Как определить функцию поведения при аутизме?
10.07.13
Любое, даже самое странное, поведение при аутизме, выполняет одну из четырех функций поведения, общих для всех людей без исключения
Автор: Гевин Косгрейв / Gavin Cosgrave
Источник: Educate Autism
«Функция поведения указывает на источник его подкрепления в окружающей среде» (Tarbox et al, 2009, p. 494).
Четыре функции поведения
Прежде чем пускаться в технические описания функций поведения, мы должны кратко описать четыре основных функции любого поведения.
№ 1. Социальное внимание
Человек может демонстрировать то или иное поведение, чтобы получить социальное внимание или любую реакцию от других людей. Например, поведение ребенка может проявляться, чтобы заставить взрослых посмотреть на него, посмеяться над ним, поиграть с ним, обнять его или отругать его.
Может показаться странным, что кто-то демонстрирует поведение для того, чтобы его отругали, но это вполне возможно, потому что для многих людей «плохое» внимание лучше, чем полное отсутствие внимания (Cooper, Heron & Heward, 2007).
№ 2. Получение желаемых предметов или занятий
Цель некоторых видов поведения в том, чтобы человек мог получить желаемый предмет или доступ к желаемому занятию. Например, ребенок кричит и вопит пока родители не купят ему новую игрушку (желаемый предмет) или не отведут в зоопарк (занятие).
№ 3. Побег или избегание
Не каждое поведение происходит, потому что человек может что-то «получить». Часто причина поведения в том, что человек хочет чего-то избежать или покинуть какую-то ситуацию (Miltenberger, 2008).
Например, ребенок может проявлять агрессию, чтобы учителя перестали давать ему учебные задания, а другой ребенок может наносить себе повреждения, чтобы его не вынуждали идти играть на улице с одноклассниками.
№ 4. Сенсорная стимуляция
Функция некоторых видов поведения вообще связана не с внешними факторами, но с внутренними, и такое поведение каким-то образом приносит физиологическое удовольствие, является «самостимулирующим» (O’Neill, Horner, Albin, Sprague, Storey, & Newton, 1997). Функция такого поведения — те или иные внутренние ощущения, которые являются приятными, или же уменьшение неприятных ощущений (например, боли).
Например, один ребенок раскачивается взад-вперед, потому что это доставляет ему удовольствие, в то время как другой ребенок потирает коленку, которую он ушиб о край стола. В обоих случаях дети не пытаются получить внимание или что-то желаемое, как не пытаются и избежать каких-то внешних требований.
Поведение всегда имеет причину
Поведение, которое человек демонстрирует неоднократно, всегда служит какой-то цели или выполняет для него какую-то функцию (O’Neill, et al, 1997). Обратите внимание на слово «неоднократно», потому что поведение человека может быть самым разнообразным, но если поведение повторяется, значит, оно выполняет какую-то функцию.
«Функция» поведения отвечает на вопрос: «почему это поведение происходит». Хотя может быть трудно понять, почему человек что-то делает (например, если это проблемное поведение, такое как нанесение себе повреждений или агрессия), но за ним всегда стоит какая-то функция (O’Neill, et al, 1997).
Важно отметить, что поведение может выполнять более одной функции (Miltenberger, 2008). Например, ребенок мог научиться причинять себе вред, чтобы покинуть класс и избежать заданий, и причинять себе вред на игровой площадке, чтобы привлечь внимание взрослых. В данном случае одно и то же поведение (самоповреждения) выполняет две разные функции в зависимости от ситуации, в которой находится ребенок.
Функция (почему) и топография (что)
Если ребенок причиняет себе вред, и мы описывает это поведение как «самоповреждения», то мы описываем топографию поведения. Топография отвечает на вопрос о том, «что» это за поведение, но она ничего не говорит о том, «почему» это поведение происходит. Именно поэтому важно определить функцию поведения, потому что только она описывает «почему» поведение присутствует (Cooper et al, 2007).
Другой пример: если человек «говорит». Сказать, что кто-то говорит, значит, описать топографию поведения, но она ничего не говорит нам о его функции. Кто-то может спрашивать у другого человека проезд, может читать лекцию студентам или пытаться пригласить другого человека на свидание.
