Гармонический мелодический мажор минор: Три вида мажора в музыке

Содержание

Гитара: теория для начинающих. Гармонический и мелодический мажор

На прошлом уроке мы познакомились с объективными признаками определения тональности.

ГАРМОНИЧЕСКИЙ МАЖОР

До сих пор мы имели дело с натуральными мажором и минором. Однако в музыке есть и другие виды этих звукорядов. Например, гармонический и мелодический. Эти звукоряды являются искусственными, т. е. изобретёнными композиторами. Небольшие изменения, внесённые в натуральный звукоряд (альтерация той или иной ступени), создают новый звукоряд, иное музыкальное пространство, иную атмосферу, в конечном итоге — иной, особый мир.

Рассмотрим гармонический мажор. Этот звукоряд стал применяться в конце XVII — начале XVIII веков, в частности — в творчестве И. С. Баха и Г. Ф. Генделя, и до сих пор остаётся востребованным музыкантами всех жанров. Гармонический мажор образуется от натурального мажора, в котором нужно понизить на полутон VI ступень. При этом между VI и VII ступенями лада образуется характерный интервал: увеличенная секунда (ув.

2). Она и придаёт этому звукоряду необычный, «восточный» колорит. Появление в ладу интервала ув. 2 образует особую интервальную структуру, называемую гемиоликой.

Попробуем построить звукоряд гармонического мажора в какой-нибудь тональности. Ну, например, в Соль мажоре (G dur). Пишем звукоряд натурального мажора, ищем в нём VI ступень и понижаем её на полутон. Вот и всё, гармонический Соль мажор к вашим услугам.

МЕЛОДИЧЕСКИЙ МАЖОР

Мелодический мажор отличается от натурального мажора тем, что в нём понижены на полутон две ступени: VI и VII. В музыкальном обиходе этот лад появился в XVII веке. Мелодический мажор применяется реже, чем натуральный и гармонический.

Хроматизм (от греч. xpwua — цвет, краска) — использование полутоновых соотношений звуков в темперированной системе. Звуки, не входящие в семиступенный диатонический тональный звукоряд мажора или минора, называются хроматическими.

В октаве тонального звукоряда хроматических звуков пять. Они располагаются там, где расстояния между основными ступенями имеют интервал в один тон. Так, в До мажоре хроматическими звуками будут все пять чёрных клавишей. Хроматическая гамма включает в себя все 12 звуков октавы, исполняемые подряд, без исключений, снизу вверх или в обратную сторону. А «белые» звуки составляют основной, или диатонический, звукоряд тональности. Древние греки соотносили семь диатонических ступеней с семью цветами радуги. Изме­нённые, или хроматические, звуки считались оттенками, возникавшими от смешения семи цветов радуги. Исаак Ньютон обнаружил подобие между цветным спектром солнечного света и гаммой. По его классификации нота до соответствует красному цвету, ре — фиолетовому, ми — синему,
фа —
голубому, соль — зелёному, ля — жёлтому, си — оранжевому. Известно, что некоторые люди «видят» музыку как игру красок. Этим даром, который учёные назвали синопсией, были наделены такие выдающиеся музыканты, как Г. Берлиоз, Ф. Лист, Н. А. Римский-Корсаков, А. Н. Скрябин, С. С. Прокофьев, О. Мессиан и др.

Построим звукоряд мелодического мажора в том же Соль мажоре (G dur). Пишем звукоряд натурального мажора, ищем в нём VI и VII ступени и понижаем их на полутон. Обратите внимание на то, что VII ступень в Соль-мажоре — не просто фа, но фа-диез. Поэтому при понижении мы пишем знак бекар, который отменяет диез и понижает ноту на полутон.

На следующем уроке мы познакомимся с гармоническим и мелодическим минором.

Приглашаем в нашу школу гитары

Мы открыты и работаем. Приходите на занятия!

Обучение для взрослых и детей от 12 лет. Подготовка к экзаменам в вузы.

Подробнее об уроках гитары

Гармонический минор и мажор

Придание разнообразия музыкальному звучанию достигается большим количеством способов. Мы сегодня разберем одни из самых важных — разновидности мажорного и минорного ряда, в частности гармонический минор и мажор. Начнем с характеристик.

