Функции сознания: Основные функции сознания

Основные функции сознания

Структурные элементы сознания находятся во взаимосвязи и взаимодействии и обеспечивают выполнение сознанием ряда жизненно важных для человека функций. Назовем главные функции сознания.

Познавательная — заключается в возможности сознания, на основе преобразующей материальной и идеальной деятельности человека, формировать знания о действительности.

Аккумулятивная — суть ее в том, что с помощью памяти человек может накапливать знания, добытые им самим и предшествующими поколениями.

Аксиологическая —заключается в возможности человека оценивать полученные знания и поступки людей с точки зрения своих потребностей и интересов.

Целенаправленности — одной из главнейших сугубо человеческих способностей является способность к целеполаганию. Цель – это идеальное представление о результатах будущей деятельности.

Целеполагание обеспечивается возможностями человека преобразовывать материальный мир в соответствии со своими историческими потребностями.

Творческая — эта функция связана с достижением человеком свободы в процессе познания многообразия природного и социального мира и созданием многофункциональных средств труда, позволяющих ему творить «по законам красоты».

Коммуникативная — сознание обеспечивает, с помощью различных коммуникативных систем (внутренние способности, языковые средства и электронные технические средства) общение людей между собой и актуально и в историческом плане.

Регулятивная — человек с помощью сознания на основе учета и оценки различных факторов, в соответствии с поставленной целью, регулирует свое поведение и деятельность, а также коллективов и больших масс людей.

Рассмотрим соотношение некоторых структурных элементов сознания.

СОЗНАНИЕ И ПСИХИКА

Прежде всего, необходимо отметить, что сознание связано с психикой. Психика – целостность всех психических процессов. Она есть высшая форма взаимосвязи живых существ с предметным миром, выраженная в способности реализовывать свои побуждения и действовать на основе информации о нем. Психика более сложное образование, чем сознание. Она включает сознание и бессознательное. В свою очередь, сознание реализуется в памяти, мышлении, знании, эмоциях, воле, внимании, и самосознании. К бессознательному относят – инстинкты, представленные как совокупность врожденных актов поведения человека, которые создаются, вследствие продолжительной эволюции и направлены на обеспечение жизненных функций, самого существования каждого существа.

СОЗНАНИЕ И БЕССОЗНАТЕЛЬНОЕ

В структуре бессознательного можно выделить интуицию (механизм получения знания без осознания путей, условий и механизмов, путем непосредственного усмотрения истины) и автоматизмы (сложные действия человека, которые первично появляются под контролем сознания, но, в результате длительной тренировки и многократного повторения приобретают характер бессознательных).

Бессознательными также являются сновидения, гипнотические состояния, явления сомнамбулизма, состояния невменяемости. Современная наука оперирует понятием подсознательного. Это особый пласт или уровень бессознательного, к которому относят психические явления, связанные с переходом операций деятельности с уровня сознания на уровень автоматизма.

Интуиция — это механизм непосредственного постижения сущности предмета, свойства или явления. Но интуицию не следует рассматривать как волшебное средство постижения истины, как чудо. Следует предположить, что бессознательные механизмы мышления, так же как и осознаваемые, на основе индивидуального и коллективного опыта в процессе анализа конкретной ситуации, предмета или явления могут давать знание, результат, который неожиданно для человека появляется в верхних осознаваемых слоях психики. Тогда как сам механизм остается неосознанным.

Автоматизмы – это сложные действия человека, которые первично появлялись под контролем сознания, но в результате многократных повторений или длительной тренировки приобретают характер бессознательных.

Благодаря подключению бессознательного к психической деятельности нагрузка на сознание уменьшается, а это, в свою очередь, расширяет творческие возможности человека.

Бессознательное и сознательное являются двумя относительно самостоятельными сторонами единой психической реальности человека. В бессознательном заложены широкие возможности для рационализации человеческой жизнедеятельности, в особенности творческой деятельности субъекта. Это обстоятельство служит основой формирования иррационалистических философских учений. В них значительной или даже определяющей силой человеческого поведения считаются разные формы бессознательного: инстинкты, интуиция и другие формы. Известные представители иррационализма – А. Шопенгауэр (Германия), Серен Кьеркегор (Дания), Фридрих Ницше (Германия), Эдуарт Гартман (Германия, Анри Бергсон (Франция), Зигмунд Фрейд (Австрия), Мартин Хайдеггер (Германия). Зигмунд Фрейд, в частности, строил свою модель поведения человека на представлении о господстве в человеческой психике половых влечений, которые вступают в конфликт с сознанием и подчиняют его себе.

