Ганс юрген айзенк вклад в психологию: Ганс Айзенк и его вклад в развитие психологии

Ганс Айзенк и его вклад в развитие психологии

Автор Татьяна в . Опубликовано История и Биографии Последнее обновление: 13/03/2015

Годы жизни: 4 марта 1916 — 4 сентября 1997

Ганс Юрген Айзенк родился в Германии в семье знаменитых актёров. После развода родителей его воспитанием занималась бабушка. Его антипатия к Гитлеру и нацистам заставила его переехать в Англию, когда когда ему исполнилось 18 лет. Из-за своего немецкого гражданства он с трудом нашёл в Англии работу. В конце концов, в 1940 году он получил степень доктора в области психологии в Университетском колледже Лондона, научным руководителем его стал Сирил Берт, получивший известность благодаря своим исследованиям на тему наследуемости интеллекта.

Карьера

Во время Второй мировой войны Айзенк занимался исследовательской деятельностью в Mill Hill Emergency Hospital. Позже он основал кафедру психологии в Институте психиатрии при Лондонском университете, где продолжал работать до 1983 года.

Он состоял при университете в качестве почетного профессора вплоть до своей смерти в 1997 году. Стоит отметить, что он был чрезвычайно плодовитым писателем: за время своей карьеры он опубликовал более 75 книг и 1600 статей в журналах. До самой своей смерти он был одним из наиболее часто цитируемых ныне живущих психологов.

Вклад в развитие психологии

Он был не только одним из самых известных психологов, но и одним из самых спорных. Жаркие споры вызывал, например, доклад о последствиях психотерапии, который он опубликовал в 1952 году. В своей работе Айзенк сообщил, что состояние двух из трёх пациентов значительно улучшается или восстанавливается в течение двух лет, независимо от того, прибегали ли они к психотерапии или нет.

Также он был ярым критиком психоанализа, отвергая его как абсолютно ненаучный подход.
Наибольшие споры вокруг Айзенка вызывал его взгляд на наследуемость интеллекта — в частности, его мнение по поводу того, что расовые различия в интеллекте могут быть частично связаны с генетическими факторами.

После того, как один из его учеников подвергся жёсткой критике за публикацию работы, в которой он предположил, что именно генетика определяет расовые различия в интеллекте, Айзенк выступил в его защиту со своей статьёй «Аргумент IQ: раса, интеллект и образование» (The IQ argument: Race, Intelligence, and Education), которая только подогрела споры и критику. Лишь в своей автобиографии (1990) он изложил более умеренную точку зрения и отдал должное значению, которое оказывают на формирование интеллекта окружающая среда и опыт.

Ганс Айзенк был, конечно, неоднозначной фигурой в психологии, но невозможно не согласиться с тем, что его широкие исследования оказали большое влияние на развитие и становление психологии как науки. Кроме того, его работа в сфере личности и интеллекта, сыграла важную роль в установлении подходов к подготовке специалистов и психотерапии, которые прочно укоренились в области эмпирических исследований и науке в целом.

Теги: биография

Есть что сказать? Оставть комментарий!:

Г.

 Ю. Айзенк (1916–1997). Психология в лицах

Г. Ю. Айзенк (1916–1997)

Ганс Юрген Айзенк — один из крупнейших психологов XX столетия. Он родился в Берлине, в семье, интересы которой были максимально далеки от науки: его мать была киноактрисой, звездой немого кино, снявшейся в 40 фильмах, отец — популярным конферансье. Родители развелись, когда мальчику едва исполнилось два года, и воспитывала его бабушка, которая впоследствии погибла в нацистском концлагере. Сам Айзенк, вопреки всем теориям наследственности (в развитие которых он внес немалый вклад), никакой тяги к артистической карьере не испытывал. Всегда считавшийся талантливым, но не слишком прилежным учеником, он очень рано ознакомился с работами Э. Резерфорда и решил, что делом его жизни может стать только физика. По окончании школы в 1934 г. он вознамерился поступить на физическое отделение Берлинского университета. Однако выбор профессионального пути в нацистской Германии был неразрывно связан с выбором политических взглядов.

Поступление в университет на столь притягательное для него физическое отделение оказалось возможным лишь при условии вступления в национал-социалистскую партию. Это условие не было обязательным для всех, но от Айзенка, известного независимостью суждений и отличавшегося сильной неприязнью к фашизму, власти потребовали демонстрации лояльности режиму. Условие было для молодого человека абсолютно неприемлемым. Оставался один путь — эмиграция.

