Гендерное воспитание в семье: Ошибка 404. Страница не найдена • Онлайн-школа «Фоксфорд»

Нужно ли гендерное воспитание в семье и школе

Если кто помнит, в советское время дети делали так каждую лагерную смену: мальчишки наряжались в девчонок, и наоборот. А еще коронным номером в каждом лагере был танец маленьких лебедей. И тоже — о, ужас! — мальчики выступали в женских платьях. Но сегодня время другое, кто-то выложил видео в соцсети, и разгорелся скандал. Благо, и чиновники в министерстве, и свердловский омбудсмен Игорь Мороков оказались мудрыми и с чувством юмора. Детский правозащитник не только не усмотрел «криминала» в действиях вожатых и тем более мальчишек, но и выложил свое детское фото из пионерского лагеря, где он так же в шутку переодевался в вожатую.

Между тем сама тема гендерного воспитания сегодня стала одной из самых обсуждаемых в обществе. Нужно ли каким-то особым образом воспитывать детей разного пола? Что делать с сидящими в нас установками из разряда «мальчики не плачут, девочки не дерутся»? Какими качествами должны обладать будущие мужчины и женщины? Надо сказать, мнения опрошенных «РГ» экспертов резко разделились.

Пример настоящего мужчины перед глазами лучше всяких слов

Август Белкин, заслуженный деятель науки РФ, доктор педагогических наук, профессор, директор школы с 40-летним стажем:

— Давайте сначала разберемся, а что мы понимаем под гендерным воспитанием. Это же не просто осознание мужчины мужчиной, а женщины женщиной. Это значит воспитать мальчика, прежде всего, таким человеком, который готов будет брать на себя ответственность, готов будет защищать себя и свою семью, а если надо — пожертвовать собой. Это значит, воспитать в девочке преданность, заботу, и если хотите — мужественность в отстаивании интересов своей семьи. И я говорю это без всякого наносного пафоса.

И дело тут, конечно, не в том, во что наряжаются в детстве. Все это ерунда полная. Я и сам шутки ради не раз надевал мамино платье. Дело в куда более высоких понятиях, которые закладываются или, увы, не закладываются в детстве. Понятиях чести, достоинства, приверженности незыблемым жизненным идеалам. И гендерное воспитание, на мой взгляд, тут чрезвычайно важно. Не может быть никаких нейтральных, аморфных форм.

Я преподавал в школе историю, и старался прививать детям лучшие качества на примере исторических личностей. Мальчишкам рассказывал о Юлии Цезаре Октавиане Августе. Меня даже в шутку ребята называли «Августейшим». Девчонкам рассказывал, какой мудрой, красивой и преданной была Клеопатра.

Расскажу случай. Был у меня в классе самый отпетый хулиган Валерка Нестеров, причем, надо сказать, очень умный. Однажды он в очередной раз что-то натворил, вопреки обещаниям больше не бедокурить, и я решил поговорить с ним по-мужски. И довольно резко, может, и не совсем педагогично, зато откровенно. Говорю, держи слово, мужчина ты или нет. В общем, мы поняли друг друга и остались с тех пор лучшими друзьями. А потом этот Валерка стал министром образования Свердловской области Валерием Вениаминовичем. И надо сказать, был одним из лучших министров, которых я знал.

Увы, то, что сегодня в школе мало мужчин учителей, то, что сегодня много семей, в которых мальчиков вынужденно воспитывают женщины, это тоже накладывает отпечаток. Все-таки пример настоящего мужчины перед глазами лучше всяких слов.

Дмитрий Рассохин, доктор философии, кандидат психологических наук, отец четырех сыновей:

— Доказано, что у мальчиков и девочек по-разному работает мозг, по-разному происходит восприятие действительности, по-разному формируются ценности, а это значит, что и воспитание не может быть одинаковым. У детей еще до конца не сформированы нейронные связи, а это значит, что очень многое зависит от того, как мы повлияем на процесс их развития.

Что важно донести до мальчиков, что важно заложить? Простые истины. То, что он защитник, добытчик, что нужно в жизни проявлять упорство в достижении целей, как бы трудно ни было. Это вовсе не означает, что нужно с утра до ночи твердить об этом, думаю, как раз наоборот. В своей семье я стараюсь быть примером своим сыновьям. Мы вместе занимаемся мотокроссом, а это и боль, и сила. И у меня, и у моего старшего сына черный пояс по карате, у среднего — коричневый, еще один сын занимается борьбой.

У каждого есть свои обязанности по дому. Более того, есть даже свой семейный кодекс чести. Мои парни понимают, что стонать, канючить — это не по-мужски. Если необходимо, берешь и делаешь, даже если это тебе неприятно. Но я стараюсь не перегибать палку, мы же не в армии. К тому же у нас есть мама, она всегда и пожалеет и вкусно накормит, и меня, если что, остановит, когда, по ее мнению, я излишне давлю на сыновей.