Однако большинство философских школ занимают другую позицию. Они считают ведущим началом человеческой психики сознание, которое, формируя бессознательное, способно его контролировать и определять общую стратегию поведения человека.

СОЗНАНИЕ И ЯЗЫК

Возникновение и развитие сознания как социально-культурного явления, специфически человеческой формы «отражения» неразрывно связано с возникновением и развитием языка как материального носителя, воплощения сознания. Воспроизведем еще раз слова Маркса по конкретному случаю. «На духе с самого начала лежит проклятие – быть «отягощенным» материей, которая выступает здесь в виде движущихся слоев воздуха, звуков – словом, в виде языка. Язык так же древен, как и сознание; язык есть практическое, существующее и для других людей и лишь тем самым существующее также и для меня самого действительное сознание». Только будучи выражено в языке, совместно вырабатываемое сознание выступает как некоторая социальная реальность.

Наряду со словесным разговорным языком сознание может быть выражено, объективировано и в материальных явлениях иного рода, которые в этом случае так же, как и разговорный язык, приобретают знаковую функцию. То есть, материальное явление выполняет функцию знака в том случае, если выражает некоторое содержание сознания, становится носителем определенной социальной информации.

Язык возник из потребности общения в процессе совместной трудовой деятельности. Жесты обеспечивали общение лишь в пределах видимости, поэтому возникла потребность в звуковой системе знаков. Языковые знаки, слова выполняют двойную функцию: выступают средством общения и орудием мышления. Они являются не только условными знаками предметов и процессов, также фиксируют наши мысли об этих предметах.

Сознание и язык образуют единство: в своем существовании они предполагают друг друга, как внутреннее, логически оформленное идеальное содержание предполагает свою внешнюю материальную форму.

Язык есть непосредственная деятельность мысли, сознания. Сознание не только выявляется, но и формируется с помощью языка. Связь между сознанием и языком не механическая, а органическая.

СОЗНАНИЕ И САМОСОЗНАНИЕ

В субъективной реальности человека имеет место такая важная подструктура, как самосознание. Это осознание человеком себя как личности, осознание своей способности принимать самостоятельные решения и вступать на этой основе в сознательные отношения с людьми и природой, нести ответственность за принятые решения и действия. Самосознание позволяет человеку целостно оценить самого себя, свой моральный облик, собственные знания, мысли, интересы, идеалы, мотивы поведения, действия и т.д. Оно является важнейшим условием самосовершенствования человека. В структуре самосознания можно выделить такие элементы: самочувствие, самопознание, самооценка, самоконтроль. Самосознание тесно связано с рефлексией, как способности сознания делать предметом своего осмысления само сознание, его основные категориальные формы.

Поэтому рефлексию можно оценить как деятельность самосознания.

Способность человека осуществлять самоконтроль формируется не сразу. Самосознание наряду с мировоззрением, характером, интересами, навыками формируется в процессе жизни. Под воздействием социальной среды человек формирует способность контролировать свои действия и отвечать за свои поступки. Эта способность в значительной степени зависит от того какие социальные ценности культивируются в данной среде и какие требования предъявляются к индивиду. И главным среди них является умение контролировать свои действия и нести ответственность за свои поступки.

СОЗНАНИЕ И ИНТЕЛЛЕКТ

Под интеллектом обычно понимают общий умственный потенциал человека, степень реализации способностей, которые он целесообразно использует для приспособления к жизни. Интеллект выражает все умственные функции человека, всю совокупность его познавательных умений: ощущения, восприятие, память, представление, мышление, воображение. Благодаря интеллекту человек может сравнивать, вырабатывать абстракции, образовывать понятия, суждения, умозаключения. Ясперс предлагает различать предпосылки интеллекта, багаж знания интеллекта и интеллект в собственном смысле слова. Предпосылками интеллекта можно считать способность к запоминанию и память, механизмы, лежащие в основе двигательных навыков, речевого аппарата и т.д. Эти предпосылки часто смешиваются с умственными способностями как таковыми. Человек, который ничего не помнит, ничего не может говорить или слишком быстро утомляется, естественно, лишен возможности проявить свой интеллект. Большой запас знаний указывает на определенные способности, но существует определенная независимость способности к обучению и интеллекта как способности суждения.

