер, 1994). В свою очередь, более теплое поведение работодателей обычно вызывает более теплое поведение у кандидатов (например, Snyder, Tanke, and Berscheid, 1977), и, таким образом, первоначальные положительные впечатления работодателей о кандидатах подтверждаются. Важно, однако, то, что даже в тех случаях, когда кандидат работает таким образом, который не подтверждает первое впечатление работодателей, работодатели могут не точно оценить работу кандидата, не позволяя им соответствующим образом изменить свое первое впечатление. Исследования показали, что это может быть связано с высоким уровнем саморегуляции со стороны интервьюеров (Nordstrom, Hall, & Bartels, 19). 98). Таким образом, снижение когнитивных требований в контексте собеседования за счет использования подготовленных вопросов или привлечения сторонних наблюдателей для оценки процесса собеседования может быть эффективным для создания точных впечатлений и суждений о кандидате на работу.
При формировании первого впечатления людям обычно приходится полагаться на ограниченную и потенциально вводящую в заблуждение информацию о других. Делая большие выводы из такой ограниченной информации, вы можете принимать неверные решения с более широкими последствиями. Понимание происхождения и последствий первых впечатлений — это первый шаг к устранению предубеждений в этих впечатлениях. Пункты, обсужденные выше, призваны предоставить краткое руководство для студентов психологических наук, которые заинтересованы в том, чтобы принять участие в этом научном путешествии.
Ссылки
Амбади Н. и Розенталь Р. (1993). Полминуты: прогнозирование оценок учителя на основе тонких срезов невербального поведения и физической привлекательности. Журнал личности и социальной психологии , 64 , 431–441.
Баррик, М. Р., Свайдер, Б. В., и Стюарт, Г. Л. (2010). Первоначальные оценки на собеседовании: Отношения с последующими оценками интервьюера и предложениями о работе. Журнал прикладной психологии, 95 , 1163–1172. doi:10.1037/a0019918
Бласкович Дж., Мендес В.Б., Хантер С.Б., Ликель Б. и Коваи-Белл Н. (2001). Воспринимающая угроза в социальных взаимодействиях со стигматизированными другими. Журнал личности и социальной психологии, 80 , 253–267.
Чен С., Шехтер Д. и Чайкен С. (1996). Докопаться до истины или поладить: точность в сравнении с эвристической и систематической обработкой, основанной на впечатлениях. Журнал личности и социальной психологии , 71 , 262–275.
Догерти, Т. В., Эберт, Р. Дж., и Каллендер, Дж. К. (1986). Политика захвата в собеседовании при приеме на работу. Журнал прикладной психологии , 71 , 9–15.
Догерти, Т.В., Тюрбан, Д.Б., и Каллендер, Дж.К. (1994). Подтверждение первых впечатлений на собеседовании при приеме на работу: полевое исследование поведения интервьюера. Журнал прикладной психологии , 79 , 659–665.
Гослинг, С. Д., Ко, С. Дж., Маннарелли, Т., и Моррис, М. Э. (2002). Комната с подсказкой: суждения о личности на основе кабинетов и спален. Журнал личности и социальной психологии , 82 , 379–398.
Грегг, А.П., Сейбт, Б., и Банаджи, М.Р. (2006). Легче сделать, чем отменить: асимметрия гибкости неявных предпочтений. Журнал личности и социальной психологии , 90 , 1–20.
Гунайдин Г., Сельчук Э. и Заяс В. (2017). Впечатления, основанные на портрете, через 1 месяц предсказывают впечатления от живого взаимодействия. Социальная психология и наука о личности , 8 , 36–44.
Харрис, М.Дж., и Гаррис, С.П. (2008). У вас никогда не будет второго шанса произвести первое впечатление: поведенческие последствия первого впечатления. В Н. Амбади и Дж. Дж. Сковронски (редакторы), Первые впечатления (стр. 147–168). Нью-Йорк, штат Нью-Йорк: Guilford Press.
Хиггинс, И. Т., Роулз, В. С., и Джонс, Ч. Р. (1977). Доступность категории и формирование впечатления. Журнал экспериментальной социальной психологии, 13 , 141–154.
Манн, Т.С., и Фергюсон, М.Дж. (2015). Можем ли мы отменить наши первые впечатления? Роль переинтерпретации в изменении имплицитных оценок. Журнал личности и социальной психологии, 108 , 823–849.
Московиц, Великобритания (1993). Индивидуальные различия в социальной категоризации: влияние личной потребности в структуре на спонтанные выводы о чертах. Журнал личности и социальной психологии, 65 , 132–142.