Я считаю, что воспитание мальчиков должно быть преимущественно мужским. Среди пунктов, которые прописаны в нашем семейном кодексе, есть такой: мужчина обязательно должен отвечать за свои поступки. Как-то в школе один из моих сыновей получил двойку, и учительница установила над ним шефство одноклассницы, чтобы эта девочка помогла ему, подтянула. Но я пресек это сразу, на корню, сказал, что мой сын сам будет отвечать за свои двойки. Никакие девочки над ним шефствовать не будут.

Могу твердо сказать, что у нас в семье совершенно четко с детства сформированы понятия чести, достоинства и патриотизма.

Воспитание как навязывание чужой воли

Сергей Киселев, заведующий кафедрой клинической психологии и психофизиологии, заведующий лабораторией мозга и нейрокогнитивного развития УрФУ:

— Я, наверное, вас удивлю, но я против воспитания вообще. Потому что под воспитанием, так или иначе, понимается навязывание чужой воли. А я против этого. Я понимаю, все родители хотят своим детям добра. Чтобы дочка выросла красавицей и умницей, вышла замуж, родила детей. Сын, став взрослым, занял какую-то высокую должность, стал крутым бизнесменом и так далее. Но откуда вы знаете, чего хочет ваш ребенок? Развитие каждого ребенка очень индивидуально, и пытаясь загнать его в определенные шаблоны, родители поступают, мягко говоря, не очень умно. В самых крайних случаях просто коверкают ему жизнь.

Есть индивидуальная траектория развития каждого ребенка. И самой мудрой позицией будет сопровождать ребенка, не навязывая ему свои представления, идеи, установки. Очень важно чувствовать своего ребенка, знать, чего хочет именно он, а не то, каким бы вы хотели его видеть вы. Все это наши стереотипы: во что они должны играть, от чего именно они должны быть счастливы. Вы видите вашего сына или дочь счастливыми в семейных отношениях, а они вполне возможно — нет. Почему вы не можете это допустить? А может, для них большее счастье реализоваться в чем-то другом. В профессии, в интересах, которые их увлекают и захватывают. Это же их жизнь. И пусть они проживут ее так, как хотят они, а не вы.

Даниил Штерн, кандидат социологии:

— Спроси кого-то еще лет 30-40 назад, что такое гендерное воспитание и воспитываете ли вы каким-то особым образом своего сына и дочь, вас не каждый и понял бы. При этом в подавляющем большинстве семей мальчишки крутились возле отца, шли вместе в гараж, возились там с техникой, девчонки занимались маленькими женскими делами дома с матерью. Красились тайком, в мамкиных каблуках ходили. Но никто не называл это каким-то особым воспитанием. Просто ребенок по природе своей впитывает и копирует роль своих родителей.

Собственно, мало что изменилось в большинстве семей и сегодня. Все происходит совершенно естественным путем. И чем меньше давления на ребенка, каких-то натужных, специальных действий, тем лучше. Вот когда из ребенка родители начинают лепить то, что нужно им самим, то, каким они видят своего сына или дочь, вот тогда и начинаются большие проблемы. И тут даже не столь важно, какой сферы это касается.

Кто-то, например, видит в своем ребенке вундеркинда, отдает в школу в пять лет. И потом этот «гений» мучается всю жизнь от колоссальных психологических проблем, искусственно заложенных в детстве. Ему невероятно трудно общаться со сверстниками, особенно противоположного пола, потому что разница в возрасте в школе ощущается очень остро. Мальчишку-вундеркинда не воспринимают всерьез девочки постарше. И ведь это сделали родители, желая ребенку исключительно добра.

То же самое и с гендерным воспитанием. Девочка играет в машинки, а мальчик в куклы — разве это трагедия? И почему мальчик не может заплакать, а девочка подраться? Все это навязанные стереотипы. Моя жена любила в детстве играть с конструктором и в машинки, носилась с мальчишками во дворе, и это не помешало ей стать прекрасной женой и матерью. Кстати, может, как раз потому, что ее родителям хватало мудрости не отбирать у нее машинки.

РОЛЬ СЕМЬИ В ГЕНДЕРНОМ ВОСПИТАНИИ ДОШКОЛЬНИКОВ

Фадеева Людмила Викторовна
Черкасова Марина Юрьевна
воспитатели
МБДОУ ДС № 44 «Золушка»
Старооскольского городского округа

Гендерное воспитание – это развитие в детях понятий и норм поведения, связанных с полом мужчины или женщины в соответствии с определенной культурой. Это направление в воспитании позволяет формировать в детях качества, которые соответствуют мужчине и женщине. А в будущем нужных социальных ролей, способствует воспитанию культуры взаимоотношений между мальчиками и девочками.