Весной 1934 г. Айзенк уехал во Францию, а спустя несколько месяцев перебрался в Англию. Началась эмигрантская жизнь со всеми ее «прелестями»: адаптация к другой культуре, негативизм окружающих, предельно скромное существование на репетиторские заработки, позднее, с началом войны, ограничение в правах, угроза интернирования.

Весной 1935 г. Айзенк блестяще сдал вступительные экзамены в Лондонский университет, намереваясь здесь осуществить свою давнюю мечту — заняться углубленным изучением физики. Но этому намерению не суждено было осуществиться. Выбор факультетов в Лондонском университете жестко определялся тем, какие вступительные экзамены сдавались. Айзенк об этом не знал, в Германии правила были другими. Выяснилось, что для специализации по физике им сданы не все необходимые экзамены. Откладывать поступление на следующий год он не мог, так как был сильно стеснен в средствах. Оставалось выбирать из тех факультетов, которым «подходили» сданные экзамены. Таким факультетом оказался психологический. Именно по такой иронии судьбы психология приобрела одного из самых ярких и продуктивных исследователей.

Отделение психологии Лондонского университета, созданное Ч. Спирменом, в то время возглавлял Сирил Берт, уделявший особое внимание психометрическим исследованиям. Одной из первых работ, выполненных Айзенком на этом отделении, было сравнение двух подходов к исследованию интеллекта: Ч. Спирмена, выделившего фактор общих способностей (g-factor), и Л. Терстоуна, рассматривавшего в структуре интеллекта ряд независимых способностей. Современные представления о том, что между этими подходами не существует непримиримого противоречия, базируются на той давней студенческой работе Айзенка.

В 1938 г. Айзенк получил звание бакалавра и был признан лучшим студентом на своем курсе. В 1940 г. он защитил докторскую диссертацию, руководителем которой формально являлся Берт, но которая, по сути, была полностью самостоятельной работой. Посвящена она была экспериментальной эстетике и включала в себя исследования по восприятию (от простейших фигур до произведений искусства).

Закончив обучение, Айзенк поступил психологом-исследователем в клинику, носящую имя Генри Модели, психиатра викторианской эпохи, чей фундаментальный труд «Физиология и патология души» (1867, русский перевод вышел в 1871 г.) заложил основы детской психиатрии (в нем Модели доказывал, что сам по себе возраст может способствовать некоторым психическим нарушениям). У нас имя Модели известно главным образом благодаря Айзенку, поскольку оно фигурирует в названии диагностического опросника, созданного в годы работы в клинике Модели. Руководитель госпиталя Обри Льюис планировал создать при Лондонском университете Институт психиатрии, задачами которого являлись бы диагностика, изучение и лечение неврозов, психозов и мозговых нарушений. Самостоятельные и энергичные исследователи (психологи и психиатры), которых он набирал в штат клиники, должны были, по его замыслу, стать ядром нового института.

Когда планы Льюиса воплотились в реальность и Институт психиатрии был открыт, Айзенку было предложено возглавить в этом институте отделение психологии. С этого времени, то есть с 1955 г., жизнь и работа Айзенка были неразрывно связаны с Институтом психиатрии.

Поражает широта научных интересов Айзенка. Пожалуй, не было в мире другого психолога, которому удалось бы сделать так много и в столь разных областях.

После защиты диссертации он начинает исследования структуры свойств личности. Именно этой теме посвящены его первые книги («Измерения личности», 1947; «Научное изучение личности», 1952; «Структура личности», 1952).

В те годы появилась столь хорошо знакомая психологам триада личностных свойств Айзенка — экстраверсия-интроверсия, нейротизм и психотизм, исследование которой он не прекращал до последних дней своей жизни.

Специалистам хорошо известны работы Айзенка, выполненные в контексте клинической психологии: по тревожности и истерии, по выделению типов личности, имеющих склонности к различным соматическим заболеваниям. Он многое делал для развития поведенческой (бихевиоральной) терапии, занимаясь разработкой ее теории, популяризацией и непосредственно терапевтической работой, в частности с онкологическими больными. По его инициативе с 1960 г. стал издаваться журнал «Поведенческие исследования и терапия» (Behavioral Research and Therapy). Отвергая господство психиатров над психологами в Институте психиатрии, Айзенк сместил акцент в клинической психологии с диагностики на активную терапию. Не будучи ни терапевтом, ни клиницистом, он, тем не менее, заслуженно считается основателем английской клинической психологии.

