Формы проявления психологии больших групп: 6.3. Формы проявления психологии больших групп

6.3. Формы проявления психологии больших групп

Все четыре сферы психологии больших социальных групп органически взаимосвязаны. Их своеобразное сочетание в определенных общественно-исторических условиях проявляется двояким образом:

  • как характеристика типичной личности представителя определенной общности;

  • как характеристика психического склада общности (народа, класса, нации).

Психический склад выступает как наиболее устойчивое образование в психологии общности. К нему относятся социальный характер, традиции, обычаи, привычки, нравы. Эти явления характерны для разных общностей.

Так, социальный характер группы, народа определяется специфической культурой, системой знаков, символов. Он формируется в конкретных условиях, под воздействием социального бытия, той системы ценностей, ориентации, в которых проходит процесс социализации.

Характер с определенной логикой и последовательностью детерминирует одну линию поведения, одни поступки и исключает другие. Традиции представляют собой исторически сложившиеся под влиянием определенных условий жизни узаконенные способы воспроизведения исторически сложившихся правил, норм поведения, отношений людей. Они определяют общее направление деятельности групп в специфических условиях. В традициях осуществляется преемственность тех или иных социально значимых форм поведения в типичных ситуациях, в различных сферах деятельности, сознательно поддерживающихся, закрепляющих те или иные отношения. Обычай представляет собой прочно установившиеся в той или иной социальной группе, у того или иного народа правила реагирования на определенные события, осуществления некоторых общественно значимых действий (особые моменты трудовой деятельности, быта, семейной жизни, важные события в жизни человека: рождение, свадьба, характер праздников и др.). Обычай хранит определенный народный опыт, является символом каких-то ценностей, выработанных общностью, приучает уважать их.
Предрассудок — это укоренившееся в обществе мнение, определяющее отношения данной социальной группы к тем пли иным природным или социальным явлениям. Бытовавшее до некоторого времени мнение, что предрассудки — удел недостаточно образованных, малокультурных людей с ограниченным мировоззрением, не соответствует действительности. Фактически предрассудки в той или иной степени существуют у преобладающего большинства групп. У больших социальных групп существуют свои предрассудки. Общественно опасными являются национальные и религиозные предрассудки. Их общественная опасность сильно возрастает, когда эти предрассудки объединяются.

Целостную характеристику психологических особенностей социальных групп представляет

образ их жизни. Образ жизни — это совокупность устоявшихся, типичных для определенных социально-экономических отношений форм жизнедеятельности народов, классов, социальных групп, отдельных люде и в материальном и духовном производстве, в общественно-политической и семейно-бытовой сфере. В образе жизни раскрывается, как живут люди, какими действиями и поступками заполнена их жизнь, каков стиль их мышления, их потребности, интересы, идеалы, умонастроения, содержание и формы общения, какие цели они преследуют. В образе жизни общности, человека выражается система их отношений к обществу, труду, другим общностям, другим людям, к себе. Эти отношения отражаются в мировоззрении, ценностных ориентациях, жизненных позициях, социальных и личностных установках, потребностях, стиле жизни и поведении.

Теории социальной психологии алексей тулин москва 2009


База данных защищена авторским правом ©psihdocs.ru 2022
обратиться к администрации

ТЕОРИИ

СОЦИАЛЬНОЙ ПСИХОЛОГИИ

АЛЕКСЕЙ ТУЛИН

МОСКВА

2009

Содержание.

Введение.

Часть 1 Становление социальной психологии.

Предмет и задачи социальной психологии.

История социальной психологии.

Российская история социальной психологии.

Становление зарубежной психологии.

Механизмы социального познания.

Структура социальной психологии.

Понятие социальной перцепции.

Структура персептивного процесса.

Социальная рефлексия.

Часть 2 Социальная агрессия.

Агрессия как социально – психологический феномен.

Становление человеческой агрессии.

Уровни агрессии.

Адаптация и дезодаптация личности в социуме.

Часть 3 Социальная психология групп.

Группа как функциональная единица.

Малые группы.

Большие социальные группы.

Психология толпы.

Массовое явление в больших диффузных группах.

Влияние группы, огрупление мышления (на примере социально – религиозные группы свидетели Иеговы).

Почему человек вступает в секту.

Деструктивные группы, психологическое воздействие на личность. Секты.

Влияние секты.

Мнение специалиста.

Часть 4. Мистическая личность и общество.

Семья – важный канал формирования мистической личности.

Воздействие мистической общины на индивида.

Психологические последствия вовлечение индивида в мистическую общину.

Психология мистического «обращения».

