Гедонизм это в философии: что это такое, принципы, этика, философия и идеи

Гедонизм | Понятия и категории

Буше Франсуа. Лежащая девушка.

ГЕДОНИЗМ — античное понятие, означающее веселье и удовольствие в этике древнегреческой философии киренаиков оно лежало в основе учения, признававшего смыслом жизни наслаждение — не только телесное, но и духовное.

Словарь практического психолога. — М.: АСТ, Харвест. С. Ю. Головин, 1998, с. 121.

 

ГЕДОНИЗМ (от греч. hendone — наслаждение). Понятие античной культуры, прежде всего древнегреческой этики, обозначающее веселье и удовольствие как принцип жизни. В философии киренаиков данное понятие было положено в основу всего мироздания. При этом смыслом жизни признавалось не только телесное, но и духовное наслаждение. В настоящее время гедонизм стал объектом развернутого экспериментального исследования. Опыты с «расщепленным мозгом», проведенные Р. Сперри и М. Газзанигой (Газзанига М. Расщепленный человеческий мозг // Восприятие: Механизмы и модели: Переводы / Под ред.

Н. Ю. Алексеенко.

Tags: 

Психология

Этика

ГЕДОНИЗМ (от греч. ἡδονή— удовольствие) — тип этических учений, а также система нравственных воззрений, согласно которым все моральные определения (содержание понятий добра и зла и др.) выводятся из удовольствия (положительные) и страдания (отрицательные). В учениях представителей киренской школы гедонизм складывается как разновидность мировоззрения, отстаивающего приоритет потребностей индивида перед социальными установлениями как условностями, ограничивающими его свободу, подавляющими его самобытность.

Tags: 

ГЕДОНИЗМ — этическое учение, а также система взглядов и образ жизни, считающие наслаждение высшим благом и критерием человеческого поведения и сводящие к нему всё многообразие моральных требований. Стремление к наслаждению в гедонизме рассматривалось как основное движущее начало человека, заложенное в нём от природы и предопределяющее все его действия.

Как нормативный принцип гедонизм противоположен аскетизму. В большей степени гедонизм характерен для отроческого и юношеского возраста, главным образом в силу социального статуса молодёжи, не обременённой семьёй.

Tags: 

ГЕДОНИЗМ — этико-психологическое учение, возникшее в античности, утверждающее, что наслаждение является высшим благом, целью личности, критерием истинности и целесообразности, основным мотивом ее поведения. Преобладание гедонистских наклонностей человека является нежелательным при профессиональном отборе в педагогические учебные заведения.

Коджаспирова Г. М., Коджаспиров А. Ю. Педагогический словарь: Для студ. высш. и сред. пед. учеб. заведений. — М.: Издательский центр «Академия», 2001, с. 27.

Tags: 

ГЕДОНИЗМ (греч. hedone — наслаждение) — этическая система, которая в качестве высшей нравственной ценности и смысла жизни утверждает достижение наслаждения и необходимость избегать страдания. Противоположен аскетизму. Соответственно, добром в этой системе является то, что ведет к наслаждению или является объектом наслаждения. Само наслаждение понимается по-разному. Есть примитивные чувственные наслаждения, а есть возвышенно-интеллектуальные или эстетические. Проводимый в жизнь последовательно, Г. начинает «саморазрушаться». Г.

Tags: 

ГЕДОНИЗМ (греч. hedone — наслаждение) — 1) воззрение, признающее целью жизни и высшим благом наслаждение; 2) стремление индивидуума к росту своего благосостояния во имя максимизации получаемого от жизни удовольствия.

Райзберг Б.А. Современный социоэкономический словарь. М., 2012, с. 86.

Tags: 

ГЕДОНИЗМ (греч. hedone — наслаждение) — принцип обоснования моральных требований, согласно к-рому добро определяется как то, что приносит наслаждение и избавление от страданий, а зло — как то, что влечет за собой страдание. Теоретический Г. является разновидностью натурализма в этике. В его основе лежит представление, что гл. движущим началом в человеке, заложенным в него природой и определяющим все его действия, является наслаждение. Г. возник еще в древности. В Греции гедониками называли последователей этики Аристиппа. Наиболее развитой формы Г.