Его отделение дало приют развивающейся бихевиоральной терапии и стало родным домом для специалистов, ее практикующих.

Айзенк изучал психофизиологические основы интеллектуальной деятельности и создал «биологическую» теорию интеллекта, которая базируется на предположении о том, что в основе интеллекта лежит скорость прохождения импульса по «каналам нервной связи».

На протяжении всей жизни Айзенка интересовали биологические, и в частности наследственно обусловленные, истоки индивидуальных различий. Он всегда был активным и последовательным сторонником генетических исследований психических функций и, будучи человеком действия, стал одним из организаторов Лондонского близнецового исследования, выполненного в контексте генетики поведения.

В последние годы жизни Айзенк создал теорию креативности, в соответствии с которой процессы активации рассматриваются как фундаментальная основа и личностных, и когнитивных составляющих творческих способностей.

При всем многообразии тематики исследований Айзенк никогда не изменял главной теме своего научного поиска — исследованию индивидуальных различий. Какая бы психологическая реальность ни становилась предметом его изысканий, какие бы экспериментальные схемы и методы им ни использовались, цель всегда была одна — понять, в чем проявляются различия между людьми и какова причина этих различий. В 1979 г. им был основан журнал «Личность и индивидуальные различия» (Personality and Individual Differences), предназначенный для публикации именно по этой тематике и призванный объединить исследователей в этой области. Айзенк многое сделал для создания Международного общества по изучению индивидуальных различий (ISSID), восьмая конференция которого (последняя, на которой он присутствовал) состоялась за полтора месяца до его ухода из жизни (умер Айзенк 4 сентября 1997 г.).

Айзенк был исключительно продуктивен. Им (самим и в соавторстве) написано более 70 книг и свыше 600 научных статей. В нашей стране он был в основном известен как автор единственной переведенной у нас научно-популярной книги «Проверьте ваши способности» и лишь недавно увидел свет запоздалый перевод его классической работы «Структура личности». Неизменным предметом его гордости было то, что индекс цитирования его работ оказывался всегда одним из самых высоких в мире: среди здравствующих психологов он уступал первенство лишь Жану Пиаже, а среди британских психологов был самым цитируемым автором. Вместе с тем очевидное признание работ Айзенка мировым психологическим сообществом почти никак не проявлялось в официальном признании его заслуг. Только в самом конце своей научной карьеры (в 1988–1993 гг.) он был удостоен наград Американской психологической ассоциации. Британская официальная наука не успела сделать и этого.

В нашей стране работы Айзенка долгое время были известны лишь узкому кругу профессионалов. Сам он бывал в Москве и несколько раз выступал перед небольшими аудиториями. Был период, когда его труды было принято обсуждать в резко критическом тоне, что вызывало ощущение неловкости у тех, кто их читал и, соглашаясь или не соглашаясь с Айзенком, не мог не оценить его исключительную эрудицию, прозрачную ясность его теоретических построений, четкость и доказательность изложения.

Айзенк часто оказывался в центре острой полемики, что вообще не очень характерно для академических психологов. Он получил известность своей убийственной критикой психоанализа, в качестве альтернативы которому он выдвигал поведенческую терапию; он осмелился публично усомниться в доказательности связи между курением и раком, высказывал небесспорные суждения о расовых различиях, настаивал на необходимости научного изучения паранормальных психических феноменов. Зачастую в словах Айзенка было гораздо меньше поводов для споров, чем в том, что ему приписывалось; его взгляды были гораздо менее радикальны, чем можно судить по вольным цитатам. Сегодня, когда труды Айзенка постепенно становятся нам все более доступны, каждый сам может оценить подлинное значение этого психолога в истории мировой науки. Но, какими бы ни были эти суждения, игнорировать роль выдающегося британского психолога уже невозможно.

Данный текст является ознакомительным фрагментом.

