18. Функции, виды и способы слушания. Умение слушать
Для определения видов слушания целесообразно обратиться к классификации, основанием для которой служит разграничение целей слушания и соответствующих установок на смысловое восприятие звучащего текста. Такая классификация принята в педагогической риторике, где основные виды слушания – глобальное, детальное, критическое – рассматриваются в соответствии со «взаимосвязанными видами восприятия текста»: «Глобальное восприятие предполагает восприятие текста в целом, когда слушающему достаточно определить, о чем шла речь в высказывании, какова его основная мысль».
Цель слушания – осмыслить тему, понять главное в тексте.
Детальное восприятие предполагает осознание главных смысловых блоков текста. Цель – воспроизвести услышанное подробно, в деталях. Установка – понять содержание, выделив смысловые блоки текста.
Критическое восприятие предполагает понимание услышанного с позиций оценки, критического осмысления, определение своего отношения к услышанному.
Что касается способов слушания, то принято различать два способа слушания: рефлексивное – нерефлексивное. Термин «занят» в психологии, поэтому в речеведении он употребляется с иным грамматическим ударением – рефлексия.
Характеристику способов слушания соединим с практическими рекомендациями: каковы критерии выбора способа и предпочтительные формы реакции на речь собеседника.
Термин «нерефлексивное слушание» не означает пассивности речевой деятельности: нерефлексивное – молчаливое, но внимательное слушание, выражающее и понимание, и поддержку.
Рефлексивное слушание предполагает непосредственное проявление обратной связи – вербальные средства реакции на сообщение собеседника. По существу, это форма проявления контроля, самоконтроля адекватности понимания услышанного. И оценивать способы слушания следует с позиций целесообразности в конкретных типовых ситуациях общения.Ситуации, в которых предпочтительно нерефлексивное слушание, таковы:
1. Собеседник горит желанием выговориться – пусть говорит. Возможная роль журналиста – интервьюер, который прежде всего намерен выслушать собеседника, понять его. Установка: не перебивать собеседника, стараться не реагировать на проявление отрицательных эмоций.
2. Социальные роли коммуникантов подчеркнуто асимметричны (начальник – подчиненный). Это официально-служебная ситуация общения. Проявление любой отрицательной реакции старшего вызывает защитную реакцию, чувство неуверенности у подчиненного. Собеседника, взявшего слово для детального изложения своего предложения, оценки обсуждаемого вопроса и пр.
3. Говорящий испытывает трудности в выражении того, что его волнует, с трудом подбирает слова. Нельзя торопить его, следует найти невербальную форму выражения поддержки и внимания, не проявлять нетерпения, даже если разговор затягивается. Нерефлексивное слушание не безучастно! Формами проявления реакции понимания, подтверждения, одобрения или сочувствия будут: поза, жесты, мимика, прежде всего – взгляд и улыбка. Возможны реплики-междометия (в паузах), отдельные слова: понимаю, конечно, интересно и т.п. Возможна реплика-побуждение, когда говорящий не уверен – стоит ли продолжать (и возникла пауза): «Не хочешь ли рассказать подробнее?».
Рефлексивное слушание предполагает использование словесной формы (реплики) для проявления реакции слушателя и установления обратной связи. Это средство контроля адекватности понимания услышанного.
Существуют три основных приема рефлексивного слушания: выяснение, перефразирование, проявление эмоциональной реакции.
Проявление эмоциональной реакции: эмоциональным выражением радости (хорошо!), удовлетворения (согласен), тревожного удивления (так ли? стоит ли?) слушающий подчеркивает не только внимание к речи, но свое понимание состояния говорящего.
Не следует бояться проявлений эмоциональной реакции. Внешнее проявление должно быть отражением правильного понимания подтекста речи говорящего – в общем контексте общения. Важно попытаться понять: почему собеседник заговорил? Или: почему замолчал? Почему ему стало вдруг «неуютно»?
Не менее профессионально значимым для журналиста представляется и умение организовать слушание – помочь собеседнику быть внимательным и адекватно понимать услышанное. Для эффективности устного общения коммуникативный лидер (в этой роли, как правило, выступает журналист) должен уметь: создать установку совместного действия; обеспечить уровень внимания к устному сообщению, гарантирующий его адекватное понимание; блокировать коммуникативные помехи;
различными приемами (в том числе приемами нерефлексивного слушания) помочь собеседнику раскрепоститься, преодолеть трудности самовыражения.