Хотя необходимо четкое описание топографии поведения, очень важно определить и описать функцию поведения. Для этого проводится так называемый функциональный анализ поведения (ФАП). Без понимания функции поведения, любое вмешательство может оказаться неэффективным и/или привести к ухудшению поведения (O’Neill et al, 1997).
Функция и подкрепление
Причину, по которой происходит поведение, можно описать в терминах функции, которую оно выполняет, или подкрепления, которое ее поддерживает (Miltenberger, 2008).
Когда мы говорим о «подкреплении, которое ее поддерживает», то это значит лишь то, что мы можем описать причину поведения в терминах желательного для человека результата, к которому приводит поведение (Miltenberger, 2008).
По большому счету не важно, описываете ли вы функцию поведения или подкрепление, которое поддерживает поведение, потому что и в том и в другом случае вы говорите одно и то же, но с использованием разной терминологии.
Тем не менее, иногда полезно использовать оба термина для описания функции поведения. Например, вы можете сказать: «Поведение поддерживается положительным подкреплением, он бьет других детей на детской площадке, и функция этого поведения в получении доступа к качелям во время перемены».
Две общих функции поведения
В общем смысле поведение выполняет две функции: оно или позволяет человеку что-то получить, или позволяет убежать или избежать чего-то (Cooper et al, 2007).
Если поведение позволяет человеку что-то получить, то оно называется положительное подкрепление. Если же поведение позволяет человеку чего-то избежать или приводит к тому, что нечто убирается, то это называется отрицательное подкрепление.
Однако заявление о том, что причина поведения в том, что оно позволяет что-то получить или чего-то избежать, не слишком-то информативно.
Для точного и более информативного понимания функций поведения, нужно быть более конкретными. Для этого нужно разделить и положительное, и отрицательное подкрепление на два более специфических вида.
Социальное и автоматическое подкрепление
Положительное подкрепление можно разделить на «социальное» и «автоматическое» положительное подкрепление, в то время как отрицательное подкрепление можно точно так же разделить на «социальное» и «автоматическое» отрицательное подкрепление.
Социальное положительное подкрепление
Первый специфический вид подкрепления называется «социальное положительное подкрепление», это подкрепление происходит, когда поведение позволяет получить что-то благодаря действиям другого человека. Вот три примера социального положительного подкрепления:
Пример первый: Мальчик просит у матери стакан молока, а затем получает стакан молока. В данном случае поведение мальчика (просьба о стакане молока) требует, чтобы другой человек (его мать) способствовал тому, чтобы он получил стакан молока.
Пример второй: Комик рассказывает анекдоты на сцене, заставляя зрителей смеяться. Здесь поведение комика (рассказывание анекдотов) происходит с целью желательного для него результата (смех зрителей) и для этого поведения необходимы другие люди.
Пример третий: Девочка спрашивает своих родителей, можно ли пойти в зоопарк на выходных, и ей говорят, что можно. Так же как и мальчик, который просит стакан молока, девочка хочет получить доступ к занятию, и это поведение требует других людей для того, чтобы произошло подкрепление.
Автоматическое положительное подкрепление
Второй специфический вид подкрепления называется «автоматическое положительное подкрепление», и он имеет место, когда человек получает что-то в результате своих действий, но никто больше в этом не участвует. Три примера автоматического положительного подкрепления:
Пример первый: Мальчик наливает себе стакан молока. В этом случае его поведение само по себе приводит к подкреплению, потому что он получает то, что хочет, и никто больше для этого подкрепления не нужен.
Пример второй: Ребенок машет кистями рук ради собственного удовольствия (самостимуляция). Важно отметить, что сам факт того, что человек машет руками не говорит о том, что данное поведение подкрепляется автоматически. Именно поэтому мы должны отметить, что тряска кистями рук происходит ради собственного удовольствия. Другие люди могут трясти кистями по другим причинам (например, чтобы привлечь чужое внимание).
Пример третий: Ребенок включает компьютер, чтобы поиграть. В этом случае поведение включения компьютера предоставляет ему доступ к компьютерной игре, и никто больше ему для этого не нужен.
