Значение слова «гедони́зм»
электронные словари русского языка
геенна
гегемония
а, только ед., м.
[
1. Книжн.Этическое направление, считающее наслаждение высшей целью жизни; стремление к комфорту, удовольствиям.
Философский гедонизм. Гедонизм западного общества.
Энциклопедическая информация Противоположность гедонизму — аскетизм. В современном мире стремление к гедонизму рассматривается как характерная черта идеологии общества потребления. В античности идеи гедонизма развиваются Аристиппом и Эпикуром. Радикальный гедонизм утверждает, что физическое удовольствие, наслаждение является единственным оценочным критерием жизни. Основоположник радикального гедонизма — древнегреческий философ, представитель киренской школы Гегесий (ок. 320-280 до н. э.), получивший прозвище «Учитель смерти», в отличие от Аристиппа видел благо не столько в наслаждении, сколько в отсутствии страдания.
Данные других словарей
Большой толковый словарь русского языка Под ред. С. А. Кузнецова | гедони́зм-а; м. [от греч. hēdonē — наслаждение] 1. Направление в этике, признающее наслаждение высшим благом, целью жизни; стремление к удовольствиям, наслаждениям. Г-ая этика. Г-ая философская школа. | |
Толковый словарь иноязычных слов Л. П. Крысин | гедони́зма, мн. нет, м. [фр. hédonisme 1. Воззрение, признающее целью жизни и высшим благом наслаждение.
—Г. как этическое учение зародился в Др. Греции и был развит представителями киренской (см. киренаики) философской школы (4 в. до н. э.). Ср. эпикуреизм (во 2-м знач.). | |
Словарь трудностей русского произношения | гедони́зм[г’] |
что это такое, причины популярности явления
В руке лист бумаги, в котором вырезана счастливая рожица, на фоне моря: FreepikЖизнь, полная удовольствий, без обязательств и стресса — так выглядит мечта гедониста. Что собой представляют люди, живущие ради себя, что такое гедонизм и почему он так популярен? О стремлении к удовольствиям как стилю жизни размышляли философы Аристипп, Эпикур, Генри Сиджвик, Иеремия Бентам и Виктор Аргонов.
Суть и принципы гедонизма
Наслаждаться жизнью — мечта многих, но лишь некоторые люди умеют жить так, чтобы другие завидовали и восхищались.
Что такое гедонизм?
Этико-психологическое учение, стиль существования, подразумевающий жизнь ради удовольствия как высшей цели и ценности, называют гедонизмом. Это постоянное стремление к наслаждениям в виде чувственной радости от еды, интимной близости, комфортных бытовых условий, красивой и качественной одежды, а также духовной радости от книг, музыки, театра, созерцания красивых вещей и явлений.
Впервые термин «гедонизм» использовали в Древней Греции, он означал ‘наслаждение’, ‘удовольствие’. Основоположником гедонизма считают философа Аристиппа. Наибольшего расцвета учение достигло в XVIII веке и стало вновь актуальным в настоящее время.
Несмотря на то что философия гедонизма возникла много столетий тому назад, она постоянно развивалась. Об этой концепции высказывался Эпикур, называвший удовольствие признаком удавшейся жизни, Генри Сиджвик, философ-моралист Иеремия Бентам, автор труда «Введение в основания нравственности и законодательства», Виктор Аргонов, описавший перечень принципов психологического гедонизма. Все они не только изучали, но и в чем-то следовали принципам гедонизма.
Девушка рассматривает картины в галерее: Unsplash/gilber francoПринято различать 2 вида гедонизма:
- Этический (философский). Это учение о жизни в удовольствие, которого придерживается персона.
- Психологический (физиологический). Это естественное стремление уменьшить страдания и увеличить удовольствия.
Кто такой гедонист? Это человек, живущий ради собственного удовольствия. Все его усилия и мысли сосредоточены на земных радостях. Он берет от жизни максимум, выбирая работу, жилье, стиль жизни, окружение и хобби так, чтобы порадовать себя.
