Формы общения со сверстниками дошкольников со сверстниками: Развитие общения со сверстником в дошкольном возрасте

Содержание

Развитие общения со сверстником в дошкольном возрасте

 На протяжении дошкольного возраста общение детей друг с другом существенно изменяется по всем параметрам: меняются содержание, потребности, мотивы и средства общения. Эти изменения могут проте­кать плавно, постепенно. Однако в них наблюдаются качественные сдвиги, «переломы». От 2 до 7 лет отмечаются два таких перелома: один происходит приблизительно в четыре года, второй — около шести лет.

Первый перелом внешне проявляется в резком возрастании зна­чимости сверстника в жизни ребенка. Если к моменту своего возник­новения потребность в общении со сверстником занимает достаточно скромное место (ребенку 2-4 лет гораздо важнее общаться со взрослым и играть с игрушками), то у четырехлетних детей эта потребность вы­двигается на первое место. Теперь уже дети начинают явно предпочи­тать общество сверстника взрослому или одиночной игре.

Второй «перелом» внешне выражен менее четко, однако он неме­нее важен. Его внешние проявления связаны с появлением избиратель­ных привязанностей, дружбы и с возникновением более устойчивых и глубоких отношений между детьми. Эти переломные моменты можно рассматривать как временные гра­ницы трех этапов развития общения детей. Эти этапы, по аналогии со сферой общения со взрослым, были названы формами общения дошколь­ников со сверстниками.

Первая из них — эмоционально-практическая форма общения де­тей со сверстниками (2- 4 годы жизни). В младшем дошкольном воз­расте содержание потребности в общении сохраняется в том виде, как оно сложилось к концу раннего возраста: ребенок ждет от сверстника соучастия в своих забавах и жаждет самовыражения. Ему необходимо и достаточно, чтобы сверстник присоединялся к его шалостям и, дей­ствуя с ним вместе или попеременно, поддерживал и усиливал общее веселье. Каждый участник такого эмоционально-практического обще­ния занят прежде всего тем, чтобы привлечь внимание к себе и получить  эмоциональный отклик партнера. В сверстнике дети воспринимают лишь отношение к себе, а его самого (его действия, желания, настрое­ния), как правило, не замечают.

Эмоционально-практическое общение крайне ситуативно как по своему содержанию, так и по средствам осуществления. Оно целиком зависит от конкретной обстановки, в которой происходит взаимодей­ствие, и от практических действий партнера. Характерно, что введение привлекательного предмета в ситуацию может разрушить взаимодей­ствие детей: они переключают внимание со сверстника на предмет или же дерутся из-за него. На данном этапе общение детей еще не связано с их предметными действиями и отделено от них. Основные средства общения детей — локомоции или экспрессивно-мимические движения. После трех лет общение детей все больше опосредствуется речью, од­нако речь пока крайне ситуативна и может быть средством общения только при наличии зрительного контакта и выразительных движе­ний.

Следующая форма общения сверстников — ситуативно-деловая. Она складывается примерно к четырем годам и остается наиболее типичной до шестилетнего возраста. После четырех лет у детей (в особенности тех, кто посещает детский сад) сверстник по своей привлекательности начинает обгонять взрослого и занимать все большее место в их жизни. Дети сознательно предпочитают общество сверстника одиночной игре и ли взаимодействию с взрослым. Напомним, что этот возраст является периодом расцвета ролевой игры. В это время сюжетно-ролевая игра становится коллективной — дети предпочитают играть вместе, а не в одиночку.

Общение с другими в ролевой игре разворачивается на двух уровнях: на уровне ролевых взаимоотношений и на уровне реальных, то есть су­ществующих за пределами разыгрываемого сюжета. С одной стороны, дети общаются от лица взятых ролей (врач — больной, продавец — по­купатель, мама — дочка и пр.), а с другой, они распределяют роли, договариваются об условиях игры, оценивают и контролируют действия других и пр. В совместной игровой деятельности постоянно происхо­дит переход с одного уровня на другой — переходя на уровень ролевых отношений, дети подчеркнуто меняют манеры, голос, интонации и пр. Это может свидетельствовать о том, что дошкольники отчетливо раз­деляют ролевые и реальные отношения, причем эти реальные отноше­ния направлены на общее для них дело — игру.