Социальное отрицательное подкрепление
Третий специфический вид подкрепления называется «социальное отрицательное подкрепление», и оно происходит, когда поведение позволяет человеку чего-то избежать или приводит к тому, что нечто убирается от человека благодаря действиям других людей. Три примера социального отрицательного подкрепления:
Пример первый: Мальчик просит мать убрать овощи с его обеденной тарелки, и мать убирает овощи с тарелки. Здесь поведение мальчика требует того, чтобы другой человек (его мать) способствовал избавлению его от овощей.
Пример второй: Вы переходите на другую сторону улицы, чтобы избежать разговора с человеком, который вам не нравится. В этом случае ваше поведение происходит для избегания нежелательной ситуации, которая связана с другим человеком.
Пример третий: Девочка на детской площадке кричит своему папе, что она хочет домой, и отец действительно ее уводит. Здесь поведение девочки происходит для того, чтобы избежать нахождения на детской площадке, и ей нужен другой человек (ее отец), чтобы способствовать такому результату.
Автоматическое отрицательное подкрепление
Четвертый специфический вид подкрепления называется «автоматическое отрицательное подкрепление», и оно происходит тогда, когда поведение позволяет человеку избежать или избавиться от чего-то благодаря результатам своих собственных действий, и другой человек в этом никак не задействован. Три примера автоматического отрицательного подкрепления:
Пример первый: Вы чистите зубы, чтобы удалить загрязнение. Ваше поведение подкрепляется тем фактом, что вы получаете то, что хотите (удаление загрязнения с зубов), и поскольку вы чистите зубы сами, и никто больше в этом не участвует, то это «автоматическое» подкрепление.
Пример второй: Почесывание зудящего места (Cooper et al, 2007). Функция такого поведения — остановить, уменьшить или избежать неприятной внутренней стимуляции или ощущения. Так что для того, чтобы поведение возникло, человек должен «почувствовать» неприятную стимуляцию, а поведение должно приводить к исчезновению неприятного внутреннего стимула.
Пример третий: Наведение порядка в комнате, чтобы избежать дальнейшей работы над отчетом. В данном случае функция поведения — избавление или избегание определенного вида деятельности в результате собственных действий, так как никто больше в этом избегании не участвует. Так что в данном случае до появления поведения человек должен был заниматься неприятной деятельностью или собирался ею заняться, а поведение позволяет человеку избежать этой деятельности или избавиться от нее.
Ссылки
Cooper, J., Heron, T., & Heward, W. (2007). Applied Behaviour Analysis. New Jersey: Pearson Education.
Miltenberger, R. (2008). Behaviour Modification. Belmont, CA. Wadsworth Publishing.
O’Neill, R., Horner, R., Albin, R., Sprague, J., Storey, K., & Newton, J. (1997). Functional Assessment and Programme Development for Problem Behaviour: A Practical Handbook. Pacific Grove, CA. Brooks/Cole Publishing Company.
Tarbox, J., Wilke, A., Najdowski, A., Findel-Pyles, R., Balasanyan, S., Caveney, A., Chilingaryan, V., King, D. et al (2009).Comparing Indirect, Descriptive, and Experimental Functional Assessments of Challenging Behavior in Children with Autism Journal of Developmental and Physical Disabilities, 21, 493-514. DOI: 10.1007/s10882-009-9154-8
АВА-терапия и поведение
Этапы функциональной оценки поведения.
~ Аутизм | АВАНекоторые специалисты в области ABA не всегда умеют разбивать сложную, наполненную профессиональной лексикой терминологию на более простые понятия, и объяснять поведение таким образом, чтобы занятая мама троих детей или уставший после рабочей недели учитель 2-го сумели бы применить методы АВА на практике. Специалистам необходимо задуматься о том, что большая часть рекомендаций, которые они пишут или произносят вслух, будет реализовываться кем-то другим. Можно потратить часы на написание наиболее эффективной, научно-обоснованной программы вмешательства, но если в итоге члены семьи или учителя окажутся не в состоянии осуществить такое вмешательство, то какой в этом смысл?
Частью обязанностей специалиста в области АВА является обучение и подготовка людей на таком уровне, который делает процедуры прикладного анализа поведения легкими для понимания и реализации. Это является частью оказания эффективных терапевтических услуг. Функциональная оценка поведения (FBA) представляет собой поведенческо-аналитический инструмент, о котором и пойдет речь в данной публикации (функциональный анализ поведения является более комплексным и сложным способом определения функции поведения посредством манипулирования факторами окружающей среды; полный функциональный анализ поведения всегда проводится опытным АВА-специалистом).