Элементы процесса слушания — Студопедия
Поделись
Слушание в консультировании
Структура слушания и его коммуникативные функции.
Элементы процесса слушания
Слушание – это рецептивный вид речевой деятельности, направленный на восприятие устного высказывания.
Главные коммуникативные функции этого вида речевой деятельности: узнать новую информацию (познавательная функция), получить эмоционально – эстетическое наслаждение (эмоциональная функция), усовершенствовать свой жизненный опыт (регулятивная функция).
Ученые создали своеобразную модель слушания, которая получила название «петля слушания». Она выглядит так:
Схема 5
Взаимообратные стрелки показывают, что слушание — это динамичный процесс, все элементы которого взаимодействуют друг с другом и одинаково важны для процесса слушания.
Концентрация включает в себя внимание к говорящему, к сообщению и к ситуации разговора. Этот компонент в практическом плане самый необходимый. Ведь сообщение не может быть понято верно до конца, если нет подлинного внимания. Одна молодая женщина, узнавшая, что большинство людей слушают друг друга невнимательно и потому неэффективно, решила проверить это на практике. Во время коктейля она сказала своей собеседнице бодрым светским тоном: «Между прочим, уходя из дома, я пристрелила своего мужа». «О, на самом деле?» — последовал ответ. – «Как тебе повезло, дорогая!»
Понимание — это основной элемент слушания. Ведь, чтобы общение состоялось, важно не только внимательно выслушать, но и понять его. Судите сами, как бы внимательно мы ни слушали иностранца, мы ни слова не поймем, если не говорим на его языке, а, следовательно, общение с таким человеком не будет результативным. Ученые доказали, что понимание сообщения тесно связано с нашим прошлым опытом. Что это значит? Простейший пример.
Если я попрошу вас закончить фразу «Без труда не вытащишь.
..», ваши ответы будут единодушны – «и рыбку из пруда». Итак, слушающий, начиная воспринимать сообщение,не ждет, пока говорящий закончит свою речь, а пытается уже по первым фразам восстановить все, о чем пойдет разговор дальше. И конечно, при этом прежде всего на ум ему приходят сложившиеся на основе его прошлого опыта наиболее вероятные, наиболее стандартные варианты связи уже услышанного фрагмента с остальными. Эта способность предугадать содержание дальнейшего высказывания называется в лингвистике механизмом вероятностного прогнозирования.Наверное, любому из вас известен тип людей, которые не могут удержаться, что бы уже в самом начале рассказа не перебить говорящего криками: «Понял, понял» или «А, знаю», а затем предложить свое встречное описание. В этих случаях наиболее ярко проявляется действие механизма вероятностного прогнозирования. Правда, далеко не всегда прогнозы оказываются верными. Понимание осуществляется на трех уровнях: дословном, обобщающем и критическом.Таблица 6
Фраза, сказанная говорящим | Ее понимание слушающим на трех уровнях | ||
Дословном | Обобщающем | Критическом | |
Встреча состоится в шесть вечера | Встреча состоится в шесть вечера | Встреча в шесть, так как это, вероятно удобно начальнику | В шесть-то, в шесть, но меня это совсем не устраивает |
Реагирование — физическое проявление того, что сообщение услышано и понято. Для этого существует несколько путей: задавание вопросов; выражение согласия (несогласия) с говорящим; комментарии по поводу услышанного, добавление информации и т. д.
Итак, мы рассмотрели элементы процесса слушания, выявили их особенности. Однако важнее этих знаний для любого человека умение слушать. Писатель Д. Гранин в романе «Картина» пишет: «Умение слушать — редкая способность и высоко ценится». Может быть, у кого-то эти слова вызовут недоумение. Действительно, что здесь особенного. Ведь все люди обладают нормальным слухом, слышат друг друга, разговаривают, общаются. Однако слышать и слушать — не совсем одно и то же.
