Гендерные особенности развития детей
Когда речь ведется о гендере, имеются в виду абсолютно все поведенческие проявления, которые относятся и к мужчинам (мальчикам), и к женщинам (девочкам), выступающим носителями социокультурных установок, а также норм. Стоит отметить, что различие мужчин и женщин состоит и в психофизиологических особенностях, но биологический пол не в каждом случае напрямую связывается с социальными ролями, которые социум предписывает выполнять человеку.
Замечание 1В детском возрасте не наблюдаются и не выявляются половые различия в структуре темперамента. Но при взрослении половые различия темперамента уже заметны, и их число растет: у мальчиков можно наблюдать более сильную активность и агрессивность.
Выражение своего мнения напрямую связывается со свойствами темперамента. Взаимосвязь между свободой выражения собственного мнения, а также подвижностью обладает криволинейным характером. То есть можно сказать, что девочки с низкими либо высокими показателями активности выражают свое мнение более свободно, в то время как при среднем уровне подвижности проявляется осторожность в выражении своего мнения касательно иных индивидов.
Проведенное группой ученых под руководством Н.Л. Горбачевской исследование продемонстрировало, что в возрастном периоде от шести до десяти лет у девочек лучше показатели слухоречевой памяти, а уровень памяти зрительной лучше уже у мальчиков. Но с течением времени осуществляется улучшение показателей зрительной памяти у мальчиков, а у девочек заметно ухудшается память слухоречевая.
О.Ю. Ермолаев провел исследование мнений преподавателей разных дисциплин, и оно показало, что внимательность девочек на всех учебных предметах, кроме математики, более высока. По словам педагогов, во втором классе различие между мальчиками и девочками весьма выражено по следующим дисциплинам: русский язык, чтение, математика, труд. Учителя подвергают оценке не просто познавательные процессы, а, скорее, их проявление в общем стиле учебной деятельности обучающегося. Например, характеризуя внимание школьника, они, по сути, говорят о его способности организовывать собственное внимание, о внимательности как о поведенческой характеристике, а также личностной особенности.
Получается, что из-за этого девочки, которые постоянно показывают полную готовность следовать указаниям учителя, получают в итоге лучшие оценки своего внимания. По экспертным оценкам педагогов, девочки, в общем, учатся успешнее и лучше ведут себя на занятиях. В контрольных работах, которые делаются дома, девочки совершают меньшее число глупых и неоправданных ошибок, которые могут быть вызваны дефицитом внимания. Значительное превосходство девочек, как считают педагоги, демонстрируется во время занятий по труду. Единственным же занятием, где мальчики не просто не уступают девочкам, но и превосходят их, является математика. Именно по этой дисциплине педагоги оценивают мальчиков выше.Приведенная выше информация не в полной мере объективно отображает половые различия во внимании, а также не дает ответ на вопрос касательно наличия объективных различий в свойствах внимания между мальчиками и девочками, а также о различного рода предпосылках данных различий (как социально-психологических, так и физиологических).
Физиологические различия в развитии мальчиков и девочек
По словам физиологов, уже в первых-третьих классах за одной партой располагаются дети различных возрастов. Заметная отсталость мальчиков от девочек в физиологическом развитии объясняется как раз различиями их внимания. Конкретно в данном возрасте происходит формирование высших корковых центров регуляции поведения – то есть лобных частей коры больших полушарий. Их руководящая роль касательно подкорковых центров, которые определяют общую степень поведенческой активности, растет постепенно. Получается, что у мальчиков, обучающихся в младших классах, уровень данного контроля, в общем, ниже, нежели у девочек, являющихся их одногодками. Из этого вытекает худшая способность произвольной регуляции собственного поведения, и особенно внимания. В этом случае речь ведется о способности организовать собственное внимание, а также произвольно управлять им. По этому качеству девочки в младших классах действительно перегоняют мальчиков.
Замечание 3По информации, полученной в ходе психометрических исследований, стало известно, что среди обучающихся в младшей школе различия между девочками и мальчиками до наступления подросткового возраста в степени математических способностей не прослеживаются, их проявление заметно только в начале подросткового возраста (одиннадцать-двенадцать лет), и они относятся в большей мере к сложным формам математического мышления.
Данная информация подтверждается еще одним исследованием, которое было осуществлено С.В. Зверевой. Исследование, касающимся интеллектуальной сферы воспитанников и обучающихся, обладающих средними интеллектуальными способностями, в условиях дошкольных образовательных учреждений, а также школ с типовыми программами образования, дало возможность узнать, что очевидные и устойчивые в возрастном отношении гендерные различия не прослеживаются в развитии определенных сторон интеллекта. Воспитанники и обучающиеся как женской, так и мужской групп обладают сходными показателями развития общего и невербального, а также вербального интеллекта, и близкой академической успеваемостью. Исследование определенных особенностей интеллектуального развития учеников, обладающих высокими, а также сверхвысокими интеллектуальными способностями, не дало возможности проследить значительные гендерные различия. Ученики гимназий с высоким интеллектом и женской, и мужской группы при этом обладают похожими показателями развития общего и невербального, а также вербального интеллекта, и близкой академической успеваемостью.
Касательно гендерных особенностей пространственных способностей информация разных исследований довольно неоднозначна по различным аспектам. Но зрительно-пространственные способности – это та область, где с самого младшего возраста мальчики показывают себя лучше. Есть информация о том, что уже в восемь-девять лет мальчики намного лучше, чем девочки, применяют зрительные опоры для ориентации в окружающем пространстве. Е.Е. Маккоби приводит в пример тесты, проведенные в США, по данным которых в двенадцати из восемнадцати исследований именно мальчики показывают большую успешность, в том числе и в тестах на развитие пространственных способностей.
Половые различия в академической успеваемости
По данным, полученным в наши дни, в академической успеваемости можно проследить половые различия. Процент успеваемости выше у девочек. Данный факт можно объяснить спецификой учебного процесса, в котором делается упор на воспроизведение уже готовых схем, а также на запоминание, чем на творческую работу. Но эта точка зрения верна лишь отчасти, ведь низкая успеваемость не определяется исключительно стереотипизированностью учебного процесса, а обладает более обширным спектром причин, а также оснований для этого.
