Формирующий и констатирующий эксперимент: Чем отличается констатирующий эксперимент от формирующего?

Содержание

Эксперимент в возрастной психологии

10.06.2012

Эксперимент предполагает активное вмешательство исследователя в деятельность испытуемого с целью создания условий, в которых выявляется психологический факт. Исследователь намеренно создает и изменяет условия, в которых протекает деятельность человека, ставит задачи и по результатам судит о психологических особенностях испытуемого.

Выделяют лабораторный и естественный эксперимент. Лабораторный эксперимент проводится в преднамеренно созданных условиях, с использованием специальной аппаратуры; действия испытуемого определяются инструкцией. В лабораторном эксперименте осуществляется особенно строгий контроль зависимых и независимых переменных. Недостатком лабораторного эксперимента является крайняя затруднительность переноса результатов на условия реальной жизни.

Идею естественного эксперимента выдвинул А. Ф. Лазурский (1874—1917), который призывал к углубленной разработке новых форм психологического эксперимента.

Чтобы организовать естественный эксперимент, надо, по мнению Лазурского, решить проблему выбора таких видов деятельности, в которых особенно характерно выявлялись бы типические или индивидуальные особенности исследуемых. После чего создается модель деятельности, весьма близкой к тем занятиям, которые обычны (естественны) для участников. Например, естественный эксперимент в группе детского сада часто строится в виде дидактической игры. Экспериментальное исследование может быть констатирующим и формирующим.

Констатирующий эксперимент направлен на выявление наличного уровня психологического явления или качества. Примером констатирующего экспериментального исследования может служить тестовое обследование интеллекта детей, проводимое с помощью различных методик (тест А. Бине, тест Векслера, ШТУР и др.). В зарубежной психологии констатирующему исследованию обычно противопоставляется обучающее исследование. Метод обучающего эксперимента строится на сравнении результатов испытуемых, первоначально сходных во всех отношениях, но различающихся по объему опыта, полученному группами в процессе обучения, что позволяет выдвинуть более содержательную гипотезу о факторах, влияющих на развитие.

Возникновение метода формирующего эксперимента в отечественной психологии связано с именем Л. С. Выготского. Замысел формирующего (или экспериментально-генетического, генетикомоделирующего, обучающего) исследования состоит в искусственном воссоздании (моделировании) процесса психического развития. Цель — изучение условий и закономерностей происхождения того или иного психического новообразования.

Ставится задача формирования новой для испытуемого способности. Исследователь теоретически намечает и эмпирически подбирает подходящие пути и средства достижения искомого результата, стремясь добиться заранее «запланированных» показателей сформированности способности. Экспериментальная модель формирования причинно объясняет прогресс и вскрывает механизмы качественных скачков в овладении данной способностью. Если формирование закономерно, повторяющимся образом приводит к желаемому результату (при соблюдении выявленных условий и средств), то делается вывод о том, что удалось проникнуть во внутреннюю сущность развития данной способности.

Хрестоматийными примерами реализации стратегии экспериментального генезиса психических способностей стали формирование звуковысотной чувствительности как своеобразной сенсорной способности человека (А.Н. Леонтьев), формирование способности внимания у младших школьников как действия внутреннего контроля (П. Я. Гальперин, С. Г. Кобыльницкая).

Ключевые слова: Возраст, Эксперимент

Источник: Кагермазова Л.Ц., Возрастная психология

Материалы по теме

Возрастные изменения работоспособности

Чередниченко И.П., Тельных Н.В. — Психология управления

Возраст личности в психологии

Лабунская В.А., Социальная психология личности в вопросах и ответах, 1999

Творческая продуктивность и возраст

Е. П. Ильин. «Психология творчества, креативности, одаренности» Питер; СПб.; 2009

Эксперимент Зимбардо

Конфликтология / Под ред. А. С. Кармина

Младший школьный и подростковый возраст

Е.Б. Усова. Возрастная психология — Минск.: Изд-во МИУ, 2010

Экспериментальная психология как самостоятельная наука

Экспериментальная психология: Курс лекций. Авторы-составители О.В. Боголюбова, Е.В. Дьяченко…

Возраст и развитие личности

Обозов Н.Н., Возрастная психология

Основные закономерности возрастного развития

Е. М. Мастюкова: ВИДЫ И ПРИЧИНЫ ОТКЛОНЕНИЙ В РАЗВИТИИ У ДЕТЕ

Цели, задачи и особенности констатирующего и формирующего экспериментов.

  1. Главная страница 🏠
  2. 📚 Библиотека
  3. 👉 Экспериментальная психология 👈
  4. Ответы к экзамену по Экспериментальной психологии.
  5. Цели, задачи и особенности констатирующего и формирующего экспериментов.