Джулиан Роттер (1916-)

Джулиан Роттер (1916-) Джулиан Роттер родился в Бруклине, в Нью — Йорке, и еще в школе начал читать книги Зигмунда Фрейда и Альфреда Адлера по психоанализу. Тогда же он сказал себе, что хочет стать психологом. Но в те времена, в период Великой Депрессии, для психолога не было

Виктор ФРАНКЛ (1905–1997)

Виктор ФРАНКЛ (1905–1997) Я считаю опасным заблуждением полагать, будто человеку необходимо прежде всего равновесие, то есть состояние без напряжения. Человеку на самом деле требуется не равновесие, но, скорее, стремление и борьба за цель, достойную его.Поиск человеком

Ганс Айзенк: теория типов личности

Ганс Айзенк: теория типов личности Айзенк соглашается с Кеттелом в том, что целью психологии является предсказание поведения. Он также разделяет приверженность Кеттела факторному анализу как способу охватить целостную картину личности. Однако Айзенк использует

Глава 27. Ганс Айзенк и факторная теория типов

Глава 27. Ганс Айзенк и факторная теория типов Д. ЧернышевАнглийский ученый немецкого происхождения Ганс Айзенк (Hans Eysenck) вошел в историю психологии как создатель четырехуровневой иерархической модели человеческой личности. Подобно Р. Кэттеллу, Айзенк пользовался для

Часть первая Ошибочные действия (1916 [1916])

Часть первая Ошибочные действия (1916 [1916]) Предисловие Предлагаемое вниманию читателя «Введение в психоанализ» ни в коей мере не претендует на соперничество с уже имеющимися сочинениями в этой области науки (Hitschmann. Freuds Neurosenlehre. 2 Aufl., 1913; Pfister. Die psychoanalytische Methode, 1913; Leo Kaplan. Grundz?ge

Некролог Ганс Юрген Айзенк (1916-97)

Психолог, создавший современную научную теорию личности

Фото: POPPERFOTO

Упомяните «науку о личности», и вас могут обвинить в оксюмороне. А ведь эта наука существует, важна и процветает. В значительной степени это творение одного человека — Ганса Айзенка, который умер 4 сентября в возрасте 81 года.

Айзенк родился в Берлине, но уехал оттуда в 1934 году, потому что ненавидел нацизм. Он приехал в Лондонский университет с намерением изучать физику, но его предыдущие исследования не соответствовали критериям приема. Поэтому он записался на психологию как на наиболее близкую к науке вещь, которую они допустили.

Когда Айзенк начал свою работу в 1940-х, в поле, честно говоря, царил беспорядок. Были идентифицированы, обозначены и измерены тысячи личностных черт, в основном с помощью коротких анкет. Попытки упростить это изобилие были основаны на многомерном статистическом анализе. Они были направлены на то, чтобы свести поверхностную картину корреляций между всеми возможными парами измерений к меньшему числу основных факторов, которые затем могли бы, говоря статистически, воспроизвести основные черты поверхностной картины. Но не было единого мнения о правильной форме анализа, хотя все, кроме Айзенка, соглашались с тем, что будет получено чисто статистическое решение (если бы только можно было убедить других в том, что собственное решение лучше!).

Айзенк преодолел многословие, сделав первый кардинальный вывод: никакое решение не может быть установлено на основе чисто статистических критериев, и любое предложенное решение может служить лишь гипотезой, которую затем необходимо подвергнуть стандартным научным проверкам предсказания, проверки и проверка. Он показал, что все предлагаемые решения математически эквивалентны и взаимопереводимы. Так что спор был не о математике, а о том, какая версия математики лучше всего применима к истинной «структуре личности».

Если существует такая вещь, как структура личности, что ее порождает? Второе великое открытие Айзенка заключалось в том, что источник мог лежать только в организации мозга: какие бы генетические, экологические или социальные влияния ни влияли на индивидуальность человека, они должны были действовать, формируя способ функционирования мозга. Однако, безусловно, в 1940-х и 1950-х годах было невозможно непосредственно изучить соответствующие особенности функционирования мозга, поэтому выводы необходимо было делать на основе экспериментальных исследований поведения. В этой стратегии, по его признанию, Айзенк пошел по стопам Ивана Павлова. Но в то время как Павлов исходил из наблюдений за поведением животных и размышлял о человеческой личности, Айзенк исходил из измерения индивидуальных различий в человеческом поведении и искал объяснения в мозгу млекопитающих на основе поведения животных. Поскольку ему приходилось опираться на то, что было известно в этих более фундаментальных, относительно слаборазвитых областях, детали его необычайно всеобъемлющей теории личности должны были во многих отношениях быть неверными. Тем не менее, он набросал основную логическую форму, которую должна принять такая теория, и я верю, что она будет долговечной.