Функциональная оценка поведения — это инструмент, используемый для определения функции поведения и последующей разработки вмешательства на основании этой функции. Эта публикация носит ознакомительный характер, и если у вас возникают серьезные поведенческие проблемы с вашим ребенком или учеником, рекомендуем Вам связаться с BCBA и провести полную и всеобъемлющую функциональную оценку поведения этого ребенка, а также разработать профессиональную программу поведенческого вмешательства.
Любое поведение происходит по какой-либо причине, и цель FBA заключается в выявлении этой причины. Как только причина обнаружена, можно приступать к разработке вмешательства, или плана дальнейших действий. Потребность в функциональной оценке поведения возникает каждый раз, когда требуется уменьшение какого-либо поведения.
Специалистам в области АВА часто задают вопрос: «Должен ли я провести функциональную оценку поведения для того, чтобы вмешиваться в поведение?». Ответ — нет, вы не должны. Однако люди, работающие с проблемным поведением у детей должны понимать, что без проведения FBA и определения тех факторов, которые это поведение поддерживают, они могут только угадывать. А затем на основании таких догадок построить программу вмешательства.
Кроме того, исследования показали, что, когда люди осуществляют вмешательство в поведение без предварительного проведения FBA, они, как правило, склонны делать акцент на ослаблении или наказании. Другими словами, родители или профессионалы сосредотачиваются лишь на прекращении поведения, однако не уделяют должного внимания обучению альтернативному, замещающему поведению. Реальный пример из жизни, с которым в своей практике сталкивался, наверно, каждый специалист, это мама или папа аутичного ребенка, которым не нравится то, что их ребенок проявляет аутостимулирующее поведение, например, засовывает пальцы себе в рот. Каждый раз, когда родители видят такое поведение, они силой вытаскивают пальцы ребенка изо рта. В данной стратегии не хватает обучения ребенка тому поведению, которое бы родители хотели увидеть вместо засовывания пальцев в рот.
Функциональная оценка поведения проводится для того, чтобы уменьшить или погасить проблематичное поведение. К проблематичному поведению принято относить агрессию, истерики, непослушание, аутоагрессию, побеги, ругательства, прогулы в школе и т.п. При идеальном стечении обстоятельств, в такой ситуации весь процесс функционального анализа поведения должен проводить сертифицированный поведенческий терапевт. Однако в некоторых школьных округах или семьях нет возможности нанять на работу BCBA, или же ребенок может жить в районе, в котором таких специалистов просто нет. В случае если у вас по каким-либо причинам нет прямого доступа к профессиональным поведенческим терапевтам, информация, изложенная в данной публикации, поможет каждому человеку разобраться в основных этапах проведения FBA.
Функциональная оценка поведения имеет 3 основных этапа:
— Сбор информации, консультация
— Прямое наблюдение, разработка гипотезы
— Создание плана действий, консультация
Этап 1:
Существует множество способов сбора информации о ребенке, его проблемах поведения, об окружающей среде и возможных функциях поведения. Как правило, специалисты проводят 1-2 интервью с родителями (или учителями, если запрос о FBA был сделан школой), просматривают записи ребенка (образовательные документы, Индивидуальный План Обучения (ИПО), последние заключения психолога, врача и т.д.), а также собирают информацию от родителей о возможных вариантах замещающего альтернативного поведения.
Важно задействовать родителей в каждом этапе FBA, так как это помогает убедиться в том, что родители являются активными участниками вмешательства.
Цель на данном этапе заключается в сборе информации о проблематичном поведении, когда оно возникает, как долго длится, как оно выглядит, наблюдалось ли ухудшение в недавнее время, что обычно его запускает, и как родители реагируют на проблемное поведение у ребенка. Стоит спросить о том, какие стратегии родители уже испробовали в попытках прекратить нежелательное поведение.Этап 2:
Следующим шагом является непосредственное наблюдение за проявлением у ребенка нежелательного поведения. Иногда это может оказаться трудной задачей. Поскольку специалист, осуществляющий оценку, как правило, незнаком ребенку, и у ребенка нет опыта усиления нежелательного поведения этим специалистом, часто случается так, что во время наблюдения ребенок не проявляет никаких проблем поведения, чем вызывает недоумение у своих родителей. Если же все таки есть возможность пронаблюдать за проблематичным поведением ребенка, необходимо обратить особое внимание на предшествующие факторы и последствия такого поведения.