Московиц, Г. Б., и Олкайсой Октен, И. (2016). Спонтанный вывод цели (SGI). Компас социальной психологии и психологии личности , 10 , 64–80.
Nordstrom, C.R., Hall, R.J., & Bartels, L.K. (1998). Первые впечатления против хороших впечатлений: влияние саморегуляции на оценки интервью. Психологический журнал , 132 , 477–491.
Олкайсой Октен И. и Московиц Г. Б. (2017a). Как идеология формирует неявный вывод: спонтанный вывод о цели против спонтанного вывода о чертах. Рукопись предлагается для доработки и повторной отправки.
Олкайсой Октен, И., и Московиц, Дж. Б. (2017b). Обновление спонтанных выводов о признаках. Рукопись в подготовке.
Олкайсой Октен, И., и Московиц, ГБ (2018). Объяснения цели и черты: причинные атрибуции за пределами дихотомии черта-ситуация. Журнал личности и социальной психологии . doi:10.1037/pspa0000104
Пейн, Б.К., Беркли, М.А., и Стоукс, М.Б. (2008). Почему имплицитные и эксплицитные тесты отношения расходятся? Роль структурного соответствия. Журнал личности и социальной психологии , 94 , 16–31.
Пек, Б.М., и Денни, М. (2012). Различия в проведении медицинской встречи: влияние расы и пола врача и пациента. Sage Open , 2 . doi: 10. 1177/2158244012459193
Райделл, Р.Дж., и МакКоннелл, А.Р. (2006). Понимание неявного и явного изменения отношения: система анализа рассуждений. Журнал личности и социальной психологии , 91 , 995–1008.
Снайдер, М., и Суонн, В. Б. (1978). Процессы проверки гипотез в социальном взаимодействии. Журнал личности и социальной психологии , 36 , 1202–1212.
Снайдер М., Танке Э. Д. и Бершайд Э. (1977). Социальное восприятие и межличностное поведение: о самореализующемся характере социальных стереотипов. Журнал личности и социальной психологии , 35 , 656–666.
Свидер, Б.В., Баррик, М.Р., и Харрис, Т.Б. (2016). Первоначальные впечатления: чем они являются, чем не являются и как они влияют на результаты структурированного интервью. Журнал прикладной психологии , 101 , 625–638.
Улеман, Дж. С., Бладер, С., и Тодоров, А. (2005). Неявные впечатления. В Р. Хассин, Дж. С. Улеман и Дж. А. Барг (ред.), Новое бессознательное (стр. 362–392). Нью-Йорк, штат Нью-Йорк: Издательство Оксфордского университета.
Уиллис, Дж., и Тодоров, А. (2006). Первые впечатления: Принятие решения после 100-миллисекундного воздействия на лицо. Психологическая наука , 17 , 592–598.
Вайер, Северная Каролина (2016). Легче сделать, чем отменить… некоторыми людьми, иногда: роль проработки в явных и неявных групповых предпочтениях. Журнал экспериментальной социальной психологии , 63 , 77–85.
Как формируются первые впечатления: психология
Вы когда-нибудь задумывались, как формируются первые впечатления? Или какова психология первых впечатлений? В этой статье я углублюсь в психологию формирования первого впечатления и помогу вам произвести хорошее первое впечатление на работе и в социальной жизни.
На создание этой статьи меня вдохновил проведенный мной онлайн-тренинг под названием «6 основных ошибок, которых следует избегать при создании уверенного и сильного имиджа». Один из участников задал очень распространенный, но умный вопрос о первых впечатлениях.
Она спросила: «Я поняла, что первые 7 секунд, когда мы встречаем кого-то нового, самые важные. Как мне убедиться, что я не трачу эти 7 секунд впустую?»
Мне нравится этот вопрос, потому что я очарован первыми впечатлениями и всем психологическим процессом, через который мы проходим, когда встречаем кого-то впервые.
Что бы вы ни думали, первое впечатление не так просто и прямолинейно, как вам хотелось бы.
Ниже я хочу подробнее рассказать о первом впечатлении, рассказать о том, сколько времени уходит на формирование первого впечатления, о психологии формирования первого впечатления и о том, как не потратить впустую первые 7 секунд первого впечатления.
Посмотрите это видео на YouTube, чтобы узнать, как произвести отличное первое впечатление (после прочтения этой статьи).Сколько времени нужно, чтобы сформировать первое впечатление?
Исследования по этому вопросу разнятся. Некоторые считают, что для формирования первого впечатления требуется 30 секунд. Другие считают, что это занимает 2-3 секунды. Было даже исследование, проведенное психологами из Принстона, которое показало, что для того, чтобы составить впечатление о ком-либо, требуется всего десятая доля секунды.