Более глубокому пониманию интеллекта способствует работа над созданием искусственного интеллекта в рамках информатики. Здесь ставится задача разработки методов моделирования и воспроизведения с помощью компьютерной техники отдельных функций творческой деятельности человека, а также решение проблем представления знания в них и построения баз данных, создание экспертных систем, разработку так называемых интеллектуальных роботов. Исследования в этом направлении ведутся во многих странах.

К началу 21 века ученые много сделали для того, чтобы переложить отдельные функции интеллекта на информационные системы. Уже сегодня компьютеры выполняют сложные работы: переводят с одного языка на другой, руководят самолетами, ведут поезда, играют в шахматы, даже осуществляют некоторые логические операции, присущие человеческому мозгу. Но на вопрос «О возможности замены человеческого разума электронным, искусственным разумом?» ученые не могут дать положительный ответ.

Конечно, с точки зрения технических возможностей не следует устанавливать пределы усовершенствования электронных устройств, копирующих умственные способности человека. Но, тем не менее, аналогия между операциями, которые осуществляют машины, и теми, которые происходят в мозгу человека, не дает оснований считать машины способными к мышлению. По сути, машина воссоздает лишь один аспект нашего мышления – формально-логический. В то время как реальное мышление человека – это воля, эмоции, интуиция, мечта, фантазия и прочие составляющие. Богатство внутреннего мира человека является следствием богатства и разносторонности его общественных связей. Поэтому, чтобы полностью смоделировать сознание человека, его структуру, функции, недостаточно воспроизвести только структуру мозга. Для этого нужно воссоздать весь исторический путь развития человека, обеспечить его всеми потребностями, в том числе и потребностями политическими, моральными и эстетическими. Все это свидетельствует об ограниченных возможностях современных кибернетических устройств в решении сложных познавательных и интеллектуальных задач. Они являются не более чем средствами механизации и автоматизации тех сторон интеллектуальной деятельности, которые связаны с четкими правилами переработки информации. Но в этом и состоит их огромное значение.

СОЗНАНИЕ И МЫШЛЕНИЕ

Мышление — это процесс познавательной деятельности индивида, который характеризуется обобщенным и опосредованным отражением действительности. Этот процесс завершается созданием абстрактных понятий, суждений, которые представляют собой отражение существенных, закономерных отношений вещей и процессов действительности. Благодаря мыслительной деятельности мы проникаем на уровень сущности вещей, не данный человеку в чувственной форме.

Мышление неразрывно связано с языком. Поскольку содержанием мышления является информация об объектах действительности, эта информация должна каким-то образом фиксироваться, храниться и передаваться в процессе коммуникации. Язык, как особая знаковая система, материализует, точнее, представляет в материальной форме, наши мысли и поэтому выступает необходимым средством связи мышления с действительностью.

Мышление по своей природе рационально и существенно отличается от чувственного восприятия действительности.

Оно носит опосредованный характер, то есть оперирует не чувственными образами, а абстрактными понятиями.

Мышление имеет обобщенный характер в отличие от чувственных образов, отражающих единичные свойства вещей.

Оно отражает внутренние существенные признаки в отличие от внешних, несущественных, представленных в чувственной форме. В чувственном образе объект представлен в виде «картинки», описания, тогда как мышление, выявляя сущность объекта, объясняет его.

Мышление обладает способностью к абстрагированию, то есть способностью выделять отдельные стороны, признаки предметов и превращать их в самостоятельный предмет осмысления. Именно благодаря этой способности, мышление выделяет существенные признаки предметов и образует понятия о них или их свойствах и отношениях.

Мышление имеет творчески-преобразующий, активный характер. Эта способность реализуется в формировании целей и идеальном планировании средств и способов их достижения.

Таким образом, мышление есть опосредованное, абстрактное, неразрывно с вязанное с языком, обобщенное, творчески активное, целенаправленное «отражение» действительности.