Пример 1Можно привести в пример исследования, в которых указывается то, что лучшая успеваемость девочек может объясняться их более высокой чувствительностью к социальным сигналам, а также более высокой податливостью руководству взрослых людей.
Можно сказать, что по данным современных исследований у девочек выражена более сильная психологическая устойчивость. Это в полной мере подтверждает теорию касательно разницы в предназначении гендерных представителей – то есть консервативности и устойчивости женщин, а также прогрессивности и изменчивости мужчин.
Мальчики чувствуют себя более социально благополучными, чем девочки. Получается, именно это и есть результат защитной психической функции из-за недостаточной способности к переменам под влиянием окружающей среды, в том числе и среды образовательной.Мальчики лучше девочек-одногодок в силе, ловкости тела, логическом мышлении, а девочки превосходят мальчиков в физической гибкости. Вероятно, это можно объяснить генетическими гендерными особенностями развития. Явное превосходство мальчиков по показателям социального компонента исходит, возможно, из генетической предопределенности, а также качеств характера. Недостоверное превосходство девочек касательно показателей социальной составляющей говорит о более значительных возможностях социального воздействия в образовании качеств личности.
В нынешнее время в настоящей практике образования педагог ориентируется на определенного усредненного школьника, не учитывая его психофизиологические особенности. В условиях гетерогенного учебного коллектива половозрастные особенности учеников не берутся в расчет. Типовые программы, а также стратегии выполнения данных программ преподавателями не отвечают логике, а также психофизиологической специфике развития познавательных процессов школьников различных полов. Это заметно уже в условиях младшей школы, в тот период, когда начинается интенсивное формирование таких сфер, как когнитивная, мотивационная и эмоциональная, у учеников различных полов. Из-за этого организация обучения, ориентированного на личность, в младшей школе предполагает важность учета того, что возможности и интересы мальчиков и девочек в изучении разных дисциплин иногда оказываются строго противоположными.
Замечание 4Возраст начальной школы характеризуется восприимчивостью к внешним воздействиям, податливостью к эмоциональному влиянию, и из-за этого считается сензитивным для образования психологической гендерной идентичности.
Формирование гендерной идентичности
Формирование гендерной идентичности у мальчиков и девочек осуществляется по одной схеме, но, при этом, разнится качественным своеобразием. Важнейшим условием формирования гендерной идентичности считается идентификация ребенка с его родителями. В данном случае условия воспитательного процесса девочек такие, что им гораздо проще отождествлять себя с родителем своего же пола (то есть мамой или бабушкой). Так как ожидания социума, близкого окружения, усвоение первоочередных ценностей, а также требования, предъявляемые к поведению (такие, как подчиняемость, послушание) не противоречат друг другу. У мальчиков данный процесс сопровождается регулярно прослеживающимися противоречиями между требованиями, которые предъявляет фемининное окружение к детям обоих полов (то есть подчиняемость и послушание), а также маскулинными ожиданиями социума к проявлению ими конкретного набора качеств психики (лидерство, активность, соревновательность). Стоит сказать и о значимой роли эмоциональной привязанности к матери, под чьей преимущественной опекой проходит практически вся жизнь ребенка в этот период.
Е.В. Лабутина провела исследование образования полоролевых стереотипов в возрасте начальной школы, и оно продемонстрировало, что данные стереотипы образуются под воздействием стереотипов, свойственных родителям, и включают общие для детей и родителей качества личности. Содержание полоролевых стереотипов родителей учеников начальной школы оказывает влияние на перемены стереотипов у детей. Мальчики присваивают в большинстве своем гендерные и внегендерные качества отцов. Девочки же присваивают качества обоих своих родителей.
Здесь становится интересным и полезным исследование, проведенное Н.Ф. Сухаревой, в котором говорится об особенностях проявления агрессии учеников начальной школы и представлениях об агрессии у их родителей. Девочкам во многом свойственны вербальные и косвенные формы агрессии, в то время как мальчикам – прямые и физические. Гендерные различия проявления агрессии обуславливаются воздействием социально-культурных факторов: стереотипами фемининности/маскулинности, особыми требованиями к поведению девочек и мальчиков, конструированием конкретных социальных ролей. Большая часть родителей придерживаются классических полоролевых представлений касательно агрессии, и при этом они в большей степени выражены у отцов, чем у матерей. У учителей тоже обнаруживаются гендерные стереотипы касательно агрессии мальчиков (мужчин) и девочек (женщин).
Полоролевые стереотипы учеников начальной школы образуются под воздействием телевидения. Интересные ученикам передачи меняют гендерные, а также внегендерные характеристики в структуре полоролевых стереотипов ребенка на каждом из этапов их образования.
Замечание 5Полоролевые характеристики родителей, а также интересных ребенку персонажей превращаются для учеников начальной школы любого пола в эталонные и включаются в полоролевые стереотипы в течение всего школьного периода.
Образовательная система оказывает прямое воздействие на образование одного либо другого типа гендера учеников. Значимым фактором в этом процессе становится опыт, который был получен в школе, начиная с начальной. А.В. Дресвянина проанализировала отечественную учебную практику, и обнаружила, что нынешняя школа ориентируется на формирование строгой гендерной идентичности, которая базируется на стереотипах касательно женщин и мужчин. Самыми устойчивыми представлениями считаются следующие: способность мальчиков к точным наукам, а также склонность девочек к наукам гуманитарным; ориентированность на выполнение семейных и профессиональных ролей, руководствуясь половым признаком; приписывание ученикам и ученицам альтернативных социально-психологических качеств и так далее. Стереотипизация по признаку пола ограничивает возможности самореализации представителей обоих полов, а также проявление активности самоутверждения и самопознания. Помимо этого, в школе до сих пор действует принцип «бесполой педагогики», а также почти нет опыта профессионально организованной работы, нацеленной на формирование гендерной идентичности.
