Конспект урока в 5 классе по изобразительному искусству на тему «О чем рассказывают нам гербы и эмблемы» | План-конспект урока по изобразительному искусству (ИЗО, 5 класс):
Конспект урока ИЗО
Литовко Оксана Геннадиевна,
учитель ГБОУ №472 п.Левашово
Выборгского района г.Санкт-Петербурга
Тема: О чем рассказывают нам гербы и эмблемы.
Тип: Урок получения и закрепления новых знаний
Цель: формирование у учащихся понимания геральдической символики, как отличительного знака; развить понимание элементов символики и цвета в геральдическом искусстве
Задачи:
Образовательные:
Познакомить с символикой гербов по форме и цвету
Развивающие:
— развитие творческой и познавательной активности, ;
— развить зрительную память, образное воображение и память, художественный вкус
— соблюдать внимание и аккуратность выполняя работу;
Воспитательные:
— воспитывать художественный вкус и интерес к творчеству;
— воспитывать чувства патриотизма,
— воспитывать интерес к истории, уважение к культуре и символике своей страны, своего города, края.
УУД:
— Личностные УУД: Уважительно относиться к искусству; понимать роль искусства в жизни человека; уметь фантазировать при создании образных форм; уметь обсуждать и анализировать свою художественную работу и работу одноклассников , основываясь на полученных знаниях и тематике данной темы.
— Регулятивные УУД: овладеть главными выразительными средствами изобразительного искусства — композицией, линией, цветом; овладеть техникой пользования различными художественными материалами для воплощения собственного художественно-творческого замысла; уметь планировать и грамотно осуществлять учебные действия в соответствии с поставленной задачей; вариантивно мыслить при решения различных художественно-творческих задач; уметь рационально строить самостоятельную творческую деятельность; уметь организовать место занятий.
— Познавательные УУД: стремиться к освоению новых знаний и умений, к достижению более высоких и оригинальных творческих результатов; выбирать наиболее эффективные способы решения задач в зависимости от поставленных задач и условий; анализировать информацию, самостоятельно делать выводы.
— Коммуникативные УУД: оказывать помощь и сотрудничество в процессе творческой деятельности; умение объяснять свой выбор; критично относиться к своему мнению и творческой работе, а также понимать точку зрения другого;
Межпредметные связи: история, литература, музыка, МХК.
Формы деятельности: фронтальная, индивидуальная.
Оборудование:
Для учителя: презентация по теме урока, ПК учителя, медиапроектор,
Литература: Учебник Н.А. Горяева, О.В. Островская Изобразительное искусство, Декоративно-прикладное искусство в жизни человека, 5 класс, Москва, «Просвещение», 2017.
Для учащихся: листы формата А4, цветные карандаши, простой карандаш, ластик.
Практическая работа: Выполнение макета (эскиза) герба.
Структура
1. Организационный этап – 1 мин.
2. Изучение нового материала — 10 мин.
3. Практическая работа. – 25 мин.
4. Подведение итогов – 8 мин.
5. Завершение урока – 1 мин
Продолжительность урока: 45 минут.
1. Организационный этап – 1 мин.
Приветствие. Проверка готовности
2. Изучение нового материала – 10 мин.
Ребята, если ы обратим внимание на мир вокруг : вывески магазинов, парикмахерских, банков, метро , аптек; дорожные знаки и светофоры; обозначения внутри помещений – большинство имеет определенные символы, которые мы понимаем, без объяснения. Этому есть обьяснение. Давайте вместе разберемся.
(Слайд 1)
На экране вы видите государственную символику – герб Российской федерации и города Санкт – Петербурга.
Герб России
У России величавый
На гербе орёл двуглавый,
Чтоб на запад и восток
Он смотреть бы сразу мог.
Сильный, мудрый он и гордый.
Он – России дух свободный.
В. Степанов
Так что же такое герб?
(Слайд 2)
Герб (польск. herb от нем. Erbe — наследие) — изобразительный опознавательный знак (подвид эмблем), составленный и употребляемый по правилам геральдики, служащий для отличия владельца (личности, семьи, рода; населённого пункта, города, территории, государства. ..
(Слайд 3)
Самые первые гербы появились в Западной Европе в средние века. Это были личные знаки рыцарей, которые ставили на боевых щитах, а также на шлемах, флагах (штандартах) и попонах лошадей. Они помогали закованным в латы с головы до ног воинам различать друг друга на расстоянии.
Каждый знак, цвет в гербе имел определенное значение и символически рассказывал о том, кто этот человек, которому дозволено его носить. Герб был знаком чести рода.