ПРОБЛЕМА ОБЩЕСТВЕННОГО СОЗНАНИЯ

Когда говорят об общественном сознании в собственном смысле этого слова, имеют в виду, прежде всего то, чем сознание людей, объединенных в общности, отличается от сознания отдельного человека, направленного на решение его личных проблем, на организацию его индивидуальной жизни. В этом смысле общественное сознание – это сознание, всегда направленное на решение общих проблем устройства общественной жизни в целом. То есть, сознание общества есть многообразный процесс, поддерживаемый активностью сознания отдельных людей. В нем содержатся идеи, высказанные отдельными людьми в то или иное время, устойчивые представления, связанные с некоторой системой норм и принципов, общие теории, в которых обобщаются различные стороны общественной жизни и упорядочиваются знания о природе.

Общественное сознание представлено в различных формах, в которых выражена специфическая направленность «отражения» действительности, зависящая от объекта отражения и его целей. Среди форм общественного сознания можно выделить: экономическое, политическое, правовое, моральное, эстетическое, религиозное, научное, экологическое и др. Во всех формах сознания происходит объединение каждого отдельного человека с некоторой общностью людей или со всем обществом в целом, причем строится такое объединение на базе общего решения специфических вопросов организации жизни, устройства социальных институтов, организации процесса познания и т. д.

Благодаря наличию у людей общего сознания и закреплению в сознании в качестве устойчивых образований лишь таких идей, которые оказываются перспективными в практическом смысле, общество функционирует как целостный организм, т.е. оно представляет не просто стихийно сложившиеся в результате производства отношения, но содержит и сознательно упорядочиваемые людьми связи.

Идеи, получающие закрепление в общественном сознании, представляют собой не просто отражение действительности, т.е. не просто ее специфическое удвоение, а еще и реорганизацию действительности, практическое приспособление человека к миру. Такое приспособление осуществляется за счет того, что вырабатываются новые формы социальной связи, утверждаются социальные нормы и те идеи, которые оказываются необходимыми для их воспроизводства.

Идеальное, связанное с действующей нормой представляет уже не просто идею, а выступает как так называемое материализованное идеальное. Оно существует уже не только в головах отдельных людей, но зафиксировано также с помощью тех или иных материальных носителей (обрядов, сказаний, письменности, образов фольклора и художественной литературы). Благодаря транслируемым от поколения к поколению, связанным с определенными образами значениям, идеальное становится формой общественной коммуникации, образцом для подражания, постоянно воспроизводимым во взаимодействиях людей. Практическая целесообразность, жизненность некоторой социальной нормы, что подтверждается, прежде всего, исторической выживаемостью определенных социально-исторических групп людей, косвенно свидетельствует и об истинности тех идей, которые объясняют необходимость исполнения нормы. Это придает данным идеям более высокий бытийственный статус в сравнении с теми идеями, в которых просто выражаются исходные оценки действительности, делаются начальные предположения о целесообразных в данных условиях формах взаимоотношения людей. Тем самым создается впечатление о том, что связанные с нормами идеи произведены не сознанием человека. А имеют какую-то укорененность в иных, более фундаментальных пластах бытия, ведущих независимое от воли людей существование, скажем, в особом мире ценностей. В действительности же эти более глубокие пласты бытия являются бытием самих людей. Просто это уже коллективное бытие, качества которого приобретают по сравнению с индивидуальным бытием системный характер и оказываются более устойчивыми.

Большую теоретическую проблему представляет вопрос о том, кто же является носителем общественного сознания. Как уже говорилось, для того, чтобы обладать сознанием, нужно быть субъектом. Но является ли, например, общество таким субъектом, который способен принимать решения, иметь определенную эмоциональную жизнь, воспроизводить подобных себе носителей сознания? В определенном смысле можно говорить о субъективных свойствах не только каждого отдельного человека, но и более больших групп людей, социально-исторических общностей (класс, нация, государство, человечество). Но здесь, конечно, надо всегда помнить, что идеальное, как мыслительный процесс, не может быть присуще ни обществу в целом, ни какой-то отдельной общественной группе. Сознание как таковое, является исключительным качеством личного, индивидуального бытия. Однако сама личность силой собственного мышления способна объединять свое бытие с бытием некоторой группы людей. В каждой культуре создается символика, так или иначе, заставляющая личность жить интересами общности, испытывать радость и переживания по поводу ее успехов и неудач. Вне такого объединения сознательная жизнь человека не только теряет высший смысл, но, по существу, и вообще становится невозможной. Попытки построить свое бытие как совершенно независимое от общества, как показывает история философских идей, всегда демонстрировали свою несостоятельность.