Таким образом, в середине дошкольного возраста общение сосверст­никами становится содержательным, и главным содержанием обще­ния детей является общее дело — игра. Деловое сотрудничество следует отличать от соучастия. При эмоционально-практическом общении дети действовали рядом, но не вместе, им важно было внимание и со­участие сверстника. При ситуативно-деловом общении дошкольники заняты общим делом, они должны согласовывать свои действия и учитывать активность своего партнера для достижения общего результата. Такого рода взаимодействие было названо сотрудничеством. Потреб­ность в сотрудничестве сверстника становится главной для общения детей.

Наряду с потребностью в сотрудничестве на этом этапе отчетливо выделяется потребность в признании и уважении сверстника. Ребенок стремится привлечь внимание других. Чутко ловит в их взглядах и мимике признаки отношения к себе, демонстрирует обиду в ответ на не­внимание или упреки партнеров. «Невидимость» сверстника превра­щается в пристальный интерес ко всему, что тот делает. В 4-5-летнем возрасте дети часто спрашивают у взрослых об успехах их товарищей, демонстрируют свои преимущества, пытаются скрыть от сверстников свои промахи и неудачи. В детском общении в этом возрасте появляет­ ся конкурентное, соревновательное начало.

Среди средств общения на этом этапе начинают преобладать рече­вые — дети много разговаривают друг с другом (примерно в полтора раза больше, чем со взрослыми), но их речь продолжает оставаться ситуативной. Если в сфере общения со взрослым в этом возрасте уже возникают внеситуативные контакты, то общение со сверстниками остается преимущественно ситуативным: дети взаимодействуют в основ­ном по поводу предметов, действий или впечатлений, представленных в наличной ситуации.

В конце дошкольного возраста у многих (но не у всех) детей склады­вается новая форма общения, которая была названа внеситуативно- деловой. К 6-7 годам значительно возрастает число внеситуативных контактов. Примерно половина речевых обращений к сверстнику при­обретает внеситуативный характер. Дети рассказывают друг другу о том, где они были и что видели, делятся своими планами или предпочтения­ ми, дают оценки качествам и поступкам других. В этом возрасте стано­вится возможным «чистое общение», не опосредствованное предмета­ми и действиями с ними. Дети могут достаточно продолжительное время разговаривать, не совершая при этом никаких практических дей­ствий.

Однако, несмотря на эту возрастающую тенденцию к внеситуативности, общение детей в этом возрасте происходит, как и в предыдущем, на фоне совместного дела, то есть общей игры или продуктивной деятель­ ности (поэтому данная форма общения и сохранила название деловой). Но сама игра и форма ее осуществления к концу дошкольного возраста меняются. На первый план в них выступают правила поведения игро­вых персонажей и соответствие игровых событий реальным. Соответ­ственно, подготовка к игре, ее планирование и обсуждение ее правил начинает занимать значительно большее место, чем на предыдущем эта­пе. Все больше контактов детей осуществляется на уровне реальных отношений, и все меньше — на уровне ролевых.

Конкурентное, соревновательное начало сохраняется в общении де­тей. Однако наряду с этим между старшими дошкольниками появляет­ся умение видеть в партнере не только его ситуативные проявления, но и некоторые внеситуативные, психологические аспекты его существо­вания — его желания, предпочтения, настроения. Дошкольники уже не только рассказывают о себе, но и обращаются с вопросами к сверстни­ку: что он хочет делать, что ему нравится, где он был, что видел и пр. К концу дошкольного возраста возникают устойчивые избирательные привязанности между детьми, появляются первые ростки дружбы. До­школьники «собираются» в небольшие группы (по 2- 3 человека) и ока­зывают явное предпочтение своим друзьям.

Таким образом, развитие внеситуативное™ в общении детей проис­ходит по двум линиям: с одной стороны, увеличивается число внеситу­ативных, речевых контактов, а с другой — сам образ сверстника стано­вится более устойчивым, не зависящим от конкретных обстоятельств взаимодействия. Ребенок начинает понимать и чувствовать внутреннее состояние другого, которое хотя и не представлено в ситуативных про­явлениях сверстника (в его конкретных действиях, высказываниях, игрушках), но становится все более значимым для ребенка.