Нужна помощь в написании работы?

Узнать стоимость

По целям различают констатирующий и формирующий эксперименты.

Цель констатирующего эксперимента – измерение наличного уровня развития, например, уровня развития абстрактного мышления, морально-волевых качеств и т. д. Формирующий эксперимент – применяется в возрастной психологии, педагогической психологии. Этот метод прослеживания изменений психики ребенка в ходе активного воздействия исследователя на испытуемого, это метод исследования психического развития детей в условиях специально организованного педагогического процесса. Синонимами понятия «формирующий эксперимент» являются: преобразующий эксперимент, созидательный эксперимент, воспитывающий эксперимент, обучающий эксперимент, генетико-моделирующий эксперимент, метод активного формирования психики и т.д.

Задачами формирующего эксперимента являются:

  1. Осуществление поиска и проектирования новых форм организации учебно-воспитательного процесса;
  2. Осуществление поиска и проектирование «своеобразного выращивания» продуктивных форм сотрудничества педагогов и школьников;
  3. Одновременное изучение перспективных путей психического развития на определенных этапах развития.

Особенности формирующего эксперимента:

  1. Предполагает построение или порождение объекта внутри его структуры, после чего он и становится предметом изучения;
  2. Является комплексным полидисциплинарным и предполагает либо использование одновременно нескольких идеализаций, либо построение на основе принципов конфигурации новой идеализации;
  3. Помимо исследования включает элементы проектирования;
  4. Эффективность оценивается с точки зрения реализуемости проектной идеи и анализа последствий;
  5. Наряду с научно-исследовательской позицией обеспечивает соорганизацию и связь управленцев, учителей, учащихся, методистов и родителей.

Поможем написать любую работу на аналогичную тему

  • Реферат

    Цели, задачи и особенности констатирующего и формирующего экспериментов.

    От 250 руб

  • Контрольная работа

    Цели, задачи и особенности констатирующего и формирующего экспериментов.

    От 250 руб

  • Курсовая работа

    Цели, задачи и особенности констатирующего и формирующего экспериментов.

    От 700 руб

Получить выполненную работу или консультацию специалиста по вашему учебному проекту

Узнать стоимость

Поделись с друзьями

  • Содержание
  • Меню

Предмет и задачи экспериментальной психологии.
Теоретическое и эмпирическое знание психологии.
Исторические аспекты развития экспериментального метода в зарубежной психологии.

Исторические аспекты развития экспериментального метода в отечественной психологии.
Взаимосвязь методологии, методов и методик психологического экспериментального исследования.
Психологический эксперимент как совместная деятельность испытуемого и экспериментатора.

Основные характеристики экспериментального психологического исследования.
Переменные: зависимая, независимая и внешняя. Методы контроля экспериментальных переменных.
Основные экспериментальные планы.

Добавить в избранное (необходима авторизация)

Мой новый эксперимент по формативному оцениванию!

Shruti Bhide — Шарнир

Shruti Bhide — Шарнир

Ассистент профессора Eikeli videregående skole

Опубликовано 18 июня 2023 г.

+ Подписаться

В этом году я в очередной раз преподавала науку 11-классникам, и мне пришла в голову мысль попробовать что-то новое. На этот раз речь шла не об обучении, а об оценке. Как учитель, мы всегда думаем о различных способах оценки понимания темы учащимися. Основной принцип этого эксперимента заключался в том, чтобы дать учащимся возможность быть оцененными на основе их собственного выбора выражения. За свою 10-летнюю преподавательскую практику я заметил, что, когда объявляется тест, несколько счастливых лиц с готовностью выходят вперед, чтобы доказать свои знания, в то время как многие другие нервничают, представляя себе все усилия, необходимые для изучения понятий, запоминания терминов, и воспроизвести их в экзаменационной ситуации. Вот почему я решил дать своим студентам возможность выразить свои знания и понимание темы различными способами по их выбору. Моя единственная забота заключалась в том, чтобы проверить их понимание темы, использование правильной терминологии и их способность применять ее надлежащим образом. Соответственно, я запланировал формирующую оценку, и, наконец, настал день казни.