(Слайд 4)
В 14—15 веках в городах Западной Европы знатные синьоры носили так называемые «гербовые платья». Сочетание цветов на них подбиралось по цвету поля фамильного герба, платье украшалось фигурами-символами, эмблемами. Такое платье позволяло легко отличить одного синьора от другого и в то же время несло информацию в знаках о самом человеке. Свои гербы были и у ремесленников.
Именно в эпоху средневековья в Европе появились новое искусство и новая наука — геральдика, связанная с составлением гербов.
(Слайд 5)
Рассмотри форму щитов, а также геральдические фигуры, которые делят щит на несколько полей определенного цвета.
Наряду с геральдическими в украшении гербов использовались негеральдические фигуры — изображения человека, животных, растений, кораблей, построек, предметов быта, оружия, а также фантастических животных (дракон, единорог, гриф и др.).
(Слайд 6)
Каждое условное изображение имело свое значение: дуб, медведь означали силу; факел, раскрытая книга — знание; пчела — трудолюбие; лавр — славу; крылатый змей — зло, смуту; дракон — могущество; рука — храбрость.
(Слайд 7)
Цвет тоже имел символическое значение. Желтые и белые цвета соответствовали цвету золота и серебра (металлы). Золото считалось символом богатства и справедливости, серебро — символом невинности и чистоты. Использовались еще пять цветов: червленый (темно-красный) — символ любви, смелости, голубой— символ красоты и величия; зеленый — символ изобилия; пурпурный (красный с оттенком синего) — могущества; черный — мудрости.
(Слайд 8)
Самую важную часть герба – щит – обычно поддерживают фигуры щеткодержателей. Это могут быть люди, птицы, звери, фантастические существа, стоящие на задних лапах.
Верхнюю часть герба венчает изображение короны, а так же шлем. Справа и слева короны располагаются причудливые завитки – намет. В нижней части герб украшает лента с девизом. Указывающим на жизненные ценности его владельца. Иногда герб дополняет изображение мантии, которая делает его еще более декоративным и торжественным.
(Слайд 9)
Свои гербы имеют государства и отдельные города. В гербах отражали то характерное, что было присуще данному городу: природу, образы народных сказаний и т. д.
Свои гербы имеют и республики, входящие в состав Российской Федерации. Так, например, выглядят гербы Москвы и республики Татарстан.
3. Практическая работа. – 25 мин.
(Слайд 10)
Задание: Придумайте свой собственный герб или герб своей семьи, используя язык символов. Рисунок и цветовое решение должно быть лаконичным и декоративным.
4. Подведение итогов – 8 мин.
Обсуждение и оценивание работ учащихся
5. Завершение урока – 1 мин
На сегодня урок подошел к концу. Спасибо за внимание, до новых встреч!
О чем рассказывают гербы. Программа Б.И. Неменского
Тема: о чем рассказывают гербы и эмблемы?
Цель: познакомить учащихся с основными частями классического герба, его символическим значением цвета и формы.
Задачи.
- Научить составлять композицию герба, по правилам, соблюдая символические аспекты цвета и формы.
- Развивать творческий интерес, познавательную активность.
- Воспитывать любовь к Родине, ее культуре, чувство гражданской ответственности за свое отечество.
Оборудование и материалы:
Для учителя: проектор, экран, презентация к уроку, “билеты”, работы учащихся.
Для учащихся: альбом, краски, карандаши.
Литературный и музыкальный ряд: текст Гимна России, музыка Гимна России.
План урока.
- Организационный момент
- Вводная беседа
- Постановка художественной задачи.
- Самостоятельная работа учащихся.
- Подведение итогов урока.
- Уборка рабочих мест
Ход урока
1. Организационный момент.
2. Вводная беседа
Сегодня мы отправимся на несколько столетий назад, в эпоху балов, королей, принцесс, рыцарских турниров, благородных дам и именитых людей. (слайд 1-2)
Чтобы нам совершить удачное путешествие у каждого из вас есть пропуск, который необходимо заполнить, слушая рассказ учителя, просматривая презентацию, а так же пользуясь таблицей в папке, на парте. В конце урока пропуск необходимо сдать учителю, для получения отметки о прибытии из эпохи средних веков. (слайд 3)
Тогда, в средние века люди старались отличится всем: титулом, знатной фамилией, подвигами во имя прекрасной дамы, смелостью и рыцарством. И именно с этих незапамятных времен мы, подобно им стремимся отличаться, по фамилии, по флагу страны, по гербам городов, стран.
А знаете ли вы, что такое герб?