На данном этапе профессионал уже должен обладать некоторыми гипотезами в отношении проблематичного поведения, которые основываются на наблюдении и собранных данных.
Существует 4 основных функции проблематичного поведения: получение внимания или желаемого объекта, автоматическое усиление (сенсорика), избегание или уклонение от требования и выражение индивидуумом своих желаний или потребностей. Часто поведение выполняет несколько функций, тем не менее, как правило, существует основная функция (первичная) и второстепенная (вторичная).
Этап 3:
После завершения функциональной оценки поведения следующим шагом является разработка поведенческого плана.
Поведенческий план – это «план действий», или вмешательство, которое позволит уменьшить или устранить проблемы поведения. Обычно план по сокращению проблемного поведения составляет 50% программы вмешательства, а другие 50% программы отводится на обучение альтернативному поведению. Другими словами, когда ребенок перестанет проявлять проблемное поведение, какого поведения вы ждете от него взамен? Вмешательства, которые разрабатываются, должны быть напрямую связаны с функцией проблемного поведения. Если ребенок кричит, чтобы получить сенсорные ощущения, то игнорирование его криков станет не лучшим выбором для программы вмешательства. Лучшим выбором будет, например, научить ребенка петь песни, что удовлетворит его потребность в получении сенсорных ощущений.
На этапе 3 также необходимо проведение консультаций, поскольку очень важно привлекать родителей к разработке поведенческих планов и формированию замещающих поведений. Если родители чувствуют себя неуверенно по отношению к предложенному вами вмешательству, то необходимо выяснить, почему так происходит. С чем именно не соглашаются один или оба родителя? Например, некоторые родители не хотят использовать процедуры гашения, не всегда понимая разницу между гашением и игнорированием. В любом случае, если родители принципиально не согласны на какие-либо пункты программы вмешательства, ее необходимо переписать. Поведение ребенка все равно улучшится, просто это, возможно, займет больше времени.
Подсказка: Реализация функциональной оценки поведения и разработка программы вмешательства может оказаться очень сложным процессом. Не стоит отчаиваться, если обучение данному навыку потребует много времени и неоднократных попыток. В Интернете и в книгах существует огромное количество информации, которая может дать некоторое представление о проектировании FBA, но это всего лишь примеры. Все дети уникальны, и поведенческий план, который работал для одного ребенка, совершенно необязательно сработает для другого.
Источник: http://www.iloveaba.com/2012/02/everyday-fba.html
Четыре функции поведения: понимание действий вашего ребенка
У любого поведения есть причина. Чтобы понять цель поведения ребенка, а также поощрять позитивные действия и препятствовать вредным привычкам, мы сначала должны понять четыре функции поведения.
В этом посте мы рассмотрим каждую из четырех функций поведения, а также азы поведения (также известные как компоненты поведения).
Каковы четыре функции поведения?
Преобладающими четырьмя функциями поведения являются внимание, бегство, доступ и сенсорные потребности. Эти четыре функции позволяют нам понять и классифицировать чьи-то действия, а также определить, почему происходит то или иное поведение.
Все действия можно отнести к одной из этих четырех функций поведения.
- Внимание
Первая функция поведения — внимание. Поведение, направленное на привлечение внимания, возникает, когда кто-то хочет обратной связи или ответа от другого человека. Плач и закатывание истерик — отличные примеры детских привычек, направленных на поиск внимания. Чтобы отговорить поведение, направленное на привлечение внимания, важно игнорировать проблемное поведение, поскольку это демонстрирует, что негативное поведение не будет вознаграждено. Искатели внимания могут довольствоваться любым типом внимания, положительным или отрицательным.
Примеры внимания включают:
- Похвала, например, приветствие и слова одобрения
- Ругать, говорить «нет» или отодвигать руку ребенка
- Перенаправление вашего внимания на вашего ребенка
- Демонстрация разочарования или неудовлетворенности выражением лица и языком тела
- Побег
Поведение избегания обычно возникает, когда учащийся хочет избежать или «убежать» от выполнения чего-либо. Это обычное дело в учебных периодах сеансов АВА-терапии.
