Новые формы семьи — Психологос
Традиционной семье противопоставляются новые формы семьи, хотя во многих городах и странах именно они становятся более распространенными и поэтому создают новую традицию: незарегистрированный брак, встречающаяся семья и другие.
Незарегистрированный, или фактический брак — все более распространенная форма семьи во всех странах. Была принята в Советской России при Ленине и постепенно отменена Сталиным.
В своих воспоминаниях Айседора Дункан пишет: «Я вышла замуж в своей жизни только один раз, — за Сергея Есенина, и то потому, что в Советской России сразу после революции брак был, по сути, отменен. Чтобы зарегистрироваться, двое людей просто расписывались в соответствующей книге, а под их подписями было напечатано: «Эта подпись не влечет какой бы то ни было ответственности ни с одной стороны и может быть аннулирована по желанию любой из сторон».
До 1944 года совместное хозяйство и общая постель считались достаточным условием для признания фактического брака «настоящим» – со всеми вытекающими правами и обязанностями.
В ряде западных стран фактический брак в течение определенного времени (от 3 лет и более) приравнивается к юридически заключенному браку, но современное российское законодательство на этот счет категорично: правовые последствия порождает только юридический факт регистрации брака↑.
Незарегистрированный брак отличается от обычной дружбы совместным проживанием, совместным ведением хозяйства и общей постелью. Если у вас родились дети, у них те же права, что и в браке зарегистрированном, а вот приобретаемое имущество — нет, по умолчанию оно совместным не является. На кого оформлено — того и имущество.
Как относиться к незарегистрированному браку? Когда так живут ответственные люди и для них это выражение доверия друг к другу, тут все в порядке. Если это оказывается красивым прикрытием для тех, кто боится или не умеет строить отношения, это скорее грустно.
См.→Встречающаяся семья – не вполне традиционная, но распространенная форма семейной жизни. Они зарегистрированы, все честь по чести, но живут отдельно, каждый у себя. Раз или несколько раз в неделю встречаются, она ему готовит, спит с ним, потом снова каждый к себе. Появляются дети, — растит их, как правило, мать. Отец занимается с детьми, только когда есть время и желание. Такая семья — иногда единственный выход для тех, кто в силу жизненных обстоятельств обычной семьей жить не может. В других случаях предложение жить так скорее показатель неверия в серьезные перспективы отношений.
Мусульманская семья: во всех отношениях традиционная семья, только муж имеет право иметь несколько жен. В современной демографической ситуации у нас, когда на одного мужчину в возрасте от тридцати до шестидесяти лет, не состоящего в браке, но пригодного для семейной жизни, приходится несколько (две—шесть) одиноких женщин, многоженство для многих стран является просто необходимостью.
Любопытно представить, как изменится общественное мнение, если вдруг, предположим, выйдет Постановление Государственной Думы и Правительства России «О перестройке семейно-брачных отношений». .. И мы прочитаем: «Учитывая недопустимость государственного регулирования личной и семейной жизни личности, а также в связи с перекосами в демографической ситуации, разрешить все формы семейной жизни, в том числе и многоженство…». Есть предположение, что после Постановления Правительства взгляды на семью у многих изменятся.
Пока же мусульманские семьи имеют массовое распространение только в областях традиционного ислама. Православная культура к такой форме семьи относится достаточно негативно.
Прерывающийся брак. Трудно назвать это особенной формой семьи, но это распространенная и достаточно важная договоренность, достигнутая во многих семьях. В такой семье супруги живут вместе, но считают допустимым разъезжаться на любой срок: неделю, месяц, полгода. Причины могут быть любые — устали друг от друга или надо писать диссертацию. Здесь разъезд не трагедия, а норма, такая же, как утром на работу. Труднее — принять разъезд в связи с любовными увлечениями.
Следующие формы семьи — ограниченная временем семья, шведская семья и открытая семья, — скорее можно назвать экспериментальными формами. Большого распространения они не имеют и являются когда-то продуктом социальных поисков, а когда-то просто веянием моды.
Ограниченная временем семья: брак заключается на время, скажем, на год. По истечении этого срока брак считается автоматически расторгнутым, после чего бывшие супруги, взвесив итоги, решают: или расстаться, или снова вместе на срок, или бессрочно. Сторонники такой формы исходят из того, что люди меняются. Да, он хотел жить с ней, — с такой, какой она была тогда. Но какой она стала сейчас? Может быть, это уже совершенно непривлекательная и чужая ему женщина. Или у человека меняются взгляды на жизнь, меняются ценности, и старая семья его устроить уже не может… Как теория, такой вариант семьи может показаться разумным. На практике такие замыслы встречают сильнейшее противодействие как окружающих, так и (особенно) той стороны, к которой доверия немного не хватает. Если это девушка, она в этом случае, согласившись на словах, начинает вести себя так нервно, что молодой человек больше о подобных экспериментах не заикается.
