Типы и формы социального взаимодействия
8.06.2020
В соответствии со способами, посредством которых субъекты взаимодействия согласуют и реализуют свои цели, выделяют несколько типов социального взаимодействия:
- сотрудничество — взаимосвязанные действия индивидов, направленные на достижение общих целей с обоюдной выгодой для взаимодействующих сторон. Сотрудничество возникает в тех случаях, когда очевидна выгода от совместных действий. Например, бригада строителей быстрее построит дом, чем один работник;
- конкуренцию (соперничество) — тип социального взаимодействия, предполагающий отстранение, опережение или подавление соперника в борьбе за социальные блага. Эта борьба осуществляется на основе определенных правил. При конкуренции одна из сторон стремится нанести ущерб другой;
- конфликт — скрытое или открытое столкновение конфликтующих сторон в борьбе за ресурсы, статусы и привилегии, которые стремятся навязать друг другу свою волю, изменить поведение или устранить друг друга.
Формы социального взаимодействия
Социальное взаимодействие принимает различные формы, в которых могут участвовать несколько индивидов или большие массы людей. Массовые формы поведения в значительной мере зависят от наличия лидеров, остроты ситуации. В соответствии со степенью организованности массовые действия носят стихийный, неорганизованный характер (массовая истерия, паника, погром, бунт) либо являются подготовленными (социальные движения, революции, демонстрации, войны).
Среди неорганизованных форм массового поведения, основанных на действии закона заражения, отметим массовую истерию как состояние всеобшей нервозности, повышенной возбудимости и страха.
Примерами массовой истерии являются средневековая охота на ведьм, послевоенная холодная война, процессы над «врагами народа» в эпоху сталинизма, нагнетание средствами массовой информации угрозы третьей мировой войны в 60—70 годах XX в., массовая нетерпимость к представителям иной национальности.Другая форма массового поведения — паника. Это форма массового поведения, когда люди, столкнувшиеся с опасностью, проявляют нескоординированные реакции. Участники паники действуют независимо, часто мешая и травмируя друг друга.
Паника случается в экстремальных условиях: кораблекрушение, пожар, землетрясение, наводнение или военное нашествие. В подобных ситуациях действуют силы, неподвластные человеку, поэтому обычные средства преодоления кризиса не достигают успеха. Когда индивид убеждается, что все известные и доступные ему средства, годившиеся в обычных условиях, не срабатывают, он теряет самообладание. Появляется страх, парализующий мышление и волю.
Массовая истерия в некоторых случаях выпивается в панику, а в некоторых — в погромы. Погром — коллективный акт насилия, предпринятый неконтролируемой и эмоционально возбужденной толпой против собственности или личности. Погром часто принимает вид шовинистического выступления против какой-либо национальности или иной группы населения, сопровождающегося грабежами и убийствами. До революции в России было несколько еврейских погромов. В первые дни Октябрьской революции прокатилась волна винных погромов. Погром — спонтанный кратковременный всплеск насилия, подогреваемый не убеждениями, а страстями. Во многих странах Европы футбольные фанаты устраивают погромы после очередных матчей. Самым известным примером погрома являются так называемые суды Линча — самосуды, устраиваемые толпой белых над провинившимися неграми.
Бунт — собирательное понятие, обозначающее ряд стихийных форм коллективного протеста: мятеж, волнение, смута, восстание. Причиной их возникновения служит массовое недовольство чем-либо (угнетением, плохим обращением, условиями труда и жизни) или кем-либо (чаще всего руководством). Бунт может относиться к социальной организации (бунт на корабле) и к реальной группе (бунт крестьян). Эмоциональное состояние (недовольство) переходит сначала в стихийное действие (негодование), а затем организованное (погромы, поджоги, разрушение тюрем, захват административных зданий). Бунт означает неподчинение официальным властям. Студенческие бунты, во время которых молодые люди баррикадировали аудитории и не подчинялись администрации, случались в России накануне Октябрьской революции в современной Европе (знаменитая весна I968 г.) и в Америке (против войны во Вьетнаме). Известны бунты на кораблях, в армейских гарнизонах, негритянских гетто.