Слышать — означает физически воспринимать звук, а
Большинство людей, по мнению ученых, плохо умеют слушать слова других, особенно если они не задевают их реальных интересов. Исследования показывают, что умением выслушать собеседника спокойно и целенаправленно, вникнуть в сущность того, о чем говорится, обладают не более 10 % людей. Неумение слушать является одной из основных причин неэффективного профессионального общения, так как именно оно чаще всего приводит к недоразумениям, ошибкам, проблемам.
А умеем ли мы с вами слушать? Чтобы социальный работник смог проверить свои способности в области эффективного слушания, в одном из пособий по социальной работе предлагается список вопросов, на которые нужно ответить:
Способны ли вы:
— дать человеку закончить рассказ, не реагируя на содержание;
— четко выражать согласие и другие реакции и чувства;
— перефразировать то, что сказал клиент;
— суммировать сказанное, чтобы затем продолжить разговор;
— выдержать молчание в течение пяти секунд;
— терпимо относиться к «больным» вопросам;
— настроиться на другого человека, понять, что он чувствует.
Если вы положительно ответили на большинство из этих вопросов, значит, у вас развито умение слушать, профессионально значимое для социального работника. Если нет, вам надо проанализировать, по каким причинам вы слушаете неэффективно и приложить все усилия, чтобы овладеть правилами и приемами результативного слушания.
2. Культура слушания
6.3: Функции слушания — Социальные науки LibreTexts
- Последнее обновление
- Сохранить как PDF
- Идентификатор страницы
- 136555
- Виктория Леонард и Элизабет Коулман
- Инициатива открытых образовательных ресурсов ASCCC (OERI)
Можно предположить, что многие из вас замечали, что когда вы смотрите фильм или слушаете музыку, вы заняты иначе, чем когда слушаете одного из своих профессоров. Точно так же мы думаем, что когда вы разговариваете по душам с другом, членом семьи или партнером, вы можете настроиться на него с большей интенсивностью, чем в классе. Мы слушаем по-разному в разных ситуациях, и это совершенно уместно! Важно понимать, что существуют разные функции слушания, потому что тогда мы можем использовать наиболее подходящие навыки слушания для достижения цели или случая. Правильное использование этих функций приведет к лучшему взаимодействию и пониманию.
На этапах слушания вы узнали, что вам необходимо оценивать достоверность того, что вы слышите, а это означает, что вам нужно будет анализировать то, что вы слышите. Оценочное прослушивание — это функция прослушивания, выполняющая задачу анализа и оценки сообщений. Мы занимаемся оценочным слушанием во многих из тех же контекстов, что и при всестороннем слушании. Оценка позволяет нам определить, является ли сообщение истинным или логичным. Независимо от того, являетесь ли вы присяжным на процессе по делу об убийстве или слушаете оправдания своего партнера по поводу того, почему он опоздал домой, вы будете анализировать сообщения, которые слышите. Хотя не всякое оценочное слушание может быть вопросом жизни и смерти, оно все же может повлиять на другого человека.
Рисунок \(\PageIndex{1}\): Дебаты вице-президента — автор: Лоуренс Джексон имеет лицензию CC-BY-NC-SA 2.0В разное время мы можем слышать, как наш партнер рассказывает нам историю и его голос. просто звучит иначе. Вы можете заметить, что они звучат грустно или расстроено. Что такого в их тоне, что вы так уверены, что что-то не так? Хотя эта следующая функция слушания может использоваться не так часто, как другие, она все же выполняет важную функцию. Дискриминационное прослушивание — это уникальная функция слушания, возникающая на стадии восприятия процесса слушания и включающая способность различать звуки. Эта форма слушания физиологична, и если вы можете слышать, вы можете получить доступ к этой функции слушания. Например, автомеханик может хорошо слушать звуки автомобиля, который кто-то привозит в ремонт, и он может определить, какая часть автомобиля нуждается в ремонте. Если вы сидите в суде присяжных и слушаете показания, сможете ли вы определить, лжет ли кто-то? Специалист по коммуникациям Джуди Бургун отмечает, что трудно говорить, используя сложные высказывания, когда вы пытаетесь представить мошенническую историю (Бургун и др., 2015). Если вы когда-либо ловили кого-то на лжи, вашей первой подсказкой могло быть то, как этот человек заикался во время разговора. Как видите, мы слушаем, используя все доступные нам стимулы, включая наш голос, тон и другие невербальные действия.