Часть 5 Психология общения.

Общение.


Проблемы психологии общения.

Общение как деятельность.

Коммуникативная сторона общения.

Общение как обмен информацией.

Деловое общение.

Социально – психологический климат коллектива.

Социально – психологический климат первичного трудового коллектива.

Часть 6 Психология конфликта

Конфликт.

Понятие конфликта.

Причины конфликтов.

Проявления гнева и угроз.

Конфликт и способы его решения.

Кодекс поведения в конфликте.

Часть 7 Социальная психология лидерства.

Лидерство.

Лидерство и руководство.

Руководство.

Часть 8 Социальная психология личности.

Социальная психология и личность.

Альберт Бандура: социально – когнитивная теория личности.

Социально – психологические особенности мистической личности.

Литература

Введение.

Социальная психология является относительно молодой гуманитарной наукой, динамично развивающейся в последнее время. Социально-психологические знания имеют богатейшую и интереснейшую историю и широкое прикладное значение в самых различных областях жизни современного общества.

Социальная психология — наука, изучающая механизмы и закономерности поведения и деятельности людей, обусловленные их включенностью в социальные группы и общности, а также психологические особенности этих групп и общностей

Психология обычно понимается как наука о человеческом поведении, а социальная психология – как раздел этой науки, имеющий дело с человеческим взаимодействием. Первостепенной задачей науки полагается установление общих законов путем систематического наблюдения. Социальными психологами такие общие законы разрабатываются для описания и объяснения человеческого взаимодействия. Это традиционное видение научного закона повторяется в том или ином виде во всех фундаментальных трактовках целей и задач психологической науки. DiRenzo (1966) пишет, что “полное объяснение” в поведенческих науках — это такое объяснение, которое наделено статусом неизменного закона». Krech, Crutchfild и Ballachey (1962) подчеркивают, что «вне зависимости от того, интересует нас социальная психология как фундаментальная или прикладная наука, она основывается на определенном наборе научных принципов». Jones и Gerard (1967) вторят этой точке зрения: «Наука стремится понять факторы, которые определяют стабильные связи между явлениями». По выражению Миллса (Mills, 1969), «социальные психологи хотят раскрыть причинные связи с тем, чтобы установить основные принципы, который объяснят социально-психологические феномены»

Само сочетание слов «социальная психология» указывает на специфическое место, которое занимает эта дисциплина в системе научного знания. Возникнув на стыке наук — психологии и социологии, социальная психология до сих пор сохраняет свой особый статус, который приводит к тому, что каждая из «родительских» дисциплин довольно охотно включает ее в себя в качестве составной части.

Такая неоднозначность положения научной дисциплины имеет много различных причин. Главной из них является объективное существование такого класса фактов общественной жизни, которые сами по себе могут быть исследованы лишь при помощи объединенных усилий двух наук: психологии и социологии. С одной стороны, любое общественное явление имеет свой «психологический» аспект, поскольку общественные закономерности проявляются не иначе как через деятельность людей, а люди действуют, будучи наделенными сознанием и волей. С другой стороны, в ситуациях совместной деятельности людей возникают совершенно особые типы связей между ними, связей общения и взаимодействия, и анализ их невозможен вне системы психологического знания