В то время практически все, что Айзенк писал на эту тему, было предметом жарких споров. Сегодня широко распространено мнение, что его основные постулаты были правильными. Например, в лучших традициях научной бережливости он считал, что существует лишь несколько (по его мнению, три) фундаментальных и независимых измерений, определяющих пространство, в котором может изменяться человеческая личность. Он упорно защищал эту позицию от оппозиции, которая в настоящее время отступила от исходного минимума в 16 до модальных пяти, две из которых (экстраверсия и невротизм) идентичны его. Он также считал, что большая часть различий по трем основным параметрам его личности

(третье место занимает психотизм) отражает кумулятивное действие аддитивных полигенов, и что психическое расстройство часто возникает из-за крайних позиций в результате непрерывного распределения уязвимости. Эта точка зрения, которая первоначально была сразу же отвергнута как клиницистами, так и социологами, теперь настолько общепринята, что спровоцировала международную гонку по выявлению генов, определяющих высокий уровень невротизма и, следовательно, расстройства тревоги и депрессии.

Несомненно, построение научной теории личности было самым важным и непреходящим достижением Айзенка. Только за это он заслужил почести, которых в своей стране он (возмутительно) никогда не получал. Отчасти причина такого пренебрежения кроется в его адвокатской и полемической деятельности. Его первая битва была против психоанализа. В 1946 году Айзенк был назначен в Институт психиатрии (где он провел остаток своей карьеры) психиатром Обри Льюисом. Одной из его задач было организовать курс обучения клинических психологов. Прочесав Соединенные Штаты (где тогда доминировал психоанализ), он отверг все примеры, которые он там нашел, и создал свою собственную новую модель обучения, основанную на данных фундаментальных и клинических экспериментальных исследований.

С тех пор эту модель копировали во всем мире, и она во многом способствовала тому, что стало наиболее эффективным методом лечения ряда невротических расстройств — когнитивно-поведенческой терапии. Хотя Айзенк внес небольшой непосредственный вклад в эти терапевтические достижения, его защита сыграла очень важную роль в распространении информации. Но в процессе он оттолкнул от себя целое поколение психодинамических психиатров. К ним он вскоре добавил других врагов, поскольку он поддерживал множество неполиткорректных причин: он утверждал, что коммунисты и фашисты имеют схожие личности; что нельзя исключать возможность того, что расовые или половые различия в IQ имеют, по крайней мере частично, генетическую основу; и что корреляция между курением и болезнью может быть опосредована общим фактором, таким как тип личности.

На личном уровне Айзенк был самым добрым и вежливым человеком. В печати, однако, он любил борьбу, используя оружие интеллекта, но без каких-либо приемов. Из-за этой драчливости, несомненно, пострадала его репутация; но его положение как наиболее цитируемого психолога своего поколения, я думаю, будет соответствовать учебникам по истории.

Ганс Юрген Айзенк — Начинает карьеру в области исследования поведения, вызывает полемику на нескольких фронтах — теории личности, известные психологи и личность

1916-1997
Британский психолог немецкого происхождения, чьи неортодоксальные взгляды вызывали споры.

В некрологе Ганса Айзенка в New York Times он назван «одним из самых выдающихся, плодовитых и безумно извращенных психологов своего поколения». Это точно подводит итог долгой карьере, в которую, по утверждению Айзенка, он вступил почти случайно. Как личность и теоретик поведения, он популяризировал термины «интроверт» и «экстраверт» и создал Тест личности , основанный на его многолетних исследованиях в Лондоне. Он опубликовал более 80 книг и 1600 журнальных статей. Тем не менее, он также вызвал огромные споры во время своей карьеры. Он утверждал, что психотерапия не имеет почти никакой ценности; что курение не вызывает рак легких, и, что наиболее спорно, существует корреляция между расой и коэффициентом интеллекта. баллы. Хотя у него было много врагов во многих кругах, у него также было много сторонников, которые утверждали, что его идеи были вырваны из контекста.