Рисунок \(\PageIndex{2}\): Herbert Doyle от Службы распространения визуальной информации Министерства обороны находится в общественном достоянии CC0
Считаете ли вы, что все формы слушания должны быть связаны с вашей способностью понимать или вспоминать информацию? Нет! Слушание с благодарностью — это наша способность слушать для удовольствия, которая считается самой простой из всех функций прослушивания. Прослушивание музыки, просмотр телевизионного шоу, посещение концерта или даже прослушивание отличной речи или лекции в классе — все это примеры благодарного слушания. Бывают случаи, когда мы слушаем исключительно для удовольствия, но бывают и случаи, когда мы можем комбинировать функции прослушивания. Если вы рассмотрите пример отличной лекции вашего профессора, возможно, вы слушаете для понимания, оценки и признательности одновременно! Одной из этих функций слушания будет доминирующая форма в зависимости от случая.
Рисунок \(\PageIndex{3}\): Леди Гага и Тони Беннетт, J. Breschoten , лицензия CC-BY-SA 4.0Вам когда-нибудь нужно было выговориться или попросить кого-нибудь выслушать вас, потому что вы нужен друг? Или вас поставили в такое положение, когда кому-то нужны были вы ? Эмпатическое слушание возникает, когда мы пытаемся почувствовать то, что чувствует другой человек, и может считаться самой сложной из всех функций слушания. Эмпатия означает слушать, чтобы понять чувства и/или эмоции другого человека с целью их подтверждения. Эмпатическое слушание — это навык слушания более высокого уровня, поэтому он требует больше энергии. Это часто описывается как попытка поставить себя на чье-то место.
Рисунок \(\PageIndex{4}\): Listening Attentively by Beatrice Murch имеет лицензию CC-BY-SA 4.0рекомендации во время пандемии COVID-19. Если вы не знакомы с этим обычаем, в Britannica (2019) он описан следующим образом:
[] Празднование 15-летия девочки, знаменующее ее переход от девичества к женственности; этот термин также используется для обозначения самой празднующей. quinceañera — это одновременно и религиозное, и общественное мероприятие, которое подчеркивает важность семьи и общества в жизни молодой женщины. Его отмечают в Мексике, Латинской Америке и странах Карибского бассейна, а также в латиноамериканских общинах США и других стран».
Судя по реакции лиц учеников, даже в Zoom, было очевидно, что многие ученики смогли сопереживать ученику. Давайте посмотрим на историю одного студента, которая помогает проиллюстрировать важность чуткого слушания.
Голос студента
В течение многих лет преподавая межличностное общение, я всегда ценил студентов, которые готовы поделиться своим опытом. Чтобы дать вам некоторый контекст для того, что вы будете читать, я хотел бы напомнить вам о расстреле 17-летнего Трейвона Мартина в 2012 году. Когда он был в гостях у своего отца во Флориде, его заметил Джордж Циммерман, который был доброволец соседской охраны. Циммерман подумал, что Мартин замышляет что-то криминальное, и в своем отчете описал Трейвона Мартина как человека, носящего «толстовку с капюшоном». Циммерман выстрелил в Мартина одним выстрелом, и с того дня толстовка с капюшоном стала символом, напоминающим нам, что даже одежда, которую мы носим, может иметь значение для жизни и смерти. Теперь вспомните убийство 25-летнего Ахмауда Арбери, который был смертельно ранен в результате преступления на почве расовой ненависти во время пробежки в Сатилла-Шорс в Джорджии 23 февраля 2020 года, всего через восемь лет после убийства Трейвона Мартина.
В июне 2020 года я пригласил одного из своих бывших студентов выступить на общестуденческой дискуссии о расизме. Брэндон, афроамериканец, поделился своим опытом жизни в Грузии, когда он уехал к семье во время пандемии.
» Вы увидите, как я сегодня одет. На мне рубашка с галстуком и пуловер. Я больше не выхожу из дома в толстовке. Я больше никогда не буду носить толстовку, потому что я не могу. Я не могу рисковать оказаться на публике и показаться головорезом или преступником из-за того, как я одет.»
