Фрустрация в психологии это: Фрустрация — что это такое простыми словами, причины, примеры и как преодолеть

Фрустрация — что это такое простыми словами, причины, примеры и как преодолеть

Что такое фрустрация в психологии? Простыми словами, фрустрация — это психическое состояние, возникающее в ситуации невозможности удовлетворения потребностей и желаний. Forbes Life рассказывает о причинах и видах фрустрации и о том, как преодолеть это состояние

Что такое фрустрация

Автором теории фрустрации (с лат. «расстройство планов», «уничтожение замыслов») является американский психолог и психотерапевт Саул Розенцвейг. На ее основе психотерапевт в 1945 году разработал рисуночный «тест фрустрационных реакций Розенцвейга» — проективную методику, позволяющую исследовать реакции человека (механизмы) на неудачу и его способы выходить из ситуаций, которые препятствуют эффективной деятельности или удовлетворению потребностей.

Фрустрация  — это такое эмоциональное состояние, которое испытывает человек, когда не может чего-то получить, когда его потребности и желания недоступны или недостижимы, рассказывает Людмила Андропова, кандидат психологических наук,  специальный и клинический психолог. «Это состояние легко заметить у маленьких детей (или вспомнить в своем детстве), например, когда они видят игрушку, которую им нельзя взять, с которой нельзя поиграть, — они плачут, кричат, суетятся», — приводит пример Андропова. По мнению эксперта, за фрустрацией человек нередко скрывает более серьезную травму, желание или идею. 

Психолог, психотерапевт, лайфкоуч и автор книг по психологии Лилия Левицкая дополняет понятие фрустрации. «Простыми словам, фрустрация — это страдание. Я чего-то хочу, но достичь этого не получается. И фрустрация, конечно, знакома всем нам и у всех бывает, — объясняет Левицкая. — При этом можно и ее разделить на адекватную и неадекватную». Достаточно представить несколько довольно типичных, но по сути разных ситуаций. 

Первая разновидность фрустрации, которую предлагает Левицкая, сейчас актуальна для многих: были какие-то планы, которые казались реализуемыми в жизни и имели важное значение.

Были конкретные цели в бизнесе, в быту. Кто-то планировал отпуск в дальние страны. Кто-то — рост бизнеса через маркетинг в социальных сетях, которые потом запретили. Кто-то планировал увеличение продаж за счет развития персонала или увеличения отдела продаж. «Эти частные истории похожи тем, что практически все планы пошли не так, как хотелось. Мир резко изменился, и привычным прямым путем целям сбыться не суждено. Фрустрация? Конечно. И это нормально, но только недолго», — говорит Левицкая.

Есть и вторая разновидность фрустрации, когда человек мечтает о невозможном для себя и страдает от этого. «Например, странно мечтать стать профессиональной балериной или олимпийским чемпионом, если вы старше 40 лет, имеете лишний вес, проблемы со здоровьем», — считает Лилия Левицкая.

Материал по теме

Виды фрустрации

Человека в состоянии фрустрации называют фрустрантом (или фрустрированным). А предмет или явление, которое его вызывает, — фрустратором (или фрустрирующим). Психологи отмечают три типа фрустраторов:

  • Лишение. В эту группу входят средства, необходимые для достижения цели, которых фрустрант не имеет. При этом есть внешние и внутренние лишения. К примеру, человек испытывает острую необходимость зарабатывать большие деньги. Он может быть лишен этого в силу того, что нет предложений со стороны (внешнее лишение), или потому, что неуверен в себе и предпочитает еще обучиться, подтянуть уровень, повысить квалификацию (внутреннее лишение).
  • Потеря. Так же, как и лишение, потеря может быть внешняя (утрата близкого человека, потеря дома) и внутренняя (потеря власти, авторитета среди коллег).
  • Конфликт. Внешний конфликт может быть связан с борьбой за чужую (желаемую) должность на работе или попыткой увести чьего-то супруга из семьи. Внутренний конфликтный фрустратор — это явление, когда человек, например, не может радоваться собственному приобретению недвижимости из-за чувства стыда или смущения перед теми, у кого такой возможности нет.

Сама фрустрация также классифицируется по двум типам: по характеру мотивов (что подталкивает человека к цели) и по характеру барьеров (что мешает реализации цели). 

По характеру мотивов фрустрации бывают патогенными — они основываются на базовых потребностях в уважении, любви, безопасности; и непатогенными — основываются на приобретенных потребностях и не вызывают травматичного опыта и психических нарушений. 

Что касается помех в достижении целей, тут тоже есть свои особенности, отмечает Лилия Левицкая. Преграда может быть физической (тюремное заключение), биологической (неизлечимая болезнь, старость), психологической (тревожность) и социокультурной (законы, правила).  

Материал по теме

Норма или патология

Психологи отмечают то, что сама по себе фрустрация — явление нормальное, это особенность психики, которая в определенной мере может быть даже полезна и нужна. «Исходя из того, что фрустрация может быть и адекватной, и неадекватной, мы понимаем, что нельзя однозначно сказать, фрустрация — это хорошо или плохо», — говорит Лилия Левицкая. Она добавляет, что в невротическом «плохом» варианте фрустрация может проявляться как привычка страдать, когда человек ставит перед собой невыполнимые задачи и придумывает мечты. В таком случае он может ходить по кругу с полным ощущением того, что он никчемный и никогда не получит то, что желает. «Ведь изначально завышенные ожидания от себя и мира всегда ведут к провалу. Причем люди, которые загадывают совершенно несбыточные желания, совершенно ничего не делают для их реализации.

Просто страдают, ведь так безопаснее», — объясняет психолог. 

