Гербарий
эссе
Каждый ребёнок в детстве собирал растения и сушил их в книжке. У каждого было своё растение. У меня были ромашки. Как и многие, про свой первый гербарий я забыла. Наткнулась на него случайно, спустя много лет. В тот же миг меня окутало какое-то приятное и неописуемое чувство.
Я вспомнила, как собирались ромашки, с каким трепетом они были доставлены домой и помещены в любимую книгу. Вспомнилось и то, что мне нравилось идти в школу по утрам и смотреть, как медленно осень заполняет собой окружающее пространство. А ведь осень – это гербарный сезон. Каждый год деревья пополняют свои коллекции сухими листьями. Только, к сожалению, они их постоянно теряют. Моя же «книга трав» надёжно хранила осознанно полюбившуюся осень более 10 лет. И мне даже посчастливилось поделиться ею с другом, подарив ему незначительную часть экспонатов на память. Вот мы и дошли до сути и волшебства гербария. Для чего же закладываются гербарные листы? Для сохранения памяти. О любимом времени года, о близком друге, о важном событии. В высушенном листе или цветке как будто застывает дружеский смех, краски ярчайшего дня в жизни. Кажется, что даже слышатся запахи и звуки, связанные с воспоминанием. Гербарий рассказывает о том, каким был мир раньше, «запомнив» мельчайшие детали прошлого. Это и добавляет магии данному увлечению – собирать растения.
история
История коллекционирования засушенных растений своими корнями уходит в XVI век.
Словом «гербарий» в Средние века называли книгу, в которой описывались полезные свойства трав. Источниками для этих рассказов служили в основном труды античных авторов – Теофраста, Диоскорида, Плиния Старшего. Но отцом такого необычного увлечения принято считать Луку Гини, итальянского ботаника и врача, так как именно он первым предложил для сохранения растений использовать метод гербаризации. Собирал образцы и передавал искусство сушения своим ученикам примерно в 1550-х. До наших дней его коллекции не дошли, но сохранились гербарии его учеников: Мерини, Петролини, Альдрованди, Чезальпино. Последователями Гини также стали Жозеф Турнефор, Карл Линней, а в России первый гербарный лист был заложен Петром I в 1717 году. Данное увлечение нашло своё место и при этом получило развитие в Китае: жители Поднебесной первыми стали заниматься художественной резьбой по листьям.
Гербарий настолько привлекал своей красотой, что коллекционеры были готовы покупать интересующие их гербарные листы. Так, например, Екатерина II специально приобретала у английского ботаника Джона Фрэйзера гербарий растений, растущих в Америке. После первого же приобретения Екатериной у учёного гербария, ему было пожаловано звание «коллектор Ея Имперского Величества» с поручением снабжать редкими растениями императорские сады в Павловске и Гатчине. После смерти императрицы её гербарная коллекция хранилась в Кунтскамере. Затем часть экземпляров была включена в собрание Триниуса.
Как и в Средние века, гербарий собирают для изучения растительного покрова Земли, так как это наиболее эффективный способ познания флоры, чем чтение описаний ботаников и просмотр рисунков. Ещё важнейшим плюсом гербаризации является то, что она позволяет сохранять растения гораздо дольше, чем при обычных условиях хранения. Ещё коллекционеров привлекает многофункциональность высушенных цветков или листков. Нередко можно встретить гербарий в виде детали интерьера или даже в виде украшения. Заточённые в стеклянный кулон или в рамку растения приближают человека, живущего в непрерывной городской суете, к природе и напоминает о её красоте.
инструкция
Очень важно при сборе сохранять растение целым,
то есть собирать вместе с его надземными
и подземными частями.
На данный момент, помимо традиционного способа изготовления гербария, существует множество других методов консервации растений. Но всё начинается одинаково: с правильного сбора растений. Правильно собранные в коллекции растения имеют научную или учебную ценность и не испортятся при сушке. Важно при сборе сохранять растение целым: собирать вместе с его надземными и подземными частями. Помимо этого стоит позаботиться о том, чтобы экземпляр не был влажным (например, с каплями росы или дождя). А дальше увлекающийся выбирает метод гербаризации.