Часть 1. Становление социальной психологии

Предмет и задачи социальной психологии
Отечественная социальная психология открывает свою новейшую историю с 1962 года, когда открылась первая в стране лаборатория социальной психологии при отделении психологии Ленинградского Университета. Начиная с этой даты, а особенно в последние годы, увеличился поток литературы социально-психологического содержания. Возросло несомненно количество переводных изданий стран западной Европы и США. Можно даже утверждать, что на Россию обрушился поток публикаций, монографий, а также сборников охватывающих не только узкие, но и широкие вопросы по разнообразным тематикам. Немаловажное место занимает учебник Д. Майерса, будучи для многих американских студентов первой книгой, которая знакомит их с основами социально-психологических знаний. Труд Д. Майерса по социальной психологии весьма своеобразен. Автор трактует социальную психологию преимущественно в рамках когнитивизма, приводя исключительно интересные данные полученные им и его ближайшими коллегами в сфере межличностного познания и социального воздействия. Сильной стороной учебника Д. Майерса является и ориентация автора на практическое использование социально-психологических знаний. Многие страницы книги посвящены применению социальной психологии в юриспруденции, медицине, практике урегулирования социальных конфликтов».
Но несмотря на уже позитивно высказанную точку зрения на этот счет профессором А. Л. Свеницким, постараемся в свою очередь дать свою характеристику данного учебника, сравнив его по некоторым параметрам с нашими отечественными, такими как «Социальная психология» под редакцией Г. М. Андреевой, «Социальная психология» под редакцией А. В. Петровского и «Психология общения» М. И. Станкина.
Социальная психология — это научное исследование того, о чем люди думают, как они влияют друг на друга и как относятся друг к другу. Социальная психология — дочерняя отрасль социологии и психологии, которая стремится быть более индивидуальной по своему содержанию и более экспериментальной в своих методах, чем другие области социологии. По сравнению с психологией личности социальная психология менее сосредоточена на различиях между индивидами и более — на том, как люди в общем оценивают друг друга и влияют друг на друга. Социальная психология — экзогенная наука; она выявляет как социальные условия влияют на поведение. Посмотрим как интерпретируется определение социальной психологии в учебнике Андреевой Г. М. «Социальная психология — отрасль психологической науки, которая изучает закономерности поведения и деятельности людей, обусловленные включенностью их в социальные группы, а также психологические особенности самих этих групп». Листая учебник Андреевой Г. М. «Социальная психология» мы невольно сталкиваемся с очень конкретными названиями абзацев, такими как: «дискуссия о предмете социальной психологии», «задачи социальной психологии и проблемы общества», находим такие громкие фразы типа «сфера собственных интересов социальной психологии» просматривается довольно четко, что и позволяет отграничить ее как от проблем социологии, так и от проблем общей психологии. В свою очередь учебник Д. Майерса как бы не ставит задачей обратить внимание на столь конкретные формулировки, и последовательность изложения материала переходит очень «плавно» от раздела к разделу. На взгляд исследователя, Дэвид Майрс весьма справедливо сопоставил социальную психологию с фразой Артура Конан Дойля «Вы никогда не можете предсказать, что сделает любой из нас, но вы можете с точностью назвать среднее число. Индивиды могут меняться, но процент остается постоянным».
Социальная психология сталкивается с двумя противоречивыми критическими замечаниями. Во-первых она тривиальна, поскольку удостоверяет очевидное, во-вторых, она опасна, поскольку ее открытия могут быть использованы для манипулирования людьми. Приводя достаточно убедительные примеры из всевозможных источников, даже из политики, Д. Майерс не только заинтересовывает данной проблемой, но и заставляет задуматься. Способы изложения материала очень восприимчивы для запоминания, т. к. подкрепляются, как уже было сказано выше «убедительным числом убедительных примеров «. Большинство социально-психологических исследований относится либо к корреляционным, либо к экспериментальным. Корреляционные исследования, для проведения которых иногда используют метод систематического опроса, выявляют взаимосвязь между переменными, такими, например, как уровень образования и доход. Ставя эксперименты социальные психологи иногда создают ситуации которые затрагивают эмоции людей. В этом случае они обязаны следовать профессиональным этическим правилам: получать согласие от осведомленных испытуемых, следовать принципу «не навреди», после завершения эксперимента полностью раскрывать им любой временный обман.
Социальные психологи интегрируют свои идеи и данные экспериментов в теории. Лабораторные эксперименты позволяют проверить идеи, собранные по крупицам из жизненного опыта, и затем применить принципы и результаты в реальном мире.