«Не получать то, что хочешь (ничего для этого не делая), — неприятно, но это не должно приводить к сильным чувствам, например злости», — рассказывает Людмила Андропова. Она приводит пример: некоторые люди испытывают краткосрочное состояние фрустрации при долгом ожидании кассира в магазине, но ожидание ограничено относительно небольшим промежутком времени и их потребность оплатить покупки и идти по своим делам удовлетворяется. Такая фрустрация может вызвать недовольство, справедливое желание улучшить сервис, но если она переходит в агрессию, перерастает в скандал — стоит задуматься.

Также важно, чтобы процесс фрустрации (ожидания) не затянулся на долгие годы. По мнению Андроповой, продолжительная фрустрация портит личность человека, заставляя его реагировать на любое, даже незначительное разочарование крайне неадекватным образом, например, становиться чрезмерно агрессивным, антисоциальным, враждебным и отказывающимся от сотрудничества.

«В качестве затяжной фрустрации может выступать, например, длительное ожидание от партнера узаконивания отношений — предложения руки и сердца. В этом случае фрустрация будет мучить человека, особенно если он не может сказать, что ему надо. И, скорее всего, он закроется от других людей и прежде всего от своего партнера», — говорит психолог.

Материал по теме

Спутники фрустрации или чем опасно это состояние

Что происходит, когда человек продолжает преследовать цель без какого-либо результата? Длительная фрустрация, которую он испытывает, может привести к другим эмоциям, негативно влияющим на благополучие и психическое здоровье, рассказывает Андропова. Среди них потеря доверия, стресс, злость, агрессивное поведение, раздражительность, депрессия, глубокое разочарование.

Андропова подчеркивает, что за маской фрустрации могут скрываться различные эмоции, у которых совершенно другие корни. «Первый шаг к тому, чтобы пережить фрустрацию здоровым способом, — это выяснить, что именно представляют собой эти более глубокие эмоции», — говорит она. К примеру, гнев — классический партнер разочарования, он часто возникает, когда человек чувствует, что ему кто-то или что-то мешает удовлетворить потребность, и он направляет этот гнев на мешающий объект. Если не получается отправить в срок какой-то отчет, человек может срываться на компьютере за то, что тот тормозит. А может кричать на ребенка, когда опаздывает в детский сад, потому что просто не умеет контролировать время. 

Фрустрация может привести к негативному разговору с самим собой, который, в свою очередь, вызывает негативную спираль мышления, — это приводит к более агрессивному поведению и негативному мышлению в других повседневных аспектах жизни, говорит Людмила Андропова. Например, долгая автомобильная пробка вызывает фрустрацию, которая может привести к агрессивным действиям фрустранта на дороге, подвергающим опасности себя и других.

Среди эмоций, которые можно выдать за фрустрацию, также часто встречаются печаль, вина, стыд, тревога или страх. «К примеру, вы «разочарованы» тем, что ваш партнер не пришел домой вовремя и вы никак не можете узнать, где он. На самом деле ваша фрустрация вызвана беспокойством, — объясняет Андропова. — Будет полезнее признать и обозначить эту тревогу и страх, чем продолжать сталкиваться с ограничениями контроля над ситуацией, а значит, постоянно фрустрировать». 

Материал по теме

Как выбраться из состояния фрустрации

Людмила Андропова считает, что с разочарованием лучше всего помогает справляться умение маркировать и идентифицировать свои чувства — именно это позволяет адекватно реагировать на свои эмоциональные состояния. «Когда хотите справиться с фрустрацией, важно добраться до корня проблемы, тех потребностей, которые не удовлетворяются, и тех чувств, которые вы действительно испытываете. Далее нужно понять причины этих чувств. Они не исчезнут сами по себе, поэтому вам нужно выяснить, что их вызывает», — говорит она. Эксперт советует поговорить с кем-то, кому вы доверяете. Честный разговор может помочь разобраться в том, что вы чувствуете, вместо того, чтобы держать это в себе. Также можно вести дневник чувств и переживаний, по нему можно отслеживать возникновение фрустрирующих ситуаций и реакции на них. 

Помимо этого, стоит пересмотреть способы достижения цели и поискать альтернативные способы получить желаемое. «Стоит осознать и то, что вы можете изменить, а чего не в силах сделать. Принятие ситуации поможет облегчить фрустрацию», — добавляет Андропова. 

Лилия Левицкая предлагает справляться с фрустрацией через осознание: «Важно осознать, чего вы самом деле хотите». Чтобы обнаружить свои истинные потребности, психолог предлагает простое упражнение «Пять зачем». «Обозначив свою цель или мечту, задаем себе вопрос: «А зачем мне это на самом деле?» К полученному ответу снова задаем вопрос «А зачем мне это?», к полученному снова — и так пять раз. Возможно, уже после первого ответа вы придете к глубинной потребности, а может быть, вообще поймете, что оно вам не нужно», — объясняет Левицкая. Она советует при обнаружении истинного ответа оценить имеющиеся и доступные ресурсы, а также ограничения для достижения этой цели. «Если вы осознали, что фрустрация проявляется там, где вы не имеете влияния, что цель никогда не достижима — работайте с принятием себя и адекватностью восприятия мира. Это можно делать с психологом, который поможет «подсветить» сильные стороны и перейти в состояние эффективности и здоровья», — подытожил эксперт.

Фрустрация: что это, простыми словами, примеры

Фрустрация может стать драйвером для новых достижений, а может довести до депрессии. Разбираемся, что это за состояние, из-за чего оно возникает и как на него реагировать

Содержание:

  • Что это
  • Типы
  • Причины возникновения
  • Последствия
  • Положительный эффект
  • Как себе помочь

Что такое фрустрация

Фрустрация (от лат. frustratio — обман, тщетное ожидание) — это психическое состояние, вызванное неуспехом в удовлетворении потребности, желания. Это состояние возникает в ситуациях, когда удовлетворение потребности наталкивается на непреодолимые или трудно преодолимые препятствия. Обычно состояние фрустрации сопровождается отрицательными переживаниями: разочарованием, раздражением, тревогой, отчаянием. Термин был введен психологами во второй половине XX века для изучения стресса, вызванного фрустрирующими условиями — условиями, в которых человек не может удовлетворить свои потребности, поставленные перед ним задачи.

