Основные характеристики человека в период поздней взрослости и старости
Главной особенностью возраста от 60—70 лет и далее является процесс старения, который представляет собой генетически запрограммированный процесс, сопровождающийся определенными возрастными изменениями, проявляющимися, прежде всего, в постепенном ослаблении деятельности организма.
В процессе старения когнитивной сферы большинство сенсорных функций у человека существенно ухудшается. Те интеллектуальные функции, которые зависят от скорости выполнения операций, обнаруживают спад в период поздней взрослости. У людей, достигших этого возраста, увеличивается время реакции, замедляется обработка перцептивной информации и снижается скорость когнитивных процессов. Основой памяти в старческом возрасте является логическая связь, мышление пожилых людей весьма развито. В период поздней взрослости формируются признаки мудрости.
Снижение познавательной деятельности у людей, достигших поздней взрослости, может быть обусловлено прямыми и косвенными причинами.
Динамика характеристик когнитивной сферы у лиц, достигших этого возрастного периода, зависит в значительной степени от субъективных факторов и в первую очередь от особенностей личности конкретного человека.
Для периода поздней взрослости характерны специфические изменения в эмоциональной сфере: неконтролируемое усиление аффективных реакций (сильное нервное возбуждение) со склонностью к беспричинной грусти, слезливости. Появляется тенденция к эксцентричности, уменьшению чуткости, погружению в себя и снижению способности справляться со сложными ситуациями. В старости ослабление аффективной жизни лишает красочности и яркости новые впечатления, отсюда привязанность к прошлому, власть воспоминаний.
Пожилые люди испытывают меньшую тревогу при мысли о смерти, чем относительно молодые, они думают о смерти часто, но с поразительным спокойствием, боясь только, что процесс умирания будет длительным и болезненным.
Выход на пенсию изменяет положение и роль людей в обществе, оказывая влияние на развитие мотивационной сферы пожилых людей. С каждым десятилетием происходит корректировка целей, мотивов и потребностей. Человек, перешагнувший 60-летний рубеж и имеющий крепкое здоровье, во многом движим все еще теми же потребностями, что и в более молодом возрасте. Это потребности в самореализации, созидании и передачи наследства (духовного и / или материального) следующему поколению, активном участии в жизни общества, ощущении полезности и значимости для него.
После 70 лет на передний план выходит другая потребность — поддержка физического здоровья на приемлемом уровне. У человека пропадает желание участвовать в общественной жизни, происходит сосредоточение интересов на своем внутреннем мире. В то же время интерес к коллекционированию, занятиям музыкой, живописью, т. е. к тому, что по-другому называют хобби, не ослабевает. Несмотря на то что с возрастом проблемы со здоровьем усугубляются, человек и после достижения 90 лет может (и должен) продолжать проявлять интерес к жизни, находить новые занятия, позволяющие использовать свои возможности наилучшим образом.
Особое значение в период поздней взрослости приобретают семейные отношения, которые дают человеку ощущение защищенности, стабильности и прочности, позволяют почувствовать себя более устойчиво, во многом определяя радости, горести и заботы пожилого человека.
«Я-концепция» периода поздней взрослости и старости представляет собой сложное образование, в котором записана информация о множестве «Я»-образов, возникавших в самых различных вариантах самовосприятия и самопредставления.
«Я-концепцией» в старости движет стремление интегрировать свое прошлое, настоящее и будущее, понять связи между событиями собственной жизни. К условиям, способствующим личности эффективно интегрировать свою жизнь, относятся: успешное разрешение индивидом нормативных кризисов и конфликтов, выработка им адаптивных личностных свойств, умение извлекать полезные уроки из прошлых неудач, способность аккумулировать энергетический потенциал всех пройденных стадий.
В поздний период жизни человека «Я-концепция» обогащена всем тем, что было наиболее значимо в каждый из периодов личностного становления. Позитивная и деятельная «Я-концепция» обеспечивает продолжение личностного развития и оптимистический подход к жизни в поздние годы, позволяет притормозить физическое старение и вносит большую духовность и творческую озаренность в самоактуализацию личности.
Продуктивному старению способствуют самоактуализация «Я», преимущественная ориентация на творчество или на реализацию духовно-нравственных отношений.
Такие негативные личностные образования, как самонадеянность и неразвитость автономии и инициативы, обусловливают неадаптивное старение.
Наиболее важными факторами, определяющими поведение человека на этом этапе жизни, являются: снижение психофизических возможностей, пол, тип личности, постепенный отход от активной социальной жизни (так называемое разобществление), материальное благосостояние, потеря близких людей и одиночество, а также сознание приближающегося окончания жизни.
Физический мир, с которым пожилые люди взаимодействуют непосредственно, все более сужается. Субъективно все большую роль играют вещи, выполняющие вспомогательную роль, — очки, трость, зубные протезы, ручная тележка для перемещения тяжестей. У многих пожилых людей возрастает чувство опасности, подстерегающей везде. Степень социальной активности все больше снижается и у многих ограничивается семейным общением и общением с ближайшим окружением. Значительная часть пенсионеров оказывается в одиночестве. Преодолению одиночества и повышению материального достатка способствует продолжение профессиональной деятельности или иная работа. В пожилом возрасте резко возрастает религиозность. Не все пожилые люди живут тяжело, часть из них проживают «счастливую старость», которая зависит, прежде всего, от личных установок человека.Движущими факторами развития в период поздней взрослости и старости являются самоактуализация «Я-концепции», ориентация на творческую или духовно-нравственную деятельность, потребность заниматься любимым делом (хобби, работа, семья). Активная деятельность тормозит старение тех функций, которые необходимы для этой деятельности, и препятствует старению организма и развитию старческих изменений психики.
Резюме
В дошкольном возрасте происходит дальнейшее бурное развитие всех познавательных психических процессов. На первых этапах этого возрастного периода преобладает развитие психических процессов, связанных с приобретением индивидом чувственного опыта. К этой категории психических познавательных процессов относятся ощущение и восприятие. Затем все заметнее становятся изменения в развитии высших психических процессов: произвольной памяти, речи, мышлении и др. Основным фактором развития всех психических познавательных процессов в этом возрасте является игра.
Главной особенностью развития когнитивной сферы детей младшего школьного возраста является переход психических познавательных процессов на более высокий уровень. Это, прежде всего, выражается в переходе к произвольному характеру протекания большинства психических процессов. Эмоциональное развитие ребенка среднего возраста напрямую связано с переменой его образа жизни и расширения круга общения: он начинает учиться в школе. Приобретение навыков социального взаимодействия с группой сверстников и умение заводить друзей являются одной из важных задач развития на этом возрастном этапе. Развитие общения со сверстниками знаменует новую (межличностную) стадию эмоционального развития, характеризующуюся появлением способности к эмоциональной децентрации. Одним из важных приобретений среднего детства является способность ребенка мотивировать свое поведение моральными соображениями, долгом, альтруистическими установками.
