Гербарий в детский сад: как собрать, основные правила. В этой статье мы расскажем вам, как нужно правильно оформлять гербарий.

Гербарий в летней жизни старших дошкольников с ТНР

Белявцева Лилия Владимировна
Ахновская Любовь Николаевна
воспитатели
Неудачина Елена Алексеевна
учитель-логопед
МБДОУ ДС № 22 «Улыбка»
Старооскольского городского округа

 

 Материал размещен в рамках Всероссийского летнего образовательного очно-заочного форума «Лето – это маленькая жизнь» 

 

ГЕРБАРИЙ В ЛЕТНЕЙ ЖИЗНИ СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ С ТНР

 

Живая природа издавна признавалась в педагогике одним из важнейших факторов образования и воспитания дошкольников. Общаясь с ней, изучая ее объекты и явления, дети постепенно постигают мир, в котором они живут. В дошкольном возрасте в ребенке закладываются позитивные чувства по отношению к природе и природным явлениям, открывается удивительное многообразие растительного и животного мира, впервые осознается роль природы в жизни человека, переживаются нравственно-эстетические чувства, побуждающие заботиться обо всем, что нас окружает.

Рекламное сообщение  

Лето – это прекрасный период для непосредственного общения дошкольников с природой. Ведь ничто не заменит ребенку тех «наглядных пособий», которыми располагает сама природа. Поэтому важно, учить детей наблюдать за окружающей природой, исследовать, сравнивать, делать выводы. Великий педагог В.А. Сухомлинский точно заметил: «Наблюдения необходимы ребенку как солнце, воздух и вода необходимы растению, и для того, чтобы ребенок научился видеть в одуванчике солнышко на ладони, в белой березе – девицу в белом сарафане, – для этого надо бывать на природе, останавливаться, присматриваться, чтобы увидеть».

Растения, растущие на участках, территории детского сада представляют для дошкольников богатейший познавательный материал. Искусство составления гербариев – это увлекательная познавательная деятельность как для взрослых, так и для детей. Составление гербариев во время летних ежедневных прогулок в детском саду – это еще и одна из возможностей ознакомления старших дошкольников с ТНР с растительным миром родного края.

В процессе составления гербариев у старших дошкольников с ТНР развивается внимательность, память, умение сравнивать, находить общие признаки, объединять в группы, делать выводы и, конечно, в простой и непринужденной форме прививается интерес к ботанике и любовь к родной природе. Засушенные цветы и листья – это наглядный образец живой природы для ребенка. Ведь засушенный цветок можно рассмотреть особенно внимательно, погладить и даже ощутить легкий аромат, а это в свою очередь очень важно для детей с ОВЗ. Сбор ребенком растений для гербария и дальнейшие операции по засушке и систематизации — это еще и отличная возможность продуктивного общения детей и взрослых.

В зависимости от возраста и склонностей ребенка, создание гербария можно превратить в проект, арт-объект, творческую мастерскую или увлекательный квест. Засушенные растения – это и отличный материал для детского творчества. Из засушенных листьев, цветков, стебельков получаются прекрасные картины.

Летом дошкольникам открывается целый мир красочной, удивительной и разнообразной растительной природы. Нужно помочь ребенку заняться интересным делом – созданием гербария. Чтобы процесс наблюдения и сбора растительного материала для гербария был для дошкольника привлекательным можно рассказать о занимательных фактах, связанных с растением, о неожиданных способах его применения, легендах и преданиях о нем. Например,  «Почему индейцы называли подорожник «след белого человека?», «Какую траву на Руси называли «лекарством от 99 болезней?». Такой подход позволит дошкольнику гораздо лучше запоминать растения. Ребенку можно предложить самостоятельно провести исследование и выяснить название растения, сравнивая экземпляр с фотографией: это будет развивать наблюдательность, и прививать навыки работы со справочной литературой.