Как вы думаете, почему я счел эту историю достаточно важной, чтобы поделиться с вами? Эта мощная студенческая история символизирует два важных аспекта межличностного общения. Во-первых, эта история демонстрирует, что не все функции прослушивания требуют ответа, и это был один пример, когда кому-то просто нужно было быть услышанным. История Брэндона, к сожалению, не уникальна, но она показала важность того, когда важнее слушать, а не говорить. Эта история также представляет собой императив что наше общество должно слушать, чтобы мы могли помочь создать изменения, которые должны произойти для улучшения межрасовых отношений. Каким бы образованным я ни был и как бы много я ни знал, эта история была одной из нескольких, которые в тот день пронзили мое сердце. Мы можем стать лучше, слушая других.
Отражение:
Было ли время, когда кто-то нуждался в вас, чтобы выслушать, и вы не осознавали важность их потребности до позже?
Эта история помогла вам лучше понять, как чуткое слушание может повлиять на отдельных людей и общество в целом?
Эта страница под названием 6. 3: Functions of Listening распространяется под лицензией CC BY 4.0. Авторами, ремиксами и/или кураторами выступили Виктория Леонард и Элизабет Коулман (Инициатива открытых образовательных ресурсов ASCCC (OERI)).
- Наверх
- Была ли эта статья полезной?
- Тип изделия
- Раздел или Страница
- Автор
- Инициатива открытых образовательных ресурсов ASCCC (OERI)
- Лицензия
- СС BY
- Версия лицензии
- 4,0
- Программа OER или Publisher
- Программа ASCCC OERI
- Показать оглавление
- да
- Теги
- благодарное слушание
- автор @ Элизабет Коулман
- автор@Виктория Леонард
- комплексное прослушивание
- дискриминационное прослушивание
- оценочное прослушивание
- стиль прослушивания
Навыки слушания | SkillsYouNeed
Слушание — это способность точно получать и интерпретировать сообщения в процессе общения.
Умение слушать является ключом к эффективному общению. Без умения эффективно слушать сообщения легко понять неправильно. В результате связь прерывается, и отправитель сообщения может легко разочароваться или разозлиться.
Если есть один навык общения, которым вы должны стремиться овладеть, то это слушание.
Умение слушать настолько важно, что многие ведущие работодатели проводят обучение навыкам слушания для своих сотрудников. Это неудивительно, если учесть, что хорошие навыки слушания могут привести к большей удовлетворенности клиентов, большей производительности с меньшим количеством ошибок и более широкому обмену информацией, что, в свою очередь, может привести к более творческой и инновационной работе.
Многие успешные лидеры и предприниматели связывают свой успех с умением слушать. Ричард Брэнсон часто называет слушание одним из главных факторов успеха Virgin.
Умение слушать — это навык, лежащий в основе всех позитивных человеческих отношений.
Потратьте некоторое время на размышления и развитие своих навыков слушания — они являются строительными блоками успеха.
См. наши страницы: Навыки трудоустройства и Навыки обслуживания клиентов , чтобы узнать больше о важности умения слушать на рабочем месте.
Умение слушать также полезно и в личной жизни, в том числе:
Большее количество друзей и социальных сетей, повышение самооценки и уверенности в себе, более высокие оценки в школе и в учебе, а еще лучшее здоровье и общее самочувствие.
Исследования показали, что если разговор повышает кровяное давление, то внимательное слушание может его снизить.
Слушать — это не то же самое, что слышать
Слух — это звуки, которые попадают в ваши уши. Это физический процесс, который, если у вас нет проблем со слухом, происходит автоматически.
Однако для того, чтобы слушать, требуется нечто большее: это требует сосредоточенности и сосредоточенных усилий, как умственных, так и иногда физических.
Слушать означает обращать внимание не только на историю, но и на то, как она рассказывается, на использование языка и голоса, а также на то, как другой человек использует свое тело. Другими словами, это означает осознавать как вербальные, так и невербальные сообщения. Ваша способность эффективно слушать зависит от степени, в которой вы воспринимаете и понимаете эти сообщения.
Слушание — это не пассивный процесс. На самом деле слушатель может и должен быть вовлечен в процесс не меньше, чем говорящий. Фраза « активное слушание » используется для описания этого процесса полной вовлеченности.