Что это — гармонический минор?

Один из видов звукоряда, относящегося к минорному ладу. Это определение понятия, вынесенного в подзаголовок. Отличие его от натурального звучания — это повышение VII ступени. Причина этого в присутствии имитации вводного тона, который характерен только для натурального мажора.

Гармонический минор считают самым распространенным видом одноименного ряда как в классической, так и в эстрадной, популярной музыке. В порядке восхождения его звукоряд строится так: Т — ПТ — Т — Т — ПТ — полуторатон — ПТ.

Таким образом, гармоническому минору придает специфическую окраску именно та увеличенная секунда (иными словами, полуторатон), которая заметна между шестой и седьмой ступенью. Отсюда наблюдается интересная тенденция. В классических музыкальных произведениях XVIII — начала XX века, которые сотворены в миноре, переход мелодического хода на полуторатон избегается. Исключением будут те композиции, которым автор стремится придать ориентальный (восточный) колорит, звучание в духе «Русского Востока». Подобный ход на увеличенную секунду правильнее называть модализмом.

Существующие тональности минора

Понаблюдаем, в каких тональностях можно заметить гармонический минор:

  • Ля минор.
  • Ми минор.
  • Си минор гармонический: появление ля-диез.
  • Фа-диез: повышение седьмой ступени при восхождении.
  • До-диез: при гармоническом виде добавляется си-диез.
  • Фа минор: звучание характеризуется повышением ми-бекар.
  • До минор: повышение си-бекар при гармоническом звучании.
  • Соль минор: при данном виде выставляется фа-диез.
  • Ре минор гармонический — это повышение до-диез.

Гармонический мажор

Гармоническим мажором называется разновидность одноименного звукоряда. Ее главная отличительная черта — пониженная VI ступень. Это и отличает гармоническую разновидность от натуральной.

Посмотрим на лад гармонического мажора в тенденции восхождения: Т — Т — ПТ — Т — ПТ — полуторатон — ПТ. Шестая пониженная ступень здесь обладает одной особенностью: она помогает выстроить интервалы, которые будут идентичны минору. Как пример: увеличенная секунда на этой ступени.

Таким образом, можно сказать, что специфическая окраска гармонического мажора — это тот же ориентальный колорит. Придает его секунда между шестой и седьмой ступенью, которая увеличена.

Каким может быть минор?

Изначально звучание было представлено одним только натуральным минором. Но с течением времени к ладу добавлялись новые «краски», дабы разнообразить его. Так появился гармонический и мелодический минор. Рассмотрим два не представленных нами вида.

Натуральный. Так называется простая гамма, как она есть, без добавления случайных знаков и с учетом только ключевых. При движении вверх и вниз звукоряд прослеживается один и тот же. В целом: простое, печальное, строгое звучание без лишних деталей.

Мелодический. Его отличие в том, что при движении вверх становятся выше сразу две ступени — шестая и седьмая, а при движении нисходящем, обратном они отменяются. То есть в последнем случае исполнитель играет или поет практически натуральный минор. Повышение шестой ступени здесь необходимо, чтобы перекрыть увеличенный интервал. Он характерен для гармонической разновидности. Это нужно потому, что минор — мелодический, а в мелодии ход на увеличенную секунду запрещен.

Повышение VI, VII ступени дает направленное, но в то же время смягченное движение к тонике. Также интересно, почему эта альтерация отменяется при движении вниз? Самое простое объяснение: повышение шестой и седьмой ступени придает некоторую веселость мелодии. Но с учетом, что исполняется все же минор, повторение такой легкомысленной нотки будет уже лишним.

Каким может быть мажор?

Так же, как и минор, мажор может быть натуральным, мелодическим и гармоническим. Рассмотрим непредставленные его разновидности.

Натуральный. Сюда относится обыкновенная гамма с ключевыми знаками, если они необходимы. Случайные символы альтерации в натуральном мажоре отсутствуют. Это самый распространенный в музыкальный произведениях вид из всей тройки.