«Должны были вечером отправить отчет по работе, а во всем доме отключили интернет — вы находитесь в состоянии фрустрации. Планировали получить повышение на работе, а вам его не дали — это тоже фрустрация», — приводит примеры психотерапевт сервиса онлайн психотерапии Zigmund.Online Мирослав Ясин. По его словам, человек в течение жизни неизбежно время от времени пребывает в состоянии фрустрации; а впервые это случается в детском возрасте — например, когда ребенок не получает ожидаемую похвалу от родителей или рассчитывает на покупку чего-то, а ему это не дают.

Трудностей и преград в получении желаемого не избежать, а вот реакцию на фрустрационные условия человек может контролировать. То, как мы реагируем на неудачи, определяет последствия фрустрации — кого-то они закаляют и приводят к новым открытиям, а кто-то всю жизнь страдает, чувствуя себя неполноценным. Рассмотрим подробнее, что влияет на нашу реакцию и к чему она может привести.

Типы фрустрации

Фрустрация может проявляется во множестве разных вариантов. Некоторые из них описывает психолог Дэн Бреннан:

  • потеря самообладания;
  • нервные движения тела, такие как постоянное постукивание пальцами и т.д.;
  • отказ продолжать начатое дело;
  • чувство грусти или беспокойства;
  • неуверенность в себе;
  • проблемы со сном;
  • переход к наркотикам или алкоголю;
  • телесное насилие, например, голодание или неправильное питание.

Фрустрирующие ситуации могут вызвать разные эмоции, отмечает директор Центра психологического консультирования НИУ ВШЭ Ирина Макарова: «Мы можем чувствовать все вариации злости, от легкого раздражения до ярости и ненависти, это могут быть чувства бессилия, подавленности, разочарованности, обиды и сильного расстройства». По ее словам, ситуации ограничений, неудач и препятствий могут вызвать сильный стресс, апатию и ощущение бессмысленности, но одновременно с этим они могут стать мощными мотиваторами поиска выхода, преобразования.

Впрочем, человеку бывает довольно сложно осознать это состояние, говорит завкафедрой психологии личности и дифференциальной психологии Московского института психоанализа Владимир Шляпников: «Фрустрация часто переживается как смутный и неясный дискомфорт: со мной что-то не так, мне чего-то не хватает, но чего именно, я не понимаю. Не понимаю, как с этим справиться. В результате это состояние негативно влияет на жизнь человека, мешает жить, эффективно работать, получать удовольствие от общения с близкими».

Причины возникновения фрустрации

Внешние и внутренние источники

Фрустрация может исходить как изнутри, так и снаружи.

Под внутренней фрустрацией мы понимаем состояние, когда человек сам является фрустратором (тем, кто провоцирует такое состояние). То есть он становится несчастным, потому что сам отреагировал на ситуацию негативными эмоциями.

Внешняя фрустрация предполагает, что есть другой человек или предмет, которые мешают вам удовлетворить свои потребности. Например, в ситуации, когда человек опаздывает на важную встречу из-за того, что стоит в пробке.

Причины фрустрации индивидуальны для каждого человека. Среди наиболее частых фрустраторов психолог Дэн Бреннан называет:

  • стресс на работе;
  • постановку недостижимой цели;
  • трудности в поиске решения проблемы.

Социальные фрустраторы

В наши дни значимым источником фрустрации является наше социальное окружение, которое порождает, как называют это в психологии, социальную фрустрацию. Владимир Шляпников поясняет: для человека важно быть не хуже, чем другие люди. Но так как понятия «хуже — лучше» — относительные, это сравнение часто вызывает чувство фрустрации. «Порой мы испытываем чувство неудовлетворенности даже тогда, когда объективно потребность удовлетворена. Например, я выбираю в ресторане популярное дорогое блюдо, но, когда его приносят, мне кажется, за соседним столом заказали что-то более вкусное и интересное. Такова природа человека», — приводит пример психолог.

Последствия фрустрации

Какие бывают реакции

Ученые за последний век провели ряд экспериментов, чтобы выяснить, как человек может реагировать на фрустрирующие условия. Один из них, рассказывает Мирослав Ясин, — эксперимент Дембо, в котором перед людьми ставились заведомо невыполнимые задачи. Например, исследователи устанавливали стул в 2–3 м от человека, затем проводили перед ним белую линию, за которую нельзя заступать, и просили его руками достать со стула предметы. Сделать это были физически невозможно.

В ходе таких экспериментов выяснилось, что человек по-разному справляется с фрустрацией. «Выявлено несколько типов реакции на фрустрирующие условия. Кто-то, сталкиваясь с препятствием, сразу же расстраивается и не может его преодолеть; кто-то ищет выход и его находит; а кто-то может обесценить свое поражение: не получилось решить задачу — ну и ладно, займусь чем-нибудь другим», — говорит Ясин.

От чего зависят реакции

Реакция человека на фрустирующие условия определяет то, как фрустрация в целом сказывается на качестве его жизни. То, насколько сильны будут наши переживания, как долго мы будем их чувствовать и насколько быстро сможем с этим справиться, зависит от многих факторов: от силы желания и значимости цели, от ожидаемости и предсказуемости результата, говорит Ирина Макарова. Но самое большое влияние имеет то, как человек справлялся с ситуациями неудовлетворения и отказов в раннем детстве. «Мы говорим о самых ранних годах жизни ребенка, когда происходят первые соприкосновения с окружающим миром, именно тогда формируются то, что будет нам помогать в дальнейшей жизни справляться с тем, что мы называем фрустрацией», — считает эксперт.