Шведская семья: во всех отношениях обычная семья, только в ней живут несколько мужчин и несколько женщин. Не нужно думать, что их соединяет только секс. Чаще это маленькая коммуна, связанная дружбой и хозяйственными удобствами. В Швеции, заметим, таких семей практически нет. Как увлечение свободолюбивых 60-х годов прошлого века, из моды вышло и в настоящее время существует только в продвинутых молодежных тусовках либо рамках отдельных религиозных общин.
Открытая семья: распространенный вариант семьи, в которой супруги в той или иной степени, гласно или нет, допускают увлечения и связи вне семьи. Открытая семья бывает очень разной. Она может быть номинально закрытой: в ней супруги изменяют, считая это нормой, но так, чтобы другой «не застукал», иначе — скандал. В другой признается право каждого на любовь «на стороне», но один при этом «закрывает глаза», другой не демонстрирует. Тут супруги в дипломатических отношениях: каждый знает, что другой знает, но говорить нельзя, а возвращаясь из командировки, надо позвонить и предупредить, чтобы не было неожиданностей.
В некоторых «открытых» семьях романы на стороне разрешаются и обсуждаются, но любовь каждого — отдельно. В предельном варианте — это общее семейное увлечение, вплоть до совместного участия в групповом сексе. Впрочем, в реальной практике такие запредельно открытые семьи — большая редкость и живут недолго. Ни участники, ни окружающие к такой экзотике, как правило, не готовы. Как либо поддерживать такие эксперименты оснований, по-видимому, нет.
Семейная психология — Современные модели семьи и нетрадиционные формы брака.
« Предыдущий вопросЭволюция брачно-семейных отношений в истории человеческого общества.Брак в древности являлся и экономической сделкой: будущий муж должен был выкупить девушку у ее отца.
ЗагрузкаСкачатьПолучить на телефон например +79131234567txt fb2 ePub html
на телефон придет ссылка на файл выбранного формата
Что это Шпаргалки на телефон — незаменимая вещь при сдаче экзаменов, подготовке к контрольным работам и т. д.
Благодаря нашему сервису вы получаете возможность скачать
на телефон шпаргалки по семейной психологии.
Все шпаргалки представлены в популярных форматах fb2, txt, ePub , html,
а также существует версия java шпаргалки в виде удобного приложения для мобильного телефона, которые можно скачать за символическую плату.
Достаточно скачать шпаргалки по семейной психологии — и никакой экзамен вам не страшен!
Не нашли что искали?
Если вам нужен индивидуальный подбор или работа на заказа — воспользуйтесь этой формой.
Следующий вопрос »Кризис современной семьи и нарушения ее развития.Совр. семья переживает кризис. Проявления кризиса: падение рождаемости, нестабильность семьи, рост
Традиционный брак – супруги зарегестрированы в браке, совместное проживание, общее хозяйство, и, как правило, единый бюджет и главу семьи, отвечающую за принятие решений.
Сезонный брак (ограниченная временем семья): заключается на определенный срок, по истечению которого считается автоматически расторгнутым. Супруги заново взвешивают все плюсы и минусы совместной жизни и выбирают: расстаться им или же договориться еще на какой-то период времени.
Гостевой брак — пара зарегистрирована, но живут каждый у себя. Время от времени встречаются, иногда живут вместе, но общее хозяйство не ведут.
Неполная семья — когда в семье есть только один родитель . 3 типа таких семей:
1) это когда один родитель ушел, а оставшийся не вступил в повторный брак;
2) одинокий человек официально усыновил ребенка;
3) незамужняя женщина воспитывает сына или дочь одна. Чаще всего семьи с одним родителем состоят из женщины-матери и ее детей.
Смешанная семья (Сатир) — вновь созданная семья, с приемными (усыновленными) детьми, 3типа:
1. Женщина с детьми выходит замуж за мужчину без детей. (+ бывший муж)
2. Мужчина с детьми женится на женщине без детей (+бывшая жена)
3. Оба — и мужчина, и женщина — имеют детей от предыдущих партнеров (+ бывшие муж и жена)
альтернативные формы:
одиночество — никогда не состояли в браке
незарегистрированное сожительство — неженатые пары, «гражданский брак» термин является неверным. формальные, кратковременные («пробный брак») и глубокие, длительные,
сознательно бездетный брак — когда здоровые молодые люди могут, но не хотят иметь детей. Для России характерна массовая абортизация.
разводы, повторные брачно-семейные отношения —
открытый брак — особенностью является негласный или озвученный договор о личной жизни. Принципы: увеличение открытости, самовыражения отношений, увеличение толерантности партнеров друг к другу, право на свои интересы, свой круг друзей, равноправие, доверие. фактически узаконивает право на измену.