Поскольку в связи с поступлением в школу ведущей деятельностью ребенка становится учебная деятельность, наиболее существенные изменения в структуре психических познавательных процессов у лиц, достигших подросткового возраста, наблюдаются именно в интеллектуальной сфере. Формируются навыки логического мышления, а затем и теоретического мышления, развивается логическая память. Активно развиваются творческие способности и формируется индивидуальный стиль деятельности, который выражается в стиле мышления. Развитие эмоциональной сферы протекает бурно, для подросткового возраста (от 11 до 14 лет) характерны резкая смена настроений и переживаний, повышенная возбудимость, импульсивность, чрезвычайно велик диапазон полярных чувств. В юношеском возрасте по содержанию на первое место выдвигаются мотивы, связанные с жизненным планом ученика, его намерениями в будущем, его мировоззрением и самоопределением. По своему строению мотивационная сфера начинает характеризоваться не рядоположностью мотивов, а их иерархической структурой, наличием определенной системы соподчинения различных мотивационных тенденций на основе ведущих общественно значимых и ставших ценными для личности мотивов. Стремление к общению со сверстниками настолько характерно для подросткового и юношеского возраста, что получило название подростковой реакции группирования.
Развитие познавательных психичесих процессов в период ранней взрослости носит неравномерный гетерохронный характер. Развитие высших психических процессов, или интеллектуальных характеристик, продолжается на протяжении всего периода ранней взрослости. Причем с прекращением развития психофизиологических функций на рубеже 25 лет интеллектуальное развитие не прекращается, а длится еще многие годы. В период ранней взрослости человек переживает новый комплекс эмоций: эмоции родительских отношений, которые включают радость от общения с ребенком, чувство привязанности и взаимного доверия, чувствительность к потребностям ребенка, чувство интереса к ребенку и восхищение им. Многие представления о себе, которые формируют «Я-концепцию» в период взросления, продолжают обогащаться опытом активного самопроявления: сексуального партнера, супруга, родителя, профессионала, гражданина. Ведущим фактором развития в период ранней взрослости является трудовая деятельность, а главными задачами возраста являются профессиональное самоопределение и создание семьи.
У людей, достигших возраста средней взрослости, отмечается относительное снижение характеристик психофизических функций. Однако это никак не отражается на функционировании когнитивной сферы людей данного возрастного периода и не снижает их работоспособность и позволяет сохранять трудовую и творческую активность. Развитие аффективной сферы в период средней взрослости протекает неравномерно. Средний возраст может быть периодом расцвета применительно к семейной жизни человека, его карьере или творческим способностям, но при этом люди все чаще задумываются о том, что они смертны и что их время уходит.
Труд становится важнейшим источником человеческих чувств. Сутью «Я-концепции» становится не самоактуализация любыми доступными индивиду средствами, а самоактуализация в пределах нравственных правил и более значительных, чем ситуационные, личностных ценностей. Отношения с супругом к этому возрасту, как правило, определяются и стабилизируются, а на передний план выступают проблемы помощи, с одной стороны, вступающим в самостоятельную жизнь детям, с другой — пожилым родителям.
В процессе старения когнитивной сферы большинство сенсорных функций у человека существенно ухудшается. Те интеллектуальные функции, которые зависят от скорости выполнения операций, обнаруживают спад в период поздней взрослости. У людей, достигших этого возраста, возрастает время реакции, замедляется обработка перцептивной информации и снижается скорость когнитивных процессов. Динамика характеристик когнитивной сферы у лиц, достигших этого возрастного периода, зависит в значительной степени от субъективных факторов и в первую очередь от особенностей личности конкретного человека. Для периода поздней взрослости характерны специфические изменения в эмоциональной сфере: неконтролируемое усиление аффективных реакций (сильное нервное возбуждение) со склонностью к беспричинной грусти, слезливости. В старости ослабление аффективной жизни лишает красочности и яркости новые впечатления, отсюда привязанность к прошлому, власть воспоминаний. Особое значение в период поздней взрослости приобретают семейные отношения, которые дают человеку ощущение защищенности, стабильности и прочности, позволяют почувствовать себя более устойчиво, во многом определяя радости, горести и заботы пожилого человека. Степень социальной активности все больше снижается и у многих ограничивается семейным общением и общением с ближайшим окружением.
Контрольные вопросы и задания
1. Каковы основные особенности когнитивного развития человека на разных этапах возрастного развития?
2. Каковы основные особенности эмоционального развития человека на разных этапах возрастного развития?
3. Каковы основные особенности развития мотивационно-потребностной сферы человека на разных этапах возрастного развития?
4. Каковы основные поведенческие особенности человека на разных этапах возрастного развития?
5. Каковы основные особенности развития Я-концепции человека на разных этапах возрастного развития?
6. «Нарисуйте» словесный портрет типичного, по вашему мнению, подростка.
7. Назовите наиболее существенные личностные характеристики взрослого человека, отличающие его от молодых людей, которые в своем развитии не вышли еще из периода юности.
8. Представьте, что перед вами группа людей и все они в возрасте от 40 до 60 лет. И вам предложено, используя разные методики, определить, кто из этих людей по особенностям психики наиболее ярко представляет свою возрастную группу — среднюю взрослость. Какие характеристики, черты и качества вы прежде всего будете искать в людях, решая эту задачу?
Лекция по теме «Психическое развитие на этапах ранней, средней и поздней взрослости»
Тема 10. Психическое развитие на этапах ранней, средней и поздней взрослости
План
1. Возрастная периодизация фаз развития взрослого человека.
2. Социальный контекст развития в ранней взрослости.
3. Когнитивное развитие и профессиональная деятельность на этапах ранней, средней и поздней взрослости.
4. Личностное развитие на этапах ранней, средней и поздней взрослости.
1вопрос. Возрастная периодизация фаз развития взрослого человека.
В настоящее время существует несколько точек зрения на периодизацию фаз развития взрослого человека. Некоторые отечественные антропологи начало зрелости называют юностью. Например, по мнению В.В. Гинсбурга, этот период у мужчин охватывает время от 16-18 до 22-24 лет, у женщин – от 15-16 до 22-24 лет; В.В. Бунак считает, что ранняя юность ограничена 17-20 годами, а поздняя юность охватывает период от 20 до 25 лет. Расходятся мнения и зарубежных учёных: Д.Б. Бромлей называет ранней взрослостью период от 21 до 25 лет, Д. Биррен объединяет юность и раннюю взрослость в один общий период – от 17 до 25 лет.[1,с.38-51 ]
Ещё большей неопределённостью отличаются характеристики и временные границы среднего возраста или средней взрослости: от 20 до 35 лет (Д. Векслер), 25-40 (Д.Б. Бромлей), 25-50 (Д. Биррен), 36-60 лет (согласно международной классификации возрастов). Биррен обозначает весь диапазон развития между юностью и старостью как периоды зрелости: Д.Бромлей – как периоды взрослости, а В.В. Гинсбург и В.В. Бунак ранний период называют возмужалостью, а поздний (40-55 лет) – зрелостью.
Нижняя граница взрослости располагается, по Д. Биррену, в 17 лет (завершение юности), по Д.Б. Бромлею – в 21 год, по международной классификации; в 20 лет – для женщин и 21 год – для мужчин, по В.В. Бунаку – в 25 лет и т.д. Наряду с включением юности в ряд взрослых периодов имеется тенденция выделить большую группу возрастных зон, объединённых процессом завершения, социализации и становления системы социальных ролей – “молодёжь”, в которую включаются люди в возрастных пределах от 14 до 30 или 35 лет. Показательно и то, что все возрастные периоды в пределах зрелости округляются и измеряются 15-25 годами каждый, за исключением ранней взрослости, длящейся по Д.Б.