Однако социальный протест может носить организованные формы. Такой формой протеста является демонстрация. Демонстрация — временное и хорошо организованное коллективное выступление в защиту каких-то целей или в знак протеста против чего-то. Она требует предварительного планирования и подготовки: рекламы в газетах, официального разрешения властей, изготовления транспарантов, распределения ролей, выбора маршрута движения и ораторов.
Демонстрации способны вызвать необратимые изменения в обществе. Массовые демонстрации в России, организованные левыми силами, привели к двум революциям — Февральской и Октябрьской (1917). Перестройка середины 1980-х годов вызвала волну демонстраций в разных городах СССР. Хотя в них принимало участие менее 1% населения, демонстрации левых сил (одноразовое участие от 200 тыс. до 700 тыс. чел.) оказались очень эффективными: распалась советская держава, с исторической сцены ушла КПСС, социалистический строй сменился капиталистическим, распалась международная социалистическая система.
Самая организованная и массовая форма поведения больших социальных групп — социальные движения, часто принимающие форму социальных революций. Социальные движения отличаются включенностью в них значительных масс, отстаивающих необходимость социальных изменений. Социальные движения представляют собой действия, растянутые во времени и длящиеся десятилетия, как, например, борьба за отмену рабства в США, занявшая 200 лет. В зависимости от целей и средств их достижения социальные движения подразделяются на четыре типа:
- реформаторские движения выступают за постепенное и прогрессивное изменение существующей системы;
- революционные движения подразумевают коренное изменение существующего строя, его ценностей и институтов;
- регрессивные движения выступают за возвращение (частичное или полное) к старым порядкам;
- утопические движения выступают за построение идеального общества для своих истинных последователей.
Ключевые слова: Социальность
Источник: Основы социологии и политологии: учебник для учащихся средних профессиональных учебных заведений / Р.Т. Мухаев. — М.: ЮНИТИ-ДАНА,2012. — 495 с.
Материалы по теме |
---|
Проблема социального прогресса Хмелевская С.А., Социальная философия и социология |
Социально психологический анализ общества Деркача А. А., Социальная психология |
Личность и социальные роли Социальная психология развития личности / Я. Л. Коломинский, С. Н. Жеребцов. — Минск : Выш…. |
Социальная философия Щекин Г.В., Социальная теория и кадровая политика |
Понятие и функции семьи, как социального института Основы социологии и политологии: учебник для учащихся средних профессиональных учебных… |
Социальные группы и общности Ритерман Т.П., Социология |
Теория формирования идентичности (Дж. Г. Мид) Социология: теория, история, методология: учебник / под ред. Д. В. Иванова. — СПб.: Изд-во С… |
Объект и предмет социологии Основы социологии и политологии — Козырев Г. И — Учебник для ссузов — 2008 — 240 |
Общение как специфическая форма взаимодействия человека с другими людьми – НОВОСИБИРСКИЙ РЕЧНОЙ КОЛЛЕДЖ
Перейти к содержимому
НОВОСИБИРСКИЙ РЕЧНОЙ КОЛЛЕДЖ > Культура > Общение как специфическая форма взаимодействия человека с другими людьми
Стороны общения
- Коммуникативная: обмен информацией людьми
- Интерактивная: организация взаимодействия, согласование действий, распределение функций, влияние на настроение, поведение, убеждения
- Перцептивная: восприятие друг друга между партнерами по общению; установление взаимопонимания
Средства общения
- Язык – система слов, выражений, их соединения в осмысленные высказывания.
- Интонация- придает разный смысл одной и той же фразе.
- Мимика, поза, взгляд – могут усиливать, дополнять или опровергать смысл сказанного.
- Жесты – общепризнанные и экспрессивные, служащие для большей выразительности.
- Расстояние общения – зависит от национальных, культурных традиций, степени доверия к собеседнику.
Причины плохой коммуникации
- стереотипы, предвзятые представления – склонность отвергать все, что противоречит собственным взглядам;
- враждебные отношения между людьми;
- отсутствие внимания, интереса собеседника;
- пренебрежение фактами – привычка делать выводы на основе неполной информации;
- ошибки в построении высказываний – неправильный выбор слов, сложность сообщения, слабая убедительность;
- неверный выбор стратегии и тактики общения.