внебрачный секс, интимная дружба – внебрачные интимные связи. 1е недолгие, либо новый брак, либо остается в первичной паре. 2е – м.б долгая, высокая степень доверия в первичной паре
Свингерство – обмен брачными партнерами
гомосексуальность — однополая любовь, проявляющаяся в сексуальном влечении к лицам своего же пола М и М или Ж и Ж. Секс-ая ориентация не может быть изменена произвольно
групповой брак, жилые сообщества и коллективные семьи — студенческие коммуны в университетских городках, сельские группы, религиозные и лечебные группы, группы совместного проживания пожилых людей, лиц с ограниченной подвижностью, производственные и жилые коллективы, а также педагогические группы родителей с детьми
семейных выкроек | Encyclopedia.com
На протяжении всей истории состав семьи важным образом влиял на жизнь детей. Размер и структура семьи, а также ее способность поддерживать себя играют решающую роль в том, как воспитываются дети, на уровне их формального образования и на том, участвуют ли они в рабочей силе. Основными структурами домохозяйств являются ядерные, расширенные и смешанные. Ядерное домохозяйство состоит из двух поколений, родителей и детей. Расширенные семьи состоят из нескольких поколений и включают широкий круг родственников и слуг. В смешанных домохозяйствах – в результате развода или смерти супруга с последующим повторным браком и появлением нового поколения детей – матери и отцы могут одновременно быть и биологическими родителями, и отчимами.
Структура семьи в современную эпоху
Структура семьи принимала различные формы в Европе и Северной Америке в период с пятнадцатого по восемнадцатый века. Исследования европейских семейных систем, проведенные в конце двадцатого века, установили эти формы в четких географических границах с течением времени. Однако с тех пор эти модели были скорректированы с учетом того, что в географических районах одновременно существовало более одного семейного образца. Более того, системы домохозяйств иногда менялись в течение исторических циклов. Наконец, домохозяйства не обязательно были автономны, а были частью более широкой сети отношений с сообществом. Нуклеарная семья, в которой позднему браку предшествовал срок службы в другом домашнем хозяйстве, была одной из распространенных форм в северо-западной Европе и Северной Америке, в то время как домохозяйства, состоящие из нескольких поколений, были обычным явлением в южной и восточной Европе. В Албании, Болгарии и европейской части России, а также в некоторых частях Италии, Греции, Испании и Португалии новые домохозяйства образовывались при разделении крупных или объединении мелких. Брак не ограничивался одним сыном или дочерью, слуг было мало, за исключением богатых, а в домашних хозяйствах проживало несколько супружеских пар. Таким образом, дети находились под присмотром проживающих вместе взрослых родственников. В других частях центральной и южной Франции, Италии, Австрии и Германии ядерные хозяйства сочетались с процессами деления и синтеза Востока и Юга. Другие содержали две проживающих супружеские пары, состоящие из родителей и женатого сына. Обычно это происходило, когда не хватало земли, чтобы завести отдельное хозяйство.
Возраст вступления в брак и ожидаемая продолжительность жизни были двумя важными переменными, влияющими на структуру домохозяйства. Ранний брак допускал более длительный цикл фертильности, чем поздний брак. Поздний брак для женщин, от середины до конца двадцатых годов, был средством ограничения числа рождений в семье. Поздний брак мужчин мог повлиять или не повлиять на цикл фертильности домохозяйства. Однако это повлияло на количество лет, в течение которых отцы будут доступны своим детям. То же самое было и с матерями. На самом деле можно было ожидать, что один или оба родителя умрут при жизни ребенка в период раннего Нового времени, что создавало потенциал для экономических трудностей. Был большой процент сирот, многие из которых были отданы на откуп другим семьям в качестве слуг, чернорабочих или подмастерьев. Они жили со своими работодателями, а не в своих родных домохозяйствах. В других случаях смерть родителя привела к повторному браку, появлению новых сводных братьев и сестер и созданию смешанной семьи. Это было распространено, например, в Новой Англии и районе Чесапика в Северной Америке в колониальную эпоху. Дети тоже умирали молодыми. Уровень младенческой смертности был очень высоким в период раннего Нового времени, что делало крайне неясным, могли ли родители ожидать, что их дети достигнут возраста, когда они могли бы помогать поддерживать семейное хозяйство или поддерживать их в преклонном возрасте.
Практика наследования также повлияла на структуру домохозяйства. Первородство в нуклеарной семье гарантировало, что наследство останется нетронутым под властью старшего сына после смерти его отца. Ожидалось, что этот сын женится и со временем продолжит будущее семьи. В родовой семье, распространенной в Австрии, братья могли работать на старшего брата или сестру, но им не разрешалось жениться или наследовать. Сестры могли выйти замуж или принять обеты, но только старший сын унаследовал родовое поместье. С другой стороны, раздельное наследование допускало создание отдельных домохозяйств среди всех детей. Расширенные семьи, размер которых обычно ограничивался высокой смертностью и низкой рождаемостью, практиковали совместное наследование, то есть совместное владение своим имуществом.