Одной из важнейших опор этой науки является понятие о Я-концепции. “Кто Я?”, “Зачем Я?”, “С кем вместе живу Я?”. Как культура формирует наше чувство «Я»? Кто вы? Вы — уникальное и сложное создание и можете по-разному дополнить предложение «Я — . . . «. Элементы вашей Я — концепции, т. е. специфические убеждения, с помощью которых вы определяете, кто вы есть — это ваши же Я — структуры. Структуры — это психические модели, с по- мощью которых мы организуем нашу жизнь. Они влияют на то, как мы воспринимаем, запоминаем и оцениваем других людей и себя. Рассмотрим, как Я влияет на память, явление известное под названием «Эффект ссылки на себя». Когда информация применима к нашим Я — концепциям, мы быстро ее обрабатываем и хорошо помним. Эффект ссылки на себя иллюстрирует самый существенный жизненный факт: ощущение самих себя лежит в центре нашего мира. Рассматривая себя обычно как центральное звено, мы переоцениваем, в какой степени поведение других нацелено на нас. И часто берем ответственность за события, в которых играем лишь небольшую роль. Наша Я — концепция включает в себя не только наши убеждения в том, кто мы сейчас, но также и то, кем мы могли бы стать — наши возможные Я. Они заключают в себе то какими мы видим себя в наших мечтах, — богатый Я, худой Я, страстно любимый и любящий Я. Они также заключают в себе Я, которыми мы боимся стать, — безработный Я, больной Я, отстающий в учебе Я. Такие возможные Я мотивируют нас к достижению особой цели — к той жизни, к которой мы стремимся. Д. Майерс ставит вопрос «становится ли Я — концепция более индивидуализированной, когда Восток встречается с Западом». У японских студентов, выезжавших по обмену и пробывших семь месяцев в университете Британской Колумбии, повысилось самоуважение. У иммигрантов из Азии, долгое время живущих в Канаде, самоуважение выше, чем у недавно иммигровавших и тех, кто живет в Азии. Самоуважение — всеобъемлющее чувство собственного достоинства, которое влияет на то, как мы оцениваем свои особенности и способности. Самопознание, однако имеет слабые стороны. Мы часто не знаем, почему ведем себя так, а не иначе. Люди различаются своими Я — концепциями. Одни, особенно в индивидуалистических западных культурах, принимают концепцию независимого Я. Другие, часто в Азии и культурах стран третьего мира, — взаимозависимого Я. Эти противоположные идеи способствуют культуральным различиям в социальном поведении. Высокое самоуважение также приносит дивиденды. Дополнительные исследования локуса контроля и приобретенной беспомощности объединил Альберт Бандура в концепцию, названную концепцией самоэффективности. Люди с высокой сомоэффективностью более настойчивы, менее тревожны и менее склонны к депрессиям, лучше учатся. Хотя психологическое исследование и толкование самоэффективности является новым, акцент на вашей личной ответственности за свою жизнь и реализацию своего потенциала не нов. Тема «Ты можешь сделать это», является бессмертной американской идеей. В процессе переработки информации, относящейся к нашему Я, вторгается предрасположение. Мы охотно прощаем свои неудачи принимаем похвалу за наши успехи и во многом считаем себя выше среднего. Такое завышенное мнение о себе позволяет большинству из нас наслаждаться преимуществами высокой самооценки, хотя есть опасность «задрать нос». Предрасположение в пользу своего Я появляется и в том случае, когда люди сравнивают себя с другими.
У нас есть занятная тенденция расширять наш Я — образ, переоценивая или недооценивая степень того факта, что другие думают или поступают также, как мы, — феномен называемый » эффектом ложного консенсуса». Если рассматривать мнение, то мы находим поддержку наших позиций, считая, что с нами согласно большинство. Можно утверждать, что ложный консенсус встречается т. к. мы делаем обобщение из ограниченной выборки. Что касается наших способностей или ситуаций, чаще встречается эффект ложной уникальности. Такое восприятие отчасти возникает из мотива поддержать и повысить самооценку — побуждения, которая спасает людей от депрессии, но способствует недооценки и групповому конфликту. Самопрезентация относится к нашему стремлению представить желаемый образ как для аудитории вне (другие люди), так и для аудитории внутри (мы сами). Мы выражаем свое самоопределение показывая себя как определенный тип человека. Для некоторых сознательная самопрезентация — образ жизни. Те, у кого высокие показатели по шкале тенденции к самомониторингу действуют как социальные хамелеоны, т. е. приспосабливают свое поведение в соответствии с внешними ситуациями. Люди с низкими показателями самомониторинга меньше заботятся о том, что о них думают другие. Они больше руководствуются внутренними ощущениями, поэтому они будут говорить и действовать как чувствуют на самом деле. Проблема самомониторинга достаточно актуальна в наше время. В различной степени мы являемся самомониторами, мы обращаем внимание на наше поведение и регулируем его, чтобы произвести желаемое впечатление.
Подводя определенные итоги по второй главе мы не можем сравнить с нашими отечественными учебниками те же определения, например, как самоэффективность, самопрезентация или самомониторинг. Их нет даже в психологическом словаре А. В. Петровского, возможно они имеют другое толкование и другое определение. На мой взгляд Д. Майерс слишком углубился в психологию личности, задействовав концепцию самоэффективности А. Бандуры и установку локус контроля Д. Роттера. Однако в разделе Я — концепция достаточно убедительно был описан «эффект ссылки на себя». Самопрезентация представлена здесь второй основной частью этой главы включая феномен ложной скромности и новое определение — самомониторинг.

История социальной психологии.