Фрустрация и агрессия

В нормальной ситуации фрустрация придает нашей жизни «драйв», необходимый для достижения желаемой цели. Но если время идет, а цель все так же далека, фрустрация может вызвать негативные состояния: истощение, депрессию, повышенную агрессивность. По словам Владимира Шляпникова, в таких ситуациях человек направляет свою агрессию на людей, которые не являются причиной фрустрации, а просто «попались под руку». «Часто родители, неудовлетворенные жизнью, срываются на своих детей. Потом эти дети в ситуации, когда надо решить сложную задачу, используют такую же неконструктивную модель поведения — начинают обижать более слабых одноклассников или грубо обращаться с животными», — отмечает эксперт. По его словам, иногда фрустрация приводит к тому, что человек направляет агрессию на себя. В состоянии аутоагрессии он рискует жизнью, не думает о здоровье и последствиях, а его поведение становится саморазрушительным. Иногда это может привести к употреблению алкоголя в больших количествах и наркомании.

Положительный эффект

Как мы упоминали, состояние фрустрации может иметь положительный эффект. Психологи отмечают, что чувство неудовлетворенности побуждает нас двигаться дальше, что-то делать и создавать. Оно может служить не только мощным источником развития — как отдельной личности, так и общества. Опрошенные РБК Трендами эксперты утверждают: человечество достигает прогресса в том числе благодаря ситуациям, когда в моменте было невозможно решить стоявшую перед человеком задачу, для чего были придуманы новые способы ее решения. Поэтому неизбежные состояния фрустрации при конструктивном поведении не мешают, но даже помогают строить карьеру. «Например, человек много работал ради повышения, но начальник ему объяснил, что повышения не будет. Конечно, сотрудник расстроится, но это чувство может быстро перерасти в желание открыть свой бизнес и организовать себе новое рабочее место. Вокруг нас много людей с позитивным опытом в адаптации фрустрирующих обстоятельств», — говорит Мирослав Ясин.

Как себе помочь

Тем не менее, затянувшееся состояние фрустрации в конечном итоге приводит к истощению. Как отмечает доцент кафедры психотерапии, медицинской психологии и сексологии СЗГМУ им. И. И. Мечникова Дмитрий Ковпак, если в удовлетворении физиологических потребностей есть четкие сроки, сколько человек не может прожить без еды, воды, сна; то в удовлетворении социальных потребностей сроки зависят от многих факторов и, в первую очередь, от субъективной значимости для самого человека неудовлетворенной потребности. По его словам, когда фрустрация причиняет физический или моральный дискомфорт, человек должен взяться за разрешение этой проблемы.

Схема для выхода из состояния фрустрации на первый взгляд выглядит понятно: нужно разобраться, какая потребность была не реализована, и понять, каким образом ее можно реализовать. «Другой вопрос, умеет ли человек осознанно, последовательно и качественно проделывать эту работу. Шаблона к решению возникшей проблемы не существует, маршрут к удовлетворению потребности строится персонализировано. Плюс в том, что каждый человек — эксперт по самому себе, и у каждого есть ресурс заглянуть в себя, в свой опыт, в свое прошлое. Они могут подсказать, каким образом раньше решались подобные проблемы», — говорит Ковпак. При этом он напоминает: если человек не может сам решить жизненную задачу — это тоже нормальная ситуация; в таком случае ему необходимо обратиться за помощью к психологу или психотерапевту.

В Сети есть различные тесты и методики, которые помогают определить, к какой реакции на фрустрирующие условия склонен человек. Один из распространенных — тест рисуночной фрустрации Саула Розенцвейга. Он определяет, каким образом испытуемый отвечает на фрустрацию и фрустрирующие ситуации, и к какому типу агрессии относится его реакция.

Разочарование? Вот что происходит на самом деле

Разочарование, если его не устранить, может перерасти в беспомощность, раздражение, гнев или ярость. Вы можете преодолеть это, если докопаетесь до сути и позаботитесь о себе.

Чувство разочарования — это эмоции, которые время от времени испытывает большинство из нас. Если у вас низкая терпимость к разочарованию, есть шаги, которые вы можете предпринять, чтобы держать свой гнев под контролем.

Разочарование — это эмоция, которую вы можете испытать в результате ощущения бессилия или беспомощности в данный момент. Это также может быть предвестником гнева.

Это обычное чувство, которое может возникнуть, когда что-то идет не так, как вы ожидали, или находится вне вашего контроля, например, вы стоите в длинной очереди в продуктовом магазине, когда вам нужно быть в другом месте.

Когда происходит что-то подобное, это может вызвать стресс, особенно если вам трудно отпустить ситуацию.

Если вы не знаете, что делать, когда расстроены, есть стратегии, которые помогут свести к минимуму влияние разочарования на вашу жизнь.

Когда вы чувствуете разочарование, вы можете сделать паузу и перевести дух. Согласно исследованию 2017 года, сосредоточение внимания на своем дыхании и глубокое дыхание диафрагмой могут помочь уменьшить негативные чувства и ослабить любое напряжение, которое может возникнуть в вашем теле.

Сара Кауфман, лицензированный социальный работник из Нью-Йорка, предлагает выполнить следующие дыхательные упражнения:

  • Дыхание 4-7-8: Вдохните в течение 4 секунд, задержите дыхание на 7 секунд и выдохните в течение 8 секунд. Повторить 3 раза.
  • Ограниченное дыхание: Вдох в течение 4 секунд, задержка на 4 секунды, выдох в течение 4 секунд и задержка на 4 секунды. Повторить 3 раза.

Чтобы получить пользу от этого упражнения, практикуйте медленное контролируемое дыхание животом, а не грудью.

В следующий раз, когда вы почувствуете разочарование, остановитесь и спросите себя, что может вызывать у вас такие чувства.