Социально-исторические общности людей выглядят как такие субъекты, которые способны принимать решения, как например, государства принимают решения о начале или окончании войны, подписывают договоры, классы ведут борьбу, выбирают эффективные формы ее осуществления. Это, конечно, является проявлением субъективности. Однако, несмотря на все эти проявления субъективности, присущие социально-историческим общностям людей, решения, в конечном счете, принимаются ограниченным кругом лиц или даже отдельными людьми. Большим вопросом, касающимся изучения специфики общественного сознания и специфики общества в целом, является, поэтому, вопрос о том, как соотносятся субъективные свойства личности и субъективные свойства общности, какие из своих субъективных свойств и как (добровольно или вынужденно) личность передает органам, представляющим общность и имеющим право говорить от ее имени.

Вопросы для самопроверки по теме «Сознание»

1. В чем заключается проблема сознания в философии?

2. Почему сознание не может стать объектом теории?

3. Как Декарт ставил проблему сознания?

4. Каковы основные идеи учения Декарта о сознании?

5. Что Декарт называл врожденными идеями?

6. Какой смысл Декарт, вкладывал в тезис: Cogito ergo sum (Мыслю – следовательно, существую)?

7. Как подходил к проблеме сознания Гегель?

8. Что Гегель рассматривал в качестве сознания?

9. Какова роль Абсолютной идеи в мироздании по Гегелю?

10. Какие принципы анализа сознания заложены в марксизме?

11. Что является объективным основанием разграничения явлений сознания и материальных явлений?

12. Почему нельзя отождествлять понятия «материя» и «сознание»?

13. В чем роль понятия «отражение» и принципа развития в объяснении естественного происхождения сознания?

14. Как понимается отражение и его основные характеристики?

15. Как понимается идеальность в марксизме?

16. В чем заключается предметность сознания и что является объективным основанием ее формирования?

17. Каков механизм формирования идеальности в трудовом процессе?

18. В чем принципиальное отличие механизма опережающего отражения в человеческом обществе и в животном мире?

19. В чем заключается общественный характер сознания?

20. В чем особенность феноменологического подхода к сознанию?

21. Что собой представляет сознание с точки зрения Гуссерля?

22. Как представлена онтология сознания в философии Мамардашвили?

23. Какие функции сознания выделяются в современной философии?

24. Как соотносятся в современной философии понятия: сознание и психика, сознание и бессознательное, сознание и язык, сознание и самосознание, сознание и интеллект, сознание мышление.

25. В чем заключается проблема общественного сознания?

О функции сознания в соционике

Международный институт соционики
Журнал «Соционика, ментология и психология личности«, N 6, 1996.

Введено понятие о функции сознания, которая управляет активностью функций информационного метаболизма, являясь гиперфункцией.
Ключевые слова: соционика, информационные модели психики, функция сознания, гиперфункция.

Ранее нами была рассмотрена модель типа с различными размерностями функций [1]. Напомним, что места функций в соционических моделях описываются нами при помощи отдельных составляющих или векторов. Например, первая функция содержит 4 составляющих или 4 вектора:

вектор времени или глобальности t, вектор ситуации или места s, вектор норм или правил N по данному аспекту и вектор самооценки или личного опыта Я. Такое рассмотрение неявным образом вводит в модель Я человека, которое находится как бы в начале координат, характеризующих каждую из функций. Наблюдения и экстрасенсорные исследования показывают, что это Я, являясь некоторым внешним представителем истинного глубинного Я человека (Атмана), управляет переработкой информации в ментальном кольце и по отношению ко всем функциям кольца выступает одинаковым образом, регулируя их активности и последовательность включения. Оно играет объединяющую роль, и его также можно определить как функцию, но функцию интеграционную.