Все исторические документы, свидетельствующие о появлении научной дисциплины, предметом которой является социальное поведение человека, относятся к одному веку – веку нынешнему. И за этот короткий срок молодой науке удалось проникнуть в глубинную сущность таких сложных явлений, как человеческие убеждения и иллюзии, любовь и ненависть, конформизм и независимость многое в поведении человека еще остается загадкой, но уже сейчас социальная психология может предложить ответы на далеко не простые вопросы: что побуждает людей то причинять вред, то помогать друг другу? Отчего вспыхивают социальные конфликты и каким образом сжатый кулак может быть превращен в руку помощи?

Социальная психология углубляет наше представление о самих себе, делает нас более чуткими к социальным влияниям.

Данная работа состоит из введения, основной части, заключения и списка литературы.

Основная часть включает в себя 2 вопроса. В первом рассматривается история становления зарубежной психологии.

Во втором вопросе – рассказывается о российской истории социальной психологии.

В заключении делается вывод о важности социальной психологии.

Каталог: download
download -> Объект исследования
download -> Выпускных квалификационных работ
download -> Выпускных квалификационных работ
download -> Учебное пособие для студентов высших учебных заведений, изучающих курс «Концепции современного естествознания»
download -> Пояснительная записка 4 1 Цели и задачи реализации основной образовательной программы основного общего образования 4
download -> Проект концепция образования детей с ограниченными возможностями здоровья
download -> Программа формирования универсальных учебных действий у обучающихся на ступени начального общего образования
download -> Старший воспитатель


Скачать 5,83 Mb.


Поделитесь с Вашими друзьями:

Групповое поведение | Введение в психологию

Цели обучения

  • Проиллюстрировать, когда присутствие других может привести к групповому мышлению, социальной фасилитации или социальной лени

Групповое мышление

Когда мы находимся в группе, на нас часто влияют мысли, чувства и поведение окружающих нас людей. Будь то из-за нормативного или информационного социального влияния, группы имеют возможность влиять на людей. Еще одно явление группового соответствия — групповое мышление. Групповое мышление — это модификация мнений членов группы в соответствии с тем, что они считают групповым консенсусом (Janis, 1972). В групповых ситуациях группа часто предпринимает действия, которые отдельные люди не стали бы выполнять за пределами группы, потому что группы принимают более экстремальные решения, чем отдельные люди. Более того, групповое мышление может препятствовать противоположному движению мыслей. Это устранение различных мнений способствует ошибочному решению группы.

Копать глубже: групповое мышление в правительстве США

В правительстве США было несколько случаев группового мышления. Один пример произошел, когда Соединенные Штаты возглавили небольшую коалицию стран для вторжения в Ирак в марте 2003 года. Это вторжение произошло потому, что небольшая группа советников и бывший президент Джордж Буш были убеждены, что Ирак представляет собой серьезную террористическую угрозу с большим запасом оружия. оружия массового поражения в его распоряжении. Хотя у некоторых из этих лиц могли быть некоторые сомнения в достоверности информации, доступной им в то время, в конце концов группа пришла к единому мнению, что Ирак обладает оружием массового уничтожения и представляет собой серьезную угрозу национальной безопасности. Позже выяснилось, что у Ирака не было оружия массового уничтожения, но только после того, как вторжение было в самом разгаре. В результате погибло 6000 американских солдат и еще больше мирных жителей. Как администрация Буша пришла к своим выводам? Вот видео, в котором Колин Пауэлл обсуждает имеющуюся у него информацию спустя 16 лет после своего знаменитого выступления в Организации Объединенных Наций, в котором он говорил о том, что у Ирака наверняка есть материалы для создания оружия массового уничтожения («Колин Пауэлл говорит, что презентация ООН по Ираку провалилась обо мне», 2017). Вы видите доказательства группового мышления?

Почему возникает групповое мышление? Есть несколько причин группового мышления, что делает его предотвратимым. Когда группа очень сплочена или имеет сильное чувство связи, поддержание групповой гармонии может стать для группы более важным, чем принятие правильных решений. Если лидер группы директивен и высказывает свое мнение, это может отбить у членов группы охоту не соглашаться с лидером. Если группа изолирована от альтернативных или новых точек зрения, групповое мышление может быть более вероятным. Как узнать, когда происходит групповое мышление?