(Ответы детей)
Согласно толкованиям, которые дают нам словари гербы-это:
- род щита с изображением на нем знаков, присвоенных государству, городу, дворянскому роду и пр.
В. Даль. Толковый словарь живого
великорусского языка
С.И.Ожегов. Словарь русского языка
(слайд 4)
Язык на котором говорят гербы, сложный, он ведет рассказ не словами, а символами
Рыцарские гербы на языке рисунков показывали, кем являются их владельцы.
Чтобы не было двух одинаковых гербов, были приняты жесткие правила, указывающие, что означает каждый знак и рисунок и кому дозволено их носить. Эти правила пришли из Франции.
Создание и изучение гербов называется – геральдикой.
Люди, создававшие гербы и правила называются – герольдами. Они были глашатаями и распорядителями на рыцарских турнирах. Герольды приносили приказы, подавали боевые сигналы и считали убитых после боя. Они должны были опознавать мертвых рыцарей по их гербам. Гербы располагались на плащах, рубахах, на шлемах, щитах и знаменах.
(слайд 5)
Герольды разработали собственный язык для описания гербов.
Композиция, например, способ разделения поля, названа “делением”, основные рисунки “ординариями”. Изобразительные символы на щите герба названы “загрузкой”. (слайд 6)
Герб одобренный герольдом, рыцарь мог передать своему сыну. К этому гербу сын добавлял ещё несколько символов. Постепенно гербы усложнялись. Первые гербы были очень простыми. Крест показывал, что рыцарь был крестоносцем. Лев подчёркивал смелость рыцаря. Эти символы хотели носить многие, поэтому герольды придумали много видов крестов. А львы изображались в разных позах: лежащие, идущие, вставшие на дыбы. Каждой части герба дали своё название. Так было легче составлять описание герба. Главный знак — поле, разделённое на части. Некоторые рыцари были монахами. Орден госпитальеров ухаживал за больными, а орден Храмовников защищал паломников в Святую Землю. Эмблема рыцаря, его герб, изображались на щите, флажке, шлеме, плаще и попоне лошади
Такие знаки отличия использовали рыцари. А сейчас мы перенесемся уже в современную Россию. Скажите, а какие знаки отличия есть у нашей страны? (слайд 9-11)
Флаг, гимн, герб.
Основой всякого герба является щит, как поле для изображения эмблемы. У вас в папках есть формы щитов, которые вы можете выбрать, когда будете работать над своими гербами. (слайд 12)
В гербе каждая часть и фигура о чем-то говорят. Даже цвет герба – имеет сове значение. У вас в папках и на экране вы можете познакомиться с этими значениями. (слайд 13-14)
Если нет возможности по разным причинам передать тот или иной цвет, используют графические обозначения цвета. (слайд 15)
Как и в эпоху средних веков есть главенствующий человек, а есть и те, кто ему подчиняется, так и в геральдике – есть приоритетные символы, есть второстепенные. (слайд 16-17)
Ест так же негеральдические символы, которые использовались в авторских, фамильных гербах. Там уже вместо крестов, полос, точек используются рисунки. (cлайд 18)
Теперь рассмотрим конструкцию герба конкретно.
Герб в своей структуре содержит Корону, намет, щит, щитодержатель, девиз.
А так же есть более сложные по строению гербы, в составе которых есть корона, шнурки, шлем, щитодержатель, мантия, щиток, щит, девиз. (слайды 19-21)
Упражнение. Давайте с вами рассмотрим гербы, и
попробуем определить их значения.
А теперь давайте рассмотрим герб нашего города и опреелим сиволичесоке значение фигур и цветов. (слайд 23)
3. Постановка художественной задачи.
Ваша задача заключается в том, чтобы изобразить герб своего класса, своей семьи, или школы. Подумать над девизом, и написать короткие сообщения о совеем гербе, где расшифруете значения образов. (cлайд 24)
Сейчас мы вернемся в наше время и рассмотрим работы других детей. (слайд 25-29)
4. Самостоятельная работа учащихся.
5. Подведение итогов урока. (слайд 30)
6. Уборка рабочих мест.
1. Герб это______________________
________________________________
________________________________
2. Герольд это ___________________
_________________________________
_________________________________
3. Геральдика это__________________
_________________________________
_________________________________
4. Какое значение у цветов Российского флага?
