Гедонизм в философии: Гедонизм: что это, философия и идеи

Гедонизм: что это, философия и идеи

Гедонизм, наверное, самая приятная философия — она о близком каждому человеку, об удовольствии. Не слишком ли это мелко для учеников Сократа и Канта? Разберемся, как не пресытиться удовольствием и не прослыть сибаритом

  • Что это такое
  • Основные идеи
  • Философия
  • Современность
  • Опасности чрезмерного гедонизма

Что такое гедонизм

Гедонизм — это этическая установка, согласно которой в основе человеческой природы лежит стремление к наслаждению. Следовательно, деятельность человека подчиняется этой главной цели — достижению наслаждения. Слово происходит от древнегреческого «хедонэ», которое так и переводится — наслаждение, удовольствие.

Зачастую неверно ставится знак равенства между гедонизмом и эпикурейством — в строгом смысле эти два течения античной философии хоть и говорят об удовольствии как о центре человеческой жизни, все же различаются в понимании сущности удовольствия как такового.

И не совсем верно называть гедониста сибаритом — в древнегреческих текстах, где говорится о сибаритах, их обычно представляют как людей изнеженных, живущих в роскоши и предающихся праздности и удовольствиям, — в сущности как бездельников. Удовольствие для сибарита заключается не только в потреблении, но и в его активной демонстрации вокруг него — в античной литературе, которая мифологизировала город Сибарис (откуда и пошло слово сибарит) как центр баснословной роскоши, стремление сибаритов к удовольствию всегда имеет негативный оттенок.

Несмотря на то, что основоположник гедонизма философ Аристипп был современником Сократа и жил в последние десятилетия 5 века до н.э. и в первую половину 4 века до н.э., гедонизм как основа модели поведения, как аксиологическое учение (то есть учение о ценностях) и как способ описания современного мира потребления оказывается очень актуален.

Идеи гедонизма

В широком смысле гедонизм — это стремление к максимизации счастья и удовольствия и минимизации страданий и боли. Гедонизм признает безусловную ценность земной жизни, поэтому в отличие от христианства и ислама не рассматривает наслаждение как награду за праведную жизнь, как нечто, что следует отложить до жизни вечной, когда можно будет бесконечно наслаждаться высшим счастьем.

В современном мире гедонизм окончательно стал светским философским и этическим течением, выраженным в негласном признании права каждого человека на счастье. Это не значит, что современная философия права целиком гедонистическая — наоборот, из-за трудности в определении содержания понятия «счастье» оно не используется в нормативных документах. Однако принципиальное противопоставление счастья и страданий, непреходящая ценность счастья и право каждого человека на нее (в первой статье Конституции Франции 1793 года общее счастье называлось целью общества) берут свои истоки в гедонизме.

Оригинальный гедонизм не делил удовольствия на правильные и неправильные и тяготел к личному благу в противовес общественному. Дальнейшее развитие этики меняет эти положения и развивает учение о наслаждении в сторону общественного блага как минимум по той причине, что тотальный эгоизм ставит человека вне общества и делает его для общества даже опасным. Радикальный и плотский гедонизм подвергается в той или иной мере остракизму и занимает маргинальное положение — как, например, представления о достижении стремлений отдельной личности и об удовольствии и его достижении у маркиза де Сада, который делил людей на два сословия — властителей и рабов и ввел понятие морального релятивизма, которое отрицает возможность какого бы то ни было объективного критерия нравственности.

Гедонизм в философии

Философ Аристипп (436 — 356 до н.э.) был родом из Кирены, греческой колонии на берегу Африки в Ливии, где вел образ жизни светского бонвивана. Он отправился в Афины учиться у Сократа, но привычка к удовольствию была столь сильна, что продиктовала свое понимание учения афинского гения. Сократ не осуждал удовольствие, он не видел в нем ни блага, ни зла. В его философии жизнь, исполненная познания, несомненно может приносить удовольствие, а значит удовольствие в таком случае может быть благим. У Аристиппа же наслаждение — главная мотивационная и движущая сила жизни, а физическое процветание есть высшее благо.