Формы общения и типы конфликтов дошкольников со сверстниками

В дошкольном возрасте общение со сверстником становится важной частью жизни ребенка. Примерно к 4 годам сверстник является более предпочитаемым партнером по общению, чем взрослый. Общение со сверстником отличает ряд специфических особенностей, среди которых: богатство и разнообразие коммуникативных действий; чрезвычайная эмоциональная насыщенность; нестандартность и нерегламентированность коммуникативных проявлений; преобладание инициативных действий над ответными; нечувствительность к воздействиям сверстника.

Общаясь с товарищами, дошкольник управляет действиями партнера, контролирует их, делая замечания, учит, показывая или навязывая собственный образец поведения, деятельности и сравнивая других детей с собой. В среде ровесников малыш демонстрирует свои способности и умения. На протяжении дошкольного возраста развиваются, сменяя друг друга, три формы общения со сверстниками.

К 2 годам складывается первая форма общения со сверстниками — эмоционально-практическая. На 4-м году жизни все большее место в общении занимает речь.

В возрасте с 4 до 6 лет у дошкольников наблюдается ситуативно-деловая форма общения с ровесниками. В 4 года потребность общения со сверстниками выдвигается на одно из первых мест. Это изменение связано с тем» что бурно развиваются сюжетно-ролевая игра и другие виды деятельности, приобретая коллективный характер. Дошкольники пытаются наладить деловое сотрудничество, согласовать свои действия для достижения цели, что и составляет главное содержание потребности в общении.

Стремление действовать совместно настолько сильно выражено, что дети идут на компромисс, уступая, друг другу игрушку, наиболее привлекательную роль в игре и т.д. У дошкольников возникает интерес к поступкам, способам действий, выступающий в вопросах, насмешках, репликах.

У детей ярко проявляется склонность к конкуренции, соревновательность, непримиримость в оценке товарищей. На 5-м году жизни дети постоянно спрашивают об успехах товарищей, требуют признать собственные достижения, замечают неудачи других детей и пытаются скрыть свои промахи. Дошкольник стремится привлечь внимание к себе. Ребенок не выделяет интересов, желаний товарища, не понимает мотивов его поведения. И в то же время проявляет пристальный интерес ко всему, что делает сверстник.

Таким образом, содержание потребности в общении составляет стремление к признанию и уважению. Контакты характеризуются яркой эмоциональностью.

Дети используют разнообразные средства общения, и, несмотря на то, что они много говорят, речь остается по-прежнему ситуативной.

Внеситуативно-деловая форма общения наблюдается довольно редко, у небольшого числа детей 6-7 лет, но у старших дошкольников четко намечается тенденция к ее развитию. Усложнение игровой деятельности ставит ребят перед необходимостью договориться и заранее спланировать свою деятельность. Основная потребность в общении состоит в стремлении к сотрудничеству с товарищами, которое приобретает внеситуативный характер. Изменяется ведущий мотив общения. Складывается устойчивый образ сверстника. Поэтому возникает привязанность, дружба. Происходит становление субъективного отношения к другим детям, то есть умения видеть в них равную себе личность, учитывать их интересы, готовность помогать. Возникает интерес к личности ровесника, не связанный с его конкретными действиями. Дети беседуют на познавательные и личностные темы, хотя деловые мотивы остаются ведущими. Главное средство общения — речь.

Особенности общения со сверстниками ярко проявляются в темах разговоров. То, о чем говорят дошкольники, позволяет проследить, что ценят они в сверстнике и за счет чего самоутверждаются в его глазах.

Высказывания в адрес сверстника, так или иначе, связаны с собственным «я» ребенка. Младшие дошкольники разговаривают, прежде всего, о том, что они видят, или о том, что у них есть. Они стремятся поделиться впечатлениями, привлечь внимание сверстников с помощью предметов, которыми обладают. Занимая у младших особое место, такие темы сохраняются на протяжении всего дошкольного возраста.

Средние дошкольники чаще демонстрируют сверстникам то, что они умеют делать и как это у них получается. В 5-7 лет дети много рассказывают о себе, о том, что им нравится или не нравится. Они делятся со сверстниками своими познаниями, «планами на будущее» («кем я буду, когда вырасту»).