Белый_____________________________
__________________________________
Синий_____________________________
___________________________________
Красный___________________________
__________________________________
5. Краткое изречение, отражающее суть и идею
герба, называется
_________________________________
Описательное письмо | Классные стратегии
Красная курочка (делает пиццу)
Автор: Филимон Стерджес
Возрастной уровень: 3–6
Уровень чтения: начинающий
В этом ответвлении от традиционной сказки неукротимый хлеб -производство Маленькая красная курочка готовит пиццу. Опишите, почему ее друзья не помогли ей и в порядке отказа от ее просьбы. Сделайте пиццу, ее производителя и ингредиенты неотразимыми в своем описании.
Прочитай стишок, Напиши стишок
Автор: Джек Прелуцкий
Возраст: 6-9 лет
Уровень чтения: Самостоятельный читатель
Плодовитый (и популярный) поэт, Прелуцкий дает стихи для детей чуть старше. Юные поэты могут либо закончить предложенные здесь «стихотворения», либо сочинить собственное оригинальное стихотворение.
Стеклянная туфелька, Золотая сандалия: Золушка со всего мира
Автор: Пол Флейшман
Жанр: Художественная литература, сказки, народные сказки и небылицы
Уровень возраста: 9-12 лет
Уровень чтения: Независимый читатель
Истории о Золушке можно найти по всему миру; здесь они были объединены в одну сказку с особыми характеристиками в тексте и иллюстрациях, отражающими различное происхождение. Расширьте части истории, чтобы отразить традиции культуры и ее историю, из которой она происходит. Можно разработать карту сказок (например, древних и современных стран или как визуализацию того, где это рассказано/было рассказано).
У каждого апельсина было 8 ломтиков: книга для подсчета
Автор: Пол Гиганти
Уровень возраста: 6-9 лет
Уровень чтения: независимый читатель
Счет доставляет удовольствие, особенно в этой сложной, но доступной и красиво иллюстрированной книге. Различные ситуации представлены простыми предложениями, за которыми следуют вопросы, на которые можно ответить путем счета. Опишите каждую ситуацию в представленном порядке.
Капля воды: Книга науки и чудес
Автор: Уолтер Вик
Жанр: документальная литература
Возрастной уровень: 9-12 лет
Уровень чтения: независимый читатель
Захватывающие фотографии воды в различных состояниях знакомят не только с водой, но и с погодой, твердыми и жидкими веществами и многим другим. Сложный текст также побуждает к экспериментам и наблюдениям, хотя нет необходимости использовать всю книгу с детьми младшего возраста.
26 букв и 99 центов
Автор: Тана Хобан
Уровень возраста: 3-6
Уровень чтения: начинающий читатель
Последовательность, наборы, счет и деньги (монеты) представлены в виде четких фотографий в этой бессловесной концептуальной книге. Прописные и строчные буквы от А до Я с сопутствующими объектами составляют половину книги; переверните его, и цифры, подсчет и многое другое представлены.
Я смотрю на ветер
Автор: Вики Кобб
Жанр: Документальная литература
Возрастной уровень: 6-9
Уровень чтения: Независимый читатель
Детям рекомендуется наблюдать в качестве эксперимента, когда они узнают о ветре и воздухе, а также практиковаться в научном письме, описывая свои открытия.
Пенни Бенни
Автор: Пэт Бриссон
Возраст: 6-9 лет
Уровень чтения: Начинающий Читатель
У мальчика есть пять пенни, и он тратит их по одной, встречая людей во время прогулки. Рассказанная в стихах, эта кумулятивная история привлекательна и хорошо подкреплена иллюстрациями.
Джек и бобовый стебель
от: Nina Crews
Жанр: художественная литература, сказки, народные сказки и высокие сказки
Возраст Уровень: 3-6
Уровень чтения: начинающий читатель
Традиционная сказка о мальчике, который посадил магические бобы городская история о разрушенном заклинании. Иллюстрации — это фотографии, которые были обработаны для получения хорошего эффекта.
День супа
Автор: Мелисса Иваи
Жанр: Художественная литература
Возрастной уровень: 0-3
Уровень чтения: Предварительный
В снежный день мать и ее ребенок собирают ингредиенты для супа, а затем добавляют все в кастрюлю. Пара играет уютно и тепло, пока суп кипит, пока папа не приходит домой, когда они вместе наслаждаются супом. Четкие коллажи и простой текст делают чтение удобным.
Путь нелегкий: история Теда Уильямса и последнего сезона .400
Автор: Фред Боуэн
Жанр: документальная литература, биография
Возраст: 9–12 лет
Уровень чтения: Независимый читатель
Тед Уильямс никогда не дрогнул перед тяжелой работой или вызовом. В своем последнем сезоне за «Бостон Ред Сокс» Уильямс должен был решить, хочет ли он рискнуть и потерять свой редкий средний показатель 0,400 или пойти в бой. Решение Уильямса создает захватывающее чтение в этом красивом и вдумчивом взгляде на этику одного человека и времена, в которые он жил.