Поддерживая детский интерес к растительному миру, нужно вести дошкольников от знакомства с природой к её пониманию. Необходимо научить детей элементарным правилам сбора гербария:

  • -Нельзя собирать растения сразу после дождя.
  • -Не вырывать все подряд растение с корнем, брать только несколько листиков и цветков, чтобы не повредить все растение (лучше резать ножницами).
  • -Не срывать редкие растения, занесенные в Красную книгу.
  • -Не рвать больше, чем нужно.
  • -Собирать листья и цветы разного размера, чтобы при составлении цветочных композиций был выбор (маленькие, большие, раскрытый цветок, бутон).

Собирая растения для гербария  можно повторять названия растений, сравнивать форму листьев и цветов у разных экземпляров, находить сходства и различия, рассуждать о том, как растение приспособилось к месту произрастания, что помогает ему выжить и добыть необходимое количество влаги, как размножается, когда созревают семена и пр. Познавательная информация, которую ребенок может получить во время сбора растений для гербария, запомнится гораздо быстрее и надолго.

Гербарии могут мыть индивидуальные и групповые, оформленные в альбом или на ватмане, классифицированные по темам, например, «Листья деревьев и кустарников участка (детского сада)», «Растения клумб и цветников детского сада», «Лекарственные растения» и др. или в виде коллажа.

Важно, чтобы каждая летняя  прогулка в детском саду, каждое соприкосновение с природой, например, как искусство составления гербария, вызывала у ребенка чувство удивления, радости, удовлетворения и полного счастья!

 

Посмотреть участников форума и скачать сертификаты – ЗДЕСЬ

 

Гербарий «Деревья и кустарники территории детского сада»

Муниципальное дошкольное образовательное автономное учреждение «Детский сад №13»

 

 

 

 

 

 

 

Научно-познавательный проект:

Гербарий «Деревья и кустарники территории детского сада»

 

 

 

 

 

 

 

                                                      Подготовила: воспитатель Татаренко Е. В.

 

 

 

 

 

 

 

 

Оренбург 2020г.

Научно-познавательный проект

 

Тема проекта: «Гербарий «Деревья и кустарники территории детского сада».

Вид проекта: научно-познавательный.

Продолжительность проекта: краткосрочный.

Сроки проведения: октябрь-ноябрь 2020 г.

Участники проекта –  воспитатель, дети 6-7 лет и родители.

Введение

Основная задача семьи – заложить у ребёнка основы нравственности. А основной задачей детского сада является создание условий для реализации внутреннего потенциала ребёнка. При этом взаимодействие семьи и детского сада должно основываться на единстве целей и общности взглядов.

В последнее время не все родители проявляют заинтересованность в успехах своего ребёнка.

Некоторые из них мало внимания уделяют учебной деятельности своих детей и воспитательному процессу.

Возможные причины: из-за личной занятости, равнодушие к вопросам воспитания и обучения своих детей, перекладывание этих функций исключительно на воспитателей, в конце концов — недостаточность знаний и уровня образования у самих родителей.

Поэтому, основная задача педагога в организации взаимодействия с родителями – активизировать педагогическую и воспитательную деятельность семьи, придать ей целенаправленный характер.

Огромное значение в работе с родителями дошкольников имеет заранее продуманная и чётко организованная система сотрудничества на основе современных инновационных технологий.

Одним из эффективных средством организации взаимодействия детского сада и семьи является проектная деятельность.

Основная цель – это привлечение к проектной деятельности родителей дошкольников, сотрудничеству, содействию, партнёрству со своим ребёнком.

При правильной организации проектной деятельности появляются замечательные продукты (результаты) — дети узнают много нового, у них формируются навыки, необходимые для осуществления этой деятельности.

В результате подобной совместной деятельности взаимопонимание между участниками растёт, и самое главное — восполняется дефицит общения детей с родителями.

Актуальность проекта

Часто занимаясь наблюдениями в живой природе, хочется запечатлеть его в рисунке или фотографии.

Как же можно ещё сохранить яркие краски растения, его хрупкие листочки и цветочки?

Оказывается, растения засушивают, аккуратно укладывая в специальные сушилки. Далее из высушенных растений составляют гербарии.