Существует несколько симптомов группового мышления, включая следующие:

  • восприятие группы как неуязвимой или непобедимой — уверенность в силе группы
  • верить, что группа морально правильна — верить, что она не может сделать ничего плохого
  • самоцензура со стороны членов группы, например, сокрытие информации во избежание нарушения группового консенсуса
  • аннулирование несогласных мнений членов группы
  • ограждение лидера группы от инакомыслия
  • восприятие иллюзии единодушия среди членов группы
  • наличие стереотипов или негативное отношение к чужой группе или другим людям с иными точками зрения (Janis, 1972)

Учитывая причины и симптомы группового мышления, как его избежать? Несколько стратегий могут улучшить процесс принятия групповых решений, включая поиск мнений со стороны, голосование наедине, воздержание лидера от заявлений о позиции до тех пор, пока все члены группы не выскажут свои взгляды, проведение исследования всех точек зрения, взвешивание затрат и выгод всех вариантов и разработку непредвиденных обстоятельств. план (Янис, 1972; Митчелл и Экштейн, 2009).

Попробуйте

Групповая поляризация

Другим явлением, возникающим в рамках групповых настроек, является групповая поляризация. Групповая поляризация (Teger & Pruitt, 1967) — это усиление первоначального группового отношения после обсуждения взглядов внутри группы. То есть, если группа изначально поддерживает точку зрения, после обсуждения групповой консенсус, вероятно, станет более сильным одобрением точки зрения. И наоборот, если группа изначально была против точки зрения, групповое обсуждение, скорее всего, привело бы к более сильному противодействию. Групповая поляризация объясняет многие действия, предпринятые группами, которые не были бы предприняты отдельными людьми. Групповую поляризацию можно наблюдать на политических съездах, когда платформы партии поддерживаются отдельными лицами, которые, находясь вне группы, отказались бы их поддерживать. В последнее время некоторые теоретики утверждают, что групповая поляризация может быть частично ответственна за крайнюю политическую приверженность, которая кажется повсеместной в современном обществе. Учитывая, что люди могут самостоятельно выбирать средства массовой информации, которые наиболее соответствуют их собственным политическим взглядам, они с меньшей вероятностью столкнутся с противоположными точками зрения. Со временем это приводит к усилению их собственных взглядов и враждебного отношения и поведения по отношению к тем, кто придерживается иных политических идеалов. Примечательно, что политическая поляризация приводит к открытым уровням дискриминации, которые находятся на одном уровне с расовой дискриминацией или даже превосходят ее (Iyengar & Westwood, 2015). Более повседневный пример — групповое обсуждение того, насколько кто-то привлекателен. Изменится ли ваше мнение, если вы находите кого-то привлекательным, а ваши друзья не согласны? Если ваши друзья будут громко соглашаться, может быть, вы найдете этого человека еще более привлекательным?

Социальные ловушки относятся к ситуациям, возникающим, когда отдельные лица или группы лиц ведут себя не в своих интересах и могут иметь негативные долгосрочные последствия. Однако однажды созданную социальную ловушку очень трудно вырвать. Например, после Второй мировой войны Соединенные Штаты и бывший Советский Союз вступили в гонку ядерных вооружений. Хотя наличие ядерного оружия не отвечает интересам ни одной из сторон, как только началась гонка вооружений, каждая страна почувствовала необходимость продолжать производство ядерного оружия, чтобы защитить себя от другой.

Попробуйте

Социальное безделье

Представьте, что вам только что поручили групповой проект с другими учениками, которых вы едва знаете. Все в вашей группе получат одинаковую оценку. Вы из тех, кто сделает большую часть работы, даже если итоговая оценка будет разделена? Или вы, скорее всего, будете делать меньше работы, потому что знаете, что другие восполнят слабину? Социальная лень включает в себя снижение индивидуальной производительности по задачам, где вклады объединяются. Поскольку усилия каждого человека не оцениваются, у людей может снизиться мотивация к хорошей работе. Карау и Уильямс (1993), а Симмс и Николс (2014) проанализировали исследования социальной лености и определили, когда она наименее вероятна. Исследователи отметили, что социальная леность может быть уменьшена, если, среди прочего, люди будут знать, что их работа будет оцениваться менеджером (на рабочем месте) или инструктором (в классе), или если менеджер или инструктор требует, чтобы члены группы полная самооценка.

Вероятность социального безделья в студенческих рабочих группах возрастает по мере увеличения размера группы (Shepperd & Taylor, 19 лет).99). По словам Камау и Уильямса (1993), студенты колледжей были группой населения, наиболее склонной к социальной лени. Их исследование также показало, что женщины и участники из коллективистских культур были менее склонны к социальной лени, объясняя это тем, что их групповая ориентация может быть причиной этого.

Студенты колледжа могли преодолеть социальное безделье или «безбилетник», предложив своим преподавателям использовать метод стада для формирования групп. Хардинг (2018) сравнил группы учащихся, которые самостоятельно отобрались в группы для занятия, с теми, кто был сформирован путем группирования, которое включает в себя распределение учащихся в группы со схожим расписанием и мотивацией. Она не только обнаружила, что учащиеся сообщали о меньшем количестве «безбилетников», но и лучше справлялись с групповыми заданиями по сравнению с теми, чьи группы выбирались самостоятельно.