Источник удовольствия в этом случае совершенно не важен. И это отличает гедонистов от сибаритов — сибаритство есть лишь частный случай гедонизма, причем совсем не утонченный.

К деньгам Аристипп относился с гораздо большим уважением, чем его учитель, и даже стал взимать плату за свои лекции — первым из учеников Сократа. Однако у него было представление о справедливости и он пытался, однако безуспешно, платить за свое обучение Сократу. Но в то же время он легко расставался с деньгами и не делал из них культа — в конечном итоге это всего лишь средство.

Ученики Аристиппа — киренаики — сводили все вещи к «субъективным состояниям». Используемые имена вещей — это просто продукт договоренности между людьми и они не передают суть вещи. Зато ощущения гораздо ближе, однако индивидуальны и не сопоставимы с реакциями другого человека.

У человеческой души, по киренаикам, есть два состояния — наслаждение и страдание. Отсутствие того и другого — стазис, застой. Физическое наслаждение, как и страдание, по силе превосходит психическое, поэтому также как стремиться желательно к физическому наслаждению, так и избегать следует физической боли. Тем не менее, киренаики не низводили человека на уровень инстинктов и подчеркивали, что достойно быть хозяином своих удовольствий: кто становится жертвой своих страстей и наслаждений — отвратителен.

Развитие идей гедонизма связано с именем Эпикура (341 — 270 до н.э.) — основателя первой философской школы в Греции после завоевания ее Александром Великим. Основные мысли Эпикура и его последователей можно изложить в следующей логической последовательности:

  1. человеческий разум в силах осмыслить реальность;
  2. в реальности есть место для счастья;
  3. счастье состоит в отсутствии страдания и беспокойства, в том числе перед неизбежным;
  4. для достижения счастья и покоя человек не нуждается ни в чем, кроме себя самого — государства, институты, знатность, богатство, боги человеку для счастья не нужны: человек самодостаточен.

Эпикур делил все удовольствия на три типа:

  • Естественные и необходимые — эти удовольствия избавляют от страданий и утоляют естественные потребности человека. Это еда, вода, сон и одежда.
  • Естественные, но не необходимые — это те же удовольствия, что и необходимые, только с некоторыми излишествами. Это утоление жажды не простой водой, а вином, утоление голода не простой пищей, а деликатесами, способ согреться и прикрыть наготу не простой одеждой, а из мягких и нежных материалов, особо скроенной, особо окрашенной (в наши дни к этому можно добавить и специфический лейбл). Любовь тоже относится к этому типу удовольствий, потому что теоретически можно прожить и без любви. Эти удовольствия имеют последствия: жадность, зависть, ревность, тщеславие. А значит могут вести к страданиям.
  • Неестественные и не необходимые — это те удовольствия, без которых человек может прожить, причем, согласно Эпикуру, лучше, чем с ними. Главным образом это удовлетворение своего эго тщеславием: богатством, славой, почетом.

В отличие от Аристиппа Эпикур понимал счастье не как физическое удовольствие, а как душевное спокойствие и безмятежность, атараксию. Это является основой для этики эпикуреизма — нравственное поведение определяется стремлением человека к счастью. Это этическое направление получило название эвдемонизма, от др.греческого «эудаймония» — процветание, блаженство, счастье. Эвдемонизм очень гибок, поскольку «счастье» можно трактовать очень широко. И если эпикурейцы в христианской Европе стали синонимом безбожников поскольку их учение подразумевает отсутствие страха пред Богом, то эвдемонизм легко адаптировался под христианскую этику, для которой наивысшее счастье — возможность лицезреть Бога в грядущей жизни.

Современный гедонизм

В наше время философию гедонизма продолжает развивать известный и неоднозначный французский мыслитель Мишель Онфре. Перу этого вызывающего философа принадлежит более сотни книг по широкому кругу тем, среди них гедонизма касаются, например, книги «Изобретение удовольствия: фрагменты киренаики» и «Возможность существования: манифест гедониста». В его версии гедонизм — это получение удовольствия самим и доставление удовольствия другим без причинения вреда себе или кому бы то ни было другому и наблюдение за своими ощущениями от этого с целью коррекции поведения и развития удовольствия.