Несмотря на развитие контактов со сверстниками, в любой период детства наблюдаются конфликты между детьми. Рассмотрим их типичные причины.

В младенчестве и раннем детстве наиболее распространенной причиной конфликтов со сверстниками выступает обращение с другим ребенком как с неодушевленным объектом и неумение играть рядом даже при наличии достаточного количества игрушек. Игрушка для малыша более привлекательна, чем сверстник. Она заслоняет партнера и тормозит развитие положительных взаимоотношений. Дошкольнику особенно важно продемонстрировать себя и хоть в чем-то превзойти товарища. Ему необходима уверенность в том, что его замечают, и ощущать, что он самый хороший. Среди детей малышу приходится доказывать свое право на уникальность. Он сравнивает себя со сверстником. Но сравнение очень субъективно, только в его пользу. Ребенок видит сверстника как предмет сравнения с собой, поэтому сам сверстник и его личность не замечаются. Интересы ровесника чаще игнорируются. Малыш замечает другого, когда тот начинает мешать. И тогда сразу же сверстник получает суровую оценку, соответствующую характеристику. Ребенок ждет от ровесника одобрения и похвалы, но поскольку он не понимает, что и другому требуется то же самое, ему трудно похвалить или одобрить товарища. Кроме того, дошкольники плохо осознают причины поведения других.

Они не понимают, что сверстник — такая же личность со своими интересами и потребностями.

К 5-6 годам число конфликтов снижается. Ребенку становится важнее играть вместе, чем утвердиться в глазах сверстника. Дети чаще говорят о себе с позиции «мы». Приходит понимание того, что у товарища могут быть другие занятия, игры, хотя дошкольники по-прежнему ссорятся, а нередко и дерутся.

На протяжении дошкольного возраста нарастает процесс дифференциации в детском коллективе: одни дети становятся популярными, другие отвергаемыми. На положение ребенка в группе сверстников влияет множество факторов, главным из которых является способность к сопереживанию и помощи сверстникам.

Дошкольный возраст — особо ответственный период в воспитании, т. к. является возрастом первоначального становления личности ребенка. В это время в общении ребенка со сверстниками возникают довольно сложные взаимоотношения, существенным образом влияющие на развитие его личности. Знание особенностей отношений между детьми в группе детского сада и тех трудностей, которые у них при этом возникают, может оказать серьезную помощь взрослым при организации воспитательной работы с дошкольниками. 

Наши Программы

Помощь детям школьного возраста в налаживании позитивных отношений со сверстниками

Позитивные отношения со сверстниками помогают детям развить хорошие социальные и эмоциональные навыки, уверенность в себе, сопереживание, положительное представление о себе и многое другое. Тем не менее, в раннем детстве заведение новых друзей может быть пугающей и незнакомой проблемой. Здесь специалисты по уходу за детьми в учебных центрах Celebree обсуждают способы помочь детям школьного возраста создавать и поддерживать позитивные отношения со сверстниками.

Помогите ребенку сформировать сильное чувство доверия

Важным компонентом развития позитивных отношений со сверстниками является способность доверять другим. Поскольку маленькие дети узнают почти все, что они знают о доверии, от своих родителей и опекунов, это означает, что вы обязаны создать прочную основу доверия, на которую они могут положиться. Большая часть этого развития начинается в младенчестве: отвечая своим детям, когда они плачут, будь то еда, внимание или другие потребности, вы помогаете своему ребенку научиться доверять другим. Этот фундамент можно продолжать укреплять по мере того, как ваш ребенок растет до школьного возраста, продолжая удовлетворять свои потребности. Создание стабильной домашней обстановки имеет большое значение для того, чтобы помочь детям чувствовать себя комфортно, полагаясь на других и доверяя им.

Подчеркните важность хороших манер

Обучение детей хорошим манерам поможет им моделировать это поведение в школе, что позволит им завести друзей. Сознательная дисциплина — важный способ закрепить полезный выбор поведения: вместо того, чтобы наказывать детей за вредный выбор поведения, родители работают со своими детьми над решением других проблем или решений социальных проблем, чтобы в следующий раз они могли сделать более полезный выбор. Сознательная дисциплина также помогает детям осваивать социальные и эмоциональные навыки, давая им возможность понять, как определенное поведение положительно или отрицательно влияет на них самих и других.