Традиционный метод: растение должно быть аккуратно расправлено и помещено между двумя листками бумаги. После этого цветки и листья кладутся в любую массивную книгу, чтобы спрессоваться. Некоторые гербаристы советуют после нескольких дней переместить образец в другую книгу. Это помогает быстрее избавиться от влаги в растениях. Данную процедуру перемещение следует повторить три раза, после чего дождаться полного высушивания. Однако, такой способ не подойдёт для сушки крупных цветков. Для растений, которым свойственно при медленной сушке чернеть (например, некоторым ивам), и с крупным бутоном применяется сушка на ватных матрасиках.
Современный метод: на кусок ДСП размером 20х20 кладётся 3 куска абсорбирующей бумаги, затем размещаются цветы. Сверху вновь 3 слоя бумаги, кусок ДСП. Затем доски скрепляются резинками и помещается в микроволновую печь. На «среднем огне» растения сушатся несколько минут. При необходимости процедура повторяется.
Быстрый метод: необходимо положить растение между двумя листками бумаги и прогладить его утюгом.
Природный метод: для засушки гербария естественным способом, растения раскладывают на плоской поверхности тонким слоем. Помещение должно быть сухим и проветриваемым. Хорошо сохранять таким способом крупные бутоны. Мелкие соцветия связывают в пучок и подвешивают вниз цветами.
Сушка растений при помощи песка: в коробок помещают бутон и аккуратно засыпают песком. По прошествии двух недель в днище коробка можно проделать отверстие, песок высыпается, и бутон остается неповрежденным. Можно также аккуратно достать бутон и стряхнуть песок кистью. Таким методом хорошо сушить розы и астры. Вместо песка можно использовать манную крупу, кристаллы силикагеля.
Способ сушки растений с помощью парафина: парафин необходимо разогреть в емкости и постепенно, от краев бутона к середине, промазывать цветы кисточкой. Этот способ требует много времени, так как перед нанесением парафина на следующий лепесток, необходимо, чтобы просох предыдущий. После этого весь цветок нужно просушить. При этом цвет и форма цветка сохранится.
Консервация растений при помощи глицерина: глицерин разбавляют кипятком в пропорции 1:4 и погружают растение на несколько сантиметров. Стебель впитывает раствор, который необходимо подливать в течение 2-3 недель, пока растение не изменит свой цвет. Таким способом сушат камыш, клен, шиповник и другие.
Растение считается высохшим, если оно сохраняет свою форму и не сгибается при подъёме за корневую шейку.
Екатерина Аскульская
текст и фото
ГИД: Конный Двор
Журнал «Культурный Город»
6 времен года
Журнал «Культурный Город»
Город.Море.Любовь.
Журнал «Культурный Город»
«Любой гербарий – это национальное достояние»
Праздники, даты, юбилеи, Университетские люди, Факультет географии, геоэкологии и туризма / Просмотров: 1020
Доктор географических наук Анна Яковлевна Григорьевская в ВГУ – уже шесть десятилетий. Из них больше двадцати лет работала в заповеднике «Галичья гора» – в том числе и его директором. Сегодня преподаёт на факультете географии, геоэкологии и туризма – профессор кафедры геоэкологии и мониторинга окружающей среды. Основательница, собирательница и хранительница
– Анна Яковлевна, вы ведь из Белгорода – как попали в Воронеж?
– Я родилась в Красногвардейском районе Белгородской области. Ну как попала… Приехала в Воронеж и поступила на заочное отделение в СХИ. А потом поняла, что то направление, на котором учусь, не совсем соответствует моим интересам. И перевелась на биолого-почвенный (сегодня медико-биологический. – П. П.) факультет ВГУ. Перевели меня на дневное отделение во время второго семестра третьего курса с условием ликвидации задолженностей за полтора года и без права получать стипендию.
– А почему в таком случае вас не перевели на второй курс?
– Да просто не было мест.
– Такой активный поток?
– Ну да – все места на курсе были заполнены. Но ничего – справилась.
– А как судьба связала с Галичьей горой?
– Я была туда направлена по распределению: с января 1965 года, будучи ещё студенткой, начала работать на половину ставки лаборанта Агробиостанции «Галичья гора» Воронежского госуниверситета. Зачислена на работу в качестве лаборанта с 1 августа 1965 года.