Основные принципы и проявления гедонизма
В чем смысл гедонизма? Он состоит в том, что каждая мысль и поступок человека направлен на удовлетворение и удовольствие. Работа, личная жизнь, увлечения — все выстраивается так, чтобы радовать. Дискомфорт и страдания необходимо устранить, чтобы проживать приятную и увлекательную жизнь.
Как проявляется гедонизм? Он проявляется в наслаждении каждым моментом. То, что приносит удовольствие, ставится во главу угла, а то, что доставляет дискомфорт, исключается.
Главные принципы гедонизма можно описать так:
- Не переоценивать перспективы и не завышать ожидания.
- Гарантированные маленькие радости сглаживают разочарование. Гедонист всегда знает, чем себя поощрить или утешить, если ожидания не сбылись.
- Удовольствия нужно дозировать.
- Чтобы получить удовольствие от события, нужно наслаждаться, а не просто проживать его.
- Сила наслаждения зависит от обстановки и сопутствующих факторов.
Гедонистом может быть как успешный бизнесмен, так и безрассудный мот. При этом убежденный гедонист наслаждается жизнью в окружении счастливых людей и готов приобщить их к своей философии.
Порция трехслойного латте и шоколадный десерт: Unsplash/Julián AméПлюсы и минусы гедонизма, секрет его популярности
Гедонизм повышает уровень счастья человека и общества в целом, так что его можно назвать конструктивным мировоззрением. В чем состоят главные плюсы и минусы гедонизма?
Преимущества и недостатки гедонизма
Чтобы наслаждаться жизнью, необходимо охватывать все ее сферы, очищая от негатива и наполняя радостью. Принято выделять две главные сферы наслаждений:
- Физическая (еда, секс, алкоголь, общение, хобби).
- Морально-эстетическая (созерцание красот природы, удовольствие от работы или помощи, оказанной другим людям).
Исходя из них можно изложить основные плюсы гедонизма:
- Удовольствие снижает уровень стресса и ускоряет восстановление организма после напряженной работы.
- Гедонист не экономит на себе, заботится о здоровье, не приемлет никаких жертв. Он ставит себя на первое место и щедро делится благами. Быть близким человеком гедониста — это возможность жить комфортно.
- Гедонисты не токсичны, они не копят гнев, раздражение и не склонны к конфликтам.
- Удовольствия в разумных пределах позитивно влияют на здоровье, укрепляют тело и повышают качество жизни.
Несмотря на очевидные плюсы, у гедонизма есть обратная сторона:
- Слишком большое количество удовольствий ослабляет способность наслаждаться.
- Гедонизм в крайнем проявлении ведет к праздности, которая разрушает личность.
- Излишества в физических удовольствиях негативно влияют на здоровье.
Сама идея гедонизма настолько привлекательна, что ей просто увлечься даже в юном возрасте, потому различают инфантильных и зрелых гедонистов. Чтобы стать настоящим гедонистом, нужно быть зрелой личностью.
Почему гедонизм так популярен?
Гедонизм — это тренд, пришедший на смену устаревшим идеалам. Современное общество достигло пика расцвета, особенно в развитых странах. Причиной актуализации гедонистических идей стал кризис христианства, его идеалов. В результате тотального изменения мировоззрения Бог уступил место человеку. В центре культуры многих стран стала личность.
Век человека короток, поэтому его жизнь должна быть полноценной и счастливой. Его благосостояние и комфорт, продолжительность жизни и уровень счастья — главная забота государства. Чтобы контролировать этот показатель, ресурс Gallup ежегодно проводит опрос об эмоциональном благополучии людей в разных странах, готовит доклады о мировом счастье.
Современный человек уже не отождествляет гедонизм с обогащением, материальным достатком, поскольку стремление достичь его часто оборачивается депрессией, разочарованием, а то и суицидом.
Главная задача современного человека — сделать свою жизнь радостной. Радость позволяет наслаждаться каждым мгновением существования и окружающим миром, жить в гармонии, в позитиве. Такая радость — следствие творческого успеха, самореализации человека. Таким образом, гедонизм современного человека растворяется в повседневности, проникает во все составляющие его бытия и предполагает в первую очередь психологический и душевный комфорт.