Последовательность тонов звукоряда тут наблюдается такая: Т — Т — ПТ — Т — Т — Т — ПТ.

Мелодический. Как вы помните, в мелодическом миноре повышались две ступени — 6-я и 7-я. В мажоре же они не повышаются, а, напротив, понижаются. И изменяются VI и VII ступень уже при нисходящем движении. То есть правила для мелодического минора в точности до наоборот. Это позволяет легко запомнить их разницу и общие черты.

Интересная особенность здесь такая: из-за понижения шестой ступеньки между звуками образуются как увеличенные, так и уменьшенные интервалы — характерные тритоны. А в общем при восходящем движении здесь играется натуральный мажор, а при нисходящем понижается шестая и седьмая ступень.

Параллельные тональности

Два вида тональностей (мажорные и минорные) считаются параллельными, если у них при ключе находятся одинаковые символы альтерации. Примеры этого явления:

  • Ля минор и до мажор. Параллельность в том, что у них при ключе не наблюдается никаких знаков.
  • Ми минор и соль мажор. У таких тональностей при ключе фа-диез.

Если вы ищете параллельную мажору тональность, то запомните один факт. Тоника параллельного ему минора будет находиться ниже на малую терцию.

Отметим, что у мелодических и гармонических мажоров все знаки альтерации — случайные. Например, у гармонического ми минора их не выносят к ключу, а отмечают, где необходимо, в самом произведении.

Вот мы и разобрали два гармонических вида звукоряда — мажор и минор. Для первого характерна повышенная седьмая ступень, для второго — пониженная шестая. При прослушивании игры, исполнения мы заметим, что такие тональности выделяются на фоне других своей ориентальностью, восточным стилем, который придает классической музыке некую изюминку, своеобразность звучания. Кроме гармонической, для минора и мажора характерна натуральная и мелодическая разновидность, которых мы тоже коснулись в этом материале.

Натуральный, гармонический и мелодический минор

В нашей статье «Относительный и параллельный минор» мы объяснили часто сбивающие с толку термины, связанные с минорной гаммой. в этой статье мы узнаем о различиях, а также о том, как строить натуральные, гармонические и мелодические минорные гаммы.

Многим учащимся проще всего начать с мажорной гаммы и использовать ее в качестве ориентира. Мы сделаем то же самое здесь. Начнем с гаммы Фа мажор.

Как вы можете видеть в приведенной выше гамме, каждой ноте мажорной гаммы присваивается номер (ступень гаммы), который представляет ее положение или порядок в гамме.

Натуральный, гармонический и мелодический минор — это просто различные формы  минорной гаммы. Другими словами, все они представляют собой версии минорной гаммы с небольшими, но существенными различиями между ними.

Натуральный минор

Чтобы создать гамму натурального минора, мы просто начинаем с мажорной гаммы и опускаем 3-ю, 6-ю и 7-ю ступени гаммы на полтона. В нашем примере выше с использованием гаммы F мажор это означает, что мы будем понижать A (3-я) до Ab, D (6-я) до Db и E (7-я) до Eb.

Гамма натурального минора связана с мажорной гаммой, потому что она имеет ту же ключевую подпись, что и мажорная гамма. Глядя на нашу недавно созданную гамму натурального минора F, мы видим, что у нас есть 4 бемоля в гамме, и поэтому тональность будет читаться как Bb, Eb, Ab и Db. Это та же ключевая подпись, что и тональность Ab мажор. По этой причине мы можем сказать, что фа минор является относительным минором ля мажор. (И помните, что в мажорной тональности относительную минорную гамму можно построить, просто используя те же высоты тона, но рассматривая шестую ступень гаммы в качестве начальной ноты).

Гармонический минор

Гамма гармонического минора отличается от гаммы натурального минора только одним – 7-я ступень ступени повышена на полтона. Другими словами, в натуральном миноре 7-я ступень гаммы является минорной 7-й, тогда как в гармонической минорной гамме 7-я ступень гаммы является мажорной 7-й (и будет на полшага от корня гаммы). Когда 7-я ступень любой гаммы находится в полутоне от основного тона, это называется вводным тоном 9. 0012 , и поэтому важное различие между гаммой натурального и гармонического минора заключается в том, что у одной есть ведущий тон, а у другой — нет.