Гедонизм французского философа предлагает отождествлять высшее благо с собственным удовольствием и удовольствием других. Но перед удовольствием равны все, поэтому никто не должен иметь приоритет и никто не должен быть принесен в жертву ради удовольствия другого человека. Достижение такого равновесия предполагает развитие гедонистического проекта с самых разных точек: в политике, этике, эстетике, эротике, биоэтике, педагогике, историографии и так далее. На современном этапе философия Онфре нацелена на революцию личности и небольших групп единомышленников, живущих в соответствии с его гедонистическими либертарианскими идеалами.

Альтернативную адаптацию гедонизма к современности представляет английский философ-трансгуманист Дэвид Пирс. «Гедонистический императив» как устранение страданий во всей разумной жизни может быть реализован, по его мнению, через трансгуманизм — технологическое улучшение здоровья и когнитивных способностей человека, увеличение продолжительности и улучшение условий жизни.

В своем манифесте «Гедонистический императив» Пирс описывает как новейшие технологии — генная инженерия, нанотехнологии, фармакология, нейрохирургия могут объединиться чтобы устранить все формы неприятного опыта среди людей и животных и заменить страдания формами хорошего самочувствия. Пирс считает, что люди — современные и их потомки — несут ответственность и за жестокое обращение с одомашненными животными и за облегчение страданий животных в дикой природе — что уж говорить про страдания людей.

По мысли Пирса никакие социально-экономические реформы или взрывной экономический рост и технологический прогресс в обычном смысле (то есть без практики трансгуманизма) не могут избавить от страданий. Человек склонен всегда быть где-то около генетически предопределенного статуса его благополучия (или страдания). Иными словами, всякое внешнее воздействие не сможет сделать отдельного индивида счастливее, чем это заранее определено его биологией.

С другой стороны, современный гедонизм в массовом сознании — это стремление к комфорту и обретению только лучшего (товаров, услуг) поскольку только самое качественное и новое может обеспечить сильное и приятное ощущение. В этом контексте гедонизм может быть моделью описания современного общества, восходящей к философам середины XX века — Мишелю Фуко, Жану Бодрийяру, Жилю Делезу, Герберту Маркузе, которые посвятили свои работы критике общества потребления. В таком виде, как потребление ради удовольствия, гедонизм не мог существовать в Древней Греции, где был изобретен, в силу ограниченности ресурсов. Да и много позже как руководство к действию принимался лишь эпизодически: скажем, при дворе Людовика XIV и его правнука и преемника на троне — Людовика XV.

Сегодняшнее потребление ради потребления, в котором мерилом счастья выступают сиюминутная радость от обладания и возможность это обладание манифестировать — примитивный гедонизм, у которого, однако есть биологическое объяснение в самой человеческой природе. И маркетологи не оставляют эту часть природы без пристального внимания.

К чему может привести чрезмерный гедонизм

Античные философы ничего не могли знать о биохимии удовольствия, но современная наука в какой-то степени способна описать процессы, происходящие в мозге человека, которые сознательно воспринимаются людьми как удовольствие, наслаждение, счастье. В этих эмоциях одну из главных ролей играет нейромедиатор дофамин. Его наличие в человеческом мозге было обнаружено в 1957 году, и с тех пор продолжается изучение влияния этого нейромедиатора на нервную систему человека.

Дофамин отвечает за предвкушение удовольствия и поэтому является стимулом к его получению. Именно это заставляет человека искать и делать что-то новое, учиться, двигаться, но в то же время и стимулировать выработку дофамина иными средствами — сладостями, алкоголем, сексом, наркотическими препаратами. Все это истощает ресурсы этого нейромедиатора в организме — новые места или занятия становятся старыми, поэтому прежний восторг не повторяется. Наркотики, сахар и алкоголь тоже стимулируют выработку дофамина, и при активном синтезе его ресурсы подходят к концу — легкое опьянение не приносит радости, и появляется мотивация повысить дозу. В итоге алкоголизм не приносит радости человеку, страдающему от него, мороженое или пирожное уже не те, что в детстве, да и свободный доступ к ним опять же нивелирует ощущение награды, а наркотики требуют увеличения дозы.

