Эксперимент в возрастной психологии
10.06.2012Эксперимент предполагает активное вмешательство исследователя в деятельность испытуемого с целью создания условий, в которых выявляется психологический факт. Исследователь намеренно создает и изменяет условия, в которых протекает деятельность человека, ставит задачи и по результатам судит о психологических особенностях испытуемого.
Выделяют лабораторный и естественный эксперимент. Лабораторный эксперимент проводится в преднамеренно созданных условиях, с использованием специальной аппаратуры; действия испытуемого определяются инструкцией. В лабораторном эксперименте осуществляется особенно строгий контроль зависимых и независимых переменных. Недостатком лабораторного эксперимента является крайняя затруднительность переноса результатов на условия реальной жизни.
Идею естественного эксперимента выдвинул А. Ф. Лазурский (1874—1917), который призывал к углубленной разработке новых форм психологического эксперимента.
Констатирующий эксперимент направлен на выявление наличного уровня психологического явления или качества. Примером констатирующего экспериментального исследования может служить тестовое обследование интеллекта детей, проводимое с помощью различных методик (тест А. Бине, тест Векслера, ШТУР и др.). В зарубежной психологии констатирующему исследованию обычно противопоставляется обучающее исследование. Метод обучающего эксперимента строится на сравнении результатов испытуемых, первоначально сходных во всех отношениях, но различающихся по объему опыта, полученному группами в процессе обучения, что позволяет выдвинуть более содержательную гипотезу о факторах, влияющих на развитие.
Возникновение метода формирующего эксперимента в отечественной психологии связано с именем Л. С. Выготского. Замысел формирующего (или экспериментально-генетического, генетикомоделирующего, обучающего) исследования состоит в искусственном воссоздании (моделировании) процесса психического развития. Цель — изучение условий и закономерностей происхождения того или иного психического новообразования.
Ставится задача формирования новой для испытуемого способности. Исследователь теоретически намечает и эмпирически подбирает подходящие пути и средства достижения искомого результата, стремясь добиться заранее «запланированных» показателей сформированности способности. Экспериментальная модель формирования причинно объясняет прогресс и вскрывает механизмы качественных скачков в овладении данной способностью. Если формирование закономерно, повторяющимся образом приводит к желаемому результату (при соблюдении выявленных условий и средств), то делается вывод о том, что удалось проникнуть во внутреннюю сущность развития данной способности.
Источник: Кагермазова Л.Ц., Возрастная психология
Материалы по теме |
---|
Возрастные изменения работоспособности Чередниченко И.П., Тельных Н.В. — Психология управления |
Возраст личности в психологии Лабунская В.А., Социальная психология личности в вопросах и ответах, 1999 |
Творческая продуктивность и возраст Е. П. Ильин. «Психология творчества, креативности, одаренности» Питер; СПб.; 2009 |
Эксперимент Зимбардо Конфликтология / Под ред. А. С. Кармина |
Младший школьный и подростковый возраст Е.Б. Усова. Возрастная психология — Минск.: Изд-во МИУ, 2010 |
Экспериментальная психология как самостоятельная наука Экспериментальная психология: Курс лекций. Авторы-составители О.В. Боголюбова, Е.В. Дьяченко… |
Возраст и развитие личности Обозов Н.Н., Возрастная психология |
Основные закономерности возрастного развития Е. М. Мастюкова: ВИДЫ И ПРИЧИНЫ ОТКЛОНЕНИЙ В РАЗВИТИИ У ДЕТЕ |
Цели, задачи и особенности констатирующего и формирующего экспериментов.
- Главная страница 🏠
- 📚 Библиотека
- 👉 Экспериментальная психология 👈
- Ответы к экзамену по Экспериментальной психологии.
- Цели, задачи и особенности констатирующего и формирующего экспериментов.
Нужна помощь в написании работы?
Узнать стоимость
По целям различают констатирующий и формирующий эксперименты.
Цель констатирующего эксперимента – измерение наличного уровня развития, например, уровня развития абстрактного мышления, морально-волевых качеств и т. д. Формирующий эксперимент – применяется в возрастной психологии, педагогической психологии. Этот метод прослеживания изменений психики ребенка в ходе активного воздействия исследователя на испытуемого, это метод исследования психического развития детей в условиях специально организованного педагогического процесса. Синонимами понятия «формирующий эксперимент» являются: преобразующий эксперимент, созидательный эксперимент, воспитывающий эксперимент, обучающий эксперимент, генетико-моделирующий эксперимент, метод активного формирования психики и т.д.