Мелодический минор

Мелодический минор немного… странный. В традиционном смысле мелодический минор имеет восходящую форму и нисходящую форму, что означает, что ноты в гамме менялись в зависимости от того, играете ли вы вверх или вниз по гамме. В кругах практического музыкального исполнения (особенно в мире джаза) мелодическая минорная гамма одинакова, будь то восходящая или нисходящая.

Сначала традиционный подход: При восходящей форме мелодического минора только 3-я ступень понижается на полтона. Гамма такая же, как мажорная, за исключением пониженной терции.

При спуске звукоряд возвращается к натуральному минору.

Например, в джазовых кругах мелодическая минорная гамма использует восходящую форму независимо от того, в каком направлении играется гамма.

Без категории

«Ain’t No Sunshine» и озвучки Drop-2

Классическая песня Билла Уизерса «Ain’t No Sunshine» представляет собой фанковый стандарт R&B, который также нашел свое место в джазовых кругах. Это наверное

Подробнее »

1 апреля 2022 г. 1 комментарий

Без категории

Рояль Вилли и обновление студии

Мне посчастливилось иметь в жизни несколько хороших пианино. Моему старому студийному пианино было 19 лет.Рояль 25 Kanabe 6′. Мой Канабэ

Подробнее »

28 марта 2022 г. 6 комментариев

Учителя Джазэдж

Добро пожаловать Пол Буоно

Пол Буоно вернулся в семью JazzEdge в качестве инструктора. Его профессиональный опыт игры на фортепиано/клавишных включает в себя гастроли по стране и за рубежом, профессор университета, музыкальный руководитель, яма

. Подробнее »

26 февраля 2022 г.

Комментариев нет

Артикул

Организуйте свою фортепианную практику

Самое сложное в игре на фортепиано — это найти время. В нашем занятом мире не всегда легко выделить 30 минут

Подробнее »

30 декабря 2021 г. 2 комментария

Наконечники для фортепиано

Аккордовые последовательности, которые вы должны знать

Одно из первых ошеломляющих понятий, с которыми вы сталкиваетесь, когда начинаете изучать джазовое фортепиано, — это количество аккордов и аккордовых последовательностей. Есть

Подробнее »

24 августа 2018 г. 1 комментарий

Артикул

Ритмические упражнения – часть 3 (продвинутый уровень)

В этой статье, третьей в серии «Ритмические упражнения», мы рассмотрим некоторые продвинутые и сложные ритмические упражнения. Они действительно предназначены для

Подробнее »

24 мая 2017 г. 3 комментария

Минорные гаммы: естественные, гармонические и мелодические

Изучая теорию музыки и гаммы, большинство людей в первую очередь узнают о мажорной гамме, но это всего лишь один тип множества различных музыкальных гамм. Каждая гамма использует другую формулу интервалов и имеет совершенно разное звучание и ощущения. Некоторые звучат радостно, некоторые звучат загадочно, а некоторые звучат грустно или меланхолично.

В этом посте я расскажу все, что вам нужно знать о минорных гаммах , включая различные типы и то, как мы их формируем.

Содержание

Что такое минорная гамма?

Мы склонны говорить, что мажорные гаммы звучат «более радостно» и «весело», тогда как минорные гаммы звучат «темнее» и «грустнее».

Минорные гаммы имеют другую формулу тонов и полутонов (целые тона и полутона), чем мажорные гаммы.

Основное отличие состоит в том, что у всех минорных гамм третья нота гаммы «сглажена».

Под сглаживанием я подразумеваю понижение третьей ноты на один полутон или полтона.

Study bass написал хороший пост с более подробной информацией о разнице между мажором и минором, которую вы можете прочитать здесь.

Три типа минорных гамм

В отличие от мажорных гамм, о которых нужно знать только один тип, минорные гаммы имеют три разновидности.