Вы можете замечать свои эмоции по мере их возникновения.

Эмоциональные колеса очень эффективно иллюстрируют основные эмоции и связанные с ними эмоции. Обозначив свои чувства, вы сможете решить, какие продуктивные шаги предпринять, чтобы успокоить свое разочарование.

Если вы знаете, что расстраиваетесь, когда каждую пятницу на заправочной станции выстраивается длинная очередь, попробуйте определить, почему вы расстроены. Если вы чувствуете нетерпение , вы можете предпринять шаги, чтобы избежать триггеров времени и провести менее загруженный день.

Если вы регулярно расстраиваетесь на полуденных встречах, вы можете сделать сканирование тела и обнаружить, что вы проголодались . Вы можете принять меры, чтобы съесть что-нибудь сытное заранее.

Потратьте время на то, чтобы подавить свои чувства, — это отличный способ разобраться в них. Но вспоминайте ситуацию, вызвавшую разочарование, только в том случае, если это дает вам душевное спокойствие, — говорит Кауфман.

«Фрирайтинг может дать возможность для глубоких размышлений и вызвать эмоции, о которых вы не подозревали».

Подумайте о том, чтобы потратить несколько минут, когда вы чувствуете разочарование, на то, чтобы записать свои мысли и чувства. Это может помочь уменьшить ваше психическое расстройство, а также положительно повлиять на ваше самочувствие, как показывает исследование 2018 года.

Физические упражнения производят химические вещества, вызывающие хорошее самочувствие, в вашем мозгу, называемые «эндорфинами». Эти химические вещества действуют как естественные обезболивающие, которые могут помочь улучшить ваш сон, а также стресс, по данным Американской ассоциации тревоги и депрессии (ADAA).

Вам не нужно заниматься длительной тренировкой всего тела, чтобы уменьшить разочарование, говорит Кауфман. «Попробуйте короткие, быстрые движения, например, 5–10 минут скручиваний, прыжков или отжиманий».

Распространенным признаком разочарования или гнева является учащение пульса, что может привести к повышению температуры тела. Охлаждая свое тело, вы можете снизить частоту сердечных сокращений, что может уменьшить чувство разочарования, говорит Кауфман. Она и предлагает попробовать:

  • плеснуть холодной водой на лицо
  • держите в руке кубик льда
  • отправляетесь на прогулку, если на улице прохладно

Признаки разочарования могут различаться у разных людей. Общие признаки фрустрации включают:

  • гнев
  • чувство беспокойства или нервозности
  • раздражительность
  • раздражение
  • выход из себя

Помните, чувство разочарования является обычным явлением. Вы не одиноки в разочаровании, но вы можете подумать о том, чтобы предпринять осознанные шаги.

Разочарование — это распространенная эмоция, которую вы можете испытывать, когда что-то идет не так, как вы ожидали, или из-за вашей неспособности чего-то достичь.

Обычно это связано с гневом или предшествует чувству неспособности.

Ключ к управлению разочарованием — понять свои чувства, определив их и записав. Вы также можете изменить то, как это влияет на вашу повседневную жизнь:

  • упражнения на глубокое дыхание
  • физическая активность
  • охлаждение тела

Если вы по-прежнему чувствуете себя подавленным, а испробованные вами стратегии не помогают, подумайте о том, чтобы обратиться к специалисту в области психического здоровья. Вы можете посетить ресурс «Найти терапевта» Psych Central, чтобы найти подходящего терапевта.

Гипотеза фрустрации-агрессии

  • Гипотеза фрустрации-агрессии основана на психодинамическом подходе. Когда люди фрустрированы, они испытывают влечение к агрессии по отношению к объекту своей фрустрации, но это часто невозможно или неуместно, поэтому источник их агрессии вытесняется чем-то или кем-то другим.
  • Он использует концепции катарсиса (снятие эмоционального напряжения) и смещения (бессознательный защитный механизм, посредством которого разум переключает эмоции от их первоначального источника на менее угрожающий, опасный или неприемлемый, чтобы избежать беспокойства).
  • Разочарование — это чувство напряжения, которое возникает, когда блокируются наши усилия по достижению цели. Согласно этой теории, предложенной Доллардом (1939), фрустрация часто ведет к агрессии.

Содержание

Исходные данные и предположения

Гипотеза фрустрации-агрессии утверждает, что агрессия является результатом фрустрации. Фрустрация — это любое событие или стимул, мешающий человеку достичь цели, и сопровождающее его качество подкрепления (Dollard & Miller, 1939).

Когда наше стремление к достижению цели блокируется внешними факторами, мы испытываем разочарование, которое, в свою очередь, порождает агрессивное стремление, а это может привести к агрессивному поведению.

Когда мы выражаем эту агрессию физически, словесно или фантазируя, мы испытываем катарсис, и наше эмоциональное напряжение снижается.

Однако наша агрессия не всегда направлена ​​на законную цель, потому что это может быть слишком опасно, и мы рискуем быть наказанными, или потому что эта цель недоступна, поэтому мы смещаем нашу агрессивную реакцию на менее опасную цель или того, кто просто оказался подарок. Это называется смещением.

Первыми, кто сформулировал гипотезу фрустрации-агрессии, были исследователи из Йельского университета Джон Доллард, Леонард Дуб, Нил Миллер, О. Г. Маурер и Роберт Сирс (19).39).

Группа попыталась объяснить практически всю человеческую агрессию с помощью нескольких основных идей в своей книге Разочарование и агрессия .

Доллард и др. определяют фрустрацию как событие, а не как аффективное состояние (Breuer and Elson, 2017). Джон Доллард считал фрустрацию неожиданной блокировкой цели, которую кто-то ожидал.

Эта характеристика фрустрации через наблюдаемые качества событий и характеристики окружающей среды позволяет объективно проверять и описывать ее эффекты, а не полагаться на субъективные сообщения о собственном опыте.