Как пример конструктивной социализации в нынешнем обществе все чаще называют андрогинную личность, которая обладает гибкой гендерной идентичностью, а также вбирает в себя то лучшее, что есть в обеих половых ролях. Образование андрогинной личности предполагает взаимодействие учителей и учеников, которое нацелено на развитие у ребенка осознанного отношения к гендерным стереотипам, ценностным установкам на принципах эгалитаризма, умение мальчиков и девочек принимать разные виды гендерной идентичности, умение видеть и уважать в «ином» индивида с отличающимся мировоззрением, логикой мышления, чувствами, культурой.
Замечание 6Получается, что гибкость гендерной идентичности ведет к пластичному поведению, а жесткое и строгое следование стереотипам приводит к возможности появления внутриличностного конфликта. Познание и принятие двуединства женского и мужского начала гарантирует целостное развитие личности у детей, что выступает в качестве одной из главных целей процесса образования.
В общем, особенность гендерных взаимоотношений учеников начальной школы (в возрасте шести-десяти лет), характеризующих мальчиков и девочек новым социальным статусом «ученик/ученица», проявляется в ведущем виде общения, то есть взаимоотношениях в процессе учебной деятельности, во время которых школьники стараются осознать организацию взаимоотношений между индивидами различных полов с помощью осознания окружающего мира:
- Со взрослыми людьми. В этот период для ребенка более важны оценки со стороны педагогов и воспитателей, чем со стороны родителей, так как его победы и поражения приобретают официальный характер. Взаимоотношения со взрослыми, которые основываются на уважении, любви и заботе, помогают воспитывать гармоничные взаимоотношения полов.
- С одногодками своего же пола. Однополые компании более предпочтительны для взаимоотношений мальчиков и девочек возраста начальной школы.
- С одногодками противоположного пола. Здесь прослеживается сегрегация, которая сопровождается явной конфронтацией и скрытым интересом к другому полу.
- С самим собой (самой собой). Развитие собственного внутреннего мира, становление женского либо мужского образа «Я».
Можно сказать, что учебная успешность по-разному значима и отображается на личностном развитии у девочек и мальчиков возраста начальной школы. По словам Т.В. Архиреевой, для мальчиков успешность в учебе больше влияет на самоотношение, чем для девочек. Для девочек же связь отношения к себе с успешностью в учебе определяется только идентификацией с социальной ролью школьника, в то время как у мальчиков еще и общим уровнем довольства собой самим.
Обнаружены также некоторые гендерные особенности развития «Я-концепции» учеников начальной школы. Так, в исследовании, проведенном Е.А. Талаковой, говорится, что развитие Я-концепции учеников начальной школы осуществляется не просто в соответствии с общевозрастными закономерностями, но и с учетом содержания, которое предлагается школьникам в условиях их гендерной социализации с помощью демонстрации культурных норм женственности и мужественности, а также присвоения мальчиками и девочками данных общественных стандартов. В возрасте начальной школы в содержании Я-концепции личности отражаются преобладающие в их социальном окружении гендерные стандарты и нормы, которые превращаются во внутренние регуляторы поведения мальчиков и девочек. Девочки в большей степени ориентированы на культурные нормы внешней красоты, а также нацелены на конструктивные межличностные отношения с прочими индивидами, а мальчики, в свою очередь, в большей степени на культурные нормы умственной и физической компетентности, а также поддержание гомосоциальных связей с одногодками, которые закрепляют гендерную сегрегацию.
ВыводПолучается, что гендерные особенности развития учащихся в начальной школе в значительной степени определяются этнокультурными (или социокультурными) контекстами развития.
Гендерные особенности детей дошкольного возраста
Когда мы говорим о девочках и мальчиках, мы – хотим этого или нет – постоянно имеем в виду существование различий в их психологии и поведении. Наличие таких различий было выявлено и обосновано в эмпирических исследованиях ученых В. В.Абраменковой (1987), Р.Бэрона, Д.Ричардсона (1997), В.Е.Кагана (1987, 1989), А.В.Либина (1999), И.И.Лунина (1986), Т.И.Юферовой (1985). Выделяют две сферы, в которых были выявлены различия: когнитивная сфера личностного развития и сфера социального поведения. В когнитивной сфере можно считать установленным факт наличия половых различий в вербальных, пространственных и математических способностях. У женщин лучше развиты вербальные способности, а у мужчин – пространственные и математические. В социальном поведении мужчины характеризуются более высоким уровнем развития таких черт, как агрессивность и доминантность, а женщины – дружелюбность и контактность.[4]
Разница проявляется уже с детства. Мальчики стремятся к независимости, девочки к взаимозависимости. Мальчики чаще играют в игры, в которых чем больше народу, тем лучше. Девочки предпочитают собираться маленькими группами, в их играх меньше агрессивности, больше соучастия, там чаще ведутся доверительные беседы и имитируются взаимоотношения взрослых. Гендерные стереотипы поведения формируются уже в детском возрасте. В зрелом возрасте гендерные различия проявляются еще шире [6].
В любом человеческом обществе мальчики и девочки ведут себя по-разному, и в любом человеческом обществе от разнополых детей ожидают разного поведения и по-разному обращаются с ними. Но насколько велики и универсальны указанные различия, и каково соотношение законов половой дифференциации (половых особенностей) и характерного для данной культуры или для человечества в целом стиля гендерной социализации [6].
Отличия социализации мальчиков и девочек содержательно и по своим задачам зависят, с одной стороны, от полоролевой дифференциации, от того, к какой деятельности готовят детей, а с другой – от гендерного символизма: какие морально-психологические качества стараются им привить. Кто является главным агентом гендерной социализации – родители или другие дети, лица своего или противоположного пола. Как осуществляется гендерная социализация, каковы методы обучения ребенка половой/гендерной роли и психологические механизмы ее усвоения ребенком на разных стадиях индивидуального развития. Каковы возрастные границы и стадии этого процесса [5].
Формирование мужского и женского начал осуществляется с помощью слова, чувства и действия. Экспериментально доказано, что у мальчиков и девочек разные архетипы, образы, на основании которых у них работает эмоциональная сфера и формируется мышление. Воображение, мечты и фантазии у них разные. И разная мозаика, архитектоника мозга. Это тоже доказано зарубежными специалистами [4].