В период раннего Нового времени другой важной переменной, влияющей на структуру домохозяйства, была близость семьи к средствам производства и ее способность поддерживать себя. Климат, география, продуктивность земли и сила рынка труда — все это в значительной степени сформировало состав домохозяйства и, следовательно, детский опыт. Они помогли определить, вступают ли люди в брак и в каком возрасте, нужно ли пытаться ограничивать рождаемость, работают ли дети и/или ходят ли они в школу, и смогут ли они жить дома под присмотром своих родителей. Состоятельные домохозяйства, возможно, имели меньше стимулов для ограничения рождаемости, поскольку они не зависели от того, чтобы потомство вносило вклад в семейную экономику. Однако они довольно часто ограничивали брак, чтобы сохранить семейное наследие в неприкосновенности. Однако скромные домохозяйства представляли собой другой случай, поскольку в них дети были экономическим бременем. Дети могли оставаться под семейным очагом только при наличии реальных средств для их поддержания. В противном случае их отправляли на работу в качестве домашней прислуги, чернорабочих или подмастерьев, живущих в домах работодателей. Часто в северо-западной Европе и Северной Америке брак заключался только тогда, когда пара могла позволить себе создать независимое домашнее хозяйство. Подневольное состояние на протяжении всей жизни с последующим поздним браком было обычным явлением, потому что только на этом этапе пары накапливали ресурсы, необходимые для создания традиционного отдельного домашнего хозяйства. С другой стороны, в расширенных семьях, где женатые дети присоединялись к заранее установленному домохозяйству, возраст вступления в брак обычно был меньше. Главным соображением при принятии решения о заключении брака было то, есть ли у новой пары средства для содержания новой семьи. От 10 до 15 процентов населения никогда не имели средств для вступления в брак.
До конца девятнадцатого века земля была едва ли не самым важным финансовым ресурсом для большинства населения. Его доступность и то, как им управляли, повлияли на состав домохозяйства. Твердое обеспечение землевладения, даже в условиях нехватки земли, могло способствовать созданию более сложных домашних хозяйств, в то время как достаточные земельные ресурсы позволяли создавать небольшие независимые домашние хозяйства. Крестьянским семьям требовалось достаточное, но не избыточное количество детей для обработки земли. В идеале в нуклеарном домохозяйстве должно быть несколько детей, расположенных на большом расстоянии друг от друга, так что старший уже покидает дом к тому времени, когда появляется младший, что позволяет избежать лишних ртов для кормления. Это было достигнуто за счет отсрочки вступления в брак до двадцатилетнего возраста для мужчин и начала двадцатилетнего возраста для женщин, что сокращало их фертильность. Кроме того, родители часто отправляли своих детей жить и обслуживать другие нуждающиеся домохозяйства.
Однако не все крестьяне могли пользоваться землей. Рост населения и малоземелье, характерные, например, для Северной Америки XVIII века, вынуждали сыновей покидать семейный очаг. Безземельные сельские жители, которые искали работу там, где они могли ее найти, могли официально не жениться, но иметь потомство. Это часто приводило к образованию пулов брошенных женщин и детей. С другой стороны, некоторые крестьянские хозяйства были заменены более коммерциализированными системами, в которых сельские домохозяйства были центрами производства, связанными с текстильной промышленностью. Свободные рынки создали больший спрос на рабочую силу, вовлекая семьи в производственный процесс. Дети могли бы оставаться дома, а не отдаваться на откуп, если бы была работа, позволяющая им вносить свой вклад в содержание домашнего хозяйства. Это было также верно, когда центр производства переместился за пределы дома, явление, характерное для девятнадцатого века. Отцы и дети, а не матери, пошли работать на фабрики, чтобы прокормить семью. Короче говоря, состав домохозяйства и способность детей продолжать жить со своими родителями в значительной степени зависели от наличия экономических ресурсов и занятости.
Домохозяйство как центр производства повлияло на детский опыт. До семи лет даже у рабовладельцев в Северной Америке дети вообще освобождались от работы. Но с тех пор их постепенно привлекали к рабочей силе. На фермах маленькие дети собирали дрова и червей на лианах, пасли скот, пропалывали сорняки, помогали по дому. После десяти лет мальчики могли обучаться на полях и в конюшнях, чтобы научиться быть фермерами или пастухами, а девочек отправляли на работу по дому. К восемнадцатому веку дети помогали шить, прясть, плести кружева и гвозди. У детей рабов в Северной Америке был аналогичный опыт: до шести лет они выполняли легкую работу по дому, а после десяти лет работали по дому или на ферме. На Среднем Западе и в западной части Северной Америки, где рынок труда был невелик, гендерные роли были менее жесткими, чем обычно. Девочки работали на табачных полях и занимались скотоводством, сбором урожая и охотой, в то время как мальчики выполняли домашние обязанности, а также работали на улице. На границе дети брали на себя обязанности раньше, чем в других регионах. Молодые люди промывали золото, а также выполняли различные домашние дела.