Tags: 

Философия

Этика

ГЕДОНИЗМ [греч.. ηδονή — наслаждение] — учение в этике, считающее наслаждение высшим благом, а стремление к наслаждению — принципом поведения. От Г. необходимо отличать эвдемонизм, признающий основой нравственности стремление к счастью.

Философский словарь / авт.-сост. С. Я. Подопригора, А. С. Подопригора. — Изд. 2-е, стер. — Ростов н/Д : Феникс, 2013, с 73.

Tags: 

ГЕДОНИЗМ (HEDONISME). Учение, рассматривающее в качестве высшего блага или принципа морали удовольствие (hedone). Находит отражение во взглядах Аристиппа (78), Эпикура (хотя его гедонизм сопровождается эвдемонизмом), среди новейших исследователей — во взглядах Мишеля Онфре (79). Гедонизм не обязательно связан с эгоизмом, потому что способен принимать во внимание и удовольствие других людей, и с материализмом, потому что существуют и духовные удовольствия. Собственно говоря, в этом и заключается слабое место гедонизма.

Tags: 

Этика

Философия

ГЕДОНИЗМ (от греч. ηδονή — наслаждения) — термин для обозначения этических учений и нравственных воззрений, в которых все моральные определения выводятся из наслаждения и страдания. Как тип этического учения Г. берет начало в школе киренаиков и складывается как разновидность мировоззрения, отстаивающего приоритет потребностей индивида перед социальными установлениями как условностями, ограничивающими его свободу, подавляющими его самобытность.

Tags: 

Философия

что это такое, принципы, виды, плюсы и минусы

Гедонизм – это направление жизненной концепции, философское учение, где главным жизненным смыслом представляется удовольствие, оно же является ключевой ценностью, терминальной, тогда как все остальные являются только способами достижения удовольствия. Гедонизм это аксиологическое учение, выставляющее только смысл и ценность получения удовольствия, но не дающее людям предписаний как именно этого достигать, т.е. не ограничивающее действия, не дающее канонов поведения.

В понимании различных философских школ и трактовок моральных систем, гедонизм видит смысл жизни и в эгоистическом стремлении, при этом не воспринимается, как законченная система моральных воззрений. Эту концепцию можно считать основой для зарождения течения, тем, что даёт направление основных ценностей, но не строгой регламентирующей концепцией.

Что это такое

Определение, что такое гедонизм даётся обычно в философских направлениях, где прямое трактование сводится к наслаждению, что также является практически дословным переводом с греческого. Если рассматривать понятие шире, то это не только посредственное и бездумное стремление к удовольствию материальному, но также и жизненная цель в стремлении наслаждаться каждой секундой, соответственно человек продумывает другие свои действия и ставит цели для получения ещё большего наслаждения. Конечно, подобная человеческая позиция может привести к тому, что для своего удовольствия человек может переступить социальные нормы или просто пренебрегать общественным порядком – это вопрос внутренней культуры и опять же удовольствия. Иногда бывает значительно полезней нарушить социальный кодекс и грубо ответить тем, кто нарушает ваши психологические границы, тем самым сохранив свой душевный покой и психическое равновесие, вместо того чтобы тратить время на негативное общение.

Простыми словами гедонизм представляет собой исповедование не очень сложных удовольствий.

Это простые моменты радости от вкусной пищи, интима, алкоголя, общения с друзьями и занятий хобби. Более сложные формы могут включать достижение высоких навыков развития какого-то качества, где сам процесс познания и результат приносят удовольствие. Гедонист никогда не будет учиться езде на лошади, если это приносит страх и напряжение, какие бы выгодные моменты за этим не стояли потом. Но вот, когда сам процесс развития приносит кайф, тогда и достижение становится очень мотивированным.