Есть и другие принципиальные различия в психологии мальчиков и девочек. В подсознании любого человека присутствуют так называемые архетипы – фундаментальные образы, восходящие к глубокой древности, общие для самых разных народов, но различные у двух полов. Подобные архетипические символы проявляются в детских снах и рисунках. У мальчиков это символы свободы и путешествий (ветер, окно, горы, мосты, горизонт, космические полеты, машины, самолеты, ракеты, велосипеды, корабли), символы врага (драконы, роботы, монстры, змеи), символы силы и борьбы (меч, копье, лук, стрелы, крепость), символы победы (флаг, горн, крики “ура!”). А у девочек в снах и рисунках проступает совсем другая система символов: символы материнства (куклы, невесты, детские кроватки или коляски), символы женственности, изящества, легкости, нежности (воздушные шарики, птички, принцессы), символы очага и домашнего уюта (дом, стол, занавески, посуда), символы достатка в доме (ягоды, фрукты, овощи, грибы), символы женской красоты (цветы, яркие губы, глаза, наряды) [7].
Мальчики прежде всего ищут смысл и, ухватив его, готовы действовать. А девочки более эмоциональны, тоньше чувствуют, но смысл “считывают” хуже [2].
Если мальчик постоянно переживает девичьи эмоции, то он воспитывается уже по женскому типу [2].
“В психологии не существует расхождений во мнении относительно того, что мозг мальчиков и девочек устроен по-разному, – говорит психиатр Майкл Карр-Грегг (Michael Carr-Gregg), – девочки, когда их просят нарисовать рисунок, используют большое количество ярких цветов. И они всегда рисуют существительные. Мальчики используют темные цвета, серые и черные, и рисуют глаголы” [5].
Опираясь на эту символику, легко найти эмоциональный отклик в душе ребенка, заинтересовать его, объяснить какие-то малопонятные ему вещи. И наоборот, если информация, получаемая ребенком, не затрагивает эмоций, она проходит мимо: в одно ухо влетает – в другое вылетает [5].
Игры девочек чаще опираются на ближнее зрение: девочки раскладывают перед собой свои богатства — куклы, тряпочки, бусинки, пуговички – и играют на ограниченном пространстве, им достаточно маленького уголка. Игры мальчиков чаще опираются на дальнее зрение: мальчики бегают друг за другом, бросают предметы и стреляют в цель, используя при этом все окружающее их пространство. Мальчикам для их полноценного психического развития вообще требуется большее пространство, чем девочкам. Если горизонтальной плоскости им мало, они осваивают вертикальную: залезают на шкафы, бегают по спинкам диванов, висят на наличниках дверей. Освоенное пространство по-разному отражается в рисунках детей. Мальчики, рисуя окрестности своего дома, показывают больше дворов, площадей, улиц, домов, чем девочки [9].
Рисунки мальчиков и девочек различаются с первых же лет жизни. Девочки заполняют альбомы “принцессами” и автопортретами, а мальчики машинами и военными сражениями, и никогда наоборот [3].
У девочек рисунки ярче и с большим количеством мелких деталей. Все, о чем говорил учитель, присутствует: и фигурные окна, и фонтаны, и деревья, и необычные цветовые решения. У мальчиков почти каждый рисунок – новое, неожиданное принципиальное решение: дом – космический корабль, дом, стоящий на трех слонах, дом, обвитый огромной лианой с огромными прекрасными цветами (и это тоже мальчики!) и так далее [3].
У девочек уже в раннем возрасте проявляется “инстинкт материнства”, выражающийся в интересе к другим малышам, в играх, в заботливом отношении к куклам. Их внимание привлекает прежде всего человек, его взаимоотношения с другими людьми. Чем они становятся старше, тем сильнее возрастает их интерес к внутреннему миру человека, его переживаниям, поведению. Для девочек характерно также проявление преимущественного интереса к тому, что их непосредственно окружает (обстановка, утварь, одежда и т. п.) [8].
Девочки больше общаются с матерью, сильнее привязаны к дому. Они как правило прилежнее и исполнительнее по сравнению с мальчиками, более аккуратны, бережливы, добросовестны. Им в большей мере свойственна склонность проявлять заботу о других, ухаживать, а также поучать, критиковать. Повышенная эмоциональность представительниц женского пола нередко является причиной их недостаточной объективности. Восприимчивость женской психики выше, чем мужской, девочки более обидчивы, самолюбивы, они острее реагируют как на поощрения, так и на порицания [1].
У девочек сильнее развито непроизвольное внимание, их больше привлекает конкретная наглядность. Они легче поддаются внушению, быстрее приспосабливаются к новой обстановке, чувствуют себя увереннее в необычных условиях [3].
Качественно процессы восприятия, мышления, памяти у детей разного пола тоже различаются достаточно сильно. Девочки при решении пространственных задач используют речевые опоры, а при решении речевых, логических – образные и эмоциональные. Мальчикам пространственные задачи легче решать чисто пространственными способами (мысленный поворот, наложение и так далее) [8].
В дошкольном и младшем школьном возрасте девочки в речевом плане “забивают” мальчиков. Их речь развита лучше, но мышление более однотипно. Мальчики мыслят нестандартно и интересно, но так как они молчат, их внутренний мир часто скрыт от нас [9].
У девочек речь более беглая, они быстрее читают и красивее пишут, но та сторона речи, которая связана с поиском: подбор словесных ассоциаций, решение кроссвордов — лучше удается мальчикам. У мальчиков сильнее развито пространственное представление, потому что выполнение пространственно-зрительных задач требует поиска. Специальные исследования мозга детей показали, что пространственная ориентация не вызывает затруднения у шестилетних мальчиков, но часто не по силам девочкам в 13 лет. Поэтому мальчики чаще решают геометрические задачи с помощью пространственных методов: они мысленно поворачивают фигуры и накладывают их одну на другую [3].