Наркотики сами по себе не вызывают ощущения, которые с ними связываются — они либо стимулируют выработку нейромедиаторов, либо заставляют нейромедиаторы воздействовать на клетки нервной системы дольше, чем предполагается. Реже — имитируют действие нейромедиаторов. Со стажем наркотической зависимости ощущение от приема психостимулирующих веществ притупляется и в итоге фактически сходит на нет, разве что облегчает абстинентный синдром (проще говоря, ломку).

Но и без психостимуляторов можно ввести свою нервную систему в дофаминовую петлю. Это происходит с постоянным поиском маленьких удовольствий — красивые картинки в социальных сетях тоже ведут к выработке дофамина, так же как и новая серия любимого сериала или ощущение новизны от нового проекта, при том что прежний еще не завершен. Даже шопинг в интернете приводит к выработке дофамина, причем оказывается, что оформлять заказ для получения удовольствия вовсе не обязательно — дофамин вырабатывается уже на стадии предвкушения.

Переизбыток дофамина «ускоряет» мыслительную деятельность, однако проявляется не в более высокой производительности ума, а в том, что становится сложно сконцентрироваться и удерживать внимание на одном объекте или занятии.

Но когда дофамина в организме становится меньше, это приводит к апатии и депрессии, в ощущению истощения даже физических сил, поскольку дофамин играет важную роль в двигательной активности и соответствующих центрах в головном мозге. Кроме того, дофамин является предшественником других нейромедиаторов, таких как норадреналин и адреналин, поэтому его дефицит в организме имеет еще и ряд косвенных последствий.

Повысить уровень дофамина можно потреблением белковой пищи, поскольку в организме предшественником дофамина (через L-дофу) является аминокислота тирозин (а та в свою очередь может синтезироваться из фенилаланина). Кроме того, для повышения уровня дофамина подойдут витамины C и D, пробиотики для микрофлоры кишечника, непротеиногенная аминокислота L-теанин, L-дофа. Также можно добавлять в пищу куркуму, шафран и включить в рацион рыбу, богатую омега-3 жирными кислотами.

Гедонизм как способ улучшить жизнь

Гедонизм – философское учение, которое видит смысл жизни человека в достижении удовольствия. О том, когда возник гедонизм, на чём он основан и какие практические выводы можно сделать на его основе, вы узнаете из нашей статьи.

Гедонизм как учение

Гедонизм учит, что смысл жизни и высшее благо человека – в удовольствии. Все остальные человеческие ценности – это лишь инструменты, которые помогают ему этого удовольствия достичь. Гедонизм не даёт конкретных практических инструкций: удовольствие – главная цель, пути его достижения – результат индивидуального выбора. То есть каждый человек сам решает, как ему достигать удовольствия; гедонизм на этот счёт никаких предписаний не имеет.

История гедонизма

Древнегреческий философ Аристипп – современник Сократа и основоположник гедонизма – выделял два состояния человеческой души: удовольствие и боль. Цель человеческого существования он видел в увеличении первого и сокращении второго.

Другой философ – Эпикур так и говорил своим ученикам: «Удовольствие – это отсутствие страдания». Кстати, эпикуреизм – это родственная гедонизму философия, но между ними есть различия.

В эпикуреизме имело место деление удовольствия на виды, а Аристипп избегал какой-либо классификации. Для него удовольствие от еды было таким же удовольствием, что и от чтения или прогулки. Также Аристипп считал, что в гедонизме допустим эгоизм – личное удовольствие важнее всего.

Этический гедонизм

Но не все философы разделили мнение Аристиппа. Цель человека в эгоистическом удовольствии или общественном?

Например, утилитаризм считает, что во втором. Мы должны стремиться именно к всеобщему удовлетворению, а не личному. А как считаете вы? Человек должен добиваться удовольствия исключительно для себя или для всего общества?

Также выделяют психологический гедонизм. Под ним понимают гипотезу о природном стремлении человека к удовольствию. То есть мы все гедонисты от природы, но не все это понимают.

Практические аспекты

Каждый человек должен понять, что приносит ему удовольствие и что приносит ему страдание.