Примеров может быть сколько угодно, весь смысл сводится к тому, что каждая личность получает удовольствие в зависимости от своего уровня развития и общих ценностей. Одинаково можно считать гедонистом того, кто тратит последние деньги на алкоголь и того, кто на последние копейки покупает книгу по квантовой механике. Счастье может вообще не иметь отношения к материальному миру и тогда личность может радоваться закату, прогулке, общению, кто-то чувствует радость и удовольствие от помощи окружающим или от путешествий.

Истинные смысл жизни гедонизма никогда не будет про разрушительные последствия, поэтому те, кто, прикрываясь этим течением, употребляют наркотики, убивают других, грабят магазины, скорее причисляются к сибаритам, ведь настоящий гедонист будет развиваться и переходить на более высокие уровни. Этот человек, живя в тёплой квартире, захочет сменить её на дом, прочитав пару умных книг, захочет совершенствоваться дальше. Всё не упирается в физические наслаждения, хотя этот комфорт ценится высоко, гедонист будет придерживаться более изысканных желаний, которые не наскучат за один день и всегда имеют продолжение. Люди ориентированы на постоянное получение счастья, а значит, будут искать его в деятельности, приносящей удовлетворение, а не в литрах алкоголя, приносящих на утро негатив.

Гедонизм в философии

Гедонизм в философии это концепция, принадлежащая мыслителю Аристиппу, выделявшему только два состояния человеческой души – боль и удовольствие. Счастье и главное человеческое стремление в этой концепции преподносилось как максимальная степень удовольствия, сводя даже общий смысл жизни к получению только физического удовольствия, как самого доступного. Сейчас подобный подход несколько видоизменился и стали включены понятия развития, морали и этики, где исключительно физическое наслаждение является важным, но не преподносится, как единственная смысловая единица жизни. Распространение гедонизма было очень велико в эпоху абсолютизма, и при этом трактовалась с аморальной точки зрения, когда ради собственных простых нужд и наслаждений человек мог переступить закон, нарушить баланс, совершить преступление.

От первоначального понятия осталась установка на то, что всё приносящее боль и несчастье является негативным, а радующие вещи или события рассматриваются как позитивные. Это мировоззрение полностью опирающееся на человеческие самоощущения, без заведомого объяснения, что делать и к чему стремиться, поскольку то, от чего один будет в восторге, расслаблении и наслаждении другому может принести разочарование. В некоторых вариантах развитию доли гедонизма способствуют психотерапевтические учения, заставляющие человека прибывать в настоящем и постоянно искать способы его улучшить, увеличивающие чувствительность к собственным потребностям и заставляющие развивать находчивость их удовлетворения. Фокус внимания сместился с материального и простых радостей пищи и алкоголя, гедонисты включают такие понятия, как душевный комфорт, саморазвитие, приятное общество и прочие тонкие нематериальные вещи. Еще у киренаиков утверждается ценность самобытности личности и удовлетворения её личных потребностей, как самой главной жизненной цели, способствующей как развитию, так и благополучию.

Принципы гедонизма

Чётко прописанных принципов, которые подлежат исповедованию каждым гедонистом, нет, так как эта концепция является индивидуальной и личностно ориентированной. Но вместе с этим есть определённые черты, развив которые человек приближается к постоянному получению удовольствия. Первое – это количество наших ожиданий от реальности, и чем они выше, тем более несчастны оказываются люди, поскольку слишком красивые картинки редко оправдываются. На негативных ожиданиях контраст происходит ярче и приятнее, ведь когда вы ожидаете провести все выходные в работе и внезапно отчёт сдавать не надо, то радость от таких банальных выходных увеличивается, точно также, как и когда вас подвозит друг в метель – просто сидеть в салоне машины не представляет радости, но на фоне того, что можно было идти километр по сугробам это очень радует. Таким образом, можно работать со своей психикой, не наделяя большим позитивом, то, что только ожидается или планировать мероприятия, гарантированно радующие вас.