 «Совместная работа детского сада и семьи по гендерному воспитанию подрастающего поколения»

В современном обществе в дошкольных образовательных учреждениях обучение и воспитание базируется на принципах равенства полов. Благодаря этому формируются, и развиваются равноправные отношения между мужчинами и женщинами.

Каждому родителю необходимо знать, что развитие мальчиков и девочек происходит неодинаково. Формирование мелкой моторики, зрительного восприятия, речи происходит у мальчиков и девочек по-разному. Гендерная идентификация у каждого формируется индивидуально. Причинами этих различий являются биологические и социальные факторы.

Дети дошкольного возраста больше общаются с женщинами (воспитатели детского сада, врачи, учителя), поэтому мальчики меньше знают о поведении, соответствующем мужчине. Подрастающие мальчики строят половую идентичность, основываясь на негативном опыте: не быть похожими на девочек, не заниматься женскими видами деятельности. Взрослые наказывают за «мужское» поведение, но не одобряют «не мужское».

У девочек гендерная идентификация является постоянным и менее конфликтным процессом, чем у мальчиков. В дальнейшем своем развитии мальчикам нужно будет поменять изначальную женскую идентификацию на мужскую.

Рекламное сообщение  

Семья является для детей определяющим фактором, который оказывает влияние на процесс воспитания гендерных различий. Она напрямую зависит от родительского отношения и установок, привязанности мамы и детей, а так же от роли папы в воспитании.

Благоприятная психологическая атмосфера в семье необходима для развития полноценной личности ребенка. Ее отсутствие плохо сказывается на формировании личности и, особенно на половой идентификации детей. Личностные качества родителей и наличие у ребенка полной семьи также играют здесь немаловажную роль. Успешная идентификация зависит от компетентности родителей в понимании детей, а также от наличия в семье старшего поколения.

Дети дошкольного возраста копируют черты характера родителей своего пола, стремятся им подражать. Отношение к противоположному полу формируется под влиянием семьи. Мальчики, вырастая, ищут спутницу, напоминающую маму, а девочки – папу.

Семейные отношения очень важны для формирования гендерных установок детей. Родители должны быть личным примером, заботиться, любить, уважать и доверять друг к другу. Тогда и подрастающие дети будут воспринимать это как пример хороших семейных отношений, и стремиться создать прочную и любящую семью. При воспитании мальчиков и девочек необходимо учитывать гендерные различия и особенности поведения детей.

Воспитание девочек и мальчиков не может быть одинаковым. Но основные ценности, правила поведения и запреты должны усвоить все дети. Нужно воспитывать в детях такие качества как: толерантность, сочувствие и сострадание, уважение к себе и другим, ответственность, воспитанность и милосердие.

Гендерное воспитание неразрывно связано с процессом воспитания ребёнка, так как является его обязательной частью.

Родители и воспитатели обязательно должны опираться на заложенные природой особенности нервной системы и характер детей. Такие психологические особенности важно учитывать и оказывать содействие в развитии качеств, необходимых для гендерной роли.

Родители тоже должны заниматься своим самообразованием в вопросах гендерного воспитания детей. Но самоё необходимое для каждого ребёнка это любовь и уважение родителей.

Концепция гендерного образования в семье для достижения целей устойчивого развития

Серия: Достижения в области социальных, образовательных и гуманитарных исследований

Авторы

Нина Нурмила, Супиана, Ирма Рияни, Асеп Арипудин

Автор, ответственный за переписку

Нина

Нурмила

Доступен в сети с 17 июля 2021 г.

DOI
https://doi.org/10.2991/assehr.k.210715.089Как использовать DOI?
Ключевые слова
гендер, образование, цели устойчивого развития, гендерное равенство
Abstract

Одной из целей Целей устойчивого развития (ЦУР) является гендерное равенство (Цель 5). Поэтому для достижения этой цели необходима концепция гендерного воспитания, особенно в семье, в которой начинается основное и первое воспитание. Цель данной статьи — предложить концепцию гендерного воспитания в семье. Методология, используемая в этой статье, является феминистской методологией, которая помогает женщинам стать видимыми и предметом знания, даже несмотря на то, что как мужчина, так и женщина могут стать феминистками, поддерживающими гендерную справедливость. Данные для этой статьи основаны на первичных и вторичных источниках. Первоисточники были собраны путем наблюдения за судебными заседаниями и интервью с разведенными. Вторичные источники включают литературу по гендерным вопросам и ЦУР, а также ежегодные отчеты о разводах религиозных судов Ciamis, Западная Ява, 2017–2019 гг.. Эти данные показывают, что причиной развода в основном является экономическая проблема, когда мужья финансово не в состоянии поддерживать семью, но они все еще ожидают, что их жена будет выполнять их традиционные роли, прислуживая им, заботясь о детях и выполняя работу по дому. Исходя из этих данных, для спасения семьи от развода важно гендерное просвещение. Концепция гендерного образования, предлагаемая в данной статье, предполагает гибкие роли между мужчинами и женщинами с раннего возраста, в которых и девочки, и мальчики готовы быть готовыми к любым гендерным ролям, поэтому они готовы столкнуться с любыми обстоятельствами во взрослой жизни: либо к быть кормильцем семьи или заботиться о семье дома.