На Галичьей горе в то время работал Сергей Владимирович Голицын – знаменитый ботаник, специалист по изучению флоры Среднерусской лесостепи. Темой моей научно-исследовательской работы стала «Флора и растительность Галичьей горы». В 1973 году защитила диссертацию на степень кандидата биологических наук.
Условия жизни на Галичьей горе были трудными. Воду привозили в бочке из села Донское. Иногда воды не было, и её приходилось брать из Дона. Эту воду кипятили и употребляли в пищу. Но это говорит и том, какая была экология – многое с тех пор изменилось…
– Когда стали директором заповедника, что-то изменилось?
– Статус заповедника при Воронежском государственном университете Галичьей горе был присвоен в 1967-м. Это оказался единственный в стране заповедник, находящийся в системе университета. Борьба за Галичью гору была упорной – например, ставился вопрос о её передаче в другую систему управления. Кульминация этой борьбы пришлась на время работы ректором ВГУ Николая Алексеевича Плаксенко. Он дал чётко понять: Галичья гора останется при университете.
Но было жарко: и вызывали в министерство, и приезжали с проверками…
Была разработана проектная документация о строительстве семи электролиний через территорию заповедника. Они должны были идти на питание Липецкой Магнитки (Новолипецкого металлургического комбината. – П. П.). Нас спасло то, что проектная организация, которая территориально находилась в Киеве, допустила ряд ошибок по привязке местонахождения электрических опор. Но одна опора всё же была установлена.
Ещё была подготовлена проектная документация о строительстве базы отдыха на расстоянии одного километра от Галичьей горы.
И всё-таки мы отстояли заповедник, убедив руководство в том, что регулярные экскурсии не позволят сохранить этот «реликтовый рай».
– Как в то время жили сотрудники заповедника?
– В первые годы – в трудных условиях. Для нормальной работы и жизни были нужны другие условия.
И началась «великая стройка»: водонапорная башня и два с половиной километра водопровода по территории к жилому фонду, четыре километра асфальтной дороги, капитальный ремонт жилого фонда, строительство двухквартирного нового дома.
Но всё это – параллельно с наукой. Было много экспедиций.
На работу в заповедник тогда были распределены четыре выпускника ВГУ. Они и сейчас продолжает там работать. Это семья заместителя директора заповедника по научно-исследовательской работе Владимира Семёновича Сарычева и семья старшего научного сотрудника заповедника Василия Юрьевича Недосекина.
Что говорить – сделано было много, в том числе и для сопредельной к заповеднику территории. Сотрудники хорошо изучили животный мир Липецкой области и всего Центрального Черноземья – с освещением динамики и прогноза.
Одним словом, заповедник для меня – это всё: и счастье, и горе, и беды, и находки. Если бы в моей жизни не было заповедника, я бы не стала тем специалистом, каким являюсь сейчас.
– Почему вы стали заниматься гербарием?
– Я по образованию ботаник. Моя работа по изучению растительного покрова начинается с Галичьей горы. Хотя заповедник по площади небольшой, он очень сложный по характеру почв и растительного покрова. И как специалист я продолжила работу по сбору растений для гербария.
– Переход от заповедника к гербарию был для вас закономерным?
Когда я в 1986 году пришла на географический факультет, гербарий понадобился для проведения занятий по биологии и биогеографии.
С Василием Николаевичем Двуреченским и Владимиром Ивановичем Федотовым мы вели полевую практику у студентов. Гербарий постоянно пополнялся новыми образцами.
Потом появились ученики.
Гербарий систематизирован: каждый образец занесён в базу данных с информацией о том, когда, где и кем собран; даются географическая и экологическая характеристики.
Всё имеет возраст – в том числе и гербарий. Ему уже 36 лет – удивительно, как быстро бежит время.
– Гербарий VORG называют национальным достоянием – это правда? Не громкие слова?– Нет, это не громкие слова. Любой гербарий является национальным достоянием. Хотя когда я начинала эту работу, гербарию не уделяли особого внимания. Но за последнее время роль гербариев возросла. Гербарий – это сводка по вопросам сохранения фиторазнообразия с биогеографическим, историческим, экологическим подходами к анализу. Во флористике появились такие понятия как адвентивная, инвазионная, урбанизированная флора. Гербарий – это клад информации для науки, практики народного хозяйства, истории становления растительного покрова Земли и появления на ней жизни.