Представители мужского пола обладают большей физической силой по сравнению с женщинами, но уступают им в выносливости. Мальчики более подвижны, раскованны, менее терпеливы и дисциплинированны, им меньше свойственны прилежание и усердие [7].
Мальчиков обычно интересуют самые разнообразные вопросы и проблемы, порой далеко выходящие за рамки окружающей действительности (дальние страны, загадочные явления, необыкновенные происшествия и т. п.). Они предпочитают точные науки, увлекаются техникой, физкультурой и спортом, любят подвижные игры, многие охотно занимаются физическим трудом, более склонны к преобразующей деятельности. Вместе с тем они довольно часто менее охотно занимаются самообслуживанием, нередко проявляют беспомощность в простых житейских делах, у них чаще случаются всякие травмы. Под влиянием дурного примера взрослых у некоторых мальчиков формируется ложное чувство превосходства перед девочками, что отрицательно сказывается на их взаимоотношениях, а в дальнейшем и на супружеской жизни [4].
Проведя теоретический анализ психолого-педагогической литературы, мы считаем, что очень важно обращать внимание воспитателей на половые различия в воспитании, обучении, восприятии. Для воспитателей проводятся семинары по ознакомлению с гендерными характеристиками детей- дошкольников. Для родителей создана памятка родителям “Величие небольших различий”.
Величие небольших различий
(памятка для родителей)
Признайте за ребенком право на индивидуальность, право быть другим.
Не уличайте детей в неумении, а помогайте найти пути решения проблемы. Не сравнивайте ребенка с другими, хвалите за его успехи и достижения. Никогда не сравнивайте мальчиков и девочек, не ставьте одних в пример другим: они разные даже по биологическому возрасту – девочки обычно старше ровесников-мальчиков.
Учитесь вместе с ребенком, объединяйтесь с ним против объективных трудностей, станьте союзником, а не противником или сторонним наблюдателем.
Старайтесь, давая задания мальчикам как в детском саду, в школе, так и в быту, включать в них момент поиска, требующий сообразительности. Не надо заранее рассказывать и подсказывать, что и как делать. Следует подтолкнуть ребенка к тому, чтобы он сам открыл принцип решения, пусть даже наделав ошибок.
С девочками, если им трудно, надо вместе, до начала работы, разобрать принцип выполнения задания, что и как надо делать. Вместе с тем девочек надо постепенно учить действовать самостоятельно, а не только по заранее известным схемам (работу по дому выполнять точно, как мама, в школе решать типовые задачи, как учили на уроке), подталкивать к поиску собственных решений незнакомых, нетиповых заданий.
Не забывайте не только рассказывать, но и показывать. Особенно это важно для мальчиков.
При первых неудачах не нервничайте сами и не нервируйте ребенка. Пытайтесь отыскать объективные причины трудностей и смотреть в будущее с оптимизмом. Не забывайте, что ваша оценка поведения или каких-то результатов деятельности ребенка всегда субъективна. И всегда может найтись кто-то другой, кто увидит в этом ребенке то хорошее, что не заметили вы.
Мы часто любим в ребенке результаты своих трудов. А если результатов нет, виноват не ребенок, а мы, потому что не сумели его научить. Бойтесь списывать свою некомпетентность, свои неудачи на ребенка. Это вы педагог или родитель, а не он. К сожалению, мы любим тех, кого умеем научить.
Постарайтесь, чтобы главным для вас стало не столько научить чему-то, сколько сделать так, чтобы ребенок захотел научиться, не потерял интереса к учебе, почувствовал вкус к познанию нового, неизвестного, непонятного.
Помните: для ребенка чего-то не уметь, чего-то не знать – это нормальное положение вещей, на то он и ребенок. Этим нельзя попрекать. Стыдно самодовольно демонстрировать перед ребенком свое превосходство в знаниях.
Ребенок не должен панически бояться ошибиться. Невозможно научиться чему-то не ошибаясь. Старайтесь не выработать у ребенка страха перед ошибкой. Чувство страха – плохой советчик. Оно подавляет инициативу, желание учиться, да и просто радость жизни и радость познания.
Не обольщайтесь – вы не идеал, а значит, не образец для подражания во всем и всегда. Поэтому не заставляйте ребенка быть похожим на вас.
Запомните: маленькие дети не бывают ленивыми. “Леность” ребенка – сигнал неблагополучия в вашей педагогической деятельности, в избранной вами методике работы с ним.
Старайтесь не преподносить детям истину, а учите находить ее. Всячески стимулируйте, поддерживайте, взращивайте самостоятельный поиск ребенка.
Для гармоничного развития необходимо, чтобы ребенок учился по-разному осмысливать учебный материал (логически, образно, интуитивно).
Прежде чем ругать ребенка за неумение, попытайтесь понять природу трудностей.
Никогда не ругайте ребенка обидными словами за неспособность что-то понять или сделать, глядя на него при этом с высоты своего авторитета. Это сейчас он знает и умеет хуже вас. Придет время, и по крайней мере в каких-то областях он будет знать и уметь больше вас. А если тогда он повторит в ваш адрес те же слова, что сейчас говорите ему вы?
Помните, что мы часто недооцениваем эмоциональную чувствительность и тревожность мальчиков.
Если вам надо отругать девочку, не спешите выказывать свое отношение к ней – бурная эмоциональная реакция помешает ей понять, за что ее ругают. Сначала разберите, в чем ее ошибка.
Ругая мальчика, изложите кратко и точно, чем вы недовольны, так как он не может долго удерживать эмоциональное напряжение. Его мозг как бы отключит слуховой канал, и ребенок перестанет вас слушать и слышать.
Знайте, что девочки могут капризничать, казалось бы, без причины или по незначительным поводам из-за усталости (истощение правого “эмоционального” полушария мозга). Мальчики в этом случае истощаются интеллектуально (снижение активности левого “рационально-логического” полушария). Ругать их за это не только бесполезно, но и безнравственно.