Когда домохозяйство не предлагало средств производства, это драматическим образом сказывалось на детях. В девятнадцатом веке они бросали школу по минимуму, установленному государством, и, к большому ужасу социальных реформаторов, направлялись работать на фабрики, и обычно они не находились под родительским надзором. Хлопковые фабрики и угольные шахты, предприятия с паровой энергией и машинами привлекали детей на рынок труда взрослых. В городах бедняки занялись уличной торговлей. Все это время домашняя прислуга была одним из крупнейших работодателей детского труда. В начале девятнадцатого века дети составляли 10 процентов рабочей силы на северо-востоке Америки; к 1832 г. они составляли 40%.
Таким образом, семейная структура во многом повлияла на детство в период раннего Нового времени. Во-первых, их основные опекуны различались в зависимости от конфигурации домашнего хозяйства. В нуклеарных семьях родители обычно брали на себя ответственность за воспитание своих детей, в то время как в расширенных и смешанных семьях другие взрослые, помимо родителей, могли участвовать в жизни детей. Это могут быть дяди, тети, бабушки и дедушки в расширенных семьях, состоящих из нескольких поколений, в то время как в смешанной семье, где один из родителей вступил в повторный брак и создал новую семью, детей может воспитывать как отчим, так и родитель. В нуклеарном домохозяйстве дети имели экономические и эмоциональные отношения только со своими родителями, в то время как в расширенных и смешанных семьях сеть связей была потенциально намного шире. Домашнее производство в доме способствовало тому, что оба родителя взяли на себя ответственность за воспитание детей. В девятнадцатом веке, когда производство вышло за пределы домашнего очага, матери взяли на себя больше власти над детьми, а отцы работали вне дома.
Другим способом влияния структуры домохозяйства на детство было то, что качество опыта ребенка напрямую зависело от того, должен ли он или она внести свой вклад в финансовое благополучие семьи и унаследует ли он или она землю. Последний определял, возможен ли брак. Более широкие тенденции повлияли и на способность вступать в брак. В периоды демографического подъема и нехватки земли вступление в брак откладывалось и ограничивалось, в то время как противоположные условия поощряли ранние браки. Хотя родители брали на себя ответственность за религиозное обучение детей, до начала двадцатого века передача профессиональных навыков, которые служили бы средствам производства, составляла основную ответственность в воспитании детей.
Двадцатый век
Описанные выше параметры структуры домохозяйства и детского опыта резко изменились для среднего класса в первой половине двадцатого века. Неуклонное снижение рождаемости в Европе и Северной Америке с девятнадцатого века было важной основой этой трансформации. В течение двадцатого века высоконадежные методы контроля над рождаемостью и легализация абортов сделали нормой семью с одним или двумя детьми. В течение 19Например, в 90-х годах среднее число рождений на семью в Италии составляло всего 1,2, а в мусульманских общинах Европы, таких как Албания, в среднем не превышало 2,5. При меньшем количестве детей родители уделяли больше времени их надлежащему уходу и воспитанию. Другие события, которые способствовали преобразованиям в структуре домохозяйства и детского опыта, включали государственное вмешательство в детский труд, рост реальной заработной платы, обязательное посещение школы и новые идеалы детства и семейной жизни. Расширенные семьи также отказались. В девятнадцатом веке бабушка и дедушка часто жили со взрослым ребенком и ее детьми, и уровень совместного проживания в Европе фактически увеличился. Но в 1920-летние пожилые люди стали более последовательно жить отдельно, что является признаком тихих изменений в структуре семьи.
Рост благосостояния привел к тому, что детство вышло за пределы того минимума, который был у семей рабочего класса. Для более удачливых жизнь переместилась с фермы, домашнего производства, фабрики или улицы в дом, где родители воспитывали и эмоционально защищали детей и социализировали их для более широкого мира. В то время как более бедные дети продолжали получать минимальное школьное образование, чтобы они могли поддерживать свои семьи, дети из среднего класса все чаще уходили с рынка труда, поступали в школы и становились центром родительских инвестиций как в эмоциональном, так и в финансовом отношении. Таким образом, возраст, в котором дети стали наемными работниками в своих семьях, был отложен до позднего подросткового возраста или старше, а период, в течение которого дети оставались жить в родительском доме, был продлен. Этническая принадлежность и социальный класс порождали вариации. Иммигранты в Северную Америку, например, принесли свои обычаи. Если они были бедны, они больше зависели от того, чтобы их дети были наемными работниками, а не от студентов. Социально мобильные иммигранты больше внимания уделяли школьному и высшему образованию.