Бромлею, всего 4 года (от 21 до 25 лет), а по Д. Биррену – 8 лет (от 17 до 25 лет)[2, c.17-25].
В современной психологии обычно этап взрослости подразделяется на 3 периода:
— ранняя взрослость(20-40лет),
— средняя взрослость(40-60 лет),
— поздняя взрослость(60 и старше)[1,с. 14-29]. Описаны кризисы взрослости:
— кризис юности(17-22года),
— кризис молодости(28-32года), — кризис взрослости(40-45 лет), — кризис зрелости(55-60лет).
Период ранней взрослости (20-40 лет) характеризуется завершением перехода от юности к статусу взрослости.
Задания для студентов:
1.В чем заключаются проблемы возрастной периодизации на этапе взрослости? 2.В чем отличие кризисов взрослости от кризисов детства?
2. Социальный контекст развития на этапах ранней, средней и поздней взрослости. Период ранней взрослости характеризуется освоением профессиональной деятельности, самосовершенствованием, созданием семьи, воспитанием детей, особенностями организации свободного времени (досуга), которая позволяет воплотить в жизнь нереализованный потенциал личности. Таким образом, каждая сфера человеческой активности характеризуется специфическим характером деятельности и общения: труд – общественно-полезной деятельностью, семья – концентрацией и разнообразием межличностных отношений, досуг – реализацией личностного потенциала. Ведущим фактором развития в данный период является трудовая деятельность, а главными условиями – профессиональная деятельность и семейная жизнь.
Создание семьи – очень важный шаг в жизни любого человека, который обусловливается следующими мотивами: любовь, духовная близость, материальный расчет, психологическое соответствие и моральные соображения. От того, на какие ценности ориентируется человек при создании семьи, будет зависеть его будущее. Роль мотивационной сферы очень велика, потому что в этот жизненный период человек вступает во взрослую жизнь и ему предстоит решить многие проблемы, среди которых создание семьи, рождение детей, выбор профессии. Еще одним важным шагом, которым человек определяет свое будущее, является выбор профессии. Человек, делая данный выбор, руководствуется практическими соображениями, родительскими установками, желанием реализовать свои способности, интересом к профессии и ориентацией на сложившуюся систему ценностей, которая может изменяться с возрастом.
Замечено, что ближе к 30 годам на смену романтически окрашенным ценностям приходят более практичные. Главными становятся внешние факторы мотивации труда: заработная плата и материальное поощрение. Человек уже реально оценивает свои возможности, корректирует жизненные ценности и уровень притязаний.
По мнению Э.Эриксона, главная проблема, требующая своего разрешения в ранней взрослости – противоречие между близостью и изоляцией.
Л.А. Регуш выделяет главные проблемы психического развития, которые могут возникнуть в периоде ранней взрослости: — одиночество как образ жизни,
-проблемы, связанные с профессиональной деятельностью,
— проблемы, связанные с семейной жизнью.
В 40–60 лет человек оказывается в условиях, психологически отличающихся от прежних. К этому времени он приобретает богатый жизненный и профессиональный опыт; дети становятся взрослыми и отношения с ними меняются, начинают носить другой характер; стареют родители, которым становится необходима помощь.
В организме человека начинают происходить закономерные для данного возраста физиологические изменения, к которым ему приходится приспосабливаться. Эти изменения носят следующий характер: ухудшается общее самочувствие, зрение, замедляются реакции, ослабевает сексуальная потенция у мужчин, женщины переживают период климакса, причем некоторые переносят его очень тяжело и физически и психологически.
Многие ученые называют период старше 60 лет геронтогенезом, или периодом старения. Изучением этого возраста занимается наука геронтология. Геронтология – это область знаний, изучающая процесс старения человека.
Старость является завершающим этапом жизни человека. Люди, достигшие этого возраста, подразделяются на три группы: 1) люди пожилого возраста; 2) люди старческого возраста; 3) долгожители.
Пожилой возраст считается переходным состоянием от зрелости к старости. Главной его особенностью является процесс старения, который генетически запрограммирован. В этом возрасте человек уже не так силен физически, как прежде, уменьшается общий запас энергии, ухудшается деятельность сосудистой и иммунной систем, т. е. происходит общее старение организма.
Задания для студентов:
1.В чем заключаются задачи развития в ранней взрослости?
2.Каковы основные задачи развития на этапах средней и поздней взрослости?
3. С какими проблемами в профессиональной жизни могут столкнуться люди средней взрослости?
3. Когнитивное развитие и профессиональная деятельность на этапах ранней, средней и поздней взрослости.
В этот период познавательные психические процессы развиваются неравномерно. Интеллектуальное развитие, человека, достигшего ранней взрослости, проходит во взаимодействии с формированием или трансформацией его личности. Взрослый человек может самостоятельно контролировать ход своего интеллектуального развития и добиваться больших результатов, связанных с трудом или творчеством. Успешность человека зависит от степени его одаренности, уровня образованности и правильно выбранного рода деятельности. Этот факт свидетельствует о том, что развитие когнитивной сферы человека имеет индивидуально обусловленный характер.
Развитие интеллекта в молодости связано с развитием творческих способностей. Отмечается тенденция к росту оценок по тестам интеллекта Главным достижением является понимание противоречий, умение синтезировать, интегрировать идеи и точки зрения. Особо важный аспект диалектического мышления взрослых — интеграция реального и идеального. Суть когнитивного развития состоит в гибком использовании интеллекта. Это период достижений, в котором человек воплощает в реальной жизни свои способности думать, решать проблемы, принимать решения.
Ведущим видом деятельности становится труд, успешная профессиональная деятельность, которая обеспечивает самоактуализацию личности. На первый план выходят проблемы помощи детям, отношения в семье, с супругом, стабилизируются.
Так как средняя взрослость – период активного труда, то человек все свое свободное время в основном тратит на работу.
Наблюдается снижение характеристик психофизических функций, однако это не отражается на функционировании когнитивной сферы человека. Работоспособность остается на том же уровне и позволяет сохранять трудовую и творческую активность. В этом возрасте еще продолжается развитие способностей, связанных с профессиональной и повседневной деятельностью.
В среднем возрасте интенсивность инволюции интеллектуальных функций человека зависит от одаренности и образования, которые противостоят старению, затормаживая инволюционный процесс. Главным достижением этого возраста является обретение состояния мудрости: человек умеет оценивать события и информацию в более обширном контексте, чем раньше, способен справляться с неопределенностью и др.
Большинство сенсорных функций ухудшается, поэтому происходят изменения в развитии когнитивной системы. Больше всего страдают интеллектуальные функции. Динамика этих процессов зависит от субъективных факторов, особенностей личности, области профессиональной деятельности.
Память основывается на логических связях, которая тесно связана с мышлением, поэтому мышление пожилого человека весьма развито.
Задания для студентов:
1. Каковы отличительные признаки когнитивного развития в период ранней взрослости?
2.Как изменяется интеллект на этапах средней и поздней взрослости?
3. Что такое мудрость?