- Осуществление поиска и проектирования новых форм организации учебно-воспитательного процесса;
- Осуществление поиска и проектирование «своеобразного выращивания» продуктивных форм сотрудничества педагогов и школьников;
- Одновременное изучение перспективных путей психического развития на определенных этапах развития.
Особенности формирующего эксперимента:
- Предполагает построение или порождение объекта внутри его структуры, после чего он и становится предметом изучения;
- Является комплексным полидисциплинарным и предполагает либо использование одновременно нескольких идеализаций, либо построение на основе принципов конфигурации новой идеализации;
- Помимо исследования включает элементы проектирования;
- Эффективность оценивается с точки зрения реализуемости проектной идеи и анализа последствий;
- Наряду с научно-исследовательской позицией обеспечивает соорганизацию и связь управленцев, учителей, учащихся, методистов и родителей.
Поможем написать любую работу на аналогичную тему
Реферат
Цели, задачи и особенности констатирующего и формирующего экспериментов.
От 250 руб
Контрольная работа
Цели, задачи и особенности констатирующего и формирующего экспериментов.
От 250 руб
Курсовая работа
Цели, задачи и особенности констатирующего и формирующего экспериментов.
От 700 руб
Получить выполненную работу или консультацию специалиста по вашему учебному проекту
Узнать стоимость Поделись с друзьями- Содержание
- Меню
Предмет и задачи экспериментальной психологии.
Теоретическое и эмпирическое знание психологии.
Исторические аспекты развития экспериментального метода в зарубежной психологии.
Исторические аспекты развития экспериментального метода в отечественной психологии.
Взаимосвязь методологии, методов и методик психологического экспериментального исследования.
Психологический эксперимент как совместная деятельность испытуемого и экспериментатора.
Основные характеристики экспериментального психологического исследования.
Переменные: зависимая, независимая и внешняя. Методы контроля экспериментальных переменных.
Основные экспериментальные планы.
Добавить в избранное (необходима авторизация)
Мой новый эксперимент по формативному оцениванию!
Shruti Bhide — ШарнирShruti Bhide — Шарнир
Ассистент профессора Eikeli videregående skole
Опубликовано 18 июня 2023 г.
+ Подписаться
В этом году я в очередной раз преподавала науку 11-классникам, и мне пришла в голову мысль попробовать что-то новое. На этот раз речь шла не об обучении, а об оценке. Как учитель, мы всегда думаем о различных способах оценки понимания темы учащимися. Основной принцип этого эксперимента заключался в том, чтобы дать учащимся возможность быть оцененными на основе их собственного выбора выражения. За свою 10-летнюю преподавательскую практику я заметил, что, когда объявляется тест, несколько счастливых лиц с готовностью выходят вперед, чтобы доказать свои знания, в то время как многие другие нервничают, представляя себе все усилия, необходимые для изучения понятий, запоминания терминов, и воспроизвести их в экзаменационной ситуации. Вот почему я решил дать своим студентам возможность выразить свои знания и понимание темы различными способами по их выбору. Моя единственная забота заключалась в том, чтобы проверить их понимание темы, использование правильной терминологии и их способность применять ее надлежащим образом. Соответственно, я запланировал формирующую оценку, и, наконец, настал день казни.