Мы живём на южном Урале, в городе Оренбурге. Природа нашего края красива.

И украшают его зелёные леса, голубые озёра, широкие поля и луга. Всю эту красоту надо изучать, беречь и сохранять.

Цель проекта: создание гербария из листьев деревьев и кустарников территории детского сада.

Задачи проекта:

— вместе с родителями найти в литературе или с помощью интернета сведения о том, как можно сделать гербарий;

— обучиться элементарным методам коллекционирования и сушки растений;

— развивать творческие способности ребёнка через формирование экологических знаний.

Задачи для родителей:

— создать для ребёнка благоприятные условия для научно-познавательной деятельности;

— помочь ребёнку в поисках необходимой информации по теме проекта в художественной, научной литературе и через интернет ресурсы;

— ориентироваться на возраст ребёнка и его индивидуальные возможности;

— показать ребёнку, как надо правильно собирать материал для засушивания;

— соблюдать правила безопасности в процессе сбора материала для гербария;

— оказать помощь при оформлении отчёта о проделанной работе на бумажных носителях с использованием фотоматериала, или оформить работу над проектом в виде мультимедийной презентации.

 

Задачи для ребёнка:

— включиться в научно-исследовательскую деятельность по теме проекта;

— выполнять работу аккуратно, старательно;

— прислушиваться к советам и рекомендациям родителей и воспитателя.

Гипотеза:

В процессе работы над научно-познавательным проектом «Гербарий «Деревья и кустарники территории детского сада» можно расширить свой кругозор и узнать:

— что листья разных растений имеют разный внешний вид и разное расположение на ветках;

— при правильном засушивании листьев растений они не теряют цвет и внешний вид.

Объект исследования:

Живая природа – деревья и кустарники детского сада.

Предмет исследования:

Листья различных деревьев и кустарников.

Ожидаемые результаты по проекту:

— получение новых знаний о видах деревьев, а также возможность проявлять большую активность, любознательность, самостоятельность, инициативу в действиях;

— родители получат бесценную возможность общения со своим ребёнком в научно-познавательной и творческой деятельности;

— совместная деятельность в процессе работы над проектом пойдёт на пользу семейным отношениям и поднимет их на более высокий уровень эмоционально-положительного общения.

 

Подготовительный этап проекта

Поиск необходимой литературы по теме проекта

Так как в этом проекте ребёнку помогали родители, то первоначальный этап – это совместный поиск материала по теме проекта. Были использованы научная, художественная литература, а также ресурсы интернета.

Узнали много интересного и полезного:

— когда и как собирать материал для гербария;

— как правильно подготовить его для оформления;

— как составить гербарий.

В ходе этой работы выяснили:

— при работе с гербарным материалом надо быть аккуратными ввиду его хрупкости;

— придерживаться правил составления гербария и оформления гербарного листа;

— высушенный материал можно ещё использовать для создания аппликаций, букетов и коллажей.

А также в процессе работы над научно — познавательным проектом выяснили интересные факты:

1. Жозеф Турнефор (1656—1708, французский врач, ботаник и путешественник был первый, кто применил термин «гербарий» (около 1700 года) к сборам засушенных растений.

2. Способ засушивания растений между листами бумаги изобрёл итальянский врач и ботаник Лучо Гини (1490—1556).

3. Луччо Гини, как основатель Пизанского ботанического сада, первым изобрёл гербарии.

4. В России первый гербарный лист был заложен Петром I.

Основной этап проекта

Сбор растений

Так как гербарий – это коллекция засушенных растений, наша работа сводится к тому, чтобы растения (или их части) собрать, засушить и составить из них коллекцию.

Для того чтобы побольше узнать об окружающих растениях, необходимо научиться собирать и составлять гербарий.

Как оказалось, существуют правила составления гербария.

1. Лучше собирать растения в сухую солнечную погоду.

2. Растения для гербария нужно собирать в местах, где их растёт много, выбирая экземпляры среднего размера.