Переход от наемного работника к школьнику не происходил линейно. Вторая мировая война, например, нарушила все аспекты семейной жизни и семейной экономики из-за разлуки, смерти и финансовых трудностей. Женщины вошли в состав рабочей силы, в то время как мужчины были на войне, и дети были вынуждены взрослеть более стремительно. Однако с 1950-х годов детство в Европе и Америке стало определенной стадией жизненного цикла, которая предшествовала формальному школьному и профессиональному обучению и была четко отделена от мира труда взрослых. Возраст вступления в брак снизился, рождаемость была исключительно высокой по сравнению с предыдущими периодами, а количество разводов было низким. Существовало четкое гендерное разделение обязанностей по воспитанию детей: матери дома в идеале проявляли любовь и эмоциональную поддержку, а отцы работали, поддерживая свои семьи. Отмечалось явное предпочтение жилой независимости. В Северной Америке семьи переезжали в пригороды, где при экономическом процветании они могли обеспечить своих детей материальными благами и лучшим образованием. У детей среднего класса было больше свободного времени и денег, чем когда-либо прежде, но не без некоторой платы: к 19В 90-е годы большинство родителей работали вне дома, чтобы поддерживать нормы потребления, оставляя детей в детских учреждениях.
Конец двадцатого века, особенно в Северной Америке, произвел количественные скачки в структуре современной семьи. Разводы были относительно редки до двадцатого века. Однако с 1900 года он распространился как в Европе, так и в Северной Америке, став к концу века доступным для всех социальных групп. К 1980-м годам рождаемость резко упала, а количество разводов удвоилось или утроилось. Женщины получили больше имущественных прав, а также возможность получать алименты и поддержку детей, что сделало развод реальным вариантом. Кроме того, женщины могли более эффективно выбирать, выходить замуж или нет. В результате увеличилось количество домохозяйств с одним родителем и домохозяйств, возглавляемых женщинами. Финансовая независимость в сочетании со стремлением к самореализации и гендерному равенству привели к тому, что больше женщин, чем когда-либо, вышли на рынок труда. Эти события сократили количество времени, которое матери могли проводить со своими детьми. Отцы брали на себя большую ответственность за воспитание своих детей, поскольку матери вносили свой вклад в экономику семьи, но в случаях, когда оба родителя работали, родители в Соединенных Штатах изо всех сил пытались найти средства для ухода за детьми, в то время как родители в Европе обычно помещали детей в детские сады.
Конец двадцатого века открыл новые структуры домохозяйств, с незамужними родителями, родителями-геями и родителями, вступившими в повторный брак, которые принесли с собой ряд сводных родственников. Развод, добрачная беременность и одинокое отцовство потеряли некоторую социальную стигматизацию. Дети в разведенных семьях, как правило, раньше обретали самостоятельность. У некоторых сложились близкие отношения более чем с одним взрослым, и они установили новые отношения с каждым родителем. Однако их чувство стабильности не могло не быть нарушено распадом нуклеарной семьи, отношениями родителей с другими людьми, а в некоторых случаях одной или двумя новыми семьями, образующимися в результате новых отношений их родителей. Смешанные семьи требуют значительной эмоциональной, если не финансовой корректировки. Дети с однополыми родителями также сталкиваются со сложными социальными и эмоциональными проблемами, в том числе с формированием представления о гендерных ролях, а также с восприятием сообществом их нетрадиционной структуры семьи. По большей части в начале двадцать первого века однополые браки не были официально признаны в Соединенных Штатах и лишь незначительно признаны в Европе. Дети сталкиваются с более серьезными проблемами со стороны общества, когда отношения их родителей не соответствуют более привычным образцам для подражания и не поддерживаются институциональными структурами, поддерживающими гетеросексуальные браки. В целом, однополые родители исключительно привержены заботе и воспитанию своих детей. Таким образом, двадцать первый век стал свидетелем более сложных социальных структур домохозяйств и моделей семьи, которые неизбежно влияют на детство, которое само по себе является постоянно меняющейся структурой.
См. также: Ученичество; Детский труд на Западе; Развод и опекунство; Экономика и дети в западных обществах; европейская индустриализация; Показатели рождаемости; Братья и сестры.
библиография
Каннингем, Хью. 1995. Дети и детство в западном обществе с 1500 года. Лондон и Нью-Йорк: Лонгман.
Демос, Джон. 1970. Маленькое Содружество: Семейная жизнь в Плимутской колонии. Нью-Йорк: Издательство Оксфордского университета.
Гиллис, Джон Р., Лузи А. Тилли и Дэвид Левин, ред. 1992. Европейский опыт снижения рождаемости, 1850–1970: тихая революция. Кембридж, Массачусетс: Блэквелл.
Гуди, Джек. 2000. Европейская семья. Историко-антропологический очерк. Лондон: Блэквелл.
Хайнал, Джон. 1965. «Европейские модели брака в перспективе». В «Население в истории: очерки исторической демографии», изд. . Д. В. Гласс и Д. Э. К. Эверсли. Лондон: Э. Арнольд.
Хейвуд, Колин. 2001. История детства: дети и детство на Западе от средневековья до наших дней. Кембридж, Великобритания: Polity Press.
Левин, Дэвид. 1977. Формирование семьи в эпоху зарождающегося капитализма. Нью-Йорк: Academic Press.
Медик, Ганс. 1976. «Протоиндустриальная семейная экономика: структурная функция домашнего хозяйства и семьи при переходе от крестьянского общества к промышленному капитализму». Социальная история 3: 291–315.