Моделирование полезных навыков завязывания друзей

Дети находятся под сильным влиянием слов, действий и поведения своих родителей и будут подражать им в других условиях. Моделирование полезного поведения, такого как совместное использование, ожидание очереди, использование вежливых фраз, таких как «пожалуйста» и «спасибо», и сотрудничество с другими, поможет вашему ребенку сохранить и продемонстрировать это поведение самому. Ролевые игры в определенных социальных ситуациях могут быть ценным способом помочь детям улучшить свои социальные навыки, поскольку они могут повысить уверенность вашего ребенка, когда он сталкивается с конкретным сценарием в реальной жизни.

Расписание игр под присмотром

Свидания для игр под присмотром — это отличный способ для вашего ребенка познакомиться с новыми детьми, попрактиковаться в своих социальных навыках и исследовать новые социальные ситуации, сохраняя при этом надзорное присутствие. Обеспечьте детям совместные занятия, такие как строительство форта, начало игры в прятки, настольная игра или изготовление поделок или моделей — все эти действия требуют от детей демонстрации полезного и кооперативного социального поведения. . Если возникнет конфликт, дайте детям время разобраться с ним самостоятельно, вмешиваясь только в том случае, если ситуация обостряется выше их способности разрешить ее.

Чем могут помочь учебные центры Celebree

Учебные центры Celebree стремятся обеспечить безопасную и стабильную среду, которая способствует пониманию и применению социальных навыков и способностей. Под руководством преданных своему делу инструкторов дети могут взаимодействовать позитивно и продуктивно, заводить дружеские отношения и учиться управлять конфликтами. Если вы заинтересованы в том, чтобы записать вашего ребенка на одну из наших образовательных программ, поддерживающих социальное развитие, свяжитесь с нами сегодня, чтобы запланировать тур в ваш местный учебный центр Celebree!

Социальные навыки — Развитие ребенка с чувством ребенка

Что такое социальные навыки?

Социальные навыки — это навыки, которые мы используем каждый день для взаимодействия и общения с другими людьми. Они включают вербальную и невербальную коммуникацию, такую ​​как речь, жесты, выражение лица и язык тела. Человек обладает сильными социальными навыками, если он знает, как вести себя в социальных ситуациях и понимает как письменные, так и подразумеваемые правила при общении с другими. Дети с диагнозом расстройство аутистического спектра (РАС), первазивное расстройство развития (не уточненное иначе) и синдром Аспергера испытывают трудности с социальными навыками.

 

Почему важны социальные навыки?

Социальные навыки жизненно важны для того, чтобы человек мог иметь и поддерживать позитивное взаимодействие с другими людьми. Многие из этих навыков имеют решающее значение для создания и поддержания дружеских отношений. Социальные взаимодействия не всегда проходят гладко, и человек должен уметь применять соответствующие стратегии, такие как разрешение конфликтов, когда возникают трудности во взаимодействии. Для людей также важно иметь «эмпатию» (т.е. быть в состоянии поставить себя на чье-то место и распознать их чувства), поскольку это позволяет им с пониманием и заботой реагировать на то, что чувствуют другие.

 

Какие строительные блоки необходимы для развития социальных навыков?
  • Внимание и концентрация: Устойчивое усилие, выполнение действий без отвлечения и способность удерживать это усилие достаточно долго, чтобы выполнить задачу.
  • Восприимчивый (понимающий) язык : Понимание языка.
  • Выразительный (использующий) язык: Использование языка посредством речи, жестов или альтернативных форм общения для сообщения желаний, потребностей, мыслей и идей.
  • Игровые навыки: Добровольное участие в мотивированных действиях, которые обычно связаны с удовольствием и наслаждением, когда действия могут быть, но не обязательно, целенаправленными.
  • Доязыковые навыки: Способы нашего общения без использования слов, включая такие вещи, как жесты, мимика, имитация, совместное внимание и зрительный контакт.
  • Саморегуляция: Способность получать, поддерживать и изменять свои эмоции, поведение, внимание и уровень активности, соответствующие задаче или ситуации, социально приемлемым образом.
  • Исполнительные функции : Навыки рассуждения и мышления высшего порядка.
  • Планирование и установление последовательности: Последовательное многоэтапное выполнение задачи или действия для достижения четко определенного результата.