Если ваш сын гораздо медленнее осваивает грамоту, чем это делала его старшая сестренка, плохо пересказывает и небрежно пишет буквы, не огорчайтесь, это особенность мужского ума. К тому же мальчики отстают от девочек в развитии. Их детство длится дольше. К семи годам мальчики по своему биологическому возрасту младше девочек-ровесниц на целый год. У мальчиков свой путь взросления, но так как они больше ориентированы на усвоение информации (в отличие от девочек, которых больше интересуют отношения между людьми), за их интеллектуальное развитие можно не беспокоиться.
Мальчиков, даже совсем маленьких, родители реже берут на руки и чаще ругают, чем девочек. По отношению к ним речь взрослых содержит в основном прямые указания: “Отойди, принеси, дай, сделай, перестань…”. А с девочками, даже годовалыми, родители говорят о чувственных состояниях: “Мне нравится… Ты любишь? Кто это грустный?…”
Когда женщина учит мальчика, ей мало пригодится собственный детский опыт, сравнивать себя в детстве с ним — неверно и бесполезно.
Литература
1. Асмолова А.Т. Психология личности. М., 1983.
2. Берн Ш. Гендерная психология. — СПб.: Прайм-Еврознак, 2002. — 320 с.
3. Бреслов Г.М., Хасан Б.И. Пол и образование. Красноярск, 1995.
4. Введение в гендерные исследования. Учебное пособие. МГУ, 2000.
5. Каган В.Е. Половое воспитание детей: медико-психологические аспекты. Л., 1988.
6. Клецина И.С. Гендерная социализация. СПб, 1997.
7. Кон И.С. Ребенок и общество. М., 1988.
8. Мид М. Развитие ребенка. – М., 1968.
9. Попова Л.В. Гендерные аспекты самореализации личности. М., 1996.
2. Американцы видят разные ожидания от мужчин и женщин
У общественности очень разные взгляды на то, что общество больше всего ценит в мужчинах и что оно ценит в женщинах. В то время как многие говорят, что общество ценит в мужчинах честность, нравственность и профессиональный успех, главными качествами для женщин являются физическая привлекательность, заботливость и чуткость.
Когда в открытом формате попросили назвать черты или характеристики, которые общество больше всего ценит в мужчинах, честность и нравственность возглавляют список, и 33% ответили так. Около четверти (23%) говорят, что общество больше всего ценит профессиональный и финансовый успех мужчин, в том числе 14%, которые особо упоминают деньги или богатство, 6% ссылаются на работу или карьеру и 6% ссылаются на то, что они являются кормильцами. 2 И примерно каждый пятый взрослый указывает на амбиции, лидерство или настойчивость (19%), силу или жесткость (19%) и хорошую трудовую этику (18%) как качества, которые общество больше всего ценит в мужчинах. 3
Некоторые из основных черт, перечисленных для мужчин, также упоминаются как характеристики, которые общество больше всего ценит в женщинах, но в значительно меньшей доле. Примерно каждый десятый говорит, что общество больше всего ценит в женщинах амбициозность, лидерство или настойчивость (9%), а также хорошую трудовую этику (9%). только 5% упоминают силу или стойкость. На самом деле, 28% добровольцев продемонстрировали качества, связанные с амбициями, лидерством и настойчивостью, когда их спросили, какие качества, по мнению людей в нашем обществе, должны быть у женщин.0011 не имеет , гораздо больше, чем указание на любую другую черту или характеристику.
Когда речь заходит о том, что общество больше всего ценит в женщинах, чаще всего упоминаются черты, связанные с внешностью: 35% добровольно назвали что-то, связанное с физической привлекательностью или красотой. Трое из десяти говорят, что общество больше всего ценит в женщинах заботу и чуткость, в том числе 11%, которые конкретно упоминают роль родителя или опекуна, и 6%, которые упоминают такие качества, как доброта или готовность помочь. Напротив, значительно меньшая доля американцев говорит, что общество больше всего ценит физическую привлекательность, заботливость или чуткость к мужчинам (по 11%).
Когда речь заходит о чертах или характеристиках, которые, по мнению людей в нашем обществе, мужчины должны не иметь , ни один ответ не выделяется: Примерно такие же доли говорят, что большинство людей в нашем обществе считают, что мужчины не должны быть эмоциональными или чувствительными (15%), нетерпимыми ( 11%), амбициозный, напористый или лидер (11%), слабый или уязвимый (11%), нечестный или аморальный (10%).
Общественность видит большее давление на мужчин в сфере работы и карьеры
На вопрос о том, в какой степени мужчины и женщины испытывают давление в различных сферах своей жизни – от работы до семейных обязанностей и внешнего вида – общественность ясно видит пол различия. В частности, гораздо более высокие доли говорят, что мужчины сталкиваются с большим давлением, чтобы содержать свою семью и быть успешными на работе. И в то время как абсолютное большинство говорит, что женщины сталкиваются с большим давлением, чтобы быть вовлеченными родителями и быть физически привлекательными, около половины или меньше видят в этом проблемы для мужчин.
Около трех четвертей американцев (76%) говорят, что мужчины сталкиваются с большим давлением, чтобы поддерживать свою семью в финансовом отношении, по сравнению с 40%, которые говорят то же самое о женщинах. И в то время как около двух третей (68%) говорят, что мужчины сталкиваются с большим давлением, чтобы добиться успеха в своей работе или карьере, менее половины (44%) говорят, что женщины сталкиваются с таким же давлением.
Напротив, гораздо больше людей говорят, что женщины вынуждены быть заботливыми родителями и быть физически привлекательными. Большинство американцев (77%) говорят, что женщины сталкиваются с большим давлением, чтобы быть вовлеченными родителями; 49% говорят то же самое о мужчинах. Примерно семь из десяти (71%) говорят, что женщины сталкиваются с большим давлением, чтобы быть физически привлекательными, но только 27% говорят то же самое о мужчинах.
Существуют некоторые гендерные различия во взглядах на давление, с которым сталкиваются мужчины и женщины. С двузначным отрывом женщины чаще, чем мужчины, говорят, что женщины сталкиваются с большим давлением, чтобы поддерживать свою семью в финансовом отношении (разрыв в 12 процентных пунктов), быть успешными в своей работе или карьере (16 баллов) и быть физически привлекательный (15 баллов). Подавляющее большинство мужчин и женщин согласны с тем, что женщины сталкиваются с большим давлением, чтобы быть вовлеченными родителями (74% и 80% соответственно).