Минц, Стивен и Сьюзен Келлогг. 1988. Внутренние революции: социальная история американской семейной жизни. Нью-Йорк: Свободная пресса; Лондон: Коллиер Макмиллан.
Попено, Дэвид. 1988. Нарушение гнезда: семейные изменения и упадок в современном обществе. Нью-Йорк: А. де Грутер.
Куале, Г. Робина. 1992. семей в контексте. Всемирная история населения . Нью-Йорк: Гринвуд.
Джоанн М. Ферраро
15.3 Семейные модели в Соединенных Штатах сегодня – Социология
Цели обучения
- Описать основные брачные и семейные отношения в Соединенных Штатах на сегодняшний день.
- Обсудите расовые и этнические различия в браке и семье.
Настало время поближе познакомиться с современными семьями в Соединенных Штатах. Используя данные переписи населения США (U.S. Census Bureau, 2010), мы сначала наметим основные типы семейных отношений, которые существуют в настоящее время.
Брак
Перепись определяет домохозяйство как всех людей, живущих вместе в жилом помещении, независимо от того, связаны ли они кровным родством, браком или усыновлением. В Соединенных Штатах насчитывается около 117 миллионов домохозяйств. Из этого числа около 67% составляют семейные домохозяйства и 33% — несемейные домохозяйства. Большинство несемейных домохозяйств состоят только из одного человека. Около половины всех домохозяйств состоят из супружеской пары, а половина не состоит из супружеской пары.
Последняя цифра не должна означать, что брак не имеет значения. Только 26 % всех взрослых (18 лет и старше) никогда не состояли в браке, около 57 % состоят в браке в настоящее время, 10 % разведены и 6 % вдовы (см. Рисунок 15.2 «Семейное положение населения США, 2008 г., лица 18 лет возраста или старше»). Поскольку более половины никогда не состоявших в браке людей моложе 30 лет, можно справедливо сказать, что многие из них когда-нибудь в будущем вступят в брак. Если мы посмотрим только на людей в возрасте 45–54 лет, то около 88% из них в настоящее время состоят в браке или были в браке в какой-то момент своей жизни. Все эти цифры показывают, что брак остается важным идеалом в американской жизни, даже если не все браки успешны.
Рисунок 15.2 Семейное положение населения США, 2008 г., лица в возрасте 18 лет и старше
Источник: данные Бюро переписи населения США. (2010). Статистическая сводка США: 2010 . Вашингтон, округ Колумбия: Типография правительства США. Получено с http://www.census.gov/compendia/statab.
Большинство браков (96,1%) внутрирасовые , или между людьми одной расы, и только 3,9% браков между людьми разных рас. При всей своей малости эта цифра в 3 раза превышает 1,3% браков в 1980, которые были межрасовыми . При этом почти 15% новых браков в 2008 г. были межрасовыми. Это увеличение (Chen, 2010) отражено в моделях свиданий, поскольку более половины взрослых афроамериканцев, латиноамериканцев и азиатов встречались с кем-то из другой расовой/этнической группы (Qian, 2005). Более половины женатых азиатов и коренных американцев состоят в межрасовом браке, по сравнению с примерно 40% латиноамериканцев, 10% афроамериканцев и 4% белых. Эти проценты в значительной степени отражают количество людей в этих группах, потому что математически проще всего вступить в межрасовые отношения и вступить в брак, если в вашей собственной расовой / этнической группе относительно мало людей. Потому что так много белых по сравнению с другими группами, более 90% всех межрасовых браков имеют белого супруга.
Интересно посмотреть, как изменился возраст вступления в первый брак. Рисунок 15.3 «Средний возраст вступления в первый брак для мужчин и женщин, 1890–2009 гг.» показывает, что возраст вступления в первый брак постепенно снижался в течение первой половины 20-го века, а затем резко снизился между 1940 и 1950 годами из-за Второй мировой войны. Затем он вырос после 1970 года и сегодня составляет почти 28 лет для мужчин и 26 лет для женщин.
Рисунок 15.3 Средний возраст вступления в первый брак для мужчин и женщин, 189 лет0–2009
Источник: данные Бюро переписи населения США. (2010). Предполагаемый средний возраст вступления в первый брак в разбивке по полу: с 1890 г. по настоящее время. Получено с http://www.census.gov/population/socdemo/hh-fam/ms2.xls.
Соединенные Штаты по сравнению с другими западными странами
Во многих отношениях Соединенные Штаты отличаются от других западных демократий своим взглядом на брак и своим поведением, связанным с браком и другими интимными отношениями (Cherlin, 2010; Hull, Meier, & Ortyl, 2010). Во-первых, американцы придают большее значение, чем их западные коллеги, идеалу романтической любви как основе брака и других интимных отношений, а также культурной значимости брака. Во-вторых, в Соединенных Штатах уровень брачности выше, чем в других западных странах. В-третьих, в Соединенных Штатах также выше уровень разводов, чем в других западных странах; например, 42% американских браков заканчиваются разводом через 15 лет, по сравнению с 8% в Италии и Испании. В-четвертых, американцы гораздо чаще, чем другие граждане Запада, вступают в повторный брак после развода, вступают в краткосрочные отношения и, как правило, переходят от одних интимных отношений к другим, что называется серийная моногамия . Эта практика приводит к нестабильности, которая может оказать негативное влияние на детей, которые могут быть вовлечены, а также на вовлеченных взрослых.