Гедонизм — это стиль жизни, позволяющий человеку не страдать, а наслаждаться жизнью. Чтобы не только осознать его принципы, но и научиться разумному гедонизму, необходимо изучить его основу и интегрировать в свою жизнь.
Оригинал статьи: https://www.nur.kz/family/self-realization/1992547-gedonizm-chto-eto-takoe-prichiny-populyarnosti-yavleniya/
Что такое гедонизм? – Ежедневно
Перейти к содержимому Что такое гедонизм?Большинство современных людей, когда они слышат слова «гедонизм» или «гедонист», вызывают в воображении образы баловства, богатого богатства, выпивки, наркотиков, секса, сюжета из мыльных опер или пенистых кабельных драм. Но философское определение гедонизма относится к образу жизни, который не обязательно показной, а вместо этого следует простому убеждению: максимизировать удовольствие, минимизировать боль. Истинный гедонизм рассматривает только боль и удовольствие как неотъемлемые сущности жизни.
Гедонизм происходит от древнегреческого слова «гедон», что переводится как «удовольствие». В своей самой основной форме эта философия мотивирована стремлением к удовольствию. Удовольствие может принимать разные формы. Можно испытывать удовольствие через торжественность и спокойствие, через восторг и волнение, через удовольствие чувств (хорошие вкусы, чувства, звуки) и все, что между ними и за их пределами (например, если кто-то садист, он испытал бы удовольствие, наблюдая чужая боль). Таким образом, противоположность удовольствия столь же широка. Боль может означать дискомфорт, скуку, физическую боль, эмоциональный крах, все, что может негативно повлиять на личность человека.
Легко понять, почему у гедонизма плохая репутация, потому что эта философия действительно ценит человека превыше всего.
Самый ранний пример гедонизма произошел от греческой школы киренаиков (четвертый век до н.э.) и был одной из самых ранних школ Сократа. Киренаики верят, что единственная ценная и фундаментально хорошая вещь в мире — это удовольствие. Это относилось не только к отсутствию боли в жизни, но и к фактическому стремлению и поиску удовольствия с помощью активных средств, особенно физического и чувственного удовольствия.
Мгновенное удовольствие для киренаиков превосходило все другие формы, будь то интеллектуальные или психологические, такие как память, потому что они верили, что субъективное знание является непосредственным и что знание накапливается посредством непосредственного и настоящего переживания обстоятельств. Следовательно, непосредственное удовольствие составляло величайшее чувство субъективного просветления. Они также признали обоснованность этических практик, таких как товарищеские отношения, справедливость и нравственные действия, чтобы помочь другим, поскольку это также были способы, с помощью которых кто-то мог получить непосредственное удовольствие от действия.
Киренская школа продолжилась эпикуреизмом, начатым греческим философом Эпикуром (341-270 до н.э.), жившим в эллинистический период. Эпикуреизм был более мягкой формой гедонизма, утверждавшей, что непрерывное и разумное удовольствие от жизни посредством понимания механизмов жизни и того, как избежать боли, является способом достижения оптимального благополучия.
В настоящее время существуют две доминирующие и родственные формы гедонизма: психологический гедонизм и этический гедонизм. Психологический гедонизм относится к философии, согласно которой люди изначально запрограммированы желать и искать удовольствия, и что их действия отражают личную заинтересованность в получении максимального удовольствия. Этический гедонизм, рекламируемый киренаиками, — это философия, согласно которой люди должны делать все возможное для достижения максимально возможного удовольствия.
Гедонизм часто рассматривался как непопулярная философия. Это произошло из-за широко распространенных религий, таких как христианство и его различные секты, которые подчеркивали необходимость жертв, упрямства и морали, а не принятия решений, направленных на получение удовольствия, чтобы жить полноценной жизнью. Однако в 18-м и 19-м веках возродился, хотя и недолгий, интерес к философии, во время которой Джереми Бентам и его преемник Джон Стюарт Милль поручились за гедонистический утилитаризм. Бентам сказал: «Величайшее благо для наибольшего числа людей является мерилом добра и зла».