Урок начался с представления ключевых понятий с использованием презентации PowerPoint на основе ожидаемых целей обучения, изложенных в программе. Затем я попросил своих студентов представить мне тот же контент удобным для них способом. Сегодня они могли работать в группах по 3-4 человека по своему выбору. Им был дан список концепций, которые необходимо охватить, и их попросили придумать свои собственные варианты представления предмета в различных формах. Вот несколько примеров, предложенных мной для разных стилей обучения:
1. Напишите ответы на заданные вопросы своими словами и отправьте файл Word. (Чтение и письмо) 📖
2. Создайте не требующий пояснений плакат, демонстрирующий ваше понимание содержания с помощью соответствующих примеров и иллюстраций. (Визуально) 📊
3. Создайте 10-минутный подкаст, в котором один из вас выступает в роли эксперта, а другой — в роли ведущего, задавая соответствующие вопросы и обсуждая все необходимые концепции и примеры. (Аудио) 🔊
4. Придумайте настольную игру или игру на развитие памяти, которую могут использовать учащиеся вашего возраста. (Логический) 🎲
5. Разыграйте ролевую игру с четырьмя разными персонажами, выражая свое мастерство в содержании через их взаимодействие. (Социальный) 👥
Кроме того, учащимся сказали, что «безгранично небо!» Им было предложено проявить собственное творчество и придумать идеи, которые они хотели исследовать, чтобы продемонстрировать свое понимание данного содержания. К моему удивлению, это сработало чудесно. В эпоху ИИ и ChatGPT, когда все сосредоточены на экономии времени и энергии, выполняя задачи одним щелчком мыши, мой класс был полностью вовлечен в эту деятельность и производил фантастические работы в виде плакатов, игр на запоминание, ролевых игр и многого другого. . Стоило попробовать что-то новое и поэкспериментировать с привычными практиками, что позволило нам взглянуть на тот же мир с совершенно новой точки зрения».0003
Измерение обучения учащихся | Центр педагогических инноваций
Assessment & Evaluation
Методы оценивания должны помочь инструктору ответить на вопросы: «Как я узнаю, что необходимое обучение было выполнено? Что мне нужно изменить в курсе, чтобы наилучшим образом способствовать обучению студентов?»
Информация об обучении учащихся может оцениваться как прямыми, так и косвенными методами. Прямые меры могут включать домашние задания, викторины, экзамены, отчеты, эссе, исследовательские проекты, анализ тематических исследований и рубрики для устных и других выступлений. Примеры косвенных показателей включают оценку курсов, опросы студентов, информацию о зачислении на курсы, удержание на курсах, опросы выпускников и показатели зачисления в аспирантуру.
Подходы к измерению обучения учащихся
Методы измерения обучения учащихся часто характеризуются как суммативное или формативное оценивание:
- Суммативное оценивание – тесты, викторины и другие оцениваемые задания курса, которые используются для измерения успеваемости учащихся. Они являются кумулятивными и часто показывают, чему учащиеся научились в конце модуля или в конце курса. В рамках курса суммативное оценивание включает в себя систему подсчета индивидуальных оценок учащихся.
- Формирующее оценивание — любые средства, с помощью которых учащиеся получают информацию и направляют отзывы об их относительной успеваемости, чтобы помочь им улучшить свои результаты. Это может быть предоставлено лично в рабочее время, в письменных комментариях к заданиям, через рубрики и по электронной почте.
Формирующее оценивание можно использовать для ежедневной постоянной оценки успеваемости учащихся. Эти оценки показывают, как и что учащиеся изучают в ходе курса, и часто сообщают о следующих шагах в преподавании и обучении. Вместо того, чтобы спрашивать студентов, понимают ли они или у них есть какие-либо вопросы, вы можете быть более систематичным и преднамеренным, попросив студентов в конце урока записать самые важные моменты или наиболее запутанный аспект лекции на каталожных карточках. Сбор и анализ ответов дает представление о том, какие темы запомнили учащиеся и какими могут быть ваши следующие шаги в обучении. Предоставление студентам обратной связи по этим темам дает им представление о собственном обучении.
Вы также можете попросить учащихся поразмышлять и сообщить о своем обучении. Примером может служить просьба к студентам оценить свои знания по теме после прохождения вашего курса по сравнению с тем, что, по их мнению, они знали до прохождения вашего курса.
Соображения по оценке обучения учащихся
При разработке методов оценивания учащихся учитывайте:
- включая косвенные и прямые оценивания, а также формирующие и итоговые оценивания
- оценка того, соответствует ли оценка непосредственно результату обучения
- , чтобы измерение было устойчивым и разумным с точки зрения времени и ресурсов как для учащихся, так и для преподавателей (например, выставление оценок, время ответа и методы). Чтобы оценить время, необходимое учащимся для выполнения различных заданий, см. калькулятор рабочей нагрузки Университета Райса .
- с помощью опроса учащихся в середине семестра, такого как Программа обратной связи в середине семестра CTI, отличный способ собрать отзывы о том, что студенты изучают и что помогает им учиться
- с использованием результатов оценок для улучшения курса. Примеры включают пересмотр содержания курса с точки зрения глубины по сравнению с широтой, согласование целей и методов обучения, использование более подходящих методов оценки или эффективное внедрение технологий обучения .