Акцент США на романтической любви помогает объяснить высокий уровень браков, разводов и серийной моногамии. Это приводит к тому, что люди хотят состоять в близких отношениях, в браке или в совместном проживании. Затем, когда пары женятся, потому что они влюблены, многие быстро обнаруживают, что страстная романтическая любовь может быстро угаснуть; потому что их ожидания романтической любви были настолько высоки, что, когда это происходит, они становятся более разочарованными и несчастными в своем браке. Американский акцент на независимости и индивидуализме также делает развод более вероятным, чем в других странах; если брак нам не подходит, мы делаем то, что лучше для нас как личностей, и расторгаем брак. Как отмечает Эндрю Дж. Черлин (2010, стр. 4): «Американцы не согласны с пожизненным браком: они ценят стабильность и надежность брака, но склонны считать, что людям, недовольным своим браком, следует разрешить расторгнуть его. ». Тем не менее, идеал романтической любви сохраняется даже после развода, что приводит к повторному браку и/или другим интимным отношениям.
Семьи и дети в Соединенных Штатах
В Соединенных Штатах насчитывается около 36 миллионов семей с детьми до 18 лет. Около 70 % из них составляют семейные пары, а 30 % (по сравнению с 14 % в 1950-х гг.) родительские семьи. Большинство этих последних семей возглавляет мать (см. рис. 15.4 «Семейные домохозяйства с детьми до 18 лет, 2008 г.»).
Рисунок 15.4 Семейные домохозяйства с детьми до 18 лет, 2008 г.
Источник: Данные Бюро переписи населения США. (2010). Статистическая сводка США: 2010 . Вашингтон, округ Колумбия: Типография правительства США. Получено с http://www.census.gov/compendia/statab.
Доля семей с детьми до 18 лет, имеющих только одного родителя, значительно различается в зависимости от расы и этнической принадлежности: семьи латиноамериканцев и афроамериканцев чаще, чем домохозяйства белых и американцев азиатского происхождения, имеют только одного родителя (см. Рисунок 15.5 «Раса, этническая принадлежность, и процент семейных групп с одним родителем, 2008 г.»). Точно так же, хотя 30% всех детей не живут с обоими своими биологическими родителями, эта цифра также зависит от расы и этнической принадлежности: 22% для белых нелатиноамериканских детей по сравнению с 15% азиатских детей, 30% латиноамериканских детей. и 62,5% афроамериканских детей.
Рисунок 15.5 Раса, этническая принадлежность и процентная доля семей с одним родителем, 2008 г.
Источник: данные Бюро переписи населения США. (2010). Статистическая сводка США: 2010 . Вашингтон, округ Колумбия: Типография правительства США. Получено с http://www.census.gov/compendia/statab.
Мы обсудим семьи с одним родителем, а также расовые и этнические различия в устройстве семьи чуть позже, а также обсудим некоторые другие проблемы, затрагивающие детей. Но прежде чем мы оставим тему детей, стоит отметить, что дети, несмотря на всю радость и удовлетворение, которые они так часто приносят родителям, также склонны снижать эмоциональное самочувствие родителей. В недавнем обзоре были обобщены данные: «Родители в Соединенных Штатах испытывают депрессию и эмоциональные расстройства чаще, чем их бездетные взрослые коллеги. Родители маленьких детей гораздо чаще сообщают о депрессии, эмоциональном дистрессе и других негативных эмоциях, чем неродители, а родители взрослых детей чувствуют себя не лучше, чем взрослые, у которых никогда не было детей» (Саймон, 2008, с. 41).
Дети имеют такие последствия, потому что их воспитание может быть как стрессовым, так и дорогостоящим. В зависимости от дохода домохозяйства средний ребенок обходится родителям от 134 000 до 270 000 долларов с рождения до 18 лет. Очевидно, что высшее образование может стоить десятки тысяч долларов сверх этой суммы. Робин В. Саймон (2008) утверждает, что стресс американских родителей уменьшился бы, если бы правительство предоставило более качественные и доступные варианты дневного ухода и послешкольного обучения, гибкий график работы и налоговые льготы на различные расходы по воспитанию детей. Она также считает, что ожидания американцев в отношении радости отцовства нереалистичны и что родительский стресс уменьшился бы, если бы ожидания стали более реалистичными.
Ключевые выводы
- Большинство людей рано или поздно вступают в брак. Этот факт означает, что брак остается важным идеалом в американской жизни, даже если не все браки удачны.
- Около 30% детей живут только с одним родителем, почти всегда с матерью.