Бентам, Милль и Эпикур являются примерами психологического гедонизма.
Так быть или не быть гедонистом? Кажется, что максимизировать удовольствие и минимизировать боль — это то, чего каждый из нас пытается достичь своим уникальным способом. Но давайте углубимся и рассмотрим некоторые из этих аргументов и подходов:
1) Быть хорошим человеком может доставлять вам удовольствие
Если вы уже человек, который испытывает счастье, волнение, удовлетворение, когда вы добровольно помогаете другим, будучи хорошим другом и членом семьи, вы могли бы подумать о том, чтобы стать утилитарным гедонистом. На самом деле вы можете рассматривать как неотъемлемую часть вашего процесса помочь как можно большему количеству людей помочь себе достичь наивысшего уровня удовольствия. Тем не менее, это, вероятно, оптимизм в отношении себя.
2) Эмпирическое избегание
Если вы всю свою жизнь стремитесь избежать боли, такой как депрессия, тоска, разочарование или даже скука, возможно, вы никогда не захотите столкнуться с этим лицом к лицу (и это практически неизбежно). Некоторые люди, которые практикуют эмпирическое избегание, даже в конечном итоге имеют серьезные проблемы с психическим здоровьем из-за того, что не принимают текущее состояние своего ума. Это, как если бы вы не приняли простуду и не лечили ее, только усугубит симптомы.
Также есть вероятность, что если вы не позволите себе испытывать вредные эмоции, то не сможете ощутить всю ценность приятных ощущений. Если вы никогда не позволите себе быть голодным из-за того, что это неудобно, будет ли еда вкуснее, чем она может быть? Если вы не тренируетесь, потому что это причиняет боль вашему телу, испытаете ли вы когда-нибудь удивительный бегунский кайф? Иногда легче принять, даже потакать негативным чувствам, поэтому позитив, который приходит после, кажется еще более мощным и важным.
3) Машина опыта
Популярный аргумент против гедонизма подробно описывает сценарий «мозга в бочке» или «машины опыта». Допустим, ваше сознание можно было бы поместить в устройство, которое позволяло бы вам все время испытывать только удовольствие. Вы бы просто сидели и чувствовали одно приятное ощущение за другим до конца вечности. Ты это сделаешь? Если да, то вы можете быть гедонистом. Если утопическая предпосылка этого примера вас смущает, возможно, вы имеете в виду следующие распространенные сомнения в отношении гедонизма:
- а) Испытывать только приятные ощущения — это на самом деле не жить жизнью… это может вообще не считаться жизнью. Если вас привлекает идея повествовательной жизни, что ваша жизнь похожа на историю со взлетами и падениями, неудачами и большими успехами, то эта идея всегда максимизировать удовольствие может показаться не только немного удушающей, но и не идеальной для человека. тип жизни вы пытаетесь иметь.
- б) В большинстве случаев хорошее самочувствие для человека может быть гораздо более сложным, чем просто ощущение «хорошего». Может быть, часть хорошего самочувствия заключается в том, чтобы быть частью опыта, который приводит к ощущению, а не просто получать его от вас. Хотели бы вы оказаться в спа-центре, чтобы побаловать себя вечно? Может быть, это звучит хорошо после тяжелого рабочего дня, но не так хорошо, если вы уже были в спа-салоне целую вечность.
- c) Нет урока, который можно извлечь из ощущения только удовольствия. Боль заставляет нас расти как личности, а без роста, возможно, мы не станем теми, кем хотим быть.
Как и у любой философии, всегда найдутся заядлые поклонники и закоренелые несогласные. Но учтите и это: есть люди, которые прожили трудную жизнь и испытали больше боли, чем мы можем даже представить. Для них это может быть так же просто, как эта цитата Филиппа Лопейта: «Гедонизм может быть рациональным ответом на трудную жизнь».