– Но ведь это не только ваша работа, но и ваших коллег, учеников?
– На первых порах была, в основном, моя. А сейчас, конечно, студенты и аспиранты участвуют в сборе и обработке образцов.
Тем не менее, полностью возложить такую работу на студента нельзя: объёма знаний, которые даются в рамках учебного курса, всё-таки недостаточно для такой работы.
Но что хочу отметить – ребята, тем не менее, к этой работе не остывают: по-прежнему готовы ходить по склонам, искать редкие виды…
– Что мотивирует ребят – почему работа продолжается?
– Потому что нельзя останавливаться. Остановка работы – значит остановка планов.
А в планах сейчас – оцифровка гербария. Это позволит придать ему новый статус – на международном уровне.
Я думаю, что продолжение работы на факультете будет – это не должно пропасть.
– Чем вы занимаетесь сегодня?
– На факультете я читаю курсы «Биогеография», «Биоразнообразие», «Биология»; разработала методические пособия, написала учебник по биогеографии. Изучение флоры Воронежского и сопредельных регионов базируется на биогеографической основе с обзором исторического, экологического и практического назначений.
А если говорить о сегодня… Мы участвуем в проекте «Флора Центрального Черноземья», который ведёт природный биосферный заповедник имени профессора Алёхина в Курске.
Недавно получила приглашение на участие в ещё одном проекте – по изучению инвазионных (мигрировавших. – П. П.) растений.
– Анна Яковлевна, вы сказали, что вы ботаник. А я в одном из источников прочитал, что вас ещё называют степеведом – исследователем степи. В чём разница между ботаником и степеведом?
– Ботаник – это специальность. А степь – это объект изучения ботаника – так же, как луг, лес…
– В вашем случае – почему именно степь?
– Так сложилось, что первые мои работы (ещё на Галичьей горе) были посвящены луговой степи.
Другой момент: степь из всех природных зон больше всего подвержена опасностям – освоение степи, пожары, деятельность человека на частной собственности… Бывает, территории с редкими растениями просто распахивают. И самое ужасное, что эта распашка проводится на склонах не горизонтально (чтобы не было эрозии), а вертикально. Через пару лет на этом месте образуются овраги.
Пришло время очень серьёзной работы по сохранению биоразнообразия – с практическими предложениями. Я работаю в университете довольно долго и хорошо знаю университетских сотрудников: это люди, которые никогда не скажут «нет». Они много работают и много отдают другим. Вероятно, это и есть главный принцип нашего университета.
Текст: Павел ПОНОМАРЁВ
Что такое Гербарий? | Гербарий
Гербарий является важнейшим ресурсом для исследований биоразнообразия, экологии и эволюции. Это первичный источник данных о высушенных и маркированных образцах растений, организованный таким образом, чтобы обеспечить легкий доступ к ним и архивное хранение. Гербарий подобен библиотеке, но отличается тем, что информация хранится в биологической форме – в виде прессованных, высушенных и аннотированных образцов растений (в случае большинства сосудистых растений сохраняются лишайники, грибы, мохообразные и некоторые сосудистые растения). немного по-другому, хотя основные моменты те же). Гербарий Гербария (DUKE) со временем приобретал свои образцы в основном за счет полевых коллекций, направленных на исследования, преподавателями, сотрудниками и студентами Гербария, а также путем дарения и обмена с другими гербариями по всему миру.
Гербарии состоят из образцов, собранных на обширных географических территориях в течение многих лет. Множественные образцы отдельных видов, собранные из разных мест обитания, обычно сохраняются, чтобы можно было задокументировать различия между особями и связать их с экологическими или эволюционными факторами. Коллекции гербариев и музеев составляют основной материал для получения информации о биоразнообразии мира. Образцы гербария также предоставляют материалы для исследований изменчивости на уровне ДНК, структуры генома и экспрессии генов.
Как появились гербарии?