Например, если ребенок не хочет собирать пазлы или читать книгу, он может убежать от терапевта, чтобы избежать обучения. Системы жетонов могут быть эффективны при лечении побега, поскольку эта структура позволяет выделить время как для игры, так и для обучения.
- Доступ к материальным ценностям
Доступ к материальным ценностям не требует пояснений, но это также очень важно. Дети могут вести себя определенным образом, потому что хотят получить доступ к чему-то. Например, желание получить печенье. Это печенье является сильным подкреплением для ребенка, поэтому он или она будет вмешиваться в поведение, чтобы получить печенье. Хотя допустимо подкреплять положительное поведение вашего ребенка материальными благами, помните, что это функция поведения. Имейте в виду, что поведение, связанное с доступом, возникает вокруг элементов, к которым ребенок не может получить доступ самостоятельно.
При попытке получить доступ к материальному вознаграждению ребенок может:
- Просить
- Кричать, плакать или закатывать истерику
- Ударить или укусить
- Забрать предмет подальше от кого-то еще
Сенсорная стимуляция
Сенсорная стимуляция (также известная как сенсорные потребности) является конечной функцией поведения. Сенсорная стимуляция возникает, когда дети хотят испытать приятное ощущение или заменить дискомфорт. Дети также могут искать стимуляцию для повышения чувствительности или десенсибилизации в зависимости от своих сенсорных потребностей.
Сенсорная стимуляция может проявляться несколькими способами, например:
- Прыжки
- Пропуск
- Размахивание руками
- Ножки для постукивания
- Качание вперед-назад
Каждое поведение или действие состоит из трех частей: антецедент, поведение и последствие.
Антецеденты — это события (внутренние или внешние), которые запускают поведение. Примером внешнего поведения может быть учитель, инструктирующий ребенка написать абзац. Внутренним поведением может быть чувство голода у ребенка.
Поведение — это все, что делает человек. Внешнее/наблюдаемое поведение — это то, что может видеть кто-то, кроме человека, выполняющего поведение. Внутреннее/ненаблюдаемое поведение — это поведение, которое другие не могут видеть, например, мысли человека.
Последствия – это то, что происходит непосредственно после поведения. Вручение ребенку печенья после того, как он указал на банку с печеньем, является примером последствия. Повторяющиеся последствия усиливают поведение.
Знание функций и азбуки поведения поможет вам определить и понять желаемые и проблемные привычки вашего ребенка. Если вас беспокоит поведение вашего ребенка, свяжитесь с нами.
Дальнейшее чтение:
Шесть полезных советов по управлению нежелательным поведением вашего ребенка
Фотография Келли Сиккема на UNSPLASH
Как лучше понять четыре функции поведения
901.0002 Есть причина, по которой мы действуем так, как действуем. Наше поведение имеет смысл и имеет функции, даже если это не всегда очевидно.
Если ребенок ведет себя неблагоприятным образом, это связано с тем, что такое поведение отвечает определенной потребности.
Изучение четырех функций поведения важно для обучения детей и повышения квалификации педагогов. Продолжайте читать, чтобы понять, что представляют собой функции, чтобы вы могли узнать, как изменить поведение в будущем.
Понимание того, что поведение происходит по причине
Прежде чем мы разберем 4 функции поведения, важно иметь за этим контекст. ABA или прикладные поведенческие аналитики часто используют эту концепцию, чтобы определить, почему человек продолжает вести себя так, полагая, что поведение обычно служит определенной функции или цели для человека.
Это в основном относится к идее о том, что есть причина, по которой происходит поведение. Может быть трудно понять, почему взрослый или ребенок ведет себя так или иначе, особенно если это что-то негативное, например агрессия или членовредительство, но основная функция поможет объяснить это.
Поведение также может выполнять несколько функций одновременно. Ребенок может действовать, чтобы привлечь внимание учителя или из-за разочарования в том, что ему необходимо выполнить академическое задание.
Понимание этой функции также помогает составить план лечения в случае проблемного поведения. Итак, каковы четыре функции поведения ABA?
1. Социальное внимание
Первая функция — социальное внимание или поиск внимания. Целью поведения, направленного на поиск внимания, является привлечение внимания взрослого или другого ребенка, находящегося поблизости.