админ2019-11-20T17:00:36+00:00Информационный бюллетень
Гедонизм — Энциклопедия Нового Света
Гедонизм (греч. hēdonē (ᾑδονή от древнегреческого) «удовольствие» +–изм) — это философская позиция, которая рассматривает стремление к удовольствию как основной мотивирующий элемент жизни, основанный на представлении что «удовольствие — это хорошо». Однако концепция удовольствия понимается и рассматривается по-разному, и гедонизм классифицируется соответственно.
Содержание
- 1 Концепции гедонизма
- 2 Древний гедонизм
- 3 Гедонизм в Средние века и Возрождение
- 4 Утилитаристский гедонизм
- 5 Христианский гедонизм
- 6 Гедонизм в обиходе
- 7 Каталожные номера
- 8 См. также
- 9 Внешние ссылки
- 9.1 Общие источники по философии
- 10 кредитов
Три основных типа философского гедонизма психологический гедонизм , согласно которому склонность искать удовольствия и избегать боли является неотъемлемым атрибутом человеческой природы; оценочный или этический гедонизм , который устанавливает определенные этические или моральные цели как желательные, поскольку их достижение приведет к счастью; и рефлективный , или нормативный гедонизм , стремящийся определить ценность с точки зрения удовольствия. Древнегреческие философы Демокрит, Сократ, Платон, Аристотель, Эпикур (341 – 270 9 гг. 0097 г. до н. э. ) и их последователи разработали этические теории, сосредоточенные на «хорошей жизни» (идеальная жизнь, жизнь, достойная жизни, eudaimonia , счастье) и роли удовольствия от ее достижения. В Средние века гедонизм был отвергнут как несовместимый с христианскими идеалами, но философы эпохи Возрождения возродили его на том основании, что Бог предназначил человека для счастья. Британские философы девятнадцатого века Джон Стюарт Милль и Джереми Бентам создали этическую теорию утилитаризма с гедонистической ориентацией, утверждая, что все действия должны быть направлены на достижение наибольшего счастья для наибольшего числа людей.
Концепции гедонизма
Существует множество философских форм гедонизма, но их можно разделить на три основных типа: психологический гедонизм ; оценочный , или этический гедонизм ; и рефлективный , или рационализирующий гедонизм . Психологический гедонизм считает, что стремление к удовольствию и избегание боли является важным аспектом человеческой природы; люди не могут действовать иначе. Человек всегда будет действовать так, чтобы, по его мнению, доставлять то, что он воспринимает как величайшее удовольствие, или защищать его от нежелательной боли. Психологический гедонизм либо основан на наблюдении за человеческим поведением, либо обусловлен определением «желания». Психологический гедонизм часто является формой эгоизма, озабоченной удовольствием отдельного субъекта, но он также может быть связан с удовольствием общества или человечества в целом. Альтруистические версии психологического гедонизма включают в себя глубоко укоренившиеся убеждения, культурные или религиозные убеждения, которые побуждают человека действовать на благо семьи или общества или ожидание загробной жизни. К проблемам психологического гедонизма относятся определения желания и удовольствия. Связано ли желание с удовлетворением физических ощущений или оно распространяется на ментальные и рациональные представления об удовольствии? Все ли положительные переживания, даже незначительные и обыденные, являются психологическими мотивами?
Оценочный гедонизм — это попытка установить определенные цели или цели как желательные и убедить других в том, что эти цели следует преследовать и что их достижение приведет к удовольствию. Оценочный гедонизм иногда используется для поддержки или оправдания существующей системы моральных ценностей. Многие альтруистические и утилитарные моральные системы относятся к этому типу, потому что они побуждают человека жертвовать или ограничивать непосредственное чувственное удовлетворение в пользу более рационального, такого как удовлетворение от служения другим или поддержание эгалитарного общества, в котором каждый человек получает определенные преимущества. Оценочный гедонизм поднимает проблему точного определения того, какие цели желательны и почему.