3. Если встречается всего одно растение, то его надо оставить – возможно, оно редкое для этих мест, и, появившись в гербарии, навсегда исчезнет там, где его нашли.

Родители напомнили, что мы не должны приходить к природе как варвары, и даже если что-то берём от неё, то надо позаботиться о том, чтобы у природы хватило сил восстановиться.

Деревья, растущие на территории детского сада: рябина, каштан, черёмуха, клён ясенелистный, вишня и кустарники – сирень, боярышник.

Для гербария собираем небольшие веточки с листьями этих растений.

Подготовка материала к засушиванию

После сбора материала надо как можно раньше заняться обработкой собранных листьев. Если необходимо, надо отряхнуть с них пыль или мелкий мусор и поместить их между двумя листами бумаги.

Сам лист растения нужно хорошо расправить, следя при этом, чтобы он сохранял естественный вид. Теперь надо хорошо высушить собранные листья.

Все собранные листья аккуратно разложить и между страницами старой и уже не нужной книги или между листами бумаги или газеты. Затем газеты (или листы бумаги) с листьями нужно поместить под пресс.

В качестве пресса можно использовать все что угодно (можно использовать и книги).

К дальнейшей работе с листьями можно приступать только после их полного высушивания.

Составление гербария

Для изготовления гербария понадобится бумага формата А4 с рамочкой «Осень». И лист формата А4 с фотографией соответствующего дерева и кустарника с описанием.

Составлять гербарий мы начали после того, как листочки хорошо просохли. Теперь они стали очень хрупкие! Необходимо очень аккуратно обращаться с ними.

Расположение растения (или его частей) на гербарном листе

Засушенные растения располагаются на листе, который так и называется — гербарный лист.

Гербарный лист должен располагаться вертикально. Кроме засушенного растения (или его части), на другом листе надо кратко описать растение и расположить его фотографию.

Работу по составлению гербария мы разбили на два этапа:

1 этап — размещение сведений о растении и фотографии на гербарном листе.

 

2 этап – размещение засушенного материала на подготовленном гербарном листе.

Каждая веточка с листочками была аккуратно перенесена на гербарный лист и наклеена с помощью скотча.

Это было делать не просто, особенно веточки, на которых расположено несколько маленьких листочков — они тонкие и хрупкие.

Завершающий этап

Оформление проекта на бумажных носителях

Для этого собираем в одну папку все гербарные листы и материал, который поясняет всю нашу работу:

— титульные листы;

— гербарные листы;

— аппликации;

— два приложения к проекту (сказки, стихи, загадки, считалки о  деревьях и кустарниках, собранных в гербарии, а также раскраски этих растений).

 

Также можно оформить этот проект в виде мультимедийной презентации, добавив в него и фотоматериал, сделанный во время работы над проектом.

Теперь гербарий «Деревья и кустарники территории детского сада» — стал готовым пособием для рассматривания, изучения, использования на занятиях.

 

Гипотеза наша подтвердилась:

— составив свой гербарий, можно узнать много интересного и расширить свой кругозор;

— у разных деревьев и кустарников разные по размеру и виду листья и они располагаются на ветках разных деревьев по-разному;

— работа по составлению гербария вызвала большой интерес и желание составлять гербарии и других растений;

— подобный вид совместной с родителями деятельности очень понравился, мы с интересом искали, рассматривали и засушивали листья для гербария.

Заключение

Выводы

Листья деревьев и кустарников красивы и разнообразны по своему строению и внешнему виду.Очень интересно наблюдать за их ростом весь год, начиная с появления весной на ветвях деревьев почек, затем маленьких зелёных листочков. Ближе к лету эти листочки становятся большими и зелёными. А осенью листья приобретают красивый жёлтый, красный или оранжевый цвет. К ноябрю листья с деревьев опадают и уже на земле они становятся коричневыми.

Работа по составлению гербария была очень интересной и насыщенной.

При работе с гербарным материалом надо быть аккуратными ввиду его хрупкости.

Необходимо строго придерживаться правил составления гербария и оформления гербарного листа.