Гедонисты постоянно следят за процессами, приносящими счастье, и чтобы его уровень не падал или ищут варианты, радующие постоянно своим процессом (прогулки, поездки, приготовление пищи) или чередуют их. Даже самый вкусный торт перестанет приносить удовольствие, если оставит только его в качестве еды, самый любимый человек превратится в ненавидимого, если сузить круг общения до него одного. Это касается всего, поэтому у гедонистов есть чёткий принцип не переборщить с частотой какого-то удовольствия, дабы не снизить интенсивность, а также стремиться к постоянному поиску новых источников, более сложных многогранных. Даже радость от безделья присутствует только после продуктивного труда, а не после четвёртого дня проведенного в постели с сериальчиками и пиццей.

Острота ощущений приходит в умении наслаждаться и сочетать различные моменты. Выпить залпом элитный алкоголь, не оценив вкуса где-то в подворотне – это не про гедонизм, сколько бы ни стоила бутылка. Либо посвящайте это время и обстановку, выберите свободный вечер, поставьте исключительную музыку, усядьтесь в любимом кресле, либо выберите момент. Бокал шампанского натощак на берегу моря, с рюкзаком только приехав, может быть большим наслаждением, чем это же шампанское в самом дорогом ресторане, вечернем платье и в дурной компании. Наслаждение оно в деталях и принцип гедонизма сводится не к шаблонам, преподносимых рекламой удовольствий, а в том, чтобы найти своё.

Виды гедонизма

В зависимости от внутренней организации личности, привитых ценностей и окружения гедонистические убеждения могут развиваться в двух направлениях. Возвышенный гедонизм будет пропагандировать идеи красоты и развития, чувственной окрашенности и совершенства. В таких проявлениях для личности первичен не столько интим, как половой акт в несколько минут для сброса напряжения, а прелюдия, восточные учения и разговоры с партнёром на всех этапах. Многое может играть обстановка и сопровождающие звуки. Это же касается еды, т.е. тут не будет стремления к обжорству, но будет уделяться много внимания пище, чтобы она была качественной, здоровой, специально приготовленной, такие люди всегда будут вкусно есть, пробовать новые экзотические сочетания и баловать себя не столько килограммами дешёвой еды, сколько порциями деликатесов.

Большое внимание в возвышенном гедонизме уделяется впечатлениям, поэтому тут часты путешествия, прогулки по красивым местам, различные хобби, связанные с искусством. Личность всегда направлена на развитие и ищет много нюансов в новых впечатлениях, некоторые способны испытывать оргазмические ощущения от мелодии или картины и естественно это требует определённого развития, чувствования, понимания и толкования. Насыщенность жизни для таких личностей понимается через эмоциональную сторону, они идут на психотерапию, чтобы улучшить качество, тонкость понимания, а не только когда жизнь трещит по швам от кризиса или эмоционального пика.

Низменный гедонизм проявляется совершенно иначе и держится больше на биологических потребностях человека. Качественные категории возвышенного гедонизма тут измеряются количеством, хотя могут касаться той же сферы – от еды требуется, чтобы стол ломился, а холодильник не закрывался, чтобы желудок был переполнен, при этом её качество или вкусовые моменты становятся далеко не на первое место. В интимной жизни место больше занимает похоть, которой всё равно с кем, где и как, упор делается не на различные удовольствия чувственного спектра и погружение в этот мир, а быстрое удовлетворение потребностей.

Низший гедонизм способен толкать людей на антисоциальные поступки, тогда как возвышенный развивает личность. Вообще, чем больше наслаждений находится в простом спектре, тем ближе личность по своему существованию к животным – это всё ещё гедонизм, но уже очень близко к личностному разложению.

Плюсы и минусы гедонизма

Понятие неоднозначное, проявлений его столько же, сколько людей, хотя и есть два основных вида, поэтому однозначно причислить гедонизм к позитивному проявлению или негативному нельзя. Стремление к удовольствию является важным этапом развития, это стимул и мотивация для многих достижений, в то же время когда гедонизм доведен до абсолюта, то несёт всё больше неприятностей. Ориентированность личности на удовольствие, без принятия ответственности, заботы о завтрашнем дне является проявлением инфантильности, несущей только растраты и моральное разложение.