Стратегии общения
- Открытое – присутствуют желание и умение полно выразить свою точку зрения, учитывая позиции партнера по общению и закрытое – когда открытие планов и чувств противнику нецелесообразно.
- Монологическое – диалогическое,
- Ролевое (исходя из социальной роли) -личностное(«по душам»).
Виды общения
- «Контакт масок»
- Примитивное общении
- Формально-ролевое общение
- Деловое общение
- Духовное общение
- Манипулятивное общение
- Светское общение
Трудные для общения люди
- “Агрессивисты” – говорят колкости, задирают других, раздражаются.
- “Жалобщики” – жалуются, но ничего не делают, так как считают себя ни на что не способными или не хотят брать на себя ответственность.
- “Молчуны” – спокойны, немногословны и невозмутимы. Трудно понять, чего они хотят и о чем думают в действительности.
- “Сверхпокладистые” – всегда говорят “да”, по любому поводу обещают поддержку, но нередко их слова расходятся с делом.
- “Вечные пессимисты” – они всегда и во всем предвидят неудачи.
- “Всезнайки” – считают себя выше других, но на самом деле они только играют роль.
- “Нерешительные”, или “стопоры”, – лица, которые не могут принять решение, поскольку боятся ошибиться.
ВАЖНЕЙШИЕ КАЧЕСТВА ДЛЯ ОБЩЕНИЯ
- Эмпатия – умение видеть мир глазами других, воспринимать поступки с их точки зрения.
- Доброжелательность – способность чувствовать и показывать своё расположение к человеку.
- Конкретность – умение говорить о своих конкретных переживаниях.
- Инициативность – склонность к деятельной позиции в отношениях.
- Непосредственность – открытая демонстрация своего отношения к проблемам, людям.
- Самопознание – исследовательское отношение к собственной жизни и поведению.
- Аутентичность – способность быть самим собой, быть естественным.
- Принятие чувства – умение выражать и принимать эмоции.
- Открытость – готовность открыть людям свой внутренний мир, искренность.
ПРАВИЛА ОБЩЕНИЯ
- Самый важный человек – тот, который перед тобой.
- Будьте доброжелательны, приветливы.
- Умейте слушать собеседника.
- Общайтесь так, чтобы человеку захотелось пообщаться с вами вновь.
- Соблюдайте интересы другого.
- Умейте учесть индивидуальные особенности собеседника.
- Избегайте возражений, резких суждений, возможно мнение по этому вопросу изменится.
Культура
6 форм человеческого взаимодействия
При общении и взаимодействии с другими существует шесть парадигм человеческого взаимодействия и сотрудничества:
Win-Win
взаимная выгода во всех человеческих взаимодействиях. Беспроигрышный вариант означает, что соглашения или решения являются взаимовыгодными и взаимно удовлетворяющими. В беспроигрышном решении все стороны довольны решением и привержены плану действий.
Win-win рассматривает жизнь как сотрудничество, а не соревновательную арену; не с точки зрения силы или слабости, жесткости или софтбола, победы или поражения. Беспроигрышная парадигма основана на парадигме, согласно которой всего достаточно для всех, что успех одного человека не достигается за счет или без учета успеха других. Беспроигрышный вариант — это вера в Третью Альтернативу. Это не твой или мой путь; это лучший путь, более высокий путь.
Выигрыш-Проигрыш
В нем говорится: «Если я выиграю, ты проиграешь». Выигрышно-проигрышные люди склонны использовать положение, власть, репутацию, имущество или личность, чтобы добиться своего.
Большинство людей с рождения глубоко запрограммированы на выигрыш-проигрыш. Первая и самая важная из мощных действующих сил — это семья. Когда одного ребенка сравнивают с другим — когда терпение, понимание или любовь даются или отнимаются на основе таких сравнений — люди думают, что выиграют или проиграют. Всякий раз, когда любовь дается на условной основе, когда кто-то должен заслужить любовь, им сообщается, что они не являются внутренне ценными или достойными любви. Ценность не внутри них, а снаружи. Это по сравнению с кем-то другим или против каких-то ожиданий. И что происходит с молодым умом и сердцем, очень уязвимым, сильно зависящим от поддержки и эмоционального одобрения родителей перед лицом условной любви? Ребенка формируют, формируют и программируют в менталитете «выиграл-проиграл».