4. Личностное развитие на этапах ранней, средней и поздней взрослости.
На самосознание, самооценку, «Я-концепцию» оказывают влияние следующие факторы: самоопределение личности в качестве сексуального партнера, супруга, родителя, профессионала и гражданина.
В соответствии с осознанием своих физических особенностей, осознанием психологического возраста, профессиональной ориентации и основными личными и социальными установками в целостную «Я-концепцию» включаются новообразования, которые отражают зрелость личности.
Главными проблемами в эмоциональной сфере, требующими обязательного разрешения именно в период ранней взрослости, являются достижение идентичности и близости. Эмоциональная близость в человеческих отношениях выступает как основа любви. Чувство любви имеет глубоко интимный характер и сопровождается ситуативно возникающими и изменяющимися эмоциями нежности, восторга, ревности, которая зачастую выражается в виде гнева, печали, злости, обиды, разочарования и других эмоций. Любовь охватывает достаточно широкий круг эмоциональных явлений, различающихся глубиной, силой и другими характеристиками: от сравнительно слабо выраженных отношений (симпатии) до целиком захватывающих человека переживаний, достигающих силы страсти.
В основном эмоциональная сфера человека в этом возрасте уже сформирована и стабильна. В ранней взрослости происходит развитие комплекса эмоций, таких как эмоция родительских отношений, включающих в себя радость от общения с ребенком, чувство привязанности и доверия, особая чувствительность к потребностям ребенка, чувство интереса к ребенку, восхищения и гордости за него.
Эмоциональная сфера в это время развивается неравномерно. Средний возраст – это период расцвета семейной жизни, карьеры и творческих способностей. Труд занимает главную позицию и становится важнейшим источником человеческих чувств. На эмоциональное состояние начинает влиять успешность трудовой деятельности.
В этом возрасте люди более подвержены стрессу, чем в годы молодости, нередко страдают от депрессии, испытывают чувство одиночества. Кроме того, человек начинает задумываться о том, что смертен и его время уходит.
Меняется структура мотивации, так как у человека появляется желание действовать без промедления и тут же получать результат, т. е. он стремится сразу удовлетворить свои потребности. Основными потребностями являются реализация своего творческого потенциала, необходимость передать свой опыт другому поколению, корректировка деятельности, забота о сохранении близких отношений с родными и друзьями, подготовка к спокойной и обеспеченной жизни в старости. В результате этого происходят осмысление и переоценка жизни в целом, корректировка сложившейся системы ценностей в трех сферах: личной, семейной и профессиональной.
«Я-концепция» обогащается новыми «Я-образами» с учетом постоянно меняющихся ситуационных отношений и вариации самооценки. Суть «Я– концепции» – самоактуализация в пределах нравственных правил и личностных самооценок. Для самооценки характерна тенденция усиления когнитивного (познавательного) компонента.
Осознанное, взвешенное, реалистичное отношение к себе ведет к тому, что знания о себе начинают регулировать и вести за собой эмоции, адресующиеся к собственному «Я». Самооценки приобретают обобщенный характер.
«Я-образ» развивающейся личности превращается в «Я-образ», связанный с развитием других людей (детей, учеников, сослуживцев).
В этот период наблюдается так называемый «кризис середины жизни» (40–45 лет). Человек переоценивает свои достижения и критически оценивает себя. У многих возникает ощущение, что «жизнь прошла бессмысленно, и время уже потеряно». В результате могут развиться депрессивные состояния.
Многие считают, что лучшие годы жизни – это период до сорока лет, а период после сорока – это гигантская «черная дыра», в которой предстоит провести остаток жизни, что в этом возрасте прекращаются нравственный рост и развитие человека, что человеку «за сорок» придется распроститься с юношескими мечтами и планами в отношении профессиональной карьеры, семейной жизни, личного счастья. Американский психолог Р. Кесслер считает такое мнение ошибочным: «Все говорит о том, что средний возраст – это лучшее время жизни. Вас еще не беспокоят болезни и недомогания пожилого возраста, и вы уже не мучитесь тревогами молодых людей: полюбит ли кто-нибудь меня? смогу ли я когданибудь добиться успеха в своей работе?»
Исследователи поддерживают точку зрения Кесслера и считают кризис середины жизни скорее исключением, чем правилом. У многих людей переход в средний возраст протекает спокойно, они считают его периодом, связанным с переопределением целей. Данная переориентация предполагает сравнение себя с другими людьми, ставившими аналогичные цели в той же профессиональной деятельности. Американский ученый К. Рифф говорил: «Чем лучше ваше психическое здоровье, тем реже вы сравниваете себя с людьми, которые заставляют почувствовать вас неполноценным».
Однако данный возраст для многих становится кризисным потому, что происходит рост противоречий между целостностью мировоззрения и однолинейностью развития, в результате чего человек может утратить смысл жизни. Если возникает кризис, то единственным выходом из положения становится обретение нового смысла: в общечеловеческих ценностях, развитии интереса к будущему, к новым поколениям. Если человек будет «зацикливаться» на себе, то со временем его начнут одолевать болезни и разовьется новый кризис. Замечено, что кризису середины жизни подвержены люди, склонные избегать самоанализа, не замечающие перемен в жизни и организме, использующие механизм отрицания. Американские ученые отметили, что кризис среднего возраста у состоятельных людей наблюдается чаще, чем у малоимущих и представителей рабочего класса.
В эмоциональной сфере появляется неконтролируемое усиление аффективных реакций (сильное нервное возбуждение) со склонностью к беспричинной грусти и слезливости. Человек становится эгоцентричным, менее чутким, погружается в себя; снижается способность справляться с трудными ситуациям. Отмечается, что мужчины становятся более пассивными, а женщины – агрессивными, практичными, властными.
В аффективной сфере прослеживается привязанность к прошлому и наличие воспоминаний.
Пожилые люди часто думают о смерти, но не боятся наступления этого дня.
Выход на пенсию изменяет положение и роль человека в обществе, что сказывается на его мотивационной сфере. Мотивацией 60-летнего человека является потребность в самореализации, созидании и передаче духовного наследия. После 70 лет актуальной становится другая проблема: поддержание здоровья на должном уровне. Появляется интерес к коллекционированию, занятиям музыкой, живописью и т. д.
Главным для пожилого человека становятся семейные отношения, которые придают ему ощущение защищенности, стабильности и прочности, определяя его радости и горести. «Я-концепция» в старости также претерпевает изменения. Человек старается интегрировать свое прошлое, настоящее и будущее, понять связи между событиями собственной жизни. Этот процесс будет эффективным, если индивид успешно разрешает нормативные кризисы и конфликты, способен к выработке адаптивных личностных свойств, умеет извлекать полезные уроки из прошлых неудач, способен аккумулировать энергетический потенциал всех пройденных стадий. У человека с позитивной и деятельной «Я-концепцией» и в поздние годы продолжается личностное развития и отмечается оптимистический подход к жизни, который позволяет притормозить процесс старения.
Сохранность трудоспособности в пожилом и старческом возрасте зависит от продолжительности трудовой деятельности человека. Физическое здоровье, способности, сформированные способы деятельности, уровень образования – все это также влияет на сохранность трудоспособности. Многие известные писатели, художники, музыканты, ученые до глубокой старости занимались плодотворной деятельностью (В. Гюго, И. Кант, Л.Н. Толстой и др.)