 

Как узнать, есть ли у моего ребенка проблемы с социальными навыками?

Если у ребенка есть трудности с социальными навыками, он может:

  • Использовать мимолетный зрительный контакт, непостоянно смотрит в глаза или пристально смотрит на вас.
  • Не иметь возможности по очереди разговаривать со своим партнером по общению.
  • Борьба с использованием соответствующего языка тела (например, стоит слишком близко/далеко от другого человека).
  • Неумение использовать вежливые формы общения (например, сказать: пожалуйста, спасибо, привет и до свидания).
  • Невозможно правильно начать и завершить разговор.
  • Часто прерывайте других.
  • Не может поддерживать тему разговора и дает неуместные комментарии во время разговора.
  • Говорите «на себя» в разговоре, а не вступайте в двусторонний разговор «с» вами.
  • Не задавать уместных вопросов.
  • Повторять информацию в разговоре и склонны говорить о темах, которые их интересуют (например, о поездах, любимом телешоу/человеке).
  • Не проявляйте особого интереса к тому, что говорит другой человек.
  • Непонимание шуток и выражений, таких как сарказм, идиомы и небуквальная информация (например, «Это место — свинарник!»).
  • Толкуйте то, что вы говорите, очень буквально (например, когда вы говорите: «Вы можете открыть дверь?», ребенок «да», не двигаясь, чтобы открыть дверь).
  • Говорите с необычной скоростью, ударением, ритмом, интонацией, высотой и/или тоном голоса.
  • Быть неспособным понимать различные оттенки голоса или читать сигналы лица.
  • Не обращаться за разъяснениями, если они запутались или ситуация им неясна.
  • Пытаются правильно реагировать, когда их просят изменить свои действия.
  • Склонен раскрывать (чрезмерно) личную информацию малознакомым людям или незнакомцам.
  • Выглядит неосведомленным о других и не может понять чувства других людей на основе их вербальных и невербальных сигналов.
  • Быть неспособным адекватно реагировать на поддразнивание, гнев, неудачу и разочарование.
  • Не могут корректировать или изменять свой язык соответствующим образом в зависимости от ситуации общения.
  • Отсутствие эмпатии (т. е. неспособность представить, каково это быть кем-то другим или в их ситуации).
  • Отсутствие воображения.
  • Выглядит эгоцентричным.
  • Непонимание последствий своих действий.

 

Какие другие проблемы могут возникнуть, когда у ребенка есть трудности с социальными навыками?

Когда у ребенка возникают трудности с социальными навыками, у него также могут возникнуть трудности с:

  • Поведением: Действиями ребенка, обычно связанными с окружающей средой (например, событий, включая дни рождения, или вести себя неприемлемым образом, например, дергать сверстников за волосы или кричать на кого-то, чтобы привлечь их внимание).
  • Сенсорная обработка: У ребенка могут быть проблемы с вниманием или концентрацией внимания, а также с трудностями в интерпретации информации, которую он получает из окружающей среды.
  • Завершение академической работы (например, ребенок может неправильно истолковывать устные или письменные инструкции к заданиям и/или испытывать трудности с образным письмом).
  • Рецептивная (понимающая) речь: Понимание языка.
  • Выразительный (использующий) язык: Использование языка посредством речи, жестов или альтернативных форм общения для сообщения желаний, потребностей, мыслей и идей.
  • Артикуляция: Четкость звуков речи и разговорной речи.
  • Беглость: Плавность или плавность воспроизведения звуков, слогов, слов и фраз при разговоре.
  • Голос: Звук, который мы слышим, когда кто-то говорит, уникальный для каждого человека.
  • Саморегуляция: Способность получать, поддерживать и изменять свои эмоции, поведение, внимание и уровень активности, соответствующие задаче или ситуации, социально приемлемым образом.
  • Исполнительные функции: Навыки рассуждения и мышления высшего порядка.