Если это подростковый возраст, то есть надежда на контроль со стороны взрослых и саморазвитие, если это присутствует у взрослого человека, то вероятно, что будут потеряны все накопления, здоровье и социальные связи, причём в кратчайшие сроки.

Когда человек причисляет себя к гедонистам, потому что ищет для себя лучшего, хочет питаться качественными продуктами и принимать ванну с солью, а не быстро мыться под душем – это благоприятное развитие, поскольку тут присутствует необходимая забота о себе, обусловленная потребностями и завтрашним днём. Правильное питание, вкусная еда, комфортные условия жизни – это всё продлевает жизнь, повышает работоспособность, освобождает время для творчества. Когда человек останавливается на удовольствии от психоактивных веществ, то происходит только разрушение физической оболочки, путей развития и всего социума.

Гедонизм, доведённый до максимума, в итоге может лишить человека всех удовольствий, хотя исповедует их как смысл и цель жизни. Постепенно потребности растут, и в один день прогулки становится недостаточно для счастья, чашка кофе уже не радует, а поцелуй любимого не бередит переживания, тогда люди начинают искать новое, повышать дозы. Проблема в том, что материальный мир конечен и может наступить момент, когда все ступени какой-то части удовольствий пройдены, а следующих нет. Это повергает в настолько сильную депрессию, что часто заканчивается суицидом.

Постоянная концентрация на поиске удовольствий откладывает жизнь человека и полностью без внимания оставляет его будущее. Когда мы способны переключать своё внимание и только этим находить прекрасное в текущем моменте – это позитивная сторона гедонизма, такая супер-способность сотворить радость там, где ты есть из ничего. Но когда мозг пульсирует в ритме гугла и ищет где, что ещё нового принесёт эндорфины, то счастья нет в настоящем, более того, время тратится впустую и наслаждения лишается будущее. Осознанный гедонист идёт работать, чтобы потом насладиться отдыхом и заработанными благами, тот кто просто ищет наслаждения не получает ресурсов для его приобретения в будущем.

Гедонизм прекрасен в своём здоровом проявлении, он позволяет человеку отказываться от назойливых рекомендаций окружающих и работать там, где это интересно, общаться только с тем, кто приносит энергию и воодушевление. Если взять его глобально и рассматривать здоровье и свои ощущения, как главные составляющие прекрасной жизни, то гедонистические взгляды растят зрелую, здоровую личность. Если же всё упирается только в получение кайфа любым путём и сейчас, то ничего кроме фрустрации, проблем со здоровьем и потерей любых возможностей не может быть вариантом будущего.

Автор: Практический психолог Ведмеш Н.А.

Спикер Медико-психологического центра «ПсихоМед»

Гедонизм — Движение/Школа

Гедонизм — это философская школа сократовского и эллинистического периодов Древней Греции, согласно которой удовольствие является самым важным стремлением человечества и что мы всегда должны действовать так, чтобы максимизировать собственное удовольствие .

Самым ранним проявлением гедонизма был киренаизм (который был популярен в 4-м и 3-м веках до н.

э.), хотя, возможно, Демокрит выдвинул очень похож на философию даже раньше. Как движение оно было основано Аристиппом из Кирены (ок. 435 — 360 до н. э.), учеником Сократа, который подчеркивал только одну сторону сократовского учения (что счастье есть одна из целей нравственного действия ) за исключением всего остального. Киренаики подчеркивали телесных удовольствий как более интенсивных и предпочтительных по сравнению с умственными удовольствиями , а отрицали то, что мы должны откладывать немедленное удовлетворение ради долгосрочной выгоды , две основные точки отхода от аналогичные , но более скромные , школа эпикуреизма.