Это важное различие, потому что это определение фрустрации также подразумевается модификациями и переформулировками гипотезы фрустрации-агрессии.

Человек, который громко оскорбляет руководство по эксплуатации после двух часов неудачной попытки собрать настенный шкаф ИКЕА, или Малыш, который закатывает истерику, заметив, что его любимая игрушка находится вне досягаемости на кухонном столе, — повседневные примеры связи между фрустрирующими событиями и агрессивными реакциями (Бройер и Элсон, 2017).

Примеры

Начиная с 1990-х годов, несколько исследований либо изучали фрустрацию, чтобы объяснить возможную связь между игрой в видеоигры и агрессией, либо намеревались проверить гипотезу фрустрации-агрессии непосредственно для видеоигр.

В одном из таких исследований Breuer et al. (2015) исследовали влияние результатов игры и «мусорной болтовни» в соревновательной многопользовательской спортивной видеоигре на агрессивное поведение.

Исследователи показали, что неблагоприятные исходы (т. е. проигрыш) усиливают послеигровую агрессию, в то время как пустословие соперника не имеет такого эффекта.

Проверяя гипотезу фрустрации-агрессии, исследователи обнаружили, что влияние проигрыша на агрессивное поведение опосредовано негативным аффектом, предполагая, что гипотезу фрустрации-агрессии можно применить к использованию видеоигр (Breuer et al., 2015). .

Однако разочарование может возникнуть и из-за самой видеоигры, без присутствия человека-косплеера или противников. Например, одиночный игрок, играющий в игру, в которой есть несоответствие между навыками игрока и требованиями игры, может испытывать разочарование.

Кроме того, Berkowitz (1989) выдвинул гипотезу, хотя и противоречивую, о том, что агрессивные сигналы, такие как агрессивный контент в СМИ, могут быть модератором отношений между фрустрацией и агрессией.

Уитакер и др. (2013) предположили, что фрустрация может мотивировать людей участвовать в жестоких видеоиграх, поскольку они позволяют игроку действовать агрессивно в виртуальной среде.

Причины разочарования

Значение цели и ожидания

Исторически бихевиористы в ранней психологии определяли фрустрацию как событие, возникающее в результате прекращения подкрепления, которое ранее поддерживало поведение.

Например, если голубь, который ранее получал гранулу каждый раз, когда нажимал на рычаг, вдруг перестал получать гранулу, он испытал бы фрустрацию (Breuer and Elson, 2017).

Обычно этот приступ подкрепления приводит к тому, что люди демонстрируют внезапное и временное увеличение частоты поведения, которое ранее подкреплялось, так называемый всплеск угасания.

Однако отказ от поощрения может также привести к новому поведению в попытке повторно получить награду методом проб и ошибок.

Amsel (1962) предсказывает, что фрустрация возникает, когда ожидаемое вознаграждение снижается, а Hanratty et al. (1972) описывают фрустрацию как отказ от ожидаемого подкрепления (Бройер и Элсон, 2017).

Браун и Фарбер (1951) определили два требования к фрустрирующему событию в соответствии со стандартом Долларда и др. (1939): во-первых, достижение цели должно быть важным или актуальным для человека, и, во-вторых, достижение Цель должна восприниматься человеком как вероятный результат.

Такие исследователи, как Ханер и Браун (1955), также обнаружили, что чем ближе человек к достижению цели, тем интенсивнее влияние фрустрации на последующее агрессивное поведение человека (Харрис, 1974; Брейер и Элсон). , 2017).

Это известно как принцип градиента цели (Thompson and Kolstoe, 1974).

Хотя степень, в которой фрустрация мешает достижению желаемого результата, имеет значение (Berkowitz, 1989), переживание фрустрации при попытке достичь цели может фактически сделать ее более привлекательной, усиливая реакцию на последующую фрустрацию (Filer, 1989). 1952).

Теория самоопределения (Райан и Деси, 2000) рассматривает фрустрацию как нарушение основных психологических потребностей людей в отношениях, автономии и компетентности.

Согласно этой теории, наличие стимулирующих агрессию сигналов не является ни необходимым, ни достаточным для возникновения агрессии (Breuer and Elson, 2017).

Межличностные причины

Конкуренция между несколькими людьми также может быть причиной фрустрации (Deutsch, 1949).). Берковиц (1989) отметил, что «конкурентные столкновения, по крайней мере, частично разочаровывают, поскольку соперники блокируют попытки друг друга достичь спорной цели и угрожают друг другу полной потерей».

Некомпетентные или эгоистичные партнеры также могут вызвать разочарование, поскольку их пагубное поведение может помешать отдельным лицам достичь личных достижений, а группам — достичь общей цели там, где необходимо успешное сотрудничество.

Например, эксперимент «Пещера разбойников», в котором две группы подростков участвовали в серии соревновательных мероприятий за групповой трофей и индивидуальные призы, показал, что товарищи по команде наказывали тех, кто мешал групповым достижениям (Шериф, Харви, Уайт, Худ и Шериф). , 1961; Брейер и Элсон, 2017).

Переформулировка гипотезы фрустрации-агрессии

Первоначальная формулировка гипотезы фрустрации-агрессии, предложенная Доллардом и др., не осталась без серьезной критики. В ответ на это Берковиц (1989) переформулировал гипотезу фрустрации-агрессии таким образом, который сегодня используется в самых последних исследованиях причин и последствий фрустрации.

Берковиц утверждал, что фрустрация вызывает негативный аффект, а этот негативный аффект вызывает агрессию. Другие утверждали, что фрустрация также влияет на когнитивные функции и физиологическое возбуждение (Anderson and Bushman, 2002; Breuer and Elson, 2017).