В то же время мужчины чаще, чем женщины, говорят, что мужчины сталкиваются с большим давлением, чтобы быть вовлеченными родителями (разрыв в 13 баллов) и поддерживать свою семью в финансовом отношении (10 баллов). Одинаковые доли мужчин и женщин говорят, что мужчины сталкиваются с большим давлением, чтобы добиться успеха в своей работе или карьере и быть физически привлекательными.
Имеются также пробелы по линии образования в оценках давления, с которым сталкиваются мужчины и женщины. Около половины взрослых со средним или средним образованием (49%) говорят, что женщины сталкиваются с большим давлением, чтобы поддерживать свою семью в финансовом отношении, по сравнению с 36% тех, кто имеет некоторый опыт обучения в колледже, и 31% со степенью бакалавра или выше. Аналогичным образом, 48% женщин со средним или средним образованием говорят, что женщины сталкиваются с большим давлением, чтобы добиться успеха в своей работе или карьере, по сравнению с 40% женщин со степенью бакалавра или выше (43% с опытом работы в колледже говорят, что такой же).
Напротив, те, у кого есть хотя бы степень бакалавра, чаще, чем те, у кого меньше образования, говорят, что женщины сталкиваются с большим давлением, чтобы быть вовлеченными родителями или быть физически привлекательными. Например, 84% взрослых со степенью не ниже бакалавра говорят, что женщины сталкиваются с большим давлением, чтобы быть физически привлекательными, по сравнению с 73% тех, кто имеет некоторый опыт обучения в колледже, и 60% с дипломом средней школы или ниже.
Когда дело доходит до давления, с которым сталкиваются мужчины, взрослые со степенью бакалавра чаще, чем их менее образованные коллеги, говорят, что мужчины сталкиваются с большим давлением, чтобы добиться успеха в своей работе или карьере, но они реже говорят, что мужчины чувствуют принуждают быть вовлеченным родителем или быть физически привлекательным. Три четверти взрослых, имеющих как минимум степень бакалавра, говорят, что мужчины сталкиваются с большим давлением, чтобы добиться успеха в своей работе или карьере, по сравнению с 68% с некоторым опытом в колледже и 62% с дипломом средней школы или ниже. Напротив, 61% с дипломом средней школы или ниже говорят, что мужчины сталкиваются с большим давлением, чтобы быть вовлеченными родителями, по сравнению с 46% с некоторым опытом колледжа и 38% со степенью бакалавра. Около трети взрослых с дипломом средней школы или ниже (32%) говорят, что мужчины сталкиваются с большим давлением, чтобы быть физически привлекательными; С этим согласны 28% взрослых с опытом работы в колледже и 20% со степенью бакалавра или выше. Большинство взрослых во всех образовательных группах говорят, что мужчины сталкиваются с большим давлением, когда речь идет о финансовой поддержке своей семьи.
В то время как республиканцы и демократы в целом согласны с тем, какое давление испытывают мужчины в этих различных областях, демократы чаще, чем республиканцы, говорят, что женщины сталкиваются с большим давлением в каждой из них. Например, 49% демократов и сторонников демократов говорят, что женщины сталкиваются с большим давлением, чтобы добиться успеха в своей работе или карьере, по сравнению с 38% республиканцев и тех, кто склоняется к Республиканской партии. И в то время как большинство демократов и республиканцев говорят, что женщины сталкиваются с большим давлением, чтобы быть физически привлекательными, демократы с большей вероятностью говорят, что это так (77% против 65%).
Среди мужчин резкие различия между поколениями во взглядах на давление, с которым сталкиваются мужчины
В последние годы повышенное внимание уделяется исследованиям сообщений, которые мальчики и мужчины получают от общества о том, что значит «быть мужчиной». В ходе опроса мужчин спрашивали, с каким давлением, по их мнению, мужчины в целом сталкиваются, чтобы выполнить каждое из следующих действий: быть эмоционально сильным, интересоваться спортом, быть готовым нанести удар, если его спровоцируют, присоединиться, когда другие мужчины говорят о женщинах в сексуальном плане. Кстати, и иметь много сексуальных партнеров.
Большинство мужчин говорят, что мужчины испытывают хотя бы некоторое давление, чтобы быть эмоционально сильными (86%) и интересоваться спортом (71%). Около шести из десяти (57%) говорят, что мужчины сталкиваются с давлением, чтобы они были готовы нанести удар, если их спровоцировать. Меньшие, но существенные доли говорят, что мужчины сталкиваются, по крайней мере, с некоторым давлением, чтобы присоединиться к тому, когда другие мужчины говорят о женщинах в сексуальном ключе (45%), и чтобы иметь много сексуальных партнеров (40%).
Мужчины-миллениалы гораздо чаще, чем мужчины старшего возраста, говорят, что на мужчин оказывается давление, чтобы они были готовы нанести удар, присоединиться к тому, когда другие мужчины говорят о женщинах в сексуальном ключе, и иметь много сексуальных партнеров. Примерно семь из десяти мужчин-миллениалов (69%) говорят, что мужчины сталкиваются, по крайней мере, с некоторым давлением, чтобы нанести удар, если их спровоцировать, по сравнению с 55% представителей поколения X, 53% бумеров и 34% мужчин из молчаливого поколения. Когда дело доходит до наличия большого количества сексуальных партнеров, 61% мужчин-миллениалов говорят, что на них есть хотя бы некоторое давление, по сравнению с 34% представителей поколения X, 29% бумеров и 16% представителей молчаливого поколения. И в то время как 57% мужчин-миллениалов говорят, что мужчины сталкиваются с давлением, чтобы присоединиться к ним, когда другие мужчины говорят о женщинах в сексуальном ключе, примерно четыре из десяти или меньше мужчин в других поколениях говорят то же самое. Нет существенных различий в доле мужчин между поколениями, которые говорят, что мужчины испытывают хотя бы некоторое давление, чтобы быть эмоционально сильными или интересоваться спортом.