 

Урок начался с представления ключевых понятий с использованием презентации PowerPoint на основе ожидаемых целей обучения, изложенных в программе. Затем я попросил своих студентов представить мне тот же контент удобным для них способом. Сегодня они могли работать в группах по 3-4 человека по своему выбору. Им был дан список концепций, которые необходимо охватить, и их попросили придумать свои собственные варианты представления предмета в различных формах. Вот несколько примеров, предложенных мной для разных стилей обучения:

 

1.      Напишите ответы на заданные вопросы своими словами и отправьте файл Word. (Чтение и письмо) 📖

2.      Создайте не требующий пояснений плакат, демонстрирующий ваше понимание содержания с помощью соответствующих примеров и иллюстраций. (Визуально) 📊

3.      Создайте 10-минутный подкаст, в котором один из вас выступает в роли эксперта, а другой — в роли ведущего, задавая соответствующие вопросы и обсуждая все необходимые концепции и примеры. (Аудио) 🔊

4.      Придумайте настольную игру или игру на развитие памяти, которую могут использовать учащиеся вашего возраста. (Логический) 🎲

5.      Разыграйте ролевую игру с четырьмя разными персонажами, выражая свое мастерство в содержании через их взаимодействие. (Социальный)  👥

Кроме того, учащимся сказали, что «безгранично небо!» Им было предложено проявить собственное творчество и придумать идеи, которые они хотели исследовать, чтобы продемонстрировать свое понимание данного содержания. К моему удивлению, это сработало чудесно. В эпоху ИИ и ChatGPT, когда все сосредоточены на экономии времени и энергии, выполняя задачи одним щелчком мыши, мой класс был полностью вовлечен в эту деятельность и производил фантастические работы в виде плакатов, игр на запоминание, ролевых игр и многого другого. . Стоило попробовать что-то новое и поэкспериментировать с привычными практиками, что позволило нам взглянуть на тот же мир с совершенно новой точки зрения».0003

Измерение обучения учащихся | Центр педагогических инноваций

Assessment & Evaluation

Методы оценивания должны помочь инструктору ответить на вопросы: «Как я узнаю, что необходимое обучение было выполнено? Что мне нужно изменить в курсе, чтобы наилучшим образом способствовать обучению студентов?»

Информация об обучении учащихся может оцениваться как прямыми, так и косвенными методами. Прямые меры могут включать домашние задания, викторины, экзамены, отчеты, эссе, исследовательские проекты, анализ тематических исследований и рубрики для устных и других выступлений. Примеры косвенных показателей включают оценку курсов, опросы студентов, информацию о зачислении на курсы, удержание на курсах, опросы выпускников и показатели зачисления в аспирантуру.

Подходы к измерению обучения учащихся 

Методы измерения обучения учащихся часто характеризуются как суммативное или формативное оценивание: 

  • Суммативное оценивание – тесты, викторины и другие оцениваемые задания курса, которые используются для измерения успеваемости учащихся. Они являются кумулятивными и часто показывают, чему учащиеся научились в конце модуля или в конце курса. В рамках курса суммативное оценивание включает в себя систему подсчета индивидуальных оценок учащихся.
  • Формирующее оценивание — любые средства, с помощью которых учащиеся получают информацию и направляют отзывы об их относительной успеваемости, чтобы помочь им улучшить свои результаты. Это может быть предоставлено лично в рабочее время, в письменных комментариях к заданиям, через рубрики и по электронной почте.

Формирующее оценивание можно использовать для ежедневной постоянной оценки успеваемости учащихся. Эти оценки показывают, как и что учащиеся изучают в ходе курса, и часто сообщают о следующих шагах в преподавании и обучении. Вместо того, чтобы спрашивать студентов, понимают ли они или у них есть какие-либо вопросы, вы можете быть более систематичным и преднамеренным, попросив студентов в конце урока записать самые важные моменты или наиболее запутанный аспект лекции на каталожных карточках. Сбор и анализ ответов дает представление о том, какие темы запомнили учащиеся и какими могут быть ваши следующие шаги в обучении. Предоставление студентам обратной связи по этим темам дает им представление о собственном обучении.

Вы также можете попросить учащихся поразмышлять и сообщить о своем обучении. Примером может служить просьба к студентам оценить свои знания по теме после прохождения вашего курса по сравнению с тем, что, по их мнению, они знали до прохождения вашего курса.

Соображения по оценке обучения учащихся

При разработке методов оценивания учащихся учитывайте:

  • включая косвенные и прямые оценивания, а также формирующие и итоговые оценивания
  • оценка того, соответствует ли оценка непосредственно результату обучения
  • , чтобы измерение было устойчивым и разумным с точки зрения времени и ресурсов как для учащихся, так и для преподавателей (например, выставление оценок, время ответа и методы). Чтобы оценить время, необходимое учащимся для выполнения различных заданий, см. калькулятор рабочей нагрузки Университета Райса
  • .
  • с помощью опроса учащихся в середине семестра, такого как Программа обратной связи в середине семестра CTI, отличный способ собрать отзывы о том, что студенты изучают и что помогает им учиться
  • с использованием результатов оценок для улучшения курса. Примеры включают пересмотр содержания курса с точки зрения глубины по сравнению с широтой, согласование целей и методов обучения, использование более подходящих методов оценки или эффективное внедрение технологий обучения
  • .

About the Author

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Related Posts