Факторами, определяющими поведение пожилого человека являются: снижение психофизических возможностей, пол, тип личности, постепенный уход из активной социальной жизни, материальное благосостояние, потеря близких людей и одиночество, сознание приближающегося окончания жизни. Происходит сужение физического мира и резко возрастает интерес к религии.
Ведущими факторами развития в старости становятся самоактуализация «Я» и ориентация на творческую активность. Человек способен сохранять и реализовывать свой творческий потенциал до глубокой старости при счастливом сочетании природных особенностей организма, способностей, творческой активности и работоспособности, высокого уровня образования.
Задания для студентов:
1.Чем отличается развитие мужчин и женщин в период ранней взрослости?
2.Каковы особенности Я-концепции человека в период ранней взрослости?
3.Какие позитивные и негативные стереотипы старости существуют в нашем обществе?
4.Какие личностные и характерологические изменения свойственны нормальному старению.
Выводы: основными психическими новообразованиями ранней взрослости являются: способность к установлению близких отношений без страха потерять собственную идентичность; диалектическое мышление и гибкое использование интеллекта для решения реальных жизненных проблем; кристаллизация чувства личной идентичности, включающее личную, семейную и профессиональную идентичность; формирование моделей материнства-отцовства; выбор жизненных стратегий и построение «стиля проживания жизни».
Основными психическими новообразованиями средней взрослости являются способность к достижениям, к продуктивности, к достижению акме – творческой, профессиональной, социальной, личностной зрелости. Достигается новый уровень интеллектуального развития – возможность использовать когнитивные способности, утверждение своих личностных смыслов, самореализация.
Основными психическими новообразованиями поздней взрослости являются эгоинтеграция, принятие своей прошлой жизни, самоопределение по отношению к настоящей жизни, нахождение ее смысла для себя, построение новой стратегии жизни, феномен мудрости.
8 важных характеристик взрослых учащихся
Резюме: Взрослые характеризуются зрелостью, уверенностью в себе, автономией, твердым принятием решений и, как правило, более практичны, многозадачны, целеустремленны, самостоятельны, опытны, менее открыты и восприимчивы к изменениям. Все эти черты влияют на их мотивацию, а также на их способность к обучению. Итак, давайте посмотрим на когнитивные и социальные характеристики взрослых учащихся, а также на то, что необходимо знать разработчикам учебных программ, чтобы создать правильное содержание и структуру курса и скорректировать их отношение.
- Самостоятельность
Взрослые чувствуют необходимость брать на себя ответственность за свою жизнь и решения, и поэтому для них важно иметь контроль над своим обучением . Таким образом, самооценка, равноправные отношения с инструктором, несколько вариантов и первоначальная, но неуловимая поддержка — все это обязательно. - Практичны и ориентированы на результат
Взрослые учащиеся обычно практичны, возмущаются теорией, нуждаются в информации, которая может быть немедленно применима к их профессиональным потребностям, и обычно предпочитают практические знания, которые улучшат их навыки, облегчат их работу и повысят их уверенность . Вот почему важно создать курс, который будет охватывать их индивидуальные потребности и иметь более утилитарное содержание. - Менее открытый И, следовательно, более устойчивый к изменениям.
Зрелость и глубокий жизненный опыт обычно ведут к ригидности, которая является врагом обучения. Таким образом, педагогических дизайнеров должны предоставить «почему» изменения, новые концепции, которые можно связать с уже установленными, и способствовать необходимости изучения. - Медленное обучение, но более комплексное знание
Старение влияет на обучение. Взрослые стремятся к обучаются менее быстро с возрастом. Тем не менее, глубина обучения имеет тенденцию увеличиваться с течением времени, выводя знания и навыки на беспрецедентный личный уровень. - Использовать личный опыт в качестве ресурса
Взрослые прожили дольше, увидели и сделали больше, склонны связывать свой прошлый опыт с чем-то новым и подтверждать новые концепции на основе предыдущего обучения. Вот почему так важно сформировать класс из 90 006 взрослых 90 008 с одинаковым жизненным опытом, поощрять обсуждение и обмен мнениями и, как правило, создавать учебное сообщество, состоящее из людей, способных к глубокому взаимодействию.Создайте лучший опыт непрерывного образования для своих взрослых учащихся!
Найдите, выберите и сравните лучшие поставщики авторских инструментов электронного обучения для непрерывного образования!
Найдите подходящего поставщика
- Мотивация
Обучение во взрослом возрасте обычно является добровольным. Таким образом, посещение школы является личным выбором для улучшения профессиональных навыков и достижения профессионального роста. Эта мотивация является движущей силой обучения, и именно поэтому крайне важно использовать внутренний импульс учащегося с помощью правильного материала, побуждающего к размышлениям, который ставит под сомнение общепринятое мнение и стимулирует его ум. - Многоуровневые обязанности
Взрослые ученики должны много жонглировать; семья, друзья, работа и потребность в личном качественном времени. Вот почему взрослому труднее выделить место для обучения, а расставить приоритеты абсолютно необходимо. Если его жизнь уже требовательна, то результат обучения будет скомпрометирован. Принимая это во внимание, педагогический дизайнер должен создать гибкую программу, приспособиться к плотному графику и принять тот факт, что личные обязательства могут помешать процессу обучения. - Высокие ожидания
У взрослых учащихся большие ожидания. Они хотят, чтобы их учили вещам, которые будут полезны в их работе, ожидают немедленных результатов, ищут курс, который будет стоить их времени и не будет пустой тратой их времени или денег. Вот почему важно создать курс, который будет максимально использовать их преимущества, отвечать их индивидуальным потребностям и решать все проблемы обучения.
Какие еще характеристики взрослых учащихся вы хотели бы добавить?
Вам также может пригодиться:
- 17 советов по мотивации взрослых учащихся
- Теория обучения взрослых — андрагогика — Малкольма Ноулза
Не в последнюю очередь, но не в последнюю очередь, я настоятельно рекомендую вам посмотреть следующее короткое видео от команды PC3, посвященное теории Малкольма Ноулза об андрагогике или обучении взрослых .
Для просмотра этого видео у вас должны быть включены рекламные файлы cookie.Здесь вы можете настроить параметры файлов cookie.
Изменение черт личности во взрослом возрасте
- Список журналов
- Рукописи авторов HHS
- PMC2743415
Являясь библиотекой, NLM предоставляет доступ к научной литературе. Включение в базу данных NLM не означает одобрения или согласия с содержание NLM или Национальных институтов здравоохранения. Узнайте больше о нашем отказе от ответственности.