Какое бы исследование или рисунок вы ни выбрали, первое впечатление будет быстрым. Чтобы дать вам ориентир, решения или суждения, которые другой человек собирается сделать о вас, будут приниматься в среднем примерно через 7 секунд.
За такой короткий промежуток времени у вас может даже не хватить времени на слова!
Как формируются первые впечатления (Психология)
Итак, мы установили, что в среднем на формирование первого впечатления уходит около 7 секунд. Теперь я хочу рассказать о том, как формируются первые впечатления, и о психологическом процессе, происходящем при формировании первого впечатления.
Вот ситуация, которая может вам подойти:
Вы идете по улице. Вы видите, что кто-то идет к вам с противоположной стороны. Это женщина. Вы замечаете ее одежду. Она одета в дорогой костюм и безупречно ухожена. Она делает большие шаги и быстро ходит. Вы думаете про себя: «У нее должна быть важная работа, она, вероятно, влиятельная женщина». Вы можете представить ее руководителем большого офиса и жить в большом доме. Вы вообразили все это без того, чтобы этот человек не сказал ни слова!
Вот психологический процесс формирования первого впечатления за эти 7 секунд:
1. Вы смотрите на внешность другого человека.
Вы посмотрели на внешность женщины. Ее одежда выглядела дорого, и она была хорошо ухожена. Это навело вас на мысль, что она успешна и богата.
2. Вы смотрите на язык их тела.
Вы смотрели на ее язык тела. Она делала большие шаги и шла быстро. Это навело вас на мысль, что она уверена в себе, сильна и полна решимости добиться того, чего хотела.
3. Вы делаете предположения об их жизни.
Вы сделали предположения о других сферах ее жизни, таких как ее работа и образ жизни. Судя по ее одежде и языку тела, вы подумали, что она должна иметь высокопоставленную работу, руководить большим офисом и жить в большом доме.
4. Вы формируете фильтр первого впечатления.
За несколько секунд, что вы увидели эту женщину, у вас сформировался фильтр первого впечатления. Поэтому, если вы снова столкнетесь с этой женщиной в местной кофейне, все, что вы увидите или услышите о ней, будет отфильтровано через первое впечатление, которое вы только что сформировали.
Почему бы вам не получить второй шанс сформировать первое впечатление?
Когда вы встречаете кого-то впервые, вы сразу же начинаете воспринимать и обрабатывать информацию о нем. Вы сначала посмотрите на их наряд и внешний вид. Затем вы смотрите на их язык тела, чтобы принять решение об этом человеке.
И хотя у вас есть только крошечный фрагмент информации об этом человеке (7 секунд), вы предполагаете, что этот крошечный фрагмент представляет 100% этого человека, его жизнь, и что они такие все время. Эта информация поможет вам создать фильтр первого впечатления.
Любая дополнительная информация, которую вы узнаете о другом человеке после этих 7 секунд, будет отфильтрована с помощью этого первого впечатления, которое вы сформировали.
Вот почему у вас никогда не будет второго шанса произвести первое впечатление.
По сути, урок, который вам нужно запомнить, заключается в том, что информация, которую вы показываете в первые 7 секунд, является наиболее важной, потому что именно эта информация поможет другому человеку сформировать положительное или отрицательное первое впечатление о вас.
Итак, если вы не хотите тратить эти 7 секунд впустую, продолжайте читать, чтобы узнать, что вам нужно сделать.
Как не тратить первые 7 секунд первого впечатления
В конечном счете, в первые 7 секунд другой человек будет обращать внимание на ваш наряд и язык тела.
1. Выберите наряд, который передает желаемое вами сообщение.
Вам нужно выбрать наряд, который передает желаемое вами сообщение. Спросите себя, какой образ вы хотите создать? Вы хотите выглядеть открытым и дружелюбным или уверенным и сильным? И выберите наряд, который создает этот образ.
Например, вы встречаетесь с потенциальным клиентом и вам нужно убедить его подписать контракт с вашим рекламным агентством. Вы хотите выглядеть экспертом, кем-то, на кого они могут положиться, кто имеет авторитет в этой отрасли. Темно-серый или темно-синий костюм поможет вам сразу же выразить авторитет, когда клиент увидит вас.
Яркие аксессуары или яркие цвета помогут вам привлечь внимание и запомниться. Один из моих любимых способов привнести элегантность и профессионализм в мой наряд — это использовать визитница . Люди всегда приятно удивляются, когда вы кладете их визитную карточку в элегантную визитницу. Нажмите на эти ссылки, чтобы увидеть варианты для мужчин и женщин.