В отличие от Долларда и др., которые предполагали, что агрессия является исключительным результатом фрустрации (1939), Берковиц переформулировал, что обиды, тревога (Hokanson, 1961), неприятные условия окружающей среды, аверсивные эффекты и обстоятельства могут вызывать агрессию (Бройер и Элсон). , 2017).

Берковиц также называет реакцию на фрустрацию «агрессивными наклонностями» вместо агрессии или агрессивного поведения. Эти склонности имеют как когнитивный, так и аффективный компоненты. Отсюда следует, что негативный аффект, вызываемый фрустрацией, не обязательно может привести к наблюдаемой агрессии.

Различные факторы также могут опосредовать агрессию, например, переоценка человеком ситуации, сильные стимулы не быть агрессивными или неприятные последствия, или отсутствие возможности вести себя агрессивно по отношению к источнику фрустрации.

Короче говоря, Берковиц (1989) переформулировал теорию фрустрации-агрессии, сделав ее более сложной, но включающей причины и следствия, которые трудно наблюдать, что затрудняет фальсификацию сделанных на ее основе прогнозов.

Например, в случае, когда кто-то расстроен, но не ведет себя агрессивно, может быть нелегко определить, было ли это связано с отсутствием отрицательного аффекта или с тем, что кто-то не действовал в соответствии со своими агрессивными наклонностями (Бройер и Элсон, 2017).

Помимо переформулировки гипотезы фрустрации-агрессии, Берковиц (1990) создал когнитивную неоассоциативную теорию агрессии, а другие психологи, такие как Андерсон и Бушман (2002), вывели свои теории на основе гипотезы фрустрации-агрессии. .

Брейер и Элсон (2017) представляют связь между фрустрацией и агрессией как многоступенчатую модель. Пережив фрустрирующее событие, человек принимает во внимание несколько факторов, таких как степень оправданности разочарования, желательность цели и степень, в которой он ожидал разочарования.

Это может перейти в негативный аффект, после чего у индивидуума в зависимости от его склонности к агрессии, раздражительности и эмоциональной устойчивости могут развиться агрессивные наклонности.

Приведут ли эти агрессивные наклонности к агрессивному поведению или нет, зависит от таких факторов, как социальные нормы, анонимность, видимость последствий и инструментальная ценность агрессивного действия.

Критическая оценка

  • Хотя некоторые утверждают, что выражение агрессии служит катарсису, Морлан (1949) утверждает, что выражение агрессии создает порочный круг, ведущий к дальнейшей агрессии, поскольку агрессивные действия редко происходят или существуют в изоляции и иметь последствия для будущих взаимодействий (Бройер и Элсон, 2017).
  • Согласно Берковицу, фрустрация создает склонность к агрессии, но внешние сигналы могут выступать в качестве спускового крючка для агрессивного поведения. Этот аргумент используется для защиты сокрытия оружия в таких странах, как США, где люди могут носить оружие, поскольку это может послужить сигналом к ​​его использованию. «Палец нажимает на курок, но курок также может нажимать на палец».
  • Гипотеза фрустрации-агрессии не объясняет индивидуальных различий в том, как люди реагируют на фрустрацию. Некоторые люди могут уйти, в то время как другие станут крайне физически или словесно оскорблять.
  • Брэд и Бушман (2002) обнаружили, что вместо катарсиса, как предсказывает гипотеза, выплескивание гнева делает людей более злыми и агрессивными.
  • Это объясняет реактивную агрессию, которая является ответом на угрозу или провокацию, но не объясняет упреждающую, инструментальную (расчетную) агрессию, когда агрессия используется как средство для достижения цели.
  • Не принимает во внимание свободную волю и моральные ценности; например, человек-пацифист вряд ли прибегнет к агрессии, когда испытывает разочарование.

На применение агрессии влияют различные факторы, которые не были предсказаны гипотезой:

  • Агрессия более вероятна, если цель очень близка, чем если достижение цели менее вероятно.
  • Агрессия более вероятна, если ее использование может устранить препятствие на пути к достижению цели.
  • Агрессия более вероятна, если фрустрация оправдана (Dill & Anderson, 1995)

Каталожные номера

Амзель, А. (1962). Фрустративное отсутствие вознаграждения при обучении с частичным подкреплением и различением: немного недавней истории и теоретическое расширение. Психологический обзор, 69 (4), 306–328.

Андерсон, Калифорния, и Бушман, Б.Дж. (2002). Человеческая агрессия. Ежегодный обзор психологии, 53 (1), 27-51.

Берковиц, Л. (1958). Выражение и снижение враждебности. Psychological Bulletin, 55(5), 257.

Berkowitz, L. (1988). Фрустрации, оценки и вызываемая отвращением агрессия. Агрессивное поведение, 14(1), 3-11.

Берковиц, Л. (1989). Гипотеза фрустрации-агрессии: проверка и переформулировка. Психологический бюллетень, 106(1), 59.

Берковиц, Л. (1990). О формировании и регуляции гнева и агрессии: когнитивно-неоассоциационистский анализ. Американский психолог, 45(4), 494.

Бетанкур Б. и Миллер Н. (1996). Гендерные различия в агрессии как функция провокации: метаанализ. Психологический бюллетень, 119(3), 422.

Брейер, Дж., Шарков, М., и Квандт, Т. (2015). Больные неудачники? Пересмотр гипотезы фрустрации-агрессии для совместной видеоигры. Психология популярной медиакультуры, 4(2), 126.

Брейер, Дж., и Элсон, М. (2017). Теория фрустрации-агрессии (стр. 1-12). Уайли Блэквелл.

Браун, Дж. С., и Фарбер, И. Э. (1951). Эмоции, концептуализированные как промежуточные переменные, с предложениями теории фрустрации. Психологический бюллетень, 48(6), 465.