Curr Dir Psychol Sci. Авторская рукопись; доступно в PMC 2009 14 сентября. 2008 г., 1 февраля; 17(1): 31–35.
doi: 10.1111/j.1467-8721.2008.00543.xPMCID: PMC2743415
NIHMSID: NIHMS115884
PMID: 1975 6219
1 и 2
Информация об авторе Информация об авторских правах и лицензии Отказ от ответственности
Недавние продольные и поперечные исследования старения показали, что черты личности продолжают меняться во взрослом возрасте. В этой статье мы рассматриваем данные об изменении личностных черт на среднем уровне, а также об индивидуальных различиях в изменении на протяжении всей жизни. Что касается изменения среднего уровня, то с возрастом люди проявляют повышенную уверенность в себе, теплоту, самоконтроль и эмоциональную стабильность. Эти изменения преобладают в молодом взрослом возрасте (20–40 лет). Более того, среднее изменение личностных черт происходит в среднем и пожилом возрасте, что свидетельствует о том, что личностные черты могут измениться в любом возрасте. С точки зрения индивидуальных различий в изменении личности люди демонстрируют уникальные модели развития на всех этапах жизненного пути, и эти модели, по-видимому, являются результатом специфического жизненного опыта, относящегося к этапу жизни человека.
Ключевые слова: развитие личности, черты личности, изменение среднего уровня, индивидуальные различия в изменении
Черты личности определяются как относительно устойчивые модели мыслей, чувств и поведения, которые отличают людей друг от друга. Будут ли личностные черты продолжать развиваться во взрослом возрасте, частично зависит от того, как человек определяет понятие «относительно устойчивый». В прошлом некоторые исследователи считали эту фразу означающей — и эмпирическая литература указывает на то, что черты личности перестают меняться во взрослом возрасте (McCrae & Costa, 19). 94). С 1994 г. перекрестные и лонгитюдные исследования изменений личностных черт во взрослом возрасте заставили пересмотреть предположение о том, что личностные черты не меняются во взрослом возрасте (например, Mroczek & Spiro, 2003; Roberts, Walton, & Viechtbauer, 2006; Srivastava). , Джон, Гослинг и Поттер, 2003 г.). Исследования показывают, что черты личности продолжают меняться во взрослом возрасте и часто в пожилом возрасте, и что эти изменения могут быть весьма существенными и последовательными. В этой статье мы представляем обзор доказательств изменения личностных черт во взрослом возрасте и обрисовываем некоторые из возможных причин этих изменений. Прежде чем мы обсудим эти результаты далее, мы опишем, что мы подразумеваем под изменением.
Исследователи часто не могут объяснить, что они имеют в виду, когда описывают личность как постоянную или изменчивую. Часть трудностей возникает из-за множества показателей для отслеживания преемственности и изменений, таких как изменение среднего уровня, согласованность ранжирования (относительное упорядочение людей во времени), структурная согласованность (например, сходные структуры факторов во времени) и индивидуальные различия. в изменении. Полное понимание преемственности и изменения личности может быть достигнуто только путем тщательного изучения множества показателей, поскольку они часто независимы друг от друга и, следовательно, дают разные ответы на вопрос: «Изменяются ли черты личности?» (Робертс, Вуд и Каспи, в печати).
В этой статье мы сосредоточимся исключительно на изменении среднего уровня и индивидуальных различиях в изменении, потому что эти индексы самым непосредственным образом отражают увеличение или уменьшение признаков на уровне популяции (изменение среднего уровня) и на индивидуальном уровне (индивидуальные различия в изменение) соответственно. Изменение среднего уровня относится к приросту и/или утрате определенных личностных качеств в течение заранее определенного периода времени и возраста на протяжении жизни для популяции людей. Индивидуальные различия в изменениях отражают отклонения от этих общих моделей среднего уровня. То есть некоторые люди изменятся намного больше или меньше нормы.
Недавние перекрестные и лонгитюдные исследования пришли к выводу, что развитие личностных черт может происходить и действительно происходит во всех возрастных периодах взрослой жизни, включая пожилой возраст. В частности, поперечное исследование показало, что люди среднего возраста, как правило, имеют более высокие баллы по сравнению с молодыми людьми по доброжелательности и добросовестности и ниже по экстраверсии, невротизму и открытости (Srivastava, John, Gosling, & Potter, 2003). Более того, в среднем возрасте 60-летние участники набрали больше баллов, чем 40-летние участники по большинству параметров (хотя следует отметить, что эти результаты могут быть искажены когортными эффектами, такими как исторические события или изменения культурного климата).
Продольные исследования, в основном западных культур, дали поразительно схожие результаты. Изменения среднего уровня личностных черт были недавно изучены в метаанализе 92 лонгитюдных исследований, охватывающих жизненный путь от 10 до 101 года (Roberts, Walton, & Viechtbauer, 2006). Как и в перекрестных исследованиях, в какой-то момент жизни были обнаружены значительные изменения среднего уровня во всех доменах признаков, а статистически значимые изменения были обнаружены в 75% личностных качеств в среднем возрасте (40–60 лет) и пожилом возрасте. (60+). Очевидно, что черты личности продолжают развиваться во взрослом возрасте.
Графики, показывающие кумулятивные изменения на протяжении всей жизни, показаны на . Результаты были организованы в соответствии с модифицированной структурой Большой пятерки (например, экстраверсия, доброжелательность, добросовестность, эмоциональная стабильность и открытость опыту), в которой область экстраверсии была далее разделена на подобласти социальной жизнеспособности (например, общительность) и социальной активности. доминирование (например, напористость). Результаты показали, что люди со временем стали более социально доминирующими, особенно в молодом возрасте. Социальная жизнеспособность показала небольшой рост в подростковом возрасте, а затем небольшое снижение в более позднем возрасте. Хотя большая часть изменений в отношении к уступчивости была положительной, увеличение было статистически значимым только в пожилом возрасте. В подростковом возрасте у людей мало что изменилось в добросовестности, но затем они продемонстрировали значительный прогресс в юношеском и среднем возрасте. Эмоциональная стабильность неуклонно увеличивалась в среднем возрасте. Наконец, люди продемонстрировали увеличение открытости опыту в подростковом возрасте, а затем аналогичное снижение в старости. Совокупное количество изменений личностных черт во взрослом возрасте для нескольких доменов черт превысило одно полное стандартное отклонение.
Открыть в отдельном окне
Изменение черт личности с течением времени для шести доменов черт. Эти графики были созданы путем сложения средних величин стандартизированных изменений среднего уровня за отдельные десятилетия жизненного пути вместе, исходя из предположения, что изменение личностных черт может быть кумулятивным. Экстраверсия разбита на составляющие ее поддомены социальной жизнеспособности и социального доминирования.
Из этих исследований можно сделать несколько важных выводов о развитии личности. Во-первых, самые средние изменения личностных качеств происходят в возрасте от 20 до 40 лет. Это противоречит широко распространенной точке зрения, согласно которой самые интересные годы для изучения развития личности приходятся либо на ранние, либо на поздние периоды жизни. Скорее, юношеская взрослость кажется наиболее важным периодом. Мы считаем, что это открытие открывает новую область в науке о развитии, поскольку причинам и механизмам, ответственным за изменение личностных черт в молодом взрослом возрасте, уделялось мало эмпирического или теоретического внимания.
Во-вторых, черты личности продолжают меняться даже в пожилом возрасте. Одна из заповедей ориентации на продолжительность жизни состоит в том, что люди представляют собой открытые системы (например, Baltes & Nesselroade, 1973). То есть люди сохраняют способность меняться в любом возрасте. Изменения черт личности в среднем и пожилом возрасте отнюдь не драматичны, но тем не менее они показывают, что жизненная ориентация распространяется на черты личности и что личность не застыла как пластырь на любом этапе жизненного пути.