Проигрыш-Выигрыш
«Я проигрываю, ты выигрываешь».
«Я миротворец. Я сделаю все, чтобы сохранить мир.
«Наступите на меня еще раз.
Проигрыш-выигрыш хуже, чем проигрыш-выигрыш, потому что в нем нет стандартов — нет требований, нет ожиданий, нет видения. Люди, которые думают проигрыш-выигрыш, обычно быстро угождают или умиротворяют. Они ищут силы в популярности. У них мало смелости, чтобы выразить свои собственные чувства и убеждения, и их легко запугать силой эго других.0005
Беспроигрышные люди любят проигравших, потому что они могут питаться ими. Они любят свои слабости — они пользуются ими. Такие слабости дополняют их сильные стороны.
Но проблема в том, что проигравшие люди хоронят много чувств. А невыраженные чувства никогда не умирают; их хоронят заживо, а потом они выходят наружу более уродливыми путями.
Выиграл-Выиграл или Нет сделки TM
Отсутствие сделки в основном означает, что если мы не можем найти решение, которое принесло бы пользу нам обоим, мы соглашаемся не соглашаться по согласию — без сделки.
Когда у вас нет мысли о сделке, вы чувствуете себя освобожденным, потому что вам не нужно манипулировать людьми, продвигать свои собственные планы, добиваться того, чего вы хотите. Вы можете быть открытым. Вы действительно можете попытаться понять более глубокие проблемы, лежащие в основе позиций.
Не имея варианта сделки, вы можете честно сказать: «Я хочу пойти только на взаимовыгодное. Я хочу выиграть, и я хочу, чтобы вы выиграли. мы вообще не будем заключать сделку. Может быть, в другой раз мы сможем собраться вместе».
Проигрыш-проигрыш
Когда встречаются два беспроигрышных человека, то есть когда взаимодействуют два решительных, упрямых, эгоистичных человека, результат будет проигрышным. Оба проиграют. Оба станут мстительными и захотят «отомстить» или «отомстить», слепые к тому факту, что убийство — это самоубийство, что месть — палка о двух концах. Они становятся слепы ко всему, кроме своего желания, чтобы этот человек проиграл, даже если это означает потерю себя.
Вин
Другая распространенная альтернатива — просто думать о победе. Люди с менталитетом победы не обязательно хотят, чтобы кто-то другой проиграл. Это не имеет значения. Важно то, что они получают то, что хотят.
Когда нет чувства соперничества или соперничества, победа, вероятно, является наиболее распространенным подходом в повседневных переговорах. Человек с менталитетом победителя думает о том, чтобы обеспечить свои собственные цели и предоставить другим возможность достичь своих целей.
Помните, что только парадигма ВЫГОД/ВЫИГР обеспечивает устойчивый успех и устойчивые отношения. Другие варианты могут принести вам быстрые победы, но наверняка не принесут вам устойчивых результатов. Живая ПОБЕДА/ПОБЕДА Вдохновленный 7 привычками
Вот 7 типов общения, которые нам нравятся больше всего
Мэтт Ле Блан в роли Джоуи Триббиани, Мэтью Перри в роли Чендлера Бинга, Дженнифер Энистон в роли Рэйчел Грин и Кортни Кокс в роли Моники Геллер в сериале «Друзья» на канале NBC.
НБК | Getty Images
В жизни есть чем наслаждаться, кроме еды. Точно так же, как мы наслаждаемся бокалом вина или нашим любимым десертом, мы можем наслаждаться значимыми жизненными переживаниями.
Исследование, проведенное в 2018 году Аризонским университетом, демонстрирует, насколько мы наслаждаемся различными видами общения. Профессор по коммуникациям Мэгги Питтс опросила 65 взрослых, спрашивая их, получают ли они удовольствие от повседневного общения в жизни, и если да, то поделилась подробным примером того, что им доставило удовольствие.