Ганс Юрген Айзенк родился 4 марта 1916 года в Берлине в семье Эдуарда Антона и Рут Вернер Айзенк. Оба его родителя были актерами; его мать снималась в немых фильмах. Они развелись в 1918 году, и юного Ганса в основном воспитывала бабушка. Он учился в школе в основном в Берлине и планировал поступить там в университет, когда окончит среднюю школу в 1934 году. Когда он узнал, что поступление в Берлинский университет зависит от вступления в нацистскую партию, он счел это неприемлемым и покинул Германию. Он изучал литературу и историю в Дижонском университете во Франции, а затем в Университетском колледже Эксетера в Англии. Он переехал в Лондон и планировал изучать там физику, но не смог попасть на эту программу. Когда он попытался зарегистрироваться в качестве студента-естественника, ему сказали, что он может заниматься только психологией. Первоначально разочаровавшись в этом предмете, он вскоре проникся им, особенно статистическим анализом и исследованиями. Он получил степень бакалавра в 1938 и его докторская степень. в 1940 году.

Начинает карьеру в области исследования поведения

Отказ от службы в британской армии, поскольку он все еще был гражданином Германии, позже Айзенку разрешили присоединиться к британской программе гражданской обороны. В 1942 году он устроился психологом-исследователем в больницу скорой помощи Милл-Хилл за пределами Лондона. Многие из сотрудников были из лондонской больницы Модсли, психиатрического учебного заведения, которое было закрыто из-за войны. Когда он вновь открылся в 1946 году, Айзенк занял там должность старшего психолога-исследователя. Год спустя он стал там директором психологического факультета. В 19В 50 г. Лондонский университет учредил свой Институт психиатрии в Модсли, а Айзенк — кафедру психологии. Он также стал профессором психологии в университете.

Больше всего Айзенка интересовала личность, и он провел дорогостоящее исследование различных типов личности. На него отчасти повлияли такие ученые, как Иван Павлов , известный своими экспериментами с условными рефлексами . Но он также придавал большое значение статистическим исследованиям. Генетика тоже сыграла свою роль в исследованиях Айзенка. Он придумал ряд личностных «размеров», чтобы объяснить различное поведение. К ним относятся невроз , интроверсия-экстраверсия и психоз . Он использовал свои теории и свои статистические исследования, чтобы частично объяснить, например, что делает застенчивых людей застенчивыми или что заставляет людей заниматься преступным поведением. Он также разработал опросник личности Модсли (широко используемый в Британии) — тест, определяющий основной тип личности человека.

Вызывает полемику на нескольких фронтах

Наряду с результатами исследований, получившими высокую оценку как его коллег, так и широкой публики, однако, он сделал многочисленные выводы, которые для многих поставили под сомнение его способности как серьезного ученого. Уже в 19В 50-х годах Айзенк утверждал, что психотерапия не оказывает благотворного влияния на людей. Он считал, что поведенческая терапия дает гораздо лучшие результаты, потому что она имеет дело с настоящим, а не с каким-то глубоким темным прошлым. Хотя в более поздние годы он стал несколько более восприимчивым к определенным типам психотерапии, он по большей части оставался скептически относящимся к ее истинной ценности.

Его теории о курении и раке легких вряд ли пользовались популярностью (разве что среди табачных компаний). Он считал, что определенные типы личности подвержены как курению, так и болезням, которые оно может вызвать.

Безусловно, его самые противоречивые взгляды касались расы и интеллекта . Американский психолог Артур Дженсен утверждал в конце 1960-х годов, что раса является фактором, влияющим на IQ. баллы, при этом чернокожие набрали примерно на 15 баллов меньше по тестам. Айзенк пришел на помощь Дженсену и сказал, что разница в оценках была основана как на генетических, так и на физиологических факторах. Неудивительно, что негативная огласка, вызванная подобным заявлением, была настолько сильной, что во время визита в Калифорнийский университет в Беркли в 1919 г.71, его должны были сопровождать по кампусу вооруженные телохранители. Айзенк утверждал, что его выводы были чисто научными и не основывались на расизме . Его недоброжелатели неизменно удивлялись, когда узнавали, что он добровольно покинул нацистскую Германию.

В течение следующих нескольких лет Айзенк продолжал проводить исследования, а также выпускать книги и статьи на прежнем уровне. Даже после того, как он ушел из университета в 1988 году, он продолжал писать. Его вторая жена, Сибил Ростал Айзенк, была студенткой психологии.

About the Author

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Related Posts