В-третьих, время положительно влияет на изменение личностных качеств. Исследования, которые наблюдают за людьми в течение более длительного периода времени, показывают более значительные изменения среднего уровня. Положительная связь между временем и изменением среднего уровня важна для теоретических моделей человеческой природы. Распространено предположение, что черты личности действуют как метаболические установки. Люди могут ненадолго отклониться от своей биологической склонности, но затем они будут иметь тенденцию возвращаться к своей генетической установке. В рамках этих типов моделей можно было бы ожидать обнаружения отрицательной или нулевой связи между временем и изменением среднего уровня, потому что любое изменение будет представлять собой краткосрочные колебания, которые исчезают, когда люди возвращаются к своей биологически обусловленной контрольной точке. Однако время положительно связано с изменением личностных черт, что указывает на то, что модель сильной установки не применима к развитию личностных черт. То есть, когда люди меняются, то, как правило, сохраняют изменения в чертах личности до конца своей жизни.
В-четвертых, направление изменений явно положительное. С возрастом люди становятся более уверенными в себе, теплыми, ответственными и спокойными — или, как говорят некоторые, социально зрелыми (Roberts & Wood, 2006). Социальная зрелость приравнивается к способности стать продуктивным и вовлеченным участником общества. Более того, те, у кого основные черты психологической зрелости развиваются раньше, более эффективны в своих отношениях и работе и ведут более здоровую и долгую жизнь (Roberts, Kuncel, Shiner, Caspi, & Goldberg, 2007).
Недавние открытия вызывают новое поколение вопросов, касающихся того, почему черты личности меняются больше в юношеском возрасте, чем в другие периоды жизни, и каковы могут быть последствия преимущественно положительной тенденции в изменении черт личности. Конечно, одна из реалий любого широкого обобщения состоит в том, что оно применимо не ко всем людям. Большая часть этих исследований должна быть воспроизведена в незападных культурах, прежде чем будут сделаны твердые выводы. Более того, некоторые люди не в состоянии соответствовать общим тенденциям, не меняясь вообще, ускоряя свои модели изменений со временем или меняясь способами, которые противоречат нормативным тенденциям. Эти отклонения охватываются концепцией индивидуальных различий в изменении личностных черт.
Представьте, что вы отслеживаете изменения экстраверсии в течение 10 лет у трех человек. Лидия не показывает никаких изменений за 10 лет. Оливия уменьшает полное стандартное отклонение за тот же период. А Уилл увеличивает половину стандартного отклонения. Эти три человека иллюстрируют концепцию индивидуальных различий в изменении: одни люди идут вверх, другие идут вниз, а некоторые остаются прежними. Более того, среди тех, кто действительно демонстрирует изменения, существует вариабельность в том, насколько сильно происходят изменения. Оливия и Уилл изменились, но также различались по количеству изменений (один против половины стандартного отклонения).
Эта концепция индивидуальных различий в изменении — краеугольный камень теории продолжительности жизни и развития (Baltes & Nesselroade, 1973) — относится к приобретениям или потерям (или их отсутствию) на абсолютных уровнях личностной черты, которые индивидуум испытывает в течение жизни. время. Это изменения, которые отклоняются от модели изменения среднего уровня населения. За последние 10 лет все большее число исследователей выдвигают концепцию индивидуальных различий на первое место в изучении развития личности (Mroczek & Spiro, 2003; Roberts, 19).97). Эта новая точка зрения утверждает, что изменение личности (и стабильность) является переменной индивидуальных различий и что полное понимание развития личности возможно только в том случае, если индивидуальные различия в изменении личностных черт рассматриваются наряду с более традиционными показателями развития.
Основное эмпирическое препятствие, которое необходимо решить, состоит в том, чтобы определить, являются ли индивидуальные различия в изменениях реальными или они просто отражают ошибку измерения (Watson, 2004). Необходимость ответить на этот вопрос побудила многих исследователей развития личности использовать методы измерения количества и характера изменений с течением времени. Одним из индексов, взятых из клинической психологии, является Индекс надежных изменений (RCI; Roberts, Caspi, & Moffitt, 2001). RCI измеряет количество изменений, которые происходят, по сравнению с количеством изменений, которые можно было бы ожидать, учитывая тот факт, что меры не являются абсолютно надежными. С помощью индекса RCI исследователи установили наличие достоверных индивидуальных различий в изменениях в детстве, юности, молодости и среднем возрасте (Roberts, Wood, & Caspi, в печати). В качестве альтернативы лучшей процедурой для установления наличия надежных индивидуальных различий в изменениях является моделирование роста, основанное на множественных волнах данных для более точной оценки изменений (Singer & Willett, 2003). За последние 10 лет число моделей роста личностных черт, использующих множественные измерения, увеличилось (например, Helson, Jones, & Kwan, 2002; Mroczek & Spiro, 2003; Small, Hertzog, Hultsch, & Dixon, 2003). В совокупности эти исследования установили, что черты «большой пятерки» демонстрируют безошибочную изменчивость у разных людей по направлению и скорости изменения.
Как только установлено существование надежных индивидуальных различий в изменении личностных черт, встает неотложный вопрос, почему происходят эти изменения. Ряд исследований показал, что жизненный и рабочий опыт связан с изменениями личностных качеств (для обзора см. Roberts, Wood, & Caspi, в печати). Например, у людей, которые в юношеском возрасте делают более успешную и приносящую удовлетворение карьеру, показатели эмоциональной стабильности и добросовестности непропорционально увеличиваются (Roberts, Caspi, & Moffitt, 2003). У мужчин, вступивших в повторный брак в среднем возрасте, снижается невротизм (Mroczek & Spiro, 2003; женщины не изучались). Не все впечатления к лучшему. Люди, совершающие на работе проблемные, контрпродуктивные действия, такие как воровство, агрессия и симуляция, склонны к снижению показателей добросовестности и эмоциональной стабильности (Roberts, Walton, Bogg, & Caspi, 2006).
Одним из преимуществ подхода, основанного на индивидуальных различиях, является то, что он может дать представление о том, почему люди демонстрируют общие, средние тенденции изменения личностных черт, описанные выше. Если большинство, но не все, люди проходят определенный жизненный опыт в определенные периоды жизненного пути, то этот опыт может быть в значительной степени ответственен за общую тенденцию взросления людей, особенно в юношеском возрасте. В частности, было высказано предположение, что квазивсеобщая тенденция инвестировать в социальные роли, связанные с карьерой, семьей и обществом, в юношеском возрасте — процесс, описываемый как социальные инвестиции, — служит катализатором изменения личностных черт (Roberts & Вуд, 2006). В соответствии с тем фактом, что такая смена ролей может помочь объяснить средние изменения личностных качеств, несколько лонгитюдных исследований показали, что участие в стабильном браке и приверженность карьере связаны с повышением социального доминирования, добросовестности и эмоциональной стабильности (Roberts и Вуд, 2006).