 

Что можно сделать, чтобы улучшить социальные навыки?
  • Играйте с ребенком в игру , чтобы помочь ему развить совместное внимание, очередность, общие интересы, сотрудничество и правильную игру с игрушками.
  • Эмоции: Помогите ребенку понять и показать свои эмоции и распознать эти эмоции у других людей.
  • Эмпатия: Помогите ребенку понять и распознать, что другие люди чувствуют в определенных ситуациях.
  • Социальные истории: Это истории, которые используются для обучения детей определенным социальным навыкам, которые они могут счесть трудными для понимания или сбивающими с толку.
    Цель рассказа — расширить понимание ребенка путем подробного описания конкретной ситуации и предложения соответствующей социальной реакции.
  • Группы социальных навыков: Это группы, созданные специально для овладения навыками социального взаимодействия с другими людьми.

 

Какие занятия могут помочь улучшить социальные навыки?
  • Наглядные материалы: Составьте плакат с правилами, которые следует помнить при начале разговора (например, использовать дружелюбный голос, устанавливать зрительный контакт, использовать соответствующие приветствия, такие как «привет»).
  • Ролевая игра: Разыграйте сценарии игровой площадки/вечеринки, где ребенок никого не знает. Смоделируйте и составьте список различных вещей, которые вы можете сказать:
    • Чтобы присоединиться к другим играющим (например, «Можно мне тоже поиграть?»).
    • Чтобы представиться (например, «Привет, меня зовут…»).
    • Вежливо договариваться со сверстниками (например, «Я не хочу эту машину. Можно мне синюю машину, пожалуйста?»).
  • Спойте песенки , например «Если ты счастлив и ты это знаешь», чтобы научить ребенка различным эмоциям.
  • Маски: Сделайте маски вместе, чтобы улучшить зрительный контакт.
  • Ход игры: Играйте в игры с чередованием (например, в настольные игры), чтобы побудить ребенка сказать, чей сейчас ход в игре (например, «Моя очередь», «Твоя очередь»).
  • Игры: Поиграйте с ребенком в настольные игры. Убедитесь, что ребенок не всегда является «победителем», чтобы он узнал о «проигрыше» в игре и мог лучше справляться, когда это происходит со сверстниками.
  • Беседа в мешочке с фасолью:
    Бросьте мешочек с фасолью по кругу, и каждый ребенок по очереди будет участвовать в беседе. Подумайте о разных способах внести свой вклад в беседу (например, задать вопрос, прокомментировать сказанное, добавить что-то по теме).
  • Смотрите и комментируйте: Разыгрывайте по ролям различные ситуации и комментируйте уместные и неуместные попытки общения (например, стоять слишком близко или слишком далеко от другого человека, не использовать соответствующий зрительный контакт, прерывать разговор).

 

Почему мне следует обращаться за помощью к психотерапевту, если я замечаю трудности с социальными навыками у своего ребенка?

Терапевтическое вмешательство для помощи ребенку с трудностями социальных навыков важно для:

  • Помогите ребенку правильно взаимодействовать с другими во время игры, разговора и взаимодействия.
  • Помогите ребенку развить дружеские отношения в школе и во внешкольных мероприятиях (например, заниматься спортом, посещать такие группы, как скауты).
  • Помогите ребенку сохранить дружеские отношения со сверстниками.
  • Помогите ребенку вести себя надлежащим образом во время общения со знакомыми людьми (например, с родителями, братьями и сестрами, учителями, друзьями семьи) и незнакомыми людьми (например, со взрослыми и детьми, с которыми ему может понадобиться общаться во время экскурсий и при посещении таких мест, как парк или бассейн) бассейн).
  • Помогите ребенку развить его осведомленность о социальных нормах и овладеть определенными социальными навыками (например, по очереди вести разговор, использовать соответствующий зрительный контакт, вербальное мышление, понимание образного языка).
  • Разработайте соответствующие социальные истории, чтобы научить ребенка тому, как реагировать в определенных социальных ситуациях.
  • Некоторым детям требуется подробное обучение тому, как взаимодействовать и общаться с другими людьми, поскольку эти навыки не даются им естественным образом.

 

Если не лечить, к чему могут привести трудности с социальными навыками?

Если у детей возникают трудности с социальными навыками, у них также могут возникнуть трудности с:

  • Заведением новых друзей.
  • Поддержание дружбы со сверстниками.
  • Эффективное общение с незнакомыми людьми в ситуациях, включая просьбы о помощи в магазине, просьбы о направлении, если они потерялись, и переговоры с кем-то, с кем у них возникли разногласия.

About the Author

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Related Posts