Таким образом, мы можем говорить о пятой функции ментального кольца. Для витального кольца ситуация аналогичная. Предлагается назвать эту функцию интеграционной функцией сознания и обозначать ее C (consciousness — сознание). Графическое обозначение этой функции —

Функция сознания, размерность которой 8 (16), является основанием векторного базиса и проецируется в каждую из обычных функций, объединяя их. Эта функция у каждого типа определяется совокупностью векторов всех функции. По-видимому она связана с тем, что К.Г.Юнг называл функцией фантазии, также объединяющей все функции [2]. Однако функция фантазии (в смысле Юнга) является лишь частным аспектом рассмотренной функции сознания.

Необходимо отметить, что пяти обобщенным функциям: интуиции, сенсорике и этике и логике можно сопоставить понимание структурных элементов в буддизме — скандх. Скандхи определяются как группы элементов эгоцентрического бытия, которые символизируют приверженность к стереотипам традиционного, «мирского» мышления [3]. Скандх пять: форма (субъект-объектное деление) — , ощущения — , чувства — , представление (различение мыслей) — и сознание .

С учетом 4-уровневой модели психики, предложенной автором, включающей помимо ментального M и витального V уровней, уровни сверхсознательный (супраментальный) S и физический Ph, модель приобретает следующий вид:
где интеграционные функции супраментального CS, ментального CM, витального CV и физического CPh уровней сознания также образуют «кольцо» с интеграционной функцией C истинного Я или Атмана.

Такой подход позволяет построить более последовательную, объемную и целостную модель типа информационного метаболизма, согласующуюся и с другими психологическими концепциями.

Литература:
  1. Букалов А.В. Структура и размерность функций информационного метаболизма. // Соционика, ментология и психология личности. — 1995. — N 2.
  2. Юнг К. Г. Психологические типы. — М., 1922.
  3. Сб. Психологические аспекты буддизма. — Новосибирск.: Наука, 1986.
  4. Букалов А.В. О четырехуровневой модели типа. // Соционика, ментология и психология личности. — 19967 — N 3.

Четыре функции сознания — ОФИЦИАЛЬНЫЙ веб-сайт MARI®

Согласно C.G. Сознание Юнга состоит из четырех аспектов — мышления, чувства, ощущения и интуиции. Почти невозможно отделить один аспект от другого, поскольку они неразрывно связаны в нашем теле-разуме. MARI имеет доступ ко всем четырем функциям сознания.

Интуитивная функция

Интуитивная функция активируется с самого начала сеанса MARI. Испытуемого сначала просят создать нарисованную мандалу. Нарисованная мандала состоит из белого листа бумаги и коробки не менее чем с 24 пастелью. Идеальная бумага — белый квадрат размером 12 на 12 дюймов. На бумаге только нарисованный карандашом круг размером с обеденную тарелку. Направления просты — «Удиви себя». Субъект решает, с какого цвета начать, с чего начать, как заполнить пространство и хотят ли они укрепиться или остаться в пределах линии. Этот процесс полностью интуитивен и часто раскрывает очень интересную бессознательную информацию.

Выбор символов и цветов на MARI также полностью интуитивно понятен. Их просто просят позволить себе увлечься шестью символами, которые им нравятся или которые больше всего привлекают, и одним символом, который им не нравится или который привлекает меньше всего.

Затем субъекта просят подумать о проблеме в его жизни. Их просят думать об этом как можно яснее. Как правило, вопросы широкие, неясные, расплывчатые, связанные с другими вопросами. Испытуемому предлагается постараться как можно более ясно изложить проблему. Их просят упростить проблему до предложения, если это возможно, а затем позволить этой проблеме прокрутить их в уме.

Пока они думают о проблеме и позволяют ей крутиться в уме, они должны позволить своим глазам найти символ, который, кажется, представляет собой помощь или руководство по решению проблемы.

Карточки-инструкции имеют несколько важных аспектов. Во-первых, как только субъект выбрал свои символы и цвета, которые, кажется, сочетаются с этими символами, ему будет дана обратная связь. Другими словами, они войдут в аспекты мышления и чувств точно так же, как на сеансе консультирования. По этой причине важно получить от клиента как можно больше информации, пока он все еще находится в интуитивной функции.

Важно обратить внимание на тот факт, что субъекта просят «подумать» о проблеме. Это важно, потому что функция мышления вербально вводится в интуитивную функцию. Это введение одного аспекта сознания в другой важно и требует другой ориентации на выбранные символы и цвета, когда дается обратная связь.