900–10 Интересно, что противоположность социальной бездеятельности возникает, когда задача сложная и трудная (Bond & Titus, 1983; Geen, 1989). В групповой обстановке, такой как студенческая рабочая группа, если ваша индивидуальная успеваемость не может быть оценена, на вас оказывается меньшее давление, чтобы вы преуспели, и, следовательно, меньше беспокойства или физиологического возбуждения (Latané, Williams, & Harkens, 1979). Это переводит вас в расслабленное состояние, в котором вы можете проявить себя наилучшим образом, если захотите (Zajonc, 1965). Если задача сложная, многие люди чувствуют мотивацию и считают, что их группа нуждается в их вкладе, чтобы преуспеть в сложном проекте (Джексон и Уильямс, 19 лет). 85).

Деиндивидуализация

Еще один способ, которым принадлежность к группе может влиять на поведение, проявляется в случаях деиндивидуализации. Деиндивидуализация относится к ситуациям, в которых человек может испытывать чувство анонимности и, следовательно, снижение ответственности и самоощущения среди других. На деиндивидуализацию часто указывают в тех случаях, когда имеет место поведение, подобное толпе или бунту (Zimbardo, 1969), но исследования по этому предмету и роли, которую деиндивидуализация играет в таком поведении, привели к противоречивым результатам (как обсуждалось в Granström, Guvå, Hylander и Розандер, 2009 г.).

Смотреть

Вы можете просмотреть стенограмму «Социальное влияние: ускоренный курс психологии № 38» здесь (откроется в новом окне).

В таблице ниже приведены типы социального влияния. ” Row 9 describes “Social facilitation” as “Improved performance when an audience is watching versus when the individual performs the behavior alone.” Row 10 describes “Social loafing ” as “Exertion of less effort by a person working in a group because individual performance cannot be evaluated separately from the group, thus causing performance decline on easy tasks.”»>
Таблица 1. Виды социального влияния
Тип социального влияния Описание
Соответствие Изменение своего поведения, чтобы присоединиться к группе, даже если вы не согласны с группой
Соответствие Выполнение просьбы или требования
Нормативное социальное влияние Соответствие групповой норме, чтобы соответствовать, чувствовать себя хорошо и быть принятым группой
Информационное социальное воздействие Соответствие групповой норме, вызванное верой в то, что группа компетентна и имеет правильную информацию
Послушание Изменение своего поведения, чтобы угодить авторитетному лицу или избежать неприятных последствий
Групповое мышление Склонность отдавать предпочтение групповой сплоченности критическому мышлению, что может привести к принятию неверных решений; более вероятно, когда в группе ощущается единодушие
Групповая поляризация Укрепление первоначального группового отношения после обсуждения взглядов в группе
Социальная помощь Улучшенная производительность, когда аудитория наблюдает, как человек демонстрирует навык, в котором он преуспевает, по сравнению с тем, когда человек выполняет это поведение в одиночку
Социальное безделье Приложение меньших усилий человеком, работающим в группе, потому что индивидуальная производительность не может быть оценена отдельно от группы, что приводит к снижению производительности при выполнении простых задач

Попробуйте

Глоссарий

групповая поляризация:  укрепление первоначального группового отношения после обсуждения взглядов в группе

групповое мышление:  члены группы изменяют свое мнение, чтобы оно соответствовало тому, что, по их мнению, является групповым консенсусом

информационное социальное влияние: соответствие групповой норме, вызванное верой в то, что группа компетентна и обладает правильной информацией группой

послушание:  изменение поведения, чтобы угодить авторитетному лицу или избежать неприятных последствий

социальная фасилитация:  улучшение производительности, когда аудитория наблюдает, по сравнению с тем, когда человек выполняет поведение в одиночку

социальная леность:  приложение меньших усилий человеком, работающим в группе, потому что индивидуальная эффективность не может быть оценена отдельно от группы, что приводит к снижению производительности при выполнении простых задач

Внесите свой вклад!

У вас есть идеи по улучшению этого контента? Мы будем признательны за ваш вклад.

Улучшить эту страницуПодробнее

Принятие группового мышления

Решения, принимаемые группой в целом, не всегда отражают индивидуальное сознание каждого члена. Подростки часто «ходят с толпой», независимо от их истинных чувств, потому что огромное давление, связанное с тем, чтобы быть частью группы, непреодолимо. Как человеческие существа, мы запрограммированы на социальные связи, и те, кто живет в одиночестве, часто страдают от психологических проблем, таких как депрессия или тревога из-за изоляции.