Рефлективный, нормативный или рационализирующий гедонизм стремится определить ценность с точки зрения удовольствия. Даже самые сложные человеческие занятия объясняются желанием максимизировать удовольствие, и именно это желание делает их рациональными. Возражения против определения ценности на основе удовольствия включают тот факт, что не существует общего состояния или свойства, обнаруживаемого во всех переживаниях удовольствия, которые можно было бы использовать для установления объективного измерения. Не все переживания удовольствия можно считать ценными, особенно если они возникают в результате преступной деятельности или слабости характера или причиняют вред другим. Другое возражение состоит в том, что помимо непосредственного опыта удовольствия существует много других видов ценных переживаний, таких как быть хорошим родителем, создавать произведение искусства или действовать честно, которые, хотя и могут быть названы производящими некое подобие альтруистическое удовольствие, очень трудно классифицировать и количественно оценить. Нормативный гедонизм определяет ценность исключительно в соответствии с пережитым удовольствием, не принимая во внимание будущее удовольствие или боль, возникающие в результате конкретного действия.
Древний гедонизм
Среди древнегреческих философов обсуждение этической теории часто концентрировалось на «хорошей жизни» (идеальная жизнь, жизнь, достойная жизни, eudaimonia, счастье) и роли удовольствия от ее достижения. Различные выражения концепции «удовольствие есть благо» были разработаны такими философами, как Демокрит, Аристипп, Платон, Аристотель и Эпикур, и их последователями, и с ними решительно не согласились их оппоненты. Аристипп (V век г. до н. э. ), а киренейская школа утверждала, что величайшим благом является сиюминутное удовольствие, и защищала жизнь, полную чувственных удовольствий, на том основании, что все живые существа стремятся к удовольствиям и избегают боли. Эта позиция отражала скептицизм в отношении того, что можно знать только ощущения момента, и что озабоченность прошлым или будущим вызывает только неуверенность и тревогу, и ее следует избегать.
Древние греки смотрели на мир природы и соглашались с тем, что каждый организм мотивирован действовать ради собственного блага, но расходились во мнениях относительно того, было ли это «благо» удовольствием. Демокрит (ок. 460 – ок. 370 г. до н. э. ), как сообщается, считал, что высшим благом является приятное состояние спокойствия ума (euthumia), и что определенные удовольствия или страдания следует выбирать в зависимости от того, как они способствуют этому спокойствию. В « Протагоре» Сократ (470–399 г. до н. э. г.) представил версию демократического гедонизма, которая включала метод расчета относительных удовольствий и страданий. Сократ утверждал, что собственное благо агента не является немедленным удовольствием и что необходимо проводить различие между удовольствиями, которые способствуют добру, и вредными удовольствиями. В своих более поздних диалогах Платон (ок. 428–347 г. до н. э. ) согласился с тем, что, хотя хорошая жизнь и приятна, доброта состоит в рациональности, а приятность является дополнением.
Аристотель оспаривал определение удовольствия как процесса восполнения естественного недостатка организма (удовлетворение голода, жажды, желания), заявляя вместо этого, что удовольствие возникает, когда природная потенция мысли или восприятия реализуется в совершенных условиях. Каждый вид актуализации приносит свое удовольствие; удовольствие мысли, удовольствие искусства, телесные удовольствия. Эвдемония (идеальное состояние существования) состоит из оптимальной реализации способности человека к мышлению и рациональному выбору; оно, естественно, характеризовалось бы наивысшей степенью удовольствия.
Эпикур (341 – 270 г. до н.э. г.) и его школа различали два вида удовольствия: удовольствие, восполняющее дефицит организма (например, голод или желание), и удовольствие, испытываемое, когда организм находится в стабильном состоянии, свободен от всякой боли или беспокойства. Он отдавал предпочтение последнему типу и подчеркивал уменьшение желания, а не непосредственное получение удовольствия. Эпикур утверждал, что высшее удовольствие состоит в простой, умеренной жизни, проведенной с друзьями и в философских дискуссиях, и не одобрял чрезмерного снисходительности любого рода, потому что это в конечном итоге приведет к какой-то боли или нестабильности.