«Наслаждение общением возникает, когда мы понимаем, что что-то радостное, важное или значимое происходит в социальном взаимодействии с другим человеком, и затем мы пытаемся удержать и возвысить этот опыт», — сказал Питтс в интервью Psych Central.
Ее исследование показало, что есть семь типов общения, которые люди любят больше всего:
- Эстетическое общение : Это когда мы находим время, чтобы оценить некоторые аспекты того, как сообщение представлено, будь то время, выбор слов или подача. . Примеры включают вдохновляющую речь или тревожное объявление.
- Присутствие на связи : Это происходит, когда мы так увлечены разговором с кем-то, что все остальное в мире, кажется, исчезает.
- Невербальная коммуникация : Общение, подчеркивающее невербальные сигналы, такие как улыбка, объятие или какая-либо другая физическая связь с человеком, может создать этот тип опыта.
- Признание и признание : Это может произойти, когда кто-то говорит с нами (или о) в дополняющей или благодарной манере, как если бы его чествовали на церемонии награждения.
- Общение в отношениях: Вы можете даже прочитать это как «общение в отношениях». По словам Питтса, этот тип взаимодействия включает в себя «интимные откровения», которые сближают людей. Одним из примеров является супружеская пара, разговаривающая во время разногласий.
- Внеочередное сообщение: Это может быть любой вид связи, связанный с памятным событием, например, свадьбой, рождением ребенка или другим торжественным событием.
- Неявное совместное общение: Эта категория включает в себя широкий спектр негласного общения, и это может произойти, когда вы чувствуете волнение большой толпы или устанавливаете зрительный контакт с кем-то и инстинктивно знаете, что вы оба разделяете одно и то же чувство.
Наслаждение полезно для вас
Помимо получения удовольствия, акт наслаждения общением побуждает нас полностью присутствовать, объясняет Питтс. Другими словами, это помогает нам замедлить наши сенсорные переживания и по-настоящему оценить момент.
Растущее количество исследований в области позитивной психологии показало, что удовольствие от общения может улучшить наше здоровье, отношения и общее счастье в жизни.
Исследование 2014 года, опубликованное в научном журнале «Старение и психическое здоровье», показало, что «у пожилых людей большая способность наслаждаться положительным опытом и более высокая устойчивость предсказывали большее счастье, меньше депрессии и большее удовлетворение жизнью».
И хотя смакование часто происходит в настоящий момент, мы также можем наслаждаться моментами через память или предвкушение.
«Вы можете путешествовать во времени, наслаждаясь», — говорит Питтс. «Я могу сидеть здесь сейчас и думать о чем-то, что произошло ранее сегодня, или вчера, или 25 лет назад, и когда я вспоминаю тот момент наслаждения, я физиологически испытываю наслаждение».
Растущее количество исследований показало, что сам акт наслаждения может улучшить наше здоровье, отношения и общее качество жизни.
Если вы думаете, что наслаждение очень похоже на концепцию внимательности, вы не ошибаетесь. Но независимо от того, как вы это называете, уделение времени тому, чтобы оценить приятный опыт, — это мощный способ повысить уровень счастья в жизни.
В наш век постоянных отвлекающих факторов это непростая задача, но, тем не менее, очень важная.
Вы, вероятно, уже наслаждаетесь повседневным общением (и даже не подозреваете об этом)
Если, например, на прошлой неделе у вас был обнадеживающий разговор с вашим начальником, и вы снова и снова прокручивали этот разговор в своей голове, потому что жаждете положительные чувства, которые он вызывает, это наслаждение общением.
Если вы еще не овладели искусством смакования, Питтс говорит, что первый шаг — внимательно относиться к разговорам, которые вы ведете каждый день. Затем сделайте все возможное, чтобы оставаться в присутствии и уменьшить отвлекающие факторы. (Немного помогает убирать телефон.)
Можно даже усилить момент, сказав что-то вроде: «Мне очень нравится то, чем мы сейчас делимся». Поступая так, вы также вовлекаете другого человека в этот момент вместе с вами.
Том Попомаронис — эксперт по коммерции и гордый уроженец Балтимора.