Мальчик, который изобрел телевидение: история Фило Фарнсворта
Автор: Кэтлин Крулл
Жанр: биография, документальная литература
Возрастной уровень: 6–9 лет
Уровень чтения: независимый читатель
Юного Фило Фарнсворта пленили две машины: телефон и фонограф. У обоих были чудаки, и оба связывали людей с другими (один в реальном времени, другой с помощью музыки). Эти и другие идеи побудили молодого Филона изобрести то, что впоследствии стало известно как телевидение. Его ранняя история увлекательно рассказана и хорошо проиллюстрирована.
Лунный выстрел: полет Аполлона-11
Автор: Брайан Флока
Жанр: документальная литература
Возраст: 6-9 лет
Уровень чтения: независимый читатель Другой точки зрения. Красноречивый язык и иллюстрации объединяются, чтобы представить это историческое событие уникальным и незабываемым образом.
Если бы Америка была деревней: Книга о жителях Соединенных Штатов
Автор: Дэвид Смит
Жанр: документальная литература
Возрастной уровень: 6–9 лет
Уровень чтения: независимый читатель
Если бы все 300 миллионов человек были просто одной деревней из 100 человек, ее разнообразие было бы легче понять. Это как раз то, что автор сделал, чтобы составить сложный состав жителей США (с точки зрения языков, возрастов и т. д.). Красочные иллюстрации сопровождают понятный текст. Дополнительные ресурсы дополняют книгу. Книга «Если бы мир был деревней: книга о людях мира», также написанная Смитом, рассматривает жителей мира как деревню, чтобы ее разнообразие стало более понятным для взрослых и детей.
Один мир, один день
Автор: Барбара Керли
Жанр: документальная литература
Возрастной уровень: 3-6
Уровень чтения: начинающий читатель
Каждый день дети во всем мире просыпаются, чтобы начать свой день завтракать, идти в школу, возвращаясь домой к семьям. Поэтический текст сочетается с фотографиями из множества стран, чтобы визуально подчеркнуть богатство мира и его людей.
10 минут до сна
Автор: Пегги Ратманн
Жанр: Художественная литература
Возрастной уровень: 3-6
Уровень чтения: Начинающий
В One Hoppin’ Place обратный отсчет времени до сна вот-вот начнется, когда семья хомяков — мать и отец с девятью детьми и младенец, одетый в пронумерованные полосатые майки, подходит к входной двери.
Большие слова Мартина: жизнь доктора Мартина Лютера Кинга-младшего
Автор: Дорин Раппапорт
Жанр: биография, документальная литература
Возрастной уровень: 6-9
Уровень чтения: Начальный уровень чтения
Мартин Лютер Кинг-младший был очарован большими словами. Позже он использовал эти слова, чтобы вдохновить нацию и призвать людей к действию. В этой отмеченной наградами книге впечатляющие портреты Кинга показывают, как он использовал слова, а не оружие, для борьбы с несправедливостью.
Таинственный головастик
Автор: Стивен Келлогг
Жанр: фантастика, фэнтези
Возрастной уровень: 3-6
Уровень чтения: Начальный уровень чтения
Когда дядя Луи отправляет головастика из одного озера в Шотландии, маленький головастик вырастает до огромных размеров. С помощью находчивого библиотекаря Луи находит способ накормить своего большого и вечно голодного Альфонса, а также найти постоянное решение. В этой современной классике изобилует юмором.
Кальмары будут кальмарами
Автор: Jon Scieszka
Уровень возраста: 3-6
Уровень чтения: начинающий
Шешка и Смит нацелились на создание новых басен — коротких традиционных сказок, призванных преподать моральный урок. С юмористическими поворотами и взлетами новые, разные и дурацкие басни представлены для назидания и развлечения читателей.
Science Verse
Автор: Jon Scieszka
Жанр: Поэзия
Возрастной уровень: 6-9
Уровень чтения: Независимый читатель
Проклятие этого мальчика начинается, когда его учитель говорит, что «поэзия науки» можно услышать повсюду. От Мура до Фроста знакомые стихи пародируются и превращаются в научные стихи. Опять же, искусство и иллюстрация неразделимы, как и смех в этом необычном взгляде на науку.
Печать герба — Etsy Турция
Etsy больше не поддерживает старые версии вашего веб-браузера, чтобы обеспечить безопасность пользовательских данных. Пожалуйста, обновите до последней версии.