Теперь этот гербарий можно использовать:

— на занятиях по изучению мира природы;

— для художественно-творческой деятельности при рисовании с натуры, составления различных аппликаций и коллажей с использованием этого замечательного природного материала.

Литература

1.Проектныйй метод в деятельности дошкольного учреждения: Пособие для руководителей и практических работников ДОУ/Авт.-сост.: Л.С.Киселева, Т.А.Данилина, Т.С.Лагода, М.Б.Зуйкова – М.: АРКТИ, 2005г.

2.Программа “От рождения до школы” Н. Е.Веракса, Т.С.Комарова, М.А.Васильева – М.:”Мозаика – синтез” 2012г.

3.Экологическое воспитание дошкольников и младших школьников: Пособие для родителей, педагогов и воспитателей детских дошкольных учреждений, учителей начальных классов. Л.И.Егоренков — М.: АРКТИ, 2001.

4.Учебно-методическое пособие по реализации программы «Сообщество» в российских детских садах. Под редакцией О.Л.Князевой – Москва 1999

 

Добро пожаловать в сады и детский сад

Маленькая красная школа была построена сыном стокгольмского врача-еврея Джоном Бруном (нажмите «Добро пожаловать», чтобы узнать больше об истории). В летние месяцы он и дополняющие его модульные классы будут служить посетителям Сада местами, где они могут сидеть, учиться и разговаривать… и пользоваться ванными комнатами ADA. В остальные месяцы он и модуль служат лабораторией дошкольного творчества и детского сада (этот CUP был выигран в 2020 году). Первый по-прежнему требует одобрения округа. Предлагаемое использование включает в себя: галерею гербария с электронными экранами и экспонатами, ванные комнаты ADA для посетителей Садов, а также, возможно, местные планы для продажи. Ботаники начали описывать Сады как «родной сад растений Северо-Западной Америки», поскольку растения не признают границ округов, штатов или стран. У нас, безусловно, самая большая коллекция местной флоры для 3 западных климатических зон к северу от залива Сан-Франциско до Кетчикан на Аляске (находится в восточной части пролива Хуан-де-Фука).

Большинство северо-западных цветов цветут в период с марта по май. Гербарии собирают цветущие экземпляры и сохраняют их, позволяя посетителям просматривать сушеные цветы, фотографии или картины для круглогодичного просмотра. Джоуи Киркпатрик и Флора К. Мейс , которая в 2004 году представила спонсорам Exit 215 концепцию живой исторической фермы, в 2009 году предложила уникальный гербарий, в котором запечатлены местные цветы в стекле!   (Пример справа взят из коллекции Гербария Садов, которая теперь отображается в Little Red Schoolhouse .)

При посещении директора Kew Gardens для обсуждения предложенного гербария Bonhoeffer , нам сказали, что Северо-Запад не представляет особого интереса для международной ботанической науки: « в мире насчитывается 350 000 видов растений для сбора и изучают, и только 1000 можно найти здесь и там на территории недавнего ледника, такой как территория западного Вашингтона. Мы можем сидеть во внутреннем дворике на Борнео и видеть 35 000 видов. Нас просто не очень интересуют Делавэр, Вашингтон… либо вашингтонская флора, либо Великобритания, если уж на то пошло ». Мы цитируем этот разговор, потому что он определяет пределы сложности обучения местным растениям нашей местности. Если представить это как класс старшей школы с 250 учениками, вполне возможно знать имена всех учеников! Должна быть возможность научить всю нашу молодежь названиям 22 хвойных, широколиственных деревьев и т. д. (если бы в государственных школах снова преподавали идентификацию местных растений).

Ирония судьбы заключается в том, что Сады Бонхоффера являются частью единственной еврейской усадьбы в трех северных графствах. Если вам больше 77 лет, лютеранский министр Дитрих Бонхёффер был казнен во Флоссенберге еще при нашей жизни за защиту свободы и мысли. Если вам меньше 23 лет, то София Шолль была мюнхенской лютеранской студенткой и членом «Белой розы». Кто-то, в конце концов, должен был начать », — были ее обезглавленные 22-летние предсмертные слова.