Три типа минорной гаммы, которые мы рассмотрим:

  • Натуральная минорная гамма
  • Гамма гармонического минора
  • Гамма мелодического минора

Все три минорные гаммы начинаются одинаково, но затем имеют небольшие отличия.

Примечание: Мелодические и гармонические минорные гаммы не имеют ничего общего с мелодическими и гармоническими интервалами. Это совершенно разные вещи, но мы используем одно и то же слово.

Гамма натурального минора

Первая минорная гамма, которую мы рассмотрим, — это гамма натурального минора .

Гамма натурального минора использует эту формулу тонов и полутонов (целые тона и полутона).

T S T T S T T

или целые шаги и половина шагов. – W W H W  W

Если бы мы хотели сыграть натуральный минор, начиная с ноты A, используя этот порядок тонов и полутонов, это сработало бы как используя все белые ноты на клавиатуре (так же, как до мажор).

Гамма натурального минора Восходящая гамма натурального минора Нисходящая гамма натурального минора

Мы можем использовать эту комбинацию полутонов и тонов для формирования гаммы натурального минора, начиная с любой ноты.

Например, вот гамма натурального минора, начинающаяся с D:

Гамма D натуральный минор

Или вот другая гамма натурального минора, на этот раз начинающаяся с E:

Гамма E натурального минора

Натуральный минор также известен как эолийский лад.

Вот наш путеводитель по музыкальным режимам, объясняющий их более подробно.

Гамма гармонического минора

Второй тип минорной гаммы, который мы рассмотрим, это гармонический минор гамма

Гармонические миноры используют эту комбинацию тонов и полутонов: T – T S T1⁄2 S

Or in whole steps and half steps it would be:

W H W W H W1⁄2 H

Обратите внимание, что гармонические миноры имеют интервал в полтора тона или три полутона.

Таким образом, используя этот порядок тонов и полутонов, мы можем построить гамму гармонического минора, начинающуюся с ноты A:

Гамму гармонического минора, Гамму гармонического минора по возрастанию, Гамму гармонического минора по убыванию

. Как вы можете видеть, гармонический минор очень похож на натуральный минор.

Разница лишь в том, что 7-я ступень шкалы на полтона выше .

В ля натуральном миноре это натуральная соль, а в гармоническом миноре – соль аккорд.

Сохраняя эту схему полутонов и тонов, мы можем затем разработать гармоническую минорную гамму, начиная с любой ноты.

Например, вот гамма гармонического минора D:

Гамма гармонического минора D

А вот гамма гармонического минора E:

Гамма гармонического минора E

Мелодическая минорная гамма

Теперь перейдем к третьему типу минорной гаммы, 9-й. 0015 мелодический минор .

Мелодические минорные гаммы сильно отличаются от натуральных и гармонических миноров, поскольку в них используются разные ноты при восхождении (поднятии) и нисхождении (спуске).

Восходящие мелодические несовершеннолетние Используйте эту комбинацию тонов и полутонов:

T S T T T T S

или в целых шагах и полусвида ступени:

Ш H W W W W H

Но при спуске используют такую ​​комбинацию (сверху вниз):

S T T S T

Or in whole steps and half steps

W W H W W В Ш

Гамма мелодического минора
Гамма мелодического минора по возрастанию

Давайте посмотрим на Гамму мелодического минора по возрастанию:

Гамма мелодического минора по возрастанию

Здесь вы можете видеть, что она похожа на натуральный минор, но имеет 6-ю и 7-ю ноты шкала поднята на полтона.

Другой способ, которым мне нравится думать о восходящих мелодических минорах, состоит в том, что они такие же, как мажорная гамма, но с уплощенной терцией.

Например, у мажорной гаммы есть C#, разница только в этом:

Гамма ля-мажор
Мелодические минорные гаммы по убыванию

Но мелодические минорные гаммы отличаются тем, что они не используют одни и те же ноты при нисхождении.

При понижении 6-я и 7-я ноты понижаются на один полутон .

Мелодический минор по убыванию

Здесь Вы могли заметить, что нисходящий мелодический минор точно такой же, как натуральный минор.

About the Author

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Related Posts