Функция обнаружения

Это, пожалуй, самый важный аспект в объяснении того, почему работает MARI. Хотя у нас есть пять чувств, в MARI важнее всего визуальное чувство. Чтобы понять, как и почему мы, люди, так визуально реагируем на символы и цвета, только начинают исследовать новые области эволюционной психологии и биологии. Наши реакции связаны с нашими инстинктами и интуитивными чувствами. По этой причине его трудно измерить. Тестируемость очень сложна с инстинктами и интуицией. Возможно, ближе всего к подтверждению того, как мозг обрабатывает символы и цвета, мы можем подойти с помощью фМРТ (функционального магнитно-резонансного томографа) 9.0003

Новая неврологическая информация захватывает. Теперь мы можем точно определить, где мозг обрабатывает слово или изображение. Зрительная кора активируется не только тогда, когда субъект выбирает символы и цвета, но, что более важно, когда субъект получает обратную связь. Хотя исследования с фМРТ еще не проводились с MARI, мы можем сделать вывод из аналогичных исследований, что будет огромная разница в мозге субъектов, которые сидят и разговаривают, как в традиционной терапии, и субъектов, которые проводят MARI. В мозгу человека, проводящего MARI, обнаруживаются бесчисленные неврологические связи, активирующиеся и соединяющиеся с другими частями мозга. Теперь, когда мы разрабатываем инструменты, которые показывают нам, что происходит в мозгу, мы не можем уменьшить неврологическое воздействие, когда клиент «видит» свою жизнь в символах и цветах. Зрительное понимание при виде его или ее символов и цветов, правильно размещенных на Великом Круге, опережает на световые годы терапию только с двумя аспектами сознания.

Визуальное воздействие как минимум в два раза больше. Есть первоначальный эффект. MARI — единственный инструмент, дающий визуальную картину нашего психического содержания. Никогда прежде мы не видели этого.

И тот факт, что человек выбрал символ и цвет, а затем увидел эту комбинацию, помещенную в Большой круг, сильно отличается от того, что терапевт говорит клиенту, что у него хорошая или плохая самооценка или более серьезные проблемы. Эта картина наполнена слоями информации, которые пробуждают воспоминания, чувства и озарения. Мы не можем недооценивать силу визуального образа и его влияние на тело-разум.

Если, например, субъект выбрал цвет, который говорит о старой боли или старой обиде на стадии полного сознания, это может означать как минимум две вещи: значение стадии и значение цвета. Во-первых, часть из них функционирует на стадии полного сознания и автономии. Во-вторых, там есть что-то тяжелое, вероятно, связанное со старой болью или старой обидой. Эта информация представляется субъекту в форме такого вопроса, как: «Хотя ясно, что вы действуете на стадии развитого сознания и во многих отношениях чувствуете себя в мире комфортно и успешно, тоже есть смысл, может там тоже какая-то тяжесть? Тяжесть, которая, возможно, связана со старой обидой и старой болью?»

Это важный момент для субъекта — он действительно видит проблему. Это регистрируется в психике, и субъект должен выражать свои мысли и чувства. Они могут идентифицировать символ и сцену с тем, как они себя чувствуют. В этот важный момент последнее, что хочет делать практикующий, — это создавать какие-либо негативные самоисполняющиеся пророчества. Как правило, клиенты с готовностью отказываются от своего чувства себя в пользу профессионала. Практики MARI обучены избегать создания каких-либо негативных рамок.

Ответ субъекта является ключевым. Клиент владеет всей властью. Если они отрицают или не могут отождествить себя с тяжестью, то значение может быть отмечено, но быстро отброшено. Очень часто тяжесть, наблюдаемая на одном этапе, воспроизводится в другом месте MARI — и рано или поздно появляется точная картина, которая является истинным отражением предмета и которую практикующий чувствует правильно. В любом случае субъект находится под контролем. После того, как вся обратная связь дана и практикующий врач определяет, что субъект готов, начинается настоящая работа в рамках того же сеанса.

Есть ли у сознания функция?

Пожалуй, самый увлекательный вопрос о сознании — Трудная задача. Это проблема объяснения того, почему и как возникают субъективные переживания в результате сложных электрохимических взаимодействий, происходящих в мозгу. Трудно, потому что работа мозга должна быть полностью описана с точки зрения физических взаимодействий, не оставляя места для субъективных переживаний, чтобы соответствовать нашим текущим взглядам на физический мир.