Мы признаем удовольствие первым врожденным добром в нас, и с удовольствия мы начинаем каждый акт выбора и избегания, и к удовольствию мы снова возвращаемся, используя чувство как мерило, по которому мы судим о всяком благе. (Эпикур, «Письмо к Меноцею»)
Гедонизм в Средние века и Возрождение
Христианские философы Средневековья осудили эпикурейский гедонизм как несовместимый с христианскими целями избегания греха, повиновения воле Бога, взращивания таких добродетелей, как милосердия и веры, а также поиска награды в загробной жизни за жертвы и страдания на земле. В эпоху Возрождения такие философы, как Эразм (1465–1536), возродили гедонизм на том основании, что Бог желает, чтобы люди были счастливы и испытывали удовольствие. Описывая идеальное общество своей утопии (1516 г.), Томас Мор сказал, что « главная часть счастья человека состоит из удовольствия. «Мор утверждал, что Бог создал человека, чтобы он был счастлив, и использует стремление к удовольствию для мотивации нравственного поведения. Мор проводил различие между удовольствиями тела и удовольствиями ума и призывал стремиться к естественным удовольствиям, а не к тем, которые производятся искусственная роскошь.
В восемнадцатом веке Фрэнсис Хатчесон (1694–1747) и Дэвид Юм (1711–1776) систематически исследовали роль удовольствия и счастья в морали и обществе; их теории были предшественниками утилитаризма.
Утилитаристский гедонизм
Британские философы девятнадцатого века Джон Стюарт Милль и Джереми Бентам установили фундаментальные принципы гедонизма в своей этической теории утилитаризма. Утилитарная ценность является предшественником гедонистических ценностей в том смысле, что все действия должны быть направлены на достижение наибольшего счастья для наибольшего числа людей. Все действия должны оцениваться на основе того, сколько удовольствий они производят по отношению к количеству боль , которая возникает из-за них. Поскольку утилитаризм имел дело с государственной политикой, необходимо было разработать «гедонистический расчет», чтобы определить соотношение удовольствия и боли для любого данного действия или политики. Хотя Бентам и Милль были последовательны в своем стремлении к максимальному удовольствию для наибольшего числа людей, они различались в методах измерения счастья.
Джереми Бентам и его последователи отстаивали количественный подход. Бентам считал, что ценность удовольствия можно понять, умножив его интенсивность на продолжительность. Приходилось учитывать не только количество удовольствий, но и их интенсивность и продолжительность. Количественная теория Бентама определила шесть «измерений» ценности удовольствия или боли: интенсивность, продолжительность, определенность или неопределенность, близость или удаленность, плодовитость и чистота (Bentham 1789)., гл. 4).
Джон Стюарт Милль выступал за качественный подход. Милль считал, что существуют разные уровни удовольствия, и что удовольствие более высокого качества имеет большую ценность, чем удовольствие более низкого качества. Милль предположил, что более простые существа (он часто ссылался на свиней) имеют более легкий доступ к более простым удовольствиям; поскольку они не осведомлены о других аспектах жизни, они могут просто потакать себе, не задумываясь. Более развитые существа больше думают о других вещах и, следовательно, меньше времени тратят на наслаждение простыми удовольствиями. Критики качественного подхода обнаружили в нем несколько проблем. Они указали, что «удовольствия» не обязательно имеют общие черты, за исключением того факта, что их можно рассматривать как «приятные». Определение «приятного» субъективно и различается у разных людей, поэтому «качества» удовольствий трудно изучать объективно и с точки зрения универсальных абсолютов. Другое возражение состоит в том, что «качество» не является неотъемлемым атрибутом удовольствия; о «качестве» удовольствия судят либо по его количеству и интенсивности, либо по какой-либо негедонистической ценности (такой как альтруизм или способность возвышать разум).