( Дитрих и Софи по Верушка Ваген )

Живой коллаж | Хантингтон

Материалы
  • Различные растительные материалы: листья, лепестки цветов, веточки, травы

  • Липкая доска (или лист бумаги с клеем или лентой)

Шаги

1. Найдите растительное сырье. Вы можете пойти на прогулку и собрать упавшие на землю листья или лепестки цветов.

2. После того, как вы собрали свои органические материалы, пришло время приступить к их обустройству.

3. Поместите материалы на клейкую доску (или на бумагу), чтобы сделать рисунок.

4. Позаботьтесь о том, как разместить каждый стебель, лист, траву и лепесток цветка. Учитывайте окружающую среду, воду, воздух и свет.

5. Добавьте этикетку в правом нижнем углу с вашим именем, датой прессования растения и названием растения с любыми примечаниями, которые вы хотите добавить, например, цветом цветка.

Студенческая работа

Студенческая работа

Студенческая работа

  • Предыдущий
  • Следующий
Вопросы

1. Используйте зрение: Как вы решили расположить свою композицию? Сделали выкройку? Картинка? Вы расставили материал по цвету или по запаху?

2. Используйте свой нос: как пахнет ваш живой коллаж? Вам нравится или не нравится, как он пахнет?

3. Используйте осязание: закройте глаза и коснитесь произведения искусства. Каково это? Какие текстуры вы заметили?

Расширение деятельности
  1. Опишите цвета и текстуры выбранных вами растений. Напишите, почему вы выбрали каждую часть в определенном месте на бумаге. Установите связь между тем, как организован Травяной сад — подумайте о свете, воздухе, воде и использовании растений.

  2. Исследуйте одну из перечисленных ниже трав. Как он относится к разделу, в котором находится? Узнав об этой траве, поместите ли вы ее в текущий раздел или переместите в другой раздел? Почему или почему нет?

  3. Заархивируйте свои исследования, создав гербарий. Гербарий – это собрание сохранившихся растений и информация о растениях, используемых для изучения. (а) Напишите название и ключевую информацию о вашем растении или траве (б) Нарисуйте изображение (в) Если у вас есть образец, добавьте часть растения. В качестве альтернативы вы можете добавить фотографию растения/травы

Ссылки

Гербарий Хантингтона

Гербарий Ботанического сада Хантингтона в SEINet

Работа с гербариями – этап 1

Работа с гербариями – этап 2

Работа с гербариями – этап 3

  • Предыдущий
  • Следующий
The Huntington Connections

Травяной сад разделен на 6 категорий:

  • Лекарственные — Растения в этом разделе включают: Алоэ Вера, Гранат, Маракуйя
  • Парфюмерия и косметика — Растения в этом разделе включают: мелиссу лимонную, розу Francis Dubreuil, лаванду, ирис ирис, гелиотроп
  • Пробный номер . Растения в этом разделе включают: лимонную мяту, календулу, мексиканский эстрагон, сахарный тростник, мармелад
  • .
  • Кулинария/ароматизаторы — Растения в этом разделе включают: лимонную вербену, хрен, розмарин, тимьян, орегано
  • Исторический — Растения в этом разделе включают: кофе, душистый перец, куст бабочки
  • Краска, волокно и материалы — Растения в этом разделе включают: хну, марену, хлопок
Student Connection

Подумайте об организации светлых и темных растений, растениях с различной текстурой, о том, как растения используются и как растения приспосабливаются к потребностям в воде. Обсудите, что вы можете сказать о каждом стебле и листе и как это может повлиять на ваш собственный дизайн.

Какие растения вы замечаете вокруг своего дома? Цвета, текстуры и формы растений говорят вам что-нибудь об окружающей среде?

Связи с учебной программой

Язык, детский сад: Рассортируйте обычные предметы по категориям (например, формы, продукты питания), чтобы получить представление о понятиях, которые представляют категории.

About the Author

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Related Posts