Например, ребенок может хныкать, чтобы привлечь внимание родителей. Они также могут вести себя определенным образом, чтобы заставить других смеяться вместе с ними или играть с ними, или они могут просто хотеть, чтобы люди смотрели на них.
Возможно, они не всегда ищут положительного внимания. Ребенок может вести себя определенным образом, чтобы вызвать гнев или ругань со стороны своего родителя или учителя.
2. Побег
Не все виды поведения направлены на получение чего-то вроде привлечения внимания. Когда ребенок проявляет поведение побега, он или она пытается убежать от чего-то или вообще избежать этого.
Например, в домашних условиях ребенок может убежать, если он не хочет принимать ванну. Если ребенок плохо себя ведет в классе, опуская голову на парту, когда ему дают задание, он пытается убежать от работы.
Возможно, бегство является результатом отсутствия мотивации для выполнения задания или того, что задание слишком сложное. Пытаясь понять, почему ребенок может заниматься бегством, может быть полезно сделать шаг назад и предложить более простые задания, чтобы помочь ему постепенно понять работу.
3. Поиск доступа к материальным ценностям или деятельности
Третья функция поведения — поиск доступа к материальным ценностям или деятельности. Это относится к концепции, согласно которой некоторые дети ведут себя так, чтобы получить доступ к желаемому предмету или действию.
Такое поведение противоположно побегу, поскольку ребенок делает что-то, чтобы получить то, что он или она хочет.
Например, ребенок может кричать или плакать в магазине, чтобы взрослый купил ему игрушку, которую он хочет. Это также можно увидеть более позитивно, если ребенок быстро одевается или делает свою работу по дому, чтобы пойти поиграть.
4. Сенсорная стимуляция
Это поведение относится к стимуляции органов чувств или самостимуляции. Это поведение предназначено для того, чтобы дать ребенку какое-то внутреннее ощущение, которое ему нравится, или устранить внутреннее ощущение, которое ему не нравится.
Простой пример — царапины. Ребенок может поцарапать кожу из-за укусов насекомых или солнечных ожогов, чтобы облегчить зуд.
Это, безусловно, зависит от ребенка. Один ребенок может получать удовольствие и чувствовать сенсорную стимуляцию от быстрых видов спорта, но другой ребенок может раскачиваться взад-вперед, чтобы дестимулировать свои чувства.
Как работают функция и подкрепление
Мы уже рассмотрели, что поведение возникает из-за функции, которую оно выполняет у ребенка. Важно также понимать, как такое поведение способствует укреплению или сохранению результата. Поведение можно понимать как с точки зрения функции, так и с точки зрения подкрепления.
В общем, поведение выполняет две функции. Поведение — это попытка что-то получить или попытка уйти от чего-то. Поэтому, когда поведение работает, чтобы получить что-то для ребенка, это называется положительным подкреплением.
Верно и обратное. Если поведение направлено на то, чтобы отвлечь ребенка от чего-то или заставить что-то отобрать, это называется негативным подкреплением.
Понимание положительного и отрицательного подкрепления
Чтобы лучше понять их, полезно разбить положительное и отрицательное подкрепление. Оба типа подкрепления можно понимать с точки зрения социального и автоматического подкрепления.
Социальное положительное подкрепление происходит, когда поведение дает ребенку что-то через действия другого. Например, ребенок может попросить у матери чашку сока. Действие требуется от матери для положительного подкрепления сока.
Автоматическое положительное подкрепление происходит без участия кого-либо еще. Таким образом, ребенок может получить то, что он хочет самостоятельно. Например, ребенок наливает себе в чашку сок.
Противоположностью обеих этих концепций является социальное негативное подкрепление и автоматическое отрицательное подкрепление. Целью социального отрицательного подкрепления является отвлечение ребенка от чего-либо или отнятие чего-либо посредством действий кого-то другого. Так, например, ребенок может попросить мать убрать фрукты с его тарелки.
Аналогичным образом, целью автоматического отрицательного подкрепления является получение чего-то от ребенка посредством его собственных действий. Ребенок может столкнуть овощи или фрукты со своей тарелки, если они ему не нужны.
Положительное и отрицательное подкрепление дополнительно объясняют функции поведения.