«Природа поставила человечество под управление двух суверенных владык, боли и удовольствия. Только они должны указывать, что мы должны делать, а также определять, что мы должны делать». (Bentham 1789)
Христианский гедонизм
Христианский гедонизм — это термин, введенный в 1986 году для богословского движения, первоначально задуманного пастором доктором Джоном Пайпером в его книге Желание Бога: размышления христианского гедониста. Принципы этой философии заключаются в том, что люди были сотворены (христианским) Богом с приоритетной целью щедро наслаждаться Богом через познание, поклонение и служение Ему. Эта философия рекомендует стремиться к собственному счастью в Боге как высшему человеческому удовольствию. Подобно эпикурейскому воззрению, высшее наслаждение рассматривается как нечто долгосрочное и заключается не в снисходительности, а в жизни, посвященной Богу. В христианском сообществе были подняты серьезные вопросы о том, заменяет ли христианский гедонизм «люби Бога» на «наслаждайся Богом» как на самую большую и главную заповедь.
Типичная апологетика христианского гедонизма состоит в том, что если вы действительно любите что-то, вы должны по-настоящему этим наслаждаться. Его можно резюмировать в следующем утверждении: « Бог наиболее прославляется в нас, когда мы наиболее удовлетворены в Нем. »
Совсем недавно термин «христианский гедонизм» был использован французским философом Мишелем Онфре для обозначения различных еретических движений от Средневековья до Монтеня.
Гедонизм в обычном употреблении
В обычном употреблении слово гедонизм часто ассоциируется с потворством своим желаниям и очень расплывчатым или либеральным взглядом на мораль секса. Большинство форм гедонизма на самом деле концентрируются на духовных или интеллектуальных целях или на стремлении к общему благополучию.
Ссылки
Ссылки ISBN поддерживают NWE за счет реферальных сборов
- Аристотель. Никомахова этика, 2-е изд., Hackett Publishing Co. ISBN 872204642 Доступно в Интернете на английском или греческом языках в цифровой библиотеке Персея, Грегори Крейн, изд. [1]. Проверено 12 января 2008 г. .
- Bentham, J., (1789), Введение в принципы морали и законодательства. Adamant Media Corporation, 2005. ISBN 1402185642 ISBN 978-1402185649
- Brandt, R. Теория добра и права. Оксфорд, Кларендон Пресс, 1979.
- Брод, CD Пять типов этической теории. Лондон и Бостон: Рутледж и Кеган Пол, 1930.
- Фельдман, Ф. «Гедонизм», в Encyclopedia of Ethics, eds. Л.К. Беккер и К. Б. Беккер Рутледж: Лондон и Нью-Йорк, 2001. .
- Фланаган, О. Переосмысление сознания. Кембридж, Массачусетс: MIT Press, 1992.
- Милл, Дж.С. и Джордж Шер, (ред.) Утилитаризм, 2-й. изд. Издательская компания Hackett, 2002. ISBN 087220605X .
- Мур, Г.Э. Принципы этики. Кембридж, Великобритания: Издательство Кембриджского университета, 1903. .
- Росс, В.Д. Основы этики. Оксфорд: Clarendon Press, 1939.
- Смарт, Дж. Дж. К., 1973. «Очерк системы утилитарной этики», в книге «Утилитаризм: за и против», Дж. Дж. К. Смарт и Б. Уильямс. Кембридж, Великобритания: Издательство Кембриджского университета, 1973. .
- Самнер, В. Благополучие, счастье и этика. Oxford, UK: Clarendon Press, 1996.
См. также
- Мораль
- Этика
Внешние ссылки
Все ссылки получены 12 декабря 2017 г.
- Статья в Стэнфордской энциклопедии философии
- Интернет-энциклопедия философии о:
- Эпикур
- Джон Стюарт Милл
- Зигмунд Фрейд
- статей, посвященных христианскому гедонизму
Общие источники по философии
- Стэнфордская философская энциклопедия
- Интернет-энциклопедия философии
- Проект Пайдейя Онлайн
- Проект Гутенберг
Авторы
Энциклопедия Нового Света писателей и редакторов переписали и дополнили статью в Википедии в соответствии со стандартами New World Encyclopedia .