Например, вы можете взять последнюю неделю и разобрать её: что принесло вам чувство удовлетворения, а что принесло чувство недовольства? Составьте два списка. И в дальнейшем возьмите себе в привычку отслеживать свою реакцию на происходящее, развивайте осознанность.

После этого подумайте, как вы можете максимизировать удовольствие и минимизировать страдания? Что вам нужно делать чаще, а что реже? Как должен измениться ваш уклад жизни? Возможно, вам стоит попробовать себя в чём-то новом, отказаться от чего-то (или кого-то)?

Также составьте список того, что может вам начать приносить удовольствие в дальнейшем. Не имеет значения, эгоистичный или утилитаристский подход вы выбрали. От чего вы можете испытать наслаждение? Как это устроить?

Думайте наперёд: если вы не будете делать отчёт, вы, конечно, избежите страдания, испытываемого от работы с бумагами, но в дальнейшем вы получите ещё большее страдание, когда вас лишат премии или уволят.

Часто мы встаём перед выбором: сиюминутное страдание и удовольствие в дальнейшем или сиюминутное удовольствие и страдание в дальнейшем. Если совсем избежать страдания не получается, старайтесь выбрать тот вариант, при котором вы испытаете меньшее недовольство.

Если резюмировать сказанное, мы получим три шага для улучшения жизни на основе гедонизма:

  1. Нужно чётко понять, что приносит вам удовольствие, а что – страдание.
  2. Нужно определить для себя, что из того, чем вы ещё не занимаетесь, сможет принести вам удовольствие в дальнейшем.
  3. Нужно составить программу действий по максимизации удовольствия, а главное – минимизации страдания.

Совсем не обязательно делать гедонизм жизненным кредо, но с его помощью можно приукрасить свою жизнь и сделать ее немного лучше. Попробуйте сами, а если ничего не выйдет, всегда можно вернуться к привычной повседневности. Желаем удачи!

Ключевые слова:1Психорегуляция, 1Самопознание

Гедонизм | Философия и определение

Чиро Ферри: Триумф Вакха

Просмотреть все СМИ

Ключевые люди:
Аннисерис
Похожие темы:
психологический гедонизм Киренаик лови момент гедонистический парадокс удовольствие

См.

весь связанный контент →

гедонизм , в этике общий термин для всех теорий поведения, в которых критерием является удовольствие того или иного рода. Слово происходит от греческого hedone («удовольствие»), от hedys («сладкое» или «приятное»).

Гедонистические теории поведения существовали с древнейших времен. Их критики постоянно искажали их из-за простого заблуждения, а именно предположения, что удовольствие, поддерживаемое гедонистом, обязательно имеет чисто физическое происхождение. Это предположение в большинстве случаев является полным извращением истины. Практически все гедонисты признают существование удовольствий, получаемых от славы и репутации, от дружбы и симпатии, от знаний и искусства. Большинство настаивало на том, что физические удовольствия не только эфемерны сами по себе, но и включают в себя либо в качестве предварительных условий, либо в качестве последствий такие боли, которые не учитывают любую большую интенсивность, которую они могут иметь, пока они длятся.

Самая ранняя и крайняя форма гедонизма — это киренаикская форма, сформулированная Аристиппом, который утверждал, что целью хорошей жизни должно быть чувственное удовольствие в данный момент. Поскольку, как утверждал Протагор, познание состоит исключительно из сиюминутных ощущений, бесполезно пытаться вычислять будущие удовольствия и уравновешивать их страданиями. Истинное искусство жизни состоит в том, чтобы вкладывать в каждый момент как можно больше удовольствия.

Ни одна школа не была более подвержена описанному выше заблуждению, чем эпикурейская. Эпикуреизм полностью отличается от киренаизма. Для Эпикура удовольствие действительно было высшим благом, но на его интерпретацию этой максимы глубоко повлияло сократовское учение о благоразумии и аристотелевская концепция лучшей жизни. Истинный гедонист стремился бы к жизни, полной непрекращающихся удовольствий, но это было бы достижимо только под руководством разума. Необходим самоконтроль в выборе и ограничении удовольствий с целью свести боль к минимуму.

Эта точка зрения легла в основу эпикурейского принципа: «Начало всего этого и величайшее благо — благоразумие». Эта отрицательная сторона эпикуреизма развилась до такой степени, что некоторые члены школы находили идеальную жизнь скорее в безразличии к боли, чем в положительном наслаждении.

В конце 18 века Джереми Бентам возродил гедонизм и как психологическую, и как моральную теорию под эгидой утилитаризма. У людей нет другой цели, кроме величайшего удовольствия, поэтому каждый человек должен стремиться к величайшему удовольствию. Казалось бы, из этого следует, что каждый человек неизбежно всегда делает то, что должен. Бентам искал решение этого парадокса в разных случаях в двух несовместимых направлениях. Иногда он говорит, что поступок, который человек совершает, есть поступок, который он совершает.0023 думает, что

доставит наибольшее удовольствие, тогда как действие, которое следует совершить, действительно доставит наибольшее удовольствие. Одним словом, расчет есть спасение, а грех есть недальновидность. В качестве альтернативы он предполагает, что действие, которое человек совершает, доставляет ему наибольшее удовольствие, в то время как действие, которое следует совершать, доставляет всем тем, кого оно затрагивает, наибольшее удовольствие.

Психологическая доктрина о том, что единственной целью человека является удовольствие, подверглась эффективной критике со стороны Джозефа Батлера. Он указал, что у каждого желания есть свой конкретный объект, и что удовольствие приходит как долгожданное дополнение или бонус, когда желание достигает своей цели. Отсюда парадокс: лучший способ получить удовольствие — это забыть о нем и всем сердцем заняться другими целями. Батлер, однако, зашел слишком далеко, утверждая, что удовольствие не может быть целью. Обычно, когда кто-то голоден, любопытен или одинок, у него возникает желание поесть, узнать или составить компанию. Это не желания удовольствия. Можно есть сладости и тогда, когда не голоден, ради удовольствия, которое они доставляют.

Оформите подписку Britannica Premium и получите доступ к эксклюзивному контенту. Подпишитесь сейчас

Моральный гедонизм подвергся нападкам со времен Сократа, хотя моралисты иногда доходили до крайности, утверждая, что люди никогда не обязаны приносить удовольствие. Может показаться странным говорить, что человек обязан стремиться к удовольствию, но удовольствия других, безусловно, считаются одним из факторов, имеющих значение при принятии морального решения. К тем, которые обычно выдвигаются против гедонистов, можно добавить одно особое замечание: хотя они утверждают, что упрощают этические проблемы, вводя единый стандарт, а именно удовольствие, на самом деле они придерживаются двойного стандарта. Как сказал Бентам, «природа поставила человечество под управление двух суверенных владык, боли и удовольствия». Гедонисты склонны относиться к удовольствию и боли так, как если бы они были, подобно теплу и холоду, степенями одной шкалы, тогда как на самом деле они различны по своему типу.

Эта статья была недавно пересмотрена и обновлена ​​Майклом Рэем.

Гедонизм – по ветвям/доктринам

Введение | История гедонизма
 
Введение Вернуться к началу

Гедонизм — это философия, согласно которой удовольствие является самым важным занятием человечества и единственным благом для отдельного человека. Поэтому гедонисты стремятся к максимизируют свое общее удовольствие ( чистая сумма любого удовольствия за вычетом боли или страдания). Они считают, что удовольствие — это единственное добро в жизни, а боль — это единственное зло , и цель нашей жизни должна состоять в том, чтобы максимизировать удовольствие и минимизировать боль .

Психологический гедонизм — это точка зрения, согласно которой люди психологически устроены таким образом, что мы желаем исключительно удовольствия . Этический гедонизм , с другой стороны, представляет собой точку зрения, согласно которой наша основная моральная обязанность состоит в том, чтобы максимизировать удовольствие или счастье. Это нормативное утверждение, что мы должны всегда действовать так, чтобы доставлять собственное удовольствие .

Гедонизм обычно предполагает индивидуалистическую позицию и связан с эгоизмом (утверждением, что люди всегда должны искать свое собственное благо во всем). Эпикуреизм — более умеренный подход (который по-прежнему стремится максимизировать счастье, но определяет счастье скорее как состояние спокойствие чем удовольствие). Аналогичный, но более альтруистический подход приводит к утилитаризму, позиции, согласно которой моральная ценность любого действия определяется его вкладом в общую полезность в максимизации счастья или удовольствия, суммированных среди всех людей .

Парадокс гедонизма (также называемый Парадоксом удовольствия ) указывает на то, что удовольствие и счастье — это странные явления, которые не подчиняются нормальные принципы , в том, что они не могут быть приобретены напрямую, только косвенно и мы часто не можем достичь удовольствий, если мы намеренно ищем их.

Термин «гедонизм» происходит от греческого «гедоне», означающего просто «удовольствие». В общеупотребительном языке гедонизм стал означать преданность удовольствиям как образу жизни , особенно удовольствиям чувств , и стал синонимом сенсуализма, распутства, разврата и разврата.

История гедонизма Вернуться к началу

Возможно, самым ранним примером гедонизма (и одним из самых крайних ) была философия киренаиков , ранней школы Сократа, основанной Аристиппом из Кирены , в 4 веке до н. э. (хотя, возможно, Демокрит выдвинул очень похожую философию еще раньше). Киренаики подчеркивали одну сторону только учение Сократа о том, что счастье есть одна из целей нравственного действия (эвдемонизм), отрицая при этом, что добродетель имеет какую-либо внутреннюю ценность. Они утверждали, что удовольствие было высшим благом , особенно физическим удовольствием , которое Аристипп считал более интенсивным и предпочтительным по сравнению с умственными или интеллектуальными удовольствиями, и особенно немедленным удовлетворением , от которого, как он утверждал, не следует отказываться ради длительного -термин усиление.

Некоторые считают эпикуреизм формой древнего гедонизма. Его основатель, Эпикур, соглашался с тем, что удовольствие является величайшим благом, но отождествлял удовольствие с спокойствием , а не с телесным удовлетворением, и подчеркивал уменьшение желания по сравнению с немедленным приобретением удовольствия . Так, для Эпикура высшее удовольствие состоит из простой, умеренной жизни, проведенной с друзьями, и в философских беседах 9 .0062 . Эпикур также старался не предлагать нам вести эгоистичную жизнь, которая мешает другим получать собственное удовольствие.

В Средние века христианские философы в значительной степени осуждали гедонизм, который, по их мнению, несовместим с христианским упором на избегание греха, исполнение воли Бога и развитие христианских добродетелей веры, надежды и милосердия. Однако философы эпохи Возрождения , такие как Эразм и сэр Томас Мор, до некоторой степени возродили гедонизм, защищая его на религиозное основание что удовольствие на самом деле было совместимым с желанием Бога, чтобы люди были счастливы.

Либертинизм — философия, связанная с гедонизмом, которая нашла сторонников в 17, 18 и 19 веках, особенно во Франции и Великобритании, включая 2-го графа Рочестера (1647 — 1680), маркиза де Сада ( 1740-1814) и оккультист Алистер Кроули (1875-1947). Распутство игнорирует или даже намеренно отвергает религиозные нормы , принятые нравы и формы поведения, санкционированные обществом в целом, и поощряет удовлетворение любого рода , особенно сексуальное.

Этическая теория утилитаризма XIX века, предложенная британскими философами Джоном Стюартом Миллем и Джереми Бентамом, развила и усовершенствовала гедонизм, сделав вывод о том, что мы должны совершать то действие, которое лучше для всех («величайшее благо для наибольшее число»). Бентам считал, что ценность удовольствия могла быть количественно понята, в то время как Милль предпочитал качественный подход, основанный на сочетании удовольствий более высокого качества и простых удовольствий более низкого качества.

Айн Рэнд (1905 — 1982), одна из крупнейших современных сторонниц эгоизма, отвергла гедонизм как всеобъемлющую этическую систему на том основании, что, хотя удовольствие может быть целью этики, оно не может быть стандарт или руководство к действию , так как это приведет к интеллектуальному и философскому отречению .

About the Author

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Related Posts