В Средние века христианские философы в значительной степени осуждали гедонизм, который, по их мнению, был несовместимым с христианским упором на избегание греха, исполнение воли Бога и развитие христианских добродетелей веры, надежды и милосердия. Однако Ренессанс такие философы, как Эразм и сэр Томас Мор, до некоторой степени возродили гедонизм, защищая его на религиозных основаниях, что удовольствие на самом деле совместимо с желанием Бога, чтобы люди были счастливы.

Либертинизм — философия, связанная с гедонизмом, которая нашла приверженцев в 17, 18 и 19 веках, особенно во Франции и Великобритании, включая 2-го графа Рочестера (1647 — 1680), маркиза де Сада ( 1740 -1814) и оккультист Алистер Кроули (1875 — 1947). Распутство игнорирует или даже намеренно отвергает религиозные нормы , общепринятую мораль и формы поведения, санкционированные обществом в целом, и поощряет удовлетворение любого рода , особенно сексуальное.

Этическая теория утилитаризма XIX века, предложенная британскими философами Джоном Стюартом Миллем и Джереми Бентамом, развила и усовершенствовала гедонизм, сделав вывод о том, что мы должны совершать любое действие, которое 0006 лучшее для всех («наибольшее благо для наибольшего числа»). Бентам считал, что ценность удовольствия может быть количественно понята, в то время как Милль предпочитал качественный подход, основанный на сочетании удовольствий более высокого качества и простых удовольствий более низкого качества.

Contemporary Гедонисты, представленные организацией, известной как Hedonist International , стремятся прежде всего к удовольствию, как и их предшественники, но с дополнительным акцентом на личная свобода и равенство .



Гедонизм

Гедонизм

Философы обычно различают психологический гедонизм и этический гедонизм. Психологический гедонизм — это точка зрения, согласно которой люди психологически устроены таким образом, что мы стремимся исключительно к удовольствию. Этический гедонизм — это точка зрения, согласно которой наша основная моральная обязанность — максимизировать удовольствие или счастье. Этический гедонизм больше всего ассоциируется с древнегреческим философом Эпикуром (342–270 гг. до н. э.), который учил, что целью нашей жизни должно быть сведение к минимуму боли и максимальное удовольствие. На самом деле, все наши действия должны иметь такую ​​цель:
Мы признаем удовольствие первым врожденным добром в нас, и с удовольствия мы начинаем каждый акт выбора и избегания, и к удовольствию мы снова возвращаемся, используя чувство как мерило, по которому мы судим о всяком благе.
[Письмо Менецею]

В г. «Письмо Менецею » — одном из немногих сохранившихся его фрагментов — Эпикур дает советы, как уменьшить жизненные боли, и объясняет природу удовольствия. Что касается уменьшения жизненной боли, Эпикур объясняет, как мы можем уменьшить психологические страдания, возникающие в результате боязни богов и страха перед смертью. Относительно природы наслаждения Эпикур поясняет, что по крайней мере некоторые наслаждения коренятся в природном и, как правило, всякое страдание дурно и его следует избегать, а всякое наслаждение хорошо и его следует предпочесть. Однако между болью и удовольствием существует тонкая связь. Каждая боль, которую мы испытываем, плоха, и мы должны минимизировать боль, когда это возможно. Однако иногда для достижения счастья достаточно просто свести к минимуму жизненные боли, и нам нужно сделать еще один шаг и активно увеличивать удовольствие. Он утверждает, что мы не должны гнаться за всеми возможными удовольствиями, например, когда они причиняют больше боли. Также утверждает, что чем меньше у нас желаний, тем легче будет испытать счастье.

В средние века христианские философы в значительной степени осуждали эпикурейский гедонизм, который, по их мнению, несовместим с христианским акцентом на избегании греха, исполнении воли Бога и развитии христианских добродетелей веры, надежды и милосердия. Философы эпохи Возрождения, такие как Эразм (1466–1536), возродили гедонизм и утверждали, что его акцент на удовольствии на самом деле совместим с желанием Бога, чтобы люди были счастливы. Британский философ Томас Мор (1478-1535) в своей знаменитой работе Utopia (1516) объясняет, что «главная часть счастья человека состоит из удовольствия».

About the Author

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Related Posts