Луке Гини, профессору медицины и ботаники Пизанского университета в 16 веке, приписывают изобретение гербария. Традиционно на один лист бумаги в декоративной композиции наклеивали несколько экземпляров растений. Затем эти листы были переплетены в тома, хранились в библиотеке и цитировались как книги. Таким образом, образцы были помещены в фиксированный порядок, из которого их нельзя было удалить, не уничтожив образцы. Известный шведский естествоиспытатель Каролус Линней посоветовал читателям свои Philosophia Botanica в 1751 г., чтобы установить только один экземпляр на лист и воздержаться от связывания листов вместе. Для хранения смонтированных образцов Линней предложил специально сконструированный шкаф, в который отдельные листы можно было легко вставлять в любом месте, вынимать в любое время и снова вставлять в любом месте коллекции. В отличие от переплетенных томов старых гербариев, порядок, который Гербарий Линнея привнес в свою коллекцию, не был закреплен навечно. Эта «внутренняя мобильность» гербария могла приспособиться к поступлению нового материала и позволяла пользователю неоднократно переставлять этот материал, чтобы отразить новые знания.
Для получения дополнительной информации о роли Линнея в развитии современного гербария см. эту короткую статью (с фотографиями оригинальных шкафов и образцов Линнея!).
Создание гербарных образцов
В этом видеоролике демонстрируется сбор, прессование и установка образцов растений. Совершите экскурсию по крупнейшему в Северной Америке гербарию в этом видео.
Что такое Гербарий? — МикоГид
Архив образцов
Гербарий (её медвежонок) — это коллекция прессованных, высушенных растений. Обычно гербарии находятся в музее, ботаническом саду, дендрарии, университете или другом исследовательском учреждении, где ученые изучают ботанику. Каждый образец гербария содержит фактический растительный материал, а также информацию на этикетке с подробными атрибутами образца, такими как сборщик(и), дата сбора и сведения о местоположении (например, геополитическое положение, координаты GPS или информация о среде обитания). Образцы в гербарии обычно хранятся на бескислотной бумаге архивного качества и хранятся в герметичных шкафах для хранения. Пока образцы защищены от повреждений насекомыми, грызунами, плесенью, влагой или резкими перепадами температуры, они могут прослужить сотни лет. В гербарии образцы располагаются в соответствии с определенной системой, мало чем отличающейся от того, как библиотеки используют разные системы для каталогизации книг. Детали системы организации в каждом гербарии различаются, но обычно название растения на листе (обычно на латыни) является ключевым элементом данных, используемым для размещения образца в правильном месте в системе.
Прочие коллекции гербария
Гербарий может также содержать образцы грибов, таких как грибы и лишайники. Поскольку они редко спрессовываются, их обычно хранят в коробках или бумажных пакетах. Коллекция этноботаники содержит искусственные продукты растений, такие как одежда, инструменты и другие предметы, а также смолы и другие экстракты. Коллекция палеоботаники состоит из окаменелостей растений.
Чем полезны данные образца?
Образцы гербария записывают прошлое, предоставляя пользователям задокументированные случаи появления растений в определенных местах с течением времени. Часто данные на этикетках образцов представляют собой наилучшую информацию о прошлых видах и распространении сообществ или об историческом охвате конкретных местообитаний. Без онлайн-баз данных коллекций доступ к этим данным затруднен и требует посещения гербария. Кроме того, поиск коллекций образцов из разных учреждений отнимает много времени и утомляет, даже если данные доступны в электронном виде. Предоставляя всемирные или региональные данные об образцах из нескольких гербариев, такие ресурсы, как MycoPortal.org или vPlants.org, делают важную информацию доступной для всех, а не только для научных исследователей.
Пользователи традиционного гербария могут включать следующее:
- Таксономисты
- Определение и проверка данных образца
- Аннотируйте научные названия, используемые для описания образца
- Проведение молекулярно-генетических исследований
- Составление региональных флор или ключей
- Ученые по охране природы
- Проведение исследований
- Пробы растительного материала для химического или генетического анализа
- Стюарды по охране природы, студенты и преподаватели
- Интерпретация прошлого для руководства в проектах восстановления
- Узнать характеристики местных и культурных растений
- Воспитать будущих ботаников
Информация о странице и ссылки
Эта страница адаптирована со страницы vPlants.