Групповое мышление возникает, когда толпа людей (обычно с добрыми намерениями) конформируется таким образом, что приводит к дисфункциональному или иррациональному поведению. Их точки зрения могут быть настолько сильными, что критическое мышление ослабевает, а рациональность отходит на второй план по сравнению с интенсивностью эмоций, возникающих в группе.

Из-за необходимости соответствовать индивидуализму не уделяется приоритетное внимание. Споры, защита противоположного мнения и поднятие спорных вопросов перед группой могут стать опасными. Не выступая против групповой точки зрения, члены с большей вероятностью будут чувствовать себя абсолютными в своей позиции, способствуя черно-белому менталитету, где есть только два выбора: правильный или неправильный. Это увековечивает авторитарное правление обычно одного члена группы: лидера.

Лидеры могут получить контроль, планируя обсуждение, отвечая только на определенные вопросы и повторяя ключевые фразы, даже если они не имеют смысла. Если группа уязвима из-за бедности, жестокого обращения или психических заболеваний, лидер может получить контроль гораздо быстрее. Устанавливая последствия, которые нельзя измерить, угрозы экзистенциального страха может быть достаточно, чтобы управлять толпой людей. Было много религиозных групп, которые использовали рай и ад в качестве убеждения, чтобы сделать решительный, а иногда и насильственный выбор на земле.

Когда в современном обществе упоминается слово «групповое мышление», многие люди вспоминают резню в Джонстауне, когда Джим Джонс заставил нескольких человек покончить с собой. Они также могут думать о христианской науке, основанной на вере в то, что болезнь — это иллюзия и может быть вылечена молитвой, как о популярной модели дисфункционального группового мышления. Такие группы, как Ку-клукс-клан и нацисты, являются другими часто используемыми примерами. Однако есть и другие группы с таким же типом социальной системы, которые используются для нашей безопасности, развлечения или управления.

Армия, политика и даже спорт имеют в своей структуре элемент группового мышления. Каждая ветвь этих примеров имеет свой собственный образ жизни, который может быть отделен от обычного общества. Военные пользуются своим законом, своей системой наказаний и даже своей одеждой. Политики, хотя часто и находятся в центре внимания, могут работать тайно за кулисами, что может изолировать их от остального общества.

Футбол, в отличие от военных и политических, может официально начать тренироваться и заниматься с членами своей группы, не достигшими 18-летнего возраста.

Любой может впасть в опасный тип группового мышления, если он не подготовлен. Уязвимость и безнадежность — это всего лишь две черты, которыми обычно пользуются неблагополучные группы.

Некоторые из причин, по которым кто-то может тяготеть к культу или дисфункциональной группе, включают:

  • Группа может чувствовать себя более могущественной, чем отдельный человек, таким образом, благодаря ассоциации человек будет чувствовать себя более сильным из группы.
  • Некоторые люди могут хотеть быть «избранными» или чувствовать себя особенными в процессе отбора.
  • Отсутствие семьи или сильного сообщества может склонить кого-то к групповому мышлению.

В то время как большинство людей могут рассматривать присоединение к культу или подписку на групповое мышление как характеристику личности, чаще всего виновата ситуация человека. Те, кто борется с бедностью, депрессией, изоляцией и травмами, могут быть более восприимчивы к тому, что может предложить группа. Если вы сомневаетесь, является ли группа, к которой вы принадлежите, психологически здоровой, задайте себе следующие вопросы:

  • Обещает ли группа что-то, что не может быть доказано и к чему имеют доступ только они?
  • Является ли вопрос о том, куда пошел участник, «трудным вопросом»?
  • Сосредотачивают ли они ненависть на других организациях, которые могут иметь аналогичные цели?
  • Вы сомневаетесь в своей ценности?
  • Вас хвалят, когда вы проводите время только с теми, кто принадлежит к той же группе?
  • Признает ли группа когда-нибудь свою неправоту в серьезных вопросах?
  • Есть ли драматизм в языке? Используют ли они слова, которые показались бы экстремальными людям вне группы, таким как учителя, друзья или консультанты?
  • Используют ли они унижение, чтобы сделать из людей пример?
  • Если вы сказали кому-то, что собираетесь уехать на выходные, сможете ли вы уйти без каких-либо процедур.

То, что групповое мышление обладает силой, не означает, что выхода нет.

About the Author

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Related Posts