См. наши страницы: Активное прослушивание и Типы прослушивания для получения дополнительной информации.
Самый простой и действенный способ установить контакт с другим человеком — это слушать. Просто слушай. Возможно, самое важное, что мы когда-либо дарили друг другу, — это наше внимание.
Доктор Рэйчел Наоми Ремен
Мы тратим много времени на слушание
Взрослые тратят в среднем 70% своего времени на какое-либо общение.
Из них, как показывают исследования, в среднем 45% тратится на слушание по сравнению с 30% разговором, 16% чтением и 9% письмом. (Адлер, Р. и др., 2001). То есть, по любым меркам, много времени на прослушивание. Поэтому стоит потратить немного дополнительного времени, чтобы убедиться, что вы слушаете эффективно.
На основании исследования: Адлер, Р., Розенфельд, Л. и Проктор, Р. (2001)
Взаимодействие: процесс межличностного общения (8-е изд.), Форт-Уэрт, Техас: Харкорт .
Цель умения слушать
Нет никаких сомнений в том, что умение слушать является чрезвычайно важным жизненным навыком. Почему так важно слушать?
Прослушивание служит ряду возможных целей, и цель прослушивания будет зависеть от ситуации и характера общения.
Чтобы сосредоточиться на передаваемых сообщениях, избегая отвлекающих факторов и предубеждений.
Для полного и точного понимания точки зрения и идей говорящего.
Критически оценивать сказанное. (Подробнее см. на нашей странице Critical Thinking ).
Для наблюдения за невербальными сигналами , сопровождающими то, что говорится, для улучшения понимания.
Проявлять интерес, заботу и концентрацию.
Чтобы побудить говорящего к полноте, открытости и честности в общении.
Развивать бескорыстный подход, ставя говорящего на первое место.
Для достижения общего и согласованного понимания и принятия точек зрения обеих сторон.
Часто во время слушания нашей главной задачей является формулирование способов ответа. Это не функция слушания. Мы должны попытаться полностью сосредоточиться на том, что и как говорится, чтобы лучше понять говорящего.
Эффективное слушание требует концентрации и использования других органов чувств, а не только прослушивания произносимых слов.
Слушать — это не то же самое, что слышать, и чтобы эффективно слушать, вам нужно использовать не только уши.
См. нашу страницу: Десять принципов слушания.
Дальнейшее чтение из книги «Навыки, которые вам нужны»
Наши электронные книги по навыкам общения
Узнайте больше об основных навыках общения, необходимых для более эффективного общения.
Наши электронные книги идеально подходят для всех, кто хочет узнать или развить свои навыки межличностного общения, и полны легкой для понимания практической информации.
Барьеры на пути к эффективному слушанию
Чтобы улучшить процесс эффективного слушания, может быть полезно перевернуть проблему с ног на голову и рассмотреть препятствия на пути к эффективному или неэффективному слушанию.
Например, одна из распространенных проблем заключается в том, что вместо того, чтобы внимательно слушать, что кто-то говорит, мы часто отвлекаемся после одного или двух предложений и вместо этого начинаем думать о том, что мы собираемся сказать в ответ, или думать о посторонних вещах. Это означает, что мы не до конца слушаем остальную часть сообщения говорящего.
Эта проблема частично связана с разницей между средней скоростью речи и средней скоростью обработки. Средняя скорость речи составляет от 125 до 175 слов в минуту, тогда как мы можем обрабатывать в среднем от 400 до 800 слов в минуту. Обычно слушатель использует свободное время, чтобы помечтать или подумать о других вещах, а не сосредотачиваться на том, что говорит говорящий.
Конечно, ясность того, что говорит говорящий, также может влиять на то, насколько хорошо мы слушаем. Как правило, нам легче сосредоточиться, если говорящий бегло говорит, имеет знакомый акцент и говорит с подходящей для ситуации громкостью. Например, труднее сосредоточиться на человеке, который говорит очень быстро и очень тихо, особенно если он передает сложную информацию.
Нас также может отвлекать внешний вид говорящего или то, что говорит кто-то другой, что звучит интереснее.
Эти проблемы не только затрагивают вас, но вы, вероятно, проявите свою невнимательность языком тела.