Бернштейн, Э., и Уорчел, П. (1962). Произвольность фрустрации и ее последствия для агрессии в социальной ситуации. Журнал Личности.

Басс, А. Х. (1963). Физическая агрессия по отношению к разным фрустрациям. Журнал ненормальной и социальной психологии, 67 (1), 1.

Buss, AH (1966). Инструментальность агрессии, обратной связи и фрустрации как детерминанты физической агрессии. Журнал личности и социальной психологии, 3(2), 153.

Капрара, Г.В. (1982). Сравнение гипотез фрустрации-агрессии и эмоциональной восприимчивости. Агрессивное поведение.

Коэн, А. Р. (1955). Социальные нормы, произвольность фрустрации и статус агента фрустрации в гипотезе фрустрации-агрессии. Журнал ненормальной и социальной психологии, 51 (2), 222.

Чиксентмихайи, М. (1990). Поток: психология оптимального опыта. Нью-Йорк, штат Нью-Йорк: Harper Perennial.

да Глория, Дж. (1984). Разочарование, агрессия и чувство справедливости. В А. Маммендей (ред.), Social
, психология агрессии: от индивидуального поведения к социальному взаимодействию (стр. 127–141). Берлин, Германия: Springer.

Дэвиц, Дж. Р. (1952). Влияние предыдущего обучения на поведение после фрустрации. Журнал ненормальной и социальной психологии, 47 (2S), 309..

Дойч, М. (1949). Экспериментальное исследование влияния сотрудничества и конкуренции на групповой процесс. Человеческие отношения, 2(3), 199–231. doi: 10.1177/0018726740301

Дилл, Дж. К., и Андерсон, К. А. (1995). Влияние оправдания фрустрации на враждебную агрессию. Агрессивное поведение, 21(5), 359-369.

Доллард, Дж., Миллер, Н.Э., Дуб, Л.В., Моурер, О.Х., и Сирс, Р.Р. (1939). Разочарование и агрессия.

Джин, Р. Г. (1968). Влияние фрустрации, нападения и предшествующей тренировки агрессивности на агрессивное поведение. Журнал личности и социальной психологии, 9(4), 316.

Filer, RJ (1952). Разочарование, удовлетворение и другие факторы, влияющие на привлекательность целевых объектов. The Journal of Abnormal and Social Psychology, 47(2), 203.

Гроссарт-Матичек, Р., Айзенк, Х. Дж., и Веттер, Х. (1989). Причины и средства от предрассудков: эмпирическое исследование гипотезы фрустрации-агрессии. Личность и индивидуальные различия, 10(5), 547-558.

Ханер, К.Ф., и Браун, П.А. (1955). Уточнение концепции побуждения к действию в гипотезе фрустрации-агрессии. Журнал ненормальной и социальной психологии, 51 (2), 204.

Hanratty, M.A., O’neal, E., & Sulzer, J.L. (1972). Влияние фрустрации на имитацию агрессии. Журнал личности и социальной психологии, 21 (1), 30.

Harris, MB (1974). Медиаторы между фрустрацией и агрессией в полевом эксперименте. Журнал экспериментальной социальной психологии, 10 (6), 561-571.

Хокансон, Дж. Э. (1961). Влияние фрустрации и тревоги на открытую агрессию. Журнал ненормальной и социальной психологии, 62(2), 346.

Иххайзер, Г. (1950). Фрустрация и агрессия или фрустрация и защита: контргипотеза.

Крегарман, Дж. Дж., и Уорчел, П. (1961). Произвол фрустрации и агрессии. Журнал ненормальной и социальной психологии, 63 (1), 183.

Кулик, Дж. А., и Браун, Р. (1979). Разочарование, приписывание вины и агрессия. Журнал экспериментальной социальной психологии, 15 (2), 183-194.

Миллер С. и Маурер Д. Доллард. 1941. «Гипотеза фрустрации-агрессии». Психологический обзор, 48(4), 337.

Морлан, Г.К. (1949). Заметка о теориях фрустрации-агрессии Долларда и его соратников. Психологический обзор, 56 (1), 1.

Пасторе, Н. (1950). Пренебрегаемый фактор в гипотезе фрустрации-агрессии: комментарий. Журнал психологии, 29 (2), 271-279.

Пасторе, Н. (1952). Роль произвола в гипотезе фрустрации-агрессии. The Journal of Abnormal and Social Psychology, 47(3), 728.

Rothaus, P., & Worchel, P. (1960). Торможение агрессии при непроизвольной фрустрации. Журнал Личности.

Правило, Б.Г., Дайк, Р., и Несдейл, А.Р. (1978). Произвольность фрустрации: торможение или подстрекательство влияет на агрессию. Европейский журнал социальной психологии, 8(2), 237-244.

Райан, Р. М., и Деси, Э. Л. (2000). Теория самоопределения и содействие внутренней мотивации, социальному развитию и благополучию. Американский психолог, 55 (1), 68–78.

Seligman, MEP (1975). Беспомощность: о депрессии, развитии и смерти. Сан-Франциско, Калифорния: Фримен.

Шериф, М., Харви, О.Дж., Уайт, Б.Дж., Худ, В.Р., и Шериф, К.В. (1961). Межгрупповое сотрудничество и конкуренция: эксперимент «Пещера разбойников». Норман, Оклахома: университетская книжная биржа.

Томпсон-младший, Р. Дж., и Колстоу, Р. Х. (1974). Физическая агрессия как функция силы фрустрации и инструментальности агрессии. Журнал исследований личности, 7(4), 314-323.

Верона, Э., и Кертин, Дж. Дж. (2006). Гендерные различия негативного аффективного прайминга агрессивного поведения. Эмоция, 6(1), 115.

Выготский Л. С. (1978). Разум в обществе: Развитие высших психических процессов. Кембридж, Массачусетс: Издательство Гарвардского университета.

About the Author

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Related Posts