Эта теоретическая позиция настолько сильна, что ученые часто не могут уйти от мнения, что сознание — это эпифеномен, который не играет никакой роли, а просто появляется как побочный продукт обработки информации в мозгу. Даже если исследователи сознания не могут прямо признать, что они придерживаются этой позиции, с ней трудно спорить.

Сложная задача противопоставляется легкой задаче, которая посвящена объяснению нейронных механизмов объективных и наблюдаемых аспектов сознания, таких как отчет о сознательном восприятии или произвольном действии. Легкие задачи — это те проблемы, над которыми обычно работают нейробиологи.

Проблема простых задач в том, что они совсем не легкие. Чтобы работать над легкими задачами, нам сначала нужно узнать, какие функции связаны с сознанием. Многие авторы обсуждали когнитивные функции, которые могут требовать наличия сознания. Список включает нерефлексивное поведение, намерение, воображение, планирование, мышление, кратковременную память, внимание, метапознание, эмоции и так далее. Однако на данный момент в таком списке нет ничего решающего. Фактически, эмпирические исследования показали, что целый ряд когнитивных функций может выполняться вне сознательного восприятия, даже когда стимулы, относящиеся к задаче, не воспринимаются сознательно. Даже функции, которые, как считается, тесно связаны с сознанием, такие как внимание, рабочая память и исполнительный контроль, могут выполняться в отсутствие сознательного осознания. Такие эмпирические данные еще больше подтвердили убеждение, связанное с теоретическим тупиком сложной проблемы.

Тем не менее, нам следует продолжать поиск биологических функций сознания. Легкие задачи могут быть не такими привлекательными, как сложные задачи (потому что название говорит о том, что они легкие), но важность решения простых задач не следует умалять. В частности, нам нужно понять, что активируется или вызывается элементами, которые входят в сознание, в отличие от тех, которые остаются бессознательными. Дэниел Деннет назвал эту фундаментальную проблему сознания «трудным вопросом», и относительно мало внимания уделялось прямому ответу на этот вопрос. Без решения трудного вопроса мы даже не готовы атаковать легкие проблемы.

Чтобы понять Трудный вопрос, мы должны различать сознание как биологический феномен и сознательный опыт. Когда мы рассматриваем функции сознания, это функции, которые активируются стимулами, проникающими в сознание, или функции, которые могут выполняться только у бодрствующих людей или животных. Функции в этом смысле не следует путать с вопросом о том, какое влияние сознательный опыт (или квалиа) оказывает на физические системы. Из-за смешения этих двух различных значений функций сознания иногда кажется, что правомерность постановки Трудного Вопроса ставится под сомнение. Но как только это различие становится ясным, мы готовы заняться Трудным вопросом в качестве цели эмпирического исследования.

В нашей недавней статье, опубликованной в журнале Neuroscience of Consciousness, мы стремились предложить наш предварительный ответ на трудный вопрос, выдвинув гипотезу о возможных функциях сознания. Хотя известно, что многие когнитивные функции происходят без сознания, несколько линий эмпирических данных в нейробиологии и психологии выявили задачи и условия, в которых сознание, по-видимому, необходимо (например, обусловленность следа). В статье мы начали с обзора существующих представлений о функциях сознания, а затем стремились предложить единую оценку разнообразных задач, требующих сознания, с точки зрения общей базовой функции.

Суть нашей гипотезы (называемой гипотезой генерации информации) заключается в следующем: функция сознания состоит в том, чтобы генерировать, возможно, контрфактические представления о событии или ситуации, используя генеративные модели окружающей среды и себя, которые изучаются посредством взаимодействия с окружающая среда. Термин контрфактический здесь используется для обозначения ситуаций или событий, которые не происходят перед агентом в настоящий момент. Такие представления позволяют агенту взаимодействовать с информацией, хранящейся в прошлом (например, в кратковременной памяти), или планировать заранее посредством мысленного моделирования возможного будущего (например, воображения или планирования). Важно отметить, что эта формулировка функций сознания последовательно объясняет ряд нерефлексивных когнитивных феноменов, таких как намерение, воображение, планирование, кратковременная память, внимание, любопытство и творчество.

About the Author

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Related Posts