Одним из уникальных аспектов изучения индивидуальных различий в изменении является то, что личностные черты считаются результатами, а не предикторами (как их обычно рассматривают). Например, в таких исследованиях, как Roberts (1997), черты личности рассматриваются как следствие опыта работы. Одна из причин рассматривать личностные черты как зависимые переменные заключается в том, что изменение личностных черт может иметь для людей весьма существенное значение. Mroczek и Spiro (2007) продемонстрировали, что долгосрочное усиление невротизма предсказывало смертность в анализе 18-летней выживаемости (в исследовании участвовали мужчины; женщины в этом исследовании отсутствовали). Те, кто начал с высокого уровня невротизма (выше медианы выборки) и увеличился в течение 10 лет, имели более высокую смертность с учетом возраста, депрессии и физического здоровья.
На основе недавних данных о развитии личностных качеств делаются интересные выводы и вопросы. Черты личности являются конструктами развития даже во взрослом возрасте. То, что черты личности меняются во взрослом возрасте и делают это в положительном направлении, не следует воспринимать как окончательное утверждение о развитии личности во взрослом возрасте. Будущие исследования должны будут включать большее методологическое разнообразие, так как слишком многие лонгитюдные исследования полагаются исключительно на самоотчеты о личностных чертах (Watson, 2004). Настоящих межкультурных лонгитюдных исследований мало, поскольку большинство лонгитюдных исследований проводится в США или Европе. Лонгитюдные исследования людей с азиатского и африканского континентов, например, были бы неоценимы для определения того, насколько хорошо эти паттерны обобщаются и действительно ли они универсальны. Кроме того, наше нынешнее понимание и оценка жизненного опыта и ключевых условий развития бедны, поскольку слишком сильно зависят от простых демографических переменных. Область развития личности отчаянно нуждается в более глубоком понимании опыта развития, который влияет на черты личности на протяжении всей жизни. Наконец, эти результаты открывают двери для исследований, выявляющих причинно-следственные механизмы, ответственные за то, почему происходят изменения личностных черт. Жизненный опыт, гены и другие конструкции, такие как когнитивные способности и жизненные цели, могут быть важными механизмами. Мы надеемся, что эти вопросы будут рассмотрены в следующем поколении лонгитюдных исследований.
Мрочек, Д.К., и Спиро, А., III. (2003). (См. Ссылки). Репрезентативное исследование, иллюстрирующее оригинальное исследование моделирования роста и изменения личностных качеств.
Мрочек, Д.К., и Спиро, А., III. (2007). (См. Ссылки). Первое исследование, показывающее, что индивидуальные различия в изменении невротизма предсказывают смертность.
Несселроуд, младший (1991). Межиндивидуальные различия во внутрииндивидуальных изменениях. В LM Collins & JL Horn (Eds.), Лучшие методы анализа изменений (стр. 92–105). Вашингтон, округ Колумбия: Американская психологическая ассоциация. Классическая статья, определяющая индивидуальные различия в изменениях, их важность и различные способы их осмысления и измерения.
Робертс, Б.В., Уолтон, К., и Фихтбауэр, В. (2006). (См. Ссылки). Всесторонний обзор изменения среднего уровня в чертах личности.
Хелсон, Р., Митчелл, В., и Моан, Г. (1984). Личность и модели приверженности и несоблюдения социальных часов. Журнал личности и социальной психологии, 46 , 1079–1096. Историческая классика — одна из первых статей, привлекших внимание к взаимосвязи между жизненным опытом и развитием личностных качеств во взрослом возрасте.
Это исследование было поддержано грантами R01 AG21178 и R01 AG1846 Национального института старения. Мы хотели бы поблагодарить Терезу Кардадор, Дженнифер Смит и Джоша Джексона за комментарии к предыдущим черновикам этой статьи.
- Baltes PB, Nesselroade JR. Анализ развития индивидуальных различий по множеству показателей. В: Nesselroade JR, Reese HW, редакторы. Психология жизненного развития: Методологические вопросы. Нью-Йорк: Академическая пресса; 1973. стр. 219–251. [Google Scholar]
- Helson R, Jones CJ, Kwan SY. Изменение личности за 40 лет взрослой жизни: анализ двух продольных выборок с помощью иерархического линейного моделирования. Журнал личности и социальной психологии. 2002; 83: 752–766. [PubMed] [Google Scholar]
- McCrae RR, Costa PT. Стабильность личности: Наблюдение и оценки. Современные направления психологической науки. 1994; 3: 173–175. [Google Scholar]
- Мрочек Д.К., Спиро А., III Моделирование внутрииндивидуальных изменений личностных черт: результаты исследования нормативного старения. Журналы геронтологии B: Психологические науки и социальные науки. 2003; 58: 153–165. [PubMed] [Академия Google]
- Мрочек Д.К., Спиро А., III Изменение личности влияет на смертность пожилых мужчин. Психологическая наука. 2007; 18: 371–376. [Бесплатная статья PMC] [PubMed] [Google Scholar]
- Roberts BW. Гипс или пластика: связан ли опыт работы с изменением личности у женщин? Журнал Личности. 1997; 65: 205–232. [PubMed] [Google Scholar]
- Робертс Б.В., Уолтон К., Богг Т., Каспи А. Деинвестирование в работу и изменение ненормативных личностных качеств в юношеском возрасте. Европейский журнал личности. 2006; 20: 461–474. [Академия Google]
- Робертс Б.В., Каспи А., Моффитт Т. С детьми все в порядке: рост и стабильность в развитии личности от подросткового возраста до взрослой жизни. Журнал личности и социальной психологии. 2001; 81: 670–683. [PubMed] [Google Scholar]
- Робертс Б.В., Каспи А., Моффитт Т. Опыт работы и развитие личности в юношеском возрасте. Журнал личности и социальной психологии. 2003; 84: 582–593. [PubMed] [Google Scholar]
- Roberts BW, Kuncel N, Shiner R, Caspi A, Goldberg LR. Сила личности: сравнительный анализ прогностической достоверности личностных черт, SES и IQ. Перспективы психологической науки. 2007; 2: 313–345. [Бесплатная статья PMC] [PubMed] [Google Scholar]
- Робертс Б.В., Уолтон К., Фихтбауэр В. Модели среднего уровня изменения личностных черт на протяжении всей жизни: метаанализ лонгитюдных исследований. Психологический вестник. 2006; 132:1–25. [PubMed] [Google Scholar]
- Робертс Б.В., Вуд Д. Развитие личности в контексте неосоциоаналитической модели личности. В: Мрочек Д., Литтл Т., редакторы. Справочник по развитию личности. Махва, Нью-Джерси: Эрлбаум; 2006. С. 11–39. [Google Scholar]
- Робертс Б.В., Вуд Д., Каспи А. Развитие личности. В: Джон О.П., Робинс Р.В., Первин Л.А., редакторы. Справочник личности: Теория и исследования. 3-е изд. Нью-Йорк, штат Нью-Йорк: Гилфорд; (в печати) [Google Scholar]
- Певица Д.Д., Уиллетт Д.Б. Прикладной лонгитюдный анализ: моделирование изменений и возникновения событий. Нью-Йорк: Издательство Оксфордского университета; 2003. [Google Scholar]
- Small BJ, Hertzog C, Hultsch DF, Dixon RA. Стабильность и изменение взрослой личности в течение 6 лет: результаты продольного исследования Виктории. Журналы геронтологии B: психологические науки и социальные науки. 2003; 58: 166–176. [PubMed] [Google Scholar]
- Сривастава С.