Неженатые мужчины чаще, чем те, кто состоит в браке, говорят, что мужчины обычно сталкиваются с давлением, чтобы иметь много сексуальных партнеров (47% против 32%) и присоединяться, когда другие мужчины говорят о женщинах в сексуальном ключе (52% против 30%). 38%). Тем не менее среди тех, кто состоит в браке, и среди тех, кто не состоит в браке, мужчины-миллениалы чаще, чем их коллеги старшего возраста, говорят, что мужчины сталкиваются по крайней мере с некоторым давлением в этих областях.
По большей части белые, черные и латиноамериканские мужчины разделяют схожие взгляды на давление, с которым сталкиваются мужчины, но чернокожие и латиноамериканские мужчины чаще, чем их белые коллеги, говорят, что мужчины сталкиваются, по крайней мере, с некоторым давлением, чтобы присоединиться к разговору других мужчин. о женщинах в сексуальном плане (54% чернокожих мужчин и 56% латиноамериканских мужчин против 42% белых мужчин). И в то время как большинство белых, черных и латиноамериканских мужчин говорят, что мужчины сталкиваются с давлением, чтобы они интересовались спортом, чернокожие и латиноамериканцы чаще говорят, что это так (81% и 80% соответственно, против 68% белых).
Пол
Пол- Все темы »
- A
- B
- C
- D
- E
- F
- G 90 058 H
- I
- J
- K
- L
- M
- N
- O
- P
- Q
- R
- S
- T
- U
- V
- W
- X 900 59
- Y
- Z
- Ресурсы »
- Бюллетени
- Факты в картинках
- Мультимедиа
- Публикации
- Вопросы и Ответы
- Инструменты и наборы инструментов
- Популярный »
- Загрязнение воздуха
- Коронавирусная болезнь (COVID-19)
- Гепатит
- оспа обезьян
- Все страны »
- A
- B
- C
- D
- E
- F
- G
- H
- I
- J
- K
- L
- M
- N
- O
- P
- Q
- R
- S
- T
- U
- В
- Ш
- X
- Y
- Z
- Регионы »
- Африка
- Америка
- Юго-Восточная Азия
- Европа
- Восточное Средиземноморье
- Западная часть Тихого океана
- ВОЗ в странах »
- Статистика
- Стратегии сотрудничества
- Украина ЧП
- все новости »
- Выпуски новостей
- Заявления
- Кампании
- Комментарии
- События
- Тематические истории
- Выступления
- Прожекторы
- Информационные бюллетени
- Библиотека фотографий
- Список рассылки СМИ
- Заголовки »
- Сосредоточиться на »
- Афганистан кризис
- COVID-19 пандемия
- Кризис в Северной Эфиопии
- Сирийский кризис
- Украина ЧП
- Вспышка оспы обезьян
- Кризис Большого Африканского Рога
- Последний »
- Новости о вспышках болезней
- Советы путешественникам
- Отчеты о ситуации
- Еженедельный эпидемиологический отчет
- ВОЗ в чрезвычайных ситуациях »
- Наблюдение
- Исследовать
- Финансирование
- Партнеры
- Операции
- Независимый контрольно-консультативный комитет
- Призыв ВОЗ о чрезвычайной ситуации в области здравоохранения 2023 г.
- Данные ВОЗ »
- Глобальные оценки здоровья
- ЦУР в области здравоохранения
- База данных о смертности
- Сборы данных
- Панели инструментов »
- Информационная панель COVID-19
- Приборная панель «Три миллиарда»
- Монитор неравенства в отношении здоровья
- Основные моменты »
- Глобальная обсерватория здравоохранения
- СЧЕТ
- Инсайты и визуализации
- Инструменты сбора данных
- Отчеты »
- Мировая статистика здравоохранения 2022 г.
- избыточная смертность от COVID
- DDI В ФОКУСЕ: 2022 г.
- О ком »
- Люди
- Команды
- Состав
- Партнерство и сотрудничество
- Сотрудничающие центры
- Сети, комитеты и консультативные группы
- Трансформация
- Наша работа »
- Общая программа работы
- Академия ВОЗ
- Деятельность
- Инициативы
- Финансирование »
- Инвестиционный кейс
- Фонд ВОЗ
- Подотчетность »
- Аудит
- Программный бюджет
- Финансовые отчеты
- Портал программного бюджета
- Отчет о результатах
- Управление »
- Всемирная ассамблея здравоохранения
- Исполнительный совет
- Выборы Генерального директора
- Веб-сайт руководящих органов
- Портал государств-членов
- Дом/
- Вопросы здравоохранения/
- Пол
ВОЗ/Анна Кари
© Кредиты
Информационные бюллетени
Вопросы и ответы
Базы данных и инструменты
Резолюции и решения
Обучение
Техническая работа
- Гендер, справедливость и права человека
- Сексуальное и репродуктивное здоровье и исследования, включая Специальную программу исследований репродукции человека (HRP), совместно спонсируемую ООН
Публикации
Все →Отмечая влияние программы репродукции человека: С 1972 года специальная программа ООН, HRP, занимается поиском сексуального. ..
Это руководство дополняет публикацию ВОЗ «Забота». для женщин, подвергшихся насилию: учебная программа ВОЗ по обучению медико-санитарной помощи провайдеров, который состоит из…
Поскольку страны стремятся к устойчивому Цели развития (ЦУР) и достижение всеобщего здоровья страховое покрытие, неравенства в отношении здоровья, обусловленные…
В этом предварительном исследовании документируются условия занятости и труда в отдельных частных больницах в Дели, а также соответствующие государственные положения…
Наша работа
Очерки
Все →Инфографика
Все →Видео
Все →22 сентября 2021 г.
Гендерное равенство: мы должны добиться большего, и мы можем
25 ноября 2020 г.
ВОЗ MSG TEDROS Насилие в отношении женщин
18 июня 2018 г.
ВОЗ: пересмотр МКБ-11 (гендерное несоответствие/трансгендерность) – вопросы и ответы (ВиО)
22 января 2017 г.