Copyright
© 2021, Авторы. Опубликовано Атлантис Пресс.
Открытый доступ
Это статья в открытом доступе, распространяемая по лицензии CC BY-NC (http://creativecommons.org/licenses/by-nc/4.0/).

Загрузить статью (PDF)

Название тома
Proceedings of the 5th Asian Education Symposium 2020 (AES 2020)
Series
Достижения в социальных науках, образовании и гуманитарных науках
Дата публикации
17 июля 2021 г.
ISBN
978-94-6239-405-6
ISSN
2352-5398
DOI
2352-5398. 210715.089Как использовать DOI?
Copyright
© 2021, Авторы. Опубликовано Атлантис Пресс.
Открытый доступ
Это статья в открытом доступе, распространяемая по лицензии CC BY-NC (http://creativecommons.org/licenses/by-nc/4.0/).

Цитировать эту статью

ризенвбиб

 TY - КОНФ
AU - Нина Нурмила
AU - Супиана
AU - Ирма Рияни
AU - Асеп Арипудин
ПГ - 2021
ДА - 17. 07.2021
TI - Концепция гендерного образования в семье для достижения целей устойчивого развития
BT - Материалы 5-го Азиатского образовательного симпозиума 2020 г. (AES 2020)
ПБ - Атлантис Пресс
СП - 427
ЭП-431
СН - 2352-5398
УР - https://doi.org/10.2991/assehr.k.210715.089
DO - https://doi.org/10.2991/assehr.k.210715.089
ID - Нурмила2021
Скорая помощь -
 

загрузить .riscopy в буфер обмена

Родители и семья — гендерный спектр

Учиться и соединятьсяРодители и семья

«Родительство — это воспитание и чествование ребенка, который у вас есть, а не ребенка, который, как вы думали, у вас будет. Речь идет о понимании того, что они именно те, кем должны быть. И что, если вам повезет, они могут быть учителем, который превратит вас в человека, которым вы должны быть».

Как намекает эта цитата из «Дающего воду» Джоан Райан, родители могут иметь огромное значение в том, как дети воспринимают свой пол. Признавая, что каждая семья уникальна, с различной семейной динамикой, а также культурными, социальными и религиозными влияниями, мы можем помочь вам сориентироваться в гендерном путешествии детей в вашей жизни.

Когда мы говорим о «семье», мы имеем в виду не только людей, связанных генетически. Семьи могут быть в любой конфигурации, включая приемных или приемных родителей, бабушек и дедушек, расширенную семью, наставников или выбранную семью, состоящую из близких друзей. Точно так же «воспитание» может осуществляться различными взрослыми в жизни ребенка, а не только законными родителями или опекунами. Наша работа предназначена для всех типов «семьи» и всех взрослых, которые «воспитывают» ребенка.

Найдите ниже все наши ресурсы, группы, программы и многое другое для родителей и семей.

Ресурсы по гендерным вопросам для всех детей и молодежи

Ознакомьтесь с нашей коллекцией ресурсов и ответов на распространенные вопросы, которые помогут всем родителям, опекунам или членам семьи узнать больше о гендере и молодежи.

Посмотреть наши ресурсы

Ресурсы для поддержки вашего ребенка с гендерной экспансивностью

Растет объем знаний и инструментов по поддержке потребностей детей и молодежи, которые являются трансгендерными, небинарными или гендерно экспансивными. У нас есть множество ресурсов, которые могут помочь.

Подробнее

Группы родителей и семей

Gender Spectrum размещает онлайн-группы, которые дают возможность общаться с другими, делиться опытом и чувствовать себя комфортно в поддерживающем сообществе.

Поиск групп для молодежи и взрослых

Работа со школой вашего ребенка

Узнайте, как вы можете поддержать детей и молодежь в школах.

Просмотр программ

Ваши истории

Узнайте, как поддержка родителей, опекунов и членов семьи дает детям свободу быть теми, кто они есть.

View Stories

Конференция Gender Spectrum

Конференция Gender Spectrum предназначена для семей с трансгендерными, небинарными и трансгендерными детьми, с программами для родителей, членов семьи, молодежи и детей всех возрастов.

Подробнее

Календарь событий

Узнайте о предстоящих мероприятиях, вебинарах, семинарах